Заседание № 241

15.05.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 180715-3 "О внесении изменения в статью 273 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о предоставлении права на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу организациям жилищно-коммунального хозяйства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2615 по 2829 из 7319
Шаталова нет? Нет. Пункт 11. Сергей Васильевич Сафронов здесь? Здесь. Тогда     
переходим к пункту 11. Успеем заслушать доклад основного докладчика. Проект     
федерального закона "О внесении изменения в статью 273 части второй             
Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Совета           
народных депутатов Кемеровской области Сергея Васильевича Сафронова.            
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Васильевич.                                                  
                                                                                
САФРОНОВ С. В., представитель Совета народных депутатов Кемеровской области.    
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Несмотря на то что          
заключение комитета по бюджету на проект закона "О внесении изменения в         
статью 273 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"                
отрицательное, я попросил бы вас очень внимательно послушать и поддержать       
инициативу Кемеровской области, которая поддержана более чем тридцатью          
субъектами Российской Федерации.                                                
                                                                                
Дело в следующем. С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 части второй    
Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на прибыль предприятий, в      
соответствии с требованиями которой налог на прибыль для организаций любой      
формы собственности определяется в том отчетном периоде, в котором              
произведены расходы, независимо от времени фактической оплаты денежных          
средств или иной формы оплаты, и получены доходы, независимо от фактического    
поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав. Таким     
образом, предприятия жилищно-коммунального хозяйства,                           
водопроводно-канализационные, жилищно-эксплуатационные, муниципальные           
тепловые сети, котельные, городские, районные электросети и другие,             
завершившие налогооблагаемый период с фактическими убытками из-за хронических   
неплатежей коммунальных предприятий-смежников, бюджетных организаций, включая   
федеральные, социально-культурных объектов и населения, обязаны исчислить и     
перечислить налог на прибыль, независимо от получения оплаты за свои услуги.    
                                                                                
Специфика жилищно-коммунального хозяйства состоит в том, что, являясь           
предприятиями жизнеобеспечения, они обязаны подавать электроэнергию, тепло,     
воду, принимать стоки, вывозить мусор и так далее, оказывать услуги, в          
общем-то независимо от того, является ли должником школа, больница, детский     
дом, суд, прокуратура, местное отделение казначейства, налоговый орган или      
население. Вот в пояснительной записке есть пример, там показано, каким         
образом ухудшается финансовое состояние коммунального предприятия из-за того,   
что с 1 января прошлого года действует такая глава Налогового кодекса. По       
методу начисления, то есть по предъявленным к оплате счетам, получена прибыль   
горэлектросетью в размере 12 миллионов рублей. По кассовому методу получены     
убытки в сумме 3 миллиона рублей. Горэлектросеть обязана уплатить налог на      
прибыль 24 процента, что составит почти 2,9 миллиона рублей фактически не       
полученной прибыли. Таким образом, при применении практики начисления налога    
на прибыль в соответствии с главой 25 части второй Налогового кодекса, с        
одной стороны, резко ухудшается финансовое состояние предприятий ЖКХ, что       
приводит к их массовому банкротству, а, с другой стороны, в плановые доходы     
бюджетов, в налоговые поступления, будут включены суммы исчисленного налога     
на прибыль, реально финансами не подтвержденные и, стало быть, не оплаченные.   
                                                                                
Я вот тут приведу несколько свежих примеров по нынешнему состоянию, по итогам   
работы за 2002 год. Например, горэлектросетью города Белова за 2002 год         
недополучено из бюджета на возмещение льготным категориям населения 2,6         
миллиона рублей, обязаны уплатить налог 600 тысяч рублей. Другой город          
Кемеровской области с населением около 250 тысяч: не оплачены услуги льготным   
категориям населения в сумме 6,2 миллиона рублей, обязаны уплатить налог на     
неполученные доходы 1,5 миллиона рублей.                                        
                                                                                
Одним из главных аргументов отрицательного заключения, на мой взгляд, служит    
то, что Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам опасается, что        
будет создан прецедент и другие отрасли экономики будут вправе распространять   
действие этой поправки на собственные отрасли. Но я думаю, что на сегодня       
другой более болезненной и больной сферы экономики, чем жилищно-коммунальное    
хозяйство, в России нет.                                                        
                                                                                
Зададимся вопросом: потеряет ли бюджет, бюджеты всех уровней, от того, что      
поправка будет принята и оформлена в виде закона? Нет, не потеряет. Потому,     
что, как я уже показал на примерах, на неполученные доходы начисляется налог    
на прибыль, который, безусловно, не уплачивается. Таким образом, искажаются     
фактические доходы бюджетов, в которые включены были расчетные показатели       
одни, а на практике они гораздо меньше. Поэтому бюджет просто будет честнее,    
я полагаю. А финансово-экономическое состояние предприятий ЖКХ, если вы         
поддержите законопроект, хоть немного, но благодаря этому улучшится.            
                                                                                
У меня всё. Если есть вопросы, я готов ответить.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Сергей Васильевич.               
                                                                                
Валерий Карлович, сколько вам нужно времени для доклада? Пяти минут у нас       
нет, поэтому тогда объявляется перерыв. Содоклад мы выслушаем после перерыва.   
В 12.30 после перерыва мы выслушаем содоклад и уже примем решение по этому      
законопроекту.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
(После перерыва)                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, просьба пройти в зал и                
приготовиться к регистрации. Время - 12.30, уже перерыв закончился, просьба     
пройти в зал. Уважаемые коллеги из фракции КПРФ, Агропромышленной депутатской   
группы, фракции ЛДПР, депутатской группы "Регионы России...", ну, у фракции     
"Отечество - Вся Россия" вроде как есть представители, просьба пройти в зал,    
приготовиться к регистрации.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите режим регистрации.                                         
                                                                                
Кто без карточки или не успел зарегистрироваться, пожалуйста, сделайте это в    
секретариате.                                                                   
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты регистрации.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (12 час. 30 мин. 46 сек.)                 
Присутствует                  318 чел.             70,7%                        
Отсутствует                   132 чел.             29,3%                        
Всего депутатов               450 чел.                                          
Не зарегистрировано           132 чел.             29,3%                        
Результат: кворум есть                                                          
                                                                                
Кворум имеется. Можем продолжать работу.                                        
                                                                                
Мы остановились на пункте 11. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам      
Валерия Карловича Гартунга. Пожалуйста, Валерий Карлович.                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Георгий Валентинович! Вашему вниманию я сегодня    
представляю заключение нашего бюджетного комитета, которое мне поручено         
озвучить, и готов ответить на те вопросы, которые будут.                        
                                                                                
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает        
следующее. Статьей 273 части второй Налогового кодекса Российской Федерации     
описывается порядок определения доходов и расходов при кассовом методе. В       
качестве критерия, соответствие которому дает налогоплательщикам право          
использования указанного метода для определения доходов и расходов,             
установлена сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг, которая в        
среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 миллиона рублей за         
каждый квартал. Необходимо отметить, что возможность применения указанного      
метода не ставится в зависимость от вида осуществляемой деятельности либо от    
организационно-правовой формы организации.                                      
                                                                                
Законопроектом, внесенным Советом народных депутатов Кемеровской области,       
предусмотрено предоставление права на применение кассового метода               
организациям жилищно-коммунального хозяйства вне зависимости от объема          
получаемой ими выручки.                                                         
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам считает нецелесообразным принятие                  
рассматриваемого законопроекта. Главой 25 Налогового кодекса определены общие   
правила исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, основанные на        
применении метода начисления. При этом нормы указанной главы,                   
регламентирующие порядок создания резервов по сомнительным долгам и переносу    
убытков на будущее, позволяют учесть интересы налогоплательщиков, контрагенты   
которых несвоевременно выполняют свои обязанности по оплате реализованных       
товаров и услуг. Кстати, хотелось бы сказать, что этой возможностью могут       
пользоваться и предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Возможность         
применения кассового метода установлена статьей 273 Налогового кодекса          
Российской Федерации для организаций, имеющих незначительные объемы             
реализации. Данный подход основан с учетом в том числе необходимости создания   
благоприятных условий для развития малого предпринимательства.                  
                                                                                
Установление в качестве критерия применения кассового метода, осуществления     
налогоплательщиком определенного вида деятельности может быть расценено как     
создание прецедента, на основании которого появится возможность требовать       
исключения из общего режима налогообложения и организаций других отраслей       
экономики.                                                                      
                                                                                
По результатам рассмотрения Комитет по бюджету и налогам рекомендует            
Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении           
изменения в статью 273 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".   
Пожалуйста, если будут вопросы, я готов ответить.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам, уважаемые коллеги? Один вопрос? Больше нет?      
                                                                                
Пожалуйста, депутату Ивлеву Ивану Алексеевичу включите микрофон.                
                                                                                
ИВЛЕВ И. А., фракция "Единство".                                                
                                                                                
Спасибо, Георгий Валентинович.                                                  
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Васильевичу. Сергей Васильевич, какие крупные регионы    
Российской Федерации поддержали ваш законопроект?                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон.                           
                                                                                
САФРОНОВ С. В. Поддержали инициативу Совета народных депутатов Кемеровской      
области около тридцати четырех субъектов Российской Федерации, включая          
Московскую область, Красноярский край, Ростовскую область и другие, все их      
перечислять долго, но тридцать четыре субъекта Российской Федерации             
поддержали инициативу Кемеровской области.                                      
                                                                                
И вопрос председательствующему: а я вопрос могу задать представителю            
комитета?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Регламентом это не предусмотрено.                    
                                                                                
Спасибо, Валерий Карлович. Присаживайтесь.                                      
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить.                             
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 273 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Кто за то,    
чтобы принять данный законопроект? Комитет по бюджету и налогам рекомендует     
его отклонить.                                                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              105 чел.             23,3%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    107 чел.                                          
Не голосовало                 343 чел.             76,2%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.