Заседание № 87
О проекте федерального закона № 180670-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (о государственной поддержке научных и образовательных организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, товарищи! Предлагается для рассмотрения в третьем чтении многострадальный законопроект о поддержке образовательных и научно-исследовательских организаций в области сельского хозяйства. Законопроект прошёл все необходимые процедуры согласования. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 52 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 86
О проекте федерального закона № 180670-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (о государственной поддержке научных и образовательных организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции; принят в первом чтении 15 ноября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. КАШИН В. И. Спасибо, Александр Дмитриевич. Товарищи, ко второму чтению данного законопроекта мы сформировали таблицу поправок № 1, в которой 6 поправок. Просим поддержать и проголосовать за поправки, включённые в таблицу № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 39 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 06 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КАШИН В. И. Просьба поставить на 20-е рассмотрение законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 76
О проекте федерального закона № 180670-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о государственной поддержке научных и образовательных организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 4-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части государственной поддержки научных и образовательных организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции). Доклад председателя Комитета по аграрным вопросам Владимира Ивановича Кашина. Пожалуйста, Владимир Иванович. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи! Данный законопроект направлен на совершенствование правового регулирования, на оказание государственной поддержки научным, профессиональным и образовательным организациям. Мы устраняем существовавшую на протяжении последних 20, даже более 25 лет несправедливость: наши учхозы, наши опытные хозяйства, опытные станции не получают государственной поддержки, то есть те научно-образовательные организации, которые имеют производственные мощности, производят сельскохозяйственную продукцию и перерабатывают её, не получают даже той элементарной поддержки, которую получают сельхозтоваропроизводители всех форм хозяйствования, существующие на селе, - в виде несвязанной поддержки, субсидии на литр молока и других систем и механизмов. Так сложилось, что те 54 института, которые подчиняются непосредственно Министерству сельского хозяйства, расположены в 50 областях, и более двадцати из них имеют от 3 до 19 тысяч гектаров земли, они производят только семян высших репродукций культур более 300 тысяч тонн. Из 240 организаций, подведомственных ФАНО, сто также имеют только пашни более миллиона гектаров, а производят уже гораздо больше - около 550 тысяч тонн семян высших репродукций зернобобовых и прочих культур, а также молочную продукцию и выполняют многие другие необходимые системные операции, связанные с созданием сортов растений, пород племенного скота и так далее. Этим законопроектом мы вносим поправки в статьи 5 и 6 закона "О развитии сельского хозяйства", устраняя несправедливость. Также с учётом того, что образовательный процесс в области сельского хозяйства имеет свои особенности, вводится ещё статья 85-2, в которой прописываются особенности реализации образовательных программ при подготовке кадров в области сельского хозяйства, как это сделано, допустим, для таких отраслевых структур, как Министерство здравоохранения, Министерство обороны и другие. В целом законопроект прошёл хорошую апробацию, он поддерживается, у нас есть официальные положительные отзывы и ГПУ президента, и правительства. Я убеждён, что вы также поддержите этот законопроект, нужный, необходимый для решения таких сложных задач, как обеспечение продовольственной безопасности и обеспечение нашего населения качественным продовольствием. Решив в комплексе сразу несколько вопросов, мы можем быть уверены в том, что будут готовиться более совершенные кадры, что, помогая учхозам, опытным хозяйствам, мы вдохнём в них жизнь, ведь многие из них сейчас находятся просто в удручающем состоянии, институты вынуждены заключать договоры аренды с хозяйствами, которые работают эффективно, чтобы студенты проходили там практику. Нам также удалось благодаря постановлению, которое приняла Государственная Дума, добиться направления дополнительных средств в вузы (я говорю только о нашей отрасли), сумма на одного студента выросла с 40 тысяч до 132 тысяч рублей, плюс комплекс мер - мы сегодня примем в первом чтении законопроект, а потом доработаем ко второму чтению, - и получится мощная системная поддержка, которая, безусловно, будет способствовать ещё более высокой урожайности полей, ещё более высокой продуктивности ферм. Я убеждён, что мы сделаем всё возможное, в том числе мощно проведём слушания 7 декабря, для того чтобы остановить в целом негативные процессы, которые сейчас идут в деревне. Вот такой комплекс мер будет как раз нашим вкладом в общую систему развития нашей страны, нашей Родины, её мощи. Хочу высказать слова особой благодарности двум нашим товарищам, которые нам, авторам, очень серьёзно помогли, - это Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин и руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов. Они связывались с первыми лицами, руководителями страны, благодаря им мы получили соответствующие визы и президента Владимира Путина, и председателя правительства Дмитрия Медведева, и сами они глубоко убеждены в правильности этого законопроекта и того, о чём я говорил в отношении поддержки наших отраслевых институтов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Владимир Иванович, ну для чистоты отношений нужно сказать спасибо вам, потому что именно вы подняли эту тему здесь, в зале пленарных заседаний, а Государственная Дума отреагировала на ваше обращение. И вы много сделали для того, чтобы сегодня мы могли рассмотреть этот законопроект уже при поддержке всех сторон. Пожалуйста, вопросы, коллеги. Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Владимир Иванович, у меня вопрос такого плана. Очень приятно слышать, что усилия Министерства сельского хозяйства и нашего комитета направлены на обеспечение качественной подготовки специалистов для сельского хозяйства, в том числе научных кадров. Какая примерно финансовая нагрузка будет и есть ли этому какое-то подтверждение? Очень приятно слышать то, что вы сказали. КАШИН В. И. Спасибо за вопрос, Иван Михайлович. По направлению подготовки студентов я уже сказал; теперь что касается несвязанной поддержки, на гектар пашни, которая прописывается в этом законопроекте. В опытных хозяйствах системы ФАНО более 1 миллиона гектаров пашни и более 100 тысяч гектаров в учхозах. Сейчас несвязанная поддержка - около 200 рублей на гектар, в 2016 году было 300 рублей на гектар - вот исходя из этого можно посчитать эту составляющую. Теперь что касается субсидии на литр молока: в 2016 году федеральная поддержка была в размере 1 рубль, в 2017 году её несколько сократили, но сегодня мы ставим вопрос о необходимости возврата к размеру 2016 года, и у нас есть соответствующий проект постановления. Пока бюджет предусматривает вот такие цифры. Должен сказать, это достаточно существенная поддержка тем подразделениям, которые имеют большое количество площадей и большое поголовье крупного рогатого скота. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Владимир Иванович, фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект. Мы чётко понимаем то, что вы сказали, тем более что многие в этом зале работали в аграрных университетах, то есть данная тема близка депутатскому корпусу. Вы определили, что 54 организации попадают в список тех, кто в результате принятия этого закона получит поддержку. Сейчас вы называете цифры по несвязанной поддержке, по субсидии на литр молока. Судя по тому, что закон ещё не принят, в бюджете на 2018 год эти средства не предусмотрены. Какие всё-таки цифры должны быть? Может быть, имеет смысл к рассмотрению бюджета во втором чтении подготовить поправки в рамках данного законопроекта и предусмотреть эти средства? Если они не будут предусмотрены в бюджете на 2018 год, то может так получиться, что их и не выделят. КАШИН В. И. Спасибо большое за вопрос, он правильный. Я должен сказать, что мы согласовали это с правительством, с Министерством сельского хозяйства, средства начиная с 2018 года заложены в общем бюджете. Сколько мы будем давать обычному хозяйствующему субъекту на селе на гектар пашни и на литр молока, столько же мы будем давать и производителям литра молока и обрабатывающим гектар пашни в образовательных и научных организациях. В этом ключе вопрос однозначно согласован. Потребуется два приказа министра сельского хозяйства и постановление, но всё, что касается средств, - такая логика заложена и в законопроекте, и в тех системных механизмах, которые будут сопровождать этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Иванович, ни для кого не секрет, что на сельскохозяйственных предприятиях серьёзный дефицит кадров, что специалистов именно этого направления найти очень сложно, а уровень подготовки тех кадров, которые есть, сегодня тоже недостаточен. Например, агрономов трудно найти, ну а ветеринары вообще на вес золота в сельской местности! Скажите, пожалуйста, как законопроект, который мы сейчас рассматриваем, повлияет именно на эту ситуацию, на дефицит кадров? И достаточно ли будет мер, которые вы предлагаете? КАШИН В. И. Спасибо за вопрос, Вера Анатольевна. Что касается того, о чём вы сказали в завершение вопроса, - качества подготовки кадров, ну, я просто убеждён, что благодаря этому законопроекту, тому постановлению и тому решению, которое принято в правительстве, о дополнительном выделении средств на каждого студента сельхозвуза, наши поля и фермы получат второе дыхание, а всё это вместе позволит оздоровить и материально-техническую базу. Мы в этом ключе ещё поработаем ко второму чтению, об этом и депутат Катасонов говорил. В том числе это всё позволит ответить на 120-й указ президента исходя из новых веяний, связанных с новыми технологическими системами, с цифровой экономикой, с точечным земледелием, с органическим земледелием, - это всё требует подготовки кадров, о чём вы и говорите. Сегодня 54 института готовят 340 тысяч специалистов, в них работает 41 тысяча человек (я не беру организации ФАНО, это достаточно крупная система, которая готовит соответствующие кадры в аспирантуре, как и наши институты), и должен сказать, что в последнее время данные такие: 30 процентов - инженеры, 25 процентов - зооветеринары, 15 процентов - агрономы, и в этом ключе всё должно и состояться. Есть огромный пласт других проблем. Когда мы говорим о деревне, то отмечаем, что там нет дорог, плохая социальная инфраструктура, даже новые дома для специалистов не газифицированы, не имеют центрального водоснабжения и так далее, и так далее. Вот мы 7-го числа проводим здесь важные мероприятия под председательством Вячеслава Викторовича, и я убеждён, что мы вдохнём и в эту ситуацию, так скажем, новую струю, новую жизнь и комплексное решение позволит закреплять молодёжь на селе. Нам в своё время в течение года давали квартиры, создавали условия, но мы, к сожалению, сейчас не можем оказать такую же поддержку, какую когда-то мы, как молодые специалисты, получали. Я полагаю, что настало время всё это ввести в нашу практику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Иванович, безусловно, законопроект заслуживает поддержки в обоих главных направлениях: и по части поддержки хозяйств, которые находятся в структуре научных образовательных организаций, и по части особенностей реализации образовательных программ. Но существует ещё одна проблема, с которой мы довольно часто сталкиваемся. Рособрнадзор и другие организации говорят, что специальность "экономика" в системе аграрных вузов - это специальность не профильная, надо её как можно быстрее сокращать, а наши коллеги из аграрных вузов отмечают, что экономикой, которую они преподают, этими знаниями будут пользоваться люди, занимающиеся управлением в сельском хозяйстве, и что этот курс экономики имеет свои особенности по сравнению с обычными, стандартными экономическими программами. Как вы отнесётесь к идее ко второму чтению написать, что Минсельхоз имеет право не только формулировать дополнительные профессиональные программы, но и влиять на реализацию основных образовательных программ в аграрных вузах? КАШИН В. И. Спасибо, Олег Николаевич, за вопрос. Я думаю, что как раз статья 85-2, которая дополнительно вносится в закон "Об образовании в Российской Федерации", и предусматривает системное изложение особенностей подготовки кадров на селе. Когда мы услышали от Рособрнадзора, что юристы могут быть одни и те же, экономисты могут одни и те же и так далее, и так далее, мы провели несколько заседаний комитета, потом провели различные мероприятия совместно с министерством образования, с Минсельхозом и с тем же Рособрнадзором, на которых чётко высказали свои мысли, свою позицию, позицию комитета: экономика сельского хозяйства значительно отличается от экономики обычной, курс которой преподаётся в других университетах, по другим, общим направлениям. Знать технологические карты, знать особенности процесса, особенно новых технологий, инновационных, точечного земледелия, органического земледелия и так далее, только через технологические карты создавать систему стимулирования, оплаты труда, в целом выходить на уровень рентабельности, производительности труда - это наши, так скажем, чистые основы, которые обязательно должны преподаваться сегодня непосредственно при подготовке кадров. А те, кто утверждает, что всех мы должны под одну гребёнку, так сказать, готовить, - это люди, которые в науке просто космополиты, я по-другому не могу к этому относиться. Потом такого никчемного специалиста или не примут в хозяйстве, или будут издеваться над ним, или он может просто-напросто сесть на скамью подсудимых. Я думаю, что наше дополнение в этом плане как раз и разрешает те сомнения, о которых вы говорите. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Иванович, законопроект правильный, но не считаете ли вы также правильным обязать отраслевые министерства вообще заниматься прогрессом в вузе в плане обеспечения техникой? Ну нельзя инженера-механика на допотопных тракторах, комбайнах и другой старой технике обучать, точно так же как ветеринара-зоотехника надо на племенном, более современном материале обучать, а деньги-то для этого нужны немалые! Может, ко второму чтению записать такое обязательство для отраслевых министерств, чтобы в рамках своего бюджета они в первую очередь выделяли средства вузам? Как вы считаете? КАШИН В. И. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Я убеждён, что при обучении по каждому направлению, по каждой специальности в наших вузах должны быть совершенны и технология, и все инструменты, прикладная аппаратура или механизмы. Например, что касается ветеринарии, подготовки зооинженеров, должны использоваться самые последние технологии, самые совершенные породы, которые сегодня мы внедряем в производство, начиная от голштино-фризской и заканчивая мясными породами. Каждая из них имеет особый тип кормления, особый экстерьер и так далее, свои зооветеринарные условия есть для каждой породы, здесь тоже должны быть самые современные системы. А если речь идёт об инженерах, то здесь сам бог велел, как говорится, иметь в распоряжении самую последнюю технику, технологию завтрашнего дня. Я убеждён, что ваш вопрос правильный. Мы с Вячеславом Викторовичем, кстати, эту тему обсуждали. И я думаю, что ко второму чтению мы подготовим соответствующие поправки. Вячеслав Викторович предложил рассмотреть возможность расширения поддержки наших вузов и научных организаций с помощью лизинга и других элементов. Вместе будем смотреть, как доработать законопроект ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Каргинов Сергей Генрихович. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР в принципе поддержит этот законопроект, потому что он определённо имеет позитивный характер, наверное, это первый шаг в поддержке образовательных процессов именно в сфере сельского хозяйства. Россия сделала в последнее время довольно серьёзные шаги на пути завоевания сельхозрынка: рост урожайности зерновых в стране, успехи в животноводстве заметны сегодня не только нам, но и всему миру - впервые за последние десять лет мы обогнали по производству пшеницы таких гигантов, как США и Канада, и вернули себе южноазиатские рынки. Понятно, что это невозможно было бы сделать без хороших, качественно подготовленных специалистов. Конечно, были внешние условия - санкции даже в большей степени сподвигли к развитию, к субсидированию этой отрасли, то есть без пинка Россия в этом направлении не двинулась бы, соответствующая работа правительства, направление финансов в это русло, конечно, дают о себе знать. Поддержка именно образовательной сферы очень важна. Я считаю, что предложенных мер мало, потому что данный законопроект направлен в основном на то, чтобы сельхозпредприятия, связанные с вузами, получили государственную поддержку, получили субсидии, вошли в программы, но основная масса средств по этим программам распределяется в регионах, и, к сожалению, этот закон не сподвигнет, не подтолкнёт региональные власти к субсидированию образовательных учреждений. Мы все прекрасно понимаем, что там уже давно всё расписано - и на 2018 год, и на 2019-й, какие комплексы, какие крупные агропромышленные предприятия будут получать эти средства и что будет получать малый и средний бизнес. В качестве следующего шага нам нужно каким-то образом просто обязать, сподвигнуть региональные власти к тому, чтобы осуществлялась поддержка именно образовательных процессов, потому что, ещё раз скажу, это очень важно. В моей родной Вологодской области есть пример симбиоза промышленного предприятия и образовательной организации - государственная молочно-хозяйственная академия. Эффект от этого симбиоза больше в несколько раз! Выпускников академии разбирают по всему Северо-Западному... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, от фракции. КАРГИНОВ С. Г. ...не побоюсь этого сравнения, как борзых щенков, то есть они настолько хорошо овладели знаниями, что, придя на предприятия, сразу начинают их применять. А почему? Потому что у них практика почти со второго курса. И вот буквально год назад предприятие, связанное с академией, решили приватизировать. За один день до проведения торгов удалось его с торгов снять благодаря давлению правительства, постановлению Дворковича. Надо запретить приватизацию всех сельхозпредприятий, которые участвуют в образовательном процессе, связаны с образовательными организациями, - таким должен быть следующий шаг. Необходимы не только субсидирование и новые технологии, нам нужно подумать и о преподавательском составе, потому что зачастую сегодня в очень многих академиях уходят в чистую теорию, педагоги не хотят отправлять на практику своих студентов, отправлять для практического применения знаний. Здесь ещё один минус: сельхозпредприятия тоже не заинтересованы брать первокурсников, второкурсников, допускать их к производственным мощностям, потому что техника, которая сегодня применяется, довольно дорогая. Есть такой прекрасный анекдот. Ученик говорит: "Мастер, готово!" Мастер: "Что готово?" Ученик: "Сломал". То есть они боятся, что приобретённое за огромные деньги оборудование может быть выведено из строя. Поэтому нужно дать им не только субсидирование, но и дополнительные льготы, они должны чётко понимать, что, если оборудование будет испорчено, им это будет компенсировано. Первый шаг хороший, но надо двигаться дальше, и в оперативном режиме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Харитонов Николай Михайлович от фракции. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я не знаю, когда мы начнём говорить правду о происходящем на селе и в сельскохозяйственном производстве. Наверное, приходит время, когда надо начинать говорить. За мою бытность депутатом, с 1990 года, каких только законов не было принято: и о ценообразовании, и о научно-исследовательских институтах, и о приватизации, и о национализации. Но все, кто избран, особенно от сельских территорий, местностей, я думаю, не дадут мне соврать... Мы много говорим, что в этом году собран небывалый урожай, но если вы на этой неделе, на региональной неделе, поедете домой, зайдёте на любое сельхозпредприятие и прямо в лоб спросите: "Что ты имеешь со своим коллективом от этого зерна?" - я уверен, вы услышите много слов на том самом языке... Сегодняшний законопроект, наверное, будет поддержан, но он скорее напоминает альпинистский крюк, который мы пытаемся забросить, чтобы потом по верёвке залезть. Мы должны сегодня в первую очередь, говоря о 54 учебно-опытных хозяйствах... Раньше такие были при каждом сельхозинституте. Тут десятка полтора моих коллег, которые заканчивали сельхозинституты и помнят, как был поставлен процесс: это и обучение, и практика, и выезд в хозяйства, и со второго курса... Прав коллега из ЛДПР, который говорил об учебном процессе в вологодской академии, и я был в институте молочной промышленности в 69-м году, когда Министерство сельского хозяйства СССР проводило первенство Союза по лыжным гонкам, и помню, что, когда мы ели в студенческой столовой, не без гордости повара и все сотрудники, кто там был, говорили: а это всё с наших полей и ферм, из учебно-опытного хозяйства! Если мы хотим возродить селекцию семян, животноводство, нам необходимо определиться со статусом учебно-опытных хозяйств, а вот это решение - временное, оно просто даёт передышку, какую-то копейку перехватят, и всё. Если здесь есть депутаты, хорошо знающие ситуацию, - встаньте и честно скажите: многие учебно-опытные хозяйства вместе с землёй растащили за эти годы, у них и земель в том объёме уже нет, и фермы недостроенные, брошенные стоят, и с экономикой плохо. Многие горе-руководители учебных хозяйств, думая, что станут богатыми, супербогатыми, вывели их из-под управления агроуниверситета или сельхозинститута, приватизировали, нашли каких-то инвесторов, а на самом деле учебно-опытная база разрушена по большому счёту, в виде редкого исключения в краях и областях сохранили вот эту живую связь: институт - учебно-опытные хозяйства - новейшая техника (то, о чём Николай Васильевич Коломейцев говорил), а в большинстве из них этого нет. Да, это небольшой шаг, да, небольшую копейку они получат, но давайте зададим себе вопрос: почему когда-то в агроуниверситетах, институтах было пять, шесть, семь, максимум восемь профильных профессий, а сегодня 35-40 и обучение платное? Если вы зайдёте в агроуниверситет, институт, то увидите, что там и половины ребят из селян, из сельской местности нет, - нету! - потому что люди стремятся получить, так сказать, всеобуч, хоть куда-нибудь, хоть как-нибудь поступить - лишь бы высшее образование! Почему они не едут сегодня на село? Да зарплаты нет, жилья нет, не говоря уже о каких-то подъёмных! Кто заканчивал сельхозинституты, помнят, как мы получали по четыре-шесть окладов подъёмных, квартиру, хоть и плохонькую, давали, но в 60-70-х годах мы мирились и с этим: нормально было, хоть и туалет на улице, вода в колодце, печка топится углём, дровами - нормально всё было! Прошло время: газ налево, газ направо, но только на 64 процента газифицирована Россия, я уж не говорю о сельском хозяйстве - сколько это будет продолжаться?! Какое ещё поколение президентов, парламентариев люди должны пережить? Газ - достояние России! Скажите, кто греется этим газом, почему мы сами себя не обогреем, тем более что самая холодная территория - это Российская Федерация?! Уж если мы начали говорить сейчас, в 2017 году, в год 100-летия Великого Октября, о сельском хозяйстве, то давайте вспомним: советская власть с первых шагов какие усилия предпринимала? В каждом приличном областном центре - мединститут, сельхозинститут и пединститут. Сейчас поезжайте посмотрите: все учебные заведения спасаются за счёт платного обучения по популярным специальностям, а про зоотехников, ветврачей, агрономов, инженеров и так далее забыли. Этот законопроект - капля в море, нам по-серьёзному надо... Не знаю, что 7 декабря здесь будут говорить те, кто приедет (мы тоже будем участвовать), и развернёмся ли мы наконец после этого к селу, как бы тяжело ни было. Это нужно сделать, в противном случае... трудно воевать даже с современным оружием, если солдат голодный. За этот законопроект, безусловно, и фракция, и я проголосуем, но это капля в море - не с этого надо начинать! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плотников Владимир Николаевич от фракции. ПЛОТНИКОВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект устраняет в первую очередь историческую несправедливость: почему-то научные учреждения и опытные аграрные хозяйства не получают государственную поддержку, хотя производят такую же продукцию, как сельскохозяйственные, закон позволит всем, кто производит зерно, корма, овощи, молоко, получать государственную поддержку. Здесь приводили данные, и ещё скажу: по 47 миллионам гектаров российской пашни, которую засевают сельскохозяйственные производители, оказывается погектарная поддержка, а по 1,2 миллиона гектаров, находящихся в обработке у научных организаций, образовательных хозяйств, такой поддержки нет. Да, это действительно первый шаг к тому, чтобы они получили эти скромные деньги из федерального бюджета, законопроект позволяет это сделать. В этом законопроекте также даётся возможность определиться с новыми образовательными программами, которые имеют особенности в области сельского хозяйства. И конечно же, безусловно, это первый шаг к тому, чтобы обратить внимание на очень важное стратегическое направление. Мы говорим, что сельское хозяйство сейчас развивается динамично, что это одна из самых стабильных и успешных отраслей нашей экономики, но эта динамика должна быть ещё более ускоренной, а для этого должны быть подготовлены профессиональные кадры, соответствующая база в сельскохозяйственных университетах с учётом всего перечня необходимых возможностей - это касается и оборудования, и техники и так далее. И конечно, мы должны развивать новые научные подходы в наших учреждениях, их много, и они должны работать на сельское хозяйство: это касается обеспечения качественными отечественными семенами, гибридами, новыми породами скота, новыми кроссами - всё это мы сейчас в большом количестве завозим из-за рубежа. Наша фракция была одним из инициаторов этого законопроекта, и сегодня, безусловно, мы его поддержим, будем работать над поправками, считаем это очень важным. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Владимир Иванович, будете выступать с заключительным словом? Депутату Кашину включите микрофон. КАШИН В. И. Я хотел бы поблагодарить всех выступавших. Конечно, на селе проблем много и одним, и двумя, и тремя законами их не решить, но называть каплей в море то, что мы, как я уже сказал, в 3 раза увеличили поддержку каждого студента в институте, и другие меры поддержки - это значит не уважать себя и против истины выступать, надо всё-таки чёрное от белого отличать! Здесь предлагаются элементы, конечно, созидательные - да, может быть, поздно, да, надо было раньше, но мы сегодня всерьёз протягиваем руку помощи нашим вузам, нашим институтам. И ещё хочу сказать. Всё, что касается территорий... поддержка территорий согласно законопроекту будет осуществляться из консолидированного бюджета. Говоря о несвязанной поддержке и называя цифру федеральную, нельзя забывать, что туда добавляются, безусловно, ещё и с территорий средства, точно так же как и на другие виды поддержки, то есть это тоже всё учитывается, - это я нашему депутату из Вологды говорю. Будем работать дальше, будем готовить проект ко второму чтению, расширяя поддержку. Всем спасибо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 14 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно.