Заседание № 95
20.05.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 180398-5 "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1666 по 2546 из 7453
Уважаемые коллеги, у нас на фиксированное время, на 11.00, поставлен пункт 10, проект федерального закона "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяны Алексеевны Голиковой. Пожалуйста. ГОЛИКОВА Т. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты, добрый день! В соответствии со статьёй 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Президент Российской Федерации внёс на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Европейскую социальную хартию (пересмотренную) от 3 мая 1996 года. Хартия подписана от имени Российской Федерации в Страсбурге 14 сентября 2000 года. Статьи и пункты хартии, обязательства по которым предлагается принять от имени Российской Федерации, не содержат правил иных, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации. Соответственно, их реализация не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Ратификация социальной хартии является выполнением одного из обязательств Российской Федерации, взятых ею при вступлении в Совет Европы в феврале 1996 года, и подтверждением приверженности принципам и нормам европейского правового порядка в социальной сфере. Европейская социальная хартия является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека и наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 году, составляет единый механизм защиты прав человека. Национальные доклады о выполнении положений социальной хартии оцениваются Европейским комитетом по социальным правам с юридической точки зрения на соответствие национального законодательства и практики его применения обязательствам по хартии. Учитывая существующие различия между социальными и экономическими структурами европейских государств, в хартии заложен гибкий механизм её ратификации и гибкий механизм отбора статей и пунктов, которые предполагается ратифицировать. Но тем не менее есть обязательные статьи, с которыми нужно согласиться, и в связи с этим, перед тем как документ был внесён в Государственную Думу, перед тем как он был рассмотрен правительством, была создана соответствующая межведомственная комиссия из представителей науки, общественности, профсоюзов, работодателей, правительства. Она осуществила экспертную оценку и произвела отбор соответствующих пунктов и статей социальной хартии, которые сегодня представлены вам на ратификацию. Должна сказать, что после сегодняшнего рассмотрения этих отобранных пунктов работа по ратификации только начнётся и никто нас не ограничивает в дальнейшей работе по ратификации других статей и пунктов социальной хартии, которые сейчас в законопроект о ратификации не попали. Следует отметить, что прошёл достаточно длительный период с момента присоединения до сегодняшнего дня, то есть до момента предложения о ратификации, потому что мы неоднократно обсуждали со всеми представителями целесообразность ратификации тех или иных статей, и главным ограничением в этом процессе было то, что мы не имели соответствующих норм российского законодательства или не имели достаточно устойчивого финансового обеспечения реализации норм, которых требует социальное законодательство. В последнее время были приняты существенные изменения и в жилищное законодательство, и в социальное законодательство, и в законодательство в сфере здравоохранения, образования. Это позволило нам соответствующим образом в финансовом плане обеспечить реализацию и законов Российской Федерации, и норм социальной хартии. И последняя статья, которая достаточно долго подвергалась сомнению с точки зрения необходимости её ратификации, а именно статья 16 "Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту", тоже могла быть присоединена к числу сегодня ратифицируемых в связи с тем, что мы с вами некоторое время назад приняли достаточно серьёзный демографический пакет, ввели семейное пособие, вы знаете, материнский (семейный) капитал, что, собственно, и сыграло окончательную роль с точки зрения включения в число ратифицируемых и этой статьи социальной хартии. Таким образом, сегодня вам предлагается принять обязательства от имени Российской Федерации в отношении девятнадцати статей (шестидесяти семи пунктов) из тридцати одной статьи (девяноста восьми пунктов) хартии, в том числе шесть статей, 1, 5, 6, 7, 16 и 20-ю, из девяти обязательных. Что касается трёх других обязательных статей, 12, 13 и 19-й, для ратификации отобраны отдельные пункты 12-й и 19-й статей. Я хочу сказать, что в ходе обсуждения в Государственной Думе задавались вопросы по поводу возможности и целесообразности уже на этом этапе ратификации трёх статей: статьи 23 "Право лиц пожилого возраста на социальную защиту", статьи 26 "Право работника на защиту своего достоинства в период работы" и статьи 31 "Право на жильё". Эксперты также обсуждали эти статьи, но в связи с тем, что эти статьи или отдельные формулировки этих статей содержат термины, не существующие в российском законодательстве, или содержат неопределённое толкование тех или иных терминов, мы признали сейчас, на этом этапе, нецелесообразной ратификацию этих статей или пунктов, но это не означает, что в дальнейшем мы не сможем их ратифицировать, по мере принятия изменений в российское законодательство мы будем предлагать ратифицировать те или иные статьи. Учитывая изложенное и учитывая то, что ратификация социальной хартии создаёт дополнительные гарантии обеспечения защиты и развития социальных и экономических прав граждан, просьба поддержать предложенный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Алексеевна, присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по труду и социальной политике Андрея Константиновича Исаева. Пожалуйста. ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я хочу поддержать тезис, с которого начала своё выступление Татьяна Алексеевна Голикова, о том, что представляемая вам на ратификацию Европейская социальная хартия является одним из наиболее фундаментальных правовых документов Европы и наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод образует фундамент, на котором строится сегодня европейское сообщество. Конвенция, о которой я упоминал, была ратифицирована Россией в 98-м году. И ратификация Европейской социальной хартии как бы выравняет уровень гарантий, существующих в политической сфере, и уровень гарантий в сфере социальной. Как уже здесь говорилось, Европейская социальная хартия была принята Советом Европы 18 октября 1961 года. В ней были заложены основные гарантии и контрольные механизмы, но, поскольку жизнь не стоит на месте, в 96-м году с учётом изменений была подготовлена новая редакция Европейской социальной хартии. Именно эту новую редакцию мы сегодня и будем ратифицировать. Она датируется 3 мая 1996 года. По состоянию на 23 апреля 2009 года Европейская социальная хартия ратифицирована сорока семью странами - членами Совета Европы... прошу прощения, из сорока семи стран ратифицировали сорок: тринадцать - в редакции 61-го года и двадцать семь - в редакции 96-го года. Хочу обратить ваше внимание на то, что в пояснительной записке названы другие данные, но это связано с тем, что законопроект поступил в Государственную Думу 28 марта 2009 года и уже после того, как он поступил на рассмотрение, ещё две страны - это Венгрия и Словакия - присоединились к Европейской социальной хартии. Ратификация Европейской социальной хартии в полной мере отвечает требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает Россию социальным государством. Более того, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации хартия становится неотъемлемой частью нашего права. Это означает, что она во многом компенсирует существующий ныне вакуум: у нас отсутствует рамочный закон, который раскрывал бы конституционное положение о социальном государстве, хартия во многом эту проблему разрешает. Как здесь было сказано, до ратификации социальной хартии мы прошли очень долгий путь. Она была подписана Россией в 2000 году, и только сейчас, спустя почти девять лет, мы выносим её на ратификацию. В 2001 году создавалась межведомственная комиссия Российской Федерации, с 2004 года подготовка к ратификации осуществляется в рамках рабочей группы Минздравсоцразвития. В 2002 году по этому вопросу здесь в Государственной Думе проводились парламентские слушания, в рекомендациях которых мы предложили подписать как можно большее количество и ратифицировать как можно большее количество статей Европейской социальной хартии. В результате переговоров нам удалось существенно расширить круг ратифицируемых статей. Определённую часть работы проделали и мы в Государственной Думе, так, в частности, принятие нового Трудового кодекса позволило нам ратифицировать ряд статей. Несколько слов хотел бы сказать о тех статьях, которые не ратифицируются. В соответствии с нормами самой хартии статьи, которые не ратифицированы, тем не менее остаются ориентирами в социальной политике нашей страны. Данное положение мы ратифицируем, и это означает, что работа по приведению наших социальных стандартов в соответствие со стандартами, изложенными в Европейской социальной хартии, будет продолжена. Это заложено самим механизмом хартии, но комитет тем не менее считает необходимым обратить на это внимание правительства и предложить сформировать план по дальнейшей ратификации статей Европейской социальной хартии, чтобы постепенно двигаться в этом направлении. Хотел бы также сказать, что коллеги из Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и из Комитета Государственной Думы по международным делам, наши соисполнители, также поддерживают ратификацию Европейской социальной хартии. О своей поддержке заявил и Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Обращаю ваше внимание на то, что на этапе подготовки законопроекта Правовое управление высказало четыре технических замечания по тексту официального перевода хартии на русский язык. В настоящий момент все эти замечания учтены, и последнее заключение Правового управления не содержит никаких замечаний, документ полностью готов к принятию. Комитет по труду и социальной политике предлагает проголосовать за законопроект "О ратификации Европейской социальной хартии...". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Записались одиннадцать депутатов, уже десять: кто-то снял свой вопрос. Пожалуйста, Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемая Татьяна Алексеевна, уважаемые коллеги! Довольно странно, что мы сейчас приступаем к ратификации этой хартии, которая предусматривает святые вещи, такие как право на труд, право на объединение, на колпереговоры, на защиту детей и молодёжи, - не буду всё перечислять. Это всё святые статьи, но они - и это очевидно - требуют дополнительных вливаний из бюджета. Мне кажется, что это попытка увода от реальных проблем. У нас есть Трудовой кодекс, у нас есть гражданское законодательство, которое необходимо совершенствовать и выполнять внутри страны. Мы в очередной раз пытаемся понравиться Европе, начинаем заигрывать с Европой, несмотря на то что толкование здесь и там одних и тех же терминов различно, в чём мы неоднократно убеждались на практике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Алексеевна, если вы услышали в выступлении вопрос, то ответьте или прокомментируйте. ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Борис Вячеславович. Валерий Сергеевич, я вам хочу ещё раз сказать, что ратификация социальной хартии не означает, что мы должны вносить изменения в национальное законодательство. Европейский комитет оценивает исполнение социальной хартии тем или иным государством в зависимости от того, как складывается практика исполнения национального законодательства. Что касается финансового обеспечения тех или иных норм социальной хартии, то мы с вами очень легко можем это проверить, когда рассматриваем бюджет на соответствующий финансовый год и его исполнение: все те нормы, которые закладываются и которые требуют финансового обеспечения, в бюджете так или иначе просматриваются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Татьяна Алексеевна, поясните, пожалуйста, не ратифицируется ли хартия для того, чтобы иметь оправдание для повышения пенсионного возраста до шестидесяти пяти лет? И второй вопрос. Не кажется ли вам странным, что статьи, которые прямо копируют название вашего министерства, как раз и не учитываются, не ратифицируются. Ну, я имею в виду право на социальное обеспечение, статью 12, большая часть пунктов которой не ратифицируется, право на социальную и медицинскую помощь, статью 13, которая тоже не ратифицируется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ГОЛИКОВА Т. А. Николай Васильевич, уважаемый, я должна вам сказать относительно пенсионного возраста, что сегодня к хартии присоединились сорок семь европейских государств и сорок её ратифицировали. Во всех этих европейских государствах пенсионный возраст абсолютно разный. Ратификация социальной хартии не означает, что мы должны увеличивать пенсионный возраст. Более того, вы хорошо знаете, что Правительство Российской Федерации в рамках совершенствования пенсионного законодательства внесло соответствующий законопроект, в котором нет норм об увеличении пенсионного возраста на ближайшую и среднесрочную перспективу. Что касается тех статей, которые не предложены на ратификацию. Я ещё раз обращаю внимание на то, что статьи, которые вы перечислили, - 12, 13, 23-я и так далее - это статьи, которые включают терминологию и понятия, не содержащиеся в российском законодательстве, то есть мы без внесения соответствующих изменений в своё законодательство эти статьи ратифицировать не можем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апарина Алевтина Викторовна, пожалуйста. АПАРИНА А. В. Спасибо. Татьяна Алексеевна, к вам вопрос. Вы в своём выступлении отметили, что ратификация социальной хартии... работа над социальной хартией только начинается. Спрашивается: а кто же раньше мешал правительству, используя своё право законодательной инициативы, вносить законопроекты по тем вопросам, которые предусмотрены в социальной хартии, и есть ли уверенность в том, что со сменой министра - когда-нибудь вы получите повышение, придёт новый министр - эта работа будет продолжена? Ведь и до вас был министр, сейчас вы министр. В Конституции записано, что у нас социальное государство, мы должны очень стараться, тем более что все инициативы правительства полностью поддерживает Государственная Дума. Где же преемственность власти - до вас и сейчас? И ещё раз говорю: есть ли уверенность, что работа будет продолжена дальше?.. (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна. ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Алевтина Викторовна. Я должна вам сказать, что вот этот период девятилетний действительно был очень сложным. Он был очень сложным не только с точки зрения принятия решений, он в первую очередь был сложным с точки зрения финансово-экономического положения. Как раз 2000 год, когда мы подписали, был первым годом, когда мы с вами успешно исполняли бюджет, когда у нас появились дополнительные доходы, которые мы могли направлять на те расходы, которые были абсолютно необходимы. И только начиная с 2003 года, 2004 года мы с вами стали принимать дополнительные законы, которые включали дополнительное финансовое обеспечение. Собственно, благодаря нашей с вами совместной работе, вот тем четырём-пяти годам, которые прошли, которые позволили нам принять достаточно серьёзные изменения не только в социальное, но и в жилищное и другое законодательство и финансово их обеспечить, мы имеем возможность ратифицировать статьи хартии, которые сегодня предложены. Что касается преемственности и продолжения дальнейшей работы, то должна вам сказать, что даже в условиях кризиса - и вы это знаете, Владимир Владимирович, выступая в Государственной Думе, это подчёркивал - Правительство Российской Федерации и Президент Российской Федерации остаются приверженцами исполнения социального законодательства, социальных норм, гарантий выплаты всех пенсий, пособий, зарплат и так далее. В связи с этим, а также с учётом того, что мы уже присоединились к Конвенции ООН о правах инвалидов и готовим соответствующий план работы, все наши действия в направлении дальнейшей ратификации статей социальной хартии, я полагаю, будут продолжены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемая Татьяна Алексеевна, вызывает большое опасение ратификация статьи 19 хартии, в которой говорится о праве работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь. В Европе эти права настолько защищены, что скоро коренное население Европы будет вынуждено переселяться в другие страны от нахлынувшего количества трудовых мигрантов. В Российской Федерации, по официальным данным, примерно пятнадцать миллионов подобных мигрантов, из которых больше половины не имеют официального, легального статуса, и данная хартия позволяет им легализоваться и получить права на защиту и помощь. В связи с этим вопрос: может быть, в современных экономических условиях всё-таки воздержаться пока, на время, от ратификации этой статьи и подумать об обеспечении прав российских работников и их семей на защиту и помощь, а не предоставлять подобные права мигрантам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Игорь Владимирович. Я должна вам сказать, что мы как раз не ратифицируем статью 19 полностью, мы ратифицируем в статье 19 только пункты 5 и 9. Пункт 5: "Обеспечить законно находящимся на их территории работникам-мигрантам режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется их собственным гражданам..." и так далее. И пункт 9: "Разрешить трудящимся-мигрантам в пределах, разрешённых законом, переводить любую часть их заработка и сбережений, как они того пожелают". Все остальные пункты статьи 19, о которых вы как раз говорите, которые вызывают ваше беспокойство, к ратификации не предлагаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шубина Любовь Фёдоровна. ШУБИНА Л. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Алексеевна, в ходе подготовки к ратификации в Государственную Думу пришло очень много обращений как от общественных организаций, так и от конкретных людей с просьбой не ратифицировать пункт 2 статьи 11 данной хартии. Данным пунктом стороны обязуются осуществить необходимые меры - я читаю, как это написано, - направленные на создание консультативных и образовательных учреждений, имеющих целью содействие укреплению здоровья населения и поощрение ответственности людей за своё здоровье. По мнению авторов обращений, ратификация данного пункта повлечёт за собой обязательность введения в образовательных учреждениях учебного курса сексуального просвещения, что всё-таки противоречит традициям семейного воспитания в Российской Федерации и моральным устоям. Помимо этого, они считают, тогда придётся вносить изменения в Конституцию Российской Федерации, в законодательство семейное, законодательство по образованию. Пожалуйста, прокомментируйте ситуацию. Спасибо. ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Любовь Фёдоровна. Мы тоже получили такое же обращение, как и Государственная Дума, и с ним хорошо знакомы. И я ещё раз, отвечая на ваш вопрос, хочу подчеркнуть: законопроект, которым предполагается ратифицировать пункт 2 статьи 11, не нацелен на изменение национального законодательства. Соответственно, ратификация пункта 2 статьи 11 не предполагает внесения изменений ни в Конституцию Российской Федерации, ни в Семейный кодекс, ни в другие законодательные и нормативные акты, которые регулируют эти вопросы. Более того, я должна сказать, что, по оценке экспертов, которые работали над этим документом, пункт 2 статьи 11 полностью соответствует тем нормам Конституции, которые сегодня заложены у нас в статье 41 Конституции. Но, безусловно, это не избавляет нас с вами от необходимости осуществлять профилактическую работу в школах, включать соответствующие образовательные стандарты, программы профилактики против ВИЧ/СПИДа, против наркомании, против табакокурения и алкоголизма. Что касается вашего вопроса, мы считаем, что такой опасности не существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Татьяна Алексеевна, судя по вашему заявлению в докладе, судя по ответам на вопросы, ратификация этой конвенции не влечёт за собой изменения российского законодательства. Иными словами, Россия не берёт на себя никаких обязательств, и это чисто декларативный шаг. В этой связи я смотрю статью 16, в которой говорится об обеспечении социальных гарантий семей и семей с детьми. Там речь идёт о том, что один вид такой гарантии - это социальные пособия. Для вас, наверное, не секрет, что сегодня социальные пособия в двадцати семи регионах, а это те самые детские пособия, которые выплачиваются ребёнку от рождения до шестнадцати лет, составляют 2-3 евро. В этой связи, если не предполагается никаких изменений в нашем законодательстве, скажите хотя бы о примерах международного законодательства. Те самые сорок государств, которые уже ратифицировали хартию, у них так же обстоят?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемая Нина Александровна, я должна вам сказать, что в этих сорока семи государствах абсолютно разные системы социального обеспечения и социальных пособий, но такого вида социального пособия, о котором вы говорите, практически нигде нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Алексеевна, будет ли ратификация Европейской социальной хартии означать, что мы уже в ближайшее время сможем принять федеральный закон о государственных минимальных социальных стандартах, который, кстати, Государственной Думой принят в первом чтении аж в 2003 году? Спасибо. ГОЛИКОВА Т. А. Анатолий Семёнович, вы хорошо знаете, что правительство сейчас работает над совершенствованием законодательства. И это вовсе не означает, что нам завтра или ещё когда-то необходимо принимать такой закон. Мы двигаемся по процедуре стандартизации в тех или иных сферах, и это не означает, что у нас завтра должен быть единый для всех... Мы говорим сейчас, что у нас, например, в законодательстве об основах здравоохранения написано, что полномочия относительно необходимости принятия порядков и стандартов оказания медицинской помощи переданы Правительству Российской Федерации. Мы работаем, мы такие стандарты готовим. Точно так же работает министерство образования в части федеральных образовательных стандартов. И эти стандарты в соответствии с уже принятыми нормами законодательства обязательны к применению на территории Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемая Татьяна Алексеевна, в своё время Советский Союз с точки зрения социальных гарантий показывал пример Европе. А сейчас у нас соотношение прав трудящихся и прав капитала настолько нарушено, что, слава богу, хоть в каких-то вопросах Европа, кажется, нас подожмёт под свои стандарты. Вопрос: как правительство видит защиту прав в перспективе, когда у нас будут внесены серьёзные поправки в Трудовой кодекс, защищающие право трудящихся на забастовки? И вопрос об исправлении огромной несправедливости: насколько у нас занижена доля заработной платы в системе затрат в сравнении с Европой? Вот эти два ориентира - забастовки и зарплата... Когда правительство к этому всерьёз повернётся? ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемый Валентин Степанович, что касается заработной платы, то это предмет постоянного внимания Правительства Российской Федерации. Этот вопрос из спектра внимания правительства никогда не уходит. Если у вас есть какие-то предложения по этому поводу, мы готовы эти предложения рассмотреть. Что касается забастовок, то пока мы не планируем такое внесение изменений в Трудовой кодекс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все вопросы заданы. Переходим к выступлениям. Кто выступает от фракции КПРФ? Депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, безусловно, принятие на себя обязательств - это ответственный шаг. Но мне кажется, что более ответственным шагом была бы реализация этих обязательств перед своими гражданами. Вот если мы с вами посмотрим предложения по ратификации... Я уже задавал вопрос. Странным выглядит то, что даже те статьи, к которым имеет отношение Минздравсоцразвития, фактически не реализуются. Более того, мы говорим, что якобы берём на себя обязательства по повышению обязательств перед своими гражданами, но на самом деле, если вы почитаете, не принимается право на справедливые условия труда. Оказывается, работать в праздник можно, а установить оплачиваемые праздничные дни нельзя. Оказывается, что право на справедливое вознаграждение за труд есть, но Россия не может признать право работников на такое вознаграждение за труд, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни. Оказывается, право на социальное обеспечение есть, но Россия не может поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, как минимум на таком, который требуется для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения. Чтобы меня опять мандатная комиссия ни в чём не обвинила, я зачитаю текст статей. Это написано в статьях, которые мы не ратифицируем. Оказывается, право на социальную и медицинскую помощь есть, но Россия не может взять на себя обязательство любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии получить их за счёт собственных усилий либо из других источников, в частности за счёт пособий в рамках системы социального обеспечения, предоставить соответствующую помощь, а в случае болезни - необходимый уход. Это я только выдержки вам зачитываю. Но если вы почитаете внимательно, то здесь как раз, с нашей точки зрения, не реализуется то, что в принципе и без принятия хартии должно реализовываться. Но что самое опасное, с нашей точки зрения? У нас, к сожалению, ратификация многих международных документов, как правильно заметил коллега с Дальнего Востока, происходит в основном для того, чтобы кому-то понравиться. Но, с моей точки зрения, это небезобидный шаг. Почему? Если вы почитаете приложение к этой хартии, то там разъясняются юридические, политические и другие последствия. Так вот, с моей точки зрения, ратифицируя эту хартию, мы даём лишний повод и без того наставляющей нас Европе постоянно нас критиковать и по делу, и без дела, как это происходит в Совете Европы, то есть в ПАСЕ, где мы платим больше всех взносы, но нас там, как мальчишек и девчонок, всё время отчитывают по любому поводу, как только Европе это нравится. Так вот, с нашей точки зрения, даже ратифицируя эту хартию, мы в принципе ничего не даём своим избирателям. Более того, я думаю, что это косвенный повод для того, чтобы всё-таки в ближайшее время (дай бог, чтобы я ошибался) внести законопроект об увеличении пенсионного возраста, потому что тут написано, что до шестидесяти пяти лет... Мы знаем, что попытки внесения такого законопроекта у нас в Думе уже были. Кроме того, с нашей точки зрения, необходимо со стороны правительства до ратификации, вообще-то, привести наконец в соответствие с нормами европейской хартии пенсионное обеспечение. Мы не ратифицируем здесь статьи, которые говорят о том, что мы должны создать такое пенсионное обеспечение, которое позволило бы достойно питаться и жить в достойных условиях нашим пенсионерам. Мы же с вами даже при принятии указа президента уже лицемерим. Мы говорим: всем ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны дадим по квартире, дадим по машине. А потом говорим: нет, не всем дадим, дадим тем, кто встал на очередь до 1 января 2005 года. Будто бы те, кто не встал на очередь, в ней не нуждаются. Кроме того, мы возмущены и тем, что в принципе у нас сегодня бюджет фактически не исполняется. Обратите внимание: из девяноста подразделов девятнадцать исполнены менее чем на 10 процентов, а к пяти подразделам вообще никто не приступал. Это при том, что здесь были пять заместителей председателя правительства, что с этой трибуны сам председатель правительства нам с пафосом рассказывал, какие эффективные антикризисные меры мы принимаем. Но, уважаемые друзья, все страны, которые борются с кризисом, как раз за счёт бюджетных вливаний, ассигнований пытаются стимулировать спрос. Как же мы стимулируем, если мы берём и треть бюджетных, предусмотренных бюджетом, ассигнований вообще не используем?! Как же боремся с кризисом и пытаемся обеспечить социальные права граждан, если у нас в Думе комитет по Регламенту не обеспечивает выплату зарплаты водителям, которые возят депутатов?! Как же мы с вами боремся с последствиями кризиса и за обеспечение социальных гарантий, если в нашей стране уже миллиардные задолженности по заработной плате? Президент с высокой трибуны, со всех экранов поручает прокурорам, но прокурор пальцем не пошевелит, пока шахтёры не сядут на глубине 600 метров и не начнут угрожать тем, что не будут из шахты выходить. Им до сих пор зарплату не платят! Поэтому мне кажется, что не надо торопиться с принятием пафосных, но бесполезных хартий, надо нам, вообще-то, более серьёзно относиться к уже принятому, в первую очередь - к бюджету, во вторую очередь - надо, Татьяна Алексеевна, наконец-то внести обозначенные законопроекты по пенсионной реформе, и вот чтобы они учитывали как раз требования социальной хартии. Тогда она будет восприниматься позитивно. Да, мы поддержим эту хартию, но мы убеждены, что она ничего не даст избирателям России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Николай Васильевич, может быть, всё правильно говорил, но с точки зрения оформления подачи материала, так сказать, звукового оформления, я думаю, у большинства неприятное ощущение. И вины нет его, Николая Васильевича. Что, мы должны нарушить его право на публичную политику? Но с его голосом он не должен выступать нигде - вреда больше, чем пользы. Коломейцев, ты должен идти работать на шахту, там тебя уголь с кайлом не услышат, и ты принесёшь больше пользы. Невыполнима хартия, вы правильно говорите, но если кому-то что-то не нравится, то практически ничего нельзя сделать. Смотрите, хартия - всё красиво, все права всем, если грубо сказать, каждому любые права. Вот я предприниматель. Приходит инвалид - я должен принять, беременная женщина - принять, кормящая, многодетная мать - принять, несовершеннолетний, студент - принять. Я как организую работу? Я закрою предприятие и пошлю всех на три буквы, ибо с вами работать я не смогу. Как я организую производство? Отпусти тебя пораньше, тебе надо покормить, ты инвалид, ты мигрант, всем всё дай, а кто будет работать? В чистом виде это красивый документ, красивый документ для нас с вами, для слаборазвитых, ибо в Европе ему действовать не надо, там просто нет уже этих заводов, шахт. И они не рожают уже, им не надо рожать, они за счёт мигрантов получают прибавку населения, и нет кормящих матерей. Это у нас достижение, говорят: молодец, родила и тут же вышла на работу. Это же чудовищно! Родила и тут же вышла на работу, а кто с ребёнком-то будет сидеть? Поэтому это проблема - документ красиво изложен, но никогда не будет выполняем, нигде и никогда. Для чего это делается? Созданы бюрократические структуры: Совет Европы, Совет Европейского союза. Многие путают их. Я объясняю: это разные органы, но суть одна - создание документов, которые можно рекомендовать к принятию, к ратификации. Видите, это с 61-го года тянется. Сколько? Уже сорок восемь лет. Пятьдесят лет сколько людей были заняты! Вот вам даём рабочие места: чтобы создать документ, ратифицировать в масштабах всей планеты, десятки тысяч чиновников работают, работают для того, чтобы никто никогда нигде не выполнял этот документ. Но рабочие места, то есть искусственное создание рабочих мест. Как и журналисты. День и ночь они работают, ищут любой повод, чтобы выдумать какую-то информацию, что-то должно случиться, но не случается - они из пальца высосут, но это их рабочие места. Поэтому, конечно, документы отрабатываются, принимаются. Потом критика будет лет на пятьдесят, что кто-то не выполняет какой-то раздел данной хартии. Вот здесь депутат один из левой фракции похвалился, что когда-то в Советском Союзе у нас было много достижений, они с нас брали пример. Всё дело просто в том, что достижения должны быть естественные. У нас не было безработицы, потому что мы давали работу человеку на два часа в день, но находился он на работе восемь часов. И за пятьдесят-шестьдесят лет к чему это привело? К понижению производительности труда в четыре раза. Сегодня мы имеем производительность труда в четыре раза ниже благодаря тому, что при советской власти все были обеспечены работой. Человеку не надо было бояться работы на два часа, везде было написано: требуется, требуется. Не требовались рабочие, но, чтобы обогнать Запад, вывешивали объявления: требуется. И всех принимали. И через суд никого уволить было нельзя. Вроде бы гарантия, но теперь мы рассчитываемся за это. А работать не умеют сейчас, не умеют и не хотят, потому что многие годы... И зарплата была низкая. Ставку в 300 рублей делили на четыре - по 75, четыре человека получали минимальную зарплату, всё. А реально лучше бы платили ему одному 300 рублей. Но тогда бы была безработица, а мы хотели красивые цифры. Теперь у них красивые и цифры, и реальная ситуация, а у нас ни цифр, ни ратификации, ни людей. Вот это проблема, потому что надо всё делать естественным путём. Как и достижения Китая. Сейчас единственная в мире страна, у которой в плюсе всё - и ВВП, и цены низкие, и курс юаня не падает. А чем достигается? Жесточайшей эксплуатацией сотен миллионов своих рабочих. И плевать китайцам на эту хартию, и на своё трудовое законодательство, и на пенсионное. Результат красивый, но чем достигнуто всё это! Вот Европа достигает тем, что она всё делает за счёт чужих, за счёт допинга. Она подкармливала своих рабочих, в своё время через колонии вытаскивая оттуда все ресурсы. Там красивые музеи, туда туристы едут. К нам чего ехать? Где у нас музеи? Всё разрушено. А туда едут. Тоже дополнительный источник дохода для них. то есть они свою жизнь правильно построили. У нас зато даты есть революционные, и мы венки несём, круглый год носим венки, начиная с 23 февраля и по 7 ноября. Венки, венки, погибли... И чем больше порубал людей шашкой, тем выше памятник стоит и тем больше защитников, чтобы не сметь ни памятник убрать, ни улицу. Халтурин террористом был - нет, не сметь переименовывать, сегодня уже звучит угроза Общественной палате. Должны улицы называться именами террористов - и социальная хартия принимается, да? Страна, где в названиях улиц имена убийц и разрушителей собственного государства, - какая социальная хартия?! Сперва политическую хартию надо принять! Войков участвовал в убийстве царя - и мы входим в это метро каждый день: молодец, убил царя! А почему тогда не спровоцировать на убийство главы государства сегодня? Мальчик растёт, он скажет: слушай, станцию назвали именем того, кто царя убил, дай-ка я убью президента - и, может, ещё одну станцию метро назовут по его месту жительства. Разве мы не провоцируем молодёжь? Какая социальная хартия, когда он идёт по улице, где в названии - имя убийцы? Красин - убивал всех, деньги воровал, убил предпринимателя Морозова за то, что тот помогал коммунистам России. Как хорошо - и все живут: вот Леонид Борисович молодец! Сталин грабил банки. Социальная хартия... И при этом говорят: не сметь, не прикасаться к истории. Правильно: к криминальной истории надо прикасаться, мы же боремся с криминалом, криминал есть в том числе и в идеологии. А европейцы тихо-тихо всё сделали, все производства вывели, им не надо никакие права рабочих защищать. Мы министру говорим ясно, что нельзя мигрантов приравнивать к нашим, наши не могут получить работу, министр в ответ: да нет, мы тут не все пункты ратифицируем, только пункт о том, что они должны иметь такие же права на работу. Так в этом весь смысл! Если мы мигрантам дадим такие же права на труд, на вознаграждение, на социальную защиту, мы ущемим права наших граждан. И мы говорим: не надо этого делать, а министр говорит: а мы это и не делаем. Ну, тогда мы все малограмотные, мы друг друга не понимаем. Ведь там же ясно написано, мы именно против этого пункта, который вы предлагаете нам ратифицировать, и выступаем, именно против этого пункта. Сегодня страна не хочет создавать условия для других, потому что ещё для своих не создала. По европейским стандартам это неправильно, мы не должны никаких различий проводить по половому признаку, национальному, социальному, по месту происхождения. То есть, ратифицируя этот документ, мы должны будем в будущем предоставить работу любым гражданам планеты и создать для них самые благоприятные условия, ибо, не ратифицируя какой-то отдельный пункт, мы всё равно в принципе подписываемся под этим документом, и это нам во вред в нынешних условиях. Простой пример: Дагестан. Если мы подписываемся под этой хартией, то на каком основании по национальному признаку не допускают к работе? Вот говорят, эту должность должен занимать лезгин. Какая социальная хартия может быть, когда единственная в мире страна, где по национальному признаку предоставляется работа, когда говорят: эту должность у нас всегда лезгин занимает, а здесь у нас всегда аварец, а здесь всегда лакцы... Что за социальная хартия?.. Дагестан же пока ещё часть Российского государства. Вот они договорились: ну ладно, пускай будет русский, но дагестанский русский, московского русского не хотим. И здесь тоже уже приручённый, упакованный, так сказать, мы его знаем, его семья здесь живёт и так далее. А мы при этом ратифицируем социальную хартию, которая запрещает дискриминацию в трудовых отношениях по национальному признаку! А если взять место происхождения, то мы должны все ворота открыть для китайцев, которые отравили наш Амур, и там теперь дети болеют. Мы тратили деньги на очистку наших вод, огромное количество людей пострадали, а потом мы хвалимся преимуществами Китая. Пусть они очистные сооружения строят, а не доказывают, что у них ВВП растёт и цены падают. А в это время гибнут дети на Амуре, болеют полиомиелитом и так далее. То есть надо сопоставлять всё: кто наносит вред... В данном случае Китай наносит вред всему Дальнему Востоку. Поэтому, конечно, мы не будем поддерживать ратификацию, потому что здесь есть много угроз, мин и документ вообще невыполнимый в масштабах всей планеты. У нас везде растёт безработица и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" настаивает кто-нибудь на выступлении? Депутат Исаев... Шубина? Пожалуйста, депутат Шубина. ШУБИНА Л. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как известно, я депутат от Сахалинской области. Это единственная островная область у нас в России, и, когда подлетаешь к нашему Сахалину, с самолёта очень хорошо видны сопки, сопки и горы. И я хочу сначала привести небольшой пример. Много есть покорителей вершин, которые хотят достигнуть вершины, и есть разные подходы: один кричит, мол, я сейчас вершину покорю в момент, запросто, и этого не делает, потому что у него не хватает просто физических сил или, может быть, оснащения, а другой говорит, что он эту вершину покорит, но делает это поэтапно, преодолевая один выступ за другим, и в конечном итоге достигает цели. Вот у нас сейчас тоже дискуссия. Видите, у нас разные позиции: одни говорят, что надо полностью ратифицировать хартию, другие говорят, что вообще не надо её ратифицировать. А я полагаю, что очень правильно президент сделал, подготовив этот проект закона для нашего рассмотрения, потому что, во-первых, при принятии этого закона - а я думаю, что мы его сегодня примем, - депутаты Государственной Думы почувствуют личную ответственность за то, что они принимают эту хартию, ответственность перед гражданами Российской Федерации за выполнение тех социальных гарантий, которые сегодня дают федеральные законы. Я хотела бы напомнить выступающим здесь, что Председатель Правительства Российской Федерации, когда выступал у нас с отчётом, и ранее Президент Российской Федерации говорили о том, что, несмотря на кризис, государство сегодня оставляет приоритетными гарантии социальных выплат, социальных обязательств, то есть приоритеты социальной политики остаются на первом месте. И очень важно, что в условиях кризиса, который испытываем и мы с вами, мы сегодня ратифицируем эту хартию, пусть и не в полном объёме. А кстати говоря, хартия этого и не требует, если вы внимательно её читали. Мы необходимый минимум и даже больше этого делаем. Мы ратифицируем, как уже говорила Татьяна Алексеевна, девятнадцать статей (шестьдесят семь пунктов), в том числе шесть из девяти обязательных статей, - это даже выше того минимума, который декларирует данная хартия. Я хотела бы обратить ваше внимание на слова Владимира Владимировича Путина, сказанные им здесь, когда он отчитывался перед нами, о том, что мы с вами не должны превращать страну в собес, мы должны чувствовать меру ответственности за свои поступки и соизмерять то, что мы делаем, с теми финансами, которые у нас есть, и с той экономикой, которая есть. Поэтому, естественно, сегодня ратифицировать в полном объёме эту конвенцию, на мой взгляд, было бы просто безответственно. Я обращаю ваше внимание на то, о чём сегодня никто не говорил. Может быть, докладчик говорил - я прошу прощения, возможно, я прослушала - о том, что мы раз в два года должны будем представлять в специальную комиссию Совета Европы отчёты, как мы выполняем те пункты хартии, которые ратифицировали. Мало того, мы будем подвергаться, так сказать, мировому аудиту, то есть нас будут проверять на вшивость, извините меня за это слово, может быть, оно непарламентское. Действительно, если мы взяли на себя обязательства, как мы их выполняем? И посмотрите, пожалуйста, коллеги, заключение комитета, которое подписала Елена Борисовна Мизулина. Она чётко, последовательно, по пунктам показала, что конкретно мы ратифицируем. Это как раз социальные гарантии, особенно в плане защиты материнства и детства, то есть, на мой взгляд, сегодня дискутировали, в общем-то, не прочитав документов и не видя, может быть, даже самой хартии. Мы приближаемся к тому, о чём говорила Татьяна Алексеевна, мы изучаем, готовимся к ратификации Конвенции о правах инвалидов. Вы знаете, вчера состоялась встреча президента с руководителем профсоюзов, где шла речь об анализе возможной ратификации конвенции № 102 Международной организации труда. Это как раз и есть движение вперёд. Вот в этих сложных условиях, когда Россия в 90-е годы потеряла ориентиры, мы как раз последовательно, на мой взгляд, двигаемся в этом направлении. И в самой хартии, в части III, говорится, что данная хартия рассматривается как декларация целей, к достижению которых она будет стремиться всеми надлежащими средствами. На мой взгляд, у нас есть хорошее движение вперёд. Мы можем в соответствии с теми статьями и пунктами, которые мы не ратифицируем, определить приоритеты в социальной политике и постепенно, этап за этапом покорять эти высоты. Наша фракция будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "Справедливая Россия". Ломакин-Румянцев, пожалуйста. ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Уже было много сказано, поэтому я остановлюсь совсем коротко на некоторых моментах. На мой взгляд, очень важно, что девять лет лежавшая хартия всё-таки ратифицируется. И я считаю, что гораздо важнее не то, что это обязательство перед Советом Европы, как тут прозвучало, гораздо важнее, что это новое социальное обязательство перед нашими гражданами, как сказал мой коллега, предыдущий выступавший. Очень важно, что именно в кризисные дни ратифицируется столь весомый документ. Хотелось бы остановиться на двух аспектах ратификации документа. Немножко непонятно, почему не ратифицируются те статьи хартии, которые у нас уже действуют. В статье 2 "Право на справедливые условия труда" установлена оплата за праздничные дни, и представляется странным, почему этот пункт не ратифицируется. Непонятно, почему не ратифицируется пункт в части социальной интеграции инвалидов, потому что это делается, многое делается. Конечно, вопросов гораздо больше, но многое делается в стране, и законодательство в этой сфере существует. И второй момент. Поскольку это социальная хартия, то я очень боюсь, что наши граждане не поймут, почему не ратифицируются основополагающие статьи, которые уже упоминались, - это "Право на социальную и медицинскую помощь", "Право лиц пожилого возраста на социальную защиту", "Право на защиту от бедности..." и главное - "Право на жильё", по этому вопросу действительно много делается, есть приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жильё...". Поэтому, мне кажется, стоило бы поддержать предложение комитета, который в своём заключении рекомендует правительству разработать план подготовки к ратификации следующих положений конвенции, возможно, такой пункт следует включить в проект постановления. Учитывая всё сказанное, учитывая социальную значимость данной хартии, наша фракция будет голосовать за её принятие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна, заключительное слово. ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемые депутаты, я хотела бы поблагодарить вас за обсуждение, которое сегодня состоялось, за ваши вопросы. Действительно, документ готовился очень долго. Он, можно сказать, выстраданный. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что этот документ не меняет национальное законодательство. И я хочу подчеркнуть, что по мере нашей готовности, по мере совершенствования российского законодательства мы будем двигаться по пути ратификации других статей социальной хартии. С учётом сегодняшнего обсуждения я прошу поддержать законопроект, который внесён президентом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Константинович Исаев. ИСАЕВ А. К. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я также хотел бы поблагодарить всех, представителей всех фракций за крайне заинтересованное обсуждение этого очень важного вопроса. Я считаю, что сегодня решение о ратификации Европейской социальной хартии должно быть принято, это крайне важное решение о намерениях России. И когда мы говорим об обязательствах, которые мы принимаем в первую очередь, перед нашими гражданами или перед европейскими странами, конечно же, в первую очередь мы, как депутаты, думаем о своих гражданах. В своё время мы выбрали путь - это путь, открытый для мира, мы не отгораживаемся от мира, мы берём лучшее из того, что существует, из того, что выработано человеческой цивилизацией. Европейская социальная хартия, которая провозглашает целый ряд важнейших стандартов и гарантирует эти стандарты, безусловно, относится к этому лучшему. Да, сегодня, к сожалению, ратифицируются не все статьи Европейской социальной хартии. Да, я согласен, что некоторые статьи... странно, почему они не ратифицированы, но это вопрос трактовки - трактовки и перевода. В Трудовом кодексе, Николай Васильевич, уже содержится норма об обязательной оплате работы в праздничные дни. В Трудовом кодексе содержится норма о том, что работник должен получать достойную заработную плату. Это нормы нашего трудового законодательства, и это означает, что в самое ближайшее время, я полагаю, будут сняты все препятствия для ратификации соответствующих статей. Хотел бы также обратить внимание коллег-коммунистов на то, что принятие в своё время Трудового кодекса сегодня открыло для нас возможность ратифицировать целый ряд положений Европейской социальной хартии, и на то, что наш Трудовой кодекс прошёл экспертизу Международной организации труда и никаких противоречий, никаких расхождений с конвенциями МОТ в кодексе и в законодательстве, касающемся забастовок, Международная организация труда не обнаружила. Важную тему подняли коллеги из ЛДПР - это тема соотношения прав трудящихся-мигрантов и наших трудящихся. Я глубоко убеждён, что именно в интересах наших работников принятие нормы, в соответствии с которой трудящиеся-мигранты должны пользоваться всеми теми же правами, что и наши работники. Они привлекаются работодателями именно потому, что им можно меньше платить и обеспечивать меньшие социальные гарантии. Вот если социальные гарантии, заработная плата такие же, тогда всегда, и это показывает статистика, на конкурентном рынке будет выигрывать местный житель. А если заработная плата у трудящегося-мигранта ниже, если его права не защищены, не гарантированы, тогда как дешёвая рабочая сила он становится выгоднее для наших работодателей, они могут вытеснять наших работников с рынка. Я считаю, что сегодня мы должны голосовать за этот законопроект, но это голосование не означает конца работы по ратификации социальной хартии, это только этап. Мы должны наметить план дальнейшей ратификации важнейших положений и статей этого документа. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я, к сожалению, упустил такую регламентную процедуру, как обращение к представителям президента и правительства. Не настаиваете на участии в дискуссии? Нет. Коллеги, состоялось обсуждение. Ставится на голосование в рамках "часа голосования" проект федерального закона "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 57 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято.