Заседание № 212
О проекте федерального закона № 180385-3 "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (о механизме расчетов резидентов по своим кредитным обязательствам; принят в первом чтении 23 мая 2002 года с названием "О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 8 повестки дня: проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Михаил Михайлович Задорнов, пожалуйста. ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Поправка в статью 5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" касается того достаточно большого числа российских предприятий, которые заимствуют или будут заимствовать деньги у экспортно-импортных банков и организаций стран - в первом чтении было - "семерки", то есть США, Японии, Италии, Канады и так далее. Законопроект был именно с таким текстом принят. Что позволяется? Позволяется этим предприятиям, если таковы условия соглашения, хранить часть средств на счетах за границей, и, соответственно, эти деньги исключаются из обязательной продажи валютной выручки. Законопроект был уже в первом чтении поддержан Центральным банком. Были определенные сомнения у Правительства и у Администрации Президента. Ко второму чтению мы приняли уточнение, о котором как раз шла речь в предложениях Центрального банка и Правительства, а именно расширили список этих стран: не страны "семерки", а страны Организации экономического сотрудничества и развития. Тем самым не будет никакой дискриминации, а будут дополнительные преимущества у российских предприятий, которые пользуются кредитами не только стран "семерки". Кроме того, по предложению Президента (поправка Президента была) четко установлено, что деньги, если они не возвращаются в страну, могут быть потрачены только на выполнение условий этих соглашений или возвращены в страну, то есть невозможно под предлогом этого соглашения оставить деньги за границей, чтобы затем их не вернуть. Жестко записано: или на это, или возвращаются деньги. И наконец, позиция получила четкую формулировку по самому возврату валютной выручки, согласованную с ЦБ и Правительством. Таким образом, мы учли предложения Правительства и Президента. Просьба поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы по таблице поправок, которые комитет рекомендует к принятию, у фракций, у депутатов, у представителей Правительства, Президента? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 46 сек.) Проголосовало за 338 чел. 75,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел. 24,9% Результат: принято Принимается. Будут ли вопросы по таблице поправок, рекомендованных к отклонению? Ни у кого нет вопросов. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части отклонения поправок? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 34 сек.) Проголосовало за 348 чел. 77,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел. 22,7% Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 08 сек.) Проголосовало за 365 чел. 81,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел. 18,9% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Михаил Михайлович. ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, документ полностью прошел Правовое управление, юридическую и лингвистическую правки, есть проект постановления о принятии его в целом. Просьба поддержать, документ уже полностью готов к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражающих? Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять в рамках "часа голосования" данный закон в целом? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 59 сек.) Проголосовало за 364 чел. 80,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел. 19,1% Результат: принято Закон принимается.
Заседание № 210
О проекте федерального закона № 180385-3 "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (о механизме расчетов резидентов по своим кредитным обязательствам; принят в первом чтении 23 мая 2002 года с названием "О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Так, представитель Правительства Логинов. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я просил бы вас перенести из повестки дня на более позднее время рассмотрение следующих вопросов. Пункт 9 - проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". У меня перед глазами материалы Государственной Думы, они были приняты для размножения вчера в 18.00. Это подготовленный текст, который комитет направил взамен ранее розданного, как бы снимающий возражения Президента. Но данный текст мы еще не видели, не анализировали, по данному законопроекту дважды направляло Правительство отрицательные заключения. Поэтому мы просили бы дать нам время, чтобы рассмотреть его, подготовиться и направить на текст официальный отзыв. Мы просим перенести его на январь. Второй вопрос... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас. Представитель Президента, пожалуйста, по этому же вопросу. КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Действительно, поскольку речь идет о замечаниях Президента, вчера вечером буквально меня известили о том, что найден вариант решения этой проблемы, при котором законопроект может быть принят и одобрен. Но действительно, дайте нам время на анализ этих предложений, их юридическое оформление. Я думаю, что законопроект будет принят. Уверен, что он будет принят, но нам надо некоторое время, чтобы посмотреть, что у нас получается. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жуков Александр Дмитриевич, ваше мнение. ЖУКОВ А. Д., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, действительно мы нашли согласованное решение, учли поправки Президента. Но раз Правительство настаивает на переносе, можно было бы поставить на 25-е число, включить в среду в повестку этот вопрос и принять во втором, в третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, пункт 9 исключите, пожалуйста, из повестки дня. Мы его поставим на 25-е число.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 180385-3 "О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (о механизме расчетов резидентов по своим кредитным обязательствам).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 26: проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Михаил Михайлович Задорнов. Пожалуйста. ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Очень короткое дополнение в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Оно касается тех кредитов, которые предоставляются экспортно-импортными банками стран "семерки", то есть экспортно-импортными банками США, Японии и другими, российским предприятиям без гарантий Правительства. Вы помните, что это есть в предложениях Президента, в Бюджетном послании, и, собственно говоря, мы сами стремились уходить от гарантий Правительства по тем кредитам, которые потом фактически становятся составной частью государственного долга, и переходить непосредственно к тому, чтобы сами предприятия отвечали за свои обязательства. Этот закон предполагает, что если вот такие кредиты выдаются российским предприятиям экспортно-импортными банками стран "семерки", то соответственно валютная выручка от экспорта их товаров может держаться на специальных скроу-счетах, которые являются обеспечением под такие кредиты, то есть само предприятие держит часть своей валютной выручки как обеспечение этих кредитов. Почему этот вопрос возник? Дело в том, что, когда мы принимали в прошлом году изменения в Закон "О валютном регулировании...", мы отменили все абсолютно льготы, которые давались указами Президента. Теперь действует только сам Закон "О валютном регулировании...". Остались только две льготы: Старооскольскому металлургическому комбинату, который находится, как вы знаете, в Черноземье (вот Николай Иванович хорошо это знает), и "Голубому потоку". То есть осталось два указа Президента, где были четко установлены сроки. Все остальные льготы отменены. Соответственно, сейчас, если предприятие российское берет такой кредит, то требуется разрешение Центрального банка. Центральный банк говорит, что он не имеет права после вступления в силу Закона "О валютном регулировании..." давать такие разрешения. Мы законом предусматриваем прямую запись, и, таким образом, те нормы, которые предусмотрены по всем требованиям этих банков, будут непосредственно использоваться нашими предприятиями. Это поможет получить достаточно дешевый кредитный ресурс. В комитете рассматривались предложения Центрального банка и Правительства. Правительство считает, что в этом законе нет необходимости, поскольку и так Центральный банк имеет право давать такие разрешения. Но здесь приложено письмо Центрального банка, в котором четко говорится, что, если в законе прямо записано не будет, никаких разрешений на открытие таких счетов с обеспечением кредитов он давать не будет. Поэтому требуется принять закон. Мы от имени бюджетного комитета просим поддержать его в первом чтении, а затем во втором чтении будут учтены те замечания, которые высказывались при обсуждении законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, какие есть вопросы к докладчику? Вопросов нет. Присаживайтесь, Михаил Михайлович. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Представитель Правительства Андрей Викторович Логинов. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Правительство выступает против данного законопроекта, поскольку в соответствии с действующим Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" иностранная валюта, получаемая резидентами, подлежит обязательному зачислению на счета уполномоченных банков, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации. При этом резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, которые устанавливаются Центробанком. По мнению Правительства Российской Федерации, все возникающие возможные вопросы урегулированы и включение в закон дополнительных норм, устанавливающих особый порядок проведения валютных операций по отдельным видам внешнеэкономических сделок, нецелесообразно. Поэтому официальный отзыв Правительства отрицательный, он был подписан 7 мая этого года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента? Нет. (Выкрики из зала.) Я не могу вам дать слово, потому что вы не записались на выступление. Только Задорнов выступит с заключительным словом. Пожалуйста, Михаил Михайлович. ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, именно то, о чем сказал Андрей Викторович Логинов, и содержится в заключении Правительства. Мы подробно его рассматривали в комитете, где выступали и представители Правительства. Позиция Правительства такая: не требуется этого, поскольку Центральный банк может делать это по закону. Но у нас (это в материалах приложено) есть официальная позиция Центрального банка, который говорит, что до тех пор, пока норма прямо не будет указана в законе, он не будет предоставлять российским предприятиям разрешения открывать скроу-счета под гарантии. Таким образом, если мы не примем эту норму, если она не будет включена в закон, российские предприятия не смогут без правительственных гарантий пользоваться кредитами экспортно-импортных банков США, Японии, Германии, банка "Гермес", и так далее. И совершено очевидно, что если сам Центральный банк говорит, что этот закон нужен, а вы сами знаете, что его позиция всегда очень консервативна, то мы должны поддержать, поскольку это и отвечает интересам предприятий, и поддерживается Центральным банком Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. В первом чтении, в первом чтении, коллеги. Кто без карточки? Поздно, Геннадий Васильевич, уже можете не ходить, уже строка не бежит. Так, кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 57 сек.) Проголосовало за 151 чел. 33,6% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 152 чел. Не голосовало 298 чел. Результат: не принято Ну вот. Медведев Павел Алексеевич, пожалуйста. МЕДВЕДЕВ П. А. Спасибо. Уважаемые коллеги, то, что мы сейчас сделали, грозит нам очень большими неприятностями, потому что... Не будем говорить о будущих кредитах. Действительно, взять кредит теперь будет очень трудно. Но уже некоторые кредиты взяты, и наш закон, который упоминал Михаил Михайлович, которым отменяются все льготы - мы отменили льготы, не прочитав, что мы отменили, - прочитали в Соединенных Штатах Америки, в стране-кредиторе, и спрашивают нас: мы заключили договор с вами, договорились, что вы будете возвращать кредит, не возвращая валютную выручку из-за границы, а непосредственно будете платить нам, а теперь вам это запрещено делать? Ну зачем же мы в такой скандал страну-то нашу загоняем?! Нам рейтинг снизят кредитный. Безусловно, надо принимать эту поправку! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да что вы предлагаете-то? ИЗ ЗАЛА. Вернуться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вернуться. Хорошо. Предлагают вернуться к голосованию. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию? Пожалуйста, голосуйте. ИЗ ЗАЛА. По ведению! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, после этого. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 45 сек.) Проголосовало за 261 чел. 98,5% Проголосовало против 3 чел. 1,1% Воздержалось 1 чел. 0,4% Голосовало 265 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Вернулись. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Павел Алексеевич, а поправку согласовали у кого, у американцев? Вы подскажите. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну подойдите к Коломейцеву, расскажите, у кого поправку согласовали. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 59 мин. 32 сек.) Проголосовало за 253 чел. 56,2% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 256 чел. Не голосовало 194 чел. Результат: принято Принимается.