Заседание № 142
17.02.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 180147-5 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (установление требований и ограничений по использованию зимних и ошипованных шин при эксплуатации транспорта).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6102 по 6440 из 7475
Переходим к пункту 21 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы Анатолия Семёновича Иванова. Пожалуйста. ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, идея данного законопроекта возникла в связи с рядом публикаций, в том числе и в некоторых автомобильных изданиях, в которых говорилось о проблемах использования зимних и ошипованных автомобильных шин в зимний и летний периоды соответственно. В связи с этим мною был изучен данный вопрос, в том числе был проанализирован опыт стран Европейского союза, США и Канады, по результатам чего и был разработан данный законопроект. Как вы все знаете, проблемам безопасного дорожного движения и снижения количества дорожно-транспортных происшествий в последнее время уделяется большое внимание. Данный законопроект направлен на решение именно этой проблемы. Как следует из статьи 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества, государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. При этом ни в данном законе, ни в иных нормативных правовых актах не содержится требований и ограничений по использованию зимних и ошипованных шин в зимний и летний периоды соответственно. Между тем, по мнению специалистов, управление в зимний период времени автомобилем, на котором установлены летние шины, а тем более имеющие существенный износ, сравнимо с эксплуатацией автомобиля с неисправными тормозной и рулевой системами. Это обусловлено тем, что в зимний период времени коэффициент сцепления с дорогой у летних шин значительно снижается, в результате чего ухудшается управляемость автомобилем и увеличивается тормозной путь, что, в свою очередь, повышает вероятность ДТП. Одновременно следует отметить, что использование ошипованных шин в летний период времени также негативно влияет на безопасность дорожного движения, поскольку увеличивает тормозной путь автомобиля, а также разрушает дорожное покрытие. В качестве примера, когда неправильный выбор шин вносит негативную лепту в количество регистрируемых ДТП, можно привести так называемый день жестянщика, когда при наступлении первых заморозков и обледенении дороги или при сильных снегопадах происходят сотни, а иногда и тысячи мелких и крупных ДТП. В то же время зимние шины, которые производятся из особых резиновых смесей и имеют специальный рисунок протектора, позволяют сохранить сцепные свойства при низкой температуре, а также на заснеженных или обледенелых участках дороги и тем самым обеспечивать безопасность движения за счёт лучшей управляемости и сокращения тормозного пути автомобиля, и в некоторых случаях наполовину по сравнению с обычными летними шинами. В связи с этим в ряде стран Европейского союза, а также в США и Канаде на законодательном уровне в том или ином виде закреплены обязанность водителей использовать зимние шины в зимний период времени и запрет на использование ошипованных шин в летний период времени. В связи с этим рассматриваемым законопроектом предлагается установить запрет на эксплуатацию в период с 1 декабря по 1 марта легковых и грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой до 3,5 тонны, а также пассажирских микроавтобусов, в случае если хотя бы на одной из осей указанных транспортных средств не установлены зимние шины. Одновременно предлагается запретить в период с 1 мая по 30 сентября эксплуатацию транспортных средств, на которых установлены ошипованные шины, за исключением транспортных средств, зарегистрированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку в указанных районах даже в летние периоды времени среднемесячная температура, например, в ночное время ненадолго превышает уровень температуры, при которой рекомендуется применение зимних шин, в связи с чем их обязательная замена на летние шины на непродолжительный период времени может быть весьма обременительной для владельцев таких транспортных средств. Одновременно с этим законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставляется право устанавливать дополнительные ограничения на эксплуатацию транспортных средств, на которых установлены ошипованные шины, однако указанные ограничения не могут распространяться на транспортные средства, зарегистрированные в другом субъекте Российской Федерации. Таким правом смогут при необходимости воспользоваться власти субъектов Российской Федерации в случае, если, например, сочтут, что в силу климатических условий или имеющихся у них технических возможностей по предотвращению обледенения дорог использование ошипованных шин нецелесообразно вообще или целесообразно, но на более короткий период времени. При этом такого рода дополнительные ограничения не должны распространяться на транспортные средства, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации. Законопроектом также предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за управление транспортным средством с установленными на нём шинами, с которыми в соответствии с федеральным законом в данный период времени эксплуатация транспортных средств запрещена. Отдельно следует обратить внимание на обоснование необходимости принятия вышеуказанных ограничений на уровне федерального закона. Так, Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, запрет на эксплуатацию транспортного средства в случае, если на нём установлены шины, не соответствующие погодным условиям, является, по сути, ограничением права собственника на распоряжение и пользование своей собственностью, а значит, он должен быть установлен на уровне федерального закона. С учётом изложенного принятие данного законопроекта должно привести к созданию дополнительных условий для охраны жизни, здоровья и имущества граждан путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий или снижения их тяжести, их последствий, а также позволит гармонизировать российское законодательство с законодательством других стран. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает председатель Комитета по транспорту Сергей Николаевич Шишкарёв. Пожалуйста, Сергей Николаевич. ШИШКАРЁВ С. Н., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Надежда Васильевна. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! На самом деле я благодарен и наш комитет благодарен Анатолию Семёновичу Иванову за инициативу. Мы ровно неделю назад здесь достаточно серьёзно говорили о проблемах обеспечения безопасности дорожного движения с главным государственным инспектором и вообще ищем любые меры, любые методы, способы для того, чтобы дополнительно какими-то техническими средствами, организационными мерами улучшить ситуацию на наших дорогах, спасти человеческие жизни. Но к сожалению, данный законопроект, на наш взгляд, существенно недоработан, хотя сама инициатива, ещё раз повторю, могла бы быть в том или ином виде поддержана. Почему? Хотел бы отметить, что рассмотрение вопроса о необходимости и целесообразности введения указанных в статье 1 законопроекта ограничительных мер относится к компетенции Правительства Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (коллега Иванов на него ссылался) эксплуатация транспортных средств запрещается при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Исчерпывающий перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации. Такой перечень содержится в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённым постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года "О правилах дорожного движения". Следует также учитывать, что эффективность применения автомобиля и соответственно его безопасная эксплуатация зависят от условий его эксплуатации, которые определяются дорожными знаками, транспортными и природно-климатическими условиями. Я на это хотел бы обратить особое внимание. На территории нашей страны расположены первая, вторая и третья климатические зоны, температурный режим в которых различается в январе в пределах от -3 до -28 градусов и ниже, а в июле - от 0 до +31 градуса и выше. Кроме того, по данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, погодные условия каждого года непостоянны, отклонение от среднегодовых наблюдений составляет в северных районах территории примерно 15, а в южных районах - до 30 градусов. Ну, этот сезон, как никакой другой... В условиях глобального потепления, которого мы все ждём, такой холодной и снежной зимы и в Москве, и в других регионах не было очень давно. Таким образом, с учётом серьёзной дифференциации температур в субъектах Российской Федерации и специфики эксплуатации автомобильных транспортных средств введение указанных в законопроекте ограничительных мер представляется, как я уже сказал, недостаточно проработанным. В соответствии с действующим законодательством к административной ответственности привлекаются физические, юридические и должностные лица. (Анатолий Семёнович заметил, что предлагается ряд изменений и в Кодекс об административных правонарушениях.) В этой части законопроект тоже нуждается в доработке, так как в нём авторами не определены субъекты, обладающие административно-правовым статусом, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а соответственно, и размеры административных штрафов. Добавлю, что на законопроект получены отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, и большинство субъектов Российской Федерации высказались в своих письмах против принятия данной законодательной инициативы. В этом смысле мы на них тоже ориентируемся в полном объёме. Мы подробно рассмотрели этот вопрос на заседании комитета, обсудили его и считаем, что, ещё раз повторяю, в целом идея может быть поддержана, не концепция законопроекта, а идея применения каких-то дополнительных технических ограничений, но рекомендовать его Государственной Думе к принятию мы не можем, поэтому предлагаем отклонить указанный проект федерального закона при рассмотрении его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопрос. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Лекаревой Вере Александровне. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Надежда Васильевна. У меня очень короткий вопрос к основному докладчику - Анатолию Семёновичу Иванову. Скажите, пожалуйста, какой положительный эффект даст принятие вашего законопроекта: сколько жизней мы спасём и сколько предотвратим дорожно-транспортных происшествий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Иванову. С места. ИВАНОВ А. С. Уважаемая Вера Александровна, уважаемые коллеги! К сожалению, я обращался в МВД с просьбой предоставить мне информацию о тех исследованиях, которые у них проводятся, и статистику ДТП (в том числе с гибелью людей), но, к сожалению, такой статистики в министерстве нет, то есть она не ведётся. Но если говорить о том, сколько это будет примерно, то я приведу пример: когда наступил так называемый день жестянщика (есть у меня такая информация по городу Москве), в один день погибли шесть человек и было совершено более ста ДТП, связанных именно с тем, что не использовались те шины, которые были необходимы, то есть зимние шины. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Депутат Локоть. Пожалуйста, ваше выступление, Анатолий Евгеньевич. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛОКОТЬ А. Е. Коротко, конечно, - решение-то приняли, поэтому в соответствии с Регламентом. Я очень уважаю Анатолия Семёновича и знаю его как человека, остро чувствующего социальную несправедливость, поэтому я крайне удивлён, собственно говоря, вот этой законодательной инициативе, с которой он вышел сегодня. На защиту чьих интересов направлен данный законопроект? На защиту интересов недобросовестных дорожников, которые, извините, чинят наши дороги так, что они через сезон разлетаются (наши дороги похожи на плохие зубы с кариесом - ямочный ремонт этот у всех на глазах), или на защиту тех торговых сетей, которые продают эти специальные, зимние шины? Это, вообще, в копеечку обходится, и можно вообще законопроект воспринимать как рекламу этих самых шин. Я совершенно согласен с выводом комитета о том, что, вообще-то, зима за пределами Москвы, МКАДа, значительно дольше длится. Я вот, представляя Сибирский регион, хочу вам сказать, что зима у нас - шесть месяцев, а перепады, через ноль переходы вот эти с оттепелями и заморозками, только за зиму сотни раз происходят. Ну, в общем-то, с законопроектом всё понятно. Единственное, ну, что это за пассаж: приводят нам в пример Соединённые Штаты Америки и Канаду? Извините, в Штатах, по-моему, только этой зимой в Вашингтоне увидели снег, а во время Олимпиады в Канаде снег не знают где взять. Хорошо ещё, что нам Экваториальную Африку и экваториальную Америку не приводят в пример, для того чтобы мы приняли данный законопроект. Я бы не выходил сюда, если бы дело касалось только этой части, но меня насторожило крайне и выступление тоже уважаемого мной председателя комитета - человека очень принципиального, на мой взгляд, - и вывод комитета о том, что, собственно говоря, если доработать этот законопроект, установить, соответственно, размеры административных штрафов, то можно и принять данную идею. Послушайте, вы не замечаете, что у нас в последнее время автомобилисты стали такой особой мишенью: у нас участилось появление законопроектов, направленных на то, чтобы наших автомобилистов получше ободрать? В своё время классики советской литературы говорили: "Пешехода надо любить". Наше государство некоторое время назад провозгласило другой лозунг: "Автомобилиста надо любить" - и позволило нашим автомобилистам приобретать хорошие иностранные машины, иномарки, правда, тут же придумали повышение транспортного налога, и наши автомобилисты слегка опешили. Ну, вроде разобрались с транспортным налогом (кто как - кто заплатил, кто перерегистрировался, может быть, в другом регионе), решили прокатиться, поехали, а тут из-за кустов, из-за угла неподкупный гаишник выходит, у которого в одной руке Кодекс об административных правонарушениях, который мы с вами постоянно меняем, всё более и более жёсткие меры туда вносим, а в другой руке совсем другой кодекс - местный, и неизвестно ещё, какой кодекс страшнее. Ну ладно, отбился он от этого гаишника, поехал дальше и тут же попал на эту нашу прославленную дорогу с ямочным ремонтом и чуть свою иномарку не потерял на этой дороге. И тут же ему говорят: слушай, это ты виноват - ты своими шипованными шинами разбил эту дорогу и должен за это заплатить, за то, что разбил свою машину. Уважаемые автомобилисты, я хочу вам сказать с этой трибуны: государство вас не любит, государство создало вас как социальный слой и придумывает каждый раз ходы, чтобы ободрать вас как липку. И автомобилисты, уважаемые коллеги, рано или поздно это поймут и однажды, когда они это поймут, они выставят свои автомобили здесь, по Тверской, от Охотного Ряда до Белорусского вокзала, и по Охотному Ряду, бросят их и скажут: разбирайтесь с ними сами. Вот что мы тогда делать будем? Вот чтобы этого не произошло, я предлагаю с подобными законопроектами, с подобными законодательными инициативами больше не выходить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. Докладчику и содокладчику нужно заключительное слово? Включите, пожалуйста, микрофон депутату Иванову, докладчику. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, ну и прежде всего Анатолий Евгеньевич, цель законопроекта, конечно, направлена не на лоббирование чьих-то интересов, а только на то, чтобы сократить количество ДТП и число погибших на дорогах. Жизнь, вы тоже, я думаю, с этим согласитесь, стоит гораздо дороже, чем эти шины. Что касается заключения комитета. Три было замечания по законопроекту и с двумя из них я совершенно не согласен. Во-первых, когда речь идёт о том, что данный вопрос, то есть его решение должно относиться к компетенции Правительства Российской Федерации. Я уже в своём докладе говорил, что когда речь идёт об ограничении каких-либо прав, а в данном случае это наблюдается, то это должно приниматься только федеральным законом, а никак не нормативным актом Правительства Российской Федерации. И во-вторых, что касается зон. В данном законопроекте выбраны такие периоды времени... Ну, например, зима, классическая зима - с 1 декабря, будем так говорить, до 1 марта - это такой период, когда на территории всей России держится средняя температура ниже 7 градусов. Именно при такой температуре уже необходимо использовать зимние шины, потому что летние шины дубеют, теряют свои свойства и уже представляют опасность. Поэтому зоны, о которых шла речь, множество зон климатических, сопоставимы как раз и согласованы с теми нормами и с теми периодами, которые есть в законопроекте. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Полномочные представители президента и правительства не желают выступить. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 26 мин. 15 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 87 чел.19,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4% Результат: не принято Не принято.