Заседание № 134
О проекте федерального закона № 179971-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования механизма защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций и повышения эффективности государственного контроля в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Данный законопроект был принят Государственной Думой 11 декабря, прошёл все экспертизы, соответственно готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 02 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 133
О проекте федерального закона № 179971-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования механизма защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций и повышения эффективности государственного контроля в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности; принят в первом чтении 14 июня 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Дмитрия Ивановича Савельева. Пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 14 июня 2013 года. Я коротко, два слова, скажу о его сути. Данный законопроект направлен на совершенствование механизма защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций и на повышение эффективности государственного контроля в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности. К законопроекту поступило двадцать девять поправок, двенадцать из них включено Комитетом по финансовому рынку в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, и семнадцать - в таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению. Соответственно прошу поддержать таблицу поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 17 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 237 чел. Не голосовало 213 чел.47,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 45 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Микрофон на центральной трибуне включите, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемые коллеги, в случае если законопроект сегодня будет принят во втором чтении, Комитет по финансовому рынку просит поставить в повестку на пятницу данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 21 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 104
О проекте федерального закона № 179971-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования механизма защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций и повышения эффективности государственного контроля в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Андрей Юрьевич Мурга. МУРГА А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, коллеги! Проектом закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Предлагается установить обязанности микрофинансовой организации по информированию заёмщиков о включении сведений об организации в государственный реестр микрофинансовых организаций, а также по раскрытию информации о полной стоимости микрозайма, порядок расчёта которой будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, путём введения единых стандартных требований к оформлению договора микрозайма, при этом полная стоимость микрозайма должна быть размещена в рамке на первой странице. То есть данный законопроект, в общем-то, подводит микрофинансовые организации к решению тех проблем, которые накопились. Необходимо, чтобы заёмщики, которые пользуются услугами данной организации, имели полную картину о процентной ставке по микрозаймам. Уполномоченный Правительством Российской Федерации орган будет контролировать микрофинансовые организации. Также будет введён запрет на одинаковые названия в едином реестре микрофинансовых организаций, в течение двенадцати месяцев нужно будет решить вопрос об изменении идентичных названий, чтобы микрофинансовые организации не могли вводить в заблуждение потребителей. Законопроектом предоставляется право осуществлять выпуск облигаций номинальной стоимостью менее полутора миллионов рублей тем микрофинансовым организациям, величина собственных средств которых составляет не менее 100 миллионов рублей, предусматривается возможность создания микрофинансовых организаций в виде бюджетных учреждений, вводится обязанность для микрофинансовых организаций предоставлять информацию, необходимую для формирования кредитных историй, также предоставляется уполномоченному органу право на исключение микрофинансовых организаций из государственного реестра за неоднократное нарушение закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Также вносятся изменения, детализирующие виды административных нарушений в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности и устанавливающие административную ответственность за неопубликование необходимой информации или неправильное предоставление микрозаймов. Соответствующие изменения вносятся в федеральные законы "О кредитных историях" и "О кредитной кооперации". На данный законопроект имеются положительные заключения правительства и профильного комитета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Викторовна Бурыкина. БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, представитель авторов достаточно подробно рассказал обо всех основных положениях законопроекта. В целом комитет поддерживает данные актуальные изменения, однако полагает - в заключении комитета это отмечено, - что при доработке законопроекта ко второму чтению для исключения чрезмерной финансовой нагрузки на заёмщиков необходимо рассмотреть возможность установления на законодательном уровне максимального срока, на который микрофинансовая организация может выдавать такие займы. Второй момент, который мы считаем важным и поддерживаем, - это то, что название микрофинансовой организации могут использовать только те организации, которые имеют хорошую репутацию, а все остальные микрофинансовые организации с таким же названием должны уйти. Комитет отмечает также, что реклама займов микрофинансовых организаций должна даваться только через микрофинансовые организации, а всё остальное - типа объявлений о кредитах, которые на столбах висят, - должно быть законодательно запрещено и за это должна быть ответственность. В целом поддерживая все эти предложения, комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вопрос автору законодательной инициативы. Уважаемый Андрей Юрьевич, скажите, пожалуйста: а для чего микрофинансовой организации необходим выпуск ценных бумаг, облигаций, разве это деятельность микрофинансовой организации? И второе: не считаете ли вы, что проценты за оказание финансовых услуг слишком велики, нельзя ли их ограничить? Вот Владислав Матусович - он, надеюсь, не болеет, я давно его не видел - говорил, что 13-20 процентов в месяц в условиях кризиса - это грабёж, а сегодня бывает и до 400 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Юрьевич Мурга, пожалуйста. МУРГА А. Ю. Хочу сказать, что вопрос об ограничении процентов не стоит сегодня на повестке дня, поскольку это рыночный механизм, мы на него надеемся, хотя вопрос такой можно рассматривать. А выпуск облигаций предусматривается для пополнения оборотных средств микрофинансовых организаций и как более дешёвый инструмент расчёта, что, как вариант, может привести к снижению процентной ставки по кредитам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Спасибо. Андрей Юрьевич, не считаете ли вы, что в случае принятия закона должна быть введена ответственность МФО за неразмещение информации о размере полной стоимости микрозайма в договоре, в том числе это должно распространяться на отношения с потребителями, возникшие ранее, то есть на договоры, которые заключались до принятия поправок? Ведь, как и в ситуации с банками, большинство предлагаемых МФО микрозаймов содержит так называемые скрытые проценты и нечестные условия возврата. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Юрьевич Мурга, пожалуйста. МУРГА А. Ю. Спасибо, Дмитрий Иванович. Ну, возможно рассмотрение вашего предложения. Законопроект принимается в первом чтении, я предлагаю вам внести в комитет поправку, и мы её рассмотрим. Я думаю, что нет смысла сегодня дискуссию устраивать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Интересная позиция: нет смысла устраивать дискуссию при обсуждении в главном, первом, чтении концепции закона. Странная позиция! Но я хотел бы спросить авторов о следующем: вы руководствуетесь интересами прежде всего организаторов этой ростовщической деятельности, которые действуют вот под таким благостным названием, как организации микрофинансовой деятельности, или интересами тех людей, которых действительно, как сказал коллега Коломейцев, грабят на сотни процентов? И второе. Я хотел бы узнать: а с этих сотен и тысяч процентов, с этих награбленных средств уплачиваются ли соответствующие налоги? Есть такая информация у авторов законопроекта? И предполагается ли это прописать поправками ко второму чтению, если сейчас такого механизма нет? Ведь всё поступает в виде сверхприбыли организаторам этой ростовщической деятельности! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемый коллега, что касается вашего вопроса, я хочу сказать о том, что те компании, которые зарегистрированы как микрофинансовые организации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, естественно, уплачивают налоги, а с тех ростовщических схем, которые сегодня присутствуют у нас на территории Российской Федерации в виде частной инициативы, естественно, я думаю, что никакие налоги не уплачиваются. И цель этого законопроекта - именно упорядочить, ввести всё в легальное правовое поле. Теперь что касается ростовщических процентов. Да, проценты высокие, там может быть и 2 процента в день, но мы не знаем, на какой срок, мы полагаем, что есть определённый срок, на который такие микрофинансовые займы выдаются. Более того, закон о микрофинансовых организациях, который уже сегодня действует, родился на самом деле не от хорошей жизни: людям были нужны небольшие деньги, а банковские кредитные организации отказывали им в займе, и поэтому люди вынуждены были занимать просто у соседей под ростовщический процент. В данном случае тот закон, который сегодня действует, хотя бы немножко снизил нагрузку и в принципе убил чёрный рынок - он сегодня серый. Что касается вашего беспокойства по поводу того, как это нужно ограничивать. Сегодня концепцией законопроекта это предусматривается, ко второму чтению посмотрим, чтобы процентные ставки не были всё-таки слишком высокими, потому что они действительно чувствительные. Нужно смотреть, но должен быть предложен уже рыночный механизм. Что касается фондирования. Естественно, если будут выпущены облигации и проспект эмиссии будет зарегистрирован, это даст возможность в том числе и давать деньги взаймы под более низкий процент. Я думаю, что надо работать над законопроектом. Пожалуйста, направляйте свои предложения ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, дадим возможность авторам ответить ещё на два вопроса и после этого пойдём на перерыв. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Андрей Юрьевич, согласитесь, что нередко предприниматели идут за микрофинансированием не на развитие, а чтобы просто выжить в какой-то трудный момент времени, пережить там неделю-две, месяц и так далее, и вот тут, - а такие ситуации встречаются довольно часто, наверное, вы о них знаете, и в прессе о них писали неоднократно - эти микрофинансовые организации используются как метод давления на предпринимателя: кому-то дадут, кому-то не дадут. А бывает, говорят: "Вот иди к тому чиновнику, согласуй, получи от него добро, тогда получишь долю, деньги". А тот чиновник говорит: "А сколько ты мне за это дашь?" - то есть идёт фактически не развитие малого и среднего бизнеса, а попытка его потопить. Вот этот механизм, который стал типичной болезнью, и наверняка вы о нём знаете, как-то данным законопроектом меняется? А то получается: по кредитам большие проценты, да ещё откаты - и теряется вообще смысл брать эти деньги. Как быть в этой ситуации, этим законопроектом можно разрешить данную проблему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Нет, это Андрею Юрьевичу вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БУРЫКИНА Н. В. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Викторовна, пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В. Дело в том, что сегодня в регулировании микрофинансовой деятельности нет таких запретов, на самом деле там кредиты выдаются всем достаточно быстро, то есть не требуется времени для принятия решений. То, о чём вы говорите, не имеет отношения к этому сегменту кредитования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Андрей Юрьевич, я хотел поддержать коллег, которые высказывались за ограничение процентной ставки по микрокредитам. Уже услышал ваш ответ, но, мне кажется, есть смысл посмотреть и на размер штрафных санкций, которые наступают в случае невозврата кредита в срок, потому что там все те организации пытаются взыскать вообще запредельные проценты с наших граждан, которые не могут вовремя рассчитаться. По-моему, здесь однозначно государство должно вмешаться и их ограничить - как вы к этому относитесь? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Юрьевич Мурга, пожалуйста. МУРГА А. Ю. Я хочу сказать коллегам, которые задавали предыдущие вопросы: как раз изменения в законодательство, которые мы вносим, направлены на защиту потребителей - тех людей, которые будут пользоваться услугами микрофинансовых организаций, и на то, чтобы деятельность этих организаций была, во-первых, более прозрачной, во-вторых, чтобы она была понятной и контролировалась государством, и это упростит процедуру. Говорили о том, что там надо идти к чиновникам, - я думаю, что это не относится к данному закону: тут никаких разрешений не надо, это как раз совершенно рыночный механизм с одним существенным недостатком - высокими процентами. Как только мы эту деятельность упорядочим, я думаю, мы посмотрим, как можно будет регулировать эти проценты и всё остальное. А все вносимые сегодня изменения в закон направлены на упрощение процедуры предоставления займов предпринимателям и частным гражданам и на развитие предпринимательской активности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Уважаемые коллеги, сначала мы должны завершить рассмотрение пункта 16 порядка работы. Докладчик и содокладчик ответили на вопросы. Есть ли желающие выступить по пункту 16? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, после рассмотрения проблем Дальнего Востока, где рядышком многомиллиардный или многомиллионный Китай, проблемы микрофинансирования (конечно, тоже важные) кажутся не очень значительными, хотя, например, профессор Юнус из Бангладеш стал нобелевским лауреатом за разработку именно этой темы. К сожалению, мы сегодня в социально-экономическом развитии и ориентировании своего населения больше, наверное, стремимся всё же к Бангладеш, чем к Китаю. Давайте посмотрим, как же мы стремимся. У нас опять кто-то пытается строить пирамиды, хотя эта ниша... Почитайте, мы рассматривали этот закон, базовый закон, уже неоднократно, даже адепт либерализма Резник, и тот критиковал его за чрезвычайно высокие проценты! Сегодня, как видите, в проекте закона мы опять лишь рядышком с этой проблемой, хотя всем известно, что микрофинансирование как раз рассчитано на сферу, куда ни один банк не пойдёт, на самых нищих людей. С нашей точки зрения, в нынешних формулировках закон принимать нельзя. Ну скажите, пожалуйста, какие облигации можно разрешать выпускать организации, которая занимается ростовщичеством? Это же вторая "МММ": сейчас напечатают красивых бумажек с чьими-то портретами, распродадут и исчезнут, а все микрокредиты останутся сказками. Мы голосовать за такой закон не будем и призываем всех меньше тратить времени на законы, которые в принципе не решают ни одной проблемы, стоящей, в том числе и в этой сфере, перед экономикой Российской Федерации. Позицию фракции я обозначил: мы за законопроект голосовать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, действительно, говорить о том, что эти ростовщические организации, которые называют себя микрокредитными, являются для нас чем-то таким полезным и спасительным, нельзя. Дело в том, что для действительно бедных людей, которые ни в какой банк пойти не могут - понятно, почему они туда не могут пойти и почему они никаким банкам не нужны, - которые, что называется, доходят до последней черты, когда уже им, может быть, стыдно и у родных, и у соседей занять, для них пойти в социальные службы, которые, как и положено, должны были бы их спасать у этой последней черты, просто невозможно. Да, на загнивающем Западе, значит, можно получить деньги и на питание, и на лекарства, и на жильё, а у нас этого нет, и вместо того чтобы заниматься такой защитой бедных слоёв населения, мы воспользовались структурами, созданными этими горе-банкирами, у которых нет ни стыда ни совести и для которых тысяча процентов - это нормально, и для них ещё создаём сейчас вот такую законодательную базу. Не от хорошей жизни, понятно, всё это происходит, но плыть по течению и никак не ограничивать аппетиты, звериные аппетиты таких новоявленных российских банкиров, нельзя, главным в этом законе должно быть ограничение вот этих процентов. Второе - должна быть обеспечена защита людей, которые обращаются в такие организации. Я считаю, что вообще никакой опасности, например возможности отнять жильё, не должно быть, - это надо прописать в законе, не должно быть никакой опасности лишиться других жизненно важных, не знаю там, предметов, которые представляют какую-то ценность. А если уж вы хотите развивать этот бизнес, ждите, когда у человека появятся на счету деньги, пенсия, зарплата, но на это никто не рассчитывает - рассчитывают на то, что человек запутается, увеличит многократно свои долговые обязательства и тогда можно будет отобрать у него последние крохи, последнее имущество. Поддерживать такую философию, конечно же, неправильно. Если этот закон не будет исправлен к третьему чтению, то, я думаю, мои коллеги и я не будем за него голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Не выступают. Выносим законопроект на "час голосования".
16-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 13 сек.) Проголосовало за 251 чел.55,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 251 чел. Не голосовало 199 чел.44,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.