Заседание № 120

03.11.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 179955-5 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части, касающейся условий предоставления финансовой поддержки за счёт средств фонда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4759 по 4992 из 6339
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 23-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О    
внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О Фонде содействия          
реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Докладывает депутат            
Государственной Думы Александр Вадимович Ломакин-Румянцев.                      
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В., фракция "Справедливая Россия".                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прекрасно понимая, какое          
решение, скорее всего, будет принято, всё же хотел бы попытаться донести до     
вас реальные проблемы инвалидов, с которыми они столкнулись при проведении      
принудительной монетизации льгот по ЖКХ.                                        
                                                                                
В заключении правительства на законопроект говорится, что перевод мер           
социальной поддержки граждан из натуральной формы в денежную является           
основной составляющей реформы жилищно-коммунального хозяйства. Так вот, на      
наш взгляд, это крайне ошибочная позиция. Проведение монетизации льгот по       
оплате услуг ЖКХ, особенно в условиях кризиса, реально приводит к снижению      
жизненного уровня инвалидов, что недопустимо.                                   
                                                                                
По данным мониторинга, проведённого Всероссийским обществом инвалидов, в        
большинстве регионов России, где переход к предоставлению льгот по оплате       
услуг ЖКХ через механизм денежных компенсаций уже состоялся, инвалиды           
столкнулись с рядом ранее отсутствовавших очень болезненных проблем. Обобщив    
используемые в регионах механизмы, можно выделить два варианта, по-разному      
усложняющих жизненную ситуацию для инвалидов.                                   
                                                                                
В первом варианте в конце месяца осуществляется 50-процентная компенсация уже   
произведённых инвалидом стопроцентных платежей за жильё и коммунальные          
услуги. Это весьма чувствительным образом затрагивает текущие семейные          
бюджеты инвалидов. Теперь они должны резервировать и вносить в текущем месяце   
платёжные суммы, в два раза превышающие размер соответствующих платежей при     
прямой, то есть в натуральной форме, реализации жилищных льгот. При             
существующем уровне доходов инвалидов это можно сделать только за счёт          
текущей экономии на других потребностях первой необходимости.                   
                                                                                
При втором варианте компенсация инвалиду производится в авансовом режиме. В     
этом случае инвалид заранее получает на руки льготную денежную сумму и,         
казалось бы, не должен сталкиваться с необходимостью резервировать часть        
своего текущего дохода для стопроцентной оплаты услуг ЖКХ, но на практике       
сумма авансовой денежной компенсации рассчитывается на основе норм              
потребления услуг и социальной нормы жилья и, как правило, отличается в         
меньшую сторону от стоимости фактически оплаченных коммунальных услуг. В        
связи с этим человеку приходится регулярно обращаться в соответствующие         
органы для перерасчёта произведённого платежа.                                  
                                                                                
В результате оба механизма предоставления денежных компенсаций оказываются      
для инвалидов неудобными и проигрышными по сравнению с натуральной формой       
реализации льгот и оборачиваются для них еще одной изнуряющей всех              
бюрократической волокитой, которая, кстати, заметно повышает нагрузку и на      
различные службы, задействованные в реализации механизмов монетизации.          
                                                                                
На прошлой неделе, региональной неделе, у меня была встреча, на которой         
присутствовали в том числе работники социальной защиты, с 2002 года             
осуществляющие обеспечение этой льготы сначала в натуральном виде, а теперь в   
виде денежных компенсаций, и на вопрос, как лучше, они ответили однозначно:     
как было раньше. Раньше они имели дело с четырьмя компаниями, сейчас они        
имеют дело с пятидесятью тремя тысячами человек. Естественно, ошибки            
неизбежны.                                                                      
                                                                                
Право на денежную компенсацию оформляется в заявительном порядке с              
представлением документов, количество которых, по данным мониторинга,           
варьируется в зависимости от конкретного региона, но в любом случае нужно       
собрать и представить копии и оригиналы не менее десяти документов и справок.   
                                                                                
Ещё один проблемный момент связан с появлением ряда посредников между           
инвалидами и коммунальными службами, назначающих, рассчитывающих,               
выплачивающих и доставляющих денежные компенсации, из-за чего происходит сбой   
в работе этой цепочки, когда инвалиды получают компенсацию с большими           
задержками, а были случаи, когда её вообще не получали.                         
                                                                                
Необходимо отметить крайнюю затруднённость или даже невозможность контроля со   
стороны инвалидов правильности начисления размеров компенсаций, так как они     
не получают распечатку начисленных компенсаций, что приводит к многочисленным   
фактам неправильного определения размеров компенсаций, то есть часть            
положенных льгот просто отбирается. По сути, государство оставило инвалидов     
один на один с управляющими компаниями.                                         
                                                                                
Данный законопроект направлен на частичное устранение причин возникших у        
граждан проблем. Он не отменяет монетизацию льгот, он обеспечивает регионам     
право выбора формы оплаты услуг ЖКХ для льготных категорий граждан при          
сохранении финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию              
жилищно-коммунального хозяйства. У регионов появится возможность сохранить      
или вернуться к натуральной форме реализации этих льгот, как это сделали,       
например, власти Москвы в 2009 году в целях, как было сказано, недопущения      
социальной напряжённости в условиях сложившейся финансово-экономической         
ситуации, вызванной кризисом. Если же регион всё-таки принял решение о          
переходе на монетизацию, он должен провести тщательную отработку всех           
механизмов, чтобы не страдали люди, и убедиться в том, что поставленная цель    
правильная и не вызовет дополнительных расходов.                                
                                                                                
И ещё раз повторю: нельзя этого делать в условиях кризиса. При большом росте    
цен на услуги ЖКХ, при отсутствии контроля за тарифами, росте цен на продукты   
питания и лекарства, которые многим инвалидам приходится по разным причинам     
покупать самостоятельно, нельзя проводить реформу в социальной сфере, не имея   
стопроцентной гарантии, что она не ударит по людям. И, принимая сегодня         
решение, уважаемые коллеги, голосуя против или просто не голосуя, теперь вы     
будете знать, как ваше решение отразится на людях, поэтому я всё-таки           
призываю вас проголосовать за данный законопроект.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы?                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению сейчас дам слово.                              
                                                                                
Вопросов нет. Желающие выступить? Ой, прошу прощения, это конец дня уже, да.    
Я приглашаю Гребёнкина Олега Анатольевича для содоклада от комитета. Я          
приношу свои извинения Олегу Анатольевичу.                                      
                                                                                
Зубов по ведению.                                                               
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Уважаемый Олег Викторович, я обращаюсь к вам как к человеку,        
который участвует в формировании повестки дня заседаний нашей Государственной   
Думы. Вот коллега Ломакин-Румянцев сейчас докладывал о действительно важном     
вопросе - можно по-разному относиться, можно по-разному голосовать, - но он     
почему-то стоит последним. Мы до этого рассмотрели целый ряд законопроектов,    
которые, ну, никого особо не трогают, они даже предмета своего не имеют. И      
как только серьёзный вопрос - так он в самом конце. К сожалению, это у нас      
уже такая отмеченная традиция. Скажите, это случайно или?.. Ну как-то можно     
исправить?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я уверен, что здесь нет никакого намерения. Просто, я     
обращаю внимание, здесь была приписка, что 14 октября у нас этот законопроект   
не рассматривался в связи с отсутствием докладчика, поэтому у нас, как          
правило, такие законопроекты переходят в следующую повестку дня, и не всегда,   
я так думаю, им там находится место внутри уже тоже сформированной повестки.    
Скорее всего, это связано только с этим, никакого специального умысла я тут     
не усматриваю.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Олег Анатольевич.                                                   
                                                                                
ГРЕБЁНКИН О. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается       
исключить такие условия предоставления финансовой поддержки за счёт средств     
Фонда содействия реформированию ЖКХ, как предоставление мер социальной          
поддержки гражданам в денежной форме. Автор законопроекта обосновывает это      
тем, что введение денежной формы предоставления мер социальной поддержки не     
поддерживается многими гражданами, в частности, трудно реализуемо для           
инвалидов.                                                                      
                                                                                
Комитет отмечает, что федеральный закон направлен на внедрение механизмов       
рыночной экономики в отрасль жилищно-коммунального хозяйства с целью            
повышения ответственности предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные         
услуги. В связи с этим предоставление финансовой поддержки за счёт средств      
фонда согласно закону осуществляется только в случае перевода мер социальной    
поддержки граждан из натуральной формы в денежную. Исключение указанного        
условия не способствует реформированию жилищно-коммунального хозяйства и        
фактически приведёт к изменению концепции закона.                               
                                                                                
На законопроект получено отрицательное заключение Правительства Российской      
Федерации. Законопроект не поддерживает комитет-соисполнитель - Комитет         
Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. Комитет рекомендует   
Государственной Думе не поддерживать законопроект, отклонить его при            
рассмотрении в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Вот теперь уже действительно спрашиваю: есть ли вопросы? Нет вопросов.          
                                                                                
Присаживайтесь, Олег Анатольевич.                                               
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет, никто не настаивает. Представители             
президента, правительства? Тоже. А, есть, прошу прощения.                       
                                                                                
Олег Анатольевич, вы присаживайтесь.                                            
                                                                                
Зубов готов выступить. Один выступающий. Пожалуйста, Валерий Михайлович.        
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Мне кажется, что этот законопроект надо поддержать хотя бы          
потому, что в выступлении представителя комитета прозвучали две фразы,          
которые очень дезориентируют или могут дезориентировать нас при принятии        
важных решений. Первая фраза звучит так: трудно реализуемо для инвалидов.       
Вообще-то, Александр Вадимович, который докладывал о законопроекте, мне         
кажется, лучше понимает проблемы инвалидов, и, если он считает, что надо        
принять то, о чём он докладывал в качестве поправки в закон, к нему надо        
прислушаться, как к человеку, который лучше понимает, что трудно, а что легко   
реализовать для инвалидов. Это первое.                                          
                                                                                
Второе - фраза о том, что данный законопроект не способствует реформированию    
ЖКХ. У меня вопрос: что всё-таки на первом месте - возможности людей или        
проблемы жилищно-коммунального хозяйства при всей его важности?                 
                                                                                
По крайней мере эти два положения меня абсолютно убеждают в том, что надо       
принять этот законопроект. Во-первых, это докладывается от имени людей,         
которые испытывают трудности при получении льгот, от имени инвалидов. И         
во-вторых, человек всё-таки должен стоять в нашем обществе на первом месте по   
отношению к любым другим проблемам, в том числе и проблемам ЖКХ.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович.                              
                                                                                
Я уже спросил представителей президента и правительства - они не настаивают.    
Докладчик и содокладчик не настаивают на заключительном слове?                  
                                                                                
Пожалуйста, докладчик Александр Вадимович Ломакин-Румянцев. С места.            
                                                                                
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Я не сказал ещё об одном аспекте, который                
действительно требует реформирования, - это то, что появилось огромное          
количество управляющих компаний, которые совершенно не заинтересованы в         
реформировании ЖКХ. Единственное, в чём они заинтересованы, - это в том,        
чтобы собрать деньги с людей. Люди потом месяцами не могут добиться от          
компаний объяснений, почему компании не платят за тепло, за свет, дома          
отключают. Я думаю, что у всех у нас есть такие письма. И это - рыночная        
экономика?! Мне кажется, что это не рыночная, а базарная экономика, поэтому я   
всё-таки надеюсь, что законопроект будет поддержан.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в        
статью 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию                
жилищно-коммунального хозяйства".                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за               96 чел.21,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                

Заседание № 116

14.10.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 179955-5 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части, касающейся условий предоставления финансовой поддержки за счёт средств фонда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4727 по 4732 из 6498
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14          
Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального    
хозяйства". У нас отсутствует докладчик, поэтому мы фиксируем отсутствие        
докладчика и в следующий раз можем рассматривать данный законопроект без его    
участия.