Заседание № 151

11.03.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 179899-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся размера денежной компенсации за задержку работодателем выплат, причитающихся работнику, а также размера возмещения морального вреда, причинённого работнику).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3990 по 4093 из 4276
А пока 14-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений   
в Трудовой кодекс Российской Федерации". Докладывает Михаил Васильевич          
Емельянов.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Васильевич.                                                  
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Партия          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - это партия социал-демократическая,                      
социал-демократические партии традиционно защищают интересы людей труда,        
наёмных работников, для реализации этой цели и внесён законопроект, который     
сейчас нами рассматривается.                                                    
                                                                                
Мы предлагаем внести некоторые изменения в Трудовой кодекс Российской           
Федерации. Прежде всего, мы предлагаем радикально усилить материальную          
ответственность работодателя в случае, если он задерживает выплату заработной   
платы, - почти трёхкратное увеличение. Тема актуальная, к сожалению, мы не      
можем преодолеть пока те кризисные явления, которые уже очевидны в нашей        
экономике. В этих условиях у недобросовестных предпринимателей велик соблазн    
решать свои проблемы за счёт наёмных работников, и я думаю, если мы сегодня     
примем такое изменение, это будет отнюдь не лишним в нынешней тяжёлой           
социально-экономической ситуации.                                               
                                                                                
Ещё один пункт, который мы хотели бы изменить, касается компенсации             
морального вреда работнику. К сожалению, в трудовом праве эта тема не очень     
хорошо разработана. Судебная практика преимущественно идёт по пути судебного    
прецедента, когда в своих решениях судьи ориентируются на те решения, которые   
приняли их коллеги ранее, то есть, по сути, господствует, скажу так,            
усмотрение судьи, а оно опять же далеко не всегда в пользу наёмного             
работника, поскольку в трудовых отношениях наёмный работник заведомо более      
слабая фигура, нежели работодатель, это очевидно, они обладают совершенно       
разными ресурсами в отстаивании своих прав: со стороны работодателя это         
зачастую мощные юридические службы, в которых работают квалифицированные        
юристы, а у наёмного работника подчас даже нет возможности нанять               
квалифицированного адвоката.                                                    
                                                                                
В этой связи мы предлагаем разработать эффективную методику расчёта             
компенсационной выплаты - мы предлагаем гибкий унифицированный подход, при      
котором было бы разумное сочетание усмотрения судьи и заключения                
квалифицированного специалиста, а также учитывались бы определённые критерии    
размера выплат, об этом мы пишем в нашем законопроекте.                         
                                                                                
И наконец, мы считаем необходимым установить определённые минимальные и         
максимальные пороги штрафов, которые определяются в Трудовом кодексе. Это       
также связано и с предыдущим пунктом о возмещении морального вреда, но не       
только.                                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, если вы поддержите предлагаемые нами меры, то в Российской   
Федерации защита наёмного труда усилится, и я думаю, это будет весьма           
позитивно.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич.                               
                                                                                
Валерий Владимирович Трапезников.                                               
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, комитет внимательно рассмотрел данный законопроект и        
приводит следующие доводы, причины его отклонения.                              
                                                                                
В материалах не содержится объективного обоснования увеличения размера          
денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, а также       
установления минимального и максимального размеров денежной компенсации         
морального вреда. Такой подход представляется неопределённым и не               
соответствует неоднократно выраженным требованиям Конституционного Суда         
Российской Федерации о ясности, недвусмысленности и формальной определённости   
правовых норм и о недопустимости внесения произвольных изменений в              
действующую систему норм.                                                       
                                                                                
Также законопроект предусматривает компенсацию морального ущерба, но, как       
бывший производственник, считаю, что это ударит прежде всего по финансовому     
состоянию предприятия и ещё больше задержит выплату заработной платы. Если бы   
авторы законопроекта внесли норму о личной ответственности работодателя,        
включая уголовную ответственность, тогда ещё можно было бы думать о принятии    
этого закона, которым предлагается внести ясность в отношении гарантий и        
компенсации. Мы, например, приняли закон об увеличении размера единовременной   
страховой выплаты в случае смерти страхователя (он начал действовать с 1        
января 2014 года) в соответствии с которым будет выплачиваться 1 миллион        
рублей вместо 87 тысяч рублей.                                                  
                                                                                
Комитет Совета Федерации и правительство предлагают отклонить данный            
законопроект. С учётом изложенного комитет также предлагает отклонить данный    
законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также не будет поддерживать данный        
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Нет. Кто хотел бы выступить? Нет желающих.         
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              166 чел.36,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    166 чел.                                          
Не голосовало                 284 чел.63,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.