Заседание № 56
14.07.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 179671-7 "О принятии Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3416 по 3789 из 8320
Коллеги, переходим к 26-му вопросу. О проекте федерального закона "О принятии Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской Федерации Алексея Владимировича Груздева. Пожалуйста, Алексей Владимирович. ГРУЗДЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Сегодня на ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О принятии Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности". Протокол дополняет само соглашение статьёй 31-бис и соответствующим приложением. Протокол имеет своей целью содействие развивающимся и наименее развитым странам в получении доступа к дорогостоящим лекарственным средствам, в первую очередь для борьбы с эпидемиями, для ликвидации чрезвычайных ситуаций, закрепляет право государства - члена Всемирной торговой организации в случае чрезвычайной ситуации обращаться к другим членам ВТО для обеспечения его необходимым количеством лекарственных препаратов, устанавливает механизм для экспорта таких лекарственных средств, произведённых с использованием принудительной лицензии. 23 января 2017 года протокол вступил в силу для присоединившихся к нему членов Всемирной торговой организации, в настоящий момент это 115 из 164 членов ВТО, среди них Европейский союз, Соединённые Штаты Америки, Швейцария, Индия, Япония, Китай, Норвегия, Турция, Египет, Австралия, Израиль и другие страны. Для вступления в силу в Российской Федерации протокол подлежит принятию в форме федерального закона в соответствии с положением Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", в связи с тем что протокол потребует внесения изменений в статью 1362 Гражданского кодекса Российской Федерации в части возможности предоставления принудительной лицензии в целях производства запатентованных лекарственных препаратов для последующего экспорта. В настоящее время нашим законодательством предусматривается лишь судебный порядок принудительного лицензирования и исключительно для внутреннего потребления. Возможность использования вводимого протоколом механизма для экспорта воспроизведённого лекарственного препарата нуждающемуся государству положениями действующего законодательства не предусмотрена. Реализация протокола не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведёт к негативным финансово-экономическим последствиям. Преимущество же механизма, предусмотренного протоколом, заключается в возможности организации производства дорогостоящего иностранного запатентованного лекарственного средства отечественными производителями на условиях принудительной лицензии для оказания помощи нуждающемуся государству. При этом, что важно отметить, в случае совершения таких действий их не могут оспорить другие члены организации, если будут соблюдены все процедуры, предусмотренные протоколом. Потенциальной возможностью применения упомянутого механизма является его использование для организации в России производства воспроизведённых лекарственных препаратов иностранных компаний для помощи, например, государствам Центральной Азии в случае возникновения кризисных ситуаций, эпидемий или чрезвычайных ситуаций. В таком варианте будут поставляться высокоэффективные копии иностранных препаратов, воспроизведённые копии, или дженерики, по доступной цене с целью борьбы с эпидемиями. Механизм также может быть использован не только в интересах наименее развитых стран, но и любым государством, присоединившимся к этому протоколу и отвечающим требованиям, установленным в протоколе. В случае чрезвычайной ситуации в стране или других обстоятельств крайней необходимости, таких как острый дефицит лекарственных средств в ходе борьбы с эпидемией, данный механизм может быть применён и в Российской Федерации для импорта воспроизведённых аналогов дорогостоящих лекарственных средств. Многие международные организации системы ООН, участником которых является Россия, призывают к скорейшему принятию этого протокола. Законопроект был рассмотрен на заседании Комитета по международным делам 3 июля сего года. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, содоклад Ирины Дмитриевны Евтушенко. ЕВТУШЕНКО И. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Алексей Владимирович очень подробно рассказал о проекте федерального закона, тем не менее скажу, что Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации, устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности. Протокол принят решением Генерального совета Всемирной торговой организации в Женеве 6 декабря 2005 года и направлен на создание правовой основы для расширения и применения механизма упрощения доступа к лекарственным средствам в случае чрезвычайной ситуации в стране при борьбе с эпидемией. Этот механизм может быть использован Российской Федерацией для импорта дорогостоящих лекарственных средств, произведённых другим членом ВТО для России, а также Российская Федерация может в случае необходимости организовать, при соблюдении соответствующего положения, производство лекарственных препаратов, так называемых дженериков, иностранных компаний для оказания помощи государствам по доступной для них цене. Ну, мы все прекрасно знаем, что инфекции очень быстро распространяются от города к городу, от страны к стране, ведь мы очень быстро передвигаемся - летаем, пользуемся наземным транспортом, к тому же инфекционные заболевания передаются не только от человека к человеку воздушно-капельным путём, но и через животных, птиц, насекомых, и инкубационный период, когда человек себя неплохо чувствует, может быть от нескольких дней, недель до нескольких месяцев. Принятие протокола полностью соответствует интересам Российской Федерации. Практическое применение закрепляемого протоколом механизма позволит оперативно реагировать на острый дефицит лекарственных средств и, соответственно, сократить сроки распространения эпидемий не только в масштабах нашей страны, но и в мире. В комитет поступил положительный отзыв из Комитета Совета Федерации по международным делам, а также имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы об отсутствии замечаний по рассматриваемому законопроекту. Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять Протокол об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Дмитриевна. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. У меня к Алексею Владимировичу вопрос. Безусловно, это хорошие, благие намерения, если всё это будет выполняться - прекрасно, но мы видим, как сегодня ведёт себя, например, Украина, когда болезни есть, но к нам не обращаются. Скажите, пожалуйста, с учётом аналогичных случаев предусмотрено ли в этом протоколе какое-либо наказание для страны, которая может отказаться и не поставить лекарства нуждающейся стране? Или это всё на добровольных началах? ГРУЗДЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Действительно, протоколом предусматривается в первую очередь право наименее развитых стран обратиться к другому государству с просьбой обеспечить воспроизводство и поставку лекарственных препаратов. Страны, которые присоединились к протоколу, получают такое право, тем не менее принцип принудительности, обязательности исполнения в случае поступления заявки отсутствует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Владимирович, проблема лечения орфанных заболеваний, проблема обеспечения лекарственными препаратами таких пациентов на сегодняшний день очень остра. Общий объём требуемого финансового обеспечения - примерно 30 миллиардов рублей, и сегодня это расходное полномочие субъектов Российской Федерации. Не считаете ли вы возможным применение данного протокола для снижения стоимости лекарственных препаратов, которые используются для лечения орфанных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции? И нет ли у вас расчётов, к чему могло бы привести снижение стоимости? ГРУЗДЕВ А. В. Я хотел бы подчеркнуть: дело в том, что протоколом предусматривается возможность принудительного лицензирования организаций в исключительных случаях, в том числе в случаях чрезвычайных ситуаций, эпидемических заболеваний, и в первую очередь для обеспечения потребностей наименее развитых стран. Ключевой момент в том, что этот механизм используется для производства с последующим обязательным экспортом в страну, обратившуюся с такой заявкой, то есть механизм не подразумевает организацию производства для внутреннего потребления. Для расширения наших производственных возможностей для внутреннего потребления этот протокол не может быть применим. Вместе с тем если говорить о расчётах, то статистика показывает, что выход воспроизведённых лекарств (дженериков) на рынок лекарственных препаратов практически в первый же год даёт существенный эффект - цены на запатентованные лекарственные препараты порой снижаются на 50 процентов, поэтому, конечно же, косвенно этот механизм может повлиять на конъюнктуру и на уровень цен на дорогостоящие запатентованные иностранные лекарственные средства. А запрос на воспроизводство в первую очередь, конечно же, касается как раз препаратов, которые применяются при лечении онкологических заболеваний и ВИЧ-инфекции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Алексей Владимирович, мы прекрасно понимаем, что принятие этого протокола даст возможность многим иностранным производителям лекарственных средств проникнуть на рынок Российской Федерации, фактически мы в значительной степени открываем рынок для иностранных производителей. Мы понимаем, что есть патенты на лекарственные препараты, действующие в иностранных государствах, в данном случае речь идёт о производстве лекарств по принудительной лицензии и другими членами ВТО - мы всё это понимаем. В пояснительной записке вы приводите очень нерадужные данные о росте заболеваний туберкулёзом, ВИЧ, особенно в странах бывшего Советского Союза. Вопрос в следующем: в отсутствие этого протокола, при более-менее закрытом рынке фармпродукции в Российской Федерации что нам сегодня мешает помогать таким странам, как Таджикистан, Кыргызстан, в борьбе с эпидемиями? Ведь мигранты, которые сегодня работают у нас, в большинстве случаев из этих стран, поэтому может возникнуть серьёзная угроза национальной безопасности нашей страны. Прошу, прокомментируйте, пожалуйста. ГРУЗДЕВ А. В. Обязательно прокомментирую. В пояснительной записке мы приводим нашу аргументацию: преимущества этого протокола - в расширении возможностей удовлетворять потребности развивающихся, наименее развитых стран в современных высокотехнологичных лекарственных препаратах. По данным международной статистики, в настоящее время зарегистрировано более 200 тысяч патентов на лекарственные средства. Если мы возьмём группу средств для лечения и профилактики серьёзных заболеваний, в том числе онкологических, ВИЧ, туберкулёза, то на Российскую Федерацию как на обладателя патентов в этих категориях приходится в среднем от 5 до 7 процентов. Именно этим обусловлена, на наш взгляд, необходимость принятия этого протокола - расширением возможностей производства наиболее современных лекарственных препаратов в интересах нуждающихся стран. Речь не идёт о проникновении иностранных производителей на российский рынок, о замещении этой ниши, потому что, повторяю, протокол подразумевает разрешение на производство в стране лекарственных препаратов по принудительной лицензии с обязательством в полном объёме осуществить экспорт произведённой продукции. Для такой продукции применяется отдельная специфическая маркировка, ведётся учёт всех произведённых товарных партий и контроль вывоза за рубеж, то есть контроль экспорта в страну, которая обратилась с просьбой. Речь не идёт о замещении на рынке Российской Федерации наших производителей иностранными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня первый вопрос к тем, кто расписывал: почему в комитет по здравоохранению не попал данный законопроект, ведь он напрямую касается оказания медицинской помощи и эпидемий? Мы его не рассматривали и, получив вчера вечером информацию о том, что он будет в повестке дня, сегодня были вынуждены в рамках нашего Регламента в срочном порядке что-то здесь пытаться сказать. Второй вопрос адресован Алексею Владимировичу и связан с заболеваниями, на которые он ссылается в пояснительной записке. Онкологические заболевания, ВИЧ-инфекция, по большому счёту, не относятся к каким-то социально опасным в плане распространения. И цифры в пояснительной записке весьма интересные: в Республике Таджикистан количество ВИЧ-инфицированных выросло за шесть лет с 5 тысяч до 12 тысяч. Ну так вот просто для примера: у нас сейчас в одной Ульяновской области порядка 14 тысяч ВИЧ-инфицированных. То есть Россия уже становится страной третьего мира, а не Таджикистан с Узбекистаном, на которые вы ссылаетесь, и мы должны получать эти лекарства, произведённые по дешёвым технологиям, а мы их получаем, закупаем втридорога! ГРУЗДЕВ А. В. В своём выступлении я обратил внимание на то, что данный протокол в случае его принятия нами создаст для Российской Федерации возможность обращаться в Совет ТРИПС (держатель соглашения) с просьбой осуществить принудительное лицензирование и поставку того или иного вида лекарственного препарата. Другое дело, что в случае такого обращения на нас, как на импортирующую страну, будут налагаться определённые обязательства: представить информацию об ограниченности производственных мощностей для воспроизводства того или иного лекарственного препарата и всё-таки подтвердить наличие чрезвычайной ситуации. Но право у Российской Федерации обратиться к другому государству - члену организации для осуществления импорта лекарственного препарата есть в полном объёме. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня к Алексею Владимировичу вопросы. Не потребует ли принятие протокола дополнительных затрат от России? И возможна ли организация производства данных лекарств на территории России? ГРУЗДЕВ А. В. Что касается дополнительных затрат, я в своём выступлении отметил, что дополнительных расходов не потребуется. Что же касается организации производства на территории Российской Федерации, в случае если обращение от нуждающейся страны поступит в Российскую Федерацию и будет принято решение о принудительном лицензировании, такое производство в интересах страны-заявителя будет организовано, однако оно должно быть прекращено после оказания соответствующего содействия в том объёме, в котором будет разрешено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, вы, как представитель Министерства экономического развития, министра, который как раз и подписал протокол о нашем присоединении к соглашению ВТО, не могли бы нам сказать, есть ли наше обращение - у нас эпидемия: у нас 1 миллион 100 тысяч больных СПИДом, - вы куда-то обращались? В вашей справке отмечено, что у нас фактически нет лекарств для лечения. Это первое. И второе. Государство и бизнес вложили большие средства в восстановление фармации в Российской Федерации - не повлияет ли принятие этого протокола на политику импортозамещения? Ведь на самом деле мы открываем рынок, что бы вы нам ни говорили, и давление крупнейших американских фармацевтических компаний может прекратить даже на середине строительство многих фармацевтических фабрик. Может, протокол принимается для этого? ГРУЗДЕВ А. В. Что касается наших обращений об использовании механизма, таких обращений ещё не было, в силу того что мы пока не приняли этот протокол: у нас пока нет права использовать такой механизм. По поводу иностранных компаний я хотел бы ещё раз разъяснить - может быть, в моём выступлении это было не так чётко сформулировано. Речь идёт о том, что после принятия протокола Российской Федерацией в случае поступления нам от другой страны обращения по поводу организации производства и поставки воспроизведённого лекарства организация такого производства будет происходить на отечественных мощностях в том объёме, который будет согласован, и поставка будет осуществляться из Российской Федерации именно воспроизведённого лекарства. Поэтому речь не идёт о проникновении к нам иностранных производителей, речь идёт именно о том, что национальные производители получат такое право. Что касается конкуренции с иностранными производителями, речь как раз идёт о том, что уже сейчас в Российской Федерации организовано в режиме совместных предприятий или предприятий со стопроцентным иностранным капиталом производство тех или иных запатентованных фармпрепаратов, так вот присоединение к протоколу даст нам право, не оспариваемое другими членами ВТО, даже в случае наличия производства такого патентованного лекарства осуществлять его воспроизводство по принудительной лицензии без права оспаривания этого права патентообладателем. Так что, на наш взгляд, принятие протокола, наоборот, позволит дополнительно повысить наши производственные возможности и компетенции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зубарев Виктор Владиславович. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Владимирович, частично вы уже ответили на ряд моих вопросов, но хотелось бы, чтобы вы уточнили по поводу принятия протокола. Принудительное лицензирование будет распространяться на страны, не входящие в ВТО, или это будет только через судебную практику и через другие алгоритмы взаимодействия? Ведь может быть так, что лекарства, необходимые нам для борьбы с заболеваниями, производятся в странах, которые не входят в ВТО. Как быть в этом случае? ГРУЗДЕВ А. В. Действие протокола распространяется на страны - члены Всемирной торговой организации, он является составной частью права ВТО, поэтому, конечно же, регулируются отношения только между государствами-членами. Что касается взаимодействия со странами, которые не вступили в эту организацию, у них вопросы лицензирования регулируются в национальном законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 44 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Закон принят.