Заседание № 110

05.07.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 179469-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования отдельных норм законодательства, касающихся представления информации о внебиржевых сделках с биржевым товаром).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1884 по 1959 из 5599
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон            
Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Иванович        
Савельев.                                                                       
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, указанный законопроект был принят Государственной Думой 12   
марта этого года в первом чтении, а 2 июля - во втором чтении. Комитет по       
финансовому рынку предлагает Государственной Думе вернуться к процедуре         
второго чтения, так как имеются поправки, которые были рассмотрены на           
заседании комитета 3 июля. Это пять поправок, они включены в таблицу № 1.       
Предлагаем законопроект вернуть к процедуре второго чтения и рассмотреть        
таблицу поправок, которые комитет поддержал.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование предложение вернуть законопроект во второе чтение.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              253 чел.56,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    257 чел.                                          
Не голосовало                 193 чел.42,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Решение принято, законопроект возвращён во второе чтение.                       
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Иванович.                                                   
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Предлагаем рассмотреть таблицу поправок к законопроекту, в ней   
пять поправок, три из которых носят лингвистический или юридико-технический     
характер. Все они рекомендованы комитетом к принятию, просим поддержать         
данные поправки.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                 211 чел.46,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Дмитрий Иванович, пожалуйста.                                                   
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению и   
в третьем чтении. У Правового управления Аппарата Государственной Думы нет      
замечаний ни правового, ни юридико-технического, ни лингвистического            
характера. Комитет предлагает принять данный законопроект также и в третьем     
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам по данному законопроекту? Нет.                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4167 по 4205 из 5599
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон           
Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные        
законодательные акты Российской Федерации", второе чтение.                      
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              288 чел.64,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    288 чел.                                          
Не голосовало                 162 чел.36,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Было предложение проголосовать в третьем чтении. Будут ли по мотивам            
выступления? Нет.                                                               
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              291 чел.64,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    291 чел.                                          
Не голосовало                 159 чел.35,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 108

02.07.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 179469-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования отдельных норм законодательства, касающихся представления информации о внебиржевых сделках с биржевым товаром; принят в первом чтении 12 марта 2013 года с наименованием "О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3604 по 3661 из 12182
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон           
Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Доклад заместителя председателя     
Комитета по финансовому рынку Дмитрия Ивановича Савельева.                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О   
внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О товарных биржах    
и биржевой торговле" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"     
(в части совершенствования отдельных норм законодательства, касающихся          
представления информации о внебиржевых сделках с биржевым товаром).             
                                                                                
Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 12 марта 2013     
года. При подготовке законопроекта ко второму чтению в комитет поступило        
двенадцать поправок. В результате рассмотрения законопроекта комитетом были     
утверждены таблица поправок, рекомендуемых к принятию, содержащая девять        
поправок, а также таблица поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению,       
которая содержит три поправки.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1?                                        
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              303 чел.67,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    303 чел.                                          
Не голосовало                 147 чел.32,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет вопросов?                          
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    306 чел.                                          
Не голосовало                 144 чел.32,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8552 по 8570 из 12182
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон           
Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Ставится на голосование во втором   
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              428 чел.95,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    428 чел.                                          
Не голосовало                  22 чел.4,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 82

12.03.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 179469-6 "О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования отдельных норм законодательства, касающихся представления информации о внебиржевых сделках с биржевым товаром).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1888 по 2352 из 6288
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6         
Закона Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и           
отдельные законодательные акты Российской Федерации".                           
                                                                                
Игорь Юрьевич Артемьев, пожалуйста.                                             
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему          
вниманию представляется внесённый правительством в Государственную Думу         
проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Закона Российской   
Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле"...". Почему это связано с     
антимонопольной деятельностью, с развитием конкуренции - это первое, о чём бы   
я хотел сказать. Дело всё в том, что в последние годы, вы знаете, у нас         
развиваются товарные биржи, и существующими нормативными актами, в частности,   
законом о конкуренции, целым рядом актов правительства предусмотрено создание   
специальных процедур биржевых торгов в отношении нефтепродуктов, что очень      
важно для справедливого ценообразования в нашей стране, так как это напрямую    
связано с ценами на нефтепродукты на наших бензоколонках.                       
                                                                                
Кроме того, Правительством Российской Федерации также в соответствии с          
законом принято решение о том, что на бирже необходимо не только торговать      
нефтепродуктами, но и представлять информацию о внебиржевых контрактах,         
прежде всего о ценах и объёмах заключённых контрактов, так как на бирже         
заключается не больше 10-12 процентов сделок по тем же нефтепродуктам или по    
углю, которые в принципе продаются на рынке, а 80-90 процентов всех сделок -    
это внебиржевые сделки. И очень важным является создание индикатора по          
внебиржевым сделкам, чтобы мы могли сравнить три индикатора между собой и       
определить для целей антимонопольного, таможенного, налогового                  
законодательства так называемую справедливую рыночную цену: в одном случае мы   
возьмём мировые индикаторы и по специальной формуле пересчитаем предельные      
оптовые цены на тот или иной продукт на территории Российской Федерации, в      
другом случае мы посмотрим, как складываются котировки, цены во время торгов    
на бирже, а в третьем случае мы сможем получить индикатор по внебиржевым        
торгам.                                                                         
                                                                                
Для того чтобы эту ситуацию улучшить и упростить и сделать наконец вот эту      
тройственную модель, которая является, в общем, самой передовой в сфере         
справедливого ценообразования, - и в мире мало где это развито на сегодняшний   
день - Правительство Российской Федерации предлагает внести поправки в закон    
о биржах и биржевой деятельности, предусматривающие следующее. Во-первых,       
предлагается установить обязательство соответствующим компаниям представлять    
информацию о внебиржевых сделках уполномоченной бирже и, во-вторых, ввести      
санкции для юридических и физических лиц за непредставление такой информации:   
в случае, если это будет юридическое лицо, размеры штрафов составят от 300      
тысяч до 500 тысяч рублей, а для соответствующих физических лиц, то есть        
должностных лиц этих компаний, они составят от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.     
                                                                                
Таким образом, с принятием этого закона мы получим стройную систему             
формирования индикаторов для определения справедливых рыночных цен, которые     
позволят более эффективно добиваться поставленных целей: в сфере                
налогообложения это будут дополнительные налоги в бюджет, для борьбы с          
монополизмом это будет определение так называемых монопольно высоких цен, в     
связи с чем предусматриваются большие штрафные санкции, а также уголовная       
ответственность, для таможенной службы это, конечно, будут соответствующие      
оценки таможенной стоимости того или иного товара, которые также будут          
складываться в первую очередь на уровне этих индикаторов.                       
                                                                                
Правительство предполагает, планирует, что в дальнейшем не только уголь,        
сырая нефть и нефтепродукты будут теми товарами, по которым нужно будет         
представлять такую информацию, возможно, если вы примете и поддержите такое     
решение, это будут соответствующие контракты на лес, на основополагающие        
элементы проката чёрного и цветного металла и так далее, что, конечно,          
сделает более прозрачной в целом нашу экономику.                                
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по финансовому рынку, рассмотрев проект данного      
федерального закона, отмечает, что новелла, проектируемая статьёй 1             
законопроекта, уже реализована в действующем законодательстве. Также комитет    
отмечает, что с 1 января 2013 года вступила в силу новая редакция статьи        
14.24 кодекса, частью 6 которой предусмотрено наложение административного       
штрафа на физических и юридических лиц за совершение практически тех же         
действий (или бездействие) в тех же размерах, которые заложены авторами в       
проектируемых нормах статьи 2 и 3 законопроекта, таким образом, единственной    
новеллой проектируемых статей 2 и 3 законопроекта является лишь уточнение       
состава правонарушения в части непредставления участниками внебиржевого         
договора необходимой информации. Комитет поддерживает предлагаемое уточнение.   
                                                                                
В итоге Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует принять   
в первом чтении проект данного федерального закона, но отмечает, что во         
втором чтении нам, коллеги, нужно будет как следует поработать над внесением    
поправок, на что мы также обращаем внимание Игоря Юрьевича.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Прошу записаться.                            
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Игорь Юрьевич, ещё в конце первого пришествия        
Владимир Владимирович Путин давал задание и публично в своём послании ставил    
задачу создать в Санкт-Петербурге биржу по торговле сырьевыми ресурсами.        
Скажите, пожалуйста, вот принятие и реализация этого закона позволит хоть в     
какой-то степени решить вопрос так, чтобы не на лондонской или на гонконгской   
бирже торговали нашим сырьём, а в Питере или в Москве? Вы же знаете, я вам      
приводил неоднократно пример, что сегодня в США во многих штатах на заправках   
98-й бензин или сопоставимый с ним стоит в переводе на наши деньги на 2 рубля   
дешевле, чем в России!                                                          
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Николай Васильевич, спасибо за этот вопрос. Я прежде   
всего хочу сказать, что биржа работает, там заключаются контракты, её работу    
можно сегодня посмотреть в режиме текущего времени. Но сегодня, как видно из    
прессы, после того как сюда пришли белорусские нефтепродукты, цены стали        
падать, чего не было вообще никогда в нашей истории в этот период - в марте,    
то есть, судя даже по тем объёмам, с которыми она сегодня работает, она в       
принципе работает неплохо.                                                      
                                                                                
Вы абсолютно правы, Владимир Владимирович Путин ещё в 2005 году говорил о       
необходимости создания такой биржи, но мы столкнулись с очень большим           
сопротивлением, скажем так, тех юридических лиц, которые не хотели              
прозрачности в этом вопросе - не хотели платить налоги в справедливом           
размере, хотели иметь монопольно высокие цены и так далее, и нужно было семь    
лет правительству этим всем заниматься, чтобы в конечном итоге мы получили      
реально торгующую сегодня биржу.                                                
                                                                                
Что касается ценовых показателей. Сегодня, в связи с тем что мы с вами          
подняли акцизы - это было принято соответствующим законом, акцизы были          
увеличены в январе и соответственно ещё будут увеличены с 1 июля, - мы и        
имеем эти 2 рубля разницы с американцами, потому что во всём остальном у нас    
был полный паритет в последний год. И, как вы помните, за последние два года    
цены росли меньше, чем росла инфляция. Это было связано прежде всего с          
судебными актами, вступившими в законную силу, по закону "О защите              
конкуренции" и по привлечению к ответственности монополистов.                   
                                                                                
Я ещё раз хочу сказать, что, в принципе если кто-то захочет посмотреть, мы с    
удовольствием договоримся с биржами и сможем в режиме реального времени         
увидеть, как работает эта система сегодня, она, безусловно, прозрачна. И этот   
законопроект позволяет ещё и внебиржевую деятельность тоже поставить под        
такой депутатский прожектор - и граждане смогут это увидеть, и мухлевать        
будет гораздо сложнее.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Валентинович Митрофанов.                                                
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Игорь Юрьевич, вот вы сказали, что всего 10-12       
процентов объёмов торгуется через биржу, и в этой связи у меня к вам вопрос:    
ну вот почему, что бы ни происходило с мировыми ценами на нефть и               
нефтепродукты - они поднимаются, падают, корректируются, - у нас внутри         
страны они стабильно растут? Вот не было даже момента, чтобы они как-то упали   
серьёзно, ну, может быть, падали, когда падала валюта, в валютном               
соотношении, но в абсолютных цифрах, в рублях они никогда не падали - как это   
вообще может быть, особенно в нефтяной стране?                                  
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Алексей Валентинович, такой период, когда они          
падали, хотя и неохотно, был - когда, собственно, были применены санкции,       
тогда они снижали цены, но то, что они не падают в своих абсолютных             
значениях, связано с инфляцией в нашей стране. Даже шестипроцентная инфляция,   
которая сегодня существует, она, естественно, индексируется в соответствующую   
цену в рознице, и поэтому ровно сколько мы имеем годовую инфляцию по индексу    
потребительских цен, ровно настолько правомерно компании будут увеличивать      
стоимость на бензоколонках или в оптовом звене.                                 
                                                                                
С другой стороны, вы абсолютно правы, у нас пока не было этого биржевого        
механизма и не было вот этого механизма исчисления соответствующих цен по       
принципу обратного отсчёта от мировых бирж: компании всегда охотно на           
следующий день повышали цены, как только росли мировые цены, а как только       
мировые цены падали, они никогда не снимали соответствующие ценники, и только   
принятие более ста двадцати решений судами в регионах и четырёх                 
общефедеральными судами привело к тому, что они с этой практикой вынуждены      
были покончить. Но нам нужен этот индикатор, чтобы это в ежедневном, а не в     
ежемесячном режиме соответственным образом расследовать, чтобы мы с вами        
знали, какая должна быть цена на бензоколонках, это важный элемент.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Викторович Омельченко.                                                  
                                                                                
ОМЕЛЬЧЕНКО В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
У меня, наверное, вопрос к представителю комитета, к Дмитрию Ивановичу.         
                                                                                
Дмитрий Иванович, за непредставление достоверной информации не маловаты ли      
штрафы будут?                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев, пожалуйста.                    
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо за вопрос, Валерий Викторович. Знаете, вы совершенно     
правы, тот штраф, который здесь запланирован, он, в общем-то, как дробина       
слону. Ну представьте себе, организации, которые торгуют бензином,              
нефтетрейдеры или угольные трейдеры, имеют совершенно безумные обороты, а       
штрафы на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей - это ничто, на    
юрлиц в размере от 300 до 500 тысяч рублей - этого они абсолютно не заметят!    
Здесь, конечно, опять же службе Игоря Юрьевича нужно посмотреть, но эти         
наказания никак не будут их мотивировать, это ничтожные гроши по сравнению с    
их оборотами и их доходами!                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Игорю Юрьевичу.                                  
                                                                                
Игорь Юрьевич, я так и не услышал ответа на вопрос, почему же мы, богатейшая    
страна мира по запасам нефти, кстати, и по объёмам добычи нефти, имеем самые    
высокие цены на бензин на внутреннем рынке, а соответственно, высокие цены на   
всё - на лекарства, на продукты питания, на товары народного потребления. В     
связи с этим, честно говоря, меня прямо резануло то, что вы четыре раза         
употребили слова "справедливые цены". Вообще, в бюджете нет понятия             
"справедливые цены", есть оптимальные, математически подтверждённые. Вы         
можете сейчас сказать, что значит вот на данный момент, на 2013 год, на         
первый квартал, справедливая цена - в долларах или в рублях, - что это такое?   
У вас одна справедливая цена может быть, у Чубайса - другая, у Абрамовича -     
третья, у меня - четвёртая. Что вы понимаете под справедливой ценой на нефть    
на данный момент? Только в конкретных цифрах.                                   
                                                                                
АРТЕМЬЕВ И. Ю. Спасибо большое за ваш вопрос, уважаемый Владимир Николаевич.    
Ну, по поводу того, что такое справедливая цена, можно, конечно, спорить.       
Самое простое определение: справедливая цена - это цена, которая складывается   
на релевантном, то есть развитом конкурентном рынке в конкурентных условиях,    
то есть та цена, которая реально сложится в результате спроса и предложения.    
У нас, в нашей стране, к сожалению, конкурентных зрелых рынков не очень         
много, но тем не менее создавать их, как это и делается вот сейчас в            
отношении рынка нефтепродуктов, совершенно необходимо и обязательно нужно.      
                                                                                
Теперь собственно о том, что касается вопроса о том, почему у нас такие цены    
- высокие или невысокие. Если не брать Венесуэлу, Саудовскую Аравию и по        
понятным причинам США (я уже объяснил, разница в 2 рубля - это ровно те         
акцизы, которые мы с вами ввели с 1 января), то у нас самые низкие цены. У      
нас соответствующие цены на бензин в эквиваленте в два раза ниже, чем в         
Европе. Разницу в 2 рубля, которая сегодня имеется по сравнению с               
Соединёнными Штатами, я уже объяснил, и в последние два года у нас были         
абсолютно одинаковые цены по сравнению с Соединёнными Штатами. Конечно, мы      
добывающая страна, но мы, если я не ошибаюсь, сегодня 46 процентов всего        
нашего бюджета пополняем за счёт доходов от нефти и нефтепродуктов. Это         
означает, что в каждом литре бензина у нас сидит от 50 до 60 процентов          
налогов, которые прямо транслируются на цену. Российское государство какой      
выбрало для себя путь? Если бы мы не захотели брать эти налоги, что было бы     
неправильно - нам нужно строить дороги, нам нужно финансировать социальную      
сферу, - то, конечно, бензин стоил бы в два раза дешевле, потому что налоги,    
естественно, всегда отражены в цене, никуда от этого не денешься, это наша с    
вами общая политика, которая вырабатывалась годами. Наш бензин вовсе не самый   
дорогой в мире, ещё раз повторяю. Где он дешевле? В Венесуэле, в Саудовской     
Аравии и в последний год начиная с 1 января в Соединённых Штатах - на 2         
рубля, уже упомянули, может быть, даже на полтора. В сравнении с остальными у   
нас самый дешёвый бензин, хотя для нашего потребителя с нашими зарплатами он,   
конечно, дорогой, это понятно, это сопоставление не вполне уместно в этом       
смысле, я сам понимаю это.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вопрос о соотношении объёмов продаж и         
объёмов поступлений в бюджет от продаж тех или иных природных ресурсов -        
нефть мы взяли только в качестве примера, это может быть и газ, это может       
быть и лес, это может быть и уголь, это может быть и рыба, кстати, - сегодня    
уже настолько перезрел, что, наверное, данным законопроектом мы его не решим.   
У нас уже свыше 50 процентов бюджета - это поступления от нефтегазовых          
доходов, да, это так и это крайне страшная беда для государства, но давайте     
сравним не в валовом объёме, а в сопоставимом объёме, то есть то, что           
поступает в бюджет в нашей стране от продажи, от реализации нефти, и то, что    
поступает, скажем, в тех же Соединённых Штатах, в ряде других развитых стран.   
Так вот, у нас в сопоставимом объёме от продажи нефти и нефтепродуктов в        
бюджет поступает в два раза меньше, чем в Соединённых Штатах, - в два раза! -   
а если сравнивать с Норвегией, то в три раза меньше, если сравнивать с          
Саудовской Аравией, то в три раза меньше. То есть рост объёмов добычи и         
производства нефти не сопровождается адекватным ростом поступлений доходов в    
наш федеральный бюджет, соответственно, постоянно в этом зале звучат слова,     
что не хватает денег на всё: детские сады - не хватает, межбюджетные            
отношения - не хватает, больницы - не хватает, лекарства - не хватает, хлеб -   
не хватает, на всё, на всё!                                                     
                                                                                
Теперь о том, что меня крайне удивило (правда, оговорку сделал Игорь            
Юрьевич): что у нас дешевле бензин, чем в Европе, ниже цены. Но давайте         
вспомним, что у нас по сравнению с Западной Европой, по сравнению с разными     
странами заработная плата чётко в девять - двенадцать раз ниже, поэтому если    
сравнить заработную плату и цены, то у нас цены на бензин в 3,5-5 раз выше! И   
я думаю, никто не будет отрицать, что цена в 30 рублей за литр 95-го бензина,   
- а в Москве уже и свыше 30 рублей! - становится просто тормозом даже для       
обычного человека, например ветерана, который на "жигулях" едет к себе на       
дачу, чтобы вырастить что-то - картошку, морковку, капусту, что-то ещё, -       
чтобы потом зимой поесть, это уже не по карману! А что же мы? Как повлияет      
данный законопроект на простого потребителя нефтепродуктов, как повлияет на     
наш бюджет? Мы не видим ответа в этом законе, более того, судя по вашим         
ответам, влияние это будет просто отрицательное. Поэтому мне кажется, что       
корень-то, наверное, не в том, как будут торговать на бирже, - на бирже         
всегда будут торговать в пользу олигархов, хотим мы этого или нет, такова       
мировая практика, - а в том, что надо нам просто вернуть добычу и реализацию    
нефти и нефтепродуктов в государственную собственность. Вот тогда и только      
тогда можно будет говорить о каких-то справедливых ценах, всё остальное - от    
лукавого.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Игорь Юрьевич, вы, да и предыдущий оратор, вот коллега Федоткин, совершенно     
правильно заметили, вы абсолютно правы в том, что бензин очень дорогой для      
граждан нашей страны. Вы Соединённые Штаты приводили в пример, сказав, что      
разница в 2 рубля, да, она существенна, это в связи с акцизами, что мы ввели,   
но уровень заработной платы действительно совершенно иной в США. В этом         
смысле вспомните Ливию, вспомните Ирак: там, конечно, были диктатуры, но        
посмотрите, какие цены на топливо были установлены для граждан этих             
нефтедобывающих стран. При этом вы отметили также, что налоги должны            
взиматься и идти на строительство дорог, развитие инфраструктуры и так далее.   
Но, может быть, было бы справедливо всё же перераспределить налоговую           
нагрузку, то есть на топливо, продаваемое за границу, увеличить налоги и        
уменьшить налоги на топливо, реализуемое внутри нашей страны, при этом,         
наверное, государством должны быть установлены предельные цены - тогда мы       
получили бы адекватные цены внутри страны для наших граждан и объективно, так   
сказать, высокие налоги на наш экспорт. Тем самым мы сбалансировали бы          
ситуацию, и наши граждане в большей степени были бы довольны. Посмотрите, у     
нас внутри страны неравномерные цены на бензин, в общем-то, зачастую            
беспредел - вот на это, наверное, надо обратить внимание!                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев. Выступление от фракции, семь минут.              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наверное, вы   
обратили внимание, что Игорь Юрьевич очень компетентный человек. К сожалению,   
у его ведомства, как у иностранного космонавта на МКС, полномочий значительно   
меньше, чем ему надо дать. Почему? Потому что вот здесь о нефти в основном      
идёт разговор, а на самом деле многие, даже присутствующие в этом зале, не      
знают, что мы производим огромное количество алюминия, но для производства      
истребителей "МиГ" разрешение получает в Америке. Не кажется ли вам это         
странным? Мы с вами экспортируем огромное количество зерна, но некоторые уже    
обещают нам 80 рублей за булку, которая будет 600 граммов весить, а не          
килограмм, понимаете?! Сегодня международные трейдеры открыли здесь двадцать    
своих компаний, которые получают возмещение НДС, купили зерно, но отсутствие    
должной статистики и ответственности... Вот сегодня проверяют элеваторы на      
юге России, а зерна нет, оно только по статистике есть.                         
                                                                                
Это я вам к чему говорю? Вот здесь был задан вопрос, но Игорь Юрьевич так       
скромно промолчал. С моей точки зрения, необходимо ко второму чтению            
значительно повысить штрафы за недостоверную информацию, ввести                 
обязательность предоставления информации, но вообще-то, корень зла              
заключается в том, что мы нарушаем рекомендации ООН - мы государственную        
статистику незаконно превратили в отраслевую. В любой нормальной стране орган   
статистики подчиняется первому лицу или в крайнем случае председателю           
правительства, у нас он подчиняется министру экономического развития, который   
в силу своей должности, дабы выглядеть красиво, обязательно будет заставлять    
статистику фальсифицировать. И самое страшное, что вы её сделали                
ведомственной. Сегодня, когда я общаюсь с руководителями разных                 
статистических органов, они говорят: выбить информацию чрезвычайно трудно, и    
зачастую мы, для того чтобы успеть, пишем цифру, как пальцем в небо... Это же   
дезориентация, вообще-то, первых лиц государства, и именно поэтому это может    
привести к очень серьёзным последствиям.                                        
                                                                                
Кроме того, вдумайтесь, в 2005 году высшее должностное лицо - Президент         
Российской Федерации - дал задание своим подчинённым, мы должны были уже        
стать международным финансовым центром, но даже в 2013-м этот центр ещё не      
создан, и сегодня мы скромно молчим! Мы многократно за двадцать лет заявляли    
о том, что сделаем конвертируемой валюту, но даже на Украине вы рубль не        
поменяете, не говоря уже о других странах. У нас с вами самый дорогой роуминг   
в Европе, а сверхприбыли владельцев телекоммуникационных компаний               
запредельны, так же как и нефтяных. Игорь Юрьевич, да не лейте хоть вы слёзы    
по бедному нефтяному бизнесу, вы-то знаете, что прибыль нефтяных компаний       
составляет более 150 миллиардов долларов, подчёркиваю (хотя по закону надо в    
рублях - ну, умножьте на 30 рублей 70 копеек, и получите цифру), а вы их        
оштрафовали в самое крутое время всего на 1 миллиард долларов. Вы чувствуете    
разницу? Они вам с удовольствием отдадут, только чтобы вы вопросов не           
задавали, но вы-то лучше нас знаете, сколько вам приходится претерпевать,       
потому что, безусловно, за такие деньги наймут и лучших юристов, и              
коррумпируют ваших представителей, чего греха таить, которые на что-то          
закроют глаза. Поэтому, с нашей точки зрения, вашему ведомству надо занять      
более наступательную позицию. Мы понимаем, что вам как бы указывают на это,     
как и Степашину, но вы поймите, другого выхода у нас нет, потому что если вы    
будете продолжать либеральничать, то это будет провоцировать дальнейшее         
нарастание напряжённости. Мы, конечно, как оппозиция, должны бы этому           
радоваться, но, как граждане страны, мы вообще-то возмущены бездействием        
власти в отношении вопиющих случаев обирательства собственного народа.          
                                                                                
Завершая своё выступление, скажу, что мы, конечно, поддержим даже такие         
мизерные меры, но подчёркиваю: мы настаиваем на том, чтобы ко второму чтению    
были ужесточены требования к тем, кто не представляет информацию, - штрафы      
должны составлять миллионы рублей, а может, и миллиарды, возможно, их надо      
привязать к размеру прибыли, в противном случае это всё игрушки будут,          
бумаги, которые ничего не дадут для повышения эффективности нашей экономики!    
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста.                                    
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый господин Первый заместитель Председателя Думы,       
уважаемые коллеги! В целом мы поддерживаем, конечно, инициативы Федеральной     
антимонопольной службы и правительства, мы считаем, что это путь всё-таки в     
правильном направлении: мы должны знать информацию о внебиржевых сделках, но    
думаю, что магистральный путь - это всё-таки переход к более прозрачной         
биржевой системе торговли со всё большим количеством товаров.                   
                                                                                
Мы прекрасно понимаем, что Федеральная антимонопольная служба - это один из     
органов в государственной системе и он не может решать всё за правительство,    
за администрацию президента. Конечно, ввести завтра биржевую торговлю по всем   
видам ключевых товаров невозможно, но надо двигаться в этом направлении, надо   
этого добиваться. Мне кажется, что попытка вести статистику и вообще знать      
больше об этом - это шаг именно в этом направлении, но в целом, я считаю,       
нужно перемещаться, двигаться активнее в этом направлении.                      
                                                                                
Тут депутат Федоткин сказал о том, что надо вернуться к госсобственности,       
вернуть базовую промышленность в госсобственность. Вот мы видим заправки        
некоторых государственных компаний - что, там цены ниже, чем у частных? Если    
бы это было так, я сказал бы: да, давайте вернём завтра. Но если мы вернём в    
госсобственность и будем видеть то же самое, всё те же цены и тот же подход,    
то зачем это делать? Ведь возвращение в госсобственность предполагает в том     
числе необходимость изменения экономической политики как таковой, а просто      
возвращение в госсобственность... Ну вот работают ГУПы - они что, работают не   
по рыночным расценкам, они что, работают вне коммерции? Они ещё большие         
коммерсанты, чем частники! Поэтому вот этот фетишизм, так сказать, в            
отношении всего государственного, вера, что это нас спасёт... это совершенно    
не так!                                                                         
                                                                                
Я бы сделал замечание депутату Коломейцеву, потому что фраза про то, что        
министр экономики заставляет фальсифицировать отчётность, - ну, это, как        
теперь говорят, too much: извините, вы всё-таки не в районном клубе, а на       
трибуне Думы, тут надо очень аккуратно говорить про то, что кто-то кого-то      
заставляет фальсифицировать, кто-то кого-то коррумпирует, так сказать, в        
антимонопольной службе, слова всё-таки надо подбирать помягче, помягче!         
                                                                                
И последнее. Мы видели, как прощались с Чавесом, - конечно, в этом было много   
человеческого, но это были ещё и... (Микрофон отключён.)                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович.                            
                                                                                
Мукабенова Марина Алексеевна.                                                   
                                                                                
МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный           
законопроект: принятием этого документа мы с вами обеспечим информационную      
прозрачность цен биржевых товаров. В целях недопущения уклонения от             
обязанностей соответствующих лиц предлагается ввести административную           
ответственность, налагая, на мой взгляд, адекватные штрафы. А ведь на           
сегодняшний момент нет санкций за непредставление информации, то есть такая     
строка просто отсутствует. Естественно, логично добавить к норме о              
представлении неполной и (или) недостоверной информации нормы,                  
предусмотренные уже принятыми законами, в своих докладах выступавшие уже        
подробно говорили об этом, я считаю, нет необходимости это сейчас повторять.    
Думаю, вы согласитесь с мнением, что это решение своевременное и                
справедливое: слово "биржа" в буквальном переводе означает "кошелёк", а         
кошельки, как правило, мы с вами должны контролировать.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марина Алексеевна.                               
                                                                                
Представители президента, правительства? Игорь Юрьевич, будете выступать с      
заключительным словом? Нет. Содокладчик Савельев? Тоже нет.                     
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4799 по 4816 из 6288
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Закона   
Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные        
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.