Заседание № 37

25.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 179035-3 "О ратификации Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3073 по 4015 из 4438
Итак, коллеги, мы с вами сегодня рассматриваем соглашение. Проект               
федерального закона "О ратификации Соглашения об адаптации Договора об          
обычных вооруженных силах в Европе". Доклад официального представителя          
Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел            
Российской Федерации Сергея Ивановича Кисляка. Пожалуйста, Сергей Иванович.     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наоборот? Хорошо. Доклад министра обороны Российской      
Федерации Сергея Борисовича Иванова. Пожалуйста, Сергей Борисович.              
                                                                                
ИВАНОВ С. Б., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
министр обороны Российской Федерации.                                           
                                                                                
Уважаемые товарищи депутаты, Договор об обычных вооруженных силах в Европе      
(дальше я его буду называть сокращенно - ДОВСЕ), безусловно, является одним     
из важных в военном отношении компонентов системы европейской безопасности.     
                                                                                
Ныне действующий договор, подписанный в 1990 году, в период существования       
СССР, подвел черту под эпохой межблокового противостояния. За счет              
существенных сокращений обычных вооружений он позволил значительно снизить      
роль военно-силового фактора в межгосударственных отношениях в Европе. Но за    
прошедшие годы многие его положения по понятным вам причинам - я не зря         
подчеркнул, что само соглашение по ДОВСЕ подписывалось при СССР, - по           
объективным, и не только, конечно, в полной мере перестал отвечать              
современным военно-политическим реалиям, и в первую очередь, я бы сказал,       
нашим интересам в сфере военной безопасности.                                   
                                                                                
В целях адаптации договора под новые геостратегические условия в 1999 году      
было подписано соглашение об адаптации ДОВСЕ. Изложенный в соглашении новый     
режим договора с точки зрения обеспечения предсказуемости и стабильности        
современной ситуации на европейском пространстве является куда более            
взвешенным и эффективным, чем ныне действующий. Он исключает вероятность        
дестабилизирующих накоплений вооружений и военной техники, существенно          
снижает возможности стран НАТО в развертывании крупных группировок войск в      
стратегически важных для нас регионах, прежде всего в странах Центральной и     
Восточной Европы, Закавказье и странах Балтии.                                  
                                                                                
В соответствии с адаптированным договором вместо устаревшей зональной системы   
ограничений - а в 90-м году, напомню, еще существовал Варшавский договор, -     
вводится новая, достаточно жесткая и объективная система национальных и         
территориальных предельных уровней вооружений для каждого                       
государства-участника. Национальные предельные уровни кодифицируются по пяти    
категориям ограничиваемых договором вооружений и техники. Это боевые танки -    
я перечислю все эти пять категорий, чтобы вы понимали, о чем конкретно идет     
речь, - это боевые бронированные машины, артиллерия, боевые самолеты и,         
пятое, ударные вертолеты. В каждом пятилетнем периоде предусматривается         
возможность их пересмотра на величину, составляющую до 20 процентов. Также      
кодифицируются территориальные предельные уровни, то есть сумма национального   
предельного уровня вооружений и вооружений иностранных государств,              
размещенных на территории другого государства. Для нас это принципиально        
важно. Эти уровни охватывают только наземные категории вооружений и техники,    
ограничиваемых договором. Механизм их пересмотра аналогичен изменениям          
национальных предельных уровней. Ограничение же воздушного компонента, не       
охватываемого территориальным уровнем, как я уже говорил, будет                 
осуществляться в рамках национальных уровней государств-участников.             
                                                                                
Кроме того, в адаптированном ДОВСЕ закреплен вариант уведомления о вводе и      
выводе в районы применения авиационных средств в количестве от восемнадцати     
единиц и более. То есть о любом перебазировании боевой авиации и ударных        
вертолетов, если это перебазирование превышает восемнадцать единиц, в           
обязательном порядке надо уведомлять. Также будут действовать ежеквартальные    
уведомления о количестве авиации с разбивкой по территориям                     
государств-участников. Это позволит получить достаточно четкий фотоснимок       
размещения натовской авиации на всем пространстве применения договора. Как вы   
понимаете, это для нас принципиально важно.                                     
                                                                                
Произошли позитивные изменения и в сфере решения так называемой фланговой       
проблемы. Параметры для новой фланговой зоны - а это Ленинградский военный      
округ, но без Псковской области, Северо-Кавказский военный округ без            
Волгоградской и Астраханской областей и восточная часть Ростовской области -    
составляют тысячу триста танков, две тысячи сто сорок боевых бронированных      
машин и тысячу шестьсот восемьдесят артсистем. Причем по танкам и артиллерии    
мы имеем право даже на дополнительное временное развертывание до ста            
пятидесяти трех танков и ста сорока артсистем.                                  
                                                                                
В целях достижения компромисса Россия выразила готовность проявлять             
сдержанность в дополнительном размещении вооружений и техники на территории     
Ленинградского военного округа, самого разряженного на сегодняшний день         
военного округа России, но данное обязательство - хотел бы это подчеркнуть      
особо - было принято вне рамок договора и носило чисто политико-декларативный   
характер, никаких юридических обязательств по Ленинградскому военному округу    
мы на себя не брали.                                                            
                                                                                
В адаптированном договоре отменено положение о российских обязательствах        
относительно складирования вооружений в обозначенных местах складского          
хранения во фланговой зоне. Все вооружения в рамках этой зоны могут теперь      
находиться не на складах, а непосредственно в воинских частях. За счет этого    
при сохранении существующих уровней российских вооружений и техники,            
ограничиваемых договором, наши общие возможности по содержанию вооружений в     
указанных частях возрастают на пятьсот танков, семьсот пятьдесят пять           
бронированных машин и четыреста артсистем, в результате их общее количество     
может составлять пять тысяч пятьсот семьдесят пять танков, одиннадцать тысяч    
двести восемьдесят боевых бронированных машин и пять тысяч пятьсот пять         
артиллерийских систем.                                                          
                                                                                
Не менее важным является и вопрос поддержания стабильности в Центральной        
Европе. Позиция России, касающаяся обеспечения гарантий стабильности в этом     
регионе, реализована практически полностью. Территориальные уровни вооружений   
Польши, Венгрии, Чехии, Словакии не будут пересматриваться в сторону            
повышения. Кроме того, указанные страны в соответствии с принятыми              
обязательствами уже сократили свои территориальные и национальные уровни в      
общей сложности на пятьсот девяносто пять танков, шестьсот шестьдесят пять      
бронированных машин и четыреста сорок артсистем. Дополнительно сократили свои   
уровни Германия - на двести танков и Италия - на восемьдесят один танк, сто     
шестьдесят семь машин и сто тридцать семь артсистем. Симметричные               
обязательства, но без понижения территориальных предельных уровней взяли на     
себя Украина и Белоруссия. Россия также внесла свой вклад в этот пакет мер,     
заявив о сдержанности в Калининградской и Псковской областях без указания       
цифровых параметров. На практике всё это означает создание широкой зоны         
стабильности в Центральной и Восточной Европе.                                  
                                                                                
Теперь что касается размещения сил на территориях иностранных государств. Я     
думаю, вам это особенно интересно. В адаптированном договоре фиксируется        
положение о том, что размещение иностранных сил на территории любого            
государства-участника должно осуществляться только с его явно выраженного       
согласия. При этом данный процесс проводится за счет разницы между              
территориальным предельным уровнем и реальным наличием вооружений принимающей   
стороны. Кроме того, оговорены условия размещения иностранных сил, при          
которых допускается временное превышение территориального предельного уровня    
на следующие фиксированные величины: при проведении базовых временных           
развертываний - на сто пятьдесят три танка, двести сорок одну боевую            
бронированную машину и сто сорок артсистем; при проведении чрезвычайных         
временных развертываний, то есть в особых случаях, в кризисных ситуациях,       
здесь цифры такие - четыреста пятьдесят девять танков, семьсот двадцать три     
боевые бронированные машины и четыреста двадцать артсистем. Все указанные       
врееменные развертывания подлежат дополнительной транспарентности и             
контролю. В случае проведения чрезвычайных временных развертываний              
дополнительно будет задействован механизм ОБСЕ: это созыв конференции           
государств-участников для обсуждения причин, побудивших к таким действиям.      
                                                                                
Принципиально новым элементом модернизированного, или адаптированного,          
договора является положение о транзитных перебросках войск. Они ограничены по   
срокам: в целом не более сорока двух дней, при условии пребывания транзитных    
вооружений на территории одного государства - не более двадцати одного дня. И   
также подлежат полной транспарентности.                                         
                                                                                
Существенно обновлены режимы обмена информацией и контроля. Уведомлениям        
теперь будут подлежать: трансграничные переброски войск при достижении          
количественных порогов в тридцать танков, тридцать боевых бронированных машин   
и десять артсистем, то есть даже такой относительно небольшой транзит           
(тридцать танков, тридцать ББМ и десять артсистем) подлежит обязательному       
международному уведомлению и контролю; ежеквартальные данные о наличии          
вооружений и техники на территории каждого государства-участника; военная       
деятельность, проводимая сверх этих допустимых предельных уровней. И всё это    
будет сопряжено с расширенным режимом инспекционной деятельности в целях        
контроля не только ежегодной информации, но и динамики передислокации           
существенных в военном отношении войск.                                         
                                                                                
Адаптированный договор станет открытым и позволит присоединиться к нему         
другим странам. В этой связи предстоит выработать механизм, определяющий        
условия присоединения новых участников, регламентирующий уровни их вооружения   
в интересах обеспечения стратегической стабильности.                            
                                                                                
В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что Договор об обычных вооруженных   
силах в Европе в настоящее время является единственным юридически действующим   
механизмом в системе межгосударственного контроля над вооружениями и может      
быть использован как основа для выстраивания новых всеобъемлющих                
договоренностей в области международной безопасности. Не вызывает сомнений,     
что договор в его модернизированном виде можно рассматривать как один из        
важнейших договорно-правовых инструментов, способствующих укреплению            
безопасности России невоенными методами. Следовательно, его ратификация всеми   
государствами-участниками и вступление в силу в полной мере отвечают нашим      
национальным интересам.                                                         
                                                                                
Исходя из вышеизложенного, Министерство обороны предлагает Государственной      
Думе Федерального Собрания Российской Федерации ратифицировать Соглашение об    
адаптации Договора об ограничении вооруженных сил в Европе и принять при        
необходимости соответствующее заявление.                                        
                                                                                
Благодарю вас за внимание.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Борисович. Присаживайтесь, пожалуйста.    
                                                                                
Второй доклад по проекту федерального закона "О ратификации Соглашения об       
адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе" сделает заместитель   
министра иностранных дел Сергей Иванович Кисляк. Пожалуйста, Сергей Иванович.   
                                                                                
КИСЛЯК С. И., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! На    
ваше рассмотрение представлено Соглашение об адаптации Договора об обычных      
вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Хотел бы сразу отметить, что именно         
Россия, исходя из своих интересов безопасности, была одной из тех стран,        
которые инициировали разработку, процесс адаптации этого соглашения.            
Соглашение в его новом, адаптированном виде решает для нас несколько важных     
задач. Это предотвращение дестабилизирующего наращивания иностранного           
военного потенциала на северных, западных, юго-западных границах России. Это    
обеспечение такого уровня предсказуемости и стабильности, который исключал бы   
возможность подготовки внезапного нападения. В нем также разжимаются            
существовавшие в старом договоре ограничения на российские обычные вооружения   
на северном и южном флангах, что представляется особенно важным в нынешней      
ситуации.                                                                       
                                                                                
Соглашение представляет собой как бы надстройку над ДОВСЕ, опираясь на этот     
документ, корректируя его и развивая. Так же как и первоначальный договор,      
соглашение имеет целью установление безопасного для всех в Европе его           
участников стабильного соотношения обычных вооруженных сил на пониженных        
уровнях и создание обстановки предсказуемости.                                  
                                                                                
Происшедшие за десятилетие, с 1990 по 1999 год, радикальные изменения в         
военно-политической обстановке в Европе обусловили новые пути достижения этой   
цели. Так, заложенная в основу первоначального ДОВСЕ система ограничений для    
групп государств и для отдельных регионов была направлена на сокращение         
совокупных военных потенциалов противостоящих друг другу союзов - Варшавского   
договора и НАТО, на понижение концентрации обычных вооружений главным образом   
вдоль линии их непосредственного соприкосновения. Вполне разумная по тем        
временам, эта система в новой обстановке утрачивает свою эффективность.         
Поэтому вместо нее соглашение вводит новую сетку уровней и подуровней. В ее     
основе национальные и территориальные предельные уровни. С одной стороны,       
каждый участник соглашения имеет в своем распоряжении определенное количество   
ограничиваемых обычных вооружений пяти категорий, которые упоминал Сергей       
Борисович: это танки, боевые бронемашины, артиллерия, боевые самолеты и         
ударные вертолеты, причем независимо от того, где они расположены. С другой     
стороны, устанавливаются уровни по трем наземным категориям вооружений:         
танки, бронемашины и артиллерия - для территории каждого европейского           
государства-участника с учетом возможного размещения на его территории          
иностранных сил. Таким образом, обычные вооружения как бы растягиваются по      
всему региону применения так, чтобы предотвращать накопление                    
дестабилизирующих ударных группировок.                                          
                                                                                
Кроме того, новые элементы, вносимые соглашением в договорные режимы обмена     
информацией и контроля, дают возможность отслеживать существенные в военном     
отношении перемещения техники, в первую очередь связанные с пересечением        
границ и с временным превышением территориальных уровней. Ряд                   
государств-участников, среди которых страны НАТО и ряд государств СНГ,          
включая Россию, также приняли дополнительные политические обязательства о       
сдержанности в отношении уровней масштабов развертывания своих обычных          
вооружений. Эти обязательства отражают их политическую готовность идти          
несколько дальше сугубо юридических положений ДОВСЕ по обеспечению взаимной     
безопасности, они усиливают систему договорных уровней, не являясь частью       
юридического соглашения. Таким образом, все упомянутые положения, взятые        
вместе, в совокупности, препятствуют бесконтрольному наращиванию обычных        
вооруженных сил у наших границ и, следовательно, отвечают нашим интересам.      
                                                                                
Важен и еще один предусмотренный соглашением новый элемент - возможность        
присоединения к нему европейских участников ОБСЕ с согласия всех государств -   
участников договора. Для нас это важно сегодня в связи с присоединением к       
НАТО стран Балтии, которые до сих пор участниками договора не были. Важно,      
чтобы не покрытая режимом контроля над вооружениями "серая" зона у наших        
рубежей была устранена. Для этого Литва, Латвия и Эстония должны                
присоединиться к адаптированному договору. Странами Балтии уже сделаны          
официальные заявления о готовности к такому шагу. На новых членов альянса       
распространяются все обязательства, содержащиеся в документах, заключенных      
между Россией и НАТО о сдержанности. Это означает и их присоединение к          
политическим гарантиям военной сдержанности, что в свою очередь содействует     
снижению дестабилизации военной обстановки в регионе. Однако для того, чтобы    
была возможность распространить в том числе на страны Балтии юридически         
обязывающие положения ДОВСЕ, должно вступить в силу соглашение об адаптации.    
                                                                                
Разумеется, как любая многосторонняя договоренность, соглашение накладывает     
обязательства на всех участников, включая Россию. Для нас установлены           
национальные и территориальные предельные уровни. Я не думаю, что после         
выступления Сергея Борисовича есть необходимость нам специально на этом         
останавливаться еще раз. Главное, что со своими военными потребностями Россия   
вписывается в эти уровни, и все свои обязательства на этот счет она             
выполняет.                                                                      
                                                                                
Конечно, соглашение не решает всех проблем безопасности, да и нет таких         
соглашений, которые решали бы все проблемы безопасности. Функциональная         
задача адаптированного ДОВСЕ сфокусирована на обеспечении стабильности и        
безопасности в области обычных вооружений в Европе, и это существенный фактор   
предсказуемости обстановки в военной области на нашем континенте. В своей       
сфере соглашение является эффективным инструментом решения стоящих перед нами   
задач.                                                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, к настоящему времени соглашение        
ратифицировано Белоруссией, Украиной, Казахстаном, для вступления его в силу    
необходимо, чтобы это сделали все тридцать стран - участниц этого соглашения.   
До сих пор страны НАТО не приступили к ратификации, исходя из позиции,          
которую они увязывают с нашими переговорами с Грузией, в том числе о порядке    
функционирования наших баз в этой стране, что частью договора не является. Но   
мы считаем, что скорейшая ратификация соглашения будет содействовать созданию   
необходимой критической массы для движения в этом направлении. Ратификация      
дала бы четкий сигнал нашим партнерам, что Россия твердо привержена целям и     
принципам ДОВСЕ, был бы выбит козырь западных противников быстрой               
ратификации, снята опасность ползучей эрозии действующего режима контроля.      
                                                                                
Суммируя сказанное, хотел бы призвать вас рассмотреть позитивно предложение о   
ратификации соглашения об адаптации договора.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Присаживайтесь, пожалуйста.     
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по международным делам Косачёва Константина      
Иосифовича.                                                                     
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета по международным делам, фракция "Единая    
Россия".                                                                        
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по международным делам в качестве исполнителя и      
комитеты по обороне и по безопасности в качестве соисполнителей поддерживают    
ратификацию Соглашения об адаптации ДОВСЕ. До того как этот вопрос был          
рассмотрен тремя комитетами, в Думе прошли широкие парламентские слушания на    
этот счет, в результате родилась идея не просто ратифицировать данный           
документ, но сопроводить его соответствующим заявлением Государственной Думы    
(это следующий пункт нашей повестки дня). Эта идея также была поддержана        
тремя комитетами, текст заявления у вас на руках имеется.                       
                                                                                
При принятии решения по ратификации как таковой наши комитеты исходили из       
нескольких базовых позиций. Первая из них: в адаптированном ДОВСЕ снимается     
принцип регионального или блокового деления территории Европы, появляются       
национальные и территориальные предельные уровни вооружений, и, что самое       
главное, по новому договору, по адаптированному ДОВСЕ, территориальные          
предельные уровни, то есть уровни, позволяющие иметь на своей территории        
обычные вооруженные силы других государств, разрешено иметь не всем             
государствам-участникам, а только восьми, так называемым старым, или странам    
из первоначального состава блока НАТО, - это ФРГ, Италия, Бельгия, Испания,     
Люксембург, Нидерланды, Франция и Великобритания. Для всех новых членов НАТО    
и близлежащих к России участников договора территориальные и национальные       
уровни вооружений имеют одинаковые значения, а это значит, что эти              
государства не могут размещать на своих территориях на постоянной основе        
сухопутные вооружения других стран.                                             
                                                                                
Вторая позиция: фланговые ограничения, которые в базовом договоре 1990 года     
для Советского Союза, затем для России действительно создавали немало           
неудобств, - они сохраняются и в новом договоре, однако в адаптированном        
ДОВСЕ для России эти ограничения значительно более либеральные. Скажем, по      
танкам квота России на флангах увеличивается примерно в два раза, по            
бронированным машинам - в четыре раза, по артиллерии - примерно на 30           
процентов. И очень существенно, на наш взгляд, то обстоятельство, что из        
прежней конфигурации фланговой зоны на территории России исключены на севере    
- Псковская область, на юге - Волгоградская, Астраханская области и часть       
Ростовской области.                                                             
                                                                                
Мы считаем, что адаптированный ДОВСЕ дает возможность его участникам, и в       
первую очередь, естественно, речь идет о России, строить свое военное           
планирование в расчете не на худший вариант развития военной ситуации в         
Европе, а ориентируясь на реально существующее и регулируемое договором         
соотношение сил на континенте. Если и надо было выступать против ратификации    
Договора об обычных вооруженных силах в Европе, то, наверное, это следовало     
бы делать на этапе его разработки и принятия, то есть в начале 90-х годов,      
когда бывший Советский Союз обладал превосходством в области обычных            
вооружений в Европе. Россия, как известно, ратифицировала первоначальный        
ДОВСЕ и, самое главное, выполнила по нему свои обязательства, как, впрочем, и   
другие страны, подписавшие этот документ. Существенно сокращены уровни          
обычных вооружений в Европе. Естественно, для России теперь было бы абсолютно   
логично в полной мере воспользоваться договорными результатами и не допустить   
произвольного наращивания вооружений в Европе странами НАТО.                    
                                                                                
Конечно, принятие адаптированного ДОВСЕ омрачается продолжающимися действиями   
по расширению НАТО. Последний этап мы наблюдали буквально полтора месяца        
назад, и можно предположить, что эти действия на этом не закончатся. Госдума    
не раз высказывала свое негативное отношение к этому процессу, эти заявления,   
естественно, остаются в силе. Собственно военный потенциал НАТО не              
приобретает существенных выгод от вступления в блок новых членов. Если взять    
наиболее беспокоящее нас направление - Прибалтику, то в трех вновь вступивших   
в НАТО Прибалтийских государствах имеется в общей сложности три боевых танка,   
сто сорок пять бронированных машин и сто восемьдесят четыре артиллерийские      
установки, а боевые самолеты и ударные вертолеты вовсе отсутствуют. Однако,     
безусловно, есть опасность использования территории этих стран в качестве       
передового плацдарма НАТО, и именно поэтому, мы считаем, необходимо скорейшее   
присоединение всех новых членов НАТО, в первую очередь Литвы, Латвии и          
Эстонии, к адаптированному ДОВСЕ, а для этого договор должен вступить в силу.   
Политически сегодняшняя ратификация Россией адаптированного ДОВСЕ была бы, на   
наш взгляд, оправданна. Россия была инициатором адаптации ДОВСЕ, получила в     
результате адаптации определенные позитивные результаты и может проявить        
добрую волю, ратифицировав новый договор одной из первых. При этом, напомню,    
договор не вступит в силу до тех пор, пока его не ратифицируют остальные        
участники.                                                                      
                                                                                
И последнее, но не менее важное обстоятельство. На наш взгляд, ратификация      
Россией адаптированного ДОВСЕ позволила бы приглушить остроту проблемы          
российских военных баз в Грузии, российского военного присутствия в Молдавии.   
Это та претензия, которая часто предъявляется нам партнерами по                 
общеевропейскому сотрудничеству, - претензия юридически необоснованная,         
потому что в стамбульских документах такого обязательства России, как           
известно, не содержится. Сейчас мы устраняем возможность предъявления России    
соответствующих претензий на надуманном политическом уровне.                    
                                                                                
В заключение хотел бы проинформировать вас, что имеется заключение              
Правительства Российской Федерации: расходы по выполнению Россией своих         
обязательств по адаптированному ДОВСЕ заложены в бюджет Российской Федерации,   
дополнительных расходов в этой связи не требуется.                              
                                                                                
Просьба поддержать позицию комитетов и принять решение по ратификации           
адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Иосифович.                            
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчикам и содокладчику? Прошу вас записаться.    
                                                                                
Прошу показать список.                                                          
                                                                                
Депутат Губкин, пожалуйста, ваш вопрос. И сразу говорите кому.                  
                                                                                
ГУБКИН А. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Ну, я думаю, или министру обороны, или заместителю министра иностранных дел.    
                                                                                
А зачем мы торопимся? Вот Константин Иосифович сказал и мы знаем из прессы,     
что у нас до сих пор не решены официальные вопросы по странам Прибалтики и      
есть заявления их лидеров, кстати, не первых лиц, на эту тему. Зачем мы         
торопимся, если не решен вопрос по базам в Закавказье? Сергей Борисович         
сказал, что нужно явное согласие стороны, а там даже неявного согласия нет.     
Зачем мы торопимся все-таки с ратификацией? Мы не против ратификации, но        
почему нельзя подождать?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за вопрос.                                        
                                                                                
Сергей Борисович, ответьте, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. Б. Давайте я кратко отвечу на этот вопрос. Я понимаю, что он многих   
волнует, и мне этот вопрос уже неоднократно задавался.                          
                                                                                
Значит, что касается Прибалтики. Руководство этих стран при вступлении в НАТО   
официально письменно заявило о том, что, как только договор вступит в силу,     
эти государства к нему присоединятся, то есть они взяли на себя ясно            
выраженные политические обязательства. Это к вопросу, почему мы торопимся.      
Нам нужно, чтобы эти страны вступили в ДОВСЕ, или не нужно? Я вот отвечаю,      
что нужно.                                                                      
                                                                                
И второе, что касается Грузии (и в равной степени это относится к               
Приднестровью). Наша позиция давно заявлена, и заключается она в том, что       
никакой юридической увязки между вступлением в силу адаптированного ДОВСЕ и     
выполнением нами взятых на себя отдельно, безотносительно к ратификации         
ДОВСЕ, обязательств вывести российские силы в определенный срок нет. И          
вообще-то формулировка стамбульского соглашения, отдельного от ДОВСЕ, звучит    
так: провести переговоры с Грузией и определить статус пребывания двух          
оставшихся баз, вернее, первое - статус пребывания, а второе - сроки, то есть   
сколько они будут там находиться. Наш МИД на днях возобновил эти переговоры и   
будет их вести. Но позиция по выводу российских сил из Грузии очень простая,    
извините за моветон: утром - деньги, вечером - стулья. Сначала - определение    
сроков, четкое понимание, в какие сроки какие деньги будут выплачены, потому    
что для того, чтобы вывести две базы из Грузии, Министерству обороны надо       
создать в чистом поле две новые военные базы бригадного базирования, то есть    
поставить, так сказать, с нуля две бригады. Где мы их будем ставить на          
территории Российской Федерации с учетом интересов нашей национальной           
безопасности - это другой вопрос, но вы понимаете, что это стоит больших        
денег, нескольких сотен миллионов долларов. Это всё уже просчитано давно,       
поэтому я и говорю: утром - деньги, вечером - стулья. А выводить наши войска,   
наших военнослужащих в чистое поле, как это делалось в начале 90-х при выводе   
из Германии, я не допущу и не позволю.                                          
                                                                                
Что касается Приднестровья, там ситуация еще проще. Мы взяли обязательство, и   
мы должны вывезти на территорию Российской Федерации вооружения и военную       
технику, которые, кстати, уже соответствуют всем фланговым ограничениям по      
ДОВСЕ, хотя он еще не вступил в силу. Сейчас мы это сделать не можем, потому    
что после провала плана по урегулированию в Молдове руководитель                
Приднестровья Смирнов запретил вывоз российских вооружений, разобрал рельсы,    
и физической возможности сделать это у нас на сегодняшний день нет. Как         
только такая возможность появится, мы будем дальше вывозить эшелонами           
вооружения и военную технику. В основном там старые образцы вооружений,         
боеприпасы, тыловое имущество. Большую часть этого мы уже вывезли. Напомню      
вам для справки, что наша база в Приднестровье в советское время была самой     
крупной военной базой в Европе по имуществу, вооружениям и боеприпасам, там     
расположенным. Нам надо вывезти еще свыше сорока эшелонов.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Борисович.                                
                                                                                
Овсянников Владимир Анатольевич, ваш вопрос.                                    
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к Константину Иосифовичу Косачёву в связи с тем, что в его        
докладе прозвучали такие моменты, что мы вот уже добились по многим договорам   
позитивных результатов. А вот только что министр обороны выступил и сказал,     
что как бы не совсем всё гладко и, в общем-то, есть много ситуаций, даже в      
той же Приднестровской республике. Хотелось бы просто для информации знать,     
каковы позитивные результаты ранее ратифицированных договоров, о которых        
говорил в выступлении господин Косачёв?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос к Косачёву? Пожалуйста, с места.                   
                                                                                
Включите микрофон Косачёву Константину Иосифовичу.                              
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Владимир Анатольевич, когда я говорил о позитивных      
результатах, я сравнивал базовый договор 1990 года с Соглашением об адаптации   
ДОВСЕ. Совершенно очевидно, что этот документ носит для нас и с военной, и с    
политической точек зрения более выгодный характер, об этом достаточно           
подробно, на конкретных примерах говорили и министр обороны, и заместитель      
министра иностранных дел. Что касается позитивных результатов от ратификации    
Россией международных договоров, их было очень много. И поверьте, пожалуй, я    
не назову сейчас ни одного международного договора, который был бы              
ратифицирован Российской Федерацией и который бы противоречил ее национальным   
интересам. Все наши решения по ратификации до сих пор, слава богу, носили       
характер выдержанный, сбалансированный и правильный, и Россия от участия в      
международном сотрудничестве на базе юридически обязывающих документов,         
безусловно, выигрывает.                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович, ваш вопрос.                  
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос к министру обороны.                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Борисович, мрачная ассоциация, может быть, я и не прав, но     
смотрите: 90-й год, время резкого ослабления СССР, явного предательства         
Горбачёва, - появляется договор. 99-й год, время резкого ослабления Ельцина,    
- и он понимал, и мы понимали, - на этом фоне ассоциации очень плохие.          
Дальше. За это время Соединенные Штаты своими шагами в Югославии, Афганистане   
и Ираке продемонстрировали, как они уважают международное право. Их военный     
бюджет примерно в сорок раз больше российского, а натовские танки не            
нуждаются в пересечении границы, если взять судьбу Югославии. Поэтому как-то    
ушли все три докладчика от стратегического взгляда на ситуацию. Говорят, что    
нас устраивает, что мы будем под клеткой, под микроскопом нас будут             
контролировать... (Микрофон отключен.)                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Борисович, ответьте, пожалуйста.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. Б. Уважаемый депутат, не ради защиты Михаила Сергеевича Горбачёва,    
а ради истины должен сказать, что договор об ограничении вооруженных сил в      
Европе начал разрабатываться в 1981 году. В 1990 году он был ратифицирован, а   
работали над ним в начале 80-х годов, когда Советский Союз еще не               
разваливался. Но это исторический экскурс, не более того.                       
                                                                                
Что касается наших стратегических интересов, то, во-первых, по пяти             
категориям, о которых я говорил в своем выступлении, - танкам, бронированным    
машинам, артсистемам, боевым самолетам и ударным вертолетам - квота, или        
доля, Российской Федерации намного превышает те квоты, которые есть даже у      
основных членов НАТО.                                                           
                                                                                
Что касается военного бюджета. Да, наш российский бюджет в сорок раз меньше,    
но в сравнении не со странами НАТО, а с одной страной НАТО - Соединенными       
Штатами Америки. Ну и что? Нам надо модернизировать и развивать свои            
Вооруженные Силы, я считаю, под реальные угрозы и вызовы. Да, югославский       
опыт многое показал. Что для этого не нужны танки - здесь я с вами согласен.    
Но для этого существуют и системы ПВО, и вообще современные виды вооружений,    
высокоточное оружие, которые позволяют подходить к защите своих                 
стратегических интересов... Я уже сейчас не говорю о стратегической ядерной     
составляющей, вообще оставляю ее за скобками, говорю совершенно с других        
позиций. И тем не менее я настаиваю и утверждаю, что ратификация этого          
договора полностью отвечает нашим интересам, в том числе и по фланговым         
ограничениям, то, чем не располагают другие государства - участники договора.   
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Горячева Светлана Петровна, ваш вопрос.                                         
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Вопрос у меня к Сергею Борисовичу Иванову, и, я прошу прощения, может быть,     
он чуть-чуть шире, чем рассматриваемый сегодня вопрос ратификации. Утром уже    
звучал этот вопрос, но проблема очень и очень серьезная.                        
                                                                                
Скажите, пожалуйста, Сергей Борисович, как вы относитесь к тому, что            
правительство предлагает признать полностью утратившим силу закон "О            
финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных    
сил Российской Федерации". Очень важно, что мы обсуждаем обычные вооруженные    
силы России, но оборонным щитом государства являются именно ядерные силы        
сдерживания, они являются силами сдерживания. Ведь государство же от этого      
может очень сильно пострадать. Скажите, какова позиция Министерства обороны в   
этом вопросе?                                                                   
                                                                                
ИВАНОВ С. Б. Светлана Петровна, спасибо вам за вопрос.                          
                                                                                
Министерство обороны действительно категорически против того, чтобы отрасли,    
участвующие в разработке, проектировании и производстве ядерных сил любого      
базирования, так скажу, любого базирования, могли приватизироваться, изменять   
свой профиль деятельности и так далее. Но, насколько мне известно,              
правительство в такой постановке вопрос и не рассматривает. У нас существует    
утвержденный указом президента и сейчас, в последние годы, регулярно            
обновляемый в сторону расширения список оборонных предприятий, вообще не        
подлежащих никакой приватизации, изменению профиля своей деятельности и так     
далее, потому что ряд предприятий действительно уникальны, имеют до сих пор     
прекрасную промышленную, я уже не говорю о научной, базу, и стремление ряда     
коммерческих структур прибрать их к своим рукам и перепрофилировать, конечно,   
недопустимо, здесь я полностью с вами согласен. Но в правительстве такой        
вопрос, тем более по ядерному оборонному комплексу, не рассматривается. Мы      
регулярно обсуждаем этот вопрос с агентством по атомной энергии. Если вы        
помните, в указе об административной реформе было записано, что вопросы         
ядерного оборонного комплекса в части агентства координируются Министерством    
обороны. Мы на этом тоже сознательно настаивали именно вот по той причине, о    
которой вы сейчас сказали.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Борисович.                                
                                                                                
Депутата Штогрина нет. Пожалуйста, Алкснис Виктор Имантович.                    
                                                                                
АЛКСНИС В. И., фракция "Родина".                                                
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Борисовичу. Сергей Борисович, НАТО проводит операцию     
"Эктив индевор", действие которой распространяется на Средиземное море. В       
рамках этой операции, которую проводит альянс после событий 11 сентября, для    
предотвращения использования террористами морского транспорта корабли ВМС       
НАТО останавливают и досматривают суда в Средиземном море. Так вот сегодня      
было сообщение, что НАТО планирует распространить эту операцию на Черное море   
и в ближайшие месяцы в Черном море появится эскадра военных кораблей НАТО,      
которые будут досматривать корабли, в том числе, очевидно, и российские. Как    
это согласуется вот с тем договором, который вы сегодня нам предлагаете         
ратифицировать, и ваше отношение к этому?                                       
                                                                                
ИВАНОВ С. Б. С этим договором, который вам сегодня предлагается                 
ратифицировать, никак это не связано, речь идет совершенно о другом - о         
реально существующей угрозе распространения оружия массового уничтожения. И     
прошу вас поверить мне, эта угроза действительно реальна, и распространение     
компонентов оружия массового уничтожения, технологий, средств их доставки,      
прежде всего ядерного, химического и биологического оружия, имеет место в       
мире. Заинтересованы ли мы в том, чтобы сотрудничать с любым ответственным      
государством, которое намерено бороться с этим страшным злом? Ответ -           
однозначно да, заинтересованы, и уже давно сотрудничаем и по линии              
специальных служб, и по линии других силовых органов, и будем это делать и      
впредь.                                                                         
                                                                                
Теперь что касается конкретно Средиземного и Черного морей. В Средиземном       
море мы планируем принять участие в совместных мероприятиях с военными          
флотами НАТО, патрулировании, но на строго оговоренной, прописанной             
юридической базе. Здесь не могу не упомянуть об инициативе, которую выдвинул    
Президент Соединенных Штатов Буш, ИБОР так называемый (борьба с угрозой         
распространения оружия массового уничтожения). Сначала мы категорически         
отказывались присоединиться к наиболее активным государствам, участвующим в     
этой программе. Но после того как американская сторона сняла практически все    
наши озабоченности, в том числе в отношении строгого следования нормам          
международного права при остановке транспортных средств, будь это корабль,      
самолет и так далее, и соблюдения всех финансовых аспектов (ну, допустим,       
корабль остановили, никого не нашли - кто заплатит неустойку?), эти вопросы     
мы в течение последних месяцев при активном участии Министерства иностранных    
дел и лично Виктора Ивановича обсуждали. И теперь нормы уже совершенно          
другие. Могу вам сказать, что за время патрулирования в Средиземном море        
буквально несколько судов добровольно согласились подвергнуться проверке, и     
тогда они подвергались проверке. А если они отказывались, силы НАТО не          
применяли оружие, не проводили никаких карательных мер, сопровождали это        
судно до порта и убеждались в том, что оно зашло в тот или иной порт.           
                                                                                
Что касается Черного моря. Там существуют международные силы "Блэк Си Фор"      
государств Черноморского бассейна, которые, в частности Турция, выразили        
желание в случае необходимости такого патрулирования осуществлять действия      
только силами государств Черноморского бассейна и не допускать третьи страны,   
хотя сама Турция - член НАТО, как известно. Спасибо.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Павлов Николай Александрович. Короткий вопрос, потому что вы не         
записались. В порядке исключения.                                               
                                                                                
ПАВЛОВ Н. А. Сердечно благодарю.                                                
                                                                                
Уважаемый товарищ министр (а я обращаюсь к Сергею Борисовичу Иванову), вы       
знаете, что есть понятие не только военного аспекта, но и                       
морально-политического аспекта, то, что иначе называется "контекст". Вот те     
фланговые ограничения, о которых вы говорили и которые по Приднестровью         
выполнены, по Грузии еще не выполнены. Скажите, пожалуйста, как вот вы          
думаете... Я задаю этот вопрос не как представитель оппозиции, а как            
совершенно искренне болеющий за Родину человек. Я говорю о том, что мы имеем    
взрывоопасную, накаленнейшую ситуацию в отношении Южной Осетии. Мы имеем        
абсолютно ясное и агрессивное устремление со стороны нового руководства         
Грузии в отношении Южной Осетии. Вы знаете, что во вторник был объявлен         
48-часовой ультиматум в отношении Южной Осетии, который сейчас отменен. Я       
задаю вопрос. Вот в этой конкретной ситуации ратификация этого договора в       
каком... (Микрофон отключен.)                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Борисович.                             
                                                                                
ИВАНОВ С. Б. В Грузии, думаю, в позитивном. Должен вас огорчить, хотя вы        
неплохо подготовлены по теме, но одну все-таки, извините, ошибку вы             
допустили. Все фланговые ограничения по адаптированному ДОВСЕ в Грузии мы       
выполнили, когда вывели две из четырех баз. Это было зафиксировано              
международными инспекторами. И всё вооружение, которое есть у нас на двух       
оставшихся базах, не нарушает тот договор, который мы предлагаем вам сейчас     
ратифицировать. Так что это отдельная тема, и здесь постановка должна быть      
другая.                                                                         
                                                                                
Что касается Южной Осетии, мы с беспокойством наблюдаем за ростом               
напряженности, однако я бы здесь воздержался от каких-либо политических         
комментариев: это не моя задача. Но то, что в целом происходит на Кавказе,      
конечно, вызывает наше беспокойство, это глупо было бы отрицать. Могу вам       
сказать, что за последние три года, с тех пор, как я стал министром,            
Северо-Кавказский военный округ в военном отношении существенно укрепился, и    
численно, и в вооружении. Вот этим комментарием я бы ограничился. Спасибо.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились, уважаемые депутаты. Есть ли желающие выступить? Вижу       
пока только Виктора Имантовича Алксниса. Так, еще депутат Квицинский и          
депутат Макашов. Уже сейчас больше рук появилось. Коллеги, может быть,          
ограничимся выступлениями от фракций и один независимый выступит? Хорошо?       
Тогда прошу определиться. От фракции КПРФ кто будет выступать? Пожалуйста,      
депутат Квицинский.                                                             
                                                                                
Включите микрофон. С места.                                                     
                                                                                
КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Я буду краток. То, что адаптированный ДОВСЕ отвечает нашим интересам намного    
больше, чем то, что мы имели, сомнений не вызывает. Сохраняются, однако,        
вопросы по поводу выбора момента ратификации, поскольку западная сторона        
задерживает ратификацию договора, добиваясь от нас вывода российских войск из   
Грузии и Молдовы. По этой причине Госдума с 2002 года откладывала ратификацию   
договора, выжидая прояснения этого вопроса, а также выяснения позиции           
Прибалтийских государств по поводу их вступления в ДОВСЕ. Я не вижу             
принципиального изменения ситуации на данный момент и не очень понимаю, какая   
может создаться критическая масса после нашей ратификации, поскольку мы будем   
третьим государством, которое ратифицирует, а их тридцать, и американцы нас     
открыто предупреждают, что в любом случае Молдова и Грузия могут                
заблокировать ратификацию договора, поскольку требуется ратификация всеми       
тридцатью членами. Я не очень понял, какие у нас есть основания ожидать, что    
позиция западной стороны изменится и что она приступит к процессу               
ратификации.                                                                    
                                                                                
Поэтому наша фракция решила, что каждый депутат будет голосовать в              
соответствии со своей совестью, но я предложил бы заслушать сообщение           
Константина Косачёва по поводу заявления, которым сопровождается ратификация,   
поскольку это важный документ, это всё же один пакет и для голосования было     
бы важно уяснить себе соотношение одного и другого. Спасибо.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "Единая Россия" - Сигуткин Алексей Алексеевич.                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам можно будет, Альберт Михайлович.               
                                                                                
СИГУТКИН А. А., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, на недавно состоявшемся совместном заседании Парламентской   
Ассамблеи стран НАТО и постоянной комиссии, или делегации, Государственной      
Думы я задал вопрос западным коллегам о перспективах ратификации этого          
соглашения их странами и, к сожалению, ответа не получил. У меня еще более      
укрепилось сомнение или, точнее, уверенность даже в том, что они намерены       
затягивать процесс ратификации, при этом создавать условия, при которых можно   
было бы обвинить Россию в конечном счете даже в срыве ратификации договора в    
целом. Возможности НАТО по развертыванию войск сегодня значительно              
превосходят наши возможности, и НАТО в целом заинтересовано в сохранении        
такого состояния дел. Дальнейшая задержка ратификации в России, по сути,        
будет отвечать интересам НАТО в достижении этих целей. Ратификация же           
договора позволяет усилить наши политические позиции в этом вопросе и снять     
возможные обвинения против России в том, что Россия способствовала              
нератификации договора.                                                         
                                                                                
Я тоже позволю себе ассоциации с 1925 годом. Закончилась Гражданская война, в   
советской тогда России проводилась военная реформа и происходило значительное   
сокращение вооруженных сил, потому что советская Россия в то время              
экономически не в состоянии была содержать вооруженные силы в таком масштабе    
и решать задачи военным путем. Была поставлена задача политическая. Видимо,     
возможна ассоциация: сегодня стоит политическая задача, дипломатическая         
задача - помочь Вооруженным Силам решать вопросы дипломатическим,               
политическим путем. А ратификация договора не налагает на Россию каких-либо     
новых обязательств, Россия и сегодня фактически выполняет эти обязательства,    
но создает юридически другую конструкцию, когда подталкивает другие страны к    
ратификации договора.                                                           
                                                                                
Я полагаю, что в сегодняшней ситуации, в сегодняшних обстоятельствах            
ратификация Государственной Думой этого договора, с одной стороны, будет        
способствовать укреплению обороноспособности государства и защите его           
интересов, а с другой стороны, решению этих вопросов политическим,              
дипломатическим путем, и предлагаю поддержать ратификацию договора.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР есть желающие выступить? Пожалуйста, депутат Овсянников.        
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Конечно, вопросы ратификации договоров, связанных с            
обороноспособностью государства, - это, в общем-то, тема достаточно             
щекотливая и в определенных слоях общества, и я думаю, что и у депутатского     
корпуса, вызывает, может быть, ряд сомнений, вопросов. И конечно, первое        
сомнение: а вот не будет ли такой ситуации, когда нам уже будут резать горло    
и мы, хрипя и захлебываясь собственной кровью, будем кричать, что мы же всё     
подписали, мы же всё сделали, мы же всё пытались сделать как надо, а вот        
ничего не получилось?                                                           
                                                                                
Поэтому в принципе фракция ЛДПР поддержит эту ратификацию, для того чтобы у     
Минобороны в руках появился еще один достаточно весомый козырь, для того        
чтобы поставить на место зарвавшихся ястребов из НАТО, которые всё бредят       
"Дранг нах Остен". Но понятно, что это своего рода шаг, который может           
подвигнуть другие государства приступить к ратификации договора в своих         
парламентах, - возможно. Возможно, по крайней мере хочется в это верить.        
Фракция ЛДПР поддержит ратификацию. Посмотрим, что из этого выйдет в            
дальнейшем. Спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич.                            
                                                                                
Я только хочу еще несколько слов добавить. Это нужно не только Министерству     
обороны и Министерству иностранных дел, мы с вами работаем в самых разных       
парламентских институтах Европы и мира, это нужно и нам с вами, потому что      
нам, как правило, на парламентских ассамблеях ставят в упрек: а Россия еще не   
ратифицировала. Вот у нас с вами появляется тоже определенный козырь в наших    
с вами доказательствах. И я думаю, что вы абсолютно здесь правы. Спасибо.       
                                                                                
Фракция "Родина". Алкснис Виктор Имантович, пожалуйста.                         
                                                                                
АЛКСНИС В. И. Уважаемые коллеги, я противник ратификации этого договора.        
Причины этого в том, что четырнадцать лет назад или чуть меньше... Я,           
наверное, единственный в этом зале из тех депутатов, кто присутствовал тогда    
при ратификации еще того, первого Договора об обычных вооруженных силах в       
Европе, который рассматривал Верховный Совет СССР. И вот точно так же тогда     
нас уговаривали представители МИДа, что всё прекрасно, всё хорошо, договор      
отвечает интересам нашей страны. В ответ мы задавали вопрос: как же так? Да,    
действительно, договор готовился с начала 80-х годов, но в условиях, когда      
существовало две системы, когда существовало два военных блока - Варшавский     
договор и НАТО, равные по силе, когда на противостоянии и партнерстве этих      
двух блоков держался весь мировой порядок, и вот исходя из тех реалий этот      
договор и готовился. Но к 1990 году Варшавский договор практически прекратил    
существование, остался один блок - НАТО. И как в этих условиях можно            
ратифицировать этот договор? В ответ звучали заверения МИДа: о чем вы           
говорите, мы получили надежные гарантии - заявления Президента США, Канцлера    
Германии о том, что блок НАТО вообще в дальнейшем будет трансформироваться в    
какую-то там структуру политическую, что ни о каком расширении НАТО дальше и    
речи быть не может. Нас заверили, что дальше территории ГДР НАТО не двинется    
никогда. Но произошло то, что произошло: все наплевали на эти договоренности,   
на нас повесили этот договор и дальше вот так это всё пошло.                    
                                                                                
История, к сожалению, учит тому, что она ничему не учит. Вот эти прошедшие      
двадцать лет беспрерывного геополитического отступления России, которое         
происходит на наших глазах, ничему нас не научили, и сегодняшняя ратификация    
- очередное тому свидетельство. Вот здесь коллега Сигуткин говорил о том, что   
в 1925 году в сложных условиях советская Россия не могла создать мощную армию   
и что сейчас та же самая ситуация. Да, действительно, мы сегодня слабы, но      
отличие той России от нынешней в том, что тогда у России были великие           
дипломаты, которые умели даже в тех сложных условиях защищать интересы нашей    
страны. И я напомню только одну фамилию - Чичерин. Когда я сегодня читаю        
Тартуский договор тех лет, по которому Россия, советская Россия получала        
бестаможенный и беспошлинный доступ к портам в Прибалтике, в Эстонии, я         
говорю: вот это молодец, вот это человек, который действительно понимал, что    
да, не могла Россия удержать Эстонию в тех условиях, но он добился, что         
Россия получила беспошлинный и бестаможенный доступ к Таллинскому порту. Это    
великий поступок, это великий шаг российского дипломата.                        
                                                                                
Сегодня же, к сожалению, к горькому сожалению, наши дипломаты ни на что         
подобное не способны, и поэтому этот договор нанесет очередной ущерб, это       
будет очередное отступление России. Враги России в очередной раз убедятся в     
ее слабости, в том, что Россия не способна защищать свои интересы нигде. А я    
знаю, что всё это окончится для нас очень, очень плохо. И все эти словесные     
заверения о том, что Прибалтика обязательно присоединится к этому               
адаптированному договору, останутся словами, потому что они нигде никак         
официально... опять же, МИД не добился официально, чтобы где-то письменно       
было зафиксировано обязательство и западные страны выступили гарантами того,    
что Прибалтийские республики выполнят свое обещание и присоединятся к этому     
договору. И я знаю, что появится там база НАТО в ближайшие годы, и будут у      
них стоять самолеты тактической авиации США, и подлетное время, в том числе     
до Москвы, для них будет уже полчаса - час, и эти самолеты практически будут    
выполнять уже стратегическую роль по отношению к нам. И что мы в этой           
ситуации будем делать? И я знаю, что те в этом зале, кто будет голосовать за,   
будут говорить: а что мы можем сделать...                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сбивать их самолеты, Виктор Имантович.                    
                                                                                
АЛКСНИС В. И. Не понял.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, будем сбивать их самолеты.                            
                                                                                
АЛКСНИС В. И. Так, увы, тогда скажут: а что мы можем сделать, потому что были   
дебаты, после которых ратифицировали на очень невыгодных условиях тот           
предыдущий договор. И к сожалению, еще раз повторяю, всё это кончится очень и   
очень плохо.                                                                    
                                                                                
Пока мы не осознаем, что у России есть свои национальные интересы и что эти     
интересы подлежат защите, и защите в том числе здесь, в парламенте России,      
ничего не изменится. А я хочу спросить вас, дорогие друзья... Ну, хорошо,       
ратифицируем мы договор, а по этому договору нам запрещено усиливать наше       
военное присутствие в Калининградской области. А ясно, что Калининградская      
область в ближайшие годы будет достаточно серьезным узлом противоречий между    
нами и странами Запада. И когда Запад начнет давить, чтобы отторгнуть ее у      
нас - а в этом нет сомнения, они будут у нас отторгать любыми политическими,    
экономическими методами Калининградскую область, - и мы не сможем на            
основании этого договора ни на один танк усилить нашу военную группировку,      
вот что мы тогда будем делать?                                                  
                                                                                
Я понимаю, что это совершенно бесполезно, это глас вопиющего в пустыне, но я    
все-таки хотел бы подумать о том, что, ну, ладно, мы уйдем, но у нас есть       
дети, останутся внуки и вот те ракеты, бомбы, которые будут нацелены на         
территорию России, ведь будут убивать не только тех людей, которые выступают    
против этих договоров, но и всех ваших детей и внуков. Вы не хотите думать о    
себе, о своей безопасности, о безопасности нынешней России, так хоть            
подумайте о будущем наших детей и наших внуков. Ну нельзя столь бездарно        
сдавать всё подряд! Ну надо же рано или поздно остановиться!                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Независимые депутаты отказались от участия.                                     
                                                                                
Заключительное слово требуется министру обороны, заместителю министра           
иностранных дел и председателю комитета? Пожалуйста, Сергей Иванович.           
                                                                                
КИСЛЯК С. И. Я хотел бы в порядке справки и в ответ на только что               
прозвучавшее заявление о позиции Прибалтийских государств подтвердить, что      
заявления были сделаны совершенно официально. Более того, эти заявления были    
рассмотрены на очередном заседании совета Россия - НАТО на уровне министров,    
и в заключительных документах была отмечена решимость этих государств           
присоединиться к договору. Проблема только одна - юридическая, потому что       
присоединяться сегодня пока еще не к чему, ведь договор не ратифицирован.       
Поэтому в наших интересах с точки зрения подтягивания этих стран к участию в    
договорах через их политические обязательства, зафиксированные в совместных     
документах НАТО с нами, чтобы договор был, чтобы он действовал и чтобы к нему   
присоединялись новые государства, потому что это обеспечит стабильность         
вокруг наших границ.                                                            
                                                                                
Что касается Калининграда, невозможности добавить ни один танк, то              
действующий договор в части возможности размещения там сил предусматривает      
куда больше того, что там сегодня реально есть.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович.                                 
                                                                                
Коллеги, перед голосованием по мотивам одну минуту просит Альберт Михайлович    
Макашов. Пожалуйста.                                                            
                                                                                
МАКАШОВ А. М. Когда разрабатывался этот договор, покойный маршал Огарков        
тянул время и был полностью не согласен, и генштаб был не согласен, но          
политическое руководство во главе с предателем Горбачёвым и предателем          
Шеварднадзе протащило этот договор, убило Советский Союз! О каком теперь        
договоре можно вести речь? Ну нет Советского Союза! Потеряли одну треть         
территории, мощности, природные богатства - то, что мы получали из              
Таджикистана, из Средней Азии и из других мест. Нет того Советского Союза -     
почему же мы выполняем договор и нам еще указывают, что поставить на фланге,    
на левом, на правом, или посередине?                                            
                                                                                
Уважаемый товарищ министр, мало того что сегодня утром, когда мы просили        
вызвать сюда... (Микрофон отключен.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Михайлович, закончилась минута, полагающаяся по   
мотивам.                                                                        
                                                                                
Итак, коллеги...                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас есть Регламент... И не надо устраивать     
истерику, уважаемый генерал. Вы генералом остаетесь всегда, даже если вы        
депутат Государственной Думы.                                                   
                                                                                
Я ставлю на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения    
об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе". Коллеги, кто за   
то, чтобы принять данный закон? Прошу проголосовать в режиме "часа              
голосования". Сегодня среда, день ратификации.                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
Извините, сегодня пятница, да.                                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.78,9%                                     
Проголосовало против           28 чел.6,2%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
355 человек. Принято.