Заседание № 220
О проекте федерального закона № 178532-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (о создании государственной системы контроля и надзора в сфере образования).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 10 порядка работы. Я предполагаю, что мы с вами пункты 10 и 11 успеем рассмотреть до перерыва, и, таким образом, рассмотрим законопроекты третьего чтения и проект постановления о согласительной комиссии. Пожалуйста, пункт 10. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Доклад члена Комитета по образованию и науке Эдуарда Шайхулловича Хамитова. Пожалуйста, Эдуард Шайхуллович. ХАМИТОВ Э. Ш., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона № 178532-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (в части создания государственной системы контроля и надзора в сфере образования) подготовлен Комитетом Государственной Думы по образованию и науке к рассмотрению в третьем чтении. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. Замечаний нет. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли возражения по поводу данного предложения комитета? Нет возражений. Мы выносим данный вопрос на "час голосования". Присаживайтесь, Эдуард Шайхуллович.
Ставится на голосование пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 45 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6% Результат: принято Принимается.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 178532-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (о создании государственной системы контроля и надзора в сфере образования; принят в первом чтении 25 января 2006 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 11. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Доклад Николая Ивановича Булаева, председателя Комитета по образованию и науке. БУЛАЕВ Н. И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект был существенно доработан ко второму чтению. И прежде чем приступить к обсуждению таблицы поправок, я бы хотел пояснить, что данный законопроект в совокупности с принятым нами ранее 258-м законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" создаёт стройную систему контроля и надзора в сфере образования. Нам представляется, что после принятия данного закона в стране будет более жёсткая система лицензирования и аккредитации всех работающих в отрасли образования, в первую очередь речь идёт, конечно, о высшем профессиональном образовании, и эта тема не зря волнует общество. В законопроекте предлагается ужесточить процедуру лицензирования и процедуру аккредитации. В законопроекте предлагается изъять из этой трёхступенчатой ранее системы систему аттестации и оставить двухступенчатую систему - лицензирование и аккредитацию. Я бы обратил внимание коллег на то, что в законопроекте предлагается ввести новые для отрасли образования понятия - плановая и внеплановая проверка, - что в точности соответствует Федеральному закону "О защите прав потребителей". При этом я хотел бы обратить ваше внимание на то, что достаточно жёстко прописана процедура изъятия лицензии. На сегодняшний день в законопроекте предлагается производить изъятие лицензий тем органом, который выдал эту лицензию, причём изъятие должно проводиться в том случае, если предписания, выданные образовательному учреждению, не выполнены в срок или выполнены не в полном объёме. Нам представляется принятие этого закона очень важным и своевременным. И я считаю, что его принятие позволит повысить то, что мы называем качеством образования. Ведь на самом деле эта проблема существует не первый день. Законопроект абсолютно точно не имеет никаких политических составляющих, он носит сугубо профессиональный характер. И я надеюсь, что вы поддержите позицию комитета, изложенную в законопроекте, который предлагается вашему рассмотрению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Уважаемые коллеги, таблица поправок 1 состоит из сорока четырёх поправок, рекомендованных к принятию. Есть ли вопросы по первой таблице? Нет. Кто за то, чтобы принять данную таблицу? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 31 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: принято Принято. Таблица поправок 2, рекомендованных к отклонению, состоит из пятидесяти восьми поправок. Есть ли вопросы у депутатов по данной таблице? Нет. Кто за то, чтобы принять данную таблицу поправок? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 09 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1% Результат: принято Принято. Коллеги, на голосование ставится вопрос о принятии данного законопроекта во втором чтении. Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 43 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 142
О проекте федерального закона № 178532-4 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (о создании государственной системы контроля и надзора в сфере образования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 7. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Доклад Николая Ивановича Булаева. Пожалуйста, Николай Иванович. БУЛАЕВ Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается рассмотреть в первом чтении проект федерального закона № 178532-4 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Законопроект внесен депутатами Государственной Думы 26 мая 2005 года. Целью законопроекта является решение ряда вопросов, чрезвычайно актуальных, на наш взгляд, для системы образования. Первое, и это следует из названия законопроекта, - законодательное оформление единого подхода к функционированию системы контроля и надзора за деятельностью образовательных учреждений для обеспечения сохранности и развития единого образовательного пространства, что следует из пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливающего, что федеральные законы в области образования, включая настоящий закон, разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации. Кроме того, эти законы вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми субъекты осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. В связи с этим предлагается новая редакция пункта 5 статьи 15 Закона "Об образовании" "Общие требования к организации образовательного процесса": осуществление контроля за соблюдением государственных образовательных стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и контроля качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования возлагается на уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования. Предлагается законодательно закрепить в основном уже сложившуюся структуру управления и контроля качества образования. На федеральном уровне это Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в сфере образования, на региональном уровне это уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом на Рособрнадзор возлагаются организационно-методическое обеспечение и контроль за исполнением законодательства государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования. Рособрнадзор в определенной степени независим от федерального органа управления образованием и учредителей образовательных учреждений в части организации и проведения процедур и принятия решений. При этом нормативно-правовое обеспечение контроля качества образования осуществляется федеральном органом образования - Минобрнауки России. Второй целью законопроекта являлось разрешение правовой коллизии, возникшей в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, заключавшейся в том, что вопросы аттестации и государственной аккредитации всех образовательных учреждений Российской Федерации (а их насчитывается более ста сорока тысяч) были с момента вступления в силу федерального закона отнесены к компетенции Российской Федерации. В настоящее время эта коллизия в основном разрешена в связи с принятием Федерального закона № 199-ФЗ от 31.12.2005, однако еще сохранилась необходимость в уточнении некоторых формулировок, в частности в отношении оставшихся в законе функций несозданной государственной аттестационной службы и детализации разделения компетенции органов федерального и регионального уровней в вопросах лицензирования и государственной аккредитации. Законопроектом предлагается внести принципиальные изменения в законодательство: объединить процедуры аттестации и государственной аккредитации в одну процедуру - государственную аккредитацию. Предпосылкой для этого является то, что аттестация уже сейчас фактически является частью аккредитации, и мы излишне усложняем этот процесс. При государственной аккредитации устанавливаются тип и вид образовательного учреждения. В то же время тип образовательного учреждения фактически определяется на основании установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта, то есть при аттестации. Сохранение двух процедур - лицензирования как разрешения на ведение образовательной деятельности и государственной аккредитации как подтверждения качества образования и статуса образовательного учреждения со стороны государства - соответствует правилам, принятым в большинстве европейских стран, и будет способствовать гармонизации российских оценочных процедур качества образования в рамках Болонского процесса. Практической реализацией закона должно стать эффективное формирование единой системы контроля и надзора, обеспечивающей высокое качество образования в Российской Федерации. Принятие закона позволит обеспечить осуществление единой государственной политики в регулируемой сфере, гармонизацию процедур оценки. Принятие данного закона позволит создать систему взаимосвязанных гарантий качества образования, обеспечить целостность, объективность, прозрачность и независимость оценки от органов управления образованием и учредителей образовательных учреждений, не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат, а потребует перераспределения финансовых средств внутри субъектов Российской Федерации, будет способствовать укреплению единства образовательного пространства страны и позволит повысить эффективность оценки управления качеством образования. В поступивших отзывах субъектов Российской Федерации в основном содержится поддержка концепции законопроекта. Из тридцати четырех органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, приславших отзывы, тридцать три поддерживают законопроект. Из сорока семи органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приславших отзывы, сорок четыре поддерживают законопроект. Правительство Российской Федерации в целом поддерживает законопроект. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы содержит замечания юридико-технического характера. Мы считаем, что все эти недочеты могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к Николаю Ивановичу? Вопрос один пока только, у Тамары Васильевны Плетнёвой. Пожалуйста, Тамара Васильевна, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Любовь Константиновна. Николай Иванович, вот в статье 33 этого законопроекта, пункт 18, записано: затраты на проведение государственной аккредитации оплачиваются образовательным учреждением. Скажите, пожалуйста, не это ли главная цель принятия данного законопроекта, против которого будут все руководители образовательных учреждений? БУЛАЕВ Н. И. Тамара Васильевна, это не является главной целью этого законопроекта. На самом деле эта норма в ныне действующем законодательстве практически в том же виде существует. У нас есть разделение расходов при проведении лицензирования и аккредитации. А что касается сказанного вами, хотел бы пояснить, чтобы вы поняли. Вы напрасно предполагаете, что Рособрнадзор собирается на этом зарабатывать, в той редакции, которую предлагает наш законопроект, на федеральном уровне остается очень небольшое количество образовательных учреждений, в первую очередь система высшего профессионального образования, всё остальное - это уровень регионов. И я уверен, что в данном случае ни один из регионов не ставит цель гонять деньги из бюджета в бюджет, перекладывать из одного кармана в другой. Речь идет в первую очередь о муниципальных и государственных образовательных учреждениях. Поэтому, на мой взгляд, здесь такого умысла нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И Алевтина Викторовна тоже может задать вопрос. Но я спрашиваю, кто хотел бы задать вопросы, по ходу ответа на вопросы не надо их снова как бы будировать. Вопрос Алевтины Викторовны Апариной, на этом вопросы заканчиваются. АПАРИНА А. В. Я учту, Любовь Константиновна. Николай Иванович, мы говорим об исключении, но есть еще самоисключение, когда бросают школу, не могут учиться. Мой вопрос: сколько сегодня детей школьного возраста не посещают школу и какие принимаются меры, чтобы это исправить? БУЛАЕВ Н. И. Я отвечу на этот вопрос. Только тот законопроект мы уже проголосовали, он принят, это другой законопроект. Я обязательно подойду и отвечу на ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин. По три минуты вам и Тамаре Васильевне Плетнёвой. С места. Включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Я считаю возможным поддержать предложенный законопроект в первом чтении по следующим обстоятельствам. Я напомню, что Закон "Об образовании", который был принят в 1992 году и считался одним из самых продвинутых в Европе, предусматривал независимую государственную аттестационную службу и четыре процедуры регламентации деятельности образовательных учреждений, я имею в виду регистрацию, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию. К сожалению, несмотря даже на то, что соответствующие положения содержались в правительственных концепциях реформирования образования, независимой государственной аттестационной службы до сих пор не создано. Предлагаемый законопроект, прокламируя, утверждая, устанавливая, так скажем, некоторую степень самостоятельности службы по надзору в области образования, делает некоторый, пусть небольшой, но шаг вперед. Это во-первых. С другой стороны, авторы Закона "Об образовании" 1992 года полагали, что государственная аттестация будет осуществляться государственной аттестационной службой, а государственная аккредитация - федеральным органом управления образованием и являться чисто формальной процедурой. На практике сложилось так, что по принятым потом подзаконным документам государственная аккредитация превратилась в самостоятельную и очень большую процедуру, то есть деятельность образовательных учреждений фактически была крайне усложнена в результате принятия этих решений. Предлагаемый законопроект объединяет две процедуры - государственную аттестацию и государственную аккредитацию - в одну. В этом смысле несколько облегчается жизнь учебных заведений, что в принципе можно поддержать. Что касается вопроса, заданного Тамарой Васильевной, то в свое время мы пытались предложить законопроект - Омская область, в частности, пыталась предложить законопроект, - который вменял аттестацию в обязанность учредителя, а не самого образовательного учреждения. К сожалению, этот законопроект был провален. В данном законопроекте действительно просто воспроизводится действующая норма, а не накладываются дополнительные обязательства на образовательные учреждения. Но в этом законопроекте содержится как минимум одно положение, которое вызывает серьезную обеспокоенность целого ряда учебных заведений. Я имею в виду предмет экспертизы. Если по действующему законодательству предметом лицензионной экспертизы является экспертиза условий образовательной деятельности, то предлагаемый законопроект предлагает наряду с этим еще и экспертизу показателей. Сейчас, когда проблемами лицензирования, аттестации, аккредитации занимаются вполне, что называется, нормальные, здравые люди, это больших проблем не вызывает, но закон не может писаться под конкретных людей. Кто будет завтра этим заниматься - неизвестно, поэтому... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы договорились о трех минутах, Олег Николаевич, но вам прошу добавить еще полторы минуты, а потом выступит Тамара Васильевна Плетнёва. СМОЛИН О. Н. Я уложусь, пожалуй, в тридцать секунд. ...в принципе возможна такая ситуация, когда будет принято решение сократить количество студентов, выставлены такие показатели, экспертиза которых приведет к закрытию части учебных заведений. Поэтому предлагаем создать рабочую группу, которая спокойно посмотрела бы этот законопроект ко второму чтению и определила бы именно ко второму чтению окончательное отношение к этому законопроекту. А сейчас, я считаю, в первом чтении его можно поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Любовь Константиновна. Мое выступление - яркий показатель того, что у нас во фракции складываются разные точки зрения. Сегодня я опять не соглашаюсь с Олегом Николаевичем Смолиным, с которым считаюсь и которого очень уважаю. Но тем не менее сохраняю свои принципы и отношение к этому законопроекту. Что такое аттестация, которую все мы проходили, работая в учебных заведениях? Конечно, это волнение для учителя, огромная нагрузка, но тем не менее мы знали, что ее проводят специалисты, и совершенно бесплатно. После аттестации лучшие учителя получали повышение, допустим, разрядных ставок и так далее. Что мы видим сейчас? Объединение аттестации и аккредитации привело к тому, о чем я сейчас говорила. Николай Иванович утверждает, что всё это уже есть в законе, но я и тогда, когда его принимали, тоже против голосовала и говорила, что мы переходим просто на платную аккредитацию, в силу того что у нас сложилось в образовании. Мало того, зачитываю еще одну статью - статью 30: любой полномочный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор, может предоставлять это право другим государственным органам исполнительной власти. Эту статью я вообще не понимаю. Как это так: один назначенный государством орган может вдруг передать право другим? Я это понимаю так, что администрации передается право на закрытие и так далее. Меня очень смущает, например, понятие экспертизы. Мы с вами видим, как сейчас производятся лицензирование и аккредитация. Производятся они с большим напрягом для учебных заведений, потому что требуют больших средств. Кроме того, экспертиза предусматривает наличие, допустим, определенного количества книг в библиотеке. А если этого нет? В коммерческих вузах всё есть, а в государственных старых вузах, которые влачат жалкое существование на протяжении всех последних лет, их просто нет. Тогда что? Тогда это приведет к закрытию? Сейчас идет реструктуризация школ, и мы сегодня принимаем закон об аккредитации и лицензировании всех учебных заведений, в том числе и средних, и начальных и так далее. Мы с вами видим: сплошь закрываются сейчас сельские школы. Как это, вообще, будет проходить? Ну а по кадрам я тоже могу сказать. Я тоже не согласна, что у нас в кадрах сегодня такие уж прямо специалисты невозможные, на которых можно положиться. Кадровая политика в последние годы ни в одной сфере народного хозяйства, в том числе и в образовании, не блистала успехом. Поэтому я за этот законопроект сегодня голосовать не буду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить с заключительным словом, Николай Иванович? Булаев, с места. БУЛАЕВ Н. И. Спасибо, Любовь Константиновна. Что касается вопросов, поднятых в выступлениях моих коллег. Абсолютно уверен, что над подготовкой законопроекта ко второму чтению имеют право работать все депутаты, а что касается работы комитета, она будет идти в плановом порядке. Олег Николаевич, вы в составе комитета, и никакой рабочей группы дополнительно, наверное, нет смысла создавать, хотя мы посоветуемся со всеми и тогда решим. Что касается выступления Тамары Васильевны, я хотел бы особо сказать. Тамара Васильевна, законопроект не касается процедуры аттестации учителей, не касается процедуры аттестации педагогических кадров. Естественно, в этом законопроекте ни о какой плате за аттестацию учителей речи нет. Речь идет об аттестации юридических лиц - образовательных учреждений. К учителям и их аттестации проект закона не имеет никакого отношения. Что касается критериев, которые учитываются при лицензировании. Если мы с вами хотим иметь качественное образование, то эти критерии должны быть жесткими, и независимо от того, государственное или негосударственное это образовательное учреждение, оно должно соответствовать этим критериям. Если оно не соответствует, мы с вами будем иметь нечто иное, а не высшее учебное заведение. Что касается закрытия школ. Хотел бы напомнить вам, что в соответствии с Законом "Об образовании" ни одна сельская школа не может быть закрыта ни одним чиновником, пока сход жителей этого села не решит, закрыть эту школу или дать ей работать. Закон "Об образовании" действует, и никто его не отменял. И если где-то будет считаться, что необоснованно закрыта школа, что не было схода жителей, я уверен, прокуратура тут же восстановит. Поэтому данные примеры к предлагаемому законопроекту отношения не имеют. Я считаю, что законопроект нуждается в серьезной доработке ко второму чтению - в нем есть достаточно большие внутренние противоречия. Законопроект ко второму чтению может быть внесен в том виде, в котором он будет работать на пользу российского образования. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента? Нет. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Вы против? Ну, идет голосование, Алевтина Викторовна, надо сразу тогда... Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 25 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0% Результат: принято Принято. Апариной включите микрофон, пожалуйста. АПАРИНА А. В. Спасибо. Николай Иванович, извините, по мотивам. Вот вы сейчас в заключительном слове сказали, что уверены, что если обратятся, то прокуратура восстановит работу школы. Я вам задаю вопрос: на основании чего (подучите нас), на основании чего такая убежденность? Есть ли у вас факты, когда после обращения в прокуратуру в сельской местности восстановили школу или медицинский пункт? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович, я прошу в рабочем порядке тогда с Алевтиной Викторовной разрешить этот вопрос.