Заседание № 143
О проекте федерального закона № 178454-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка принятия решений представительным органом муниципального образования; принят в первом чтении 9 декабря 2005 года с названием "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, мы с вами пропустили пункт 6 в повестке, хочу обратить ваше внимание, законопроект, который рассматривается во втором чтении. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". С докладом выступает Владимир Семёнович Мокрый. Прошу. МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "Единая Россия". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Комитетом по вопросам местного самоуправления к рассмотрению во втором чтении подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Законопроект был принят в первом чтении, с тем чтобы урегулировать порядок принятия правовых актов представительным органом муниципального образования, устанавливающим правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. С этой целью в законопроекте, внесенном Законодательным Собранием Ульяновской области, предложено дополнить часть 3 статьи 43 закона положением, устанавливающим, что указанное решение принимается представительным органом муниципального образования большинством голосов от установленного числа депутатов. Вместе с тем Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления..." предусмотрены случаи, когда для принятия решений представительному органу муниципального образования требуется не простое большинство от установленной численности депутатов, как предусматривается законопроектом, а две трети. В связи с этим для корректировки законопроекта с указанной нормой закона вносится поправка, которая предусматривает случаи, установленные федеральным законом. Это поправка 4 в таблице поправок, рекомендуемых к принятию. Также предлагается внести уточнения в отдельные положения статьи 40 федерального закона. В частности, признается утратившим силу запрет для выборного должностного лица местного самоуправления и депутата представительного органа муниципального образования одновременно замещать должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений. Это поправка 3 в таблице поправок, рекомендованных к принятию. Аналогичное изменение вносится в 199-й федеральный закон, которым было установлено данное ограничение, это поправка 8. Федеральным законом номер 199 введено ограничение для выборного должностного лица местного самоуправления: ему нельзя одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования. А также введен запрет на одновременное исполнение депутатом или выборным должностным лицом одного муниципального образования полномочий депутата или выборного должностного лица иного муниципального образования. Эти положения закона предлагается сформулировать более четко, это поправка 3. Вместе с тем в связи с проведением довыборов в органы местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях по настоятельным просьбам Центризбиркома и регионов предлагается не распространять это ограничение на депутатов, избранных на выборах, назначенных до 1 февраля 2006 года, это поправка 6. Вносятся поправки в положения законопроекта о порядке вступления закона в силу и о порядке применения отдельных его норм, это поправки 9 и 10 также из таблицы поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Уважаемые коллеги, Комитет по вопросам местного самоуправления просит рассмотреть таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и таблицу поправок, рекомендованных к отклонению, и принять проект федерального закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Семёнович. Коллеги, по таблице 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию, есть вопросы? Нет. Есть предложение голосовать по таблице. Кто за то, чтобы принять таблицу 1? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, итоги голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 50 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Результат: принято Принято. Коллеги, есть у нас таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Вопросы по таблице есть? Нет. Кто за то, чтобы поддержать решение комитета? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 30 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0% Результат: принято Принято. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": принять во втором чтении. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите итоги голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 15 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9% Результат: принято Принято. Владимир Семёнович, у вас информация? Прошу. МОКРЫЙ В. С. Спасибо, Юрий Николаевич. Уважаемые коллеги, поскольку законопроект принят во втором чтении без изменений, прошу поставить его на голосование в третьем чтении. Правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены, замечаний нет, в том числе и у Правового управления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против постановки вопроса? Нет. Тогда в рамках "часа голосования" ставлю вопрос о принятии проекта федерального закона в третьем чтении. Кто за данное предложение? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 15 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 132
О проекте федерального закона № 178454-4 "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка принятия решений представительным органом муниципального образования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Что касается вопроса 27, была просьба подождать, не рассматривать его до прихода докладчика. Уважаемые коллеги, пункт 28. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Законодательное Собрание Ульяновской области доверило представлять законопроект депутату Государственной Думы Валентину Борисовичу Иванову. Пожалуйста. ИВАНОВ В. Б., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Суть изменения состоит в том, чтобы закрепить с помощью федерального закона правила принятия всех решений представительного органа муниципального образования. В частности, в тексте проекта закона предлагается порядок, при котором решение представительного органа муниципального образования принимается большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Собственно, суть поправки именно вот в этом - в установленной численности депутатов. Действующая редакция федерального закона предусматривает, что порядок принятия муниципальных правовых актов должен определяться уставом муниципальных образований за исключением тех случаев, когда требуется квалифицированное большинство. Вроде бы достаточно демократическая норма, но на практике, когда будет вводиться в действие 131-й закон и появится очень много новых муниципальных образований (в частности, по Ульяновской области - около ста двадцати новых поселений), произойдут радикальные изменения и в численности определенных поселений, и даже в национальном составе, и при принятии решений на уровне уставов муниципальных образований может случиться так, что из-за отсутствия опыта решения могут быть приняты большинством из присутствующих или большинством из принявших участие в голосовании. А вот настоящая редакция требует максимальной степени взаимопонимания всех избранных в эти муниципальные органы и нахождения консенсуса. Предлагаемая норма - установленная численность - заставит искать взаимоприемлемые решения и даст возможность в большей мере отразить интересы избирателей. Вот, по сути дела, отсылка к уставам муниципальных образований и есть основа возражений и правительства, и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Однако Комитет по вопросам местного самоуправления нашел вот такие доводы Законодательного Собрания Ульяновской области убедительными и поддерживает принятие данного изменения. Я также прошу вас проголосовать за предлагаемый проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Борисович. Присаживайтесь. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Гаджимета Керимовича Сафаралиева. Пожалуйста. САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагается дополнить указанную статью положением, в соответствии с которым решение представительного органа муниципального образования, устанавливающее правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, должно приниматься большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Действующая редакция закона устанавливает, что порядок принятия правовых актов должен определяться уставом муниципального образования. Фактически это означает, что решение по таким важным вопросам, как принятие бюджета муниципального образования, планов и программ развития муниципального образования, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также по другим важным моментам может быть принято большинством от числа избранных депутатов представительного органа муниципального образования или даже от числа присутствующих на заседании представительного органа муниципального образования депутатов, всё зависит от того, что будет записано в уставе муниципального образования. По мнению комитета, принятое в такой ситуации решение не выражает волю избирателей в полном объеме. Закрепив в федеральном законе норму о том, что решение принимается большинством от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, мы решим данную проблему. Предложенный законопроект актуален также и потому, что в федеральном законе сегодня содержится норма, устанавливающая минимальную численность представительных органов поселений и городских округов. Эта норма призвана обеспечивать достаточную объективность и компетентность при принятии решений, однако в ситуации, когда для принятия решений может быть достаточно большинства от числа присутствующих депутатов, эта норма фактически утрачивает свое значение. Принятие данного законопроекта позволит этого избежать. По мнению комитета, с точки зрения единства правовой системы Российской Федерации было бы правильно принять аналогичную норму в отношении представительных органов муниципальных образований. С учетом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении данный законопроект. Вместе с тем при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению во втором чтении необходимо учесть требования федерального закона, которые касаются случаев принятия решений представительным органом муниципального образования квалифицированным большинством голосов, большинством в две трети от установленного числа депутатов, а также изменить норму о том, что порядок принятия муниципальных правовых актов должен определяться уставом муниципального образования. Из восьмидесяти пяти отзывов, пришедших в комитет на данный законопроект, семьдесят восемь положительные. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Есть ли желание выступить у полномочного представителя президента? У полномочного представителя правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 38 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принимается.