Заседание № 115
16.09.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 178307-4 "О внесении изменений в статьи 11, 34, 35 и 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся требований, установленных для определения территорий муниципальных образований, и норм, регулирующих структуру органов местного самоуправления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2811 по 3125 из 5376
Коллеги, переходим к пункту 5. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11, 34, 35 и 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад Геннадия Владимировича Гудкова. Пожалуйста, Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается коллективный законопроект, который вносит ряд поправок в статьи 11, 34, 35 и 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Я не собираюсь долго, так сказать, растекаться мыслью по древу, скажу, что, по сути дела, законопроект предлагает две основные мысли, и я хотел бы объяснить, почему это так волнует нас, депутатов Подмосковья. Дело в том, что действующий сегодня закон о муниципальной реформе предусматривает определенную численность муниципальных образований. Там есть, конечно, вилка по численности, но численность по всей территории Российской Федерации определяется без каких-либо серьезных отклонений. Наверное, это правильно для подавляющего большинства субъектов Российской Федерации, где население распределено по территории более или менее равномерно, но если мы возьмем Подмосковье, то увидим: сегодня в Подмосковье реально проживает свыше семи миллионов человек на достаточно небольшой, относительно небольшой территории. Естественно, можно считать, что Подмосковье - это тот субъект Российской Федерации, который имеет огромную плотность населения по сравнению с другими субъектами, я уж не говорю о районах Сибири и Дальнего Востока. И когда реализуется этот закон в Подмосковье, возникают проблемы, сложности, связанные с фактически искусственным разделением уже сложившихся образований на отдельные новые муниципальные образования. Это плохо тем, что разрушаются уже сложившиеся связи, я имею в виду систему обслуживания населения, в первую очередь это касается медицины, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства. Дело в том, что плотность этих населенных пунктов такова, что, например, котельная обслуживает поселок или группу деревень, в которых проживает пять тысяч человек или больше. И поэтому первая мысль нашего законопроекта: мы просили Государственную Думу, Комитет по вопросам местного самоуправления, по законодательству, так сказать, расширить эти границы численности, увеличить критерий численности поселков, населенных пунктов, которые входят в состав муниципальных образований. То есть мы предложили, я считаю, абсолютно разумный критерий - плотность населения. Это ведь проблема не только Подмосковья, я просто по опыту Подмосковья говорю об этом. Есть еще ряд субъектов Российской Федерации, где плотность населения в разы отличается от плотности населения в целом по России. Честно говоря, я надеялся на то, что мы в этом вопросе достигнем компромисса, поскольку действительно несколько иные условия проведения муниципальной реформы в Подмосковье. Вторая мысль (здесь мы готовы пойти на еще больший компромисс и, может быть, даже снять этот вопрос) заключается в следующем. Учитывая, что мы строим вертикаль власти и уже идут заявления, в том числе и нашего уважаемого спикера Бориса Вячеславовича Грызлова, что те субъекты, где главы назначены, фактически работают лучше, мы предлагаем гораздо более мягкий вариант для субъектов Федерации, нежели установленный федеральным законом. Для того чтобы обеспечить более плотные взаимоотношения, связь между администрациями краев, областей субъектов Федерации и муниципальными образованиями, мы предлагаем давать, скажем, такую рекомендацию со стороны высшего должностного лица субъекта Федерации по кандидатуре на должность руководителя муниципального образования. В общем-то, эта схема выглядит абсолютно логичной и позволяет замкнуть все звенья цепи власти в единую систему и таким образом повысить управляемость, повысить скорость принятия решений, скажем так, более координированно проводить государственную политику, в том числе на территории муниципальных образований. При этом мы, как авторы законопроекта, не предлагаем таких механизмов, как роспуск представительного органа муниципального образования в случае нежелания, отказа или голосования против. То есть достаточно мягкий вариант, который предусматривает, в общем-то, рекомендации, право главы субъекта Федерации рекомендовать вот этих глав муниципальных образований. Я видел заключение нашего комитета, и я знаю, что действительно есть юридические проблемы, которые отмечались при рассмотрении этого законопроекта. Но если еще можно что-то поправить, найти компромиссный вариант, хотя бы по первому пункту, по численности, мы готовы будем, может быть, в ближайшее время, если будет согласована такая позиция, внести законопроект. От имени авторов законопроекта я, конечно, прошу вас поддержать этот законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Владимирович, присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает Сарычев Александр Викторович. САРЫЧЕВ А. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения - территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры. Законопроектом указанная норма дополняется положением, устанавливающим в качестве обязательного еще и требование о численности населения города или поселка - не менее десяти тысяч человек. Увеличивается критерий минимальной численности населения при определении территории сельского поселения для территорий с высокой плотностью - с трех тысяч до пяти тысяч. Также увеличивается с тысячи до пяти тысяч человек минимальный критерий численности населения, которая позволяет не наделять сельский населенный пункт статусом муниципального образования, а включать его в состав сельского поселения. Таким образом, все предлагаемые изменения требований, установленных при определении границ муниципальных образований, направлены на то, чтобы муниципальные образования создавались не во всех городах и сократилось число сельских поселений. Федеральный закон, основанный на конституционных положениях, предполагает формирование органов местного самоуправления на уровне, максимально приближенном к населению. Законопроект с данным концептуальным подходом не согласуется. Второе. Законопроект дополняет федеральный закон положением о том, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе предложить кандидатуру на должность главы муниципального образования как в случае его избрания на муниципальных выборах, так и в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава. Предложенное изменение не может быть поддержано по следующим основаниям. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 105-О указывается, что "любое вмешательство каких бы то ни было органов государственной власти и государственных должностных лиц, в том числе в форме представления ими обязательных для рассмотрения представительным органом местного самоуправления кандидатур на должность главы администрации муниципального образования, ущемляет права местного самоуправления и его органов, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, препятствует самостоятельному решению населением вопросов местного значения". Не соответствуют предлагаемые законопроектом изменения Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно статье 2 указанного федерального закона выдвижение кандидата предполагает либо самовыдвижение кандидата, либо инициативу избирательного объединения в определении кандидата. Таким образом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не вправе выдвигать кандидата на должность главы муниципального образования в случае избрания его на муниципальных выборах. Границы муниципальных образований, существовавшие до вступления в силу главы 12 федерального закона, могут быть изменены с соблюдением требований статей 12 и 13 федерального закона, то есть с согласия либо с учетом мнения населения. Законопроект указанную норму исключает, что не соответствует конституционному положению об изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, с учетом мнения населения соответствующих территорий. Исходя из изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11, 34, 35 и 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Официальные отзывы и правительства, и Правового управления имеются, отзывы отрицательные. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь или стойте на трибуне, как вам удобнее. Возможно, будут вопросы. Есть ли вопросы? Вопрос только у Сергея Алексеевича Попова. Один вопрос. Включите микрофон депутату Попову Сергею Алексеевичу. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня вопрос к Геннадию Владимировичу. Геннадий Владимирович, я вот хотел бы просто понять вашу позицию как депутата Государственной Думы и юриста. Вы знаете, что предлагаемое вами положение о предложении губернатором кандидатуры противоречит Конституции Российской Федерации. Может, вы, когда писали законопроект, об этом не знали, но сейчас-то знаете, и всё равно докладываете законопроект, не изменив его! Как такое можно делать?! Тем более, что вы ко всему прочему еще и лидер партии? Вы предлагаете нарушить Конституцию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Гудкову. ГУДКОВ Г. В. Уважаемый Сергей Алексеевич, я, конечно, юрист, но не такой опытный, как вы, и могу, конечно, делать ошибки. Но мне кажется, что вопрос нарушения и ненарушения Конституции - это иногда вопрос толкования и трактования отдельными юристами ее положений. Например, сейчас очень многие юристы утверждают, что вообще весь закон о муниципальной реформе нарушает статью 73 Конституции Российской Федерации, которая, в общем-то, предусматривает, что структура власти - это дело субъекта Федерации. Я думаю, что если верить отдельным юристам, то у нас Конституция нарушается ежечасно. Поэтому это вопрос толкования и трактования Конституции на самом деле, это во-первых. Во-вторых, я сказал, выступая от имени группы авторов, что мы в принципе готовы были от второго пункта отказаться, сосредоточив наше внимание на первом, более важном моменте, касающемся численности тех муниципальных образований, которые находятся на территории субъектов с очень высокой плотностью населения. То есть мы признаем, что есть некие технические и юридические сложности во второй части нашего законопроекта, и наша готовность к компромиссу в этом вопросе была продемонстрирована в том числе десять минут назад с трибуны Государственной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Малышкин Олег Александрович, ваш вопрос. МАЛЫШКИН О. А. У меня не вопрос, у меня выступление. Вот это очень важный вопрос сейчас - реформа местного самоуправления. Почему-то мы как-то вот оказываемся безучастными ко всему. Вот и докладчик, и содокладчик говорят: делить, поделить, численность населения. Но никто, ни один не сказал: подождите, как мы финансировать это всё дело будем? Ведь сейчас речь идет о финансировании вот этих вновь созданных поселений, городских и сельских. Почему никто об этом не говорит? А потому, что они сами не знают, откуда это всё брать. Вот сейчас там гудят все вот эти главы муниципальных районов, говорят: где взять деньги, сейчас понаделали поселений городских и сельских, но где взять деньги? И никто не сказал, в том числе и председатель нашего комитета по местному самоуправлению: да возьмите и просто поделите районный бюджет на бюджеты сельских и городских поселений, и всё будет нормально. Ведь они не хотят этого терять, хотят у себя оставить, на уровне района, муниципального образования, и еще где-то в Федерации попросить деньги на сельские поселения. Ведь этого делать ни в коем случае нельзя, иначе мы с вами снова будем плодить паразитов, то есть людей, которые не зарабатывают, не будут зарабатывать деньги, а будут только пользоваться и просить: давайте, давайте, давайте нам. Вся реформа местного самоуправления говорит: давайте постепенно сами будем зарабатывать деньги, посмотрим, что вы там на территории можете. Что можете? Или только можете просить деньги? Вот это самое главное. И в конце концов мы придем к тому, что районные муниципальные образования в виде районных администраций будут отмирать, а будут объединения, допустим, шести-семи районов, будет какой-нибудь федеральный округ, где будет находиться назначенный окружной представитель, и вот он будет финансировать напрямую вот эти поселения: городские, поселковые, сельские. И представляете, какая экономия будет. Потом можно будет уже поговорить о сокращении аппарата областных администраций, то есть субъектов Федерации, потому что, вы сами прекрасно понимаете, для чего мне нужно?.. Если я фермер, для чего мне нужно, допустим, министерство сельского хозяйства субъекта? Зачем оно мне, когда я сам хозяйствую? А ведь представляете, какие мы деньги туда даем! То же министерство топлива и энергетики на уровне субъектов Федерации - зачем нужно оно, если мы сейчас двигаем реформу местного самоуправления? Вот давайте мы исходить будем из этого. И если что-то там не понимают у нас наши товарищи из комитета по местному самоуправлению, давайте мы посоветуемся, подходите сюда, я вам расскажу что-нибудь про местное самоуправление, я там работал очень много. Давайте мы будем не плодить опять паразитов, а вот именно работать в нужном ключе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Махмудов. Прошу тоже в три минуты уложиться. МАХМУДОВ М. Г. Уважаемые инициаторы законопроекта и уважаемый Геннадий Владимирович! Вы ссылались на то, что законопроект имеет хорошее применение в Подмосковье и в Москве, где плотность населения... Наверное, надо согласиться с тем, что федеральный закон принимается не только для этих регионов, а в целом для всей страны. Давайте мы посмотрим чуть подальше, что будет в других регионах. Я вам могу сказать о том, что особенно в дальних национальных регионах всякие изменения границ, всякие изменения численности вызывают резко отрицательную реакцию у населения. Данный законопроект как раз способствует этому, и с тезисом о том, что это улучшит их жизнь, управляемость или другие какие-то механизмы, явно согласиться нельзя. Нельзя согласиться и с тезисом о том, что предложенная вышестоящим руководителем региона, скажем, кандидатура на должность руководителя муниципального образования... Что, те, кто предложен и назначен, работают лучше? Явно с этим тезисом тоже нельзя согласиться. Да, здесь укрепляется властная вертикаль, как бы угождение нижестоящих и вышестоящих руководителей друг другу, но одновременно снижается ответственность перед населением, они ничем не отвечают за свои промахи перед самим населением, которое их избирать не будет. Этот тезис тоже явно не согласуется ни с законами, ни с Конституцией. Это тоже нельзя поддерживать. Поэтому я считаю, что вы поторопились с внесением вот такого законопроекта, и мы со своей стороны никак не можем поддержать, если даже идея хорошая, но реакция на него на местах будет негативная. Мы будем голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Воронин, пожалуйста. ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, я тоже хотел бы присоединиться к мнению о не совсем, скажем так, своевременности принятия этого закона. Вот я представляю регион, где проводится эксперимент сейчас (мы с вами утвердили: Ставропольский край и Новосибирская область). Конечно, вопросов много. Южный округ является одним из самых плотно заселенных в Российской Федерации, но в то же время у нас есть села достаточно отдаленные, где пятьдесят, шестьдесят, сто дворов и которые прикреплены сейчас пока на основании старого закона к каким-то там райцентрам, что вызывает неудобство. Что касается второго вопроса, базовый закон о местном самоуправлении и другие законодательные акты - их несколько десятков... То есть если вы хотите сделать так, чтобы губернатор выносил кандидатуру на должность главы района, соответственно, вы должны в тридцать - сорок актов сделать изменения, а не в один. И вообще местное самоуправление - это очень деликатная вещь, не входящая в систему госвласти. Я предлагаю его не трогать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителей правительства и президента? Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 02 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9% Результат: не принято Не принято.