Заседание № 184
06.10.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 178300-4 "О внесении изменения в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части дополнения перечня имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований; внесён депутатами Государственной Думы А. Г. Баскаевым, В. В. Гальченко и Г. В. Гудковым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2154 по 2289 из 6997
Уважаемые коллеги, у нас есть ещё семнадцать минут. Мне докладывают, что есть готовность обсудить пункт 12 порядка работы. Там пять альтернативных законопроектов, но три из них предложено рассматривать без участия докладчиков. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть возражения. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я смотрю пункт 12. Мне докладывают, что все присутствуют: Баскаев, без докладчика проект Алтайского краевого Совета народных депутатов, без докладчика проект Законодательного Собрания Ульяновской области, Белоусов на месте и Кузнецов Виктор Егорович, он содокладчик, на месте. Нет, всё у нас нормально, коллеги. Мы можем приступить к рассмотрению этих законопроектов, в 11.30 прерваться, а потом довершить обсуждение. Коллеги, у нас пять альтернативных законопроектов, пункты 12.1-12.5. По пункту 12.1 докладчик - депутат Баскаев. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пожалуйста. БАСКАЕВ А. Г., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится поправка к закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Суть законопроекта. Согласно части 3 статьи 15 федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, не отнесённые к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, не исключённые из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Однако возможность принадлежности имущества, предназначенного для решения указанных вопросов, к собственности муниципальных образований частью 1 статьи 50 федерального закона не предусмотрена. Учитывая, что частью 1 статьи 50 федерального закона установлен исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, включение в него имущества, предназначенного для решения вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 15 федерального закона, возможно исключительно путём внесения предлагаемых изменений в федеральный закон. Если популярно объяснить, суть поправки сводится к следующему. В статье 50 перечислено всё то имущество, которое может находиться в собственности муниципального образования. Олег Викторович сказал, что это предложение не только моё, депутатов Гальченко и Гудкова, но и многих других субъектов права законодательной инициативы из субъектов Федерации. Дело в том, если популярно объяснять, что сегодня, например, не может муниципальное образование иметь собственную районную газету, завтра, например, если возникнет необходимость в размещении переселенцев, которые появляются в наших районах и которым мы вынуждены выделять какое-то помещение, эту задачу опять-таки муниципальные образования не могут решить. Ну и есть ряд других задач, которые сегодня приходится решать муниципальным образованиям. В связи с этим ряд субъектов Российской Федерации вышел с инициативой о внесении поправок в часть 1, с тем чтобы муниципальные образования могли распоряжаться имуществом. Согласно нынешнему положению с 1 января 2009 года всё имущество, которое не вошло в перечень, должно быть либо передано, либо продано с аукциона, чтобы оно не находилось в собственности муниципальных образований. Это предложение, к сожалению, не получило, я сразу говорю, поддержки ни правительства, ни комитета. Я же считаю, что есть необходимость всё-таки этот вопрос обсуждать, потому что невозможно в одном законе предусмотреть все те функции, которые сегодня выполняют муниципальные образования, они меняются. И исчерпывающий перечень наверняка будет, мы всё равно когда-то вернёмся к этому закону, я уверен, и будем вносить в эту статью 50 ещё много других поправок, которые необходимо будет принять. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Георгиевич. Я обращаю ваше внимание, что у меня имеются письма по пунктам 12.2, 12.3 и 12.5 от соответствующих субъектов права законодательной инициативы - краевого и областного законодательных собраний и депутата Харченко - с просьбой рассмотреть эти законопроекты без их участия. Поэтому по пункту 12.4 я предоставляю слово депутату Александру Николаевичу Белоусову. Пожалуйста. БЕЛОУСОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я выступаю с этой трибуны как представитель Самарской Губернской Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который касается дополнения перечня имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. В действующей редакции закона муниципальное образование вправе иметь в муниципальной собственности только то имущество, которое используется в целях решения конкретных вопросов местного значения и осуществления переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, либо то имущество, которое предназначено для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. В статье 50, части 1-4, установлен исчерпывающий перечень видов имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. В соответствии со статьёй 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации одной из разновидностей доходов бюджета являются неналоговые доходы, к числу которых относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. К данной категории доходов отнесены, например, поступления арендной платы от сдачи в аренду муниципального имущества. Вместе с тем положения статьи 50 и пункта 4 части 8 статьи 85 федерального закона фактически не допускают наличия после 1 января 2009 года в муниципальной собственности имущества, которое может быть использовано исключительно для получения неналоговых доходов местных бюджетов. Такой подход противоречит вышеупомянутой конституционной гарантии местного самоуправления по самостоятельному формированию, утверждению, исполнению местного бюджета и ограничивает права муниципальных образований, которые являются одним из субъектов гражданского права. В этой связи законопроектом предлагается часть 1 статьи 50 дополнить пунктом 4 следующего содержания: "имущество, предназначенное для решения органами местного самоуправления иных вопросов, не отнесённых к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключённых из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации...". Этот законопроект направлен на закрепление в федеральном законе открытого перечня видов имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста. Виктор Егорович, у нас девять минут, вы уложитесь или нет? Нет. Мы тогда просто потом дадим вам возможность использовать весь регламент.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4104 по 4417 из 6997
Я вновь обращаюсь к коллеге Кузнецову Виктору Егоровичу. У нас осталось девять минут до перерыва, может быть, мы таким образом поступим, уважаемые коллеги: дадим слово депутату Кузнецову, у него есть пятнадцать регламентных минут, и завершим рассмотрение ещё и 12-го пункта нашей повестки дня? Все согласны. Тогда я не ставлю на голосование вопрос о продлении времени, да? Будем считать, что мы приняли это решение: до завершения рассмотрения 12-го пункта. На доклад, оказывается, десять минут, а не пятнадцать, Виктор Егорович. Как раз за девять минут вы уложитесь, может быть, за десять. Пожалуйста, Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проекты федеральных законов о внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Я напомню, это законопроекты Алтайского краевого Совета народных депутатов, депутатов Государственной Думы Баскаева, Гальченко и Гудкова, Законодательного Собрания Ульяновской области, Самарской Губернской Думы и депутата Государственной Думы Харченко. Поскольку законопроекты предполагают внесение изменений в одну статью, то они, конечно, рассматриваются как альтернативные. Известно, что 131-й закон установил закрытый перечень вопросов местного значения для муниципальных образований в соответствующих статьях и, конечно, закрытый перечень собственности, необходимой для их реализации. Однако такой концептуальный подход к проблеме на практике уже не выдерживает критики. Острая и болезненная проблема законодательного регулирования имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления продолжает оставаться в центре внимания правоприменителей на местах. Достаточно сказать, что за два последних года по этим проблемам в Государственную Думу поступило двадцать шесть законопроектов, четырнадцать из них уже отклонены, двенадцать находятся в стадии рассмотрения. В то же самое время мы приняли шесть законов, в пять статей внесли шестьдесят девять поправок, однако до настоящего времени урегулированы не все вопросы, решение десятка вопросов местного значения по муниципальным образованиям различных уровней не обеспечивается соответствующим необходимым муниципальным имуществом по статье 50. Тенденция принятых поправок, к сожалению, такова: мы начали с дополнения перечня отдельными вопросами местного значения, а пришли к реальному раскрытию перечня вопросов местного значения. Сегодня муниципальным образованиям разрешено решать любые иные вопросы, не отнесённые к компетенции других муниципальных образований, органов госвласти, не исключённые из их компетенции законами, но только за счёт собственных средств. Однако правительство настаивает, чтобы имущества для решения этих вопросов у муниципальных образований всё-таки не было. 14 июля комитет провёл открытое обсуждение этих проблем на "круглом столе" с участием представителей законодателей субъектов Российской Федерации, соответствующих министерств, правительства. Следует подтвердить, что позиция субъектов права законодательной инициативы имеет достаточно прочное конституционное обоснование, в то время как возражения представителей правительства основаны лишь на их представлениях о концепции 131-го закона. Так, статьёй 7 Конституции установлено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а в статье 8 сказано, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Однако в отношении муниципальной мы этим законом пытаемся ввести дискриминацию. Эти положения закреплены и развиты также в статьях 130 и 132 Конституции. То есть местное самоуправление обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а органы местного самоуправления самостоятельно управляют этой собственностью. Я думаю, что никакое представление о концепции закона не может противоречить Конституции, тем более что в статьях этого закона также установлено право муниципальных образований самостоятельного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Невозможно не признать, что муниципальное имущество необходимо органам местного самоуправления и используется, как здесь уже говорили выступавшие, для формирования неналоговых доходов местных бюджетов, что в условиях нынешней бюджетной политики, когда 66 процентов налогов остаётся в центре и только 34 остаётся на местах, фактически обеспечивает 20-процентные доходы муниципальных образований даже крупных городов. Это обстоятельно доказывают законодатели Самарской Губернской Думы. Во-вторых, оно используется для создания благоприятной среды и для привлечения инвестиций в муниципальный сектор экономики, когда частному капиталу предоставляется возможность аренды муниципальной собственности. В-третьих, для поддержки среднего и малого предпринимательства. В-четвёртых, для развития в конце концов рыночных механизмов использования земли и имущества. А также, что немаловажно, для обеспечения возможности работы многочисленных ветеранских, женских, самодеятельных общественных организаций и детских клубов. В стране сложилась разветвлённая система инициативных самодеятельных работающих по месту жительства общественных организаций. Их десятки тысяч, они востребованы обществом, и все так или иначе в своей работе опираются на муниципальное имущество. Кроме того, закрытый перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития территорий, увеличению доли неналоговых доходов местных бюджетов, а также созданию эффективных условий для развития малого и среднего бизнеса путём предоставления имущества в аренду. Принято считать, в правительстве по меньшей мере, что предоставление населению общественных услуг государственными и муниципальными учреждениями или предприятиями может осуществляться лишь тогда, когда частный сектор экономики не может оказывать эти услуги, - то есть никакой конкуренции, всё отдать под частный сектор - и никакого права на месте решить эту проблему с помощью власти невозможно. Однако правительство в своих заключениях продолжает настаивать на этом закрытом перечне имущества, который даже не обеспечивает реализации установленных этим же законом полномочий муниципалитетов, в конечном счёте обязательств государства по созданию условий для достойной жизни человека. Например, не предусмотрено муниципального имущества для решения таких вопросов, как создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, создания условий для развития малого бизнеса, рынка сельскохозяйственной продукции, где сегодня властвуют полукриминальные этнические группировки. Решение этой проблемы предлагают в своих законопроектах Алтайский краевой Совет народных депутатов и Законодательное Собрание Ульяновской области. Депутат Харченко в своём законопроекте предлагает дополнить данный перечень имуществом, необходимым для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного, среднего образования, а также для организации питания в образовательных учреждениях и отдыха детей в каникулярное время. Эти предложения нашли поддержку в субъектах Российской Федерации - семьдесят восемь откликов: шестьдесят за, семь против, одиннадцать не возражают... В ответах правительства... Ответы таковы, что это позволит иметь в муниципальной собственности объекты рыночной инфраструктуры, что противоречит якобы некой концепции федерального закона номер 131 и может препятствовать развитию малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях. Между тем в значительной части муниципальных образований такое имущество продолжает использоваться по назначению, однако закон требует это имущество перепрофилировать или отчуждать. Это не может не беспокоить самые близкие к населению органы власти, поскольку объяснить людям подобные действия против их интересов просто невозможно. Они, безусловно, вызовут и неприятие, и протест. Следует отметить, что двадцать пять тысяч муниципальных образований в силу специфики их географического положения, социально-экономического развития обладают разительно отличающимися возможностями реализации полномочий. Большинство сельских муниципалитетов сегодня вынуждены основывать свою деятельность на фактически разрушенной экономической базе поселений. Там в отличие от городов зачастую отсутствуют возможности привлечения частного капитала для реализации социальных услуг, поскольку вложения этого капитала малоэффективны, и тогда муниципальные предприятия и учреждения остаются единственной организационно-правовой формой, которая может обеспечить отдельные функции муниципальных образований по предоставлению наиболее важных социальных и бытовых услуг населению. Однако в ответ из правительства мы опять слышим сакраментальную фразу: это уже другая экономика, это уже другое государство. Но позвольте, господа, как же быть с конституционным правом на признание и защиту равным образом всех видов собственности, включая муниципальную? Вызывает удивление и позиция правительства в связи с предложением алтайских законодателей включить в состав собственности поселений жилищный фонд для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, а также имущество, необходимое для содержания этого фонда. В ответе указывается, что этого не следует делать, так как законом предусмотрено обеспечение жильём только малоимущих граждан. Но ведь и для этого нужно соответствующее имущество! Удивительно и то, что, на словах ратуя за поддержку малого и среднего бизнеса, на деле правительство настаивает на приватизации остатков муниципального имущества. При этом возникнет серьёзная проблема сохранения за предприятиями малого и среднего бизнеса зданий и помещений, арендуемых у муниципальных образований. Данные предприятия не располагают достаточными финансовыми ресурсами для участия на общих условиях в приватизации, что может негативно отразиться на их производственной деятельности. Об этом предупреждает и "Опора России", организация предпринимателей. Наиболее радикальным представляется предложение... Я попрошу до конца дать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, десять минут докладчик выбрал, просит... КУЗНЕЦОВ В. Е. Нет, ещё не выбрал, тут... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, десять минут у вас. Добавьте минуту, пожалуйста, Виктору Егоровичу. КУЗНЕЦОВ В. Е. Наиболее радикальным представляется предложение депутатов Госдумы Баскаева, Гальченко, Гудкова, а также Самарской Губернской Думы и Алтайского краевого Совета. Они предусматривают возможность нахождения в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного для решения иных вопросов, не отнесённых к компетенции органов местного самоуправления. Это то, что уже предусмотрено соответствующими статьями - 14, 15 и 16-й. Проект получил поддержку пятидесяти пяти законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации. То есть установить открытый перечень имущества, которое не может находиться в муниципальной собственности, - такое предложение прямо корреспондируется с введённым в действие соответствующим законом правом органов местного самоуправления на решение этих вопросов. Комитет считает, что в целях решения указанных проблем необходимо провести комплексный анализ перечня вопросов местного значения и сопоставить его с перечнем имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, скорректировать пути решения на основе системного подхода... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё тридцать секунд добавьте, пожалуйста. У нас же есть регламент, вы говорите уже одиннадцать минут. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е. ...в связи с этим образовать рабочую группу и продолжить законодательную работу для подготовки комплексного решения проблем муниципальной собственности и внесения изменений в статью 50 федерального закона № 131-ФЗ. С учётом изложенного комитет предлагает отклонить указанные законопроекты. Фракция КПРФ, напротив, поддерживает все пять законопроектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Великий коммунист Луначарский говорил, что любую проблему можно изложить за пять минут. Уважаемые коллеги, у нас пять альтернативных законопроектов. Будем ли мы задавать вопросы содокладчику и двум докладчикам? ИЗ ЗАЛА. Нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить после столь обстоятельного доклада? Нет. Тогда мы должны провести процедуру рейтингового голосования. Комитет все пять законопроектов отклонил, как вы слышали из выступления представителя комитета, тем не менее мы обязаны провести процедуру полностью. Пункт 12.1, который докладывал депутат Баскаев. Пожалуйста, включите режим голосования. (Идёт голосование.) Нажмите мою кнопку за проект депутата Баскаева. Так, уважаемые коллеги, пункт 12.2. Это законопроект, внесённый Алтайским краевым Советом народных депутатов. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Так, пункт 12.3. Это проект, внесённый Законодательным Собранием Ульяновской области. Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 12.4. Это законопроект, который докладывал депутат Белоусов как представитель Самарской Губернской Думы. Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.) И наконец, пункт 12.5. Это законопроект, который внёс депутат Харченко. Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.) Пожалуйста, покажите результаты голосования по пункту 12.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 10 сек.) Проголосовало за 65 чел.14,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 65 чел. Не голосовало 385 чел.85,6% Покажите результаты голосования по пункту 12.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 43 сек.) Проголосовало за 65 чел.14,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 65 чел. Не голосовало 385 чел.85,6% Покажите результаты голосования по пункту 12.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 14 сек.) Проголосовало за 67 чел.14,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 67 чел. Не голосовало 383 чел.85,1% Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 12.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 44 сек.) Проголосовало за 71 чел.15,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 71 чел. Не голосовало 379 чел.84,2% Покажите результаты голосования по пункту 12.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 15 сек.) Проголосовало за 72 чел.16,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 72 чел. Не голосовало 378 чел.84,0% В соответствии с Регламентом я должен поставить на голосование тот законопроект, который набрал наибольшее число голосов, - это пункт 12.5, проект депутата Харченко. Пожалуйста, включите режим голосования. Мы голосуем пункт 12.5 - законопроект, внесённый депутатом Харченко. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 25 сек.) Проголосовало за 70 чел.15,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 71 чел. Не голосовало 379 чел.84,2% Результат: не принято Законопроект отклоняется.