Заседание № 85
О проекте федерального закона № 177742-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части регулирования отношений, связанных с гражданской службой, при реорганизации или упразднении государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы; принят в первом чтении 22 января 2013 года с наименованием "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Докладывает Виктор Филиппович Шрейдер. ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект закона № 177742-6 внесён Правительством Российской Федерации. Напомню, что законопроект направлен на восстановление специальных мер государственной защиты, которые предоставляются в том числе одиноким матерям, воспитывающим ребёнка в возрасте до четырнадцати лет, и беременным женщинам. Эти меры включают гарантии, направленные на предотвращение потери ими работы и утраты заработка, в частности запрет увольнения по инициативе работодателя и в связи с сокращением штатов. Законопроект был принят 22 января этого года. В комитет поступило семь поправок, шесть из них рекомендуется к принятию, они отражены в таблице поправок № 1 и направлены на устранение замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы и комитета по федеративному устройству; поправки не меняют концепцию законопроекта и носят уточняющий характер. В таблице № 2 одна поправка, рекомендуемая к отклонению. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Замечаний правового характера нет. В случае принятия законопроекта во втором чтении комитет предлагает принять его и в третьем чтении. Все необходимые заключения для принятия законопроекта в третьем чтении имеются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 18 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается таблица. По таблице отклонённых поправок, в которой одна поправка, есть ли вопросы? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 47 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принято. Выносим законопроект на "час голосования".
10-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Голосуется во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 47 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Докладчик просил проголосовать законопроект и в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет желающих. Голосуется в третьем чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 18 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 73
О проекте федерального закона № 177742-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части регулирования отношений, связанных с гражданской службой, при реорганизации или упразднении государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Докладывает Андрей Николаевич Пудов. Пожалуйста. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2011 года № 25-П в целях устранения нарушения конституционного принципа равенства, связанного с непредоставлением гражданским служащим государственных гарантий, которые предусмотрены статьёй 261 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении одиноких матерей, которые воспитывают ребёнка в возрасте до четырнадцати лет или ребёнка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, а также других лиц, которые воспитывают указанных детей без матери. Норма статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации содержит запрет на увольнение по инициативе работодателя при сокращении должности одиноких матерей и лиц, воспитывающих детей без матери. При этом в соответствии с действующей редакцией Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" к гражданским служащим нормы статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации пока не применяются. Вносимые законопроектом изменения в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" направлены на защиту прав гражданских служащих при реорганизации, упразднении государственного органа либо сокращении должности гражданской службы. В связи с этим в статью 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" вводится норма, аналогичная норме в статье 75 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при реорганизации государственного органа, его структурных подразделений или изменении его структуры гражданским служащим также гарантируется продолжение с ними служебных отношений в данном государственном органе. Кроме того, в указанную статью федерального закона вводится обязанность представителя нанимателя - государственного органа либо органа, которому переданы функции упраздняемого государственного органа, - в течение двухмесячного срока с момента предупреждения об увольнении гражданского служащего, замещающего сокращаемую должность, предложить ему все имеющиеся в государственном органе вакантные должности гражданской службы с учётом категории и группы замещаемой им должности, уровня его квалификации, профессионального образования, а также стажа госслужбы или работы по специальности, а в случае отсутствия таких должностей в государственном органе - в иных государственных органах. Данным проектом федерального закона также предусматривается выплата компенсаций, производимых по аналогии с выплатами, предусмотренными статьями 180 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, к данным выплатам относятся дополнительные компенсации, которые выплачиваются гражданскому служащему, с которым представитель нанимателя расторгает служебный контракт с его согласия до истечения срока предупреждения об увольнении, компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения из государственного органа, который расположен в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также по решению органа службы занятости при условии, если в месячный срок после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. В связи с изменениями, вносимыми в статьи 31, 33 и 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе...", в целях сохранения за уволенными федеральными гражданскими служащими права на пенсию за выслугу лет также возникла необходимость корректировки статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части уточнения оснований для назначения федеральным гражданским служащим пенсии. Прошу вас, уважаемые депутаты Государственной Думы, поддержать данный проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич, присаживайтесь. Василий Васильевич Толстопятов. ТОЛСТОПЯТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич! Добрый день, уважаемые коллеги! Андрей Николаевич достаточно подробно изложил концепцию законопроекта. Добавлю только, что предлагаемый к обсуждению законопроект направлен на восстановление социальных мер государственной защиты, которые предоставляются в том числе одиноким матерям, воспитывающим ребёнка в возрасте до четырнадцати лет, и беременным женщинам. Эти меры включают гарантии, направленные на предотвращение потери ими работы и утраты заработка, в частности запрет на увольнение по инициативе работодателя в связи с сокращением штатной численности. Также законопроектом предусматриваются изменения федерального закона № 79-ФЗ в части уточнения процедуры выплаты компенсаций, производимых по аналогии с выплатами, предусмотренными в Трудовом кодексе Российской Федерации. В связи с вносимыми изменениями законопроектом предлагается внести изменения в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предусматривающие условия для назначения федеральным гражданским служащим пенсий, сохранив за ними право на пенсию за выслугу лет. Субъекты Российской Федерации поддержали концепцию представленного законопроекта, профильный комитет Совета Федерации также её одобрил. Правовое управление Аппарата Государственной Думы сделало ряд замечаний, но они не затрагивают концепцию законопроекта и носят редакционный характер, данные замечания могут быть проанализированы при подготовке законопроекта ко второму чтению и учтены. На основании изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает законопроект и предлагает проголосовать за данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Алексей Валентинович Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В. У меня вопрос к Андрею Николаевичу. Скажите, Андрей Николаевич, только одинокие матери входят в вашу категорию? А если это, допустим, отец, если он один воспитывает ребёнка, - а такие случаи, как вы знаете, неоднократно уже слушались в судах, - предусмотрено ли это законодательством? ПУДОВ А. Н. Спасибо за хороший вопрос, Алексей Валентинович. Я могу сказать, что данная норма не ограничивается только матерями, по сути, и у отцов такие же права, как и у матерей. Я ещё раз обращаю ваше внимание на тот факт, что мы просто распространяем положение Трудового кодекса, которое действует в отношении абсолютно всех категорий работников, на гражданских служащих. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Андрей Николаевич, вот шестой год я в Государственной Думе и уже не вспомню, сколько раз мы рассматривали подобные вопросы, особенно касающиеся беременных женщин, женщин, которые одни воспитывают детей, и после каждого принятого закона опять масса случаев и опять мы к этой теме возвращаемся. Скажите, вот этот законопроект, он всё-таки решит окончательно проблему или это будет промежуточный закон, после которого мы ещё раз, а может, два, три раза к этой проблеме будем возвращаться в этом году? Люди ведь мучаются, пока мы ведём общие разговоры! Поставим этим законом точку или нет? ПУДОВ А. Н. Мы в статье 31 постарались кодифицировать все те предложения, которые в последнее время поступили, с тем чтобы те положения Трудового кодекса в части оснований для увольнения, расторжения контракта, которые сегодня распространяются на всех обычных работников, работали и для гражданских служащих, и поэтому появилась новая редакция статьи, подчёркиваю, новая, с учётом всех предложений. Более того, мы даже закрыли этим законопроектом постановление Конституционного Суда уже от декабря 2012 года, касающееся беременных женщин, которых основания закона позволяли увольнять, - сегодня данной редакцией мы это противоречие также устраняем. Я не могу обещать, но я уверен в том, что мы максимально на сегодняшний момент учли всё, и в том числе вопросы правоприменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Алексей Валентинович Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, в целом поддерживаю предлагаемый документ о внесении изменений в статью 7 закона "О государственном пенсионном обеспечении..." и в Федеральный закон "О государственной гражданской службе...", но хотел бы высказаться по ряду моментов. Во-первых, то, о чём уже говорил здесь Андрей Николаевич: хотелось бы, чтобы было точно определено, что не только мать, но любой родитель, тот, который занимается воспитанием ребёнка, - это может быть и отец - имеет указанную льготу. Суды соответствующие уже идут в Российской Федерации, есть даже общественная организация одиноких отцов, которые пытаются защищать свои права в разных инстанциях. Дело в том, что всегда, традиционно, десятилетиями наше законодательство ориентировалось на матерей, а что касается мужчин, которые занимаются в одиночку воспитанием детей, то такие случаи вообще не рассматривались. В этом смысле этот перекос в законодательстве надо выправлять, надо точно определить: один из родителей, тот, кто занимается воспитанием. Во-вторых, давая дополнительные гарантии и привилегии тем, кто находится на государственной гражданской службе, всё-таки, как мне кажется, мы должны идти к тому, чтобы ряд структур государственных, я считаю, не исключая и Государственную Думу, формировали кадровый состав особым образом. Я имею в виду, что каждый новый созыв Государственной Думы, новые министерства, ведомства, которые появляются после назначения нового премьера, должны иметь возможность, как это, кстати, происходит в Соединённых Штатах, набирать с нуля персонал, то есть созывается новая Дума - и автоматически весь персонал увольняется и ожидает нового приглашения на работу, только так. У нас, к сожалению, этого нету, и это достаточно серьёзная проблема для многих ведомств: начинается сложный процесс подбора кадров, который отнимает много времени. Потом, когда от руководителей требуют... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Филиппович Шрейдер. Микрофон. ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! И докладчик, и содокладчик достаточно подробно изложили концепцию законопроекта. Добавлю только, что предлагаемый к обсуждению законопроект направлен на восстановление специальных мер государственной защиты гражданских служащих, в том числе и одиноких матерей, и эти меры включают гарантии, направленные на предотвращение потери ими работы и утраты заработка, в частности запрет увольнения по инициативе работодателя. Практически все субъекты поддержали концепцию законопроекта, профильный комитет Совета Федерации также его одобрил. На основании изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР поддержит этот законопроект, хотя он не решает проблему, не снимает полностью всё то напряжение, которое возникает во взаимоотношениях работодателя и государственного служащего. У нас, несомненно, социальное государство, и мы должны заботиться и об одиноких матерях, и об одиноких отцах. Вообще, XXI век и конец XX века - это время одиноких родителей, то есть супружеские пары не держатся, постоянные разводы, постоянные конфликты, и зачастую один из родителей остаётся с ребёнком, а это достаточно тяжёлая и серьёзная проблема, ведь мало родить ребёнка, его надо вырастить. И вот те положительные моменты, которые предпринимаются государством, скажем материнский капитал, выделение земельных участков для одиноких, многодетных семей, - они, к сожалению, не компенсируют до конца сам процесс воспитания ребёнка, потому что его ещё нужно в школу определить и так далее. Сегодня родители не в состоянии заниматься детьми, потому что они целый день проводят на работе, являясь государственными служащими. То есть они имеют определённые привилегии, но они и подпадают под определённые ограничения: с тем же имуществом, вопрос о котором будет рассматриваться в ближайшее время, с невозможностью выполнять другие функции, где-то дополнительно зарабатывать. Они постоянно находятся под прессом СМИ по поводу взяток, коррупции, но ведь не все из них воруют, не все берут взятки, там достаточно много честных людей! Закон, естественно, надо принимать, но надо также учитывать и другой фактор - что государственные служащие не являются производителями каких-то материальных благ, каких-то материальных ценностей, это надстройка, которая должна помогать развиваться обществу, и, к сожалению, эта надстройка зачастую давит инициативу, давит развитие экономики, давит развитие страны и общества. А ненужные институты нужно очень быстро расформировывать. Мы в XXI веке живём - сегодня есть эта профессия, она востребована на рынке, а завтра она не востребована на рынке, и завтра этот человек вынужден будет идти на улицу. Государственного служащего мы охраняем, его права защищены, но вот, допустим, он не нужен, он мешает обществу, он мешает государству, а уволить его мы не можем. Поэтому здесь надо воспользоваться идеями ЛДПР: в первую очередь необходимо, чтобы человек обладал двумя-тремя профессиями и чтобы была масса обучающих центров, где он тут же мог бы пройти переквалификацию, устроиться по востребованной профессии. Вот эта малоподвижность российского населения, она... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты: выступление от фракции. КАРГИНОВ С. Г. Спасибо. ...она и приводит к напряжению в обществе, поэтому нам надо двигаться именно в этом направлении - в сторону мобильности общества, в сторону его обучения, ведь очень быстро профессия становится невостребованной: вот сегодня человек сидит оформляет документы - завтра за него это делает компьютер, робот, Интернет. В этом направлении и нужно двигаться. И обязательная ротация, а то у нас человек сидит распределяет миллиарды, зарплата небольшая, и он десять - пятнадцать лет находится на одном и том же месте. ЛДПР давно предлагает менять местами людей, делать определённую ротацию, иначе опять-таки не будет движения общества и экономики. А если экономика не будет развиваться, где мы будем брать деньги на чиновников? Это же непроизводственная среда, нам всё равно придётся платить из бюджета страны, всё равно придётся заставлять платить налоги тех граждан, которые производят материальные блага, но постоянно это делать невозможно. Поддержать сегодня этот законопроект надо, но он проблемы не снимает. Надо двигаться вперёд, и двигаться темпом ускоренным, чтобы мы не отставали от западных стран, чтобы мы не отставали в своём развитии, а, наоборот, были примером, чтобы наши люди жили счастливо и чтобы они понимали, что государство о них заботится, не в том плане, что оно просто даст денег, а в том, что оно научит их добывать эти деньги, научит зарабатывать, оно "даст удочку", - таким образом, человек будет стабильным, стабильной будет семья и стабильным будет государство. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Андрей Николаевич, пожалуйста, вам слово. ПУДОВ А. Н. Я очень коротко. Я хочу поблагодарить за вопросы и скажу ещё раз, дополняя свой ответ на вопрос Алексея Валентиновича, что в 261-й статье, которая субсидиарно применяется, прямо указано, что это не только женщины, но и другие лица, а также родитель, который является единственным кормильцем. То есть этот вопрос законодательно решён, это не только женщины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Васильевич Толстопятов, будете выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
Пункт 3, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 44 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Законопроект принимается.