Заседание № 108
О проекте федерального закона № 177585-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований". Доложит Игорь Александрович Ананских. АНАНСКИХ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект принят во втором чтении 21 июня 2013 года. Законопроект прошёл необходимые правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний у Правового управления нет. Прошу принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 58 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел.32,7 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 177585-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
39-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований". Докладывает Игорь Александрович Ананских. Пожалуйста. АНАНСКИХ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 9 апреля 2013 года. Всего к законопроекту поступило пятьдесят три поправки, из них тридцать одну поправку комитет рекомендует к принятию и двадцать две поправки - к отклонению. При доработке законопроекта ко второму чтению были учтены предложения и замечания Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Ко второму чтению, в частности, было определено, что ведение списка лиц, которым запрещено посещение официальных спортивных соревнований в дни их проведения, осуществляет МВД Российской Федерации. Установлен перечень обязанностей собственников - пользователей объектов спорта и организаторов мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении официальных спортивных соревнований. Уточнены требования к продаже входных билетов на официальные спортивные соревнования. Для граждан, должностных и юридических лиц, нарушающих общественный порядок, предусмотрены административные штрафы в размере от 3 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 160 часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований на срок от шести месяцев до трёх лет, и только для злостных правонарушителей предусмотрено наказание в виде запрета на посещение официальных спортивных соревнований на срок от шести месяцев до семи лет. Принятие данного закона будет способствовать обеспечению общественного порядка и безопасности зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Александрович. По таблице поправок № 1 есть вопросы, коллеги? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 17 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 292 чел. Не голосовало 158 чел.35,1 % Результат: принято Принимается. По таблице поправок № 2 есть ли вопросы, коллеги? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 45 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Принимается. Есть отдельно розданная в зале поправка. Включите микрофон на центральной трибуне. АНАНСКИХ И. А. Уважаемые коллеги, вам роздана также дополнительная поправка к таблице поправок № 1, прошу её также принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Можно ставить на голосование? Кто за то, чтобы принять дополнительно розданную поправку? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 28 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел.35,6 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
39-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 20 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 88
О проекте федерального закона № 177585-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" (внесён Правительством Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, докладчик по 16-му вопросу, Татьяна Геннадьевна Нестеренко, после перерыва подойдёт. Давайте рассмотрим пункт 17.1. Нет возражений? О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований". Докладывает Наталья Владимировна Паршикова, заместитель министра спорта Российской Федерации. Пожалуйста. ПАРШИКОВА Н. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра спорта Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представленный вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" разработан во исполнение поручений Правительства Российской Федерации и направлен на совершенствование российского законодательства в целях предотвращения насилия, хулиганского поведения зрителей при проведении в Российской Федерации официальных спортивных соревнований. Подготовка данного законопроекта обусловлена необходимостью предотвращения при проведении соревнований правонарушений, захлестнувших в последнее время наши спортивные арены. Так, за период с 2009 по 2012 годы в ходе проведения спортивных соревнований было зарегистрировано свыше 14 тысяч правонарушений, большая их часть приходится на такие виды спорта, как футбол и хоккей. Учитывая, что Россия выступает сегодня организатором крупных спортивных соревнований, таких как всемирные универсиады, Олимпийские игры, чемпионаты мира по водным видам спорта, по хоккею, по футболу (в 2018 году), принятие норм, предлагаемых законопроектом, приобретает большую актуальность. В целях обеспечения общественной безопасности и общественного порядка при проведении официальных спортивных соревнований законопроектом предлагается внести изменения в закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предлагается ввести специальный понятийный аппарат, что обусловлено необходимостью точного определения круга субъектов данных правоотношений. Вводятся такие понятия, как "зрители", "контролёр (распорядитель)", "место проведения спортивных соревнований", определяются права организаторов официальных спортивных соревнований по установлению требований к продаже билетов. Законопроектом устанавливаются права и обязанности зрителей, а также полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению правил поведения зрителей и правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, что позволит упорядочить действия субъектов, участвующих в организации соревнований, а также всех присутствующих при их проведении. Кроме того, законопроектом для виновных в нарушении правил поведения зрителей наряду со стандартными видами административных наказаний, такими как штраф от 500 до 2 тысяч рублей, обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов или административный арест до пятнадцати суток, вводится новый вид наказания - административный запрет посещать места проведения официальных спортивных соревнований, который устанавливается на срок от одного месяца до одного года. Также вводится административная ответственность для собственника (пользователя) объекта спорта, осуществляющего подготовку и проведение официальных спортивных соревнований, в случае несоответствия места проведения спортивного соревнования установленным требованиям. Реализация положений законопроекта, мы считаем, позволит осуществлять мероприятия по обеспечению общественного порядка и безопасности зрителей в местах проведения спортивных соревнований. Просим поддержать представленный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Александр Александрович Агеев здесь? Да. А Лебедева нет. Пункт 17.3, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Александр Александрович, пожалуйста. АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" разработаны проекты федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Оба документа - это альтернатива так называемому законопроекту о болельщиках, внесённому Правительством Российской Федерации. Российский профессиональный спорт сегодня - это не только зрелище, но и хулиганское поведение зрителей и спортивных болельщиков, которое в последнее время выплёскивается за пределы арен и стадионов. Дух соревнований нередко смешивается с духом насилия, с чрезмерной и неоправданной жестокостью со стороны сотрудников полиции, с безразличием спортивных клубов, с беспомощностью спортивных ассоциаций и с бездействием организаторов спортивных соревнований. Действующее законодательство оказалось не способно обеспечить общественный порядок, безопасность и уважение человеческого достоинства людей, посещающих спортивные соревнования. Предложение простого ужесточения наказаний, введения новых санкций и репрессивных мер не решит указанных проблем - это ошибочный путь, который может привести к эскалации насилия. Предлагаемый депутатами нашей фракции проект федерального закона предусматривает принципиально иной подход к проблеме обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения спортивных соревнований. При его разработке были учтены нормы международного законодательства, и прежде всего подписанной Россией Европейской конвенции о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, в частности футбольных матчей. В законопроекте отражены рекомендации, принятые в развитие конвенции, в том числе по привлечению, как ранее, к охране общественного порядка стюардов, по сотрудничеству с фанатскими организациями и иные. При разработке документа был принят во внимание новейший опыт правового обеспечения безопасности на матчах "Евро-2012", в том числе законодательств Украины и Польши об обеспечении безопасности во время проведения массовых мероприятий, была проанализирована соответствующая правоприменительная практика. И наконец, самое главное: мы учли замечания и предложения, прозвучавшие в ходе обсуждения данной проблемы с болельщиками, интересы которых законопроект затрагивает в первую очередь. Основная цель законопроекта состоит в обеспечении на стадионах общественного порядка и общественной безопасности, которых можно достичь, только выстроив чёткую, понятную, открытую систему взаимоотношений между всеми сторонами, в том или ином качестве участвующими в спортивных соревнованиях. Отечественное законодательство должно определить механизмы взаимодействия, разграничить зоны ответственности и создать атмосферу взаимного уважения, доверия и готовности к компромиссным решениям при строгом соблюдении законности между спортивными ассоциациями, спортивными клубами, организаторами спортивных соревнований, зрителями, спортивными болельщиками и, наконец, сотрудниками полиции, только в этом случае удастся искоренить проявления насилия, хулиганского, антисоциального и нетерпимого поведения в российском спорте. Предложенная в законопроекте система обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на спортивных соревнованиях предполагает несколько уровней работы, прежде всего стратегический уровень - воспитание культуры поведения болельщиков и зрителей. Данная функция возлагается на спортивные клубы. Согласно проекту закона они должны взять на себя ответственность за проведение социально-профилактической работы со своими болельщиками, суть которой состоит в повышении доверия, налаживании диалога, в противодействии ксенофобии и нетерпимости в спорте. Спортивные клубы должны поощрять и поддерживать самоорганизацию спортивных болельщиков, сотрудничать с клубами болельщиков, принимать программы работы с клубами болельщиков. Более того, через ценовую политику в отношении входных билетов и проведение различных мероприятий спортивным клубам следует поощрять участие болельщиков в жизни спортивных команд, спортсменов, содействовать преодолению стереотипов и вражды в отношениях между болельщиками различных спортивных команд. В законодательной инициативе вводится понятие клубов болельщиков, под которыми понимаются общественные организации, члены которых являются спортивными болельщиками, объединяющимися с целью поддержки определённых спортсменов и их коллективов, спортивных команд. В соответствии с положениями законопроекта клубы болельщиков представляют и защищают права своих членов. Они могут выступать с инициативами в решении вопросов организации и проведения спортивных мероприятий, вносить свои предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководящие органы спортивных клубов, спортивных федераций в рамках своей деятельности, а также могут заключать соглашения с организаторами спортивных соревнований о привлечении своих членов в качестве волонтёров на спортивные соревнования. Кроме того, клубы болельщиков могут взаимодействовать со спортивными клубами по вопросам льготного обеспечения входными билетами или абонементами на посещение спортивных мероприятий для членов клубов болельщиков и других лиц, относящихся к категории малообеспеченных или социально незащищённых граждан, а также с организаторами спортивных мероприятий по вопросам организации специальных трибун для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Система также предполагает наличие тактического уровня, который состоит в обеспечении порядка и безопасности на конкретном спортивном соревновании, на определённом объекте спорта. Указанная функция возлагается на организаторов спортивного соревнования. Для этих целей законопроект закрепляет специальный круг обязанностей организатора. На организатора возлагается обязанность определять порядок организации и правила проведения спортивного соревнования в соответствии с законодательством Российской Федерации; разрабатывать совместно с сотрудниками полиции, с представителями спортивных клубов и клубов болельщиков план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на спортивном соревновании; организовывать координационный штаб по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на спортивном соревновании с участием стюардов, представителей спортивных клубов, клубов болельщиков, поддерживающих разные спортивные команды. В соответствии с законопроектом организатор должен привлекать на договорной основе стюардов, проводить для них инструктаж, оказывать содействие в их работе. Кроме того, организаторы могут заключать с клубами болельщиков соглашения о привлечении на спортивные соревнования волонтёров. Законопроектом подробно урегулированы права и обязанности зрителей, стюардов и волонтёров. В частности, среди прав зрителей закрепляется право на уважительное и внимательное отношение со стороны организатора спортивного соревнования, стюардов, волонтёров и сотрудников полиции, на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества, а также на соблюдение прав и законных интересов, на оказание необходимой медицинской помощи в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Предусмотрено также право зрителя получать своевременную полную и достоверную информацию от организатора спортивного соревнования, стюардов и волонтёров о порядке организации и проведения спортивного соревнования, о правилах проведения спортивного соревнования, об ограничениях и запретах, установленных на объекте спорта. Кроме того, законопроектом предлагается закрепить право болельщика использовать средства поддержки, не содержащие признаков нетерпимости и ксенофобии, при соблюдении прав и законных интересов других лиц, находящихся на объекте спорта, обращаться к организатору спортивного соревнования, стюардам, волонтёрам и сотрудникам полиции для обеспечения защиты своих прав и законных интересов. Законопроект содержит положение о том, что в случае несогласия зрителя, действия которого не содержат признаков преступления, с применяемыми к нему мерами стюард может приглашать волонтёра из числа членов соответствующего клуба болельщиков для содействия разрешению конфликтной ситуации. Реализация предложенной в законопроекте системы правового регулирования, основанной на представлении о безопасности как результате сотрудничества всех участвующих в спортивном соревновании сторон - сотрудничества открытого и понятного, сотрудничества, построенного на взаимном уважении и доверии, - позволит обеспечить порядок и безопасность на спортивных соревнованиях. Проектом закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается установить административную ответственность в виде запрета на посещение спортивных соревнований для граждан, нарушающих общественный порядок на объектах спорта. Подобная инициатива полностью соответствует международному опыту. В частности, в Испании и во Франции за беспорядки на матчах вводится запрет на посещение соревнований на срок от трёх до пяти лет, помимо этого в Испании введены клубные карты болельщика, а во Франции за совершение отдельных видов нарушений на трибунах максимальная сумма штрафа достигает 30 тысяч евро. Дополнительно проектом закона предусматривается состав административного правонарушения за нарушение собственником (пользователем) объекта спорта правил обеспечения безопасности при проведении спортивных соревнований. Коллеги, в ходе подготовки нашего законопроекта мы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович, извините, сколько вам ещё нужно времени? АГЕЕВ А. А. Чуть-чуть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. АГЕЕВ А. А. Мы провели 7 декабря 2012 года парламентские слушания в Госдуме, и из уст болельщиков прозвучала не только резкая критика внесённого правительством законопроекта, но и обида. В частности, говорили о том, что ещё в мае 2012 года на встрече вице-премьера Дмитрия Козака с лидерами фан-клубов был сформулирован ряд предложений, эти инициативы учитывали богатую мировую практику и предусматривали внесение изменений именно в федеральное законодательство, однако из этих предложений в правительственном законопроекте остались лишь отрывки, в которых выхолощена сама суть идеи. Хочу ещё раз обратить внимание на то, что недопустимо принимать сырые, непродуманные законы, особенно если речь идёт о резонансных темах. К сожалению, правительственный законопроект - это законопроект, так сказать, одной петарды, а ведь болельщики могут не только кричать речёвки. Поскольку сегодня у нас на рассмотрении сразу три законопроекта, направленных на регулирование этой проблемы, недостатка в материале для сравнения нет. Прошу вас внимательно проанализировать инициативы и поддержать законопроект, предлагаемый фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Продолжим обсуждение трёх альтернативных законопроектов после перерыва, а перерыв - до 16.00. Спасибо.
Продолжаем обсуждение трёх альтернативных законопроектов. Пункт 17.2, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ограничения посещения спортивно-массовых мероприятий отдельными лицами". Докладывает Игорь Владимирович Лебедев. Пожалуйста. ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сразу хочу сказать, что фракция ЛДПР считает, что нет никакой необходимости разрабатывать и принимать отдельный закон о поведении болельщиков во время проведения спортивно-массовых мероприятий. Да, факты недостойного поведения болельщиков на стадионах есть, это происходит повсеместно, об этом все говорят, но, уважаемые коллеги, когда зрители нарушают правопорядок в театре, мы же не принимаем отдельный закон о правилах поведения зрителей в театре; когда люди нарушают общественный порядок на концерте, мы же не принимаем отдельных законов, связанных с поведением зрителей на концерте, - какой смысл принимать отдельный закон в связи с поведением футбольных или хоккейных болельщиков? На сегодняшний день действующее законодательство полностью регулирует все вопросы, связанные с агрессивным поведением и с наказанием за такое поведение: есть административный кодекс, есть Уголовный кодекс - есть статьи "Мелкое хулиганство", "Хулиганство", "Побои", статья о нанесении телесных повреждений и так далее. То есть если бы наши правоохранительные органы хотели наказать таких болельщиков, то у них в руках есть весь комплекс законов, которые можно было бы применить к ним, поэтому единственная мера, и её предлагает сейчас фракция ЛДПР, - это какое-то ужесточение того наказания, которое существует на сегодняшний день. Я думаю, что ни для кого не секрет, - и все предыдущие выступавшие именно об этом и говорили, - что в последнее время действительно зафиксировано сокращение посещаемости спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей. И связано это не в последнюю очередь с тем, что, к сожалению, Российский футбольный союз и клубы не могут должным образом наладить эффективное взаимодействие с так называемыми фанатскими объединениями, которые в последнее время стали - абсолютно беспочвенно! - считать себя настоящими хозяевами на стадионе и подчас творят что хотят: ломают сиденья, зажигают файеры, кидают предметы на поле, срывают проведение футбольных матчей. В частности, при завершении первого круга чемпионата России по футболу зимой прошлого года именно хулиганское поведение одного из болельщиков было причиной остановки футбольного матча и его отмены. В полном соответствии с правилами, установленными Международной федерацией футбола, Российский футбольный союз принял жёсткие меры по отношению к тем клубам, которые принимали участие в этом матче, но, уважаемые коллеги, как можно винить клубы, клуб, в частности, который приехал играть в гости, за то поведение, которое демонстрируют его болельщики, если клуб не имеет никакой возможности контролировать доступ болельщиков на стадион? Эта функция целиком и полностью лежит на плечах полиции, которая всячески пытается открещиваться от того, что допускаются определённые нарушения в правилах досмотра болельщиков. Ведь всем понятно, что, если болельщик смог пронести на стадион какой-то запрещённый предмет, значит, он пронёс его именно через тот пункт полицейского досмотра, контроля, который установлен при входе на спортивное мероприятие. К сожалению, наша полиция работает с болельщиками только одним способом - это увеличение количества полицейских дубинок в зависимости от количества болельщиков, присутствующих на том или ином спортивном мероприятии. В этом отношении очень показательно, что во время обсуждения данного законопроекта в комитете представитель МВД сказал, что они не в состоянии найти необходимую статью Уголовного или административного кодекса для наказания болельщиков, поскольку, по их мнению, когда болельщик кидает на поле или на ледовую арену какой-то предмет, то тем самым он выражает либо поддержку, либо, наоборот, неодобрение игры, поведения игрока либо игры команды. У меня нет комментариев по поводу данного высказывания сотрудника полиции, пусть это останется на его совести, но мы считаем, что это в корне неправильно. Так вот, участившиеся случаи действительно хулиганского поведения и подтолкнули фракцию ЛДПР к тому, чтобы предложить Государственной Думе принять некоторые меры, ужесточающие наказание за подобное поведение. Чтобы средства массовой информации не преподносили это именно как борьбу с фанатами, сразу хочу сказать, что наш законопроект ни в коем случае не направлен против футбольных фанатов, мы хотим защитить ту часть населения, ту часть людей, которые приходят на спортивные мероприятия с семьями, с жёнами, с детьми, защитить их от агрессивного и хулиганского поведения болельщиков, поскольку именно они и составляют основную массу тех, кто должен ходить на спортивные мероприятия. Что мы предлагаем? На сегодняшний день в административном кодексе существует два вида наказания - административный штраф и административный арест. Мы предлагаем дополнить административный кодекс одной статьёй, которая говорит о том, что нарушение общественного порядка, связанное с проведением спортивно-массовых мероприятий, в том числе в период подготовки, проведения или после окончания таких мероприятий, влечёт обязательные работы на срок от ста до двухсот часов, то есть помимо административного наказания за то или иное правонарушение, мы считаем, хулиган должен привлекаться к обязательным работам. И более того, мы говорим о том, что данное наказание должно применяться к лицу, нарушившему закон, во время проведения следующих спортивных мероприятий. Что мы имеем в виду конкретно? Предположим, если на футбольном матче фанат футбольного клуба "Спартак", "Динамо", "Зенит", "ЦСКА" - не имеет значения какого - нарушил правила поведения, суд вынес в его адрес административное наказание и привлёк его к обязательным работам на срок до ста часов, то во время проведения следующего футбольного матча с участием его команды, вместо того чтобы пойти на стадион и поболеть за свою команду, болельщик будет отрабатывать наказание в виде обязательных работ, предположим, будет подметать улицы. Мы считаем, это и для города полезно - он станет чище, и для болельщика, поскольку все будут видеть, что он наказан и вместо посещения футбольного матча с участием любимой команды он работает, занимается общественно полезным трудом. Данная практика существует во многих цивилизованных футбольных странах Европы. В частности, в Великобритании - родоначальнице известной игры, которая в своё время тоже тяжело переболела вопросами, связанными с поведением фанатов, сейчас эти проблемы уже решены, и там в качестве наказания болельщику вменяется обязанность во время проведения соревнования явиться в полицейский участок, чтобы полицейские были уверены, что хулиган находится не на стадионе, а под их присмотром. В Польше в момент проведения футбольного матча болельщик, получивший наказание, также обязан явиться в полицейский участок, для того чтобы ему поставили отметку, что он не находится в этот момент на стадионе. Мы считаем, что в нашем случае общественно полезные работы будут наиболее объективным и эффективным наказанием для болельщиков. Прошу поддержать наш законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Александрович Ананских. АНАНСКИХ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи рассмотрел указанные альтернативные законопроекты. Хочу отметить, что комитет подробно обсуждал эти законопроекты на своих заседаниях, а 2 апреля провёл "круглый стол", посвящённый вопросам обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении спортивных соревнований. По итогам рассмотрения комитет рекомендует для принятия в первом чтении законопроект, внесённый правительством, № 177585-6, по которому был сделан подробный доклад статс-секретарём - заместителем министра спорта Паршиковой Натальей Владимировной, второй и третий законопроекты комитет рекомендует к отклонению. В чём преимущества правительственного законопроекта при всех его недостатках, изложенных в заключении комитета? Во-первых, законопроектом предусматривается внесение комплексных изменений в закон о спорте и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, утверждение правительством Правил обеспечения безопасности и Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований: за нарушение этих правил предусматривается административная ответственность - таким образом, зрители и болельщики получают не только обязанности, но ещё и права во время проведения спортивных мероприятий. Во-вторых, при внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следует учитывать, что административная ответственность устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральным законом и иными нормативными актами, а второй и третий законопроекты, в отличие от правительственного законопроекта, к сожалению, эти требования не учитывают. Вместе с тем законодательные инициативы, внесённые депутатами, заслуживают внимания и использования в дальнейшей работе. Авторы альтернативных законопроектов провели большую подготовительную работу при разработке своих законопроектов, и в связи с этим комитет считает, что наиболее значимые положения указанных законопроектов могут быть учтены при подготовке законопроекта, внесённого правительством, ко второму чтению. Мы призываем авторов альтернативных инициатив принять в этом самое активное участие и приглашаем всех продолжить работу над данным законопроектом. Учитывая изложенное, комитет предлагает законопроект № 177585-6 принять в первом чтении, а альтернативные законопроекты - законопроекты № 173113-6 и № 195994-6 - отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы к докладчикам? Прошу записаться. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов, пожалуйста. Скажите, кому адресован вопрос. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Наталья Владимировна, я вот смотрю, в последнее время государственная власть, да и некоторые наши депутаты активные любят усиливать ответственность, и вы сейчас предлагаете увеличение ответственности, и мы вот сейчас тоже будем рассматривать законопроект об усилении ответственности, вплоть до уголовной, это законопроект из пункта 18, которым предусматривается усиление ответственности за оскорбления, связанные с религиозными убеждениями. Идеологии в стране не стало, морали не стало, воспитания подрастающего поколения нет, а это молодое поколение в основном ходит и совершает негативные поступки. Я задаю вопрос: что, нет другого пути решения данной задачи? Вы видите решение только в усилении ответственности?.. (Микрофон отключён.) ПАРШИКОВА Н. В. Да, Николай Фёдорович, спасибо большое за вопрос. Вы знаете, ещё в 1985 году Советом Европы была принята Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей, Российская Федерация её ратифицировала, присоединилась к этой конвенции, и фактически мы одна из стран, которые регулируют эти отношения через своё национальное законодательство. Дело в том, что нормы, которые мы сегодня предлагаем в проекте федерального закона, направлены не столько на усиление мер ответственности по отношению к нарушителям, мер, которые будут применяться в случае нарушения Правил поведения зрителей, сколько на установление тех норм, которые давно нужно было установить. В соответствии с проектом федерального закона теперь зритель становится субъектом физкультурно-спортивного мероприятия, у него будут свои права, у него будут свои обязанности. Для того чтобы вместе с организаторами создавать условия для проведения спортивного мероприятия и проводить его, зрители должны знать свои права и обязанности, соответственно, нести за них ответственность. Эта норма не является излишней в этом проекте федерального закона, она не является усугубляющей или ужесточающей положение в сфере физической культуры и спорта, она регулирует давно назревшие вопросы, связанные не только с поведением, которое мы наблюдаем в последнее время на стадионах при проведении матчей, но и с необходимостью приведения норм закона в соответствие с действующими международными правилами при проведении официальных спортивных мероприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. В принципе всеми тремя законопроектами вносятся предложения, как наводить порядок, и вот у меня вопрос к Игорю Александровичу, содокладчику от комитета. Я думаю, в комитете очень внимательно рассматривали все три законопроекта и, наверное, вместе с представителем правительства определяли механизм наложения административного запрета на посещение мест проведения соревнований в дни проведения официальных спортивных соревнований на срок от одного месяца до шести месяцев. Поясните всё-таки, как этот механизм будет действовать? Ну, сотворил кто-то что-то здесь, в Москве, а потом поехал в Санкт-Петербург или, я не знаю, в другой какой-то город, и там как - браслет на нём будет или штамп какой-то в паспорте, что он подвергся этому наказанию? Ну кто будет отслеживать? Ведь там тысячи и тысячи болельщиков! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Александрович Ананских. АНАНСКИХ И. А. Спасибо за вопрос. Здесь предусматривается несколько вариантов, они как раз будут обсуждаться ко второму чтению. Один из вариантов - это продажа билетов и проход на спортивные мероприятия по паспортам, второй вариант, который также рассматривался и о котором сегодня тоже уже говорилось, - это так называемый английский вариант, по которому во время спортивных мероприятий, даже если они выездные, хулиган, которому по решению суда запретили посещать спортивные мероприятия, должен будет отмечаться в отделении полиции по месту проживания во время данного спортивного мероприятия. Таким образом, возможны различные варианты, которые как раз и будут рассматриваться во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Владимирович Лебедев. ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Наталье Владимировне. В том законопроекте, который вы представляете, говорится, что каждый клуб или стадион может устанавливать собственные правила продажи входных билетов на спортивные мероприятия. Всем, я думаю, памятен случай, когда футбольный клуб "Анжи", играя в Москве матч в раунде Лиги чемпионов, установил такие правила, что билеты продавались по паспорту при наличии дагестанской прописки, и никто больше попасть на матч не мог. Не считаете ли вы, что всё-таки должны быть установлены единые правила продажи билетов и единые правила посещения футбольных матчей и остальных спортивных мероприятий для всей страны? ПАРШИКОВА Н. В. Спасибо за вопрос, Игорь Владимирович. Порядок продажи билетов согласно проекту федерального закона устанавливается действительно организатором спортивных мероприятий, но вы должны знать, что продажа билетов идёт в том числе в соответствии с действующим Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и в рамках этого действующего закона билеты должны продаваться всем желающим посетить этот матч. Но если организатор считает необходимым продавать билеты по предъявлении паспорта и организует проход на стадион при наличии паспорта - это его право, право организатора, и сегодня никто не запрещает это любому организатору. Вы знаете, что Профессиональная футбольная лига установила для себя общее правило, что продажу билетов на матчи она будет проводить только при наличии паспорта. По поводу того матча, о котором вы говорили, что там билеты продавались только при наличии дагестанской прописки, - да, они продавали по паспортам, мы знаем об этом, и это, в общем-то, не запрещено, к тому же это было согласовано и с Российским футбольным союзом, и с премьер-лигой, а вот то, что условием продажи было наличие прописки я не могу подтвердить, у нас таких фактов нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Юрьевич Носов. НОСОВ Д. Ю., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу от себя лично высказаться по данному законопроекту. Надо модернизировать существующую правовую базу. По данному законопроекту сейчас ответственность возлагается на организаторов, но при этом никаких полномочий им не даётся. Об этом говорили как раз на парламентских слушаниях представители тысяч болельщиков, их мнение надо учитывать. Они сами тоже за наведение порядка на стадионах, а также при проведении спортивных мероприятий в других местах, и впервые их голос был услышан. Ещё надо обязательно проводить заседания рабочих групп, учитывать их предложения, потому что непосредственно эти люди ходят на стадионы и хотят, чтобы там всё было хорошо, чтобы там был порядок. Сейчас получается, что организаторы несут ответственность, но абсолютно никаких полномочий не имеют, - так не должно быть! В советское время у нас были дружинники, которые по закону были наделены определёнными полномочиями, и всё, что нужно сейчас сделать, - это просто наделить полномочиями так называемых стюардов, контролёров, мы можем назвать их как угодно, но сейчас они выполняют функцию только билетёров, чего допускать нельзя. Это первое. Второе - про списки так называемых хулиганов. Сейчас эта база находится в ведении МВД, и тем же самым организаторам соревнований отказано в доступе к этой базе - как они могут тогда обеспечивать порядок, решать, кому они могут отказать, кому не могут отказать, если у них даже нет этих данных? И вообще, можно сделать эту базу данных институтом общественного порицания, чтобы она была доступна всем: нарушил - все об этом знают, и общественное порицание есть, вот так должно быть! И как правильно сказал мой коллега Игорь Владимирович, надо вводить общественные работы. Если вы даёте пятнадцать суток болельщику, вы делаете из него героя - это как орден на грудь, он становится героем среди своих фанатов, а если вы ему запретите посещать футбольные матчи или другие спортивные мероприятия, это будет для него сильнейшим наказанием. Надо работать в этом направлении, и самое главное здесь - услышать тех болельщиков, которые как раз и говорят про эти два важных момента. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Юрьевич. Игорь Владимирович Лебедев, пожалуйста. ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо большое, Иван Иванович. Ну, я от имени фракции, поэтому прошу семь минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, семь минут. ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо. Безусловно, я прошу коллег-депутатов поддержать законопроект, внесённый фракцией ЛДПР, но мы прекрасно понимаем, что, как рекомендует комитет, парламентское большинство поддержит законопроект, внесённый от имени правительства, поэтому хотелось бы сказать несколько слов о нём. Мы внимательно прочитали правительственный законопроект и были немножко разочарованы, поскольку при его внесении ожидали чуть большего. Как я уже сказал в своём выступлении, на сегодняшний день все вопросы, связанные с наказанием болельщиков за хулиганское поведение, в действующем законодательстве урегулированы и добавить что-то новое уже очень сложно. В данном законопроекте, к сожалению, никаким образом не сказано ни о пиротехнике, ни о файерах, ни о матерных частушках, ни о выбегании на поле во время проведения спортивных мероприятий, ни о выбрасывании предметов, то есть о всех тех нарушениях, которые происходят наиболее часто, наиболее свойственны болельщикам, в данном законопроекте не говорится ничего. Я понимаю, что авторы могут нас отослать к действующим нормам административного и Уголовного кодексов, сказать, что всё это прописано там, но тогда мы возвращаемся к тому, с чего фракция ЛДПР начала: в таком случае необходимости принимать отдельный законопроект нет, поскольку всё уже урегулировано. Тем не менее - возвращаюсь к законопроекту, предложенному правительством, - мы готовы условно поддержать его, в том числе и проголосовать за него в первом чтении, если ко второму чтению будут приняты три, на наш взгляд, принципиальные поправки в текст закона. Первая поправка, в статью 2, говорит о том, что спортивное сооружение должно ежегодно получать сертификат, подтверждающий его соответствие требованиям безопасности зрителей. Суть заключается в том, что перед началом соревновательного сезона все спортивные сооружения проходят лицензирование и по его итогам выдаётся разрешение на проведение соревнований, но подчас это лицензирование проходит достаточно условно, поэтому мы считаем, что этот момент должен быть передан в руки независимых оценочных экспертов, которые будут нести ответственность за принятые решения. На сегодняшний день никто никакой ответственности не несёт и все эти процедуры носят довольно условный характер. Второй момент, вторая поправка. Статья 20 законопроекта говорит о наложении административного запрета на посещение спортивных мероприятий. Мы предлагаем - и здесь мы откликаемся на обращение комитета, наш законопроект очень органично вливается в эту статью - добавить, что административный запрет распространяется на лиц, нарушивших правила поведения зрителей, в дни проведения спортивно-массовых мероприятий, а также положение о том, что они должны быть заняты на общественных работах, срок которых не может составлять более двухсот часов. И третья поправка, которую мы считаем необходимым принять, связана с вопросом, который я задавал Наталье Владимировне, по поводу билетов: мы считаем, что недопустимо право определения того, по каким критериям будут продаваться билеты, отдавать на откуп клубам либо собственникам спортивных сооружений, иначе мы будем постоянно сталкиваться с ситуацией, которую я уже приводил в пример. Я считаю, что это недопустимый факт: невозможно делить болельщиков по прописке, так же как невозможно делить их по паспортам, по свидетельствам о рождении, по национальности, по расовой принадлежности, по полу или... не знаю... по форме одежды - это абсолютно неправильно! Все болельщики равны, все имеют право посещать спортивные мероприятия, и здесь не должно быть никаких ограничений, поэтому я считаю, фракция ЛДПР считает, что должны быть разработаны общие правила для всех спортивных мероприятий, которые должны быть прописаны законодательно, чтобы никто не разводил здесь самодеятельность. Ну и четвёртый момент, так сказать, уже в качестве пожелания. На наш взгляд, продажа билетов по паспортам не даст никакого эффекта, поскольку вряд ли болельщика, который купил билет по своему паспорту и нарушил правила поведения, смогут идентифицировать во время проведения спортивного мероприятия: он элементарно может пересесть на соседнее кресло, перейти в другой ряд или вообще уйти в другую часть стадиона, таким образом, смысл продажи билетов по паспортам теряется. Мы считаем, что в законопроекте возможно предусмотреть какие-то специальные нормы, чтобы стадионы обеспечили принятие всех необходимых мер для идентификации нарушителей. Это не так дорого, мы считаем, так как клубы, которые тратят миллионы, десятки миллионов на приобретение дорогостоящих футболистов, хоккеистов и других спортсменов, вполне в состоянии потратить небольшие деньги для того, чтобы привести свои спортивные сооружения в порядок, но мы считаем, что это опять-таки необходимо прописать законодательно, чтобы ни у кого не было даже попыток уклониться от выполнения этой обязанности. Ещё раз говорю, что фракция ЛДПР предлагает поддержать законопроект, внесённый фракцией ЛДПР, но мы готовы поддержать и правительственный законопроект при условии, что вот эти поправки, о которых мы говорим, будут учтены ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Владимирович. Марат Мансурович Бариев. БАРИЕВ М. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, актуальность проблемы обеспечения безопасности участников спортивных мероприятий подчёркивает необходимость создания правовых механизмов предотвращения и пресечения хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, а также непосредственно до и после них. Вот с этой трибуны говорили о том, что нет необходимости в создании отдельных законов по обеспечению безопасности в области спорта, ссылались и на зарубежный опыт, между тем во многих странах обеспечение безопасности в спортивной сфере рассматривается как самостоятельная правовая проблема и регулируется специальными законодательными актами. Все мы знаем, что родиной футбола, например, является Великобритания, и помним, какие там были в 80-е годы прошлого века проблемы с этим вопросом, с обеспечением безопасности, так вот в Великобритании парламентом принят целый ряд правовых актов, посвящённых исключительно обеспечению безопасности в области спорта, например, о контроле за потреблением алкоголя во время спортивных мероприятий - в 1985 году, о футбольных болельщиках - в 1989 году, о правонарушениях на футболе - в 1991 году, о беспорядках на футболе - в 2000 году и другие. То есть мы видим, что Парламент Великобритании в зависимости от необходимости и, видимо, от ситуации в стране не гнушается принимать законы, нормативные акты, которые обеспечивают необходимый уровень безопасности, и мы знаем, что результатом этой работы стало то, что у них сейчас очень эффективная система в этом вопросе. Представленный Правительством Российской Федерации законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" направлен как раз на создание мер как профилактического, так и правового воздействия по обеспечению безопасности на спортивных мероприятиях. Необходимость принятия подобного закона очевидна: по данным МВД, только за последние четыре года зафиксировано, зарегистрировано более четырнадцати тысяч правонарушений во время спортивных соревнований. Ещё раз повторяю: это только зарегистрированные органами внутренних дел... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. БАРИЕВ М. М. Законопроект вводит такие понятия, как "зритель", "место проведения соревнований", "контролёр-распорядитель", также распределяются полномочия и сфера ответственности между основными участниками процесса - зрителями, организаторами, собственниками спортсооружений, самими участниками соревнований и правоохранительными органами. Также впервые как форма наказания вводится административный запрет на посещение спортивных соревнований. Нередко, к сожалению, можно услышать (и сегодня об этом тоже в некоторых выступлениях говорилось) применительно к этому законопроекту, что его единственное назначение - это усиление мер ответственности со стороны зрителей. Некоторые даже называют этот закон законом о болельщиках. Хочу ещё раз подчеркнуть, что это неверная трактовка концепции законопроекта: за обеспечение безопасности должны нести ответственность все заинтересованные стороны, в том числе организаторы должны создавать для зрителя необходимые комфортные условия, чтобы зритель мог прийти, спокойно пройти на своё зрительское место и воспользоваться широким спектром услуг, оказываемых в месте проведения соревнования. Не надо относиться к зрителям, в том числе к молодым, как к потенциальным правонарушителям, зрителя надо уважать и любить. Создание нормальных условий будет способствовать как уменьшению числа правонарушений, так и привлечению на трибуны дополнительного количества зрителей. Существующая нормативная база нередко уже провоцирует часть зрителей, особенно молодёжь, на правонарушения. Например, согласно закону "Об основных гарантиях прав ребёнка..." в большинстве субъектов Федерации приняты нормативные акты, запрещающие нахождение подростков в возрасте до шестнадцати или до восемнадцати лет после 22 часов в общественных местах (так называемый комендантский час), в то же время часто спортивные мероприятия, особенно футбол, в это время ещё продолжаются, таким образом, мы вынуждаем массово нарушать порядок и ставим в двусмысленное положение правоохранительные органы: то ли всех актировать, протоколировать как нарушителей, то ли закрывать на это глаза. Сейчас объявлена борьба с ненормативной лексикой, на днях мы приняли закон в связи с этим, но что творится иногда на стадионах, когда многотысячная толпа выкрикивает такие речёвки, что высказывания министра образования Ливанова покажутся детским лепетом?! Что должно делать в это время телевидение - запикивать все трансляции матча? А что должны делать, опять же, правоохранительные органы? На каждого протокол тоже не составишь в этом случае. И вот уже второй раз наш молодой человек остался безнаказанным, он осмелел, он понял, что можно нарушать установленные нормы в толпе и не отвечать за это, и вот уже после игры где-то возле станции метро или на улице происходят массовые драки... Поэтому один из основных принципов права - безусловная неотвратимость наказания - должен быть проработан детально при подготовке законопроекта ко второму чтению, тогда закон будет иметь большой профилактический эффект. Принятие данного закона позволит более системно готовиться к проведению Олимпийских игр в Сочи и особенно к чемпионату мира по футболу. Другие альтернативные законопроекты практически поглощаются положениями данного законопроекта, о чём сказано и в соответствующих заключениях, а их конструктивные пожелания можно будет рассмотреть при подготовке ко второму чтению. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует принять законопроект правительства и призывает к этому и другие фракции. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Безусловно, никогда никакой законопроект не принимается без каких-либо оснований, они всегда появляются: к нам приходят просьбы от наших избирателей, мы вносим, правительство вносит, и мы начинаем рассматривать. Основания для рассмотрения этих законопроектов, безусловно, имеют место, потому что такие безобразия, которые творятся на стадионах в последнее время, - все говорят об этом у нас в России - это нетерпимо: не только нарушаются этические нормы, но всё превращается уже просто в хулиганские действия, даже в преступления - всевозможный мордобой и даже убийства, всё что угодно! Однако, знаете, я не буду сегодня говорить о том, как кого наказывать, а просто хотела бы обратить внимание на другую сторону нашей жизни. Я один раз видела, как у себя дома, в своей квартире один мужчина по телевизору смотрел футбол: он бил себя по голове, стучал, вскакивал с места, бегал по квартире, сквернословил - на это было ну просто невозможно смотреть! Конечно, мы не можем этого запретить: человек потому и человек, что у него есть эмоции и он их выражает, но когда эти эмоции мешают другим людям, наносят вред и ущерб, мы, безусловно, должны как-то реагировать. Вы знаете, я напомнить хочу всем, что в последние годы мы с вами принимаем только репрессивные законы, мы за них голосовали, это правда, в том числе и я, но я просто напомню, смотрите: поведение на митингах - там штрафы невозможные прописали, затем - пьяные за рулём, затем - сквернословие на телевидении, затем - продажа несовершеннолетним пива и так далее. Всё повышаем и повышаем штрафы, а всё равно у нас это всё в жизни есть - почему?! Вот тут нам надо задаться для себя вопросом: а что надо всё-таки ещё сделать? Вы знаете, раньше в школе вывешивали правила поведения в школе, ну, это как пример, все их читали, и дети понимали, как надо себя вести. Конечно, было бы хорошо, если бы мы с вами сейчас развесили правила поведения в общественных местах, правила поведения на концерте, правила поведения на стадионе - все бы их прочитали и всё понимали бы, но, к сожалению, этого нет. Я думаю, что нам, кроме репрессивных мер, просто необходимо в обязательном порядке вести воспитательную работу... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. ПЛЕТНЁВА Т. В. В школе есть хороший предмет "ОБЖ" - ну почему бы в этот предмет нам не включить изучение морально-этических норм? Раньше всё смеялись: да что там моральный кодекс? А ведь он играл свою роль, потому что текст висел на каждом углу, все читали и понимали, как надо себя вести, знали, что в одиннадцать часов вечера нельзя шуметь на улице, играть где-то или кататься на мотоциклах - мешаешь людям, а сегодня об этом забывают, и теперь мы уже как бы вдогонку за всем идём, бежим, принимаем репрессивные меры. Мне, допустим, импонирует законопроект, который внёс один из наших депутатов, где он делает попытку немножко ослабить наказание, потому что люди же приходят туда... Мы видим часто, как десантники отмечают праздник, так вот что они делают в свой праздник - знаете, смотреть стыдно и страшно: они в фонтанах купаются, дерутся, пьяные ходят! Ведь для нас десантник - это вообще должен быть образец, в десантники ребята стремиться должны, а десантники превращаются просто в хулиганов! Вот мы потихонечку привыкли и к тому, что у нас и болельщики также выражают свои эмоции, и многие туда идут специально - не потому, что они любят футбол, а специально чтобы похулиганить. Поэтому, конечно, с одной стороны, наказание должно быть, ведь безответственность всегда порождает безобразия, но, с другой стороны, я думаю, что всё равно мы с вами не решим всех проблем, которые напрямую связаны с моралью и воспитанием, только репрессивными мерами. Наша фракция будет голосовать за один из законопроектов, тем не менее ещё раз обращаю внимание разработчиков, наше правительство и нас всех на то, что и здесь, в Думе, для нас самих мы тоже должны повесить вон там, на дверях, правила поведения в Думе, в зале заседаний, потому что даже здесь у нас, где находятся люди, которых наши избиратели привели сюда, люди умные, и то порой чего мы тут только не видим и не слышим! Безусловно, воспитание - это главная задача, которая сейчас стоит перед нами, потому что мы с вами теряем поколения из года в год, всё больше и больше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, давайте мы завершим обсуждение этих трёх законопроектов, а потом перейдём к голосованию. Нет возражений? Нет. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, ну, с сожалением приходится принимать законопроект, который касается болельщиков, потому что до этого много десятилетий, даже гораздо дольше, спорт, как проповедник мира, ассоциировался действительно с миром, во всяком случае с перемирием, с добром, но никак не со склокой, не с дракой, не с сопротивлением, и поэтому в этом законопроекте даже есть что-то неестественное. Надеюсь, что это будет действовать временно, надеюсь, что придёт время, когда этот закон будет отменён за ненадобностью. К сожалению, никто не сказал о той причине, по которой раньше собиралась буквально вся страна у телевизоров - пусть телевизоров было немного, собирались семьями, по нескольку семей вокруг одного телевизора, - чтобы смотреть футбол, а сегодня этого не происходит: казалось бы, телевизор есть в каждой комнате, но ведь футбол по телевизору не показывают! И этот вопрос я адресовал бы в том числе и министерству, которое на это закрывает глаза, не замечает, и правительству - я считаю, что вот это является в том числе одной из причин. Дело в том, что клубам, федерации выгодно, чтобы люди шли на стадионы, покупали билеты, там ещё что-то покупали и таким образом приносили бы денежки в кассу клуба, и по этой самой причине нет трансляций футбольных матчей, в лучшем случае - я говорю о чемпионате России - покажут один матч центральный по каналу "НТВ", а все остальные смотрите по "НТВ-ПЛЮС", смотрите по Интернету, смотрите опять-таки в кафе, в клубах, то есть несите ваши денежки. И эту позицию, я считаю, тоже нельзя не замечать, и если потребуется закон и на эту тему принимать, то, конечно, это будет очень печально, но я настоятельно советовал бы и министерству, и правительству на это обратить внимание. Я направил депутатский запрос, но ответ я получил, к сожалению, неудовлетворительный, ну, для меня неудовлетворительный. Да, мы можем вот таким законом урегулировать ситуацию внутри стадиона, на ближайших подступах, но мы не урегулируем её в городе, в котором, допустим, будет проходить матч или тем более чемпионат, тем более мы её не урегулируем в этих футбольных кафе-клубах, где проходят трансляции, потому что это сделать невозможно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте ещё четыре минуты. НИЛОВ О. А. Я заканчиваю. Я поддерживаю коллег, которые до меня выступали и говорили, что, применяя кнут, не нужно забывать о том, что существует и пряник, существует демократия, существуют интересы болельщиков и клубов. По этой причине я предлагаю поддержать вариант, который изложен в законопроекте № 195994-6, это вариант, который основан на анализе действующего законодательства Франции, Испании, вариант, который нашей фракцией согласован в процессе многочисленных встреч и с представителями клубов, и с болельщиками, это вариант, который учитывает их предложения, их поправки. Предлагаю поддержать наш законопроект и настоятельно рекомендую правительству в виде поправок (мы ведь понимаем, что будет принят, видимо, закон правительства) учесть наши предложения во втором чтении, если вы хотите, чтобы мы поддержали его в окончательной редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы будете выступать? Александр Юрьевич? Нет. Кто-либо из докладчиков? Пожалуйста, Наталья Владимировна. ПАРШИКОВА Н. В. Да, уважаемые депутаты Государственной Думы, во время обсуждения ещё раз подтвердилось, что закон непростой. Мы готовы, мы подтверждаем свою готовность на площадке комитета Государственной Думы изучить все предложения фракций и при подготовке законопроекта ко второму чтению учитывать их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Владимирович? Нет. Александр Александрович? Не будет выступать. Игорь Александрович? Игорю Александровичу Ананских включите микрофон. АНАНСКИХ И. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я ещё раз скажу, что правительственный законопроект, который комитет предлагает принять, на сегодняшний день не является ни законченным, ни совершенным, но он более комплексный, чем остальные альтернативные законопроекты. Я повторяю, что он действительно нуждается в доработке ко второму чтению, и я не сомневаюсь, что мы сможем ко второму чтению его сделать более чётким и выверенным. Я предлагаю проголосовать за правительственный законопроект. Спасибо всем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроекты на "час голосования".
Пункт 17.1, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований". Включите режим голосования. Результаты прошу не показывать. (Идёт голосование.) Пункт 17.2, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ограничения посещения спортивно-массовых мероприятий отдельными лицами". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) И пункт 17.3, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите результаты голосования по пункту 17.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 38 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Двести тридцать восемь "за". Покажите результаты голосования по пункту 17.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 07 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9 % Пятьдесят восемь "за". И покажите результаты голосования по пункту 17.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 30 сек.) Проголосовало за 146 чел.32,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 146 чел. Не голосовало 304 чел.67,6 % Сто сорок шесть "за". В первом чтении принимается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований", пункт 17.1.