Заседание № 124
О проекте федерального закона № 177548-6 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения перечня лиц, имеющих право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доложил Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. У меня просто какой-то бенефис сегодня - четыре законопроекта! Я очень коротко: надеюсь, что дойдём до законопроекта о прямых выборах мэров. У нас у всех, сидящих здесь, есть вот такая замечательная корочка - удостоверение депутата, это удостоверение даёт нам право беспрепятственно посещать органы государственной власти и, соответственно, те организации, которые финансируются из средств бюджета. А есть закон "Об основных гарантиях избирательных прав...", и там идёт перечисление лиц, которые могут посещать избирательные участки в день голосования, наблюдать, контролировать и так далее. Так вот депутатов в этом перечне нет, и получается у нас противоречие в законодательстве: с одной стороны, мы вроде бы можем посещать избирательные участки, а, с другой стороны, нас не пускают. Казалось бы, проблема не такая серьёзная, но каждый раз, когда проводятся выборы, происходят какие-то удивительные вещи, я даже на своём опыте в этом убедился - приходишь на избирательный участок наблюдать и контролировать, председателю участковой избирательной комиссии предъявляешь удостоверение и говоришь о законе о статусе депутата, он показывает другой закон об основных гарантиях прав избирателей и говорит: "А вот там нет вас, товарищ депутат, поэтому покиньте, пожалуйста, избирательный участок!" Я никогда не слушал в подобных случаях рекомендации председателей избирательных комиссий, но, к сожалению, в Астрахани, в Уфе и в других местах некоторых депутатов, в том числе и здесь присутствующих, просто за руки за ноги выносили сотрудники полиции, и для того чтобы такого не происходило в будущем, я предлагаю как раз поддержать вот эти изменения в закон "Об основных гарантиях избирательных прав...", добавить всё-таки в этот перечень лиц депутатов Государственной Думы и забыть обо всех этих проблемах. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Аргументация комитета очень подробно изложена в заключении. Могу лишь добавить вкратце несколько тезисов. Предлагаемые возможность и порядок посещения членами Совета Федерации и депутатами не только Государственной Думы, но и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации очевидно не совпадают со статусом избирательных комиссий. Конечно же, избирательные комиссии финансируются из бюджета, но они не являются органами государственной власти, они не являются органами местного самоуправления, и в соответствии со статьёй 20 действующего федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что "комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления". Присутствие кандидата, то есть депутата в качестве кандидата на заседании комиссии, что, кстати, предусмотрено действующей нормой закона, или иных уполномоченных лиц от кандидатов и избирательных объединений, а также от инициативной группы по проведению референдума ставит под угрозу соблюдение принципа независимости избирательных комиссий. Что касается количества депутатов, то их несколько тысяч, я имею в виду региональных депутатов. Допустим, есть желание присутствовать на одном избирательном участке в процессе подсчёта голосов, скажем, у нескольких десятков региональных депутатов - можно ли такое допустить? Да, конечно, можно, но совершенно очевидно, что это поставит под угрозу вообще возможность подсчёта голосов и работы соответствующей избирательной комиссии. В связи с этим, а также в связи с иными аргументами, которые изложены в заключении комитета, предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Николай Фёдорович, вы хотели вопрос задать? Пожалуйста, включите микрофон Николаю Фёдоровичу Рябову. РЯБОВ Н. Ф. Дмитрий Фёдорович, в связи с последним аргументом, который вы высказали, - о том, что депутат Государственной Думы, находящийся на избирательном участке, создаст неудобство при подсчёте голосов, хочу привести конкретный пример. Если бы мы не присутствовали, во время избирательной кампании в одном из регионов, ну, если конкретно, на Сахалине (номер школы не помню), то произошла бы явная подтасовка. Потом председатель комиссии благодарила нас за то, что мы всё-таки помогли ей найти 69 голосов, и протокол оказался достоверным. Вот в этом случае как всё-таки быть? Вы утверждаете, что якобы мы мешаем, а я утверждаю, что, наоборот, помогли. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Фёдорович, ну, может быть, или вы не расслышали, или я не очень удачно выразился, я вёл речь только о том, что по предлагаемой законопроектом норме допускается возможность одновременного присутствия на том или ином избирательном участке огромного количества депутатов, потому что в предлагаемый перечень тех, кому даётся возможность посещения избирательных участков, участия в работе, подсчёте голосов и так далее, включаются все региональные депутаты в том числе, - именно об этом я говорил. Многие участки на самом деле не приспособлены для одновременного присутствия не то что нескольких сотен человек - туда не поместить несколько десятков человек. Вот, собственно говоря, об этом речь, о применении конкретной нормы. Когда мы пишем закон, мы должны понимать, как конкретно эта норма может быть применена, так вот данную норму зачастую невозможно будет применить на практике, могут быть такие коллизии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, я от фракции, но постараюсь уложиться в более короткое время. У меня такое впечатление, что вот, знаете... Приведу пример. Когда впервые изобрели машину, то придумали правила дорожного движения, потом машины совершенствуются, появляются новые двигатели, дороги, увеличивается скорость и так далее, и правила дорожного движения подстраиваются, регламентируются, как-то корректируются. А вот избирательное законодательство в Российской Федерации у нас как было на том уровне, когда мы его начали применять, так и остаётся, и всё время нам объясняют, что так надо, что у нас так делали - так и дальше будет делаться... Никогда мы не берём пример с других! А вот я, когда наша делегация откуда-нибудь приезжает, я всегда слушаю наших коллег, которые с удовольствием рассказывают, где как проходят выборы. Ну вот недавно делегация посетила Азербайджан, так хотя бы поделилась, рассказала, как там, в Азербайджане, выборы президента проводились, как там ставятся специальные метки на пальцы несмываемой краской, чтобы не было так называемых каруселей. Во Франции, например, стоит полицейский, охраняет урну и опускает туда бюллетень по строго определённому графику. Нам нужно ведь всегда брать самое лучшее, что есть в избирательном законодательстве, и применять это у нас. Когда наши коллеги, депутаты Государственной Думы, приходят на избирательный участок... А я напомню всё-таки Дмитрию Фёдоровичу, что и он, и я представляем определённое количество избирателей, мы представляем права избирателей на данном участке. Мы с вами не просто депутаты Государственной Думы, мы здесь представляем определённый округ и определённое количество избирателей. Вот мне, допустим, 120 тысяч избирателей доверили право представлять интересы Краснодарского края в Государственной Думе, и я должен представлять интересы не только в Государственной Думе, но и на той территории, за которой я закреплён, - я должен проводить встречи с избирателями, должен проводить приёмы, а также участвовать и представлять права этих избирателей на избирательном участке, быть их, если можно так сказать, адвокатом, потому что права их часто нарушаются. Этот законопроект не противоречит ни одному действующему закону, но, к сожалению, у нас всё так переворачивается: мол, мы будем мешать работе избирательной комиссии... Да мы не мешаем работе избирательной комиссии, мы только помогаем! Вот я вчера приводил пример: Новокубанский район, мой коллега Ушаков Дмитрий приехал мне помогать на выборах в заксобрание, я, подстраховавшись, сделал ему доверенность от избирательного объединения. Он приехал, он - депутат Государственной Думы, и обнаружил, что в урне, которая была на участке и стояла стационарно, вместо 700 бюллетеней было 1 тысяча 200. Спросите у коллеги, сколько он просидел на этом участке: его окружила полиция, прокурор дежурный приехал, всех там закрыли и никого не выпускали с участка, потому что это ЧП! А эту пачку бюллетеней даже поленились разорвать, вот как пришла из типографии, так её и вбросили, с утра наверное, в полвосьмого, понимаете?! (Шум в зале.) Конечно, это смешно, но в итоге ни полиция, ни прокуратура не отреагировали. Можно бы вмешаться депутату Государственной Думы, но никто его в этой ситуации слушать не будет, потому что закон такой, что он не может своих избирателей защитить. А в Новороссийске курсанты пожаловались на нарушения законодательства: в воскресенье их, бедных, заставляют ездить по участкам. Мы пытались вмешаться... У нас была встреча, депутат Пахолков проводил приём, и курсанты ему пожаловались: вы знаете, говорят, нас с утра в сопровождении пэпээсных машин возили по разным участкам. Я, говорит курсант, без обеда по пятидесяти участкам проехал. Парень не знает даже, зачем он ездил, они приходили на участок, им, курсантам в форме, давали бюллетени, они голосовали, и их перевозили дальше, на другой участок. А в Уфе моего коллегу депутата Сердюка вынес с участка подполковник полиции! Можно бесконечно об этом говорить, но вы же должны прекрасно понимать, что мы всё-таки представляем здесь избирателей, мы должны защищать их права и не должны конкретно этот законопроект, который внесён Дмитрием Гудковым, отклонять только потому, что он внесён от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Да ради бога, перехватывайте инициативу, вносите, корректируйте, но давайте делать так, чтобы мы всё-таки не ездили на велосипедах с квадратными колёсами и не переходили в архаичный век, - давайте всё-таки сделаем так, чтобы у нас было прозрачное законодательство, ведь мы все за это - и вы за это, и мы за это! Пожалуйста, вносите вы, мы поддержим вашу инициативу, внесённую в вашем лице вашей фракцией! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Леонидович Романович. РОМАНОВИЧ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я вышел на центральную трибуну, чтобы привлечь ваше внимание к вопиющему случаю, который имеет отношение к тому вопросу, который мы обсуждаем. Дело происходило недавно, 8 сентября, в подмосковном городе Видное. В подмосковном городе Видное выбирали главу города. Действующий глава города выборы проиграл. Для того чтобы перевести внимание на другую тему, на одном из участков бюллетени были утоплены в луже, и выборы на этом участке отменили. Подсчёт голосов шёл в течение двух ночей. На вторую ночь, когда на площади собралось более тысячи людей, я приехал на этот избирательный участок, но даже мне, депутату Государственной Думы, избранному от этого округа, не разрешили войти на территорию избирательного участка, где вторые сутки вёлся подсчёт голосов. Я сказал, что я не только депутат Государственной Думы, я кандидат в губернаторы Московской области и имею право пройти на тот участок, где лежат бюллетени, поданные в том числе и за меня, но меня не пустили, не пустили совершенно нагло - вышли и сказали: вам здесь не место, товарищ депутат Государственной Думы, идите в Государственную Думу и там заседайте! (Шум в зале.) А почему я вышел на эту трибуну? Потому что справедливость восторжествовала: через две недели после этого кандидат - ну, я не буду сейчас всуе называть партию, от которой он шёл на эти выборы, - господин Троицкий был арестован за получение взятки, сегодня будут назначены другие выборы. Коллеги, вопрос очень серьёзный, и то, что мой коллега Гудков сегодня ставит этот вопрос, вносят законопроект, - это очень важно. Прошу вас, не отвергайте с порога эти вещи, мы все - депутаты Государственной Думы, и ситуация может сложиться по-разному и на ваших избирательных участках. Я предлагаю принять этот законопроект в первом чтении и, может быть, внести в него в последующем поправку, что имеет право присутствовать на избирательном участке депутат Государственной Думы, в чьём округе проходят выборы, - это тоже, как мне кажется, имеет под собой логическую основу. Отвергать это с порога нельзя, - Дмитрий Фёдорович, я обращаюсь к вам. Нарушения идут везде, но в данном случае возобладала справедливость - не состоялось то, что планировали! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Сергей Евгеньевич. На трибуну выходить не буду. Дмитрий Фёдорович, опять, подчёркиваю, ваши аргументы несостоятельны, ну абсолютно нет аргументов, которые могли бы склонить к тому, чтобы не принимать этот законопроект! Этот законопроект необходимо принять, нет сомнений, что он верен, другой вопрос, что действительно, может быть, его нужно отточить ко второму чтению, но принять его необходимо. Жизнь показала за двадцать лет выборных процессов, которые с 93-го года проходят в современной России, что присутствие депутата... Причём депутат, я подчёркиваю, не постоянно же присутствует на одном из участков, не от начала и до конца голосования, но просто когда приезжаешь, сразу комиссия, так скажем, дисциплинируется, по-другому работает, по-другому себя ведёт - чувствует, что за ней есть определённый контроль. Это нам даёт все основания для того, чтобы данный законопроект рассматривать, так сказать, положительно. И пример, опровергающий ваш аргумент, что там, где проходит голосование, окажется такое количество депутатов, что они не поместятся на избирательном участке. Конкретно: Нижегородская область - 2 тысячи 430 избирательных участков. Коммунистов-депутатов у нас в области на всех уровнях чуть более ста, и если я их всех привлеку, то закрою всего-навсего 100 участков. И даже если предположить, что все депутаты Нижегородской области являются коммунистами, всё равно их не хватит на все участки, поэтому аргумент, что депутаты там будут мешать своим количественным присутствием, абсолютно несостоятелен. Я призываю наших уважаемых коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ" всё-таки повернуть головы в действительно нужном направлении и поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович. Елена Григорьевна Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемые коллеги, я тоже предлагаю поддержать этот законопроект и примерно по тем же основаниям. Мы знаем случаи, когда наших коллег-депутатов избивали, в том числе на избирательных участках, и меня, как депутата и кандидата, не пускали на участки, и сами председатели избирательных комиссий отказывались выполнять элементарные нормы законодательства. Поднимая этот вопрос, я ещё раз хочу привлечь ваше внимание к тому, что сегодня сами избирательные комиссии стали главными фальсификаторами выборов. (Шум в зале.) Тот аргумент, что органы власти не должны вмешиваться в работу избирательных комиссий, по меньшей мере смешон сегодня, господин Вяткин! В одном месте на меня кричала глава администрации: "Вы тут свои федеральные законы не устанавливайте!" А на другом избирательном участке, когда мы поймали вброс в 400 голосов, прибежала заместитель главы администрации, потому что именно она формировала эти списки, - они даже не скрываются! Ваши аргументы о количестве депутатов, собравшихся в одном месте, тоже смешны: если все кандидаты, представленные во всех списках, которые имеют право присутствовать на участке, соберутся на одном участке, то они тоже не поместятся - что же, мы им тоже не дадим права присутствовать и следить за ходом выборов?! Ну, ситуация как бы достаточно забавная... Свидетелей безобразий, которые происходят во время выборов в стране, сегодня уже сотни тысяч, и то недоверие к выборным институтам, и то недоверие к выборам вообще, которое демонстрируют наши граждане, граждане Российской Федерации, - они имеют на это право! Даже родственники членов избирательных комиссий, все представители полиции, которые являются свидетелями, - это всё потенциально те люди, которые могут подорвать легитимность власти, потому что они знают, что избираемая власть формируется фактически незаконно. Я больше не буду занимать ваше время примерами, спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Геннадьевич Гудков, пожалуйста. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо. Я хотел бы опять обратиться к аргументам Дмитрия Фёдоровича, которому сегодня непросто оппонировать совершенно очевидным вещам. Один из аргументов, который вы привели, касается того, что избирательная комиссия - это не орган власти и что комиссии независимы от всех органов власти. Да, это так, абсолютно с вами согласен, но в законе о статусе депутата сказано, что мы имеем право беспрепятственно посещать и организации, которые финансируются из средств федерального, муниципальных бюджетов и так далее, а избирательные комиссии существуют на бюджетные деньги, это совершенно очевидно, и мы же идём не захватывать, не брать в плен, допустим, председателя избирательной комиссии, а идём контролировать их работу, то, насколько эффективно они тратят бюджетные деньги, - мы имеем на это право. Это первое. Второе. Вот тоже "замечательный" аргумент: вы говорите, что у нас тысячи депутатов и что если они все приедут на один избирательный участок, то это парализует работу комиссии. Аргумент не выдерживает никакой критики: во-первых, вы понимаете, что это никогда не произойдёт, а во-вторых, ну давайте тогда, исходя из этой логики, запретим посещать избирательные участки сотрудникам полиции, поскольку их вообще несколько миллионов, - представляете, если они все приедут, какое там будет столпотворение?! Они не то что не попадут на этот участок, но и город не сможет вместить всех сотрудников полиции или правоохранительных органов! Вы же понимаете, это не аргумент, это несерьёзный аргумент! Всё-таки возвращаясь к законодательной инициативе, я хочу дать добрый совет вам, депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ": вы обратите внимание на то, что вы уже находитесь в оппозиции в таких городах, как Екатеринбург, Петрозаводск, - и география будет расширяться, я вас уверяю! Просто мой добрый совет: подготовьтесь к тому времени, когда вы будете в оппозиции, потому что, если даже ты имеешь депутатский значок и депутатский мандат, но находишься в оппозиции, играть по этим правилам очень сложно. Добрый вам совет: подготовьтесь, потому что рано или поздно и здесь вы будете в оппозиции, и это не фантазия и не прогноз, а просто реальный взгляд на вещи. Поэтому поддержите, чтобы не вносить потом законопроект от себя! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! И тем не менее, и тем не менее: депутаты вправе посещать участки, но не вправе вмешиваться в работу комиссий. Я сейчас одну вещь скажу, уважаемые коллеги, те, кто жаловался на инциденты на избирательных участках, только вы не обижайтесь: если серьёзно разобраться во всех обстоятельствах того, что происходило на этих участках, то выяснится, что как раз таки посещение не запрещалось, а вот вмешательство в деятельность комиссий и спровоцировало и "вынос тел", и прочие неприятные меры. Согласитесь, что это разные вещи: посещение участка и вмешательство в деятельность. Посещение не возбраняется - пожалуйста, я сам ходил по избирательным участкам во время избирательных кампаний всех уровней, где я был кандидатом, где был доверенным лицом, - никаких проблем не возникало, но если бы, извините меня, я полез к урне, если бы я полез в документы, лежащие на столе, если бы я начал махать руками и кричать: "Стоп! Стоп! Остановите! Я здесь главный!" - тогда, вне всякого сомнения, меня тоже вынесли бы, вне зависимости от партийной принадлежности. Коллеги, надо понимать: подправлять целый закон ради того, чтобы неким образом подправить некоторые неприятные для вас вещи, которые действительно имели место, и вы знаете, почему они имели место, - ну это несерьёзно! Очевидно, что это не повлияет ни на прозрачность, ни уж тем более на легитимность, это просто-напросто попытка привлечь к себе внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 08 сек.) Проголосовало за 196 чел.43,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 197 чел. Не голосовало 253 чел.56,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 121
О проекте федерального закона № 177548-6 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения перечня лиц, имеющих право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, я хотел бы сделать предложения по замене докладчика и отмене рассмотрения вопроса: в связи с отсутствием докладчика вопрос 6, законопроект № 177548-6, просьба перенести на 23 октября или позже, а по 12-му вопросу, у вас есть документ, замена докладчика - доложить предложено мне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Перенос 6-го вопроса. Не возражаем? Нет.