Заседание № 175
О проекте федерального закона № 177431-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
18-й пункт. О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении". Докладчик тот же. Пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А. Законопроект также прошёл правовую и лингвистическую экспертизы для принятия в третьем чтении. Просим принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование пункт 18, третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 35 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 177431-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" (принят в первом чтении 11 ноября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 24. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении". Также Юрий Александрович Липатов докладывает. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемые коллеги, по сравнению с первым чтением текст этого законопроекта претерпел существенные изменения. При подготовке ко второму чтению текст законопроекта несколько раз менялся, и в конечной редакции он включает в себя минимальный набор изменений, необходимых для реализации положений проекта федерального закона "О теплоснабжении". Прежде всего он предусматривает внесение изменений в Федеральный закон № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которыми закрепляется за субъектами Российской Федерации ряд полномочий, определённых в основном законе, в том числе в сфере регулирования тарифов в области теплоснабжения. Эти полномочия закрепляются за субъектами Российской Федерации как их собственные, они переданы им с федерального уровня, что предусматривает финансирование этих полномочий из собственных бюджетов субъектов Российской Федерации. Аналогичное изменение вносится в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 3. Это изменение закрепляет за органами местного самоуправления в качестве их собственных полномочий полномочия в сфере теплоснабжения. Проект федерального закона "О теплоснабжении" регулирует отношения в сфере теплоснабжения, поэтому теплоснабжение исключается из сферы действия федерального закона № 35-ФЗ и Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". В целом к законопроекту поступило семнадцать поправок, сгруппированных в две таблицы. Предлагается вашему вниманию таблица 1 - это двенадцать принятых и таблица 2 - пять отклонённых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас мы будем голосовать таблицы. Я просто обращаюсь ко всем докладчикам: коллеги, мы вчера на Совете договаривались, что докладчик по второму чтению говорит только о таблицах. Если есть вопросы - тогда дискуссия по поправкам, разъяснение позиции комитета, если вопросов нет... У нас сегодня пятьдесят два вопроса, коллеги. Ставится на голосование... А, прошу прощения, таблица 1. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не уходите, могут быть вопросы по таблице 2. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 37 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8% Результат: принято Принимается. Вот как раз по таблице 2... Вы сказали, что пять поправок, у меня шесть. Шесть? Шесть поправок предлагается к отклонению. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 19 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 48 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0% Проголосовало против 38 чел.8,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Или мы... А, прошу прощения. Я уже запутался.
Заседание № 122
О проекте федерального закона № 177431-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас сегодня пятница, поэтому я объявляю 26-й пункт... Ой, среда. В среду мы объявляем следующий вопрос и должны его закончить. 26-й и 27-й пункты - о проекте федерального закона "О теплоснабжении" и "О внесении изменений...". Докладывает член Совета Федерации Валентин Ефимович Межевич. Пожалуйста, на трибуну. Мы на Совете приняли решение при рассмотрении объединить пункты 26 и 27: один доклад по двум законопроектам и один содоклад по двум законопроектам. МЕЖЕВИЧ В. Е., член Совета Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые коллеги! Необходимость разработки и принятия закона "О теплоснабжении", если вы помните, была признана правительством, когда мы принимали весь пакет законов о реформировании электроэнергетики. Предлагаемый законопроект "О теплоснабжении" является логическим продолжением развития отношений в сфере теплоснабжения, заложенных Федеральным законом № 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Современная система отопления мегаполисов, городов в Российской Федерации организована в основном как система централизованного теплоснабжения. К системам централизованного теплоснабжения подключено 73 процента населения страны, они снабжают теплом более 90 процентов городских и около 20 процентов сельских жителей. Основными источниками тепла в системах централизованного теплоснабжения являются теплофикационные энергоблоки на электростанциях и котельные. Согласно статистическим данным, производство тепла в России характеризуется следующими показателями: централизованные источники производят 71,5 процента тепла, из них тепловые электростанции - 29,3 процента, мощные котельные - 53,9 процента, остальные источники - 16,8 процента. В результате проходящих рыночных преобразований объекты системы централизованного теплоснабжения в настоящее время разделены между владельцами различных форм собственности. При этом особую тревогу вызывает проблема хаотичного развития систем теплоснабжения и отчасти хаотично складывающихся экономических отношений. Опираясь на действующее законодательство, предусматривающее обязательность разработки программ комплексного развития систем теплоснабжения, предлагаемый проект закона определяет методологическую базу для таких работ. Следует отметить, что Федеральный закон № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" со дня вступления его в силу в полном объёме предусматривает прекращение действия Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", и поэтому вопросы государственного регулирования тарифов на тепловую энергию требуют дополнительной регламентации на законодательном уровне, в связи с чем необходимо законодательное закрепление общих принципов организации экономических отношений в теплоснабжении, а также формирование системы государственной политики в этой сфере. Законопроект определяет общие принципы экономических отношений и основы государственной политики в теплоснабжении. Также он определяет организационную структуру управления теплоснабжением населённых пунктов в условиях изменения отношений собственности и, развивая Федеральный закон "О саморегулируемых организациях", устанавливает процедуры саморегулирования в сфере теплоснабжения. Теперь кратко о самом тексте законопроекта. В главе 2 предложено в соответствии с требованиями статей 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации распределение полномочий между органами власти всех уровней. В главе 3 отражена государственная тарифная политика, причём приведён исчерпывающий перечень тарифов, подлежащих регулированию, а также методы, применяемые при осуществлении регулирования. Считаю важным то, что предусматриваются сроки действия тарифов, в том числе, кроме того, что двенадцать месяцев действуют уже утверждённые тарифы, предлагается и процедура установления долгосрочных тарифов - на три и на пять лет. Предлагается также стимулирование при проведении мероприятий по энергоэффективности, стимулирование, так сказать, на снижение тарифов - плата за поддержание резервной мощности. (Это специальный вопрос, готов потом дать комментарий по нему.) Для открытия процедуры тарифного регулирования, при организации тарифного регулирования предлагается участие независимых экспертов. И наверное, один из важных вопросов (считаю, что мы к этому делу подошли очень, скажем так, осторожно) - предложения по внедрению конкуренции при теплоснабжении. В главе 3 предлагаются основания и порядок отмены тарифного регулирования, при каких условиях это может быть сделано. Глава 4 описывает отношения между теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями. Считаем важным моментом установление порядка распределения тепловой нагрузки и управления системами теплоснабжения, а также особенностей теплоснабжения многоквартирных домов. Глава 5 "Обеспечение надёжности теплоснабжения". Этот вопрос для нас с вами... каждый год мы боремся с зимой. В этой главе мы постарались прописать все возможные процедуры проверки готовности к прохождению осенне-зимнего максимума. Урегулированы вопросы регламентации вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации, установлен порядок ограничения - один из самых больных вопросов - и прекращения теплоснабжения при невыполнении потребителями своих обязательств, а также организации развития систем теплоснабжения. Считаю важным также упомянуть о развитии саморегулирования в сфере теплоснабжения, поскольку сегодня в сфере теплоснабжения действуют тысячи субъектов: теплоснабжающие организации, экспертные организации, регуляторы, и мы считаем, что эти субъекты должны быть объединены, для того чтобы можно было установить порядок регулирования, в саморегулируемые организации. В главе 6 изложены все требования к саморегулируемым организациям, процедура допуска к работам, обеспечивающим работоспособность систем теплоснабжения. В случае принятия закона "О теплоснабжении" мы сузим, скажем так, количество необходимых правительственных постановлений до самого минимума. После принятия закона предполагается подготовка и выход четырёх правительственных постановлений: об основах ценообразования и правилах регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, о правилах организации теплоснабжения, о порядке рассмотрения разногласий и о стандарте раскрытия информации теплоснабжающих и теплосетевых организаций и органов регулирования. Завершая доклад по этому законопроекту, хочу сказать, что этот законопроект разрабатывался в течение нескольких лет, это уже, наверное, восьмая редакция, которая неоднократно обсуждалась в регионах. Законопроект разрабатывался с участием экспертных структур действующих сегодня некоммерческих организаций в сфере российского теплоснабжения, в том числе одной из самых многочисленных - "Российское теплоснабжение". Он поддержан этими организациями и сегодня представлен вам для одобрения. По второму законопроекту - "О внесении изменений...". Законопроект достаточно короткий, предполагается внесение изменений в два действующих закона. Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" предлагается дополнить словами "за исключением деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и производственных объектов, в отношении которой саморегулируемой организацией выдано свидетельство о допуске к работам, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения". И в отношении закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты..." речь идёт о разрешении на допуск к работам, которые могут выполняться в соответствии с разрешением саморегулируемой организации по работам, обеспечивающим работоспособность систем теплоснабжения. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Ефимович. Присаживайтесь. Содоклад сделает Юрий Александрович Липатов, также по двум законопроектам сразу. ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект является весьма актуальным. Вместе с Федеральным законом "Об электроэнергетике" и законом "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...", проект которого принят Государственной Думой во втором чтении, он должен стать нормативно-правовой базой развития отечественной энергетики. Нормативное регулирование такой важной сферы экономики, как теплоснабжение, должно быть осуществлено в отдельном законодательном акте, положения которого должны ввести конкурентные отношения в этой сфере и согласовать нормативную базу теплоснабжения с действующей нормативной базой в смежных отраслях, в первую очередь в электроэнергетике, в градостроительной деятельности и в регулировании тарифов организаций коммунального комплекса. При подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении в комитет поступило пятьдесят семь положительных отзывов от субъектов права законодательной инициативы, из них двенадцать с замечаниями, и семь отрицательных отзывов. Ряд замечаний по законопроекту содержится в положительном официальном отзыве Правительства Российской Федерации, заключении Правового управления и заключениях Комитета по строительству и земельным отношениям и Комитета по вопросам местного самоуправления (эти заключения есть в розданных вам материалах). Кратко остановлюсь на основных замечаниях, высказанных в этих отзывах и заключениях. Предмет правового регулирования законопроекта недостаточно чётко разграничен с предметом правового регулирования жилищного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности и о техническом регулировании, а также об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Указанный недостаток является причиной несоответствия некоторых норм законопроекта отраслевому законодательству. Так, например, в статье 19 законопроекта содержится требование к собственникам жилья в многоквартирном доме определять лицо, представляющее их интересы по договору теплоснабжения, однако вопросы выбора представителя собственников жилья в многоквартирном доме уже урегулированы в Жилищном кодексе Российской Федерации. Устанавливаемое в законопроекте регулирование указанных правоотношений не в полной мере соответствует положениям названного кодекса. Следует также отметить, что законопроект содержит много неопределённых положений. В частности, не ясно, какими нормативными правовыми актами будут устанавливаться требования к состоянию технических устройств тепловых сетей. Представляется, что значительная часть таких требований должна содержаться в технических регламентах, стандартах и сводах правил. В законопроекте указанные требования законодательства о техническом регулировании не приняты во внимание и не обозначена связь теплоснабжения с техническим регулированием. Таким образом, соответствующие положения законопроекта необходимо согласовать с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 184-ФЗ "О техническом регулировании", а при необходимости - с Федеральным законом № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Согласно статье 3 законопроекта общими принципами организации экономических отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, приоритетное использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения и обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения. Кроме того, в законопроекте содержатся положения о стимулировании, развитии и внедрении энергосберегающих технологий. В этой связи законопроект следует согласовать с принятым Государственной Думой Федеральным законом "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", которым урегулированы вопросы, касающиеся использования энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности. В пояснительной записке к законопроекту отсутствуют достаточные обоснования и цели создания саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, что не позволяет сделать вывод о целесообразности осуществления саморегулирования в этой сфере деятельности. Положения законопроекта необходимо согласовать с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, полномочия органов местного самоуправления по организации теплоснабжения и регулированию тарифов в сфере теплоснабжения не согласуются с полномочиями органов местного самоуправления, установленными названным федеральным законом. Законопроектом не предусматривается внесение изменений в указанный федеральный закон, несмотря на положения, предусматривающие передачу регулирования тарифов на тепловую энергию органам местного самоуправления. Необходимо отметить, что сформулированные замечания не относятся к концепции законопроекта и могут быть устранены ко второму чтению. На основании изложенного Комитет по энергетике рекомендует принять проект федерального закона "О теплоснабжении" в первом чтении. По проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении" сообщаю следующее. Имеются положительный официальный отзыв Правительства Российской Федерации на законопроект, заключение Комитета по строительству и земельным отношениям, получено пятьдесят положительных (два - с замечаниями) и десять отрицательных отзывов субъектов права законодательной инициативы. Замечания, приведённые в присланных заключениях и отзывах субъектов права законодательной инициативы, будут внимательно изучены и учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. На основании изложенного Комитет по энергетике рекомендует принять проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении" в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задержитесь пока, Юрий Александрович. Есть вопросы: Коломейцев, Романов, Иванов, Хованская и Шеин. Всего пять вопросов. Пожалуйста, кто первый? Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Юрий Александрович, вы, вообще-то, поясните, вот я читаю, кем внесены законопроекты, вы, оказывается, соавтор и сами себя критикуете. Зачем тратить время? Ну неужели у вас нет заместителя, который от имени комитета вас покритиковал бы? Вы же вдвоём с Межевичем - соавторы здесь! Чего тут огород городить?! И второе. Не приведёт ли принятие этого закона, как и предыдущих (вот о Саяно-Шушенской ГЭС уже много сказали, но до конца ещё не рассказали, кто же виноват), вообще к закрытию всех крупных теплоснабжающих станций? Потому что... Ну на Жилищный кодекс вы ссылались, но всем понятно, кто встречается с жителями, что это полный аут для жителей - принятие Жилищного кодекса. Это шкуродёрство узаконенное. ЛИПАТОВ Ю. А. По первому вопросу. Я являюсь председателем комитета и в данной ситуации высказываю точку зрения комитета. Если посмотреть те замечания, которые были высказаны комитетом Шаккума, комитетом Тимченко, Правительством Российской Федерации и правовым управлением администрации президента, то практически все замечания идентичны, поэтому я их аккумулировал и о них вам рассказал. И у нас нет сомнений в том, что мы все эти замечания можем привести в соответствие с теми законами, которые были приняты ранее. Теперь что касается перспектив в целом. Я хотел бы теперь уже продолжить то, о чём говорил Межевич. Действительно, когда проводилась реформа электроэнергетики, в 2002 году, происходили скандалы по реформированию, и тогда вставал вопрос о теплоэлектроцентралях. Именно тогда вставал вопрос: а что будем делать с теплом? Именно тогда мы понимали, что в перспективе будет рынок электроэнергии и, соответственно, вопрос формирования тарифов в электроэнергетике будет упразднён, а теплоэлектроцентрали работают в комбинированной выработке. Что делать с тарифами на тепло? Именно тогда было принято решение всё-таки не вписывать все эти нормы в закон об электроэнергетике, поскольку это один из сложнейших законов в Российской Федерации. И правительство сказало, что через год после принятия закона будет внесён проект закона о теплоснабжении. Прошло шесть лет, а законопроекта не было, и только усилиями, я не постесняюсь сказать, Липатова и Межевича этот законопроект сегодня представлен в Государственной Думе. Теперь что касается перспектив Саяно-Шушенской ГЭС. Она не имеет абсолютно никакого отношения к этому закону. Хочу вас проинформировать о том, что сегодня теплоэлектроцентрали, входящие в территориальные генерирующие компании, приватизированы, они находятся в том числе в иностранном капитале. Котельные в большой части продолжают оставаться в составах МУПов со стопроцентной собственностью. Но с учётом того, что в теплоносители входят многие котельные, встаёт вопрос: как урегулировать эти процессы с разными формами собственности? Именно этот законопроект решает эти задачи. И я вам хочу сказать, что эти проблемы сейчас в полной мере стоят в Москве, Санкт-Петербурге, во всех городах-миллионниках, ну, в общем-то, это проблема и тех городов, которые имеют теплоэлектроцентрали, но с меньшей численностью населения. Если мы этот закон не примем, мы действительно усугубим ситуацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов. РОМАНОВ В. С. Валентин Ефимович может отвечать или нет? Я бы хотел разделить вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может, он готов. РОМАНОВ В. С. Валентин Ефимович, я вас давно знаю, человек вы опытный и профессиональный. Всё же как регионы Сибири и Севера относятся к этому проекту закона? Потому что ни для кого не будут столь чудовищными последствия, как для них. А Юрию Александровичу - другой вопрос. Глазами потребителя... Повторяю: есть проблема производителей тепла и передатчиков, а есть проблема потребителей. Вчера передают по телевидению: 17 процентов населения России за чертой прожиточного минимума и бедности. Вот когда я прочитываю строчку о том, что потребитель должен прокладывать теплотрассу к магистрали, я подпрыгиваю: как это для бедного человека будет выглядеть? Вот два вопроса. МЕЖЕВИЧ В. Е. Я могу отвечать на первый вопрос? Прежде всего я хотел бы сказать, что законопроект устанавливает именно порядок развития систем теплоснабжения и приоритет отдаётся самому сегодня экономичному способу производства тепловой энергии - комбинированным источникам тепловой и электрической энергии, поскольку другого, более эффективного пока ещё ничего не было придумано. И это по большому счёту являлось предметом зависти крупных городов зарубежных стран, и они по этому пути, кстати, шли и идут. Это первое. Вместе с программами развития коммунальной инфраструктуры мы устанавливаем законом обязательность разработки схем теплоснабжения и их ежегодной актуализации, чтобы у нас с вами не было того, что сегодня происходит в Москве в том числе, когда один застройщик устанавливает крышную котельную, использует газ, второй устанавливает подвальную котельную. Сегодня без чёткого технологического и технического обоснования начинают развиваться какие-то котельные, которые забирают лимиты газа у теплоэлектроцентралей, забирают часть нагрузки у теплоэлектроцентралей, тем самым ухудшая ценовую картину для остальных потребителей тепловой энергии. Законопроект именно на разрешение этих негативных моментов направлен. Что касается регионов. Я уже сказал, что мы вместе с некоммерческой организацией "Российское теплоснабжение" этот законопроект неоднократно обсуждали, в регионах в том числе. И когда в регионах появляешься, говорят: когда же вы, в конце концов, закон выпустите, он необходим для того, чтобы были установлены единые правила теплоснабжения по всей Российской Федерации? Это один момент. И, уважаемые коллеги, я хочу даже... Давайте отойдём от Москвы, спустимся в муниципалитеты, в том числе в сибирские. Я думаю, что вам ваши избиратели неоднократно рассказывали о серийных, я не побоюсь этого слова, банкротствах муниципальных теплоснабжающих предприятий, когда они в течение шести лет по три, по четыре раза банкротились, оставляя за собой долги. И это не приводит к их оздоровлению, наоборот, только к разрушению. Законопроект направлен на устранение и вот таких негативных явлений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Александрович, пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А. Валентин Степанович, прежде всего я хочу сказать, что если говорить о централизованных теплосетях, то это прописано и в других законах, а здесь уровень муниципальный. В городах, как правило, речь идёт о подводке тепла к большим многоквартирным домам. Что касается сельской местности, то, насколько я понимаю, в сельской местности сейчас не строят каких-либо длинных теплосетей с выходом на какие-то конкретные индивидуальные дома, а, как правило, если кто-то решил строить, он строит индивидуально и делает свой теплоноситель, в первую очередь это касается подводки газа, которым, собственно, и отапливаются дома. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Юрий Александрович, вот статья 21, часть 2: "Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти". И далее: "Проверка готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии осуществляется органами местного самоуправления". Вот при такой постановке не получится ли так, что, основываясь на данных проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций, которую проводят муниципальные образования, уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти сделает вывод о готовности муниципального образования, и мы опять начнём бороться с зимой? ЛИПАТОВ Ю. А. Я не понял насчёт... Повторите, пожалуйста, что субъект Федерации муниципалам скажет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите Иванову ещё раз микрофон. ИВАНОВ С. В. Смысл такой. Как записано в части 2 статьи 21, проверку готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Так? Так. Он информацию о готовности получает в муниципальном образовании, которое проверяет готовность теплоснабжающих и теплосетевых организаций, и на этом основании будет делать вывод, получается, о готовности и муниципального образования. Не получится ли так, что он на основании тех сведений, которые ему даст муниципальное образование, сделает неправильный вывод, а потом зимой посыпятся проблемы? ЛИПАТОВ Ю. А. Это проблема уже тех, кто проверяет, и если проверяющий написал отчёт, который повлёк за собой аварию, он должен соответствующим образом отвечать. Но давайте мы с вами договоримся, может быть, и о другом. Вообще ведь, если посмотреть вот этот законопроект и те замечания, которые по нему высказаны, нам предстоит большой фронт работы. Я практически уже переговорил со всеми фракциями о создании рабочей группы, и вы все будете принимать участие в доведении до ума этого законопроекта. Форсировать мы его не собираемся, но я думаю, что к весне следующего года этот закон должен всё-таки выйти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите добавить что-то? Межевич хочет добавить. Пожалуйста. МЕЖЕВИЧ В. Е. Уважаемые коллеги, у нас и сегодня федеральный орган исполнительной власти проводит проверку готовности к зиме. В данном законопроекте предлагается, что уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти разработает порядок оценки готовности систем теплоснабжения к прохождению осенне-зимнего максимума, это касается и запасов топлива, и завершённости ремонтных работ, и подготовки персонала. Кто, кроме муниципального образования, сможет лучше проверить свою тепловую сеть, все ли работы выполнены, тем более закрытые работы? Мы думаем, что установление такого порядка и набора определённых критериев, по которым необходимо проверять, скажем так, оздоровит обстановку в этой сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тимченко по ведению. Что-то мы нарушаем? ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я прошу прощения. Был вопрос, касающийся местного самоуправления. Я думаю, что ни один из муниципалов не будет давать информацию, искажающую реальное состояние готовности к зимнему периоду, поэтому в данном случае вопрос, касающийся объективности оценки готовности к отопительному периоду, в принципе не вызывает сомнений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Юрий Александрович, Комитет по строительству и земельным отношениям считает, что проект требует серьёзной доработки. А мой вопрос заключается в следующем. Вот вы, включая в закон, посвящённый теплоснабжению, главу 6 "Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения", запускаете процесс, когда у нас в каждой ресурсоснабжающей организации по определённому виду деятельности будет своё саморегулирование. Недостаточно разве нам базового закона? Недостаточно разве Градостроительного кодекса? Может быть, к нему много претензий, но тем не менее есть законы, поправки к нему. Многие нормы в этой главе весьма сомнительны. ЛИПАТОВ Ю. А. Галина Петровна, вы абсолютно правильно ставите вопрос. Что касается критики этого документа, то практически и комитет Шаккума, и правительство высказали большие сомнения относительно необходимости этой главы. Я анализировал этот вопрос, и (кстати, мы с Шаккумом на эту тему говорили) я думаю, что, наверное, правильно будет - я пока беру на себя лично ответственность - сказать о том, что вообще эту главу нужно убрать. Вы правильно говорите, что есть у нас базовый закон. И нечего путать людей, гонять, так сказать, по всем законодательным актам. Вот если нужно будет какие-то изменения сделать, тогда туда и внести. А за основу нужно брать тот закон, который мы с вами приняли. Это правильная позиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин. ШЕИН О. В., фракция "Справедливая Россия". Спасибо. У меня вопросы к обоим докладчикам. Вопрос к комитету такого характера. Очевидно, что в данных законопроектах налицо сфера интересов ряда комитетов Госдумы, в том числе и комитета Крашенинникова, потому что в Жилищном кодексе упоминается про отношения с потребителями. В связи с этим позитивное мнение комитета о том, чтобы комитет Крашенинникова и комитет Шаккума стали соисполнителями по данному проекту, мне кажется разумным. И вопрос к Валентину Ефимовичу такого содержания. В законопроекте, в частности, говорится о том, что все потребители, то есть все дома многоквартирные, обязаны в срок до 1 января 2012 года поставить приборы учёта у себя на точке ввода. Вместе с тем неясно, какие же будут применяться меры, санкции по отношению к тем жителям, которые этого не сделают. Хотел бы, чтобы вы это прояснили. ЛИПАТОВ Ю. А. Олег Васильевич, я считаю, правильный вопрос. Первое. Если говорить о самой постановке, то, конечно, приборы учёта должны стоять. И кстати, никакого секрета нет, мы все знаем в отношении газоснабжения о том, что тот, кто не имеет приборов учёта, практически за газ платит больше, это факт известный. Второе. Вопрос по срокам - это не догма. Есть определённая позиция в целом правительства по этому вопросу. Насколько мы знаем, правительство к этому вопросу подходит таким образом: определённая часть населения может ставить приборы учёта, будет пролонгация выделения средств на проведение этих работ. Но мне кажется, что вопрос о сроках вполне может обсуждаться. А относительно самой постановки вопроса, я думаю, абсолютно нет никаких сомнений. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас ко второму чтению... ЛИПАТОВ Ю. А. А по соисполнителям я скажу так. У нас официально соисполнители - комитеты Тимченко и Шаккума. Комитет Крашенинникова не заявлялся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто статью Регламента напоминаю, что у нас соисполнитель определяется при процедуре первого чтения и это по заявке комитета делается. Мы не можем назначать, если комитет не выражает такого желания. Спасибо, присаживайтесь, Юрий Александрович. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают Романов и Шеин, только двое. Романов, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Липатов - в заключение, Межевич - в заключение, потом представители президента и правительства, все будут выступать. Пожалуйста, Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я подтверждаю, что когда в течение ряда лет шла ожесточённая дискуссия о судьбе единого электроэнергетического комплекса, то мы решительно напоминали о проблемах, которые связаны с гигантскими просторами нашей страны и её климатическими условиями. В России сегодня 60 процентов электроэнергии производится комбинированным способом, и это подразумевает, что тот, кто берётся внедрять механизмы рынка в электроэнергетику, обязан отвечать за вопросы жизнеобеспечения и просто выживания населения страны, где температуры 40-60 градусов мороза являются привычными на территории в тысячи километров. С этой точки зрения закон "О теплоснабжении", безусловно, нужен. Мы не можем отрицать важности и таких инженерных подходов, как, например, введение в закон норм о разработке комплексных схем теплоснабжения, о том, чтобы органы власти всех уровней решали в комплексе проблемы, в том числе на перспективу, на несколько лет, и так далее. Нельзя отрицать необходимости перехода страны к приборам учёта, поскольку сегодня отсутствие приборов учёта и массовое применение только нормативов сплошь и рядом порождают и безответственность производителей, и облегчённое отношение потребителей. На этом наваривают сегодня миллиарды, прямо скажем, нечистоплотные граждане, которые подвизаются в структурах жилищно-коммунального комплекса и так далее. Вместе с тем хотел бы сказать, что над законопроектом нужна ещё огромная работа. Некоторые проблемы. Сама по себе тенденция дробления проблем энергетики мне кажется чрезвычайно опасной. Да, так сложилась история государства, что Советский Союз, строя новые крупные производственные мощности и крупные города, шёл по пути централизованных схем производства электроэнергии и теплоэнергии. В одночасье похоронить такое наследство невозможно. Стандарты Западной Европы, живущей в благополучном климатическом поясе, для нас неприемлемы. Мы знаем, что есть немало чиновников, которые твердят, что переход к индивидуальным системам отопления в сельской местности - это сегодня величайшее благо. Хорошо так рассуждать, когда новое оборудование поставлено, а что будет через пятнадцать - двадцать лет? Жизнь суровый экзамен устроит. Ни культура населения, ни традиции, ни степень контроля сегодняшнего абсолютно не гарантируют того, что мы не будем иметь чем дальше, тем больше проблем. Повторяю, мощные источники энерго- и теплоснабжения - это реальность России, и нельзя в законе очень легко относиться к идее, что рынок и здесь всё отрегулирует. Мы жёстко выступали против дробления в сфере электроэнергетики. Мы предупреждали о том, что нельзя отказываться от важнейших критериев - надёжность, качество и безопасность. То же самое надо подчеркнуть и по теплоснабжению. Я думаю, что в критериях оценки, когда мы о комплексных схемах говорим, должны быть более отчётливо заложены нормы безопасности и гарантии качества. Если говорить прямо, то сегодня население абсолютно не может повлиять на поведение монополий или локальных теплоисточников. Мы пишем: они будут гарантировать качество. Скажем, 115 градусов при серьёзном морозе - кто может привести пример, что жителям дома или тем более квартиры удалось отстоять свои права, когда эта температура занижается? Позволю ещё раз напомнить, что в суровую, относительно суровую зиму 2005-2006 годов тридцать регионов стонали. Мы дошли до Генеральной прокуратуры, которая в апреле дала ответ, что действительно были серьёзные нарушения нормативов по температуре теплоносителя, но, видите ли, зима прошла, субъекты были вынуждены так поступить. А о том, что народ замерзал, в апреле уже не вспоминают. Это очень серьёзная проблема. Я считаю, что требуют тщательной дополнительной проработки формулировки в той части, где мы заикаемся о возможности отказа от регулирования тарифов на теплоэнергию. Мы же понимаем, что Италия или Испания могут такие лёгкие для них вещи прописывать, а мы не можем. Мы должны понимать, что пятая часть населения живёт в абсолютной бедности и неизвестно, когда она выберется из этого капкана. И мы должны понимать, что у нас тарифная политика - это политика, обеспечивающая (или не обеспечивающая) выживание народа среди зимы. Я сказал бы, что в целом надо пристально посмотреть - обращаюсь к авторам закона: я готов участвовать в подготовке к следующим этапам рассмотрения, - надо пристально посмотреть на соотношение государственных полномочий и функций и рыночных начал. Я уже не говорю о резко критическом понимании того, что такое саморегулируемые организации и как они будут заменять государственные профессиональные структуры. Я не первый раз вынужден напомнить, что лихой отказ от лицензирования в строительстве - вот сегодня было продолжение дискуссии... Да мы с вами уже в конце этой зимы увидим, к чему приедем, до 1 января осталось сорок дней. А мы сегодня говорим: всё решат саморегулируемые организации. Не будет этого в реальной жизни, всё равно придётся коррективы вносить. Общий вывод. Фракция Коммунистической партии выступает за то, что закон о теплоснабжении нужен. Сегодня мы пока ещё видим серьёзные недоработки, поэтому сегодня наша позиция - это такой здравый, как бы критический взгляд, но, если сегодня "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект примет, мы готовы работать, чтобы ко второму чтению он приобрёл гораздо более чёткие контуры. Согласен с тем, что нельзя гнать лошадей. Если сказал коллега Липатов, что он думает, что к весне... Не будем загадывать, но ко второму чтению надо очень серьёзно поработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин, пожалуйста. ШЕИН О. В. Я обычно с гордостью говорю своим избирателям, что был единственным депутатом Государственной Думы, который голосовал против так называемого 210-го закона о государственном регулировании тарифов в сфере коммунального комплекса. Дело в том, что данный законопроект, хотя и хорошо назывался, повлёк за собой известное 307-е постановление, очень сильно ударил по потребителям, является одним из самых скандальных сегодня в стране, а логика была простая: он же хорошо называется, у него же такое название - о государственном регулировании. А то, что в результате принятие этого закона повлекло за собой, напротив, отказ от внятного государственного регулирования, тогда, к сожалению, было понятно только немногим специалистам. Теперь по сути. Хочу обратить внимание на то, что в числе материалов по данному законопроекту мы получили наряду с текстом закона ещё и двадцать страниц замечаний. В том числе указано, что положения данного законопроекта противоречат конкретно нормам закона "Об электроэнергетике", закона "Об основах регулирования тарифов...", закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", закона "О естественных монополиях", Гражданского кодекса, Жилищного кодекса. Я почему, собственно, и сказал, задавая вопрос, что необходимо, чтобы обязательно в рабочую группу вошли представители других комитетов, потому что здесь сфера не Комитета по энергетике, здесь сфера тех комитетов, которые отвечали в том числе за жилищную реформу в Российской Федерации. Если Крашенинников несвоевременно это увидел, то это беда не комитета, а беда страны. Что касается самого текста, хочу, во-первых, обратить внимание на большое количество норм непрямого действия, которые открывают большой простор для принятия решений на местах в зависимости от того, кому что будет интересно. Вот коллега Колесников меня сейчас хорошо понимает. А именно (по тексту): тарифы на тепловую мощность могут дифференцироваться (а стало быть, могут и не дифференцироваться - в зависимости от принятого решения); в случае, если потребитель теплоэнергии представляет согласованное с теплоснабжающей организацией обоснование, цена в договоре может быть уменьшена (а может и не быть уменьшена). Нас призывают к борьбе с коррупцией, а предлагают такие вещи включать в законопроект. Далее. Очень скандальная норма, бесспорно, - норма о возможной отмене тарифного регулирования вообще по теплу и по горячей воде для потребителя. Вот все здесь так или иначе - кто-то постоянно, кто-то раз в пять лет или четыре года - общаются с избирателями и так или иначе слышат от людей вопрос по поводу тарифов на услуги ЖКХ. А здесь написано следующее: органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе принимать решения о частичной или полной отмене регулирования тарифов на теплоэнергию. Да, потом идут всякие условия - должна быть конкуренция, две-три организации, не аффилированные между собой, - но мы отлично понимаем, что даже неаффилированные организации могут замечательно вступить в аффилированные, картельные отношения. А здесь говорится о том, что регулирование тарифа на горячую воду и на тепло вообще может быть отменено для потребителя. Больше того, оно очень интересно отменяется. Написано, что орган местного самоуправления, который выступает в адрес исполнительной власти субъекта Федерации с инициативой об отмене тарифного регулирования, если государство на уровне субъекта Федерации на отмену тарифа не идёт, не даёт права самим ресурсоснабжающим организациям, коммунальщикам утверждать тариф, обращается не в суд, РСО обращается не в суд, а в Федеральную антимонопольную службу, и ФАС собственным решением вправе обязать РЭК и обязать субъект Федерации отменить тариф. Цитирую: "Предписание об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, выданное федеральным антимонопольным органом по итогам рассмотрения жалобы, является обязательным для исполнения..." То есть это ФАС теперь будет решать, а не суд, отменять тариф или не отменять. А у потребителей соответствующее право обжаловать отмену тарифа в суде или в ФАС в тексте закона отсутствует. Это абсолютно чёткая игра в одни ворота - в интересах РСО, и абсолютно понятно, что ассоциации ресурсоснабжающих организаций, как нам чуть раньше доложили докладчики, поддерживают данный законопроект. Теперь что касается потребителей, то есть жителей домов, объединённых в ТСЖ, жителей, избравших непосредственное управление, и прочих. Во-первых, содержится очень скользкая норма о том, что ТСЖ теперь могут относиться к категории теплоснабжающих организаций. Во всяком случае, я могу понимать это только так: пункт 2 статьи 16 говорит о том, что в качестве теплоснабжающей организации может выступать лицо, владеющее на праве собственности тепловыми сетями в данной системе теплоснабжения. Ни для кого не секрет, что часть наружных сетей совершенно насильственным путём заставляют принять на баланс товарищества собственников жилья. И в контексте данного законопроекта, если текст не будет изменён ко второму чтению, ТСЖ становятся у нас теплоснабжающими организациями со всеми вытекающими требованиями к ним, в том числе... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШЕИН О. В. В контексте. Что написали, то я и читаю. И у меня достаточно богатый опыт (я для стенограммы просто объясняю, с кем сейчас я общаюсь, - с одним из содокладчиков), достаточно богатый опыт общения с РСО, в том числе на переговорах с теплоснабжающими организациями, чтобы знать, как РСО читают те законы, которые принимает Госдума, и читать они будут именно таким образом. А отсюда вытекают, соответственно, последствия: необходимость ТСЖ вступать в саморегулируемые объединения, платить взносы и прочее. Более того, законопроект самым грубым образом нарушает Жилищный кодекс Российской Федерации и, по сути, уничтожает одну из форм жилищного самоуправления, а именно непосредственное управление. Вот мы здесь ведём уже пятый год дебаты: менять или не менять Жилищный кодекс. Коллега Крашенинников постоянно говорит: менять не надо. И в этой части я его поддержу - это и есть консенсус, принятый Госдумой: сохранить непосредственное управление и три формы управления домами. Непосредственное управление - это право жителей дома через одну из форм, напрямую каждому собственнику отдельно заключать договоры с коммунальными организациями, с ресурсоснабжающими организациями. Что мы читаем в законопроекте? При выборе собственниками жилья непосредственной формы управления собственники обязаны определить лицо, представляющее их интересы, при этом это лицо заключает договор на покупку объёма тепловой энергии. Вот это прямая норма - объединение коллективной ответственности по коммунальным услугам. (Кстати, правительство в лице Собянина выступило резко против неё.) Я слышал ремарку коллеги из комитета о том, что они по статье 19, в части непосредственного управления, вроде бы готовы учесть замечания правительства. Так надо обязательно учитывать! Статью 19 необходимо исключить из текста законопроекта, потому что эта статья самым грубым образом рушит тот консенсус, который сегодня достигнут в сфере управления многоквартирными домами в Российской Федерации, эта статья напрямую противоречит всей той реформе жилищной системы в Российской Федерации, которая у нас сегодня реализуется. Теперь по поводу счётчиков. Текст законопроекта: "потребители тепловой энергии, не имеющие приборов учёта тепловой энергии, обязаны организовать коммерческий учёт с использованием приборов учёта не позднее 1 января 2012 года". Вопрос: а если они этого не сделают, что с ними будет тогда - расстреляют их, в тюрьму посадят, какая санкция? Более того, когда мы говорим об узлах учёта, давайте не забывать, что этот узел учёта, коммерческий узел учёта выходит из строя через пять лет, его цена сегодня составляет в среднем порядка 150 тысяч рублей, а то и больше (я беру по своему городу). Это означает повышение тарифов на коммунальные услуги автоматически на 10 процентов, то есть мы дополнительно обременяем жителей, собственников многоквартирных жилых домов. Компенсировать эти расходы из федерального бюджета мы, естественно, не собираемся, но собираемся заставить людей ставить коммерческие узлы учёта, прямым следствием чего, кстати, будет в том числе и отключение целых домов за долги отдельных жителей. И об этом дальше написано: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем - а в качестве потребителя выступают не отдельные жители в контексте законопроекта, а в целом дом, то есть старший в доме при непосредственном управлении, ТСЖ, ЖСК, управляющая компания - обязательств в течение более чем одного месяца (тридцатидневный срок мы вводим вместо ранее существовавшего двухмесячного) теплоснабжающая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору посредством введения ограничения подачи тепловой энергии, а дальше и полного отключения. Это касается не только горячей воды - ГВС, но и тепловой энергии, то есть отопления. Возникает риторический вопрос: зачем нам принимать законопроект с такими многочисленными дырами в условиях, когда только Правительство России, Собянин прислал замечания на семи страницах? Наша фракция будет голосовать против принятия этого законопроекта. Этот законопроект не менее взрывоопасен с точки зрения стабильности договорных отношений между потребителями и РСО, чем тот Жилищный кодекс, который стал давно уже притчей во языцех. Я, естественно, хотел бы войти от нашей фракции в состав той рабочей группы, которая, судя по всему, будет сформирована. Ещё раз хочу сказать: мы голосуем против принятия этого законопроекта. Мы считаем, что этот законопроект необходимо дорабатывать коренным образом. Мы рады - вот к правительственной ложе хочу обратиться - тому факту, что правительство тоже обратило внимание на это обстоятельство, и мы, естественно, будем вносить большое количество поправок. Но ещё раз хочу сказать, что наша фракция будет голосовать против такого законопроекта. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента хотел бы выступить? Нет. Представитель правительства? Также нет. Докладчик? Будет выступать. Пожалуйста. МЕЖЕВИЧ В. Е. Я хочу поблагодарить за ту критику, которая сегодня прозвучала по законопроекту, но мы не наивные и понимаем, что когда такой законопроект вносится, с попыткой отрегулировать колоссальные сложности и проблемы... А проблема эта, между прочим... Я хочу напомнить, что сегодня из всего того, что добывается и используется на территории Российской Федерации, из всех видов первичных природных ресурсов, - нефти, газа, дров, торфа, угля - половина уходит на цели теплоснабжения. Это порядка 450 миллионов тонн условного топлива. И законопроект, которым делается попытка навести порядок в этой сложнейшей сфере, я думаю, заслуживает внимания. И спасибо за критику. Конечно, на все замечания, которые сегодня здесь прозвучали, ответить будет сложно. Благодарю коллег ещё раз за критику, готовы - уже и от имени Юрия Александровича скажу, - мы готовы работать в рабочей группе, обсуждать, потому что часть замечаний, на мой взгляд, просто от непонимания той позиции, которая заложена в законопроекте. Я думаю, что нам удастся найти консенсус, исправить все серьёзные замечания. Благодарим за эту уже работу, которая сегодня проведена, и за будущую совместную работу в рабочей группе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Александрович, вы настаиваете? Да. Слово Юрию Александровичу Липатову. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемые коллеги, я в контексте Межевича. Я искренне благодарен за те слова, которые и Валентин Степанович сказал, и коллега Шеин. Я больше хочу сказать: вот то, о чём сказал Шеин, мы по стенограмме конкретно всё посмотрим, проанализируем. И более того, я Шеина приглашаю в рабочую группу - пожалуйста. В том, что мы имеем возможность доработать этот закон, довести до ума, я не сомневаюсь, было бы желание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О теплоснабжении", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 47 мин. 56 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 48 мин. 33 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 25 чел.5,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4% Результат: принято Принято.
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Для стенограммы: по пунктам 26, 27 Гайнуллина голосовала за.