Заседание № 175
09.07.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 177427-5 "О теплоснабжении".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2824 по 2839 из 10732
17-й пункт. О проекте федерального закона "О теплоснабжении". Доклад председателя Комитета по энергетике Юрия Александровича Липатова. Пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы для принятия в третьем чтении. Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3398 по 3413 из 10732
Ставится на голосование пункт 17. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 06 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8% Проголосовало против 34 чел.7,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 173
02.07.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 177427-5 "О теплоснабжении".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3276 по 4066 из 10642
Пункт 23, проект федерального закона "О теплоснабжении". Докладывает председатель Комитета по энергетике Юрий Александрович Липатов. ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в системах теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения. Основными задачами рабочей группы, сформированной в комитете для подготовки законопроекта ко второму чтению, были учёт замечаний по законопроекту, поступивших перед первым чтением, и устранение противоречий с действующими федеральными законами, которые в той или иной степени регулируют вопросы теплоснабжения. В законопроекте исключены две статьи: статья 13 - "Участие независимых экспертных организаций в процессе тарифного регулирования" (по причине подмены органов государственного регулирования) и статья 19 - "Особенности теплоснабжения многоквартирных домов". Таким образом, изъяты положения о том, что договоры теплоснабжения в многоквартирном доме могут заключаться только управляющими компаниями или представителями жильцов многоквартирного дома. В тексте второго чтения договоры теплоснабжения в многоквартирном доме заключаются в том же порядке, что и договоры по другим коммунальным услугам. В то же время законопроект дополнен тремя новыми статьями. Это статья 13 - об общих положениях об отношениях теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, статья 27 - "Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций" и статья 29 - заключительные положения. Более чётко урегулированы вопросы образования и полномочий саморегулируемых организаций в области теплоснабжения. В том числе из законопроекта убрано требование обязательности участия теплоснабжающих и тепловых организаций в саморегулиемых организациях. Таким образом, снято замечание, поскольку запретить образование саморегулируемых организаций в этой области на добровольных началах невозможно. Были изменены ко второму чтению положения статьи законопроекта, касавшиеся порядка заключения договоров теплоснабжения. В первом чтении в этой статье была сделана попытка ввести конкурентные отношения в сфере теплоснабжения и разрешить заключение договоров теплоснабжения в одной системе теплоснабжения всех со всеми. При анализе возможных последствий введения такой схемы, в первую очередь в отношении надёжности теплоснабжения и обязательности теплоснабжения каждого потребителя в системе, было решено скорректировать этот механизм и ввести единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, которая будет обязана заключать публичные договоры с каждым потребителем в системе теплоснабжения. Наряду с единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения смогут функционировать и другие поставщики тепловой энергии, которые будут снабжать отдельных потребителей на основе долгосрочных договоров. Ключевым понятием законопроекта стала схема теплоснабжения. Разработка и ежегодная актуализация этого документа должны будут обеспечивать рациональное распределение тепловой нагрузки и объёмов потребления тепловой энергии между теплоснабжающими организациями. В перспективе развитие системы теплоснабжения предусматривает определять единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, обязанную осуществлять подключение конкретного потребителя к системе теплоснабжения. Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что закон в полной мере описал роль и место всех уровней власти в организации надёжного обеспечения потребителей теплом. Текст закона является чёткой инструкцией организации взаимодействия органов местного самоуправления с теплоснабжающими и теплосетевыми организациями по вопросам теплоснабжения. А самое главное, с принятием закона "О теплоснабжении" в Российской Федерации впервые появится отрасль теплоснабжения, что так необходимо для жилищно-коммунального комплекса страны. При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении в комитет поступило более пятисот поправок. Вашему вниманию предлагается таблица принятых поправок и таблица отклонённых. Ряд поступивших поправок был, к сожалению, перенесён в таблицу отклонённых в результате того, что рабочая группа приняла другую редакцию соответствующих статей и в новом тексте не нашлось места для учёта по существу правильных поправок к тексту первого чтения. При подготовке текста законопроекта были также учтены замечания, содержащиеся в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, официальном отзыве Правительства Российской Федерации, в заключениях Комитета по строительству и земельным отношениям и Комитета по вопросам местного самоуправления, предложения и замечания субъектов права законодательной инициативы, поступившие к первому чтению. На основании изложенного Комитет по энергетике рекомендует принять проект федерального закона "О теплоснабжении" во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1 включает двести три поправки, комитет их поддержал. Есть замечания по этой таблице? Есть. Депутат Шеин. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Поправка 133, есть предложение рассмотреть её отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 1, за исключением поправки 133. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 28 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7% Результат: принято Принято. Пожалуйста, депутат Шеин, обоснование по поправке 133. ШЕИН О. В. Спасибо большое. И ещё тут в статье 12 "Основания и порядок отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения". Хочу отметить со своей стороны и от имени своих коллег по фракции, что редакция статьи, бесспорно, стала лучше по сравнению с тем, что было изначально, в первом чтении. Вместе с тем наша позиция заключается в том, что отказываться от государственного регулирования тарифов на отопление и горячую воду недопустимо, поскольку данное изменение предполагает, по сути, под предлогом наличия конкурентной среды возможность картельных сговоров на местах и возможность изъятия у органов государственной власти в территориях права на установление стоимости гигакалории, на установление тарифов непосредственно для потребителя, для населения. Мы считаем это недопустимым по определению, априори. Мы будем предлагать исключить статью 12 вообще из самого текста законопроекта, когда дойдём до таблиц отклонённых поправок, но изначально хотелось бы свою позицию обозначить: мы в принципе выступаем против отказа от системы госрегулирования тарифов в сфере теплоснабжения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет. ЛИПАТОВ Ю. А. Я должен сказать, что это действительно принципиальный вопрос, он звучал и при обсуждении в первом чтении. Я должен сказать, что это вопрос определяющий. Мы всё-таки считаем, что, если при определённых условиях создан рынок для теплоснабжения, он имеет право на существование, и в этой связи в статье 12 "Основания и порядок отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения" очень чётко прописаны. Я должен сказать, что горячая вода к этому отношения не имеет. А в целом, я не буду перечитывать всю статью, я просто скажу, что в случае принятия решения об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения должны быть учтены следующие обстоятельства. Первое, наличие на территории поселения или городского округа, на которой находится данная система теплоснабжения, развитой газораспределительной системы или эффективно функционирующего товарного рынка альтернативных видов топлива. (Я не буду до конца читать.) Второе, отсутствие субсидирования цен в сфере теплоснабжения, в том числе перекрёстного субсидирования, оказывающего влияние на выбор потребителей видов топлива. И третье, ценовая доступность обеспечения теплоснабжения с использованием альтернативных видов топлива. Это принципиальный вопрос, и правительство, и все соответствующие структуры эту тему согласовали, поэтому мы против. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не понял... У вас по ведению, Сергей Николаевич? Перед голосованием? По ведению - Решульский. Ну почему? Мы пока эту рассматриваем. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Да-да, я по ведению, Олег Викторович. Я прошу мне пояснить... Я-то Олега Шеина поддерживаю, но у меня это 132-я поправка, потому что это взаимосвязано с поправками, которые уходят в таблицу 2, у меня там тоже есть свои предложения. Не путают?.. Что-то я путаю, может быть? Если можно, Юрий Александрович подскажет, поправит нас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понимаю, что речь шла о поправке депутата Липатова к статье под номером 12 (14)? ЛИПАТОВ Ю. А. Сергей Николаевич, вы абсолютно правы. Дело в том, что у Шеина находится перечень поправок принятых, первый вариант, который был разослан. Действительно, во втором варианте произошла сбивка, но я отлично понимаю, о чём идёт речь, и по существу вопроса я ответил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, коллеги, если это так, то тогда я должен поступить следующим образом. Мы же уже проголосовали за таблицу без поправки 133, а выясняется, что надо было голосовать за таблицу без поправки 132. Я прошу комитет внимательно следить тогда за этим вопросом, потому что мы сейчас приняли неверное решение, и мы сейчас будем вынуждены его переголосовывать. Ставлю на голосование вопрос о возврате к голосованию по таблице. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 09 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0% Результат: принято Вернулись. Олег Васильевич, я так понимаю, что мы обсуждали поправку 132? Включите микрофон Шеину. ШЕИН О. В. По ведению. Я хотел отметить, что я пользуюсь той таблицей поправок, которая вчера по состоянию на 19 часов была размещена официально на сайте Государственной Думы. Я никоим образом не возражаю против того, чтобы 133-ю в указанной таблице, размещённой на сайте, считать 132-й, но хочу обратить внимание на то, что я пользуюсь теми документами, которые размещены у нас в базе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, вас никто не упрекал, я сделал замечание комитету, а не вам. Ставится на голосование таблица 1 без поправки 132. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 18 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Принято. Ставится на голосование поправка 132 из таблицы принятых. Комитет предлагает её поддержать, депутат Шеин выступает за её отклонение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 53 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 93 чел.20,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято. Переходим к таблице 2, в ней триста пятнадцать поправок. Есть ли замечания? Есть: депутат Решульский, депутат Хесин, депутат Шеин. Пожалуйста, Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Да, в ней действительно отклонено триста пятнадцать поправок, столько, конечно, нет необходимости выносить на отдельное рассмотрение. И разделяя мнение Юрия Александровича о том, что закон, в общем-то, даже в любом виде надо принимать, я просил бы вынести на отдельное голосование поправки 97, 148, 169, 187 и 265. Если вдруг тут у меня какой-то сбой, Юрий Александрович, вы меня поправляйте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дальше, пожалуйста, депутат Хесин. ХЕСИН М. Я., фракция ЛДПР. Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 57, 298 и 299. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин. ШЕИН О. В. Поправки 26, 136, 144, 310. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2 без поправок 97, 148, 169, 187, 265, 57, 298, 299, 26, 136, 144 и 310. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 53 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Переходим к обсуждению поправок. Поправка 97. Пожалуйста, Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое, Олег Викторович. Это в продолжение той поправки 132, которую сейчас Государственная Дума приняла и которую Олег Васильевич Шеин выносил на отдельное голосование, где речь идёт об основаниях и порядке отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Поскольку Госдума эту поправку приняла, я полагаю, что можно было учесть ещё предложенную поправку 97. Когда речь идёт о том, что принимается решение о частичной или полной отмене регулирования, слова "или полной" исключить. С тем, что частично, ещё как-то на первый период можно соглашаться, пока конкуренция будет развиваться, или когда она появится в теплоснабжении, ну а полную отмену, я считаю, ещё рано производить. Поэтому прошу эту поправку поддержать в следующей редакции: принимают решения о частичной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Александрович. ЛИПАТОВ Ю. А. Я должен, по сути дела, повторить то, что уже сказал. Что касается той статьи, которая прописывает полную отмену регулирования тарифов, она очень взвешенная: решение принимает субъект по инициативе городского поселения, и в этом участвует и антимонопольная служба. Там прописаны соответствующие структуры, которые имеют право обжаловать решение субъекта, если городской округ с этим не согласен. Я думаю, что статья прописана сбалансированно и нет необходимости зажимать, так сказать, этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 97. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 18 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6% Проголосовало против 11 чел.2,4% Воздержалось 8 чел.1,8% Голосовало 125 чел. Не голосовало 325 чел.72,2% Результат: не принято Отклоняется. Поправка 148. Пожалуйста, Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Это тоже связано с концептуальным подходом, вы обратите внимание. Я не буду много говорить о статье 14, которая была в первом чтении принята, сейчас, по-моему, это статья 12, тут редакция такова: может быть отменено в отношении всех или отдельных тарифов в системе теплоснабжения в целом или её части. Так вот слова "всех или" предлагается просто исключить, и тогда редакция будет такая: может быть отменено в отношении отдельных тарифов в системе теплоснабжения в целом или её части. Я думаю, что давать сразу, заведомо полный карт-бланш на отмену, наверное, не совсем правильно. Поработаем, потом посмотрим. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А. Сергей Николаевич, дело в том, что действительно статья 12 "Основания и порядок отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения" прописана в новой редакции и того текста, в который депутат Романов просит внести вот такую правку, просто не существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снимается с голосования вопрос, поправка остаётся в таблице отклонённых. Сергей Николаевич, пожалуйста, 169-я поправка. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да. Это существенный вопрос, я прошу всех обратить внимание на это: плата за подключение к системам теплоснабжения взимается... Это статья 15, принятая в первом чтении. Ну, вот больше всего настораживает то положение, которое мы приняли. Я уверен, что подавляющее число депутатов сталкивались с проблемой подключения к тепловым сетям, и теперь мы закрепляем, что создание тепловых сетей, необходимых для подключения теплопотребляющих установок к магистральным тепловым сетям, осуществляется потребителем энергии за свой счёт. Друзья мои, что же тогда получится? Если мы должны будем подключить какой-то дом к какой-то магистрали, то же самое ТСЖ должно будет тогда полностью оплачивать все линии подключения и все теплоснабжающие пункты, их разработку, строительство и так далее? Это же неверно! Предлагается слова "создание тепловых сетей, необходимых для подключения..." просто исключить из данной статьи. Спасибо. ЛИПАТОВ Ю. А. Последняя редакция предполагает, что плата за подключение зависит от наличия возможностей в схеме теплоснабжения инвестиционной программы. В случае отсутствия таких возможностей ещё существует возможность подключения за счёт добровольного снижения тепловой нагрузки других потребителей. Мы считаем, что поправку нужно отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 169 из таблицы отклонённых. Комитет предлагает её не поддерживать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 58 сек.) Проголосовало за 99 чел.22,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0% Результат: не принято Отклоняется поправка. 187-я поправка. Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. И это тоже из практики жизни, как говорится. Вы знаете, как сложно получить технические условия на подключение. Очень сложно! Я уверен, многие занимались этими вопросами и знают, как проблемно обойти все заинтересованные организации и получить это согласование. Но данной статьёй предлагается: "Выданные технические условия на подключение должны подтверждаться лицом, заинтересованным в подключении, по прошествии каждых 12 месяцев с даты их выдачи". Ну не дело через год гонять опять по кругу, скажем, того же застройщика или того же потребителя, чтобы он подтверждал эти технические условия! Как у нас ведутся стройки и какие проблемы, вы все прекрасно знаете. Предлагается срок "12 месяцев" заменить на срок "24 месяца". В течение этого времени вполне возможно решить и другие проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Александрович. ЛИПАТОВ Ю. А. Я должен сказать, что эта статья теперь в другой редакции и нормы "12 месяцев" и "24 месяца" вообще исключены, то есть там вообще нет никаких сроков, там по-другому прописан механизм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 187 из таблицы отклонённых. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 46 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% Результат: не принято Отклоняется. Поправка 265. Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну, она проще. В законопроекте написано: коммерческий учёт реализуемых потребителям тепловой энергии и теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями за счёт тарифа на организацию коммерческого учёта, так и потребителями тепловой энергии. Предлагается слова "так и потребителями", чтобы не перекладывать эту обязанность на жителей, просто исключить и всё это оставить за счёт теплоснабжающих организаций. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А. Сергей Николаевич, я должен сказать, что юристы всех ведомств, всех ветвей власти однозначно говорят, что исключение потребителей тепловой энергии - это, по сути дела, ограничение прав потребителей, потребитель, если есть у него желание, должен иметь право сам организовать коммерческий учёт. Кстати, многие этим занимаются сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 265 из таблицы отклонённых. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 25 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% Результат: не принято Отклоняется. Поправка 57. Включите микрофон депутату Хесину. ХЕСИН М. Я. Поскольку поправки 57, 298 и 299 взаимосвязаны, я выступлю сразу по всем трём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это приветствуется. ХЕСИН М. Я. Поправкой 57 предлагается дополнить принципы организации экономических отношений в сфере теплоснабжения: обеспечение безаварийной работы теплоснабжения. В законопроекте к числу таких принципов относятся, например, обеспечение экологической безопасности теплоснабжения. На наш взгляд, принцип обеспечения безаварийной, а значит, бесперебойной работы теплоснабжения для нашей северной страны должен быть включён в принципы организации деятельности теплоснабжающей организации. Для реализации этого принципа предлагается ряд мер, которые содержатся в поправках 298 и 299. Поправкой 298 предлагается в статье 24 установить, что схемы теплоснабжения, которые утверждаются органами местного самоуправления, должны содержать дополнительные меры по противоаварийной защите объектов теплоснабжения. Поправкой 299 к этой же статье, 24-й, предлагается включить в число показателей безопасности системы теплоснабжения наличие средств противоаварийной защиты объектов теплоснабжения. Средствами противоаварийной защиты, например, от гидроудара должны прежде всего снабжаться трубопроводы горячей воды, разрывы которых являются наиболее частой причиной аварий наших изношенных систем теплоснабжения. Оборудование противоаварийной системы гораздо дешевле, чем перекладывание труб, - не говорю уже о безопасности граждан, которые остаются без тепла в сильные морозы. В Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений, который вступил в силу 1 июля 2010 года, есть требование наличия системы противоаварийной защиты при проектировании инженерных систем зданий. Считаю необходимым, чтобы аналогичное требование содержалось и в законе "О теплоснабжении". Прошу поддержать эти поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, центральная трибуна. ЛИПАТОВ Ю. А. Отвечаю по поправке 57. Общий принцип организации экономических отношений - основа государственной политики в сфере теплоснабжения. Предлагается ввести принцип обеспечения безаварийной работы теплоснабжения. Предложение: отклонить, так как абсолютно безаварийных работ нигде нет и никогда не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так вы дайте обоснование и по другим поправкам, чтобы мы потом проголосовали. ЛИПАТОВ Ю. А. Пожалуйста. Поправка 298: меры по противоаварийной защите объектов теплоснабжения - это учтено в статье 20 "Проверка готовности к отопительному периоду". Поправка 299: наличие средств противоаварийной защиты - это норма техрегламентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 57 из таблицы отклонённых. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 03 сек.) Проголосовало за 47 чел.10,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 48 чел. Не голосовало 402 чел.89,3% Результат: не принято Отклоняется. Поправка 298 голосуется. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 31 сек.) Проголосовало за 44 чел.9,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 44 чел. Не голосовало 406 чел.90,2% Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 299 из таблицы отклонённых. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 00 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3% Результат: не принято Отклоняется. Олег Васильевич Шеин, пожалуйста. ШЕИН О. В. Поправка 26. Речь идёт о дефинициях. В предложенной редакции сказано, что потребителем теплоэнергии является лицо, приобретающее теплоэнергию и теплоноситель для собственных нужд, в том числе для оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения и центрального отопления. По-любому мы здесь говорим в том числе о ГВС. Стоимость, тарифы на теплоэнергию бесспорно влияют на стоимость горячей воды для населения. Мы предлагаем убрать оборот о том, что потребителем является лицо, которое осуществляет коммунальные услуги. Это наша старая дискуссия. Мы против того, чтобы между реальным потребителем в лице гражданина и ресурсоснабжающей организацией существовал посредник в виде управляющей компании либо ТСЖ. Это функции, не свойственные ни ТСЖ, ни управляющим компаниям. И мы, наша фракция, считаем необходимым обеспечить людям право возможности прямых договоров между непосредственными, реальными потребителями, то есть гражданами Российской Федерации, и ресурсоснабжающими организациями. В рамках данной логики мы предлагаем изменить редакцию статьи 2, абзац двенадцатый, и указать, что потребитель - это лицо, которое приобретает теплоэнергию для собственных нужд, а не для оказания каких бы то ни было услуг. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, центральная трибуна. ЛИПАТОВ Ю. А. Олег Васильевич, тогда потребителями не будут являться лица, оказывающие населению коммунальные услуги. Принято более верное, на наш взгляд, определение, охватывающее весь комплекс отношений. В предлагаемом тексте законопроекта это звучит так: потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках или для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 26 из таблицы отклонённых. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 32 сек.) Проголосовало за 41 чел.9,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 41 чел. Не голосовало 409 чел.90,9% Результат: не принято Отклоняется. Поправка 136. Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Спасибо большое. Речь идёт об экспертизе, которая должна проводиться при установлении тарифов в сфере теплоснабжения. В существующей редакции, по крайней мере той, которая была представлена к первому чтению, данная экспертиза прописана как вероятностная, то есть говорится о том, что она может быть проведена, но вместе с тем может быть и отказано в её проведении. Мы предлагаем ввести норму о том, что отказ от проведения экспертизы должен быть однозначно обоснован и в течение тридцати дней направлен письмом заявителям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, центральная трибуна. ЛИПАТОВ Ю. А. Я должен повторить то, что уже говорил в своём выступлении: статья 13 "Участие независимых экспертных организаций в процессе тарифного регулирования" ликвидирована, потому что происходит подмена органов государственного регулирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 136. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снимается. Остаётся поправка в таблице отклонённых. Пожалуйста, 144-я поправка. ШЕИН О. В. 144-я поправка - это то, что мы раньше уже обсуждали. Речь идёт об исключении из статьи 14, которая в новой редакции, если я правильно понимаю, у нас является статьёй 12, нормы, в соответствии с которой государство может отказаться от регулирования тарифов на тепловую энергию. По нашему мнению, необходимо сохранить систему госрегулирования. Те доводы, которые приводит комитет в части, касающейся конкурентной среды, в части, касающейся наличия газораспределительной сети в соответствующем муниципальном образовании, по нашему мнению, являются недостаточными, потому что наличие сети не означает, что у потребителя есть реальная финансовая возможность перейти на иной вид энергии, так как это в том числе и вопрос платёжеспособности потребителя, наличие двух или более теплоснабжающих организаций в рамках муниципального образования не означает, что исключаются возможность картельного сговора между ними и видимость конкуренции вместо реальной конкуренции. И мы считаем, что то, что сегодня происходит здесь, в зале заседаний, является одним из крупнейших переворотов в коммунальном хозяйстве Российской Федерации и переворот этот крайне неблагоприятно отразится на населении Российской Федерации и реально отнимет у местной власти право контролировать деятельность монополий, причём монополий уже давно частных (напомню, согласно 185-му закону во многих субъектах Федерации тепловые компании перешли в частную собственность в обмен на проведение где-то местами капитального ремонта жилых домов). Мы предлагаем исключить данную статью, сохранить госрегулирование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А. Действительно, автор поправки предлагает исключить статью "Основания и порядок отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения", я уже об этом говорил, тем самым меняется концепция законопроекта, который мы приняли в первом чтении и который всё-таки приветствует создание возможных условий для конкуренции в сфере теплоснабжения на территории посёлков и городских округов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 144 из таблицы отклонённых. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 13 сек.) Проголосовало за 39 чел.8,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 39 чел. Не голосовало 411 чел.91,3% Результат: не принято Отклоняется. Последняя поправка - 310-я. Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Поправка 310. Мы предлагаем отказаться от введения модели саморегулирования в данной сфере, потому что речь идёт о системах жизнеобеспечения в Российской Федерации. Это среда, которая не является на сегодняшний день конкурентной и в нашем понимании конкурентной априори не будет в ближайшие пятнадцать - двадцать лет, до появления иных технологий, более современных, более дешёвых, связанных с использованием альтернативных видов топлива. Между тем отказ от механизма государственного регулирования, переход на саморегулирование действительно предполагает широчайшее пространство для осуществления так называемых компанейских соглашений, которые, бесспорно, крайне неблагоприятно отразятся на потребителях. Это ещё один шаг к окончательному уходу государства из сферы ЖКХ в той части, где оно должно отвечать за состояние коммунальных сетей и спрашивать с частных фирм в случае неудовлетворительного состояния этих сетей. Принципиальная позиция нашей фракции заключается в том, что мы считаем, что данная сфера должна сохраняться в качестве государственной. Мы за то, чтобы там, где есть возможности для рынка, рыночных отношений, - по управляющим компаниям, по компаниям, занимающимся бытовыми отходами, по лифтовым фирмам - вводить саморегулирование, вводить систему конкуренции, но мы за то, чтобы там, где такая конкуренция невозможна, сохранять твёрдый государственный подход, и по этой причине мы предлагаем не принимать норму по СРО, по саморегулированию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, центральная трибуна. ЛИПАТОВ Ю. А. Ну, я должен сказать, что эта тема действительно обсуждалась и когда мы рассматривали законопроект в первом чтении. Этот вопрос ставила Галина Петровна Хованская. И действительно, стоял вопрос о том, что, может быть, вообще, так сказать, изъять эту главу и руководствоваться основным законом о СРО. Но всё-таки после долгих обсуждений этой темы - я бы даже сказал, что рабочая группа, состоящая из представителей всех министерств и ведомств, всех ветвей власти, может быть, больше всего времени потратила именно на этот вопрос, - мы пришли к следующему решению: всё-таки участие в СРО сделать в последней редакции добровольным, потому что запретить это с учётом закона о СРО невозможно. И всё-таки действительно, учитывая то, о чём говорит Олег Васильевич, - то, что это серьёзная отрасль, - вот именно здесь как раз и прописать весь механизм этого регулирования, чтобы не было, так сказать, двойного смысла в законе и не было возможности как бы решать этот вопрос вне закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 310 из таблицы отклонённых. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 28 сек.) Проголосовало за 38 чел.8,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 38 чел. Не голосовало 412 чел.91,6% Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 57 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0% Проголосовало против 38 чел.8,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принимается.
Заседание № 122
11.11.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 177427-5 "О теплоснабжении".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6891 по 7721 из 8063
У нас сегодня пятница, поэтому я объявляю 26-й пункт... Ой, среда. В среду мы объявляем следующий вопрос и должны его закончить. 26-й и 27-й пункты - о проекте федерального закона "О теплоснабжении" и "О внесении изменений...". Докладывает член Совета Федерации Валентин Ефимович Межевич. Пожалуйста, на трибуну. Мы на Совете приняли решение при рассмотрении объединить пункты 26 и 27: один доклад по двум законопроектам и один содоклад по двум законопроектам. МЕЖЕВИЧ В. Е., член Совета Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые коллеги! Необходимость разработки и принятия закона "О теплоснабжении", если вы помните, была признана правительством, когда мы принимали весь пакет законов о реформировании электроэнергетики. Предлагаемый законопроект "О теплоснабжении" является логическим продолжением развития отношений в сфере теплоснабжения, заложенных Федеральным законом № 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Современная система отопления мегаполисов, городов в Российской Федерации организована в основном как система централизованного теплоснабжения. К системам централизованного теплоснабжения подключено 73 процента населения страны, они снабжают теплом более 90 процентов городских и около 20 процентов сельских жителей. Основными источниками тепла в системах централизованного теплоснабжения являются теплофикационные энергоблоки на электростанциях и котельные. Согласно статистическим данным, производство тепла в России характеризуется следующими показателями: централизованные источники производят 71,5 процента тепла, из них тепловые электростанции - 29,3 процента, мощные котельные - 53,9 процента, остальные источники - 16,8 процента. В результате проходящих рыночных преобразований объекты системы централизованного теплоснабжения в настоящее время разделены между владельцами различных форм собственности. При этом особую тревогу вызывает проблема хаотичного развития систем теплоснабжения и отчасти хаотично складывающихся экономических отношений. Опираясь на действующее законодательство, предусматривающее обязательность разработки программ комплексного развития систем теплоснабжения, предлагаемый проект закона определяет методологическую базу для таких работ. Следует отметить, что Федеральный закон № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" со дня вступления его в силу в полном объёме предусматривает прекращение действия Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", и поэтому вопросы государственного регулирования тарифов на тепловую энергию требуют дополнительной регламентации на законодательном уровне, в связи с чем необходимо законодательное закрепление общих принципов организации экономических отношений в теплоснабжении, а также формирование системы государственной политики в этой сфере. Законопроект определяет общие принципы экономических отношений и основы государственной политики в теплоснабжении. Также он определяет организационную структуру управления теплоснабжением населённых пунктов в условиях изменения отношений собственности и, развивая Федеральный закон "О саморегулируемых организациях", устанавливает процедуры саморегулирования в сфере теплоснабжения. Теперь кратко о самом тексте законопроекта. В главе 2 предложено в соответствии с требованиями статей 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации распределение полномочий между органами власти всех уровней. В главе 3 отражена государственная тарифная политика, причём приведён исчерпывающий перечень тарифов, подлежащих регулированию, а также методы, применяемые при осуществлении регулирования. Считаю важным то, что предусматриваются сроки действия тарифов, в том числе, кроме того, что двенадцать месяцев действуют уже утверждённые тарифы, предлагается и процедура установления долгосрочных тарифов - на три и на пять лет. Предлагается также стимулирование при проведении мероприятий по энергоэффективности, стимулирование, так сказать, на снижение тарифов - плата за поддержание резервной мощности. (Это специальный вопрос, готов потом дать комментарий по нему.) Для открытия процедуры тарифного регулирования, при организации тарифного регулирования предлагается участие независимых экспертов. И наверное, один из важных вопросов (считаю, что мы к этому делу подошли очень, скажем так, осторожно) - предложения по внедрению конкуренции при теплоснабжении. В главе 3 предлагаются основания и порядок отмены тарифного регулирования, при каких условиях это может быть сделано. Глава 4 описывает отношения между теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями. Считаем важным моментом установление порядка распределения тепловой нагрузки и управления системами теплоснабжения, а также особенностей теплоснабжения многоквартирных домов. Глава 5 "Обеспечение надёжности теплоснабжения". Этот вопрос для нас с вами... каждый год мы боремся с зимой. В этой главе мы постарались прописать все возможные процедуры проверки готовности к прохождению осенне-зимнего максимума. Урегулированы вопросы регламентации вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации, установлен порядок ограничения - один из самых больных вопросов - и прекращения теплоснабжения при невыполнении потребителями своих обязательств, а также организации развития систем теплоснабжения. Считаю важным также упомянуть о развитии саморегулирования в сфере теплоснабжения, поскольку сегодня в сфере теплоснабжения действуют тысячи субъектов: теплоснабжающие организации, экспертные организации, регуляторы, и мы считаем, что эти субъекты должны быть объединены, для того чтобы можно было установить порядок регулирования, в саморегулируемые организации. В главе 6 изложены все требования к саморегулируемым организациям, процедура допуска к работам, обеспечивающим работоспособность систем теплоснабжения. В случае принятия закона "О теплоснабжении" мы сузим, скажем так, количество необходимых правительственных постановлений до самого минимума. После принятия закона предполагается подготовка и выход четырёх правительственных постановлений: об основах ценообразования и правилах регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, о правилах организации теплоснабжения, о порядке рассмотрения разногласий и о стандарте раскрытия информации теплоснабжающих и теплосетевых организаций и органов регулирования. Завершая доклад по этому законопроекту, хочу сказать, что этот законопроект разрабатывался в течение нескольких лет, это уже, наверное, восьмая редакция, которая неоднократно обсуждалась в регионах. Законопроект разрабатывался с участием экспертных структур действующих сегодня некоммерческих организаций в сфере российского теплоснабжения, в том числе одной из самых многочисленных - "Российское теплоснабжение". Он поддержан этими организациями и сегодня представлен вам для одобрения. По второму законопроекту - "О внесении изменений...". Законопроект достаточно короткий, предполагается внесение изменений в два действующих закона. Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" предлагается дополнить словами "за исключением деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и производственных объектов, в отношении которой саморегулируемой организацией выдано свидетельство о допуске к работам, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения". И в отношении закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты..." речь идёт о разрешении на допуск к работам, которые могут выполняться в соответствии с разрешением саморегулируемой организации по работам, обеспечивающим работоспособность систем теплоснабжения. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Ефимович. Присаживайтесь. Содоклад сделает Юрий Александрович Липатов, также по двум законопроектам сразу. ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект является весьма актуальным. Вместе с Федеральным законом "Об электроэнергетике" и законом "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...", проект которого принят Государственной Думой во втором чтении, он должен стать нормативно-правовой базой развития отечественной энергетики. Нормативное регулирование такой важной сферы экономики, как теплоснабжение, должно быть осуществлено в отдельном законодательном акте, положения которого должны ввести конкурентные отношения в этой сфере и согласовать нормативную базу теплоснабжения с действующей нормативной базой в смежных отраслях, в первую очередь в электроэнергетике, в градостроительной деятельности и в регулировании тарифов организаций коммунального комплекса. При подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении в комитет поступило пятьдесят семь положительных отзывов от субъектов права законодательной инициативы, из них двенадцать с замечаниями, и семь отрицательных отзывов. Ряд замечаний по законопроекту содержится в положительном официальном отзыве Правительства Российской Федерации, заключении Правового управления и заключениях Комитета по строительству и земельным отношениям и Комитета по вопросам местного самоуправления (эти заключения есть в розданных вам материалах). Кратко остановлюсь на основных замечаниях, высказанных в этих отзывах и заключениях. Предмет правового регулирования законопроекта недостаточно чётко разграничен с предметом правового регулирования жилищного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности и о техническом регулировании, а также об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Указанный недостаток является причиной несоответствия некоторых норм законопроекта отраслевому законодательству. Так, например, в статье 19 законопроекта содержится требование к собственникам жилья в многоквартирном доме определять лицо, представляющее их интересы по договору теплоснабжения, однако вопросы выбора представителя собственников жилья в многоквартирном доме уже урегулированы в Жилищном кодексе Российской Федерации. Устанавливаемое в законопроекте регулирование указанных правоотношений не в полной мере соответствует положениям названного кодекса. Следует также отметить, что законопроект содержит много неопределённых положений. В частности, не ясно, какими нормативными правовыми актами будут устанавливаться требования к состоянию технических устройств тепловых сетей. Представляется, что значительная часть таких требований должна содержаться в технических регламентах, стандартах и сводах правил. В законопроекте указанные требования законодательства о техническом регулировании не приняты во внимание и не обозначена связь теплоснабжения с техническим регулированием. Таким образом, соответствующие положения законопроекта необходимо согласовать с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 184-ФЗ "О техническом регулировании", а при необходимости - с Федеральным законом № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Согласно статье 3 законопроекта общими принципами организации экономических отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, приоритетное использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения и обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения. Кроме того, в законопроекте содержатся положения о стимулировании, развитии и внедрении энергосберегающих технологий. В этой связи законопроект следует согласовать с принятым Государственной Думой Федеральным законом "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", которым урегулированы вопросы, касающиеся использования энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности. В пояснительной записке к законопроекту отсутствуют достаточные обоснования и цели создания саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, что не позволяет сделать вывод о целесообразности осуществления саморегулирования в этой сфере деятельности. Положения законопроекта необходимо согласовать с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, полномочия органов местного самоуправления по организации теплоснабжения и регулированию тарифов в сфере теплоснабжения не согласуются с полномочиями органов местного самоуправления, установленными названным федеральным законом. Законопроектом не предусматривается внесение изменений в указанный федеральный закон, несмотря на положения, предусматривающие передачу регулирования тарифов на тепловую энергию органам местного самоуправления. Необходимо отметить, что сформулированные замечания не относятся к концепции законопроекта и могут быть устранены ко второму чтению. На основании изложенного Комитет по энергетике рекомендует принять проект федерального закона "О теплоснабжении" в первом чтении. По проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении" сообщаю следующее. Имеются положительный официальный отзыв Правительства Российской Федерации на законопроект, заключение Комитета по строительству и земельным отношениям, получено пятьдесят положительных (два - с замечаниями) и десять отрицательных отзывов субъектов права законодательной инициативы. Замечания, приведённые в присланных заключениях и отзывах субъектов права законодательной инициативы, будут внимательно изучены и учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. На основании изложенного Комитет по энергетике рекомендует принять проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении" в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задержитесь пока, Юрий Александрович. Есть вопросы: Коломейцев, Романов, Иванов, Хованская и Шеин. Всего пять вопросов. Пожалуйста, кто первый? Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Юрий Александрович, вы, вообще-то, поясните, вот я читаю, кем внесены законопроекты, вы, оказывается, соавтор и сами себя критикуете. Зачем тратить время? Ну неужели у вас нет заместителя, который от имени комитета вас покритиковал бы? Вы же вдвоём с Межевичем - соавторы здесь! Чего тут огород городить?! И второе. Не приведёт ли принятие этого закона, как и предыдущих (вот о Саяно-Шушенской ГЭС уже много сказали, но до конца ещё не рассказали, кто же виноват), вообще к закрытию всех крупных теплоснабжающих станций? Потому что... Ну на Жилищный кодекс вы ссылались, но всем понятно, кто встречается с жителями, что это полный аут для жителей - принятие Жилищного кодекса. Это шкуродёрство узаконенное. ЛИПАТОВ Ю. А. По первому вопросу. Я являюсь председателем комитета и в данной ситуации высказываю точку зрения комитета. Если посмотреть те замечания, которые были высказаны комитетом Шаккума, комитетом Тимченко, Правительством Российской Федерации и правовым управлением администрации президента, то практически все замечания идентичны, поэтому я их аккумулировал и о них вам рассказал. И у нас нет сомнений в том, что мы все эти замечания можем привести в соответствие с теми законами, которые были приняты ранее. Теперь что касается перспектив в целом. Я хотел бы теперь уже продолжить то, о чём говорил Межевич. Действительно, когда проводилась реформа электроэнергетики, в 2002 году, происходили скандалы по реформированию, и тогда вставал вопрос о теплоэлектроцентралях. Именно тогда вставал вопрос: а что будем делать с теплом? Именно тогда мы понимали, что в перспективе будет рынок электроэнергии и, соответственно, вопрос формирования тарифов в электроэнергетике будет упразднён, а теплоэлектроцентрали работают в комбинированной выработке. Что делать с тарифами на тепло? Именно тогда было принято решение всё-таки не вписывать все эти нормы в закон об электроэнергетике, поскольку это один из сложнейших законов в Российской Федерации. И правительство сказало, что через год после принятия закона будет внесён проект закона о теплоснабжении. Прошло шесть лет, а законопроекта не было, и только усилиями, я не постесняюсь сказать, Липатова и Межевича этот законопроект сегодня представлен в Государственной Думе. Теперь что касается перспектив Саяно-Шушенской ГЭС. Она не имеет абсолютно никакого отношения к этому закону. Хочу вас проинформировать о том, что сегодня теплоэлектроцентрали, входящие в территориальные генерирующие компании, приватизированы, они находятся в том числе в иностранном капитале. Котельные в большой части продолжают оставаться в составах МУПов со стопроцентной собственностью. Но с учётом того, что в теплоносители входят многие котельные, встаёт вопрос: как урегулировать эти процессы с разными формами собственности? Именно этот законопроект решает эти задачи. И я вам хочу сказать, что эти проблемы сейчас в полной мере стоят в Москве, Санкт-Петербурге, во всех городах-миллионниках, ну, в общем-то, это проблема и тех городов, которые имеют теплоэлектроцентрали, но с меньшей численностью населения. Если мы этот закон не примем, мы действительно усугубим ситуацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов. РОМАНОВ В. С. Валентин Ефимович может отвечать или нет? Я бы хотел разделить вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может, он готов. РОМАНОВ В. С. Валентин Ефимович, я вас давно знаю, человек вы опытный и профессиональный. Всё же как регионы Сибири и Севера относятся к этому проекту закона? Потому что ни для кого не будут столь чудовищными последствия, как для них. А Юрию Александровичу - другой вопрос. Глазами потребителя... Повторяю: есть проблема производителей тепла и передатчиков, а есть проблема потребителей. Вчера передают по телевидению: 17 процентов населения России за чертой прожиточного минимума и бедности. Вот когда я прочитываю строчку о том, что потребитель должен прокладывать теплотрассу к магистрали, я подпрыгиваю: как это для бедного человека будет выглядеть? Вот два вопроса. МЕЖЕВИЧ В. Е. Я могу отвечать на первый вопрос? Прежде всего я хотел бы сказать, что законопроект устанавливает именно порядок развития систем теплоснабжения и приоритет отдаётся самому сегодня экономичному способу производства тепловой энергии - комбинированным источникам тепловой и электрической энергии, поскольку другого, более эффективного пока ещё ничего не было придумано. И это по большому счёту являлось предметом зависти крупных городов зарубежных стран, и они по этому пути, кстати, шли и идут. Это первое. Вместе с программами развития коммунальной инфраструктуры мы устанавливаем законом обязательность разработки схем теплоснабжения и их ежегодной актуализации, чтобы у нас с вами не было того, что сегодня происходит в Москве в том числе, когда один застройщик устанавливает крышную котельную, использует газ, второй устанавливает подвальную котельную. Сегодня без чёткого технологического и технического обоснования начинают развиваться какие-то котельные, которые забирают лимиты газа у теплоэлектроцентралей, забирают часть нагрузки у теплоэлектроцентралей, тем самым ухудшая ценовую картину для остальных потребителей тепловой энергии. Законопроект именно на разрешение этих негативных моментов направлен. Что касается регионов. Я уже сказал, что мы вместе с некоммерческой организацией "Российское теплоснабжение" этот законопроект неоднократно обсуждали, в регионах в том числе. И когда в регионах появляешься, говорят: когда же вы, в конце концов, закон выпустите, он необходим для того, чтобы были установлены единые правила теплоснабжения по всей Российской Федерации? Это один момент. И, уважаемые коллеги, я хочу даже... Давайте отойдём от Москвы, спустимся в муниципалитеты, в том числе в сибирские. Я думаю, что вам ваши избиратели неоднократно рассказывали о серийных, я не побоюсь этого слова, банкротствах муниципальных теплоснабжающих предприятий, когда они в течение шести лет по три, по четыре раза банкротились, оставляя за собой долги. И это не приводит к их оздоровлению, наоборот, только к разрушению. Законопроект направлен на устранение и вот таких негативных явлений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Александрович, пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А. Валентин Степанович, прежде всего я хочу сказать, что если говорить о централизованных теплосетях, то это прописано и в других законах, а здесь уровень муниципальный. В городах, как правило, речь идёт о подводке тепла к большим многоквартирным домам. Что касается сельской местности, то, насколько я понимаю, в сельской местности сейчас не строят каких-либо длинных теплосетей с выходом на какие-то конкретные индивидуальные дома, а, как правило, если кто-то решил строить, он строит индивидуально и делает свой теплоноситель, в первую очередь это касается подводки газа, которым, собственно, и отапливаются дома. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Юрий Александрович, вот статья 21, часть 2: "Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти". И далее: "Проверка готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии осуществляется органами местного самоуправления". Вот при такой постановке не получится ли так, что, основываясь на данных проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций, которую проводят муниципальные образования, уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти сделает вывод о готовности муниципального образования, и мы опять начнём бороться с зимой? ЛИПАТОВ Ю. А. Я не понял насчёт... Повторите, пожалуйста, что субъект Федерации муниципалам скажет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите Иванову ещё раз микрофон. ИВАНОВ С. В. Смысл такой. Как записано в части 2 статьи 21, проверку готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Так? Так. Он информацию о готовности получает в муниципальном образовании, которое проверяет готовность теплоснабжающих и теплосетевых организаций, и на этом основании будет делать вывод, получается, о готовности и муниципального образования. Не получится ли так, что он на основании тех сведений, которые ему даст муниципальное образование, сделает неправильный вывод, а потом зимой посыпятся проблемы? ЛИПАТОВ Ю. А. Это проблема уже тех, кто проверяет, и если проверяющий написал отчёт, который повлёк за собой аварию, он должен соответствующим образом отвечать. Но давайте мы с вами договоримся, может быть, и о другом. Вообще ведь, если посмотреть вот этот законопроект и те замечания, которые по нему высказаны, нам предстоит большой фронт работы. Я практически уже переговорил со всеми фракциями о создании рабочей группы, и вы все будете принимать участие в доведении до ума этого законопроекта. Форсировать мы его не собираемся, но я думаю, что к весне следующего года этот закон должен всё-таки выйти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите добавить что-то? Межевич хочет добавить. Пожалуйста. МЕЖЕВИЧ В. Е. Уважаемые коллеги, у нас и сегодня федеральный орган исполнительной власти проводит проверку готовности к зиме. В данном законопроекте предлагается, что уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти разработает порядок оценки готовности систем теплоснабжения к прохождению осенне-зимнего максимума, это касается и запасов топлива, и завершённости ремонтных работ, и подготовки персонала. Кто, кроме муниципального образования, сможет лучше проверить свою тепловую сеть, все ли работы выполнены, тем более закрытые работы? Мы думаем, что установление такого порядка и набора определённых критериев, по которым необходимо проверять, скажем так, оздоровит обстановку в этой сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тимченко по ведению. Что-то мы нарушаем? ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я прошу прощения. Был вопрос, касающийся местного самоуправления. Я думаю, что ни один из муниципалов не будет давать информацию, искажающую реальное состояние готовности к зимнему периоду, поэтому в данном случае вопрос, касающийся объективности оценки готовности к отопительному периоду, в принципе не вызывает сомнений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Юрий Александрович, Комитет по строительству и земельным отношениям считает, что проект требует серьёзной доработки. А мой вопрос заключается в следующем. Вот вы, включая в закон, посвящённый теплоснабжению, главу 6 "Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения", запускаете процесс, когда у нас в каждой ресурсоснабжающей организации по определённому виду деятельности будет своё саморегулирование. Недостаточно разве нам базового закона? Недостаточно разве Градостроительного кодекса? Может быть, к нему много претензий, но тем не менее есть законы, поправки к нему. Многие нормы в этой главе весьма сомнительны. ЛИПАТОВ Ю. А. Галина Петровна, вы абсолютно правильно ставите вопрос. Что касается критики этого документа, то практически и комитет Шаккума, и правительство высказали большие сомнения относительно необходимости этой главы. Я анализировал этот вопрос, и (кстати, мы с Шаккумом на эту тему говорили) я думаю, что, наверное, правильно будет - я пока беру на себя лично ответственность - сказать о том, что вообще эту главу нужно убрать. Вы правильно говорите, что есть у нас базовый закон. И нечего путать людей, гонять, так сказать, по всем законодательным актам. Вот если нужно будет какие-то изменения сделать, тогда туда и внести. А за основу нужно брать тот закон, который мы с вами приняли. Это правильная позиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин. ШЕИН О. В., фракция "Справедливая Россия". Спасибо. У меня вопросы к обоим докладчикам. Вопрос к комитету такого характера. Очевидно, что в данных законопроектах налицо сфера интересов ряда комитетов Госдумы, в том числе и комитета Крашенинникова, потому что в Жилищном кодексе упоминается про отношения с потребителями. В связи с этим позитивное мнение комитета о том, чтобы комитет Крашенинникова и комитет Шаккума стали соисполнителями по данному проекту, мне кажется разумным. И вопрос к Валентину Ефимовичу такого содержания. В законопроекте, в частности, говорится о том, что все потребители, то есть все дома многоквартирные, обязаны в срок до 1 января 2012 года поставить приборы учёта у себя на точке ввода. Вместе с тем неясно, какие же будут применяться меры, санкции по отношению к тем жителям, которые этого не сделают. Хотел бы, чтобы вы это прояснили. ЛИПАТОВ Ю. А. Олег Васильевич, я считаю, правильный вопрос. Первое. Если говорить о самой постановке, то, конечно, приборы учёта должны стоять. И кстати, никакого секрета нет, мы все знаем в отношении газоснабжения о том, что тот, кто не имеет приборов учёта, практически за газ платит больше, это факт известный. Второе. Вопрос по срокам - это не догма. Есть определённая позиция в целом правительства по этому вопросу. Насколько мы знаем, правительство к этому вопросу подходит таким образом: определённая часть населения может ставить приборы учёта, будет пролонгация выделения средств на проведение этих работ. Но мне кажется, что вопрос о сроках вполне может обсуждаться. А относительно самой постановки вопроса, я думаю, абсолютно нет никаких сомнений. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас ко второму чтению... ЛИПАТОВ Ю. А. А по соисполнителям я скажу так. У нас официально соисполнители - комитеты Тимченко и Шаккума. Комитет Крашенинникова не заявлялся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто статью Регламента напоминаю, что у нас соисполнитель определяется при процедуре первого чтения и это по заявке комитета делается. Мы не можем назначать, если комитет не выражает такого желания. Спасибо, присаживайтесь, Юрий Александрович. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают Романов и Шеин, только двое. Романов, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Липатов - в заключение, Межевич - в заключение, потом представители президента и правительства, все будут выступать. Пожалуйста, Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я подтверждаю, что когда в течение ряда лет шла ожесточённая дискуссия о судьбе единого электроэнергетического комплекса, то мы решительно напоминали о проблемах, которые связаны с гигантскими просторами нашей страны и её климатическими условиями. В России сегодня 60 процентов электроэнергии производится комбинированным способом, и это подразумевает, что тот, кто берётся внедрять механизмы рынка в электроэнергетику, обязан отвечать за вопросы жизнеобеспечения и просто выживания населения страны, где температуры 40-60 градусов мороза являются привычными на территории в тысячи километров. С этой точки зрения закон "О теплоснабжении", безусловно, нужен. Мы не можем отрицать важности и таких инженерных подходов, как, например, введение в закон норм о разработке комплексных схем теплоснабжения, о том, чтобы органы власти всех уровней решали в комплексе проблемы, в том числе на перспективу, на несколько лет, и так далее. Нельзя отрицать необходимости перехода страны к приборам учёта, поскольку сегодня отсутствие приборов учёта и массовое применение только нормативов сплошь и рядом порождают и безответственность производителей, и облегчённое отношение потребителей. На этом наваривают сегодня миллиарды, прямо скажем, нечистоплотные граждане, которые подвизаются в структурах жилищно-коммунального комплекса и так далее. Вместе с тем хотел бы сказать, что над законопроектом нужна ещё огромная работа. Некоторые проблемы. Сама по себе тенденция дробления проблем энергетики мне кажется чрезвычайно опасной. Да, так сложилась история государства, что Советский Союз, строя новые крупные производственные мощности и крупные города, шёл по пути централизованных схем производства электроэнергии и теплоэнергии. В одночасье похоронить такое наследство невозможно. Стандарты Западной Европы, живущей в благополучном климатическом поясе, для нас неприемлемы. Мы знаем, что есть немало чиновников, которые твердят, что переход к индивидуальным системам отопления в сельской местности - это сегодня величайшее благо. Хорошо так рассуждать, когда новое оборудование поставлено, а что будет через пятнадцать - двадцать лет? Жизнь суровый экзамен устроит. Ни культура населения, ни традиции, ни степень контроля сегодняшнего абсолютно не гарантируют того, что мы не будем иметь чем дальше, тем больше проблем. Повторяю, мощные источники энерго- и теплоснабжения - это реальность России, и нельзя в законе очень легко относиться к идее, что рынок и здесь всё отрегулирует. Мы жёстко выступали против дробления в сфере электроэнергетики. Мы предупреждали о том, что нельзя отказываться от важнейших критериев - надёжность, качество и безопасность. То же самое надо подчеркнуть и по теплоснабжению. Я думаю, что в критериях оценки, когда мы о комплексных схемах говорим, должны быть более отчётливо заложены нормы безопасности и гарантии качества. Если говорить прямо, то сегодня население абсолютно не может повлиять на поведение монополий или локальных теплоисточников. Мы пишем: они будут гарантировать качество. Скажем, 115 градусов при серьёзном морозе - кто может привести пример, что жителям дома или тем более квартиры удалось отстоять свои права, когда эта температура занижается? Позволю ещё раз напомнить, что в суровую, относительно суровую зиму 2005-2006 годов тридцать регионов стонали. Мы дошли до Генеральной прокуратуры, которая в апреле дала ответ, что действительно были серьёзные нарушения нормативов по температуре теплоносителя, но, видите ли, зима прошла, субъекты были вынуждены так поступить. А о том, что народ замерзал, в апреле уже не вспоминают. Это очень серьёзная проблема. Я считаю, что требуют тщательной дополнительной проработки формулировки в той части, где мы заикаемся о возможности отказа от регулирования тарифов на теплоэнергию. Мы же понимаем, что Италия или Испания могут такие лёгкие для них вещи прописывать, а мы не можем. Мы должны понимать, что пятая часть населения живёт в абсолютной бедности и неизвестно, когда она выберется из этого капкана. И мы должны понимать, что у нас тарифная политика - это политика, обеспечивающая (или не обеспечивающая) выживание народа среди зимы. Я сказал бы, что в целом надо пристально посмотреть - обращаюсь к авторам закона: я готов участвовать в подготовке к следующим этапам рассмотрения, - надо пристально посмотреть на соотношение государственных полномочий и функций и рыночных начал. Я уже не говорю о резко критическом понимании того, что такое саморегулируемые организации и как они будут заменять государственные профессиональные структуры. Я не первый раз вынужден напомнить, что лихой отказ от лицензирования в строительстве - вот сегодня было продолжение дискуссии... Да мы с вами уже в конце этой зимы увидим, к чему приедем, до 1 января осталось сорок дней. А мы сегодня говорим: всё решат саморегулируемые организации. Не будет этого в реальной жизни, всё равно придётся коррективы вносить. Общий вывод. Фракция Коммунистической партии выступает за то, что закон о теплоснабжении нужен. Сегодня мы пока ещё видим серьёзные недоработки, поэтому сегодня наша позиция - это такой здравый, как бы критический взгляд, но, если сегодня "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект примет, мы готовы работать, чтобы ко второму чтению он приобрёл гораздо более чёткие контуры. Согласен с тем, что нельзя гнать лошадей. Если сказал коллега Липатов, что он думает, что к весне... Не будем загадывать, но ко второму чтению надо очень серьёзно поработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин, пожалуйста. ШЕИН О. В. Я обычно с гордостью говорю своим избирателям, что был единственным депутатом Государственной Думы, который голосовал против так называемого 210-го закона о государственном регулировании тарифов в сфере коммунального комплекса. Дело в том, что данный законопроект, хотя и хорошо назывался, повлёк за собой известное 307-е постановление, очень сильно ударил по потребителям, является одним из самых скандальных сегодня в стране, а логика была простая: он же хорошо называется, у него же такое название - о государственном регулировании. А то, что в результате принятие этого закона повлекло за собой, напротив, отказ от внятного государственного регулирования, тогда, к сожалению, было понятно только немногим специалистам. Теперь по сути. Хочу обратить внимание на то, что в числе материалов по данному законопроекту мы получили наряду с текстом закона ещё и двадцать страниц замечаний. В том числе указано, что положения данного законопроекта противоречат конкретно нормам закона "Об электроэнергетике", закона "Об основах регулирования тарифов...", закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", закона "О естественных монополиях", Гражданского кодекса, Жилищного кодекса. Я почему, собственно, и сказал, задавая вопрос, что необходимо, чтобы обязательно в рабочую группу вошли представители других комитетов, потому что здесь сфера не Комитета по энергетике, здесь сфера тех комитетов, которые отвечали в том числе за жилищную реформу в Российской Федерации. Если Крашенинников несвоевременно это увидел, то это беда не комитета, а беда страны. Что касается самого текста, хочу, во-первых, обратить внимание на большое количество норм непрямого действия, которые открывают большой простор для принятия решений на местах в зависимости от того, кому что будет интересно. Вот коллега Колесников меня сейчас хорошо понимает. А именно (по тексту): тарифы на тепловую мощность могут дифференцироваться (а стало быть, могут и не дифференцироваться - в зависимости от принятого решения); в случае, если потребитель теплоэнергии представляет согласованное с теплоснабжающей организацией обоснование, цена в договоре может быть уменьшена (а может и не быть уменьшена). Нас призывают к борьбе с коррупцией, а предлагают такие вещи включать в законопроект. Далее. Очень скандальная норма, бесспорно, - норма о возможной отмене тарифного регулирования вообще по теплу и по горячей воде для потребителя. Вот все здесь так или иначе - кто-то постоянно, кто-то раз в пять лет или четыре года - общаются с избирателями и так или иначе слышат от людей вопрос по поводу тарифов на услуги ЖКХ. А здесь написано следующее: органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе принимать решения о частичной или полной отмене регулирования тарифов на теплоэнергию. Да, потом идут всякие условия - должна быть конкуренция, две-три организации, не аффилированные между собой, - но мы отлично понимаем, что даже неаффилированные организации могут замечательно вступить в аффилированные, картельные отношения. А здесь говорится о том, что регулирование тарифа на горячую воду и на тепло вообще может быть отменено для потребителя. Больше того, оно очень интересно отменяется. Написано, что орган местного самоуправления, который выступает в адрес исполнительной власти субъекта Федерации с инициативой об отмене тарифного регулирования, если государство на уровне субъекта Федерации на отмену тарифа не идёт, не даёт права самим ресурсоснабжающим организациям, коммунальщикам утверждать тариф, обращается не в суд, РСО обращается не в суд, а в Федеральную антимонопольную службу, и ФАС собственным решением вправе обязать РЭК и обязать субъект Федерации отменить тариф. Цитирую: "Предписание об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, выданное федеральным антимонопольным органом по итогам рассмотрения жалобы, является обязательным для исполнения..." То есть это ФАС теперь будет решать, а не суд, отменять тариф или не отменять. А у потребителей соответствующее право обжаловать отмену тарифа в суде или в ФАС в тексте закона отсутствует. Это абсолютно чёткая игра в одни ворота - в интересах РСО, и абсолютно понятно, что ассоциации ресурсоснабжающих организаций, как нам чуть раньше доложили докладчики, поддерживают данный законопроект. Теперь что касается потребителей, то есть жителей домов, объединённых в ТСЖ, жителей, избравших непосредственное управление, и прочих. Во-первых, содержится очень скользкая норма о том, что ТСЖ теперь могут относиться к категории теплоснабжающих организаций. Во всяком случае, я могу понимать это только так: пункт 2 статьи 16 говорит о том, что в качестве теплоснабжающей организации может выступать лицо, владеющее на праве собственности тепловыми сетями в данной системе теплоснабжения. Ни для кого не секрет, что часть наружных сетей совершенно насильственным путём заставляют принять на баланс товарищества собственников жилья. И в контексте данного законопроекта, если текст не будет изменён ко второму чтению, ТСЖ становятся у нас теплоснабжающими организациями со всеми вытекающими требованиями к ним, в том числе... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШЕИН О. В. В контексте. Что написали, то я и читаю. И у меня достаточно богатый опыт (я для стенограммы просто объясняю, с кем сейчас я общаюсь, - с одним из содокладчиков), достаточно богатый опыт общения с РСО, в том числе на переговорах с теплоснабжающими организациями, чтобы знать, как РСО читают те законы, которые принимает Госдума, и читать они будут именно таким образом. А отсюда вытекают, соответственно, последствия: необходимость ТСЖ вступать в саморегулируемые объединения, платить взносы и прочее. Более того, законопроект самым грубым образом нарушает Жилищный кодекс Российской Федерации и, по сути, уничтожает одну из форм жилищного самоуправления, а именно непосредственное управление. Вот мы здесь ведём уже пятый год дебаты: менять или не менять Жилищный кодекс. Коллега Крашенинников постоянно говорит: менять не надо. И в этой части я его поддержу - это и есть консенсус, принятый Госдумой: сохранить непосредственное управление и три формы управления домами. Непосредственное управление - это право жителей дома через одну из форм, напрямую каждому собственнику отдельно заключать договоры с коммунальными организациями, с ресурсоснабжающими организациями. Что мы читаем в законопроекте? При выборе собственниками жилья непосредственной формы управления собственники обязаны определить лицо, представляющее их интересы, при этом это лицо заключает договор на покупку объёма тепловой энергии. Вот это прямая норма - объединение коллективной ответственности по коммунальным услугам. (Кстати, правительство в лице Собянина выступило резко против неё.) Я слышал ремарку коллеги из комитета о том, что они по статье 19, в части непосредственного управления, вроде бы готовы учесть замечания правительства. Так надо обязательно учитывать! Статью 19 необходимо исключить из текста законопроекта, потому что эта статья самым грубым образом рушит тот консенсус, который сегодня достигнут в сфере управления многоквартирными домами в Российской Федерации, эта статья напрямую противоречит всей той реформе жилищной системы в Российской Федерации, которая у нас сегодня реализуется. Теперь по поводу счётчиков. Текст законопроекта: "потребители тепловой энергии, не имеющие приборов учёта тепловой энергии, обязаны организовать коммерческий учёт с использованием приборов учёта не позднее 1 января 2012 года". Вопрос: а если они этого не сделают, что с ними будет тогда - расстреляют их, в тюрьму посадят, какая санкция? Более того, когда мы говорим об узлах учёта, давайте не забывать, что этот узел учёта, коммерческий узел учёта выходит из строя через пять лет, его цена сегодня составляет в среднем порядка 150 тысяч рублей, а то и больше (я беру по своему городу). Это означает повышение тарифов на коммунальные услуги автоматически на 10 процентов, то есть мы дополнительно обременяем жителей, собственников многоквартирных жилых домов. Компенсировать эти расходы из федерального бюджета мы, естественно, не собираемся, но собираемся заставить людей ставить коммерческие узлы учёта, прямым следствием чего, кстати, будет в том числе и отключение целых домов за долги отдельных жителей. И об этом дальше написано: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем - а в качестве потребителя выступают не отдельные жители в контексте законопроекта, а в целом дом, то есть старший в доме при непосредственном управлении, ТСЖ, ЖСК, управляющая компания - обязательств в течение более чем одного месяца (тридцатидневный срок мы вводим вместо ранее существовавшего двухмесячного) теплоснабжающая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору посредством введения ограничения подачи тепловой энергии, а дальше и полного отключения. Это касается не только горячей воды - ГВС, но и тепловой энергии, то есть отопления. Возникает риторический вопрос: зачем нам принимать законопроект с такими многочисленными дырами в условиях, когда только Правительство России, Собянин прислал замечания на семи страницах? Наша фракция будет голосовать против принятия этого законопроекта. Этот законопроект не менее взрывоопасен с точки зрения стабильности договорных отношений между потребителями и РСО, чем тот Жилищный кодекс, который стал давно уже притчей во языцех. Я, естественно, хотел бы войти от нашей фракции в состав той рабочей группы, которая, судя по всему, будет сформирована. Ещё раз хочу сказать: мы голосуем против принятия этого законопроекта. Мы считаем, что этот законопроект необходимо дорабатывать коренным образом. Мы рады - вот к правительственной ложе хочу обратиться - тому факту, что правительство тоже обратило внимание на это обстоятельство, и мы, естественно, будем вносить большое количество поправок. Но ещё раз хочу сказать, что наша фракция будет голосовать против такого законопроекта. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента хотел бы выступить? Нет. Представитель правительства? Также нет. Докладчик? Будет выступать. Пожалуйста. МЕЖЕВИЧ В. Е. Я хочу поблагодарить за ту критику, которая сегодня прозвучала по законопроекту, но мы не наивные и понимаем, что когда такой законопроект вносится, с попыткой отрегулировать колоссальные сложности и проблемы... А проблема эта, между прочим... Я хочу напомнить, что сегодня из всего того, что добывается и используется на территории Российской Федерации, из всех видов первичных природных ресурсов, - нефти, газа, дров, торфа, угля - половина уходит на цели теплоснабжения. Это порядка 450 миллионов тонн условного топлива. И законопроект, которым делается попытка навести порядок в этой сложнейшей сфере, я думаю, заслуживает внимания. И спасибо за критику. Конечно, на все замечания, которые сегодня здесь прозвучали, ответить будет сложно. Благодарю коллег ещё раз за критику, готовы - уже и от имени Юрия Александровича скажу, - мы готовы работать в рабочей группе, обсуждать, потому что часть замечаний, на мой взгляд, просто от непонимания той позиции, которая заложена в законопроекте. Я думаю, что нам удастся найти консенсус, исправить все серьёзные замечания. Благодарим за эту уже работу, которая сегодня проведена, и за будущую совместную работу в рабочей группе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Александрович, вы настаиваете? Да. Слово Юрию Александровичу Липатову. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемые коллеги, я в контексте Межевича. Я искренне благодарен за те слова, которые и Валентин Степанович сказал, и коллега Шеин. Я больше хочу сказать: вот то, о чём сказал Шеин, мы по стенограмме конкретно всё посмотрим, проанализируем. И более того, я Шеина приглашаю в рабочую группу - пожалуйста. В том, что мы имеем возможность доработать этот закон, довести до ума, я не сомневаюсь, было бы желание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О теплоснабжении", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 47 мин. 56 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 48 мин. 33 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 25 чел.5,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4% Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7729 по 7732 из 8063
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Для стенограммы: по пунктам 26, 27 Гайнуллина голосовала за.