Заседание № 124
О проекте федерального закона № 176822-5 "О внесении изменений в статьи 35 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об увольнении осуждённых военнослужащих).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Докладчик тот же. Пожалуйста. САВЕНКО Ю. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Указанный законопроект во втором чтении принят также 13 ноября текущего года. Законопроектом устанавливается в качестве обязательного основания для увольнения с военной службы условное осуждение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за умышленное преступление. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Соответствующий проект постановления имеется. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять федеральный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания, желание выступить по мотивам? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 47 мин. 47 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 123
О проекте федерального закона № 176822-5 "О внесении изменений в статьи 35 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об увольнении осуждённых военнослужащих; принят в первом чтении 9 октября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Также докладывает первый заместитель председателя Комитета по обороне Юрий Алексеевич Савенко. Включите микрофон на центральной трибуне. Пожалуйста, Юрий Алексеевич. САВЕНКО Ю. А. Законопроект принят в первом чтении 9 октября текущего года. Напомню, что законопроектом устанавливается в качестве обязательного основания для увольнения с военной службы условное осуждение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за умышленное преступление. Условное осуждение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за неосторожное преступление законопроект по-прежнему оставляет в качестве возможного основания для увольнения с военной службы по решению командира. К законопроекту поступило пять поправок. В результате их рассмотрения все внесённые поправки рекомендованы комитетом к принятию. Поправок на отклонение нет. Законопроект, подготовленный ко второму чтению с учётом поправок, рекомендованных к принятию, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе утвердить таблицу поправок 1 и принять законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Для протокола. Я оговорился по предыдущему пункту, я сказал о заключении Счётной палаты, а на самом деле это было заключение Общественной палаты. Чтобы в протоколе была правильная интерпретация. Коллеги, одна таблица - пять поправок, которые комитет рекомендует принять. Есть замечания по таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 56 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7% Результат: принято Принимается таблица. Ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 31 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 115
О проекте федерального закона № 176822-5 "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об увольнении осуждённых военнослужащих).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 13 порядка работы Государственной Думы. Блок "Оборона и безопасность". Продолжение рассмотрения законопроектов в первом чтении. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Доклад члена Совета Федерации Виктора Алексеевича Озерова. Пожалуйста. ОЗЕРОВ В. А., член Совета Федерации. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Смысл предложенного законопроекта сводится к тому, чтобы продолжить работу по укреплению законности и правового порядка в Вооружённых Силах и иных воинских подразделениях, где предусмотрена военная служба. Предусматривается внесение изменений в статью 51 закона "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающих основания для безусловного увольнения из рядов Вооружённых Сил военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за умышленное преступление, если мерой наказания является не лишение свободы, а условная мера наказания. Смысл состоит в том, что за 2006-2008 годы в Вооружённых Силах шесть с половиной тысяч военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, были судом наказаны, им вынесены приговоры за умышленное преступление без лишения свободы. Из этих шести с половиной тысяч военнослужащих тринадцать впоследствии совершили повторные преступления. На сегодняшний день в Вооружённых Силах проходят службу две тысячи триста девяносто девять военнослужащих по контракту, которые также совершили умышленное преступление, но были судом приговорены к срокам без отбывания наказания, без лишения свободы, из них триста семь - старшие офицеры, пятьсот девяносто один - младшие офицеры и более трёхсот семидесяти - прапорщики и мичманы. С нашей точки зрения, принятие этого законопроекта позволит продолжить работу по укреплению законности и правопорядка в войсках, в том числе и с помощью личного примера. Отзывы профильного комитета и Правительства Российской Федерации на данный законопроект положительные. Просьба поддержать его. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич. С содокладом выступает член Комитета по обороне Михаил Петрович Ненашев. Пожалуйста. НЕНАШЕВ М. П. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Виктор Алексеевич Озеров достаточно подробно рассказал о рассматриваемом законопроекте. В этом зале неоднократно звучала тема наведения порядка, ужесточения норм ответственности за проступки, поэтому я хотел бы лишь подчеркнуть, что правопорядок в войсках нуждается в серьёзном укреплении, на это и направлен этот законопроект. Сегодня, к огромному сожалению, каждый третий осуждаемый военнослужащий - офицер. Звучит и грустно, и позорно, тем не менее это факты. В силу разных причин каждое второе офицерское преступление связано с посягательством на бюджет и имущество или носит характер взятки. Эти факты и другие, которые хорошо нам всем известны, подчёркивают актуальность данного законопроекта. И то, о чём говорил глава нашего государства Дмитрий Анатольевич Медведев и что неоднократно подчёркивал Владимир Владимирович Путин, - это необходимость наводить порядок жёстким и серьёзным образом. На наведение порядка и направлен вносимый законопроект. Если кого-то цифры интересуют, хотя Виктор Алексеевич достаточно их привёл, чтобы обрисовать ситуацию в этой сфере, я готов дополнительно озвучить, если будут вопросы. Закон "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" исключает возможность её прохождения в случае наличия судимости или неснятой, непогашенной судимости. Тогда почему для преступников в погонах, умышленно нарушавших закон, должны быть созданы своего рода привилегированные условия? Комитет по обороне полагает, что принятие законопроекта существенно повысит воинскую дисциплину наряду с другими мерами. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности законопроект, как вы уже слышали, поддерживает. Правительство России данный законопроект также поддерживает с небольшими замечаниями, которые не влияют на концепцию законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы также высказалось в поддержку этого законопроекта, а те замечания, которые есть, они ко второму чтению могут быть устранены. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Петрович. Подождите минуточку. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы. Четыре вопроса: депутат Коломейцев, депутат Рябов, депутат Решульский и депутат Груздев. Пожалуйста, депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Виктор Алексеевич, не могли бы вы уточнить, кто занимался анализом и подготовкой пояснительной записки вот к этому законопроекту? И не считаете ли вы, что на самом деле рост преступности в армии имеет несколько другие причины, прежде всего падение мотивации и то, что армией руководят люди, которые в ней не служили? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон по карточке Васильева. ОЗЕРОВ В. А. Уважаемый Николай Васильевич, данные, которые я сегодня озвучил, были подготовлены Главной военной прокуратурой. То, что указано в пояснительной записке на момент внесения нашего законопроекта, и то, что я сообщил сегодня, - это по состоянию на 1 июня 2009 года. Я с вами абсолютно согласен, что это не является основной причиной нарушения воинской дисциплины и совершения преступлений в Вооружённых Силах, но в том комплексе мер, которые должно принимать государство, должна быть и такая: тот, кто совершил умышленное, я повторяю, преступление, не может оставаться служить и обучать и воспитывать подчинённых. Я сказал, что личный пример - один из главных примеров, этому нас учили в советское время, это актуально и сегодня в России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос депутата Рябова Николая Фёдоровича. Включите, пожалуйста, микрофон. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Вопрос почти созвучен с тем, который задал мой коллега Николай Васильевич Коломейцев. Действительно, мы собираемся рубить сук, на котором, как говорится, сидит армия, сокращая Вооружённые Силы за счёт тех, кто, так скажем, совершает какие-то неправомерные действия, не искореняем первопричину, то, почему совершаются преступления. Тем более, что в содокладе было сказано, что в основном совершаются преступления на экономической почве, очевидно, не хватает заработной платы, очевидно, здесь вот та коррупция, которой пронизана вся страна, - это главные причины. Так ли это, как вы считаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по карточке Васильева микрофон включите. ОЗЕРОВ В. А. Николай Фёдорович, если бы вы вчера присутствовали на заседании Комитета Государственной Думы по обороне, где мы предварительно рассматривали внесённый Правительством Российской Федерации законопроект о федеральном бюджете на 2010 год, то вы могли бы убедиться, что члены этого комитета - я присутствовал на заседании - поднимали достаточно много вопросов, касающихся и денежного довольствия, и социального обеспечения военнослужащих. Мы не берёмся только за одно, а стараемся решать эти вопросы, я повторяю ещё раз, комплексно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский Сергей Николаевич, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня к Виктору Алексеевичу вопрос. Цифры вы назвали, это интересно. Но вот в пояснительной записке вы пишете и мы это знаем, что статья 51, подпункт "д" пункта 2, предусматривает увольнение военнослужащего, осуждённого к лишению права занимать воинские должности, или осуждённого условно, и всё это зависит от воли командования. Задавали ли вы вопрос командирам этих осуждённых, почему они их не увольняют? В чём причина? Либо у нас командиры такие, что их самих надо увольнять из армии, либо тут есть, наверное, какие-то внутренние или внешние причины. Почему всё-таки командир, имея право уволить такого условно осуждённого военнослужащего, не делает этого? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По карточке Васильева включите микрофон. Пожалуйста, Виктор Алексеевич. ОЗЕРОВ В. А. Уважаемый Сергей Николаевич, те данные, которые я приводил, не означают, что каждый военнослужащий, который был осуждён за умышленное преступление, остался служить в Вооружённых Силах и в других воинских формированиях. Увольнение идёт, но если в законе написано: "может быть уволен" (то, что мы сейчас оставили за неумышленное преступление), включается субъективный фактор. А субъективный фактор, как мы с вами знаем, означает, что разные люди на одни и те же вещи смотрят по-разному. Теперь закон будет однозначно трактовать, и командир будет выполнять закон, который мы с вами сегодня хотим принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Груздев Владимир Сергеевич, ваш вопрос. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемый Виктор Алексеевич, действительно важный вопрос мы сегодня обсуждаем. Сейчас осенний призыв идёт, много было дискуссий по поводу тех призывников, которые привлекались к уголовной ответственности, надо ли их призывать в Вооружённые Силы или не призывать. Скажите, пожалуйста, не планируете ли вы данный закон дополнить и нормой, которая будет касаться срочников? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Алексеевич. По карточке Васильева включите микрофон. ОЗЕРОВ В. А. Владимир Сергеевич, ну вы не хуже меня знаете, что сейчас у нас трудно идёт призыв в связи с необходимостью призвать достаточно большое количество военнослужащих. В соответствии с действующим законом "О воинской обязанности и военной службе", который мы с вами не изменили пока, в случае погашенной или снятой судимости мы можем призвать военнослужащих на срочную службу. Задача, которая сейчас перед нами стоит, - создать условия для того, чтобы должности солдат и сержантов в частях постоянной боевой готовности комплектовались военнослужащими по контракту. Когда мы создадим конкретные материальные и социальные условия для её решения, я думаю, при сокращении призывного контингента, мы можем рассмотреть вопрос, чтобы не только по контракту, но и по призыву не служили у нас военнослужащие, которые имели судимость, пусть и снятую. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Виктор Алексеевич. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Коломейцев, Останина - два человека. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Этот закон, казалось бы, технический, но на его примере я хотел бы привлечь внимание вот к чему. Так случилось, что, когда я был одномандатником, у меня в округе были военные училища. Сегодня одно из лучших, с моей точки зрения, училищ, которое готовило кадры для ядерного щита, ростовское, ну, фактически готовится к расформированию, и на его базе обучают как раз вот тех самых контрактников. У меня есть много знакомых преподавателей, кто-то уже определился на гражданке, потому что они в деревню не поедут преподавать, кто-то только собирается, и вот у них сердце кровью обливается, когда они видят, кого Министерство обороны сегодня привлекает на контрактную службу. Вот один мне летом просто со слезами на глазах говорит: я не знаю, что я буду пацанам говорить, которые вернутся из отпусков, когда здесь пьянь, рвань и наркоманов собрали и хотят из них сделать контрактников. С нашей точки зрения, мы с вами просто недооцениваем последствия нового облика Российской армии. Если тридцать пять тысяч наших молодых людей, по официальной статистике, умирают от передозировки наркотиков, а восемьдесят тысяч становятся таковыми, то, я вас уверяю, процент осуждённых или неосуждённых, но совершивших преступления, которых будем призывать в армию, будет неуклонно расти. И причина здесь прежде всего в том, что мы не хотим понять, что, изменив общественный строй, несправедливо перераспределив собственность и отдав её людям, которые со своими семьями живут за рубежом, мы фактически подорвали все мотивы к службе, забыв о том, что из оставшихся 61 тысячи километров границы 14,5 у нас сухопутных, но 7,5 вообще никак не обустроено. Я специально, готовясь к рассмотрению бюджета, посмотрел: программа "Граница России" сегодня освоена всего на 27 процентов. Я это к чему говорю? Вы можете сказать: при чём тут армия? Да у нас дело в том, что вдоль границы нет даже соединений прикрытия. У нас можно зайти и через всю страну пройти маршем, и никто не остановит. Почему? Потому, что сегодня офицер превращён в бомжа по своей сути. Мы с вами, принимая здесь 122-й закон, точнее, вы, лишили подавляющее большинство мотивов к службе в Вооружённых Силах. Мы с вами, приняв законы, давшие группке лиц, незаконно обогатившихся, возможность дальше грабить Россию, подорвали мотив защищать свою Родину, потому что никому не хочется умирать за "Челси" и клуб "Нью-Джерси", понимаете. С нашей точки зрения, всякие закрытые заседания трёх, пяти комитетов бессмысленны по своей сути, пока Министерством обороны будет руководить человек, который уничтожает остатки обороноспособности, пока мы с вами не осознаем, что Соединённые Штаты Америки на свою оборону в этом году утвердили на следующий год 683 миллиарда долларов (это значительно больше, чем весь наш консолидированный бюджет), и не осознаем то, что из двадцати шести штабов НАТО в Европе ни один не сокращён. Но они сегодня уже прорабатывают вопросы размещения Центрально-Азиатских, Дальневосточных и других объединённых штабов и обставляют Россию примерно ста двадцатью тысячами крылатых ракет. Как только они это закончат, тогда не надо будет заявлять о троекратном сокращении СНВ, тогда надо будет поднять руки и строем или по одному выходить и освобождать территорию для других. Вы должны это осознавать, особенно в Комитете по обороне, в котором фактически не хотят даже сделать запросы по тем протокольным поручениям, которые мы вам даём. Мы не можем голосовать за этот закон, потому что он, по большому счёту, ничего не решает, понимаете? Потому что сегодня у нас (я думаю, что в Комитете по обороне это знают) во многих частях постоянной готовности офицеры отказываются заступать на боевое дежурство. У нас во многих частях постоянной готовности, при том, что мы с вами всего полторы тысячи курсантов набрали в остатки училищ, некем будет лейтенантов заменять. Пиджаками вы их не замените. Нельзя лишать Россию Вооружённых Сил, потому что тот, кто не хочет кормить свою армию, будет неизбежно и всегда кормить чужую. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Депутат Останина Нина Александровна, пожалуйста, ваше выступление. С места? Включите, пожалуйста, микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на одну статью предложенного законопроекта, где в качестве наказания за преступления военнослужащим-контрактникам, не выслужившим срок по призыву, в виде лишения свободы условно предлагается вернуться в ряды военнослужащих по призыву. Вы только вдумайтесь: в виде наказания возвращение контрактников в ряды военнослужащих по призыву. То есть служба в действующей армии в этом законопроекте рассматривается как наказание. К нам в Государственную Думу обратился Комитет солдатских матерей Петербурга, где в дополнение к тем цифрам, которые есть в пояснительной записке к этому законопроекту, ещё приводится ужасающая статистика абсолютно новых фактов, где в посёлке Каменка Ленинградской области в октябре текущего года произошло массовое избиение солдат тремя сержантами-контрактниками. В этой же части чуть раньше имели место четыре смертных случая, а ещё раньше в Сосновом Бору солдат-срочник был убит контрактником. Вывод солдатские матери делают один: причина состоит в том, что военнослужащие по призыву направляются в те части, где служат контрактники. И поэтому то, что сегодня предлагается в законопроекте, не решит проблему ликвидации преступности в армии. Я и мои коллеги хотели, конечно, услышать сегодня, когда представлялся данный законопроект, целую систему мер и по ликвидации преступности в армии, и по наведению порядка в армии, и по укреплению боевого духа в наших Вооружённых Силах. И то, что говорил Михаил Петрович, что этот разговор был в комитете предварительный, конечно, решение проблемы не облегчает. Нам очень хотелось бы увидеть на трибуне Государственной Думы всё-таки министра Вооружённых Сил, а не принимать тот формат, который прозвучал от имени комитета, - предложение к нам, депутатам, снова пойти в Министерство обороны. Поэтому я сегодняшнее выступление хотела бы адресовать и Совету Думы в качестве предложения нашей фракции: пригласить на заседание Госдумы министра обороны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Полномочные представители президента и правительства не желают выступить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово? Пожалуйста, Виктор Алексеевич, по карточке Васильева. ОЗЕРОВ В. А. Спасибо, Надежда Васильевна. Николай Васильевич, из вашего выступления... Если вы не хотите голосовать за этот законопроект, я лично для себя должен уяснить, что тогда и фракция выступает за то, чтобы преступники в офицерских погонах продолжали служить в армии, потому что всё остальное... Этот законопроект не решит все проблемы, которые есть в Вооружённых Силах, но конкретную проблему он может решить. И то, что сказала Нина Александровна. Нина Александровна, мы изменим закон, как я Владимиру Сергеевичу отвечал, не будут они проходить службу, но пока мы с вами этот закон не изменили, вносите законодательную инициативу, и мы будем её рассматривать, и если вас поддержим, значит, не будут служить в тех частях те, кто проходит срочную службу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Петрович Ненашев не желает выступить с заключительным словом? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 30 мин. 33 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Принято. По ведению - депутат Решульский Сергей Николаевич. Включите, пожалуйста, микрофон. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Надежда Васильевна, спасибо. Я просто не мог не откликнуться на заключительное выступление Виктора Алексеевича Озерова. Нет, наша фракция не за то, чтобы там преступники служили. Наша фракция за то, чтобы там служили честные, порядочные, грамотные командиры и иже с ними военнослужащие. До тех пор пока мы с командиров не начнём спрашивать, с головы, я подчёркиваю (вам, если надо, даже народную пословицу приведу, что рыба тухнет с головы), вот до тех пор там такая будет обстановка. Давайте начнём с самого Министерства обороны, а дальше всё наладится. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.