Заседание № 143
О проекте федерального закона № 176651-8 "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями" (принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
23-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект направлен на ускорение перевода в российскую юрисдикцию активов бизнеса, прежде всего в ключевых отраслях, стратегических отраслях российской экономики. Он ограничивает, я напомню, осуществление корпоративных прав иностранных холдинговых компаний в отношении экономически значимых российских предприятий и одновременно в редакции второго чтения определяет необходимые условия и порядок вступления российских собственников, прямо или косвенно владеющих акциями (долями в уставном капитале) таких национальных холдинговых компаний, в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) российских экономически значимых организаций. Я хотел бы напомнить, что мы всегда следуем в решении подобного рода достаточно чувствительных вопросов не в рамках реакции на откровенно недружественные, враждебные действия и незаконные действия в отношении российских активов за рубежом, у нас базовым принципом является судебное производство, то есть любые действия могут быть оспорены в нашем самом гуманном суде. Коллеги, мы подготовили соответствующие поправки, уточняющие различные виды вхождения в капитал и порядок выплаты дивидендов от заблокированных компаний за рубежом. Поступило 16 поправок: из них 14 рекомендуются к принятию, 2 - к отклонению. Комитет просит вас поддержать данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет? Есть, извините. Гартунг Валерий Карлович. Ещё есть замечания? Депутату Гартунгу включите микрофон. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Собственно говоря, у меня, наверное, по всем поправкам из таблицы № 1 есть. Ну, чтобы следовать букве нашего Регламента, поправки с 2-й по 14-ю предлагаю вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, да? ГАРТУНГ В. К. Можно все, можно без 1-й, как угодно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, все с 2-й по 14-ю, да? Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправок с 2-й по 14-ю включительно. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 19 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1, то бишь поправка 1 из таблицы поправок № 1. Валерий Карлович, вы все, блоком обоснуете, да? Валерию Карловичу Гартунгу включите микрофон, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, минуточку внимания. Ну, со всем уважением отношусь к коллеге Гаврилову, доверяю его профессионализму. Вот я вам показываю законопроект, принятый в первом чтении, - вот он, одна строчка. Теперь показываю вам законопроект, который во втором чтении предлагается, вот поправки. То есть он абсолютно о другом, вообще не о том, о чём был в первом чтении, даже название изменили. Я всё понимаю, коллеги, и коллега Гаврилов объяснил, что мы в ситуации, когда нужно быстро реагировать. Но когда мы такого рода вещи делаем, мы же фактически устраняем всю процедуру первого чтения, во время которой концептуально обсуждаем. Ну слушайте, как можно - вот сейчас две минуты, три минуты даётся, чтобы я вам всё это рассказал, объяснил... Короче говоря, у меня к коллеге Гаврилову один вопрос: это вообще корреспондирует с теми, скажем так, изменениями в законодательство, которые мы принимали? Мы же уже принимали такого рода процедуру, когда по стратегическим предприятиям у нас приостанавливались корпоративные процедуры, через суд... Ну, у нас же уже есть это. Мы сейчас вводим новый термин - "экономически значимые компании". Вот как это корреспондирует с теми изменениями, которые ранее были приняты на эту же тему? Просто если сейчас по тексту пойти, ну я вам точно говорю, мне по Регламенту времени на обоснование не хватит, сами посудите - вообще-то, на 50 листах здесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Пожалуйста, Сергей Анатольевич. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был посвящён антисанкционным мерам, направлен на защиту отечественного предпринимательства, поэтому во втором чтении поправки абсолютно корреспондируют со смыслом его концепции. Я просто напомню коллеге Гартунгу, что ровно год назад в этом зале мы приняли 320-й закон, которым в более узком сегменте топливно-энергетического комплекса отработали эту процедуру. Она, напомню, включала в себя обязательный судебный механизм возвращения прав собственности на российские компании. Это позволило тогда избежать болезненных последствий санкций в отношении прав на добычу и транспортировку энергоносителей, так скажем. На сегодняшний день мы расширяем эти возможности не только для ТЭКа, но и для всего остального бизнеса, потому что полагаем, что тот механизм, который у нас был предусмотрен, на наш взгляд, слишком мягкий и его недостаточно для того, чтобы оперативно реагировать на меры неправового характера, которые принимаются по отношению к нам недружественными странами за рубежом. Напомню, что у нас предусмотрен вариант, когда нет возможности зарегистрировать за рубежом юридически значимые решения органов управления. Это приводит к тому, что вопрос не в том, кто собственник, который остался за рубежом, а вопрос о будущем и о стабильности работы предприятий, которые находятся в России. Напомню, это ключевые предприятия не только в области ТЭКа, но и в области инфраструктуры, в области машиностроения, в области IT. Это судьбы миллионов людей, которые там работают, это вопросы реализации инвестиционных проектов, это вопросы сделок по присоединению, по консолидации активов и назначению директоров. Мы не хотим, чтобы наши крупнейшие предприятия стали жертвами рейдерства или вынуждены были сокращать кадры, мы понимаем, в военной обстановке. Мы считаем, что законопроект полностью соответствует концепции первого чтения, он не плетётся вслед за событиями, он оперативно реагирует на те вызовы, с которыми мы сталкиваемся не только с точки зрения будущего предприятий ОПК. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, дам слово по ведению, но сначала проголосуем. Ставится на голосование поправка 2. Комитет её предлагает поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 12 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 13 чел.2,9 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Принимается поправка. Ставится на голосование поправка 3. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 37 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается поправка 3. Ставится на голосование поправка 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 01 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Принимается поправка. Ставится на голосование поправка 5. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 23 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принимается поправка. Ставится на голосование поправка 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 46 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 11 чел.2,4 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается поправка. Ставится на голосование поправка 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 09 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Принимается поправка. Ставится на голосование поправка 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 32 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 13 чел.2,9 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается поправка. Ставится на голосование поправка 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 54 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается поправка. Ставится на голосование поправка 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 18 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 14 чел.3,1 % Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3 % Результат: принято Принимается поправка. Ставится на голосование поправка 11. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 40 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принимается поправка. Ставится на голосование поправка 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 04 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается поправка. Ставится на голосование поправка 13. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 27 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается поправка. И ставится на голосование поправка 14. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 50 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 13 чел.2,9 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принимается поправка. Таблица № 1 рассмотрена. По ведению - Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Спасибо, дали теперь слово. Уважаемый Сергей Анатольевич, ну, у меня же вопрос очень простой. Я доверяю вашему профессионализму, вы хотя бы нам объясните. Вы меняете тот порядок, судебный порядок, который ранее мы принимали в этом зале, мы, когда принимали закон о том, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, ну, извините, вы дискуссию начинаете, это не по ведению. Мы чётко проголосовали. Всё, что вы попросили, мы проголосовали. Так, по ведению - Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. А вот у меня, Иван Иванович, по ведению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Ну, мне кажется, нужно осуждать такие вещи, когда человек для какого-то своего торжества ставит на отдельное голосование 13 поправок, всю Думу, 450 человек, гоняет и демонстративно торжествует, перелистывает какие-то свои пометки. Нужно это осуждать, это уже на грани! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо - только одно могу сказать. Переходим к таблице поправок № 2. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 26 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 9 чел.2,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 52 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, дорогие друзья! Законопроект прошёл все необходимые экспертные процедуры, поддерживается со стороны президента и правительства. Мы просим его поддержать сейчас в ходе рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть, Валерий Карлович Гартунг. Ещё есть желающие? Нет. Пожалуйста, Валерий Карлович Гартунг - выступление по мотивам. И заодно, если по ведению у вас какие-то замечания, тоже их сделайте. Он записался просто по ведению. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, наберитесь терпения немножко, минуточку внимания. Ну, по поводу того, что сказал коллега Диденко. Я понимаю, что тяжело читать текст на 39 листах. Но когда это касается ситуации в экономике, будьте добры, выполняйте свои обязанности, нас для этого сюда избрали. Нам деньги платят немалые именно за то, чтобы мы не бездумно голосовали, вообще не читая законопроекты, а читали их. Ещё раз хочу напомнить... (Сильный шум в зале, выкрики.) Минуточку, я по мотивам выступаю, попрошу... Иван Иванович, сделайте замечание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, ну, возмущение связано с тем, что вы считаете, что депутаты не читают законопроекты. Они не согласны с вашим утверждением. Пожалуйста, продолжайте. ГАРТУНГ В. К. Хорошо, вы не согласны с тем, что вы не читаете. Ладно, пусть будет так, вы читаете, вы прочитали этот законопроект, все 39 листов. Ну хорошо, пусть кто-то вам поверит на слово. Ещё раз хочу сказать: вдумайтесь, законопроект, который мы приняли в первом чтении, состоял из одной строчки, во втором чтении туда внесли кучу поправок, которые меняют корпоративное законодательство в Российской Федерации радикальным образом. Мы эти поправки принимали в другом законе, Гаврилов про это сказал. Я задал вопрос. Вообще-то, то, что мы сейчас приняли, - мы фактически продублировали законодательство, которое было принято ранее, но мы расширили его сферу действия. Но я не уверен, что мы его именно в том же объёме приняли, буква в букву. Поэтому я хотел спросить у Гаврилова, чтобы он нам сказал: действительно те корпоративные процедуры, которые мы по нормальной процедуре в первом, во втором и в третьем чтениях обсуждали, сохранились в этом законопроекте или они изменились? Чтобы не получилось так, что мы голосовали за один закон, а у нас действует другое законодательство. Вот, собственно, и всё, о чём я хотел спросить. У меня... (Шум в зале.) Слушайте, ну вы прекратите, в конце концов?! Ну мне что, голос повышать, что ли, ещё? (Сильный шум в зале, выкрики.) Ну так же нельзя, коллеги! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, продолжайте, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Да, трудно жить без пистолета, вообще... Коллеги, давайте так... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Ну, на вас не хватит одного патрона, так что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, не надо переходить на такие, так сказать... ГАРТУНГ В. К. Не надо реплики тогда из зала подавать. Ладно... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Тише! Значит, коллеги, послушайте, так нельзя - такие законы принимать, как бы их не изучая, так нельзя... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Карлович, ну, эмоции у зала могут быть. Когда шумят, так сказать, другие вопросы обсуждают, это одно. А когда есть эмоции в ответ на какие-то слова выступающего, ну, невозможно сказать: "Прекратите эмоции". Тут, так сказать... (Аплодисменты.) Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 24 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 76
О проекте федерального закона № 176651-8 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части сокращения перечня оснований для отказа в продлении договора аренды земельного участка в рамках антикризисных мер поддержки предпринимательства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Андрей Петрович Гимбатов. ГИМБАТОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Антикризисным законом от 14 марта 2022 года установлено право арендатора земельного участка, находящегося в публичной собственности, продлить договор аренды на срок до трёх лет. При этом арендодатель - уполномоченный орган власти вправе отказать в продлении договора, в случае если он заявил в суд требование о его расторжении. Законопроектом предлагается предоставить возможность продления договора аренды земельного участка вне зависимости от наличия искового требования о расторжении. Комитет в целом поддерживает сокращение оснований для отказа в продлении договоров аренды в рамках антикризисных мер, однако, по нашему мнению, нецелесообразно полностью игнорировать наличие нарушений со стороны арендатора. В связи с этим комитет считает необходимым конкретизировать те основания иска о расторжении договора аренды, которые исключают возможность продления срока действия такого договора, к примеру осуществление деятельности с угрозой для жизни и здоровья граждан, неиспользование земельного участка по целевому назначению или использование земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации. Аналогичной позиции придерживается Правительство Российской Федерации. Предлагаем поддержать законопроект с учётом изложенных предложений по доработке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Уважаемый Андрей Петрович, так всё-таки неуплата арендных платежей и её размер будут являться основанием для расторжения или не будут? Или можешь не платить, но это не будет являться нарушением законодательства? У вас там 3-й пункт такой очень широкий, включает он в себя неуплату арендной платы, не включает - непонятно. ГИМБАТОВ А. П. Спасибо за вопрос. Здесь говорится не о конкретном решении суда, а только о наличии искового заявления. Если в результате судебного разбирательства арендатор будет признан недобросовестным, то договор будет расторгнут. Сейчас в данном законопроекте действует принцип подачи искового заявления в суд, но сама подача искового заявления в суд ещё не говорит о том, что арендатор будет признан недобропорядочным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 32 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.