Заседание № 95

23.05.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" (в части совершенствования положений закона и дополнения его новой схемой раздела продукции; принят в первом чтении 20 декабря 2000 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1013 по 1200 из 5557
Александр Семёнович Беляков здесь. Возьмите, коллеги, пожалуйста, закон под     
номером 8 - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О соглашениях о разделе продукции". Второе чтение. Пожалуйста, пункт 8   
повестки дня.                                                                   
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. С., председатель Комитета Государственной Думы по природным          
ресурсам и природопользованию, фракция "Единство".                              
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Сегодня вашему вниманию             
предлагается подготовленный ко второму чтению проект Федерального закона "О     
внесении изменений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции".     
Законопроект был принят в первом чтении 20 декабря 2000 года, направлен на      
совершенствование экономического и организационного механизма раздела           
продукции и устанавливает в дополнение к существующему новый порядок раздела    
произведенной продукции между государством и инвесторами.                       
                                                                                
Необходимо напомнить, что основной задачей, которая ставилась авторами          
данного законопроекта при написании и членами рабочей группы при подготовке     
его ко второму чтению, являлось сохранение преимуществ действующего закона "О   
соглашениях о разделе продукции" и создание нового, дополнительного механизма   
привлечения производственных инвестиций в добывающие отрасли. При этом было     
очень важно, внося изменения и дополнения в основной закон, не нарушать         
преимущества уже сложившегося и используемого во многих проектах механизма      
раздела продукции. Поэтому отличительной чертой законопроекта является более    
простой механизм, предусматривающий замену всех налогов и платежей прямым       
разделом продукции в соответствии с заключенным соглашением. Новая модель       
СРП, так же как и действующая, обеспечивает стабильность экономических          
условий реализации проектов и позволяет инвестору в зависимости от              
особенностей проекта использовать наиболее эффективную схему для                
осуществления долгосрочного планирования.                                       
                                                                                
Установленный Советом Госдумы срок окончания приема поправок истек 21 января    
2001 года. Рассматриваемый законопроект при подготовке еще к первому чтению     
прошел в комитете серьезную процедуру согласования его положений с              
заинтересованными структурами государственной власти. С учетом поступивших      
поправок депутаты комитета вместе с субъектами права законодательной            
инициативы доработали текст законопроекта. Учтены все поправки Президента       
Российской Федерации. Из семи поправок, поступивших от Правительства            
Российской Федерации, учтены шесть. При доработке законопроекта учтены          
основные замечания Правового управления Аппарата Госдумы юридического           
характера, представленные еще к первому чтению.                                 
                                                                                
Доработанный текст прошел правовую и лингвистическую экспертизы Правового       
управления Аппарата Госдумы ко второму чтению. Все замечания                    
юридико-технического характера учтены в рабочем порядке. Со стороны органов     
судебной власти по предметам их ведения замечаний нет. В заключении             
Верховного Суда Российской Федерации отмечается, что их замечания к первому     
чтению учтены в доработанном тексте. Получены отзывы от двадцати двух           
субъектов Российской Федерации, шестнадцать субъектов России поддерживают       
законопроект и рекомендуют принять его во втором чтении.                        
                                                                                
Данный законопроект прошел всю процедуру подготовки ко второму чтению,          
рассмотрен на заседании Комитета по природным ресурсам и природопользованию и   
рекомендован к принятию во втором чтении.                                       
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                И. М. Хакамада                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, спасибо.                                             
                                                                                
Переходим к рассмотрению таблицы поправок, рекомендуемых комитетом по           
природным ресурсам к принятию. У кого есть какие-то замечания по этой           
таблице? Нет. Тогда таблица ставится на голосование. Прошу обратить внимание:   
начинается голосование. Кто за то, чтобы принять таблицу, рекомендуемую         
комитетом к принятию? Включите голосование.                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.             77,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    347 чел.                                          
Не голосовало                 103 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Переходим к рассмотрению таблицы, рекомендованной комитетом к отклонению.       
Есть какие-либо предложения?                                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Рыжкову Николаю Ивановичу.                        
                                                                                
РЫЖКОВ Н. И., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Александр Семёнович, прежде чем принять решение, ставить ли мне на отдельное    
голосование поправки, которые вы рекомендуете отклонить, у меня есть вопрос.    
Вот в статье 1, пункт 2, говорится: "...не менее определенной части             
технологического оборудования... закупаемого инвестором, должно производиться   
на территории Российской Федерации", то есть в нашей стране. Как вот понимать   
вот это - "определенная часть"? В базовом законе написано, что 70 процентов     
оборудования и материалов для этих проектов должны закупаться на территории     
России. Что это - эта вот "определенная часть"? И там есть две поправки по      
этому вопросу, Калининграда, по-моему, и еще чья-то. Поэтому, прежде чем вот    
вносить предложение отдельно рассматривать поправки, я просил бы, чтобы...      
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. С. Знаете, вот мы провели по этому вопросу консультации со всеми     
заинтересованными сторонами - и с инвесторами, и с Правительством Российской    
Федерации, - потому что обязывать какое-то количество процентов... Я думаю,     
что если инвесторы вкладывают деньги и всё это на основе договора между         
Правительством Российской Федерации и инвестором, то уже в договорном           
процессе можно определить эти проценты, потому что договаривающаяся сторона,    
в данном случае Правительство Российской Федерации, подписывая все договоры,    
вправе утвердить, может быть, и 90 процентов и столько покупать. Это            
договорной процесс. А в законе указывать проценты, мы посчитали, нет            
необходимости, потому что закон - это общие рамки, а затем следует договор, и   
в договоре эти проблемы все решаются. Поэтому мы считаем, что это учтено,       
возможности такие есть. (Выкрики из зала.) Нет, это поправки.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Иванович, ваше предложение.           
                                                                                
РЫЖКОВ Н. И. Мое предложение такое. Я считаю, что комитет неправильно           
поступил. Если он пошел на то, чтобы изменить базовый закон, он обязан          
написать, что в таком-то базовом законе меняется такой-то пункт, где указано    
70 процентов.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, Николай Иванович, сейчас не об обосновании.     
Вы скажите: какие поправки вы выносите?                                         
                                                                                
РЫЖКОВ Н. И. Я понял, что здесь сделали не то, что надо. Я не выношу никаких    
поправок.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Так, переходим к голосованию. Поскольку никто не вынес поправок на отдельное    
голосование, голосуем в целом таблицу поправок, рекомендованных комитетом к     
отклонению.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, включите систему голосования.                                       
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              242 чел.             53,8%                        
Проголосовало против           10 чел.              2,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    252 чел.                                          
Не голосовало                 198 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Переходим к голосованию законопроекта в целом. Кто за то, чтобы поддержать во   
втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный    
закон "О соглашениях о разделе продукции", пункт 8 повестки дня? Пожалуйста,    
голосуем.                                                                       
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              275 чел.             61,1%                        
Проголосовало против           78 чел.             17,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Законопроект во втором чтении принят.                              
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста. Или у вас...                                        
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. С. Да, есть. Уважаемые депутаты, рассматриваемый законопроект        
прошел полностью правовую и лингвистическую экспертизы Правового управления     
Аппарата Государственной Думы и подготовлен к третьему чтению, прошу            
поставить вопрос о принятии федерального закона "О внесении изменений в         
Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" в третьем чтении.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет предлагает поставить на голосование в третьем     
чтении. Поддержим это предложение? Тогда в рамках "часа голосования" мы         
сегодня можем это сделать. Ставим на голосование закон "О внесении изменений    
в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" в третьем чтении.       
Прошу голосовать.                                                               
                                                                                
Включите систему голосования.                                                   
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              264 чел.             58,7%                        
Проголосовало против           23 чел.              5,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    287 чел.                                          
Не голосовало                 163 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 67

20.12.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" (в части совершенствования положений действующего закона и дополнения его новой схемой раздела продукции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6038 по 6229 из 7565
Пожалуйста, Юрий Дмитриевич Маслюков. Пункт 15: внесение изменений в закон "О   
соглашениях о разделе продукции". Вы с места?                                   
                                                                                
Включите микрофон Маслюкову Юрию Дмитриевичу.                                   
                                                                                
Подготовиться Александру Семёновичу Белякову.                                   
                                                                                
МАСЛЮКОВ Ю. Д., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности,   
строительству и наукоемким технологиям, фракция Коммунистической партии         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Закон "О соглашениях о      
разделе продукции" задумывался как важнейший инструмент привлечения             
инвестиций в добывающий сектор. Однако у многих из нас нарастает                
неудовлетворенность от низкой эффективности применения этого закона. Как        
известно, действующим законом в России установлена трехступенчатая схема        
раздела: вначале из получаемой инвестором продукции выделяется часть,           
направляемая государству на оплату платежей за пользование недрами, затем       
выделяется часть, идущая на возмещение понесенных инвестором затрат, так        
называемая компенсационная продукция, а уже оставшаяся часть - это прибыльная   
продукция, которая делится между государством и инвестором в оговоренной        
пропорции. При этом на последней стадии инвестор уплачивает налог на прибыль,   
налогооблагаемой базой которого является доля инвестора в прибыльной            
продукции. Опыт применения действующей схемы раздела показал, что она не так    
проста и прозрачна, как это требуется для заключения долгосрочных соглашений,   
предполагающих многомиллиардные затраты.                                        
                                                                                
Во-первых, наличие в действующей схеме раздела нескольких налогов в условиях    
продолжающейся налоговой реформы снижает уверенность инвесторов в               
стабильности условий соглашения.                                                
                                                                                
Во-вторых, требуется принятие большого числа нормативных актов по порядку       
учета затрат, компенсируемых добытой продукцией.                                
                                                                                
В-третьих, практически полное компенсирование затрат добываемым сырьем не       
стимулирует инвестора к закупкам более дешевого российского оборудования.       
                                                                                
Главным же недостатком является то, что, пока инвестор не окупит свои           
капитальные затраты по разработке месторождения, государство почти ничего не    
получает от добываемой продукции. Срок возврата инвестиций по крупным           
проектам может достигать 10 лет. В результате, несмотря на то что               
Государственная Дума за последние четыре года включила в перечень участков      
недр, которые могут разрабатываться на условиях СРП, более 20 месторождений,    
за это время подписано всего одно соглашение по Самотлору. По трем работающим   
СРП на Сахалине и в Ненецком округе государство сегодня практически не          
получает доходы в бюджет, то есть закон "О соглашениях о разделе продукции"     
со своей задачей - привлечением инвестиций в реальный сектор и увеличением      
бюджетных поступлений - справляется не очень хорошо.                            
                                                                                
Представленный сегодня вашему вниманию законопроект, а вернее изменения и       
дополнения к закону, направлен на преодоление указанных недостатков.            
Законопроект предусматривает дополнение существующей схемы раздела продукции    
альтернативной схемой так называемого "прямого раздела" с заменой всех          
налогов, кроме социального налога, разделом продукции между государством и      
инвестором в определенной пропорции. Если помните, то система исполу, так       
сказать, между помещиком и крестьянами строилась примерно по аналогичной        
схеме.                                                                          
                                                                                
Что я хотел бы подчеркнуть? Первое. Схема "прямого раздела" не отменяет         
действующего порядка, а дополняет его. У инвестора есть выбор, по какой схеме   
работать исходя из экономической эффективности проекта. Иностранный инвестор    
скорее всего не будет использовать "прямой раздел", так как тогда возникают     
сложности с двойным налогообложением.                                           
                                                                                
Второе. "Прямой раздел" исключает неограниченную компенсацию затрат инвестора   
добываемой продукцией, за что часто критикуют соглашение о разделе продукции.   
У инвестора возникает прямой экономический интерес к снижению издержек. В       
этом случае инвестор будет покупать наше отечественное оборудование, а не       
заказывать импортное, и тем самым будет оказана реальная поддержка              
отечественной обрабатывающей промышленности.                                    
                                                                                
И третье. "Прямой раздел" гарантирует получение государством определенного      
количества минерального сырья, прежде всего нефти, что позволит обеспечить в    
полном объеме государственные нужды в углеводородах и защитить внутренний       
рынок от дефицита нефти и нефтепродуктов. Хочу подчеркнуть, что при "прямом     
разделе" государство будет получать свою долю с первой добываемой тонны, чего   
сейчас нет. Пропорции раздела будут установлены в соответствии и в              
зависимости от рентных свойств месторождения, конъюнктуры мировых цен, уровня   
добычи и так далее.                                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, в этом году на условиях СРП добыто около двух миллионов     
тонн нефти. Мы надеемся, что предлагаемые нами изменения в случае принятия      
позволят разблокировать процесс реализации нескольких СРП. Страна в этом        
случае может получить дополнительно в ближайшие годы до 30 миллионов тонн       
нефти, гарантированную долю этой нефти государство получит для своих нужд.      
Давайте вспомним Америку, которая имеет огромные запасы нефти, полученные       
именно таким способом, то есть на основе роялти.                                
                                                                                
Я от имени авторов прошу депутатов поддержать законопроект в первом чтении.     
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                И. М. Хакамада                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Дмитриевич.                                 
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется Александру Семёновичу Белякову.             
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. С., председатель Комитета Государственной Думы по природным          
ресурсам и природопользованию, фракция "Единство".                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по природным ресурсам и природопользованию           
рассмотрел предлагаемый сегодня вашему вниманию законопроект "О внесении        
изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе             
продукции". Необходимо отметить, что рассматриваемый законопроект в период      
подготовки к первому чтению был совместно с его авторами серьезно               
проанализирован в нашем комитете и на основании поступивших замечаний           
доработан. Окончательный вариант рассматриваемого законопроекта является        
результатом совместной работы его авторов, представителей основных              
министерств Правительства Российской Федерации, Администрации Президента        
Российской Федерации и профильных комитетов Государственной Думы, которая       
велась в рамках специализированной рабочей группы нашего комитета.              
                                                                                
Основной задачей, которая ставилась членами рабочей группы, являлось            
сохранение преимуществ действующего закона "О соглашениях о разделе             
продукции" и создание нового дополнительного механизма привлечения              
производственных инвестиций в добывающие отрасли. При этом было очень важно,    
внося изменения и дополнения в основной закон, не нарушать уже сложившуюся и    
используемую во многих проектах схему механизма раздела продукции.              
                                                                                
Окончательный вариант законопроекта, предлагаемый сегодня к рассмотрению в      
первом чтении, направлен на совершенствование экономического и                  
организационного механизма раздела продукции и предлагает в дополнение к        
существующему новый порядок разделения произведенной продукции между            
государством и инвестором. Отличительной чертой такого разделения должен        
стать более простой механизм, предусматривающий замену всех налогов и           
платежей "прямым разделом" продукции в соответствии с заключенным               
соглашением. Новая модель СРП, так же как и действующая, обеспечивает           
стабильность экономических условий реализации соглашения и проектов и           
позволяет инвестору в зависимости от особенностей проекта использовать          
наиболее эффективную схему для осуществления долгосрочного планирования. При    
этом необходимо подчеркнуть, что согласно основным положениям этого             
законопроекта применение такой схемы позволит упростить процедуру               
осуществления раздела продукции и обеспечит эффективный государственный         
контроль за определением доли произведенной продукции, стоимостных              
эквивалентов. Для этого специально по просьбе Правительства была введена        
норма, предусматривающая контроль со стороны государственных органов за         
правильностью исчисления и раздела произведенной продукции.                     
                                                                                
Новая схема не затрагивает интересов государственного бюджета, поскольку        
предусматривается, что принадлежащая государству доля произведенной продукции   
определяется с учетом соответствующей суммы налоговых поступлений, которые      
могут быть получены в результате реализации СРП.                                
                                                                                
Схема "прямого раздела" не отменяет действующего порядка, она вводится          
исключительно как дополнение к нему, и инвестору предоставляется возможность    
выбора любой из схем исходя из экономической эффективности конкретного          
проекта.                                                                        
                                                                                
Идеология "прямого раздела" продукции адресована прежде всего, я подчеркиваю,   
российским компаниям, так как перед ними не возникает в отличие от              
иностранных инвесторов проблемы учета налога на прибыль во избежание двойного   
налогообложения, и направлена на стимулирование привлечения в отрасль           
российского капитала и ограничение его оттока за рубеж.                         
                                                                                
Предлагаемый вашему вниманию окончательный вариант законопроекта согласован     
на рабочей группе комитета и одобрен Комиссией Государственной Думы по          
рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела          
продукции. На законопроект получено положительное заключение Правительства      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Отмечая актуальность предложенных изменений в действующий закон и учитывая      
необходимость доработки отдельных положений законопроекта при подготовке его    
ко второму чтению, Комитет по природным ресурсам и природопользованию           
поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений и      
дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" и            
рекомендует принять его в первом чтении.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Семёнович.                             
                                                                                
У представителя Президента есть замечания? Нет. У Правительства? Нет. Какие     
вопросы у депутатов? Вопросов нет. Выступления? Ставим проект закона на         
голосование. Ставится на голосование: принять в первом чтении проект            
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О   
соглашениях о разделе продукции".                                               
                                                                                
Включите систему голосования.                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.             85,3%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Решение принято, законопроект в первом чтении принят.