Заседание № 217
О проекте федерального закона № 176187-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях устранения избыточности правового регулирования в сфере использования лесов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, 7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят во втором чтении вчера, 29 мая. К третьему чтению проведены все необходимые экспертизы. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Коллеги, у нас действительно напряжённая повестка, поэтому, если есть желание высказаться по существу против или поддержать, занять позицию и отстоять, когда баланс голосования, так сказать, сдвинулся у нас в одну или в другую сторону, - это право депутата. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", третье чтение, 7-й вопрос нашей повестки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 17 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 176187-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях устранения избыточного правового регулирования в сфере использования лесов; принят в первом чтении 24 ноября 2017 года с наименованием "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 24 ноября позапрошлого года. Ко второму чтению к законопроекту поступило 38 поправок. Хотел бы сразу сказать, что 17 поправок - однотипные, 9 поправок - корреспондирующие. Все эти поправки были рассмотрены в комитете и были рекомендованы к принятию, все эти поправки включены в таблицу поправок № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 43 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 07 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Спасибо. Включите микрофон на трибуне. Пожалуйста, Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, данный законопроект прошёл все необходимые экспертизы, и комитет просит вас поставить его для рассмотрения в третьем чтении на завтра, 30 мая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 163
О проекте федерального закона № 176187-7 "О внесении изменений в статью 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях устранения избыточности правового регулирования в сфере использования лесов; принят в первом чтении 24 ноября 2017 года с наименованием "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я по повестке: предлагается рассмотрение законопроекта под пунктом 20 перенести на 4 декабря, а законопроекта под пунктом 30 - на 20 ноября.
Затем были предложения Крашенинникова Павла Владимировича. Вопрос 20 - перенос на 4 декабря. Нет возражений? Нет. Принимается решение. Вопрос 30 - перенос на 20 ноября. Нет возражений, коллеги? Нет. Принимается.
Заседание № 81
О проекте федерального закона № 176187-7 "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях устранения избыточности правового регулирования в сфере использования лесов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
26-й вопрос, проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра природных ресурсов и экологии - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Владимирович Валентик. ВАЛЕНТИК И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Уважаемые депутаты Государственной Думы, в последнее время при вашей поддержке было сделано очень многое для того, чтобы повысить инвестиционную привлекательность лесного комплекса. Были внесены значительные изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, но те вопросы или узкие места, которые ещё сдерживают потенциал инвестиционной привлекательности лесов России, есть не только в лесном законодательстве, но и, в частности, в Кодексе об административных правонарушениях. Представленным вашему вниманию законопроектом предлагается устранить избыточную ответственность, которая сегодня предусмотрена в части 4 статьи 8.25 КоАП за нарушение условий договора аренды, договора купли-продажи и договора безвозмездного пользования лесным участком. На сегодняшний день ответственность за нарушение условий этих договоров уже предусмотрена в лесном законодательстве, и она является гражданско-правовой. В связи с этим подготовлены изменения о признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса об административных правонарушениях. Все необходимые согласования нами проведены. Законопроект поддержан профильным комитетом и смежными исполнителями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, поддержан комитетами Совета Федерации. Уважаемые депутаты, прошу поддержать представленный вашему вниманию законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Владимирович, присаживайтесь. С содокладом выступает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как уже отметил докладчик, рассматриваемый законопроект направлен на устранение избыточного правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Такая ответственность может устанавливаться на основании положений договора, что станет наиболее актуальным в связи с утверждением в ближайшее время типового договора в рамках выполнения правительственной программы по утверждению типового договора, которая в ближайшее время будет реализована. В законопроекте предлагается признать утратившей силу часть 4 статьи 8.25 Кодекса об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность в виде штрафа за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений и договора безвозмездного пользования лесным участком. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 Кодекса об административных правонарушениях предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года. Проектируемая дата вступления закона в силу обусловлена предполагаемыми сроками внесения в Лесной кодекс Российской Федерации изменений в части наделения уполномоченного федерального органа исполнительной власти полномочиями по утверждению типового договора безвозмездного пользования лесным участком, а также издания соответствующего ведомственного нормативного правового акта Минприроды России. Законопроект "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений, связанных с использованием лесов", в котором предлагается дополнить статью 71 Лесного кодекса нормой, предусматривающей обязанность разработки типового договора безвозмездного пользования лесным участком, был внесён в Государственную Думу и принят в первом чтении 29 сентября текущего года. В связи с изложенным Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает данный законопроект и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Ивану Владимировичу. Иван Владимирович, одно дело - гражданско-правовая ответственность и совсем другое - административная, это в любом случае уже наказание и это дополнительный сигнал, в том числе и для ваших органов, о том, что этот лесопользователь недобросовестный. Сейчас мы всё это уводим в такую коммерческую плоскость: что он там делает, как, взыскали потом с него или не взыскали этот штраф, неустойку - административной ответственности как дополнительной меры не будет. Как вы к этому относитесь? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Я в своём выступлении упомянул, что в настоящий момент сложилась ситуация, когда в договорах аренды, которые являются гражданско-правовыми договорами, установлена гражданско-правовая ответственность за нарушение их условий, а сегодня и договоры аренды, и договоры купли-продажи, и договоры безвозмездного пользования являются таковыми по своей правовой природе. В то же самое время за нарушение условий договоров установлена административная ответственность. И в данном случае, когда мы ставили вопрос об исключении избыточной административной ответственности, мы исходили из того, что, во-первых, санкции, которые предусмотрены в гражданско-правовых договорах, более адекватны масштабу конкретного правонарушения, а во-вторых, в некоторых случаях они даже превышают размер административных штрафов, предусмотренных КоАП. Сам факт нарушения условий договоров, точнее, неоднократное нарушение условий договоров в любом случае является основанием для включения арендатора в реестр недобросовестных арендаторов. Полномочия по ведению реестра недобросовестных арендаторов были установлены недавно принятым федеральным законом, этот реестр ведётся Федеральным агентством лесного хозяйства, так что в данном случае без правовых последствий факт нарушения договорных условий не остаётся. Мы считаем, что в данном случае дублирование ответственности как раз таки очень резко снижает потенциал лесного комплекса и снижает в целом интерес инвесторов, понимание ими прозрачности правил игры, поэтому такое изменение необходимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к Ивану Владимировичу. Законопроектом, как вы его представили, предлагается устранить избыточную ответственность за нарушение условий договоров аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений и так далее. Не могли бы вы дать информацию: сколько нарушителей привлечено к ответственности по той статье, которая сейчас будет признаваться утратившей силу, за последние годы и за всё время её действия? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо, Николай Иванович, за вопрос. Мы устраняем не ответственность, а дублирование нормы об ответственности. За первое полугодие 2017 года - эти данные сегодня официально уже представлены субъектами Российской Федерации, то есть я ссылаюсь на официальные данные - составлено более 3,5 тысячи протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.25. При этом в разных субъектах Российской Федерации административная практика и вообще правоприменительная практика складывается совершенно по-разному: в одних субъектах в лесничествах инспекторы в рамках приёмки работ по договорам аренды лесных участков предъявляют требования о взыскании неустойки, в других субъектах и предъявляются требования, и применяется часть 4 статьи 8.25 - вот это как раз те случаи, когда наличие двух самостоятельных, различных видов ответственности создаёт правовой хаос. Мы считаем, что в данном случае нужно исходить из того, что есть понятные, прозрачные правила игры, они закреплены в договорах и в дальнейшем будут закрепляться исключительно по форме типового договора - аренда, купля-продажа или безвозмездное пользование, - ответственность будет налагаться однократно и правоприменительная практика будет прозрачной и понятной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Иван Владимирович, ну, этот вопрос мы неоднократно поднимали на заседании профильного комитета, но почему-то только с подачи ГПУ президента вы решили всё-таки статью признать утратившей силу, я имею в виду часть 4 статьи 8.25 КоАП. Давайте посмотрим: действительно, убираем двойное толкование, но, если быть честным, ведь регионы заключали эти договоры, хотя и были нетиповые формы. Я понимаю, что мы хотим улучшить, но я также понимаю, что сегодня в тех департаментах министерств, которые отвечают за лес, в регионах работы у юристов, конечно, прибавится. Повторяю, эти договоры регионы и раньше заключали, хотя они не были типовыми. Вот с точки зрения правоприменительной практики можете вы сказать, сколько по итогам 2016 года неустоек, штрафов, пени вообще было взыскано и сколько сегодня тех, кто заключал эти договоры, но ушёл от ответственности через процедуру банкротства либо через переписывание фирмы на подставных лиц и так далее? Поясните, пожалуйста. ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопрос, Владимир Владимирович. Ну, я начал бы с того, что статья 8.25 состоит из четырёх частей и первые три части статьи 8.25, которые посвящены нарушениям правил использования лесов, сохраняют свою силу. Ставится вопрос о признании утратившей силу лишь части 4, которая как раз таки устанавливает ответственность за нарушение условий договора. То есть все остальные инструменты противодействия лесонарушениям сохраняются в Кодексе об административных правонарушениях. Что касается правоприменительной практики. Всего за 2016 год в рамках применения статьи 8.25 было взыскано штрафов на 108 миллионов рублей. Соответственно, мы исходим из того, что в любом случае это, безусловно, важный доходный источник, но я считаю, что при формировании единообразной правоприменительной практики и при взыскании неустоек за конкретные нарушения условий договоров эта сумма может и возрасти, поэтому здесь я не ставил бы вопрос о наличии каких-то потенциальных выпадающих доходов. Что касается банкротства как способа ухода от уплаты неустоек, которые взимаются в порядке применения мер гражданско-правовой ответственности. С моей точки зрения, если юридическое лицо входит в процедуру банкротства, то это приводит к неуплате как гражданско-правовых платежей, так и начисленных административных штрафов, поэтому в данном случае мне представляется, что исключение части 4 из статьи 8.25 не приведёт к использованию банкротства как дополнительного инструмента ухода от уплаты предъявленных санкций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Владимирович, вопрос вам. Представляется удивительным, что сегодня государственный орган отказывается от своих контрольных функций. Наверное, немного таких примеров можно привести в нашей законодательной деятельности. Ведь задачей кодекса в первую очередь является охрана окружающей среды, что может иметь прямое отношение к данным договорам, а мы все эти элементы удаляем. С какой целью всё-таки это делается? Нет ли тут какого-то коррупционного влияния, как мне подсказывает мой коллега? Прокомментируйте, пожалуйста. ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо, Василий Юрьевич, за поставленный вопрос. На самом деле можно долго рассуждать о тех инструментах реализации государственной политики, которые будут содействовать наведению порядка в сфере соответствующих правоотношений. Я и на этой площадке, и на других площадках неоднократно высказывал своё мнение: путём исключительно ужесточения административных наказаний или сохранения дублирования ответственности - притом что уполномоченные органы государственной власти понимают, что это понижает инвестиционный потенциал лесного комплекса, - мы добьёмся прямо противоположных результатов. Чтобы отрасль динамично развивалась, нужно внедрять новые экономические механизмы, нужно создавать условия для прозрачности правил игры и их стабильности на протяжении длительного времени, тогда инвестиции пойдут в лесной комплекс. Понимая, что существуют дублирующие нормы административной ответственности, не реагировать - это, я считаю, неправильный путь, поэтому, когда мы обсуждали этот вопрос на заседании профильного комитета у Павла Владимировича Крашенинникова, как раз таки была дана оценка данному законопроекту как прогрессивному с точки зрения того, что мы снижаем необоснованные административные барьеры. И в завершение я хотел бы сказать, что при этом, если смотреть с точки зрения акцентов на профили риска, мы повышаем ответственность за нарушения в сфере пожарной безопасности и в сфере санитарной безопасности, - вы знаете, мы такие изменения в законодательство вносим, и они тоже начинают работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Владимирович, у меня такой вопрос: скажите, а кто будет контролировать соразмерность неустойки с тем вредом, который будет причинён потенциальными нарушителями? И второй вопрос: с учётом тех недостатков, которые имеются в работе каждого ФОИВа, недостатков в претензионно-исковой работе, не получится ли так, что, уходя от дублирующих санкций, мы вообще уйдём от наказания нарушителей? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопросы, Светлана Викторовна. Что касается соразмерности, безусловно, размеры неустоек, которые сегодня содержатся в договорах аренды, в договорах купли-продажи, в договорах безвозмездного пользования, определены на основе расчётов, связанных в том числе с оценкой непосредственно причинённого вреда, расходов, необходимых на восстановление, на приведение окружающей среды в состояние, которое обеспечивает поддержание необходимого уровня экологического баланса, и иных расходов, которые необходимо возложить на лицо в том числе в качестве штрафных санкций. То есть это стандартные подходы к формированию норм об ответственности, поэтому сегодня вопрос соразмерности традиционно решается в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Он может быть решён по заявлению стороны в судебном споре, и суд, исходя из всех обстоятельств дела, может принять решение о снижении размера гражданско-правовой неустойки, если сочтёт, что последствия несоразмерны сумме предъявляемой неустойки. Что касается того, выпадет ли какая-то часть нарушений из сферы применения ответственности в субъектах Российской Федерации ввиду дефектов претензионно-исковой работы, то мы, безусловно, внимательно следим за этим процессом, Федеральное агентство лесного хозяйства выступает главным администратором доходов, которые поступают в федеральный бюджет от использования лесов. Существует механизм сквозного контроля за тем, как осуществляется претензионно-исковая работа, и мы в рамках наших контрольно-надзорных функций, безусловно, постоянно проверяем и методически содействуем субъектам в улучшении этих практик. Рассчитываем, что выпадающих составов у нас не возникнет, но, если таковые появятся, будем работать над совершенствованием нормативно-правовой базы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Иван Владимирович, пользуясь возможностью, хотелось бы из первых уст узнать об основных показателях работы за год вверенной вам отрасли. По разным данным... Например, наш комитет оценивает убытки в размере 250 миллиардов рублей, и это только от деятельности чёрных лесорубов и сопровождающих их чёрных таможенников, которые помогают вывозить добытый лес, особенно на Дальнем Востоке. Ваши данные каковы? И всё-таки скажите, прибыльной является лесная отрасль или убыточной? Потому что есть разные показатели, мы смотрим доходы бюджета, расходы бюджета, а там, извините, показатели отрицательные. Вот дайте, пожалуйста, информацию. ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопросы, Олег Анатольевич. Я постараюсь ответить кратко, хотя итогов очень много, деятельность отрасли очень разнообразная. Давайте начнём с доходности, очень кратко. Динамика повышения объёмов платежей, поступающих в бюджетную систему, на протяжении пяти лет остаётся положительно стабильной. В этом году доходы в бюджетную систему от использования лесов составили более 22 миллиардов рублей, то есть динамика здесь сохраняется. Это непосредственно лесные подати, которые поступают в федеральной части в федеральный бюджет Российской Федерации. Что касается иных показателей. Вы привели данные о потерях в сумме 250 миллиардов рублей - мы были бы признательны, если бы могли ознакомиться с этими данными, мы оценили бы на своём экспертном уровне их адекватность. Более того, речь идёт ещё и о потенциальном ущербе от деятельности таможенных органов, поэтому, я думаю, мы с коллегами из ФТС должны эту статистику посмотреть и изучить. Значит, с нашей точки зрения... Мы пока ещё итоги года не подводим, потому что год ещё продолжается. Мы лишь предварительно можем говорить о том, что существенно сокращены площади и количество лесных пожаров, предотвращён значительный ущерб повреждения лесов сибирским шелкопрядом - мы провели обработки в четырёх субъектах Российской Федерации, в Сибири, это было впервые, беспрецедентно, на площади 1,4 миллиона гектаров. Эти леса сегодня спасены, и я думаю, что многие депутаты, которые представляют эти регионы, следят за ситуацией и могут это подтвердить. Мы впервые увидели положительную динамику по незаконным рубкам - я думаю, что многие коллеги могут с этим не согласиться, но у нас по выявляемости действительно идёт рост объёма незаконных рубок, и эти данные в большей степени начинают совпадать с данными нашего дистанционного мониторинга, который указывал на занижение субъектами данных о незаконных рубках в два-три раза. Мы впервые обеспечили баланс выбытия и воспроизводства лесов, впервые за последние десять лет объём лесовосстановления соответствует объёму сплошных рубок за 2015 год. Есть ещё много других показателей, возможно, ещё не всё в порядке в лесной отрасли, вместе с тем я считаю, что есть определённая положительная динамика, очень многие решения и положительная динамика набирают обороты в том числе за счёт законов, которые были приняты в последние два года. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить депутатов за поддержку вот таких существенных изменений, внесённых в лесное законодательство в последнее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, всё-таки прошу вопросы задавать ближе к предмету обсуждаемого законопроекта. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Иван Владимирович, вопрос вам как раз по данному законопроекту. В пояснительной записке изобилуют такие фразы, как "проектируемая дата вступления", "предполагаемые сроки внесения в Лесной кодекс", а мы в комитете постоянно сталкиваемся с тем, что Минприроды не выполняет не только каких-то наших поручений и обращений, но даже поручений президента, количество неисполненных поручений увеличивается каждый год, до сих пор вы, как министерство, не можете представить "дорожную карту" выполнения поручений Президента Российской Федерации. Не получится ли так, что мы принимаем данный закон, а эти ваши "проектируемые даты вступления" и "предполагаемые сроки внесения в Лесной кодекс" будут нарушены, и мы опять будем вынуждены здесь собираться, с тем чтобы вносить изменения в действующее законодательство? ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопрос, Кирилл Игоревич. Я позволю себе с вами не согласиться. Минприроды России обеспечивает выполнение поручений Президента Российской Федерации. Возможно, по некоторым поручениям сроки затягиваются, но это связано с объективными причинами, в том числе со сложными процедурами рассмотрения отдельных проблемных вопросов нормативно-правового регулирования. С чем связана эта дата - 1 марта? Вступление закона в силу с 1 марта позволит рассмотреть и принять в целом ещё один законопроект, по сути являющийся составной частью законопроекта, который представлен сегодня вашему вниманию, - это законопроект о введении типовой формы договора безвозмездного пользования лесным участком. Раньше всё это проходило в составе одного законопроекта, а теперь разделено на два. И собственно говоря, мы дату вступления в силу закона, проект которого сегодня рассматривается, отнесли потенциально к дате принятия следующего закона, для того чтобы исключить пробелы нормативно-правового регулирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Иван Владимирович. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. Три минуты поставьте. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, по теме представленного законопроекта возражения есть, но они несущественные. Я считаю, что тактический приём, тактический ход, который предлагает правительство, не изменит ситуацию принципиально, он её не ухудшит так, чтобы вообще пробило дно, - а моя позиция именно такая: лесная отрасль находится на самом дне, ниже некуда, хуже некуда, - но и улучшить ситуацию тоже не получится, потому что мы оставляем ответственность только по договору. Вот если вторая договаривающаяся сторона увидит нарушение, определит ущерб, то по договору и накажет. Конечно, это такой либеральный крен - ну попробуйте! До этого у вас не получалось, я именно так считаю: все предыдущие меры, которые вами принимались для наведения порядка в лесной отрасли, имеют нулевой, если не отрицательный результат. Лесная отрасль - это позор страны, уважаемые коллеги! Сколько раз вы сюда будете приходить, столько раз я буду выходить и говорить: доколе мы будем так позорить величайшее богатство страны и мира?! 24 процента лесов мира дают нам, как мы только что услышали, 22 миллиарда рублей в доход - вы понимаете, что это такое? Это смешно! Сравните: 20 миллиардов рублей собирает Москва либо за счёт транспортного налога, либо за счёт штрафов за превышение скорости, а здесь доходы от целой лесной отрасли. И конечно, катастрофа - то, что сегодня происходит, в частности, на Дальнем Востоке, особенно вдоль границ с Китаем. Здесь есть представители тех регионов - почему я выхожу и поднимаю этот вопрос, а вы молчите? Там скоро люди начнут выходить на улицу, начнутся восстания и протесты массовые в связи с этим беспорядком, если не сказать, вообще, другие слова. Это предательство - и леса, и земли, и бюджета! Я вышел для того, чтобы сказать: хватит вам позорить и отрасль, и правительство! В следующий раз, когда придёт премьер, вице-премьер, эти вопросы будут поставлены, поэтому либо вы наведите порядок и принесите деньги, которые должно приносить в казну, либо пусть этим занимаются другие. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Грибов Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, добрый день! Вообще, можно политизировать или не политизировать этот вопрос, называть его хорошим или плохим, но давайте скажем друг другу честно, что он сугубо правовой, и посмотрим на него именно в этом ключе. Представляя эту инициативу, руководитель агентства сказал, что нам необходимо исключить двойную ответственность, - ну так сложилось сегодня - и, на мой взгляд, те вопросы, которые сегодня задавали, абсолютно оправданны. Я не хотел обращаться к цифрам, но если мы говорим, каким образом сегодня административное законодательство работает - как в части превентивной меры, как в части установления ответственности для нарушителей, так и в части наполнения бюджета, - и называем цифры, 3500 протоколов и 108 миллионов рублей, то, наверное, на вопрос представителя ЛДПР Владимира Владимировича Сысоева тоже нужно дать ответ, потому что люди сравнивают цифры, смотрят, какие в конечном счёте будут выпадать доходы из бюджета. На административное законодательство всё-таки нужно смотреть с разных сторон: оно не только наполняет бюджет за счёт штрафов с недобросовестных пользователей леса, но и должно защищать права. С точки зрения защиты прав, на наш взгляд, гражданско-правовые нормы всё-таки будут эффективнее. С одной стороны, конечно, необходимо исключить двойную ответственность - этого требует здравый смысл, на этом стоит право, а с другой стороны, нужно посмотреть, что будет эффективнее работать. И я думаю, что на те вопросы, которые были поставлены при рассмотрении законопроекта в первом чтении, - о том, какая норма будет эффективнее, конкретно по цифрам, - необходимо потом дать ответ. А сегодня мы в первом чтении эту инициативу поддержим. И ещё раз призову: ответы на те вопросы, которые сегодня поставили депутаты, ко второму и третьему чтению нужно дать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Иван Владимирович, есть возможность выступить с заключительным словом. Пожалуйста. ВАЛЕНТИК И. В. Я благодарю за все комментарии по сути и предложения по нашей работе. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рафаэль Мирхатимович, будете выступать? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 54 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.