Заседание № 43

31.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 17617-4 "О внесении изменения в статью 49 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в части уточнения особенностей возврата вкладов физических лиц в кредитных организациях, в капитале которых участвует Банк России).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 387 по 393 из 5583
ЗАДОРНОВ М. М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! У меня предложение снять       
сегодня с рассмотрения пункт 27 повестки дня. Обоснование при голосовании.      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 445 по 451 из 5583
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Ну вот, к сожалению, депутат Задорнов меня обогнал, и это плохо. Лучше было     
бы, если бы сперва от фракции такие вопросы ставили. Ну что делать? Он у нас    
гений. Я тоже поддерживаю предложение снять пункт 27 с повестки дня.            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 495 по 554 из 5583
Все записавшиеся высказались. Начнем по порядку. Предложение ряда депутатов     
по исключению 27-го пункта из порядка работы. Есть ли необходимость еще         
уточнить? Есть.                                                                 
                                                                                
Задорнов Михаил Михайлович.                                                     
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, я просто объясню, в чем суть законопроекта,   
который предлагается рассмотреть 27-м в сегодняшней повестке дня. Этим          
законопроектом предлагается отменить с 1 октября государственную гарантию по    
вкладам в Сберегательном банке. Это вводится для новых вкладов, для старых      
гарантия сохраняется, для вновь заключаемых договоров отменяется. Но вы сами    
понимаете и я вам говорю, так сказать, отслеживая ежедневно ситуацию,           
еженедельно, что отток вкладов из банков только замедлился, но не               
прекратился. По информации, которая официально к нам поступила, даже в          
Сбербанке приток вкладов в июле этого года был вдвое меньше, чем в июле         
прошлого года. Ситуация не успокоилась, и, откровенно говоря, непонятно,        
зачем сейчас на фоне падения акций на рынке, на фоне непростой ситуации в       
целом на фондовом рынке, в экономике мы летом создаем себе дополнительные       
проблемы. Почему этот законопроект нельзя спокойно рассмотреть осенью,          
определиться по нему, когда хотя бы более или менее начнет восстанавливаться    
доверие к банковской системе? Я не вижу плюсов в этом решении, а возможные      
минусы достаточно очевидны, поэтому мне кажется, что в данной ситуации надо     
отложить этот законопроект.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли другое мнение? Есть.                                                    
                                                                                
Резник Владислав Матусович, пожалуйста.                                         
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным           
организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия".                      
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание только на то, что   
в конце прошлого месяца мы с вами приняли закон, которым обеспечивается         
выплата в размере 100 тысяч рублей вкладчикам всех банков, включая и            
Сберегательный банк, за счет затрат Центрального банка. Поэтому я считаю, что   
сейчас как раз самое время принять данный закон, поскольку все вкладчики всех   
банков абсолютно защищены. Спасибо.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть два мнения по данному вопросу. Ставится на голосование предложение         
депутата Задорнова Михаила Михайловича об исключении пункта 27 из порядка       
работы. Кто за то, чтобы исключить пункт 27?                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 08 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              130 чел.28,9%                                     
Проголосовало против           66 чел.14,7%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    196 чел.                                          
Не голосовало                 254 чел.56,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4529 по 5338 из 5583
Пункт 27, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 49       
Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской   
Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Василия Ивановича Галушкина.   
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАЛУШКИН В. И., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проблема обеспечения           
возврата вкладов наиболее остро встала после августовского кризиса 98-го        
года: вкладчики не могли вернуть вложенные ими денежные средства, несмотря на   
наличие судебных решений. До принятия и вступления в силу Федерального закона   
"О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" статья     
840 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливала для банков          
обязанность обеспечивать возврат вкладов путем обязательного страхования, а     
для вкладчиков банков, в уставном капитале которых более 50 процентов акций     
или долей участия имеют Российская Федерация и (или) субъекты Российской        
Федерации, а также муниципальные образования, возврат вкладов гарантируется,    
кроме того, субсидиарной ответственностью этих участников. На создание          
условий, способствующих выдаче вкладов граждан, было направлено и принятие      
ряда законов, в частности "О несостоятельности (банкротстве) кредитных          
организаций" и "О реструктуризации кредитных организаций", но, как показала     
практика, эти меры были недостаточны. И в отсутствие системы законодательства   
по регулированию вкладов страдали права и экономические интересы вкладчиков,    
конкурентное преимущество среде получали банки с государственным участием.      
                                                                                
Принятие в 2003 году Федерального закона "О страховании вкладов физических      
лиц в банках Российской Федерации" и внесение соответствующих изменений в       
статью 840 Гражданского кодекса Российской Федерации призваны существенно       
изменить ситуацию. Закон должен обеспечить возвратность вкладов физических      
лиц, в банках создать систему гарантий по вкладам, не допустить привлечения     
вкладов физических лиц банками, не способными обеспечить интересы граждан.      
Кроме того, закон должен создать равные конкурентные условия на рынке           
банковских услуг. Это самая главная задача.                                     
                                                                                
В статье 49 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в         
банках Российской Федерации" установлено, что до 1 июля 2007 года возврат       
вкладов физических лиц в части сумм, превышающих суммы возмещения по вкладам,   
определенные федеральным законом, в кредитных организациях, в капитале          
которых участвует Банк России, обеспечивается субсидиарной ответственностью     
Российской Федерации. Одновременно положения статьи 840 Гражданского кодекса    
о субсидиарной ответственности государства по вкладам в банках, в капитале      
которых участвует Российская Федерация, были заменены ссылкой на закон "О       
страховании вкладов...". Необходимо признать, что такое решение неудачно, так   
как явно создает неравные конкурентные условия на рынке банковских услуг.       
                                                                                
Система страхования вкладов финансируется прежде всего на основании страховых   
взносов, вносимых кредитными организациями в соответствии с федеральным         
законом. Таким образом, система страховых вкладов по своей сути едина для       
всех кредитных организаций, включенных по результатам рассмотрения Банком       
России документов и проведенных проверок в систему страхования вкладов.         
                                                                                
Положения статьи 49 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц   
в банках Российской Федерации" создают неравные конкурентные условия на рынке   
банковских услуг, в частности на рынке вкладов физических лиц. Кредитные        
организации, в капитале которых участвует Банк России, до 1 января 2007 года    
получают необоснованные конкурентные преимущества перед другими кредитными      
организациями, несмотря на то, что и те и другие входят в систему страхования   
вкладов. Безусловно, наличие дополнительной ответственности государства по      
обязательствам банка - серьезный аргумент при выборе гражданином объекта для    
вложения собственных средств. Очевидно, что у таких банков возникает            
дополнительная возможность для привлечения средств населения, что в свою        
очередь влечет за собой дальнейшую монополизацию рынка. Такая ситуация,         
обостренная кризисом доверия к банкам, теперь уже не только не способствует     
развитию конкурентоспособности российской банковской системы, а прямо ведет к   
тому, что рынок вкладов физических лиц будет обслуживаться исключительно        
государственными банками. К чему это может привести, подсказывает опыт          
вкладчиков Сбербанка в 90-е годы.                                               
                                                                                
Полагаю, что с момента принятия закона "О страховании вкладов физических лиц    
в банках Российской Федерации" положение всех банков, включенных в систему      
страхования, должно быть равным. В связи с этим в представленном                
законопроекте предлагается изложить в новой редакции статью 49 Федерального     
закона "О страховании вкладов физических лиц...".                               
                                                                                
Стоит отметить, что проект закона прошел всестороннюю экспертизу.               
Правительство Российской Федерации в официальном отзыве поддержало проект.      
Минфин, Минэкономразвития, Минюст, ЦБ дали положительные заключения на          
представленный проект закона. Проект закона соответствует решению, в котором    
закреплена стратегия развития банковского сектора до 2008 года, разработанная   
Правительством Российской Федерации. Профильный комитет - Комитет по            
кредитным организациям и финансовым рынкам - и Комитет по бюджету и налогам     
поддерживают данный законопроект.                                               
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Присаживайтесь.                
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по кредитным          
организациям и финансовым рынкам Владиславу Матусовичу Резнику. Пожалуйста.     
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я не стану повторять то, что изложил     
нам автор закона, достаточно логично всё там сказано, я хотел бы обратить       
внимание только на несколько аспектов.                                          
                                                                                
Первое. Хотел бы сказать, что действующая на сегодня субсидиарная               
ответственность государства в виде гарантий государства носила чисто            
психологический характер, потому что, как сказано в законе, предоставляется в   
соответствии с законодательством. Законодательства такого реально не было, то   
есть это имело виртуальный характер, это был чисто психологический фактор.      
Кроме того, Сбербанк - это отличный банк, который абсолютно устойчив, и в       
этой части ему не грозит ничего, даже снятие этого именно психологического      
фактора.                                                                        
                                                                                
Кроме того, я хотел бы отметить, что после принятия нами в прошлом месяце       
закона о гарантировании возврата средств вкладчикам тех банков, которые даже    
являются банкротами, в размере 100 тысяч рублей за счет затрат Центрального     
банка Российской Федерации, это полностью гарантируется и вкладчикам обычных    
банков, и вкладчикам Сберегательного банка.                                     
                                                                                
Считаю, что эти факторы позволяют нам принять решение о ликвидации фактически   
того атавизма, который остался с начала 90-х годов. Этот закон абсолютно        
ничем не вредит вкладчикам Сбербанка, а исключительно в этой ситуации           
устраняет несправедливое положение, которое сложилось на рынке банковских       
услуг для физических лиц. Спасибо.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы по данному законопроекту?                  
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы. Пожалуйста, покажите список.            
                                                                                
Задорнов Михаил Михайлович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. У меня вопросы к Василию Ивановичу и Владиславу Матусовичу. К    
Василию Ивановичу очень короткий вопрос.                                        
                                                                                
Василий Иванович, один из руководителей федеральных органов три месяца назад    
сделал заявление о том, что у одного банка надо лицензию отозвать, потому что   
он занимается отмыванием, и еще десять банков на примете. После этого           
Центральный банк отзывает лицензию у Содбизнесбанка. Вот два действия. И в      
результате мы, как справедливо заметил Резник, 10 июля, после того как          
начался массовый отток вкладов, вынуждены были принять закон, который, по       
сути, противоречил всем предыдущим действиям правительства и Центрального       
банка, гарантировав даже вкладчикам банков-банкротов по 100 тысяч рублей,       
которые мы хотели дать только тем банкам, что вошли в систему страхования.      
Вот вы не боитесь, что еще кто-то что-нибудь скажет и только-только             
остановившийся отток вкладчиков из коммерческих банков не начнется вновь? Вы    
уверены, что вот этим действием мы вновь не вызовем негативную реакцию?         
Потому что это не Содбизнесбанк, это банк, который... (Микрофон отключен.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Резник Владислав Матусович.          
Галушкин? Вы персонально Галушкину?..                                           
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста, Василию Ивановичу.                               
                                                                                
ГАЛУШКИН В. И. Дело в том, что Сбербанк у нас настолько устойчив, что, в        
общем-то, не будет подвержен никаким колебаниям рынка, поэтому за Сбербанк      
волноваться... Но мы создаем этим законом равные условия для всех остальных.    
                                                                                
А что касается отзыва лицензий у тех или иных банков, ну так пусть они          
работают по законам, пусть они не нарушают их, и не будет никто отзывать        
лицензии. Поэтому никакой паники, я уверен, не будет, наоборот, мы этим         
законом создаем равные конкурентные условия для всех банков.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос.                             
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Владислав Матусович, к вам вопрос. Три недели назад вы действительно стояли     
на трибуне и мы с вами успокаивали общественное мнение. И все банкиры нам       
говорили, что нужен закон, чтобы успокоить, чтобы прекратить всю эту            
вакханалию. У меня вопрос перекликается с предыдущим, но хочу немножко          
по-другому его задать. Кто заставил сегодня проталкивать этот закон, в связи    
с чем он появился, что за мотивы? Потому что мотивация, что давайте, мол,       
конкурентную среду создадим, в этих условиях совершенно неубедительно звучит.   
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Резник Владислав Матусович.                   
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо.                                                           
                                                                                
Я попробую осветить мою позицию, позицию комитета, почему мы поддержали         
данный законопроект и сейчас в первом чтении и в целом просим его принять.      
                                                                                
Дело в следующем. С нашей точки зрения, принятия закона, который гарантирует    
всем вкладчикам по 100 тысяч рублей, позволяет нам принимать сейчас тот         
закон, который мы с вами рассматриваем. Принятие их одновременно, в один        
отрезок времени как раз и создает ситуацию, при которой не будет беспокойства   
вкладчиков, потому что абсолютное большинство вкладов в Сбербанке значительно   
ниже 100 тысяч рублей и составляет примерно 11-12 тысяч, поэтому население      
будет совершенно спокойно.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста.                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Я чувствую, все вопросы примерно в одном русле, да и у меня в    
принципе такой же.                                                              
                                                                                
Понятно, что с населением более всего работает Сберегательный банк, и если      
это не так, то скажите, но, по-моему, там чуть ли не половина вкладов           
населения. В сегодняшней ситуации многие банки просто прекратили                
кредитование, то есть инвестиции практически остановились, идет отток           
средств, они все подзаморозились. Мы сегодня ставим под сомнение возможность    
нормальной работы еще одного ведущего банка с вкладами населения. И завтра мы   
этот отток... Может быть, кто-то из конкурентов хочет, я так понимаю,           
выравнять свое плохое положение по Сбербанку или его поставить в такую же       
позицию, но мы-то должны подумать о населении, как... (Микрофон отключен.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, понятен вопрос.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Резник Владислав Матусович.                                         
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Вопрос абсолютно понятный. Единственно, я хотел бы, чтобы вы       
обратили внимание на следующий момент. Ведь посмотрите на ситуацию в            
Сберегательном банке Российской Федерации: он же не занимается, к сожалению,    
основным кредитованием населения. Посмотрите кредитный портфель его: мы         
видим, как суммы, равные десяткам миллиардов рублей, или миллиардам долларов,   
кредитуют крупный реальный бизнес, то есть нефтяные компании крупные,           
металлургическое производство и так далее, и так далее. Поэтому я считаю, что   
особенно в условиях создания ипотеки, действия тех законов, которые мы сейчас   
принимаем, и вообще создания системы рынка доступного жилья, когда многие       
банки начнут заниматься кредитованием уже непосредственно населения,            
выравнивание как раз конкурентных условий, с моей точки зрения, абсолютно       
необходимо. Спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гончар Николай Николаевич, пожалуйста.                    
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. У меня вопрос к коллеге Резнику. Скажите, пожалуйста, у нас есть   
официальное заключение Центрального банка на этот законопроект? Понятно, что    
Центральный банк у нас не обладает правом законодательной инициативы, и тем     
не менее я бы очень не хотел, чтобы возникла ситуация, когда, допустим,         
происходят какие-то события, а Центральный банк опять говорит, что он не        
знал, что такой закон принимается и может иметь какие-то неожиданные            
последствия, как это произошло после того, как один из руководителей            
соответствующей службы сделал заявление по поводу десяти банков.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Резник Владислав Матусович.                   
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Конечно, глубокоуважаемый Николай Николаевич, у нас есть           
положительное заключение Центрального банка на этот законопроект, оно есть в    
комитете. И здесь присутствует первый заместитель председателя Центрального     
банка член Совета директоров банка Алексей Валентинович Улюкаев, который,       
естественно, это подтвердит.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Штогрин Сергей Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо. Я бы тоже хотел вопросы задать. Один вопрос - к Галушкину. Василий     
Иванович, как, вы считаете, поведут себя вкладчики Сбербанка после принятия     
этого закона? Каких гарантий они лишатся и какие приобретут?                    
                                                                                
И вопрос к Улюкаеву Алексею Валентиновичу. Не могли бы вы нам сказать, у        
скольких банков в этом году, за шесть месяцев, вы уже отозвали лицензии? И за   
прошлый год у скольких банков отозвали лицензии?                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Галушкин Василий Иванович.                    
                                                                                
ГАЛУШКИН В. И. Ну, первое. Я думаю, что до 1 октября определенный поток         
вкладчиков пойдет в Сбербанк, учитывая возможность воспользоваться старым       
законом, надо правду сказать.                                                   
                                                                                
И второе. Мы повысим ответственность других банков, мы повысим даже уровень     
процента для населения другим банкам, конкурентность повысим, поэтому будет     
выгоднее вкладывать в другие банки. Это нормальный процесс, правильный.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И Алексей Валентинович Улюкаев, пожалуйста.               
                                                                                
УЛЮКАЕВ А. В., первый заместитель председателя Центрального банка Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
Я надеюсь, у меня будет еще возможность...                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, возможность выступить будет.                          
                                                                                
УЛЮКАЕВ А. В. ... выступить и прокомментировать и другие вопросы.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно. Это сейчас ответы на вопросы.                
                                                                                
УЛЮКАЕВ А. В. Я, во-первых, хочу подтвердить то, что сказал Владислав           
Матусович. Я направил на ваше имя положительное заключение Центрального банка   
на данный законопроект за своей подписью.                                       
                                                                                
И во-вторых, относительно вопроса об отзыве лицензий. За прошлый год и первую   
половину нынешнего года в общей сложности порядка тридцати лицензий было у      
банков отозвано, в том числе четыре лицензии за последний месяц.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Так, раз, два, три. Пожалуйста, Штогрин Сергей      
Иванович.                                                                       
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, ситуация с принятием данного законопроекта в таком спешном   
порядке мне напоминает одну из притч. Три крестьянина собрались косить сено.    
Два загуляли, один накосил. Утром встает, а пожар произошел - и сена нет.       
Собрались втроем, обсуждают. И двое говорят: "Чего ты переживаешь? Теперь мы    
в равных условиях, и рейтинг у нас теперь одинаковый". Вот такая же ситуация,   
на мой взгляд, со спешным принятием этого закона. На мой взгляд, сейчас пожар   
в банковской сфере пока тлеет, и хочу вот это подкрепить данными, которые в     
зале распространены. Отток средств вкладчиков замедлился, но не остановился.    
Если до мая сего года рост депозитов составлял 3-4 процента, то в мае - уже     
1,4 процента, а с июня начался отток вкладов физических лиц в банках. В то же   
время притока средств населения в госбанки, включая Сбербанк, а также в         
иностранные не наблюдается. Население переводит снятые со счетов сбережения в   
наличную валюту. Посмотрите таблицы, если в январе всего чуть больше чем на     
200 миллионов рублей было приобретено валюты, то за июль - почти на миллиард,   
в пять раз увеличилось количество приобретаемой валюты. По данным экспертов,    
в мае 2004 года впервые за долгое время активы банков начали сокращаться, по    
экспертным оценкам, почти на 300 миллиардов рублей. Из ста крупнейших банков    
активы сократились почти у четверти. По предварительным оценкам, в июне         
скорее всего сокращение еще больше увеличится. Если вот в этот пожар            
подкидывать сухие дровишки, как говорится, то он еще дальше будет               
разгораться, а мы этого, на мой взгляд, допустить никак не можем.               
                                                                                
Да, нужно выравнивать ситуацию, надо создавать нормальную конкурентную среду,   
раз мы работаем на рынке, это очевидно, и я тоже эту идею поддерживаю, но       
надо учитывать и специфику нашей банковской системы. Поэтому и было принято в   
прошлом году особое решение по банкам, в которых имеется капитал Центрального   
банка, с тем чтобы это не делать ранее 2007 года, чтобы был такой               
своеобразный переходный период. Этот опыт, о котором говорят, 92-го года, он    
не подходит. Тогда просто-напросто сбережения вкладчиков, которые               
вкладывались в разработку нефти, газа, в строительство заводов... Всё это       
было приватизировано, и, естественно, отдавать было нечем. Сейчас другая        
ситуация, сейчас продается всё, поэтому ситуации, подобной той, что была в      
92-м году, в принципе быть не может.                                            
                                                                                
Я считаю, что в таком спешном порядке принимать решение просто пагубно:         
создастся еще более напряженная ситуация с вкладами населения, которые всё      
больше и больше будут забираться, и не только из этого банка, но и изо всех     
остальных, потому что нет уверенности, а какой же следующий шаг предпримет      
наше правительство. Я хочу коллегам сказать, что вообще принятие закона в       
таком спешном режиме подрывает уверенность человека в законе. Что такое         
"закон" с древних времен? Это не только правила, которые все должны             
неукоснительно соблюдать, но и определенная стабильность. Стабильность на       
многие годы именно законом определяется, не постановлениями правительства или   
какими-то другими подзаконными актами, именно законом. Когда мы так легко       
обращаемся с законом, мы подрываем уважение к этому закону у граждан            
Российской Федерации, у инвесторов. Поэтому, принимая вот такие решения, мы в   
конце концов всех разгоним и никто к нам деньги не понесет.                     
                                                                                
Я предлагаю не поддерживать этот законопроект в первом чтении.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Задорнов Михаил Михайлович.                   
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вот этот        
закон навевает одно общее и одно частное соображения. Общее - это то, что       
все-таки наш народ особенный, он не может жить без трудностей, и, когда их      
нет, он сам себе их очень успешно создает. Вот судите сами. Этот год. Нефть -   
40 долларов, валютные резервы растут, экономический рост - 7,5 процента. Всё    
нормально, казалось бы, решай какие-то проблемы, строй, улучшай положение       
населения. Что происходит? Делом ЮКОСа вновь возобновили отток капитала, по     
итогам первого полугодия чистый отток - почти 7 миллиардов долларов. В          
прошлом году капитал уже шел в страну.                                          
                                                                                
Дальше. На ровном месте сами создали банковский кризис. Обсуждаем льготы -      
фактически на ушах стоит всё население. На прошлой неделе милиция входит в      
Центральный московский депозитарий, где хранится 3 миллиона личных дел,         
реестров, останавливают на сутки работу - на 10 процентов упал весь фондовый    
рынок. Вот я это действие сегодняшнее рассматриваю исключительно как такой же   
подход: нет проблем - давайте мы их сами создадим!                              
                                                                                
Теперь об особенном. Ну, и Штогрин, я думаю, и Улюкаев подтвердят ситуацию:     
отток только начал на прошлой неделе приостанавливаться, причем была иллюзия,   
что деньги идут в Сбербанк. Вот роздан материал: приток вдвое меньше, чем в     
прошлом году. Не идут деньги в Сбербанк, 90 процентов денег люди снимают и      
кладут в матрацы. Они во всех банках их снимают.                                
                                                                                
И принимая этот закон, какой мы хотим дать людям сигнал вот сейчас, в этой      
ситуации, когда она еще не установилась? Чего мы хотим добиться? Я никак не     
могу понять. В чем плюсы, плюсы-то в чем?! Минус я понимаю: есть угроза того,   
что, если еще какое-то действие совершится, люди дернутся. Мы и обсуждаем,      
между прочим, закон о льготах, который касается миллионов людей, которые        
именно и держат средства в основном-то в Сбербанке. Мы же понимаем, что 60      
процентов вкладов - это в основном вклады пенсионеров. Чего мы хотим добиться   
сейчас? И вот я на этот вопрос... Всегда же какое-то действие какими-то         
мотивами вызвано, кто-то должен быть заинтересован. Я не понимаю, в чем         
заинтересованы Дума и правительство, сейчас принимая, вот сегодня, этот         
закон. Поэтому мой вывод: мы просто хотим себе создать какие-то трудности,      
которые потом будем успешно преодолевать. Мне кажется, что поддерживать         
сегодня этот закон в такой еще очень и очень пограничной ситуации крайне        
опасно.                                                                         
                                                                                
А дальнейшие действия я скажу, какие будут. Значит, банки сейчас создают        
денежные подушки, они прекратили кредитовать промышленность. Это совершенно,    
так сказать, очевидная их реакция. Они боятся, что дальше ситуация пойдет,      
что отток возобновится. Прекратили кредитовать - сейчас же начнется             
замедление экономического роста, потому что в первом квартале уже 20            
процентов инвестиций было за счет банковских кредитов. Мы еще испытаем          
падение на рынке жилья, это я вам совершенно точно говорю, потому что многие    
вкладывали через кредиты в это, и это строительство ведется тоже как            
определенного рода вложение. Ну, я не хочу сказать, что это пирамида, но        
строятся многие объекты в кредит. Начнется сброс этого. Зачем в                 
неустаканившейся ситуации мы принимаем решения, которые явно дают людям         
негативный сигнал? Никак не могу понять.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Считаю очень вредным данный закон. И очень удивляет           
скоропалительность. Вот 31 июля буквально внесли его или 30 июля, в течение     
трех дней внесли - и тут же уже рассмотрен. Годами валяются законы важные, не   
хватает сил, времени у комитетов, а здесь два депутата - Галушкин и Резник -    
так смогли всё сделать, что уже и Совет Думы, и палата уже рассматривает, и     
уже голосуют. Очень удивляет это, вызывает самые неприятные подозрения в        
отношении этих обоих депутатов. Кто им подсказал? Кто наводчик здесь?           
                                                                                
И нельзя ни в коем случае обосновывать необходимость принятия закона лишь       
созданием равных условий. С кем равных условий? С жуликами равных условий?      
Единственный банк в стране, которому население продолжает доверять, -           
Сбербанк, это доверие как бы из прошлого идет, с советского периода, и нам      
говорят: нет, давайте их приравняем! Ну это же невозможно! Зачем                
приравнивать?                                                                   
                                                                                
В такой ситуации с экономикой, как у нас, семьдесят лет назад Рузвельт,         
наоборот, закрыл все коммерческие банки, около трехсот, и попросил              
американцев все деньги принести в тот банк, который он указал как               
государственный банк, под его гарантию. И американцы принесли, и Америка        
вышла из кризиса.                                                               
                                                                                
У нас наоборот: два депутата - Галушкин и Резник - хотят, чтобы упало доверие   
к последнему банку, и мотивируют тем, что вот мы в рынке, и давайте, так        
сказать... Чтобы ухудшилось настроение, здоровье наших граждан. Пивная мафия:   
давайте пейте пиво! А финансовая мафия: давайте уберем все гарантии             
государства. Кто навязал такую идею, видимо, даже и президенту страны, что      
государство должно отовсюду уйти? Тогда распускайте государство! Как оно        
должно уходить, когда это самое главное - контролировать финансовые потоки!     
                                                                                
Другое дело, что есть возможность у коммерческих банков, пусть они работают.    
Но здесь-то ни в коем случае нельзя убирать ответственность государства по      
вкладам в Сбербанке и в любых других банках, где, так сказать, участвует Банк   
России. И представитель Центрального банка выступает, спокойненько говорит:     
мы дали положительное заключение. На что вы дали положительное заключение? На   
то, чтобы была большая опасность обрушения финансовой системы в стране?! Вот    
это всё - как бы предмет деятельности нашей комиссии во главе с депутатом       
Гришанковым, наших правоохранительных органов, Федеральной службы               
безопасности. Может быть, им тоже направлять на заключение подобные проекты     
законов? Хотя бы посмотрите по скорости внесения: годами ждем, по пять-шесть    
лет, рассмотрения закона, а здесь в три дня всё - и уже включили, и уже         
рассматривают, и уже голосуют, и именно летом, вот сейчас, пока люди в          
отпусках, чтобы они не поняли, что произошло сегодня, 31 июля. Затишье          
полное, камеры убрали, никто ничего не знает. Вот Дума тихонечко приняла        
закон. А уже по истечении какого-то периода граждане окажутся в сложнейшей      
ситуации, и страна окажется в сложнейшей ситуации. Видимо, кому-то хочется      
осложнить ситуацию в стране на ближайшие несколько лет.                         
                                                                                
И удивительно, что это делают депутаты от партии большинства. Это оппозиции     
было бы выгодно, чтобы создать лучшее поле для своей деятельности. А партии     
большинства, если ее депутаты это проводят здесь и обманывают нас, говоря о     
том, что это хорошо... Чего же хорошего, когда это вызовет волнение миллионов   
людей, вызовет кризис? Уже депутат Задорнов понимает ошибки наших финансовых    
операций за прошедшее десятилетие - и 92-й год, и 98-й год, - а мы хотим        
нового опыта ошибок от принятия сегодняшнего закона, от 31 июля. Это в первом   
чтении, но, видимо, они предложат сейчас во всех трех чтениях принять: тут же   
всего одна строчка. Всё, с сегодняшнего дня мы убрали гарантии государства,     
мы ударили по всем нашим вкладчикам. И это, я считаю, просто финансовая         
диверсия! Я думаю, что определенные лица должны подумать, что может наступить   
ответственность всех тех, кто вносил законы, которые были приняты, и            
исполнительной власти, чиновников, за то, что может произойти в ближайшие три   
года в нашей стране. Мы с вами сейчас соучастники такого процесса нехорошего,   
одна эта строчка ударит по миллионам граждан и может нанести огромный ущерб     
нам. Нельзя этого делать!                                                       
                                                                                
И непонятна позиция Центрального банка, который спокойненько нам заявляет,      
что он направил положительное заключение. Годами вы не можете направить         
положительные заключения на хорошие законы, а на плохой закон вдруг всё         
быстро сделали: и ЦБ дал нам всё, что надо, и... А Сбербанка представитель      
где, он присутствует здесь? Почему его не позвали? Казьмин, он бы должен        
здесь присутствовать, это уже удар по его банку. Может быть, там очень много    
денег и потеря капиталов не очень волнует руководство банка? Я не уверен в      
этом вопросе.                                                                   
                                                                                
Надо, наоборот, повышать ставки по депозитам, чтобы граждане положили на        
длительное время средства, создать уверенность, улучшить кредитование, чтобы    
кредиты давали под меньшую процентную ставку. Мы всё делаем наоборот: ставка    
процента под кредит высокая - 12 - 13 процентов, гарантии государства вообще    
снимаем и понижаем ставки по депозитным вкладам. Для чего это делается?         
Только для обрушения.                                                           
                                                                                
Видимо, кто-то недопонял что-то в руководстве страны или их ввели в             
заблуждение, как в свое время Ельцина вводил в заблуждение Гайдар и его         
окружение, потом он извинялся, чуть ли не плакал: простите, простите, я         
ухожу. Ну, девять лет длились вот эти катастрофы, которые мы пережили, так      
сказать. Здесь сейчас то же самое происходит. Поэтому депутат Резник должен     
подумать о своем будущем, как и депутат Галушкин. Предлагаю не голосовать за    
данный закон.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Улюкаев Алексей Валентинович.                 
                                                                                
УЛЮКАЕВ А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Я постараюсь объяснить,       
почему же мы поддерживаем в принципе данный законопроект, и в настоящее,        
конкретное время поддерживаем.                                                  
                                                                                
Во-первых, в принципе поддерживаем потому, что это принципиально правильный     
законопроект, который создает прозрачные и равные условия на банковском рынке   
и в целом на финансовом рынке. Мы хотим иметь надежную, достойную финансовую    
систему, в которой и граждане могли бы доверять свои средства, и юридические    
лица могли бы доверять свои средства не одному банку, а всей нашей банковской   
системе.                                                                        
                                                                                
Второе. Это соответствует и тому компромиссу, который был достигнут. Я          
напомню: когда шла подготовка базового закона "О страховании вкладов..." в      
конце прошлого года, банковское сообщество, депутаты, представители             
правительства и Центрального банка совместно работали и вносили именно данную   
схему - на вклады, которые внесены до определенной даты, до даты вступления в   
силу настоящего законопроекта, распространяется субсидиарная ответственность,   
а на вклады, которые внесены уже после, чтобы не поощрять дополнительные        
изменения системы пассивов ресурсной базы банков в пользу одного из них и не    
ущемлять другие, не распространяется. Но в последнюю секунду, к сожалению,      
эта ситуация была изменена, практически с листа в прошлом году, если вы         
помните.                                                                        
                                                                                
Хочу сказать, что это не было скоропалительное внесение закона, как здесь       
говорят. Работа над пониманием и осознанием этого велась достаточно давно. В    
частности, я приведу пример: когда дорабатывался проект стратегии развития      
банковского сектора, проводилось совещание под эгидой Ассоциации российских     
банков, где присутствовали представители ведущих банков России, в том числе и   
Сберегательного банка Российской Федерации. Я тогда еще работал в Минфине, у    
меня проводилось это совещание, на котором все договорились о том, что идея,    
концепция такого изменения, такого законопроекта входит в число четырнадцати    
приоритетных пунктов стратегии, которые должны быть приняты еще до летних       
каникул Государственной Думы. На этом совещании высказывались мнения за и       
против, но в целом это было общее согласованное мнение.                         
                                                                                
Насколько я понимаю, данный законопроект родился тоже не вчера, а еще в марте   
текущего года и уже в марте был направлен на рассмотрение и в Правительство     
Российской Федерации, и в Центральный банк Российской Федерации. И              
правительство, и мы дали в то время в принципе положительное заключение, но     
указали на некоторые шероховатости, которые надо было бы поправить, и они       
были затем поправлены. То есть вашему вниманию представляется текст             
законопроекта, уже доработанный с учетом мнения Банка России и Правительства    
Российской Федерации. Именно после этого мы дали окончательное положительное    
заключение, уже не ссылаясь на то, что необходимо поправить, потому что это     
было поправлено.                                                                
                                                                                
Теперь по поводу некоторых прозвучавших здесь оценок и суждений.                
                                                                                
Во-первых, по поводу нынешней ситуации. Хочу сказать, что цифры и факты         
говорят нам о том, что осложнения, возникшие в депозитной базе, в ее            
структуре, отток средств с депозитов коммерческих банков сейчас преодолены не   
только по отношению вот как бы к пику, то есть к июню текущего года, за две     
последние пятидневки мы практически вышли на уровень прошлого года. Я могу      
привести, если хотите, цифры. У нас в прошлом году динамика на 20-25 июля       
была нулевая по совокупности всех банков, и коммерческих банков, и Сбербанка,   
- 1 миллиард 300 миллионов. Такая же нулевая динамика, только 1 миллиард 800    
миллионов, у нас сейчас по пятидневке 20-25 июля сего года.                     
                                                                                
Второе. Здесь увязывались с данной проблемой, проблемой оттока капитала,        
проблема активов банков и проблема приобретения населением валюты. Должен       
сказать, что каждая из этих проблем имеет свою специфику и свой набор           
факторов, их обуславливающих. В частности, изменение сальдо чистых активов      
банковской системы, которое действительно произошло в апреле текущего года, а   
вовсе не в июне текущего года, связано с некоторым изменением курсовой          
политики Банка России, а именно с тем, что, озабоченные возможностью            
избыточного реального укрепления курса доллара, мы проводили соответствующие    
операции на открытом рынке, дабы эту озабоченность снять, и тем снизили         
привлекательность перевода активов из долларовой в рублевую сферу. Проблема     
же в целом оттока капиталов разделяется на долгосрочные и краткосрочные         
оттоки капиталов. Нет ничего плохого в том, что мы сократили краткосрочный      
приток капитала, который избыточно лихорадил ликвидность банковской системы в   
прошлом году и в начале нынешнего года. Ситуация, когда у вас за два месяца     
увеличиваются краткосрочные пассивы на 300-350 миллиардов рублей, -             
ненормальная ситуация, и такого рода приток капитала ничего не стоит. Поэтому   
за цифрами надо видеть некие реальные, объективные показатели. Что касается     
долгосрочных оттоков, то такого не происходит.                                  
                                                                                
Говорят, что будут проблемы у нашего крупнейшего и главнейшего банка.           
Ответственно скажу и как представитель надзорного органа, и как представитель   
собственника Сберегательного банка, что здесь как бы оборона выставлена         
надежно. Во-первых, на вклады, договоры по которым заключены или будут          
заключены до 1 октября, то есть по всей той совокупности вкладчиков, о          
которых мы сейчас беспокоимся, субсидиарная ответственность будет               
распространяться, и данный законопроект ничуть эту ситуацию не меняет.          
Во-вторых, тот закон, который вы приняли и Совет Федерации поддержал три        
недели назад, распространяет и в дальнейшем гарантии Банка России на вклады     
до 100 тысяч рублей даже в том случае, если еще не наступит факт вхождения      
банка в систему страхования вкладов. Так что действительно пенсионеры - имея    
в виду структуру вкладов, а именно то, что у пенсионеров, по поводу которых     
здесь обеспокоенно выступал депутат Задорнов, вклады значительно меньшие, чем   
100 тысяч рублей, на которые полностью распространяются дополнительные          
гарантии, - совершенно в этой ситуации не пострадали. Мы знаем состояние        
активов Сберегательного банка, знаем его надежность, но нас беспокоит и тот     
разрыв между ресурсной базой и активами Сберегательного банка в части           
операций по кредитованию населения, потому что средства населения               
абсорбируются в большом количестве, а кредитование населения осуществляется в   
меньшем. И наблюдательный совет Сберегательного банка - а именно он и есть      
Сберегательный банк, он представляет собственника, а вовсе не менеджмент,       
представителя которого здесь предлагали пригласить на заседание, - больше       
обеспокоен этой ситуацией. Мы хотели бы здесь выравнять проблему, потому что    
ситуация, при которой средства населения поступают в виде ресурсной базы в      
банк, а затем размещаются либо в виде кредитов крупнейшим нашим корпорациям,    
либо в виде пакета государственных ценных бумаг, финансируют государственный    
долг, не может считаться нормальной и эффективной ни с какой точки зрения, и    
именно об этом мы будем думать в дальнейшем.                                    
                                                                                
Итак, главная проблема у нас состоит в том, чтобы обеспечить ресурсную базу,    
равную для всех банков. И мы считаем, что именно этот законопроект позволяет    
эту ресурсную базу укрепить и тем самым предотвратить негативные возможности,   
связанные с ухудшением кредитования реального сектора, о которых здесь также    
упоминал депутат Задорнов. Еще раз прошу поддержать данный законопроект.        
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Значит, можно еще дать слово, но только тут Кузнецов Виктор Егорович, это уже   
второй будет от фракции. Пожалуйста.                                            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Спасибо.                                                         
                                                                                
Судя по выступлениям депутатов, их оценки все-таки больше негативные, и мы      
оказываемся в ситуации, когда само обсуждение этого вопроса уже спровоцирует    
процесс, даже независимо от того, примем мы это решение или не примем.          
Совершенно понятно, что усилится закупка долларов, что обогатятся маклеры,      
которые этим всем торгуют. И понятно, что чьи-то интересы будут, что            
называется, подогреты.                                                          
                                                                                
Мое предложение: сегодня этот законопроект отложить, направить его в комиссию   
с целью проверить на коррупционную составляющую. Это первое. Это чудовищно      
важный законопроект, чтобы вот так просто от него отмахиваться. Это             
серьезные, большие деньги, это серьезный удар не по Сбербанку, а по             
инвестиционным возможностям Сбербанка, в целом по экономике России. И в         
случае если все вот эти дела... Вот я говорю, даже одно обсуждение создаст      
такую ситуацию. Если это будет так, то нужно людей, которые вносят этот         
законопроект, включая представителя, как он говорит, собственника, привлечь к   
ответственности, которую они действительно должны нести, занимаясь этими        
проблемами.                                                                     
                                                                                
Вот мое предложение: сегодня все-таки отложить этот вопрос, пусть пройдет       
две-три недели, в сентябре можем вернуться, будет ровная ситуация, совершенно   
другая. Сегодня журналисты отработают, а завтра пойдет усиленный рост, или      
укрепление, как говорят, доллара в России. Спасибо.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я хотел бы предоставить слово полномочному                
представителю правительства. Есть необходимость? Нет. Полномочному              
представителю президента? Нет. Есть ли необходимость выступить с                
заключительным словом докладчику или содокладчику? Содокладчик, да?             
Пожалуйста, Резник Владислав Матусович.                                         
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я по мотивам голосования, вот перед      
голосованием хотел бы еще раз уточнить.                                         
                                                                                
Нет никакой опасности для вкладчиков Сберегательного банка. Для тех, кто        
открыл вклады до принятия этого закона, продолжает действовать так называемая   
государственная гарантия, хотя, еще раз говорю, по существу, ее никогда и не    
было, потому что нигде не прописан ее механизм, это психологический фактор      
только, но он остается и продолжает действовать. Для тех, кто с 1 октября       
будет вносить средства на счета сберегательных банков в виде вкладов, на них    
распространяется ответственность Центрального банка, который отвечает за        
вклады в сумме до 100 тысяч рублей и в Сберегательном банке. Поэтому нет        
никаких оснований беспокоиться за вкладчиков. И уверяю вас, что люди разумные   
это тоже поймут. Поэтому я считаю, что мы можем абсолютно спокойно              
проголосовать за данный законопроект. Спасибо.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменения в статью 49 Федерального закона "О страховании вкладов       
физических лиц в банках Российской Федерации" в первом чтении.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              291 чел.64,7%                                     
Проголосовало против           77 чел.17,1%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    369 чел.                                          
Не голосовало                  81 чел.18,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Нам необходимо... Комитет, да? Пожалуйста.                                      
                                                                                
Резнику включите микрофон. У комитета есть предложение.                         
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, комитет принял решение предложить        
Государственной Думе проголосовать данный законопроект и в целом. Документы     
все розданы, все необходимые экспертизы проведены, включая правовую и           
лингвистическую. Просим поддержать комитет. Это решение и Комитета по           
кредитным организациям и финансовым рынкам, и бюджетного комитета. Документы    
вам розданы, коллеги.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по данному предложению? Пожалуйста,       
Жириновский Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вопрос к вам всё тот же, депутат Резник. Ну что это такое?    
Как это назвать? Вот по пиву одиннадцать лет не можем принять, они              
проплачивают всё, чтобы мы не приняли вообще закон. Во втором чтении, в         
третьем... возвращаем во второе... А тут сразу в трех чтениях самый страшный    
закон! Вы сейчас принимаете самый страшный закон, так сказать, помогаете        
президенту Бушу выиграть за счет наших граждан, за счет ухудшения их            
здоровья! Потом через три года мы скажем, что еще больше увеличилась            
смертность граждан нашей страны. Они же будут волноваться... Вот что вы         
делаете! И делает это депутат Резник. Вот автор закона, Галушкин, внес, а он    
пробивает, он проталкивает, так сказать. Вот это враг России - депутат          
Резник! От Гайдара до Резника... Мучаем страну финансовой лихорадкой и          
ухудшаем, так сказать, моральное состояние в стране. Я уверен, что президент    
не знает об этом, если бы он знал, он бы остановил, но ему Илларионов или кто   
там у него главный экономический советник, видимо, еще не доложил, так          
сказать. А вы идете на поводу у определенных лиц и не понимаете, что делаете.   
Главное, быстро, за три дня, внесли - и сразу в трех чтениях... (Микрофон       
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть еще замечания, вопросы? Нет. Есть предложение...                           
                                                                                
Пожалуйста, от фракции "Родина" - Чаплинский.                                   
                                                                                
ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Родина".                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фракция "Родина" выступает категорически против такого метода принятия          
законов, когда депутатам даже не дается возможности внести какие-либо           
поправки. Поэтому предлагаем не голосовать по таким вопросам.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Еще какие есть замечания? Тюлькин Виктор Аркадьевич, пожалуйста.                
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Мы тоже против, потому что перед вторым чтением необходимо        
иметь время для внесения поправок и с народом надо посоветоваться. И в том      
числе надо объяснить. Еще не вернули долги, которые в 91-м году в Сбербанке     
зависли и сгорели, а тут товарищ Резник старается Сбербанк, так сказать,        
уравнять с какими-то другими наполовину непонятными жульническими               
структурами. Поэтому мы вообще против и принятия этого закона в целом, и        
форсирования событий.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Все высказались? Значит, уважаемые депутаты...                                  
                                                                                
Депутат Грешневиков, пожалуйста, по мотивам. Гришуков, виноват.                 
                                                                                
ГРИШУКОВ В. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я хотел бы по мотивам сказать несколько слов, потому что неожиданная такая      
конфигурация выплыла: без подготовки, сразу - во втором и третьем чтениях       
принять. Вот мои коллеги-депутаты спрашивают, какие мотивы. Мотив здесь         
прорисовывается один - переложить бремя ответственности с федеральной власти    
на рядовых граждан. Это прослеживается и в отнимании льгот, в частности.        
Сейчас вот мы возможности вкладов тоже отнимаем у граждан. Это на протяжении    
последних лет прослеживается, это главный, на мой взгляд, мотив. Ни в коем      
случае поддерживать этот закон нельзя, ибо он и ущемляет права граждан, и вот   
эту цель преследует, на мой взгляд, главную цель.                               
                                                                                
Поэтому я обратился бы к представителям "Единой России": ну нельзя же так       
поступать, дайте возможность действительно поправки внести для того, чтобы      
голосовать во втором, третьем чтениях. Это во-первых. А во-вторых,              
вдумайтесь, что мы делаем! Наступит время, когда придется отменять все эти      
принятые решения, которые идут вразрез с интересами большинства граждан         
России.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я бы хотел выслушать мнения полномочного представителя правительства и          
полномочного представителя президента. Пожалуйста, подготовьтесь и выскажите    
свои мнения. Пожалуйста, Андрей Викторович.                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! После всех       
подробных комментариев, которые были сделаны, в том числе представителями       
Центрального банка, я хотел бы добавить только очень немногое, а именно:        
правительство рассматривало данный законопроект, по нему было принято           
решение, дано положительное заключение с указанием ряда замечаний, которые      
необходимо было учесть. Они были учтены. Таким образом, к данной редакции,      
которая представлена и рекомендуется к принятию в целом, замечаний у            
правительства нет.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, полномочного представителя президента нет, но я вижу в ложе по крайней     
мере двух представителей, может быть, не полномочных. Пожалуйста, Дворкович.    
                                                                                
ДВОРКОВИЧ А. В., начальник Экспертного управления Президента Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
В администрации президента рассматривался проект закона и было принято          
решение поддержать его в первом чтении и в целом. Аргументы уже были            
высказаны. Я хочу еще раз повторить один, самый важный, аргумент: Сбербанк -    
самый надежный банк в Российской Федерации, ему ничего не грозит. Вкладчикам    
абсолютно не о чем беспокоиться. Он будет оставаться таковым независимо от      
того, будет у него государственная гарантия или не будет. Таким образом,        
закон, создавая равные условия для всех банков Российской Федерации, создает    
выгодные условия для вкладов всех граждан во всех банках, выгодные условия      
для деятельности всех банков, включая Сберегательный банк Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Было предложение комитета о принятии законопроекта в целом. Данное              
предложение ставится на голосование в рамках "часа голосования".                
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              280 чел.62,2%                                     
Проголосовало против          104 чел.23,1%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.