Заседание № 136
20.01.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 175989-5 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (о расширении полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5081 по 5253 из 6340
Уважаемые коллеги, пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Член Совета Федерации Шиянов обратился письменно к нам с просьбой рассмотреть законопроект без своего участия, поэтому я приглашаю на трибуну для доклада первого заместителя председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Наталью Николаевну Карпович. КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект существенно снижает объём предоставленных комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав полномочий в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений. Что я хочу отметить? В своей же пояснительной записке авторы пишут, что предлагают вернуться к старым нормам, устаревшим, утверждённым указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1967 года. На самом деле с введением Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" этот указ не перестал работать, он работает и сегодня на территории Российской Федерации в части, не противоречащей закону. Второй момент, который был отмечен, - предложено понятие "категории семей". В федеральном законе уже предложено понятие - это "семьи, находящиеся в социально опасном положении". И Правительство Российской Федерации, и Правовое управление Аппарата Государственной Думы, и Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей предлагают данный законопроект отклонить, в связи с тем что он в принципе сегодня является уже неактуальным. Я понимаю, что проблема остаётся, нам действительно нужен банк данных, это действительно важный момент, но это предмет совершенно другого законопроекта, который должен быть внесён. Данный вопрос не является предметом этого законопроекта. В Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей работает межведомственная рабочая группа. Все ваши предложения по этому направлению мы готовы рассмотреть. Прошу коллег обратить особое внимание на то, что этот законопроект сужает круг полномочий, которые сегодня имеют эти комиссии. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да, пожалуйста, Останина. ОСТАНИНА Н. А. Одним из аргументов, которые приводятся в заключении комитета, является то, что автор предлагает определить "категории семей", что якобы вступает в противоречие с имеющимся уже понятием "семья, находящаяся в социально опасном положении". Это определение якобы сужает действующее определение. Скажите, вот на ваш взгляд... Когда говорят о семье, находящейся в социально опасном положении, речь идёт о материальных условиях. А вот что касается термина "категории семей", с моей точки зрения, он гораздо шире, поскольку охватывает ещё и психологический климат в семье. В этом смысле не являются ли беспочвенными ваши обвинения автора в том, что вводимое им определение сужает круг отношений, которые регулирует данный законопроект, предмет действия данного законопроекта? КАРПОВИЧ Н. Н. Нина Александровна, и вы, и я - мы прекрасно понимаем, что выявлением семей, подпадающих под категорию "семья, находящаяся в социально опасном положении", у нас занимаются органы образования и органы управления образованием, также подключается МВД, когда выявлены эти семьи, чтобы дать им категорию "семья неблагополучная", но она подпадает под понятие "семья, находящаяся в социально опасном положении". В данном случае нет никакого резона разделять на категории. Подключаются органы образования: выявляют семьи с нарушениями - ребёнок не посещает школу или не выполняет условия в школе какие-то определённые. Я даже вам могу зачитать статью 14, хотя вы лучше меня знаете, что входит в эти понятия: органы образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении; оказывают им помощь и так далее. То есть статья 14 в принципе даёт перечень этих семей. На сегодняшний день, наверное, говорить о категориях... Мы не сможем все категории под это понятие отнести. Понятие семьи, которая находится - по определению федерального закона - в социально опасном положении, может быть действительно размыто, но сюда мы можем отнести любую семью, которая оказалась в такой ситуации сегодня, и оказывать ей содействие или помощь, влиять на неё. Я думаю, когда мы, Нина Александровна, будем иметь банк данных, может быть, не только о детях, но и о проблемах этих семей, у нас будет совершенно иной механизм управления. На сегодняшний день определены органы, которые наделены полномочиями и работают в этой сфере. Я не обвиняю авторов, я просто констатирую то, что сегодня уже заложено. Их законопроект просто, можно сказать, устарел. Сегодня работает федеральный закон, плюс не утратил позицию указ Верховного Совета. Обвинять не в чем, просто есть несоответствие закону. Мы с вами ведём к тому, чтобы была чистота закона и возможность правоприменения этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли ещё вопросы к содокладчику? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста, Наталья Николаевна. Есть выступление, я вижу одну руку. Есть ли ещё желающие? Я вижу - Нина Александровна Останина. Подводим черту, да? Пожалуйста, Нина Александровна. Включите микрофон на рабочем месте. ОСТАНИНА Н. А. Наша фракция проголосует за данный законопроект. С нашей точки зрения, вывод о том, что этот законопроект утратил свою актуальность, преждевременен. Говорить, что указ 1967 года до сегодняшнего дня не устарел, а законопроект, внесённый в 2009 году, является устаревшим, во всяком случае, нелогично. Более того, автор этого законопроекта предлагает сделать упор на слово "профилактика", наделить комиссии по делам несовершеннолетних возможностью осуществлять профилактические меры по защите интересов несовершеннолетних. Полагаем, что это вполне логично сегодня, потому что, если взять статистику, которую представил нам Судебный департамент при Верховном Суде, даже за 2008 год количество неблагополучных семей в Российской Федерации, которые находятся в сложном социальном положении и поставлены на учёт, составляет более шестидесяти одной тысячи, а семей, которым уже оказана помощь и они выпали из понятия "социально опасное положение", насчитывается примерно четыре миллиона на сегодняшний день, но думается, что это весьма субъективная статистика. Далее. По данным опять-таки Судебного департамента при Верховном Суде, за 2008 год всего осуждено семьдесят три тысячи детей и подростков, из них только за убийства - восемьсот семьдесят один ребёнок. Восемьсот семьдесят один! Поэтому говорить о том, что проблемы профилактики утратили свою актуальность, я ещё раз говорю, наверное, не совсем правильно. Только за первое полугодие 2009 года подростки совершили примерно сорок девять тысяч преступлений. Это 5 процентов от всех совершённых преступлений в Российской Федерации. В этом смысле, конечно, та проблема, которую поднимает автор данного законопроекта, не просто назрела - давно уже перезрела. И я знаю, что в комитете сейчас действительно ведётся работа совместно с министерствами, и в частности с Минобрнауки, и речь идёт о создании комплексной комиссии, но до появления самостоятельного законопроекта, я думаю, не лишне внесение предложенной поправки Шияновым. И поэтому наша фракция проголосует за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Наталья Николаевна, вы имеете возможность... Не понял ваш жест. Включить микрофон? КАРПОВИЧ Н. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я просто хочу подчеркнуть, что я сказала не о том, что федеральный закон 2009 года устарел, я сказала о том, что те моменты, которые предложены автором, сегодня устарели, в связи с тем что работает и указ 67-го года, и федеральный закон. Нина Александровна, абсолютно с вами согласна в том, что в этом направлении нужно работать, не нужно от этого уходить, но данный законопроект не решает ни одной проблемы, которая в нём поставлена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Не настаивают на обсуждении данного вопроса. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Первое чтение. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 46 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3% Результат: не принято Отклоняется законопроект.