Заседание № 137

22.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 175784-5 "О внесении изменения в часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся порядка ликвидации (реорганизации) сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5154 по 5822 из 6045
Переходим к вопросу 15. О проекте федерального закона "О внесении изменения в   
     часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании".        
       Докладывает депутат Государственной Думы Олег Николаевич Смолин.         
                                                                                
                         Пожалуйста, Олег Николаевич.                           
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Милостью Божьей, а также          
профильного комитета и Совета Государственной Думы я сегодня имел шанс          
установить личный рекорд по количеству представлений законопроектов на          
пленарном заседании Государственной Думы - пять, но, к сожалению, получится,    
видимо, один или два законопроекта, зато все эти законопроекты про самое        
главное - про образование. Не случайно лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов,     
выступая сегодня утром, говорил именно по этой проблеме, потому что мы          
прекрасно понимаем: не будет образования - не будет никаких инноваций и,        
соответственно, никакой модернизации России.                                    
                                                                                
Начнём, однако, мы сегодня с самого слабого звена нашего образования - с        
сельской школы. Вообще, мне довелось быть сыном сельских учителей и четырежды   
избираться депутатом от смешанного округа в различные российские парламенты,    
и я на личном опыте могу подтвердить то, что в принципе достаточно хорошо       
известно из статистики: в селе у нас расположено две трети всех школ            
Российской Федерации, здесь наибольший дефицит квалифицированных                
педагогических кадров... И, забегая вперёд, хочу сказать, что если в феврале    
мы сбросим на регионы коммунальные льготы для сельского учителя, то Год         
учителя в России лучше было бы вообще не объявлять - это будет                  
издевательство, а не Год учителя. И наконец, уровень доходов на селе намного    
ниже, а образование у нас становится всё более и более платным, поэтому,        
уважаемые коллеги, вы прекрасно понимаете, что возможности на селе получить     
качественное образование намного ниже, чем в городе.                            
                                                                                
Между тем в последние годы мы наблюдаем массовое закрытие сельских школ.        
Точных данных нет ни у кого, я сошлюсь на три различных письма трёх различных   
заместителей министра образования Российской Федерации. Письмо господина        
Фридлянова сообщает нам, что за 2003-2006-й, за три учебных года в стране       
закрыто более тысячи девятисот школ. Письмо господина Калины сообщает нам,      
что в 2007/08 учебном году в Российской Федерации закрыто примерно две тысячи   
шестьсот сельских школ. Итого: на семьсот больше за один год, чем за три        
предыдущих. Однако потом в письме господина Миклушевского со ссылкой на         
Рособрнадзор сообщается, что в 2007/08 учебном году у нас закрыто шестьсот      
сорок четыре общеобразовательные школы. Как видите, разница в четыре раза.      
Коллеги, можно ли с такой статистикой реально управлять отраслью, решайте       
сами. Это ещё не всё. После меня будет выступать глубоко уважаемая мною Ирина   
Константиновна Роднина, как мой оппонент, с предложением отклонить              
законопроект. По иронии судьбы теперь она представляет Омскую область в         
Государственной Думе, а я последний раз избирался от Москвы (это причуды        
партийных списков), будучи омичом по всему жизненному опыту. Так вот, сообщаю   
вам, что, например, в Омской области, по официальным данным, в 2004 году было   
закрыто девять школ, в 2005-м - двадцать две, в 2006-м - пятьдесят две и в      
2008 году - семьдесят шесть школ. Итого за пять лет более чем в восемь раз      
увеличилось количество закрытых школ. Это не арифметическая прогрессия, хотя    
и до геометрической мы не дошли, что-то типа ряда Фибоначчи, скорее всего, мы   
имеем по закрытию сельских школ в нашей стране, уважаемые коллеги.              
                                                                                
Я считаю, что закрытие сельских школ, массовое, катастрофическое закрытие,      
прямо связано с подушевым финансированием и так называемой оптимизацией,        
которая в последнее время проводится в Российской Федерации и которая реально   
для сельских ребят и учителей превращается в пессимизацию, в лишение права на   
достойное образование.                                                          
                                                                                
При этом, уважаемые коллеги, нет никаких доказательств, что укрупнение          
улучшает качество образования в сельской школе. Более того, у нас это           
считается само собой разумеющимся, а вот в Соединённых Штатах Америки,          
которые в данном случае я приведу в пример не потому, что там не закрывают      
сельские школы, там тоже закрывают, но там по крайней мере ведутся              
исследования, и исследователи доказывают, что так называемая однокомнатная,     
или, по-нашему, малокомплектная, школа превосходит обычную школу потому, что    
там дети учат детей (это даёт особое качество), потому, что там, как            
показывает статистика, среднее качество образования выше, чем в среднем в       
обычной большой школе, и наконец, потому, что там формируются отношения         
семейного типа, которые ничем невозможно заменить.                              
                                                                                
Мы наблюдаем отечественный сериал "Школа". Одни его жёстко критикуют, другие    
торопятся его защищать. На мой взгляд, этот сериал представляет собой           
воспоминание о будущем, это прогноз того, что будет с нашей школой через        
некоторое время, если мы будем делать то же самое, что делаем в настоящее       
время.                                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле существуют альтернативные решения, и я знаю    
как минимум три решения, альтернативных закрытию сельской школы. Решение        
первое разработано одним из институтов Российской академии образования:         
превращать сельскую малокомплектную школу в социокультурный центр. Между        
прочим, в селе живут не только дети, но и взрослые, и они нуждаются в           
культуре.                                                                       
                                                                                
Решение второе разработано и подтверждено большим опытом макаренковского        
движения: превращать сельские школы в производственно-технические центры на     
базе новейших технологий, когда ребята могут ещё и зарабатывать на жизнь себе   
и собственной школе.                                                            
                                                                                
И наконец, решение третье. Я знаю два продвинутых российских университета,      
точнее, один университет и одну академию, которые предлагают превращать школы   
в современные информационные центры с помощью новейших технологий, любимых      
нашим президентом, и таким образом, между прочим, обеспечивать высокое          
качество образования на селе.                                                   
                                                                                
По моему глубочайшему убеждению, уважаемые коллеги, вопрос о сельской школе -   
это вопрос не только о праве на образование, но и о национальной                
безопасности, так как огромная страна может превратиться в пустынные            
территории, а это неизбежно, поскольку за сельской школой исчезает и село, и    
мы получим косовский или аналогичный вариант с высокой вероятностью, хотя,      
наверное, не через десять, но, может быть, через тридцать или пятьдесят лет.    
                                                                                
Что касается попыток защитить сельскую школу от закрытия, то в Законе "Об       
образовании" с 1992 года действует положение, согласно которому сельскую        
школу можно закрыть только с согласия сельского схода. Однако в последнее       
время в обход этого положения наши чиновники научились закрывать сельскую       
школу очень простым способом: сначала малокомплектные школы превращаются в      
филиалы большой путём реорганизации, а потом они закрываются, поскольку         
реорганизацию можно проводить самим, не обращая внимания на сельский сход.      
Мне говорят, что законопроекта, который я предлагаю, - а я предлагаю            
запретить реорганизацию без согласия сельского схода, - этого законопроекта     
недостаточно, что он не решит всех проблем. Может быть, уважаемые коллеги. Но   
знаете, что мне это напоминает? Мне это напоминает историю, когда люди,         
запускающие акул в море, говорят, что нож ныряльщикам давать не надо,           
поскольку он неэффективен против зубов акулы. Конечно, мы не сможем с помощью   
частных законопроектов все проблемы решить, но по крайней мере мы хотя бы       
отчасти перекроем кислород тем, кто пытается сельские школы закрыть. Короче,    
кто хочет - ищет решение, кто не хочет - указывает на проблемы.                 
                                                                                
Вывод, который я хочу сделать, предельно простой. Кто за то, чтобы в России     
сохранялась сельская школа, должны поддержать этот законопроект. Кто считает,   
что сельские школы надо продолжать закрывать в массовом порядке, будут          
голосовать против. Прошу поддержать.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по образованию Ирина         
Константиновна Роднина.                                                         
                                                                                
РОДНИНА И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона №     
175784-5 "О внесении изменения в часть пятую статьи 34 Закона Российской        
Федерации "Об образовании" внесён депутатами Государственной Думы Смолиным,     
Лекаревой, Мельниковым, Останиной, Плетнёвой и Шудеговым. Авторы предлагают     
дополнить часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании"    
положением, не допускающим проведение реорганизации сельского                   
образовательного учреждения без согласия схода жителей населённых пунктов,      
обслуживаемых данным учреждением.                                               
                                                                                
Целью законопроекта является предотвращение в сложившейся практике ликвидации   
сельских образовательных учреждений после проведения их реорганизации в форме   
присоединения к другому образовательному учреждению. Идея закона заслуживает    
внимания.                                                                       
                                                                                
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, который         
является соисполнителем по данному законопроекту, дал положительное             
заключение. Правительство Российской Федерации проект не поддерживает,          
указывая на то, что внесение в Закон Российской Федерации "Об образовании"      
изменения, предусмотренного законопроектом, не обеспечит достижения             
поставленной цели.                                                              
                                                                                
Комитет Государственной Думы по образованию разделяет озабоченность авторов     
законопроекта процессами, происходящими с сельскими образовательными            
учреждениями, но в то же время отмечает, что эти изменения не связаны с         
экономической целесообразностью существования малокомплектных школ. Это         
связано в основном с демографией в нашей стране, и в первую очередь с           
сокращением детского контингента на селе, а также с проблемами повышения        
качества образования, которое легче обеспечивать в более крупных                
образовательных учреждениях.                                                    
                                                                                
Следует отметить, что редакция части пятой статьи 34 Закона Российской          
Федерации "Об образовании" не менялась с момента её принятия, то есть с июня    
1992 года, и в настоящее время не соответствует положениям принятого в          
октябре 2003 года Федерального закона "Об общих принципах организации           
местного самоуправления в Российской Федерации". В главе 5 этого федерального   
закона, определяющей формы непосредственного осуществления населением           
местного самоуправления, такая форма, как сход жителей населённых пунктов, не   
предусмотрена. Есть понятие "сход граждан", который проводится в поселении с    
численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более ста человек     
для решения вопросов местного значения данного поселения. Этим же законом       
организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего и     
среднего общего образования по основным общеобразовательным программам и        
общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к вопросам          
местного значения не поселения, а муниципального района.                        
                                                                                
Таким образом, вопросы, связанные с проведением схода, предусмотренные          
Законом Российской Федерации "Об образовании", не имеют легитимного правового   
регулирования, а предлагаемые изменения не обеспечивают поставленной цели.      
Эта проблема требует комплексного подхода и должна решаться в проекте           
федерального закона об образовании в Российской Федерации, который в            
настоящее время готовит Министерство образования и науки Российской Федерации   
и который должен заменить действующий в настоящее время Закон Российской        
Федерации "Об образовании". На основании изложенного комитет предлагает         
отклонить представленный законопроект.                                          
                                                                                
Должна сказать, что когда мы ссылаемся на американское образование - сколько    
мы всё время слышали здесь замечаний, что мы не можем ориентироваться на это    
образование, так как оно не лучшее, - то мы должны учитывать, что сельское      
поселение в Соединённых Штатах Америки разительно отличается от сельского       
поселения в Российской Федерации и уровень образования там действительно        
другой. Я могу об этом говорить, так как два моих ребёнка закончили такую       
школу. И когда мы говорим о малокомплектных, то есть однокомнатных, школах,     
то должна сказать, что там преподавателя заменяют видеокассеты. И об уровне     
этого образования тоже можно ещё спорить.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока на трибуне, Ирина               
Константиновна, потому что могут быть вопросы, мне так кажется.                 
                                                                                
Депутат Локоть, депутаты Останина, Плетнёва... Друзья мои, тогда будем          
включать запись.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, включите запись.                                                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Двенадцать депутатов. Вот первые три фамилии депутатов из фракции КПРФ, то      
есть все вопросы от фракции, откуда и докладчик главный. Есть предложение -     
по два вопроса от фракции. Депутат Шлегель предложил: по два вопроса от         
фракции.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шлегель.                                          
                                                                                
Включите микрофон депутату Шлегелю.                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ШЛЕГЕЛЬ Р. А. Кстати, зря, я как раз и закончил поселковую школу. Не надо       
тут, пожалуйста...                                                              
                                                                                
Я слышал это от депутата Иванова и тоже предлагаю: по два вопроса от фракции,   
потому что повестка очень плотная. Можем вынести это на голосование.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович и депутат Шлегель,     
представляющие разные фракции, предлагают: по два вопроса от каждой фракции.    
Ставлю на голосование данное предложение.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              294 чел.85,7%                                     
Проголосовало против           49 чел.14,3%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, от фракции КПРФ - депутат Останина.                                 
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ирина Константиновна, я, конечно, с сожалением         
слушала заключение вашего комитета, которое вы озвучили, ещё больше сожалею,    
что вы лично присоединились к этому заключению.                                 
                                                                                
Вы сказали, что основными критериями реорганизации, то бишь закрытия сельских   
школ, являются два. Первое - это "сокращение детского контингента", казённые    
слова, хотя речь идёт о вполне определённых людях - наших детях, которых        
назвали контингентом. И второе - это весьма субъективный подход, что в          
крупной школе этим детям лучше будет учиться. Это ваша личная позиция, хотя     
профессионалы говорят иначе.                                                    
                                                                                
Но я могу привести ещё один критерий, который выявила прокуратура Кемеровской   
области: одной из причин закрытия школ является несоответствие                  
санитарно-эпидемиологическим требованиям, в которых находятся эти школы, то     
бишь разрушение сельской школы.                                                 
                                                                                
И в этой связи скажите: у нас сколько школ закрыто по причине того, что         
отсутствуют нормальные условия для обучения сельских учащихся?                  
                                                                                
РОДНИНА И. К. Я не готова вам ответить по количеству, но я знаю, что            
действительно количество большое, в первую очередь это касается сельских        
школ. Вы знаете, сколько у нас детей в последние годы погибло в таких школах    
и сколько было проблем. Поэтому, наверное, и возникла сейчас программа "Наша    
новая школа", где как раз наряду с вопросом об изменении формы преподавания     
ставится вопрос о строительстве новых школ.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Я прошу коллег из КПРФ не обижаться на моё предложение, мы бы ещё больше        
дали...                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, секундочку, Сергей Владимирович. Какой-то, видимо,   
анекдот рассказали во фракции КПРФ, они смеются. Сейчас они отсмеются - всё,    
уже не смеются.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович.                                                
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Я ещё раз хочу сказать, чтобы коллеги из КПРФ не обижались на      
моё предложение, но тем самым мы дадим, может быть, Олегу Николаевичу           
возможность второй законопроект доложить.                                       
                                                                                
Олег Николаевич, у меня вот вопрос к вам. Как вы сказали, кто хочет, ищет       
варианты, а кто не хочет, тот констатирует невозможность. Вот в условиях        
отсутствия распределения мы в состоянии, если сход откажется закрыть школу,     
обеспечить учителями этот населённый пункт? Как быть с этим? Ведь дети -        
одно, а ещё же надо, чтобы и учителя тоже были. Где мы их будем брать? Как      
заставить, чтобы они работали в этом сельском поселении?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин. С места.              
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо за вопрос, уважаемый Сергей Владимирович.                  
                                                                                
Конечно, в состоянии. И распределение, кстати сказать, это на данном этапе не   
лучший способ закрепления учительских кадров, а лучший способ очень простой -   
это социальные гарантии. Я могу сослаться на примеры из разных регионов,        
правда, это не село, а город. Как только Валентина Матвиенко ввела надбавки в   
некоторых городских школах, сделавшие зарплату в них чуть выше средней по       
городу, так мгновенно в несколько раз повысилось число выпускников              
герценского санкт-петербургского университета, которые пошли работать в         
школу.                                                                          
                                                                                
Кстати, даже в Омской области, которую мы с Ириной Константиновной тут в        
какой-то степени представляем, в последнее время за счёт того, что стали        
вводить подъёмные для сельских учителей, доля выпускников педагогического       
университета, идущих в школы, существенно повысилась. Проблемы нет. Дайте       
жильё, дайте приличную, даже не говорю - высокую, просто приличную зарплату,    
не отменяйте коммунальные льготы, и проблем не будет.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Балыхин, "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,       
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
У меня вопрос к Олегу Николаевичу, причём не как к автору этого                 
законопроекта, а в первую очередь как к заместителю председателя Комитета       
Государственной Думы по образованию. Скажите, пожалуйста, какое количество      
школ - цифры вы называли - в 2009 году было закрыто по причине реорганизации?   
У меня короткий вопрос.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич, можете ответить на этот вопрос?          
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Григорий Артёмович, я не смог получить нормальной        
статистики из Минобрнауки. Если вы помните, я вам привёл данные из трёх писем   
трёх заместителей министра: данные из второго и третьего писем различаются      
примерно в четыре раза. Сам я сосчитать, как вы, наверное, догадываетесь,       
закрытые по причине реорганизации школы не мог. Я только знаю, что в тех        
регионах, где мне приходится общаться, достаточно массовые случаи обхода        
действующего закона.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов, "Справедливая Россия".                             
                                                                                
ЗУБОВ В. М. У меня вопрос к оппонентам данного законопроекта. А сколько         
предполагается закрыть сельских малокомплектных школ? Если можно, по годам,     
нельзя по годам - хотя бы в следующие три года.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если Ирина Константиновна сможет ответить на этот         
вопрос, я не знаю...                                                            
                                                                                
РОДНИНА И. К. Я думаю, что это не относится к предмету законопроекта.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно.                                                  
                                                                                
РОДНИНА И. К. И наверное, таких планов нет. Таких нет планов - количественно    
представить этот законопроект.                                                  
                                                                                
Я только одно могу сказать по двум вопросам. Олег Николаевич сказал, что мы     
представляем одну территорию, но на сегодняшний день я представляю в большей    
степени эту территорию от "ЕДИНОЙ РОССИИ". По двум его вопросам я ездила в      
район, где действительно сельский сход решил - в основном там бабушки и         
дедушки, пенсионеры, у которых даже нет внуков, у трети из них нет внуков, -    
не закрывать эту школу. Там было всего восемнадцать учащихся. Но когда          
родители поехали в районную школу и увидели, в каком состоянии школа, в         
которую могут ходить их дети, они сами обратились в Министерство образования    
Омской области с просьбой перевести детей в нормальную школу, где есть          
хорошее питание, компьютеры, все условия, чтобы получить нормальное             
образование.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хороший ответ.                                            
                                                                                
Депутат Плетнёва, второй вопрос от фракции КПРФ. Пожалуйста.                    
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Прежде всего позвольте мне поздравить Олега Николаевича          
Смолина, он у нас сегодня именинник и целый день... в конце дня получает        
такие эмоции. Я думаю, что все мы его любим. (Аплодисменты.)                    
                                                                                
Да, Ирина Константиновна, конечно, не все дети, как ваши, могут посещать        
американские школы, наши дети должны здесь учиться, и это правильно. Хотела     
бы вас спросить. Вы ссылались на 31-й закон о местном самоуправлении. Это что   
получается - если жителей в селе менее ста, то это село уже не в счёт, да?      
Они не имеют права схода? Или я вас не поняла?                                  
                                                                                
РОДНИНА И. К. Поняли, только не 31-й, а 131-й закон. Да, действительно, эти     
вопросы всё-таки относятся к муниципальным органам, а не к местным              
законодательным собраниям.                                                      
                                                                                
По поводу вашей реплики. Вы знаете, я в Америке оказалась, потому что меня      
лишили права работы в нашем замечательном государстве. Поэтому мне пришлось,    
получив предложение работать в Америке, уехать.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция ЛДПР не настаивает на втором вопросе, "ЕДИНАЯ     
РОССИЯ" не настаивает, "Справедливая Россия" не настаивает.                     
                                                                                
Спасибо, присаживайтесь, Ирина Константиновна.                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. От фракции КПРФ - Плетнёва, от фракции ЛДПР   
- Иванов и от фракции "Справедливая Россия" - Зубов. Да, ещё Балыхин...         
                                                                                
Тогда, уважаемые коллеги, я должен к вам обратиться. Осталось восемь минут:     
либо мы... Есть предложение перенести на среду, у меня есть компромиссное       
предложение: давайте попросим желающих выступить ограничиться тремя минутами.   
Тогда, в общем, все...                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Против Зубов. Не поддерживается это предложение. Тогда    
ровно в 18.00 прекращаем и Зубов своё выступление перенесёт на среду.           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Надо проголосовать!                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение Морозова дать слово     
всем четырём желающим, по три минуты, и на этом завершить обсуждение. А, нет,   
ещё, конечно, заключительное слово, всё, как положено. По три минуты не         
уложимся? Тогда мы продлим, автоматически продлеваем на столько, сколько        
займёт обсуждение, но только не по десять минут выступать, я к этому клоню.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.99,0%                                     
Проголосовало против            3 чел.1,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, трёхминутный режим.                                       
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва от фракции КПРФ. Пожалуйста.                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Вот я как раз та самая, которая заканчивала среднюю общеобразовательную         
школу, о которой сегодня так издевательски говорят с экрана некоторые наши      
видные деятели. И эта школа позволяла нам когда-то поступить в любой вуз        
страны, так как было единое образовательное пространство и мы могли выбрать     
любой вуз. Конечно, было трудно, мы должны были знать школьную программу и      
сдать экзамены в вуз. Коррупции тоже не знала: сколько в своей жизни училась,   
никогда не представляла, что где-то кому-то что-то надо платить за то, чтобы    
получить образование. Несмотря на то что мои родители были во время войны       
высланы - и не осуждаю абсолютно за это советскую власть, это была война...     
Мне пришлось учиться в том селе, где было национальностей очень много, и        
учителя были прекрасные, я им благодарна. Сейчас в этом селе нет уже школы, и   
самого села уже практически не существует, как и многих тысяч сёл, которые      
сегодня влачат жалкое существование.                                            
                                                                                
Что предлагал Олег Николаевич Смолин? Некоторые даже не понимают, к чему        
привело подушевое финансирование. Вы знаете, одно время давали лучшей школе     
миллион, а остальных бросили, и этот миллион давали средней школе в районе, а   
все остальные должны были существовать кое-как. А теперь говорят: вы знаете,    
она ведь выиграла, эта школа, вот в неё мы вкладывали деньги, там будут         
учиться наши дети, и начинается повальное закрытие сельских школ.               
                                                                                
Правда, в законе есть пункт, который указывает на то, что, если сход решил не   
закрывать, школу не закроют. И вот хитро действуют сегодня, называя это         
реорганизацией: среднюю школу закрывают, превращают её в девятилетку, в         
основную, а потом, на другой год, без всякого схода заставляют детей идти в     
другую школу - в шесть утра вставать, дорог совершенно нет, автобусы            
ломаются. Дети должны ждать потом где-то: в два часа заканчиваются занятия у    
10-х классов, а малыши их ждут. Вы не представляете, что творится на селе!      
                                                                                
Народ стал просыпаться, родители поднимаются и говорят, что не позволят         
закрыть. И я рада, что нам удалось в этом году отстоять одну такую школу у      
нас в Тамбовской области, где сами родители противились всему этому. То, что    
мы сегодня делаем... Учителя, поддерживавшие "ЕДИНУЮ РОССИЮ", "Единство"        
когда-то, "Наш дом - Россию", "Выбор России", - они все годы вас поддерживали   
- сегодня просто проклинают и Государственную Думу, и правительство, потому     
что все разговоры о том, что будет лучше, заканчиваются тем, что всё            
происходит с точностью до наоборот. А подушевое финансирование - что это        
такое? Вот сколько детей, столько денег выделим... (Микрофон отключён.)         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Истекло время.                                   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.                                 
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы знаете, я как-то взял карту боевых действий времён        
Второй мировой войны, поглядел её, а потом решил сравнить с нынешним            
положением дел: количество мелких населённых пунктов сократилось. Их просто     
нет, они перестали существовать, как говорится, как корова языком слизала. И    
если уж быть достаточно объективными, то надо сказать, что политика             
неперспективных деревень не сейчас началась, а довольно давно.                  
                                                                                
Мы, конечно, руками и ногами за то, чтобы люди жили на селе, люди жили          
нормально, но, к сожалению, есть такое понятие, не знаю, "халява" или           
"городской образ жизни" - он всегда гораздо привлекательнее, чем жизнь на       
селе, где надо вставать утром и идти доить корову, где удобства на улице и      
так далее, и тому подобное. Поэтому огромное количество людей остаются в        
городе.                                                                         
                                                                                
Пример, который вы, Олег Николаевич, привели, по поводу Матвиенко... Но         
остались-то они в Ленинграде, в Санкт-Петербурге, как сейчас город              
называется. Раньше существовал, как вы знаете, спецнабор, то есть люди          
практически без экзаменов поступали, но знали, что это специальная категория,   
которая должна вернуться обратно. Сейчас, к сожалению, из десяти девочек и      
мальчиков, которые из деревни приедут получать педагогическую специальность,    
один, дай бог, вернётся, остальным нравится жить в городе, потому что там       
есть всё - кафе, Интернет, друзья, подруги и так далее, и тому подобное. На     
село возвращается очень мало.                                                   
                                                                                
Мы с удовольствием поддержим данный законопроект, но, к сожалению, даже если    
он сейчас будет принят, без комплексной программы развития села, без            
расселения, если так можно сказать, мегаполисов толку просто-напросто не        
будет. Сначала нужно в деревне создать действительно хорошие условия, именно    
социально-бытовые условия, чтобы там были квалифицированные врачи, чтобы там    
были квалифицированные учителя, чтобы там была вся инфраструктура, и только     
после этого можно говорить о возрождении деревни. До тех пор, пока ничего       
этого нет, пока мы с вами приезжаем в деревню и видим, в каких ужасных          
условиях учатся дети и живут наши селяне, можно даже не сомневаться, что        
никто туда не поедет, даже если зарплата будет очень высокой. И жильё им        
никто не предоставит, а если и предоставит, то это будет такая халупа,          
извините, которую нужно будет долго и упорно восстанавливать, и вряд ли у них   
на это найдутся силы и средства, тем более если говорить о молодёжи.            
                                                                                
Мы душой поддерживаем этот законопроект, но, к сожалению, мы не видим причин,   
по которым он сможет остановить отток жителей из села и повысить качество       
образования на селе.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Балыхин от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".               
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу сказать о    
том, уважаемый Олег Николаевич, что вам, как заместителю председателя           
комитета, наверное, известно... Мы с вами оба и Ирина Константиновна, которая   
тоже является заместителем председателя комитета, в равной мере отвечаем за     
ситуацию, которая складывается в сельской школе, и мы с вами прекрасно знаем,   
и не только мы, все знают, что за десять лет количество учащихся в              
общеобразовательных школах сократилось ровно на десять миллионов. Мы знаем      
также о том, что в ближайшие три-четыре года сокращение количества учащихся     
произойдёт ещё примерно на 25-30 процентов. Это та демографическая ситуация,    
тот демографический провал, которые мы сегодня имеем. И я с вами решительно     
не согласен, когда вы говорите, что лучше было бы не объявлять Год учителя,     
поскольку мы как бы ущемляем права и интересы сельских учителей и не            
заботимся о них. Это совершенно не так.                                         
                                                                                
Вот здесь вопрос Нина Александровна задавала, сколько школ у нас находится в    
аварийном состоянии, и ответа не получила. Я хочу вам сказать, что в 2009       
году таких школ было две с половиной тысячи. Вы знаете, что по поручению        
Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева правительству    
на ремонт таких школ было выделено 2,5 миллиарда рублей в прошлом году, и       
этот ремонт ведётся. На сегодня остаётся порядка семисот восьмидесяти таких     
аварийных школ.                                                                 
                                                                                
Если говорить о том, что реорганизацию используют для того, чтобы закрыть       
школу... Вы на этот вопрос не ответили, потому что такой информации у вас       
нет. Мы не знаем, сколько школ закрыто из того количества, которое здесь        
приводилось, по причине реорганизации. Но я хочу подчеркнуть, что оптимизация   
сети, то, что связано с закрытием школ, не носит экономического характера. Я    
вам совершенно ответственно говорю, как человек, который работал и в            
министерстве, и в агентстве: эта проблема связана с повышением качества         
образования. И вы сами говорите, что не факт, что в крупной школе можно         
получить образование более высокого качества, а сами сказали, что нужно         
создавать социально-культурные центры. Так вот мы и идём сейчас по этому        
пути, и если мы... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время.                                        
                                                                                
Пожалуйста, депутат Зубов.                                                      
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Прежде всего я хотел бы обратить внимание на два интересных         
совпадающих обстоятельства. Мы обсуждаем судьбу наших детей. В сельской         
местности у нас пока ещё проживают 30 процентов населения. И проблема очень     
непростая. Прав депутат Иванов, ещё академик Римашевская сорок лет назад        
поставила вопрос о неперспективных деревнях, эта проблема существует. Но где    
наше телевидение? Посмотрите: ни одного, никого не интересует эта проблема.     
Мы принимаем решение по этой проблеме тяжелейшей - и именно по этой проблеме    
предлагают сократить время выступления, побыстрее, поскорее, как будто это      
решение проблемы.                                                               
                                                                                
Теперь насчёт вопроса: а сколько собираются закрыть? Не Смолин должен           
отвечать на этот вопрос, должны его оппоненты ответить на основании данных      
Министерства образования и науки. Это надо отслеживать, надо отслеживать по     
регионам, и даже более детально - по районам, - как это будет происходить.      
                                                                                
А суть моего выступления, содержательная часть, сводится к следующему. Я        
четырнадцать раз менял место учёбы, и я бесконечно благодарен как раз тем       
сельским учителям, у которых мы сидели в сдвоенных классах, когда нас трое      
было в 1-м и четверо в 3-м, а на следующий год наоборот: двое сидели во 2-м и   
пятеро сидели в 4-м классе. И за 5 километров, и за 7 приходилось ходить, и в   
интернате калмыцком учиться. Там отношение другое к детям, не то, которое       
показывают сейчас, и мы дискутируем. (На это, кстати, хватает времени у         
центрального телевидения - сериал "Школа" запустить, но это мы не обсуждаем.)   
Там даже при нехватке каких-то знаний отношение как к своим детям. И если бы    
я не прошёл ту школу - сельскую, маломерную, - я не знаю, как сложилась бы      
моя судьба потом. Поэтому вот такую скорострельность при обсуждении вопроса     
мы не должны позволять себе в Государственной Думе.                             
                                                                                
Думаю, что надо сейчас не принимать решение, а перенести этот вопрос на среду   
и продолжить его полноценно обсуждать. Это наши дети.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Николаевич, вы имеете право на           
заключительное слово.                                                           
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Прежде всего, я      
хочу поблагодарить всех, кто поддержал и поддержит законопроект, и в            
частности Комитет по вопросам семьи, женщин и детей. Во-вторых, я хотел бы      
коротко ответить на возражения моих оппонентов.                                 
                                                                                
Коллеги, неверно, что мы все одинаково отвечаем за положение сельской школы и   
за её ликвидацию. Вот когда, как нам говорит президент Медведев, во что         
трудно верится, у нас появится другая правящая партия - вот тогда она будет     
отвечать. И если я окажусь в ней, то я буду отвечать за положение сельской      
школы, а сейчас не я за неё отвечаю и разделять ответственность не намерен.     
                                                                                
Далее, уважаемые коллеги. Я ссылался не на американский опыт, я как раз         
прекрасно понимаю, что у американцев можно учиться многому, но не школьному     
образованию, я ссылался на американские исследования. У нас даже исследований   
нет по одной простой причине: потому что всем сказали, что ликвидировать        
школу - это хорошо, и кто пытается заниматься другими исследованиями, тот       
оказывается в подавляющем меньшинстве.                                          
                                                                                
Далее, уважаемые коллеги. Нам говорят, что это связано не с экономикой, а с     
демографией. Я слышал всё ровно наоборот, и многие управленцы на местах прямо   
говорят, что мы экономим деньги и поэтому закрываем сельские школы. Если же     
это связано с демографией, тогда я хотел бы вам напомнить историю с детскими    
садиками в 90-х годах. Почему сейчас очереди в детские садики? Потому что в     
90-х годах поторопились, ссылаясь на демографию, распродать их. Кому? Кому      
угодно: коммерческим структурам, органам налоговой службы, прокуратуре - да     
кому хотите! Теперь не знают, что делать, пытаются возвращать детские садики.   
Вы хотите повторять? Но, знаете, есть такая формула: умный человек совершает    
ошибки, но одну ошибку он делает один раз, а тот, который одну и ту же ошибку   
повторяет много раз, - судите сами, как он называется.                          
                                                                                
И последнее, уважаемые коллеги. Вот в стране была ликвидация неграмотности и    
открывали сельские школы. Сейчас закрывают сельские школы, и это означает       
только одно - ликвидацию грамотности. С такой политикой мы ни в какую новую     
школу не придём, а придём, повторю, к тому, что показывают в сериале "Школа".   
                                                                                
Я прошу поддержать законопроект.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Не настаивает комитет, как я вижу. Представители президента и правительства     
тоже не просят слова.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании". Первое      
чтение.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              125 чел.27,8%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    128 чел.                                          
Не голосовало                 322 чел.71,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.