Заседание № 123

21.10.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 175630-4 "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1843 по 2117 из 8053
Пункт 7. Проект федерального закона "О ратификации Объединенной конвенции о     
безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с     
радиоактивными отходами". У нас будет один доклад. Я приглашаю на трибуну       
временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по            
экологическому и атомному надзору Андрея Борисовича Малышева. Остальные         
приглашенные готовы ответить на вопросы, если они последуют.                    
                                                                                
МАЛЫШЕВ А. Б., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной службы по             
экологическому и атомному надзору.                                              
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые   
приглашенные! Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим    
топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами от 5 сентября     
1997 года была подписана от имени Российской Федерации в Вене 27 января 1999    
года в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации.            
                                                                                
Данный законопроект подготовлен по итогам заседания президиума                  
Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 16 декабря 2004     
года на Калининской АЭС, на котором обсуждались вопросы развития                
международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности,    
а также плановых мероприятий по реализации Основ государственной политики в     
области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации    
на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, и внесен на ратификацию        
Президентом Российской Федерации.                                               
                                                                                
Данная конвенция наряду с Конвенцией о ядерной безопасности и Венской           
конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб, ранее                
ратифицированной Государственной Думой, является одним из основных              
международно-правовых актов, которые регламентируют вопросы безопасности при    
использовании атомной энергии.                                                  
                                                                                
В настоящее время конвенцию подписали сорок два государства, ратифицировали     
тридцать четыре, в двадцати одном из которых эксплуатируются атомные станции.   
В число государств - участников конвенции входят такие государства, как         
Великобритания, Германия, Испания, США, Финляндия, Франция и другие.            
Конвенция применяется для обеспечения безопасности обращения с отработавшим     
ядерным топливом, образующимся в результате эксплуатации гражданских ядерных    
установок, и безопасности обращения с радиоактивными отходами в тех случаях,    
когда радиоактивные отходы образуются также в результате гражданской            
деятельности.                                                                   
                                                                                
Ратификация конвенции отвечает национальным интересам Российской Федерации,     
будет способствовать повышению ядерной и радиационной безопасности России,      
послужит важным вкладом в упрочение международной безопасности.                 
                                                                                
Конвенция не содержит норм, применение которых может вызвать дополнительное     
воздействие на окружающую среду. Ратификация конвенции упрочит полноправное     
участие Российской Федерации в рабочей группе по ядерной безопасности           
"восьмерки", руководствующейся основными принципами сотрудничества              
"восьмерки" по ядерной безопасности и обязывающей страны "восьмерки"            
выполнять положения указанной конвенции и конвенции о ядерной безопасности и    
направлять усилия на обеспечение безопасности и эффективности обращения с       
отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.                        
                                                                                
Конвенция подлежит ратификации на основании подпунктов "б" и "г" пункта 1       
статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской             
Федерации", поскольку затрагивает основные права и свободы человека и           
гражданина, касается вопросов обеспечения международной безопасности.           
Конвенция не содержит правил иных, чем предусмотрены действующим российским     
законодательством. Российское законодательство, в настоящее время               
регулирующее вопросы ядерной безопасности, а именно федеральные законы "Об      
использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "Об    
охране окружающей среды", устанавливает основные требования к обеспечению       
безопасности при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными     
отходами. Положения данного законодательства в комплексе с принятыми на его     
основе нормативно-правовыми актами, включая федеральные нормы и правила в       
области использования атомной энергии, устанавливают комплекс требований, в     
целом отвечающих положениям данной конвенции.                                   
                                                                                
Вместе с тем ратификация конвенции потребует принятия отдельных                 
нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности    
при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.        
                                                                                
Участие России в конвенции не повлечет дополнительных расходов из               
федерального бюджета. Прошу ратифицировать, принять данный законопроект.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Борисович. Присаживайтесь, пожалуйста.    
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по экологии Владимира Александровича Грачёва.    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРАЧЁВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, фракция   
"Единая Россия".                                                                
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предложенная вашему вниманию      
объединенная конвенция внимательно рассмотрена Комитетом Государственной Думы   
по экологии. Мы отмечаем, что конвенция направлена на поддержание высокого      
уровня безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и                 
радиоактивными отходами путем принятия национальных мер и укрепления            
международного сотрудничества, на обеспечение эффективных средств защиты на     
всех стадиях обращения с отработавшим топливом, предотвращение аварий с         
радиоактивными последствиями.                                                   
                                                                                
Основные положения конвенции определяют обязательства договаривающихся сторон   
в отношении обеспечения безопасности обращения с отработавшим топливом,         
образующимся в результате эксплуатации ядерных установок, используемых в        
мирных целях, и безопасности обращения с радиоактивными отходами в тех          
случаях, когда радиоактивные отходы образуются в результате гражданской         
деятельности.                                                                   
                                                                                
Ратификация конвенции позволит Российской Федерации расширить взаимодействие    
с зарубежными партнерами в рамках международного сотрудничества в области       
использования атомной энергии. Конвенция является составной частью системы      
международного ядерного законодательства в части безопасного обращения с        
отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами и может служить         
основой для разработки отечественных нормативных актов, регламентирующих        
вопросы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами, в     
частности проекта федерального закона "Об обращении с радиоактивными            
отходами".                                                                      
                                                                                
На законопроект получено положительное заключение Правительства Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
Комитет Государственной Думы по экологии рекомендует Государственной Думе       
принять проект федерального закона "О ратификации Объединенной конвенции о      
безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с     
радиоактивными отходами", внесенный Президентом Российской Федерации.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович.                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть. Депутат Романов.                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Романову.                                
                                                                                
И сразу говорите, кому вопрос, Валентин Степанович. Пожалуйста.                 
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос к Андрею Борисовичу Малышеву.                              
                                                                                
Принципиальное и серьезное значение имеет ратификация данного документа с       
учетом того, что речь идет о национальной безопасности нашей страны. В этой     
связи хотел бы задать вопрос, а потом выступить, просил бы мне дать             
возможность несколько слов сказать. Насколько в реальной практике применения    
эта конвенция в России выдерживается? Например, статья 7 гласит, что при        
проектировании сооружений, установок и так далее должны быть приняты меры для   
ограничения возможного радиологического воздействия и прочее. К чему я клоню?   
Пять или шесть запросов по судьбе челябинского хранилища оружейного урана и     
плутония ушло на высший уровень страны - ни на один из запросов ответа не       
дается. Соединённые Штаты обещали вложить 800 миллионов долларов, но            
специалисты утверждают... (Микрофон отключен.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, да?                                       
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон в ложе представителя президента.                 
                                                                                
МАЛЫШЕВ А. Б. Вопрос понятен. По первой части. Практически все положения        
конвенции, которые определяют требования по выбору площадки, требования к       
установкам, к порядку лицензирования и оценке безопасности, сегодня нашим       
действующим законодательством и нормативными документами обеспечиваются в       
полном объеме. Сегодня единственное, что мы не делаем в рамках выполнения       
конвенции, но что будем делать, - это представление раз в три года              
национального доклада об обеспечении безопасности при обращении с ОЯТ и         
радиоактивными отходами. Что касается ХДМ, то данный объект не попадает под     
действие данной конвенции.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дан ответ.                                                
                                                                                
Пожалуйста, депутат Макашов, вопрос.                                            
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Макашову.                               
                                                                                
МАКАШОВ А. М. Как известно, то, что нам привозят из многих стран мира,          
привозят в контейнерах, сделанных по американскому образцу, и мы их пытаемся    
на сто, двести или тысячу лет спрятать, не имея права облучать или вскрывать.   
Но любому интересно: что же это мне в мой сарай или в мой дом принесут? Это     
вопрос тому, кто отвечает за экологию.                                          
                                                                                
А второй вопрос: сколько же мы за весь этот мусор, который к нам свезли и       
продолжают свозить, сколько же Россия получила в рублях, в долларах, в евро?    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон.                            
                                                                                
МАЛЫШЕВ А. Б. Вынужден дать полный ответ. Сегодня ни одной поставки             
зарубежного отработавшего ядерного топлива либо радиоактивных отходов не        
произведено. Всё топливо, которое мы поставляем, завозим, приходит с атомных    
станций российских проектов из Восточной Европы. Транспортировка и              
последующее хранение осуществляются в контейнерах либо в местах,                
разработанных в соответствии со стандартами России, и находятся под надзором    
российского надзорного органа - Ростехнадзора в настоящее время. Это наше       
топливо и наши кассеты, поэтому мы сегодня полностью знаем тот объем            
воздействия на окружающую среду, который осуществляется данным объектом.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Борисович.                                
                                                                                
У нас записался депутат Романов на выступление. Я так понял, да? Еще уточняет   
с места депутат Макашов: сколько мы денег получили? Я так услышал его вопрос.   
                                                                                
Александр Юрьевич Румянцев.                                                     
                                                                                
РУМЯНЦЕВ А. Ю., официальный представитель Президента Российской Федерации,      
руководитель Федерального агентства по атомной энергии.                         
                                                                                
Глубокоуважаемые депутаты, поскольку не было ни одного ввоза иностранного       
отработавшего топлива, то и денег нисколько не получено.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон для выступления депутату Романову. Других рук я не вижу,      
коллеги. Если есть желающие, поднимите руку или запишитесь.                     
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я услышал ответ о том, что ратификация        
данного документа не имеет отношения к хранилищу делящихся материалов в         
Челябинске, но хотел бы привлечь внимание всех своих коллег к той               
колоссальной угрозе, которая тем не менее при обсуждении такого документа,      
должна быть нами учтена.                                                        
                                                                                
17 июля 1992 года президент Ельцин и президент Соединённых Штатов подписали     
соглашение относительно безопасного хранения и предотвращения распространения   
ядерного оружия. В 93-м году началось проектирование хранилища на 400 тонн      
оружейного урана и плутония. По имеющимся данным, в декабре 2003 года, как      
раз когда были выборы, была сдана в эксплуатацию первая очередь, и, по          
сведениям открытой печати, на 1 октября 2004 года там уже лежало 50 тонн        
урана и плутония. Хранилища надземного типа... В то время, как сами             
Соединённые Штаты такие хранилища имеют по крайней мере в десяти местах, они    
все жестко защищены, находятся под землей и отделены друг от друга сотнями      
тысяч километров. При проектировании заложена норма, что хранилища выдержат     
падение самолета весом 20 тонн или фугасной бомбы калибра 450 миллиметров.      
Однако уже сегодняшняя практика сверхзвуковых самолетов, да и наличие           
глубинных бомб, которые американцы применяли в Афганистане, говорит о том,      
что эти параметры никаких гарантий безопасности не дают.                        
                                                                                
По имеющейся информации мы, депутаты Государственной Думы, не менее пяти раз    
обращались к Президенту Российской Федерации с просьбой разобраться, дать       
исчерпывающий ответ, насколько национальная безопасность гарантирована. К       
великому сожалению, ни я, ни депутат Родионов, ни депутат Макашов не получили   
ни разу ясного, исчерпывающего ответа.                                          
                                                                                
Пример того, что с нами делают, могу привести из другой сферы. Недавно, в       
этом году, американская компания Alcoa купила практически полностью             
крупнейший в Европе металлургический завод в городе Самаре. На мой запрос       
руководству правительства: дайте же ясность, как гарантированы вопросы          
безопасности нашей страны, - получил ответ, который трудно назвать серьезным    
ответом: что американцы в соглашении дали все гарантии. Тогда я вторично        
написал господину Грефу: пришлите мне копию этого соглашения даже в порядке     
секретного ознакомления. И получил издевательский ответ о том, что, видите      
ли, вам могут и не дать ознакомиться с этим документом, но американцы нам всё   
гарантировали.                                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, по тексту предлагаемого документа у меня особых вопросов    
нет, как говорят: общие правильные тезисы. У меня громадная тревога, которую,   
полагаю, разделяют тысячи и тысячи людей хоть мало-мальски причастных к         
системе обороны и национальной безопасности, мы не можем играть с огнем, мы     
не можем играть в смертельные игры, связанные с судьбой нашего народа.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Степанович.                             
                                                                                
Больше нет записавшихся на выступления. Есть ли необходимость у докладчика и    
содокладчика выступить с заключительным словом? Есть необходимость у            
представителя президента, у представителя правительства что-то сказать? Тоже    
нет. Уважаемые коллеги, мы в рамках "часа голосования" можем проголосовать      
данный законопроект. Я ставлю на голосование пункт 7 повестки дня - проект      
федерального закона "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности        
обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными   
отходами".                                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              377 чел.83,8%                                     
Проголосовало против            7 чел.1,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.