Заседание № 177

20.06.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 175151-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу о Байкальской природной территории; принят в первом чтении 20 февраля 2013 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4530 по 4723 из 9148
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владимир Иванович       
Кашин.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Иванович.                                                  
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным            
ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ.                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается    
законопроект во втором чтении, Сергей Евгеньевич назвал уже его. Законопроект   
регулирует природоохранное законодательство о Байкальской природной             
территории.                                                                     
                                                                                
Ко второму чтению поступило сорок две поправки: четыре из них включены в        
таблицу № 1, остальные - в таблицу № 2. Поправки в основном направлены на       
решение нескольких системных вещей: во-первых, в связи с изменением границ      
территории гармонизируется закон "Об охране озера Байкал"; во-вторых,           
проработан механизм экологического мониторинга, экологической экспертизы.       
                                                                                
В целом ещё раз хотел бы сказать, что закон нужен, его принятие поможет         
решить назревшие проблемы. Мы просим поддержать законопроект во втором          
чтении, а сейчас проголосовать за таблицу № 1.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет.                                            
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.65,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    294 чел.                                          
Не голосовало                 156 чел.34,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Есть.                                           
                                                                                
Владимир Георгиевич Поздняков, пожалуйста.                                      
                                                                                
ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Я прошу поправку 3 из таблицы предлагаемых к отклонению поправок вынести на     
отдельное голосование.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу № 2 без поправки 3.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.64,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.34,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Владимир Георгиевич Поздняков. Поправка 3.                                      
                                                                                
ПОЗДНЯКОВ В. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, коллеги, товарищи! Поправка        
касается охраны озера Байкал. Экологическая ситуация вокруг озера               
неблагополучная, об этом тревожатся и учёные, и общественность. Любое           
послабление контроля за сохранением Байкала ухудшает его состояние. В нашей     
поправке (её подписали пятнадцать депутатов Госдумы) предлагается сохранить     
наименование статьи в законе о Байкале - "Экологическая паспортизация           
хозяйственных объектов...", в законопроекте же наименование статьи              
переформулировано: "Государственный учёт объектов, оказывающих негативное       
воздействие на окружающую среду...", то есть предусматриваются только учёт и    
статистика. В зале роздано сегодня обращение группы депутатов с обоснованием    
необходимости сохранения экологических паспортов для предприятий на             
Байкальской природной территории, альтернативы экологическому паспорту нет.     
                                                                                
Прошу поддержать. Спасибо.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович, прошу вас.                                                   
                                                                                
КАШИН В. И. Я хотел бы выразить слова благодарности всем, кто работает у нас    
в межфракционной депутатской группе "Байкал", они действительно очень           
внимательно рассматривали вопрос и помогали в составлении основных статей, и    
сегодня они проголосуют, безусловно, за принятие.                               
                                                                                
Данную поправку мы подробно обсуждали на заседании комитета. Владимир           
Георгиевич и другие депутаты тоже там были. В принципе в этой поправке          
говорится об экологическом паспорте, но в экологическом паспорте содержится     
как раз вся та отчётность, которая есть в государственной отчётности по форме   
2ТП, - по воздуху, воде и отходам, - другого в экологическом паспорте нет, то   
есть происходит дублирование. Кроме того, в законе "Об охране окружающей        
среды", статья 69, также предусмотрен мониторинг всех выбросов, сбросов и       
формирования отходов, в новом законе о нормировании также вместо                
экологического паспорта предусмотрено проведение комплексной экологической      
экспертизы каждого хозяйствующего субъекта. Поэтому, при всём уважении к        
депутатам, которые помогали нам, эта поправка просто дублирующая, и мы просим   
её отклонить. Голосование на заседании комитета было единогласным.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Николаевич, вы по ведению?                                               
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Я прошу моих коллег, товарищей и вас, Сергей Евгеньевич, меня извинить, но      
вот у меня от 16-го числа материалы: в поправке 3 об этом не говорится... Или   
это поправка 33? Я ошибся, да?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, ошибся или я, или Владимир Георгиевич, назвав        
поправку 3.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда нужно переголосовать.                               
                                                                                
Коллеги, нам придется сейчас отменить голосование и переголосовывать уже без    
поправки 33.                                                                    
                                                                                
Кто за то, чтобы отменить результаты голосования по таблице поправок № 2 без    
поправки 3?                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович, не саботируйте, пожалуйста.             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.68,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.31,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Предложение принимается.                                                        
                                                                                
Теперь ставлю на голосование таблицу поправок № 2 без поправки 33.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование поправку 33.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              139 чел.30,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    140 чел.                                          
Не голосовало                 310 чел.68,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклонена.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Иванович, по третьему чтению.                              
                                                                                
КАШИН В. И. Законопроект прошёл все необходимые процедуры, я прошу поддержать   
и в третьем чтении.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5767 по 5772 из 9148
КАШИН Б. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, по вопросу 22, таблица № 2,         
поправка 33, я голосовал за.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
В протоколе отметьте.                                                           
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7125 по 7160 из 9148
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации", второе чтение.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              378 чел.84,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Предлагалось проголосовать и в третьем чтении. Выступления по мотивам будут?    
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              430 чел.95,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    430 чел.                                          
Не голосовало                  20 чел.4,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7201 по 7208 из 9148
КРУПЕННИКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Для протокола: по 22-му вопросу я голосовал за принятие во втором чтении.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7249 по 7254 из 9148
ДОРОВИН Е. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
По пункту 22 Тетёкин и Доровин голосовали за поправку 33. Прошу отметить.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             
                                                                                

Заседание № 80

20.02.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 175151-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1648 по 2032 из 6674
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной      
территории". Выступает Семён Романович Леви, заместитель министра природных     
ресурсов и экологии Российской Федерации.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЕВИ С. Р., официальный представитель Правительства Российской Федерации,       
заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!           
Федеральный закон "Об охране озера Байкал" был принят ещё в мае 1999 года.      
Поэтому основной целью подготовленного Минприроды законопроекта является        
синхронизация норм закона с нормами законодательных актов, вступивших в силу    
после его принятия.                                                             
                                                                                
Как известно, в 2008 году в составе Российской Федерации в результате           
объединения субъектов образованы новые субъекты: Забайкальский край и           
Иркутская область. В этой связи в законодательство вносятся соответствующие     
изменения. С принятием Водного кодекса возникла необходимость установления      
водоохранной зоны озера Байкал. Границы водоохранной зоны предлагается          
устанавливать актом Правительства Российской Федерации с учётом природных       
особенностей озера, а также потенциального антропогенного воздействия. Кроме    
того, в целях сохранения водных биологических ресурсов законопроектом           
предлагается ввести рыбоохранную зону, границы которой также будут              
утверждаться Правительством Российской Федерации.                               
                                                                                
В настоящее время законом "Об охране озера Байкал" установлен запрет на         
перевод земель лесного фонда в границах центральной экологической зоны в        
земли других категорий. Вместе с тем обеспечить комплексную защиту              
Байкальской природной территории, иметь возможность развивать в регионе         
экологический туризм можно посредством увеличения площади особо охраняемых      
природных территорий, и в этой связи законопроект позволит решить эту столь     
ощутимую для региона проблему.                                                  
                                                                                
Основным принципом закона "Об охране озера Байкал" является обязательность      
государственной экологической экспертизы, поэтому законопроектом предлагается   
внесение дополнений в статью 11 Федерального закона "Об экологической           
экспертизе" и в статью 49 Градостроительного кодекса, согласно которым          
строительство и реконструкция объектов на Байкальской природной территории      
возможно будет осуществлять только при наличии положительного заключения        
государственной экологической экспертизы. Также законопроект устанавливает      
запрет на размещение отходов производства и потребления I, II и III классов     
опасности в центральной экологической зоне и захоронение любых отходов в        
границах водоохранной зоны озера Байкал.                                        
                                                                                
И последнее. Законопроект предлагает новую редакцию статьи 17, в соответствии   
с которой объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду,      
подлежат государственному учёту (вместо оформления экологических паспортов,     
как это было раньше).                                                           
                                                                                
Законопроект согласован со всеми заинтересованными федеральными органами        
исполнительной власти. Имеются положительные заключения Минюста России,         
Государственно-правового управления Президента Российской Федерации,            
Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Принятие федерального закона не предполагает увеличения расходов федерального   
бюджета. Акты Правительства Российской Федерации, необходимые для реализации    
федерального закона, министерством подготовлены и будут внесены в               
правительство в установленном порядке. Прошу поддержать и принять               
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Семён Романович, присаживайтесь.                 
                                                                                
Михаил Викторович Слипенчук, пожалуйста.                                        
                                                                                
СЛИПЕНЧУК М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хочу обратить внимание на     
важность данного законопроекта. Закон "Об охране озера Байкал" является в       
своём роде единственным территориальным законом, и принят он был достаточно     
давно. За это время было принято множество других природоохранных законов, и    
действительно возникли некоторые противоречия. Естественно, все эти             
противоречия необходимо устранять. Нельзя забывать о том, что Байкальская       
природная территория находится на территории трёх субъектов Российской          
Федерации, а именно Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского      
края. Частично его водосборная часть находится на территории Монголии. На       
Байкальской природной территории проживает около четырёх с половиной            
миллионов человек. Непосредственно в центральной экологической зоне проживают   
более двухсот тысяч человек.                                                    
                                                                                
Для того чтобы привлечь ещё больше внимание к этой теме, скажу следующее. Вы    
все знаете, что озеро Байкал является крупнейшим пресноводным объектом в        
Российской Федерации, где сосредоточено порядка 80 процентов пресной воды       
России. Если его перенести из Сибири сюда, в европейскую часть России, то оно   
как раз займёт расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга, по ширине будет        
равно расстоянию от центра Москвы до кольцевой автодороги, называемой в         
народе бетонкой, а глубина равна более 1,5 километра, а точнее, 1 тысяче 634    
метрам - это пятнадцать - двадцать минут ходьбы быстрым шагом.                  
                                                                                
Те изменения, которые предложены в данном законопроекте, представителем         
министерства природных ресурсов изложены достаточно чётко. Я прошу поддержать   
данный законопроект в первом чтении. Комитетом данный законопроект              
поддерживается. Те изменения, которые необходимо будет внести между первым и    
вторым чтениями, будут тщательно изучены. Я являюсь руководителем рабочей       
группы, в которую входят представители всех заинтересованных ведомств,          
общественных и научных организаций, Российской академии наук, и все их          
замечания будут обязательно учтены.                                             
                                                                                
Прошу поддержать, уважаемые коллеги.                                            
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович.                               
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы? Есть вопросы. Прошу записаться.                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Семён Романович, вот скажите, пожалуйста, почему в               
законопроект не вошла норма о разрешении сплошных рубок при строительстве и     
эксплуатации объектов жизнеобеспечения населения? Также хотелось бы уточнить    
вопрос, касающийся разрешения перевода земель, занятых защитными лесами, в      
земли населённых пунктов и земли промышленности. Эти вопросы особенно           
актуальны в свете того, что были приняты решения, как вы знаете, о создании     
на берегу Байкала туристско-рекреационной зоны.                                 
                                                                                
ЛЕВИ С. Р. Сегодня законопроект предполагает перевод земель лесного фонда в     
земли особо охраняемых природных территорий, и если это национальные парки,     
то там будут рекреационные зоны, которые как раз будут обеспечивать туризм,     
экотуризм. Это предусмотрено.                                                   
                                                                                
Что касается перевода лесных земель в другие категории, это законопроектом      
пока не предусмотрено, но мы такие письма уже получаем из регионов и от         
депутатов и ко второму чтению готовы рассмотреть этот вопрос.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Семён Романович, мы этим законопроектом возлагаем на Правительство    
России установление границ водоохранной зоны и рыбоохранной зоны. Нельзя ли     
сказать, какая позиция правительства по размеру этих границ?                    
                                                                                
ЛЕВИ С. Р. Водоохранная зона установлена постановлением Правительства           
Российской Федерации, и мы приводим нормы закона в соответствие с этим          
постановлением, которое уже было принято раньше. Сегодня водоохранная зона      
совпадает с центральной экологической зоной, куда входит водоохранная зона и    
все территории БПТ, которых у нас шесть, - это три заповедника и три            
национальных парка.                                                             
                                                                                
Что касается рыбоохранной зоны, у нас сегодня существует норма - это три        
километра напротив заповедников и национальных парков, и всё, границы не        
обозначены. Поэтому в проект постановления, которое мы уже подготовили, мы      
внесём эту норму, и правительство будет решать, где, в каком месте, на          
сколько километров или метров устанавливать эту зону, в зависимости от          
расположения.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ольга Николаевна Епифанова.                                                     
                                                                                
ЕПИФАНОВА О. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Михаил Викторович, как вы сказали, в проекте закона                   
устанавливается, что строительство и реконструкция объектов возможна только     
при наличии положительного заключения государственной экологической             
экспертизы. Однако в соответствии с Федеральным законом "Об экологической       
экспертизе" осуществляются государственная экологическая экспертиза и           
общественная экологическая экспертиза. Какое место в законопроекте отводится    
общественной экспертизе? И почему в проекте закона никоим образом не            
используется потенциал гражданского общества, которое занимает активную         
гражданскую позицию по вопросам экологической безопасности, охраны окружающей   
среды и природопользования на Байкальской природной территории?                 
                                                                                
СЛИПЕНЧУК М. В. Спасибо большое за вопрос.                                      
                                                                                
Общественности уделяется большое внимание при создании этого законопроекта:     
представители всех заинтересованных общественных организаций включены в         
рабочую группу и принимают самое активное участие в изменении закона.           
                                                                                
Что касается общественной экологической экспертизы, она в обязательном          
порядке проводится перед любым строительством. Это касается не только           
Байкальской природной территории, но и вообще любых объектов на территории      
Российской Федерации. Поверьте мне, что озеро Байкал находится под самым        
пристальным наблюдением не только общественности российской, но и               
международной. Поэтому в данном случае государственная экологическая            
экспертиза только закрепляет мнение общественности.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления.                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Евгений Адамович Рульков.                                                       
                                                                                
РУЛЬКОВ Е. А., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Сергей Евгеньевич, от фракции должен Поздняков выступить.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Поздняков.                            
                                                                                
ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, коллеги, товарищи! Вопросы охраны "славного моря   
- священного Байкала" для граждан России, для мировой общественности, для       
депутатского корпуса Государственной Думы являются приоритетными. Напомню       
вам, что в Байкале сосредоточено более 80 процентов запасов пресной воды        
России - четверть пресной воды планеты; три четверти водных биоресурсов -       
животных и растений являются эндемиками, обитающими только в Байкале. Байкал    
- это уникальное озеро-море, которому, по оценке специалистов, 25 миллионов     
лет. Байкал включён в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому       
задача нынешних поколений - сохранить Байкал.                                   
                                                                                
Фракция КПРФ будет голосовать за предложенный законопроект в первом чтении.     
Некоторые статьи законопроекта подготовлены в целях гармонизации норм           
Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" и       
законодательных актов, вступивших в силу после его принятия, об этом подробно   
было рассказано в предыдущих выступлениях. Следует отметить, что со времени     
принятия рамочного закона "Об охране озера Байкал" подготовлено более           
пятидесяти всевозможных законов, подзаконных и нормативных актов к нему.        
Около двух десятков федеральных ведомств имеют отношение к охране озера         
Байкал. Смею надеяться, что принятые и принимаемые меры будут способствовать    
сохранению этого уникального природного явления - озера Байкал.                 
                                                                                
Однако в рассматриваемом законопроекте, в статье 2, пункт 4, предлагается в     
законе "Об охране озера Байкал" изменить наименование статьи 17                 
"Экологическая паспортизация хозяйственных объектов на Байкальской природной    
территории" и изложить её в следующей редакции: "Государственный учёт           
объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской    
природной территории". На наш взгляд, ликвидация экологических паспортов        
нецелесообразна. Надеюсь на благоразумие депутатов и на то, что ко второму      
чтению мы сумеем сохранить требование об обязательном ведении экологического    
паспорта и о ведении государственного учёта и контроля за действиями            
соответствующих объектов.                                                       
                                                                                
Также ко второму чтению депутатами - членами межфракционной депутатской         
группы "Байкал" будут внесены поправки, которые помогут реализовать позиции,    
изложенные в положении о работе межфракционной депутатской группы "Байкал". В   
неё, хочу напомнить, входят шестнадцать депутатов, избранных от субъектов       
Российской Федерации, расположенных на Байкальской природной территории, - от   
Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края, а также от других   
субъектов Федерации.                                                            
                                                                                
Созданы рабочие группы по подготовке будущих законопроектов и по внесению       
нижеперечисленных поправок ко второму чтению по обсуждаемому законопроекту: о   
прекращении деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, о         
переработке многолетних отходов его деятельности (не захоронение, а именно      
переработка); о сохранении лесов в районе Байкальской природной территории; о   
мерах по противодействию строительству Богучанской ГЭС; о ширине водоохранной   
зоны озера; о границах водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал; о          
согласовании статусов территорий, относящихся к сфере применения Федерального   
закона "Об охране озера Байкал"; об освоении прибрежных территорий; об          
определении границ и схем территориального планирования населённых пунктов в    
границах центральной экологической зоны; о запрете сброса бытовых сточных       
вод; о мерах по очистке реки Селенга и её притоков Хилок и Чикой; о внесении    
предложений по развитию экологического туризма на Байкале; о приведении в       
соответствие с Федеральным законом "О сохранении озера Байкал"                  
законодательных актов субъектов Федерации, находящихся на Байкальской           
природной территории; о приведении в соответствие друг с другом норм,           
изложенных в Водном, Лесном, Земельном кодексах, в других федеральных законах   
по проблемам озера Байкал. Необходимо провести по предлагаемым поправкам        
парламентские слушания.                                                         
                                                                                
Следует также учесть интересы трёх с половиной миллионов человек, проживающих   
на Байкальской природной территории, коренных и некоренных, малочисленных и     
многочисленных: ловля рыбы, использование лесов, освоение прибрежных            
территорий, разрешённое и стихийное строительство, решение проблем              
газификации, канализации, электрификации, сбора, хранения и утилизации          
бытового мусора и других.                                                       
                                                                                
На Байкальской природной территории действуют десятки крупнейших предприятий    
энергетики, машиностроения, химических производств, по добыче и переработке     
минерального сырья, древесины и других. Строятся объекты туристской             
инфраструктуры. Развитие Байкальской природной территории должно                
осуществляться в соответствии с научно обоснованными проработками, с учётом     
мнения населения, представительных органов власти в целях сохранения            
уникального наследия нашего народа, природной жемчужины - озера Байкал.         
                                                                                
Проведены многочисленные международные и российские научные конференции,        
форумы, парламентские слушания, "круглые столы" по проблемам Байкала,           
сформулировано огромное количество различного рода рекомендаций.                
Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу      
"Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной   
территории на 2012-2020 годы".                                                  
                                                                                
Назрела настоятельная необходимость создания комиссии Государственной Думы по   
сохранению озера Байкал и развитию Байкальской природной территории.            
Соответствующие документы подготовлены.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Николаевич Грешневиков.                                                
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Поддерживая концепцию           
законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты            
Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории", считаю       
необходимым предложить принять во втором чтении поправки, касающиеся...         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Николаевич, извините, микрофон поближе           
пододвиньте. Спасибо.                                                           
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Рекомендую внести во втором чтении в данный законопроект      
поправки, касающиеся конфликта норм действующего законодательства, который      
возникнет как следствие принятия рассматриваемого законопроекта.                
Целесообразно также в рамках подготовки к рассмотрению законопроекта ко         
второму чтению ввести дополнительную норму, устанавливающую требование          
применения наиболее жёстких норм, регламентирующих хозяйственную и иную         
деятельность на территории Байкала.                                             
                                                                                
Как известно, для каждого типа территорий законодательством и иными             
нормативными правовыми актами установлен свой статус с соответствующими         
регламентами, в частности с запрещёнными или ограниченными видами               
хозяйственной и иной деятельности. При наложении разных статусов на одной и     
той же территории возникает проблема правоприменения действующих правовых       
норм, вопрос, какими регламентами руководствоваться при планировании            
хозяйственной и иной деятельности. Принципиальное значение имеет установление   
регламентов для территории, одновременно имеющей статусы центральной            
экологической зоны, водоохранной зоны озера Байкал, особо охраняемой            
природной территории, особой экономической зоны туристско-рекреационного типа   
и населённого пункта в различных сочетаниях. В этой связи предлагается          
урегулировать конфликт установленных правовых норм, внеся соответствующую       
поправку в статью 6 Федерального закона "Об охране озера Байкал" отдельным      
пунктом, это пункт 4.                                                           
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евгений Адамович Рульков.                                                       
                                                                                
РУЛЬКОВ Е. А. Уважаемые коллеги, предлагаемый проект федерального закона        
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации     
по вопросу Байкальской природной территории" не решает накопившихся проблем     
охраны озера Байкал. Некоторые положения законопроекта не только вызывают       
тревогу о дальнейшей судьбе озера, но и сохраняют конфликт правовых норм в      
вопросе охраны Байкала.                                                         
                                                                                
Все вы знаете, что одна из главных проблем, которая требует законодательного    
разрешения, - это производство непосредственно в центральной экологической      
зоне целлюлозы на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате, который            
возобновил свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства      
Российской Федерации от 13 января 2010 года и возобновил сброс отходов в        
озеро Байкал.                                                                   
                                                                                
Уже пятый год комбинат лихорадит. С прошлого года комбинат находится в          
процедуре банкротства, а в конце декабря прошлого года из-за отсутствия         
средств на покупку сырья комбинат был остановлен. Произошла очередная смена     
собственника, а коллектив, не получая заработную плату, вышел на забастовку.    
Только решили эти проблемы, запустили производство в тяжёлых зимних условиях,   
как произошёл пожар на линии подачи щепы на площади около 300 квадратных        
метров, и вновь комбинат встал, видимо до апреля, а в июне заканчивается        
процедура банкротства. Всё говорит о том, что комбинат нежизнеспособен.         
Выработавшее за сорок пять лет свой ресурс оборудование, устаревшие             
технологии не позволяют провести его перепрофилирование. Дешевле построить      
завод по производству белёной целлюлозы в другом месте и закрыть действующий    
с обязательным обеспечением экономических и социальных государственных          
гарантий его работникам. В Прибайкалье уже большинство населения понимает,      
что лучше ужасный конец комбината, чем бесконечный ужас от его деятельности.    
Считаю, что в закон "Об охране озера Байкал" необходимо ввести норму,           
запрещающую производство целлюлозы на берегу Байкала.                           
                                                                                
И вторая важная проблема, которую нужно решать законодательно, касается         
накопленных за время деятельности комбината отходов, составляющих, по разным    
оценкам, пять-восемь миллионов тонн. Предлагаемое захоронение отходов в         
местах их накопления на двух полигонах суммарной площадью 154 гектара не        
устраняет вероятности разрушения карт-накопителей селевыми потоками или в       
результате сильного землетрясения. Попадание огромной массы отходов в Байкал    
станет экологической катастрофой всемирного масштаба! Продолжение работы...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Семён Романович, будете ещё раз выступать? Нет. Михаил Викторович? Нет.         
                                                                                
Выносим на "час голосования". Спасибо.                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5198 по 5215 из 6674
7-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской      
природной территории".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении.