Заседание № 195

13.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 175085-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в части уточнения порядка назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1930 по 2348 из 4827
Переходим к следующему вопросу. Пункт 5, проект федерального конституционного   
закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального конституционного закона    
"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Доклад Алексея   
Николаевича Диденко.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному      
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! После столь бурного          
обсуждения наша законодательная инициатива, с которой в этом зале фракция       
ЛДПР не в первый раз выходит на эту трибуну, может быть, покажется какой-то     
локальной, внутрипалатной, тем не менее она говорит о многом: и о               
политической системе в нашей стране, и в том числе о конкуренции, о             
конкурентоспособности, потому что проблемы экономических институтов,            
затрагивающие их стабильность, устойчивость внутри страны, делают невозможной   
и конкуренцию, собственно говоря, сам рыночный механизм не работает, если       
институты в стране неустойчивые. К таким институтам относится в том числе       
институт уполномоченного по правам человека в разных сферах: есть общий         
уполномоченный, так называемый парламентский омбудсмен, и иные уполномоченные   
- уполномоченный по правам несовершеннолетних, детей, уполномоченный в сфере    
бизнеса и прочие отраслевые уполномоченные.                                     
                                                                                
Прежде чем приступить к сути законопроекта, я, злоупотребляя правом             
докладчика по вопросу из повестки дня, хочу присоединиться к дискуссии,         
которая сегодня развернулась при рассмотрении порядка работы по поводу          
законопроекта о Дне взятия Парижа. Просто у нас грядёт очень важная дата -      
пятилетие вхождения Крыма, возвращения Крыма в состав Российской Федерации,     
и... Так вот, мои избиратели, которые находятся в том числе и на территории     
города Парижа, - дело в том, что к моему одномандатному округу присоединена     
территория, так сказать, Франции, конечно, речь о гражданах Российской          
Федерации, которые там проживают, - возмущены таким очень интересным фактом:    
им не доставляет никакого удовольствия ездить каждый день по Севастопольскому   
бульвару в Париже, потому что это одна из самых оживлённых магистралей города   
Парижа, а названа она была так в честь победы французских войск при осаде       
города Севастополя во время Восточной войны, как они её сами называют, или      
Крымской войны, как её называют в России, 1853-1856 годов. Одна из оживлённых   
центральных трасс города Парижа была названа Севастопольским бульваром в        
честь победы и взятия города Севастополя, а мы почему-то в этом зале            
миндальничаем, выдерживаем какие-то приличия при обсуждении столь важного       
вопроса, касающегося установления дня взятия столицы страны, которая,           
несмотря на договорённости императоров двух сверхдержав того времени,           
нарушила их, вторглась на территорию нашего государства, но враг был            
уничтожен в его же логове, в центре, в столице Французской Республики - в       
Париже. Нам нужно чаще вспоминать и говорить об исторической справедливости!    
                                                                                
Теперь о справедливости политической. Уважаемые коллеги, одним из важнейших     
институтов и инструментов работы депутатов и всего парламента является          
институт уполномоченного по правам человека. Это не российский институт, это    
опять же результат преклонения перед Западом и их политической традицией, у     
нас он был введён в 93-м году. По идее сам парламент уже является органом,      
который должен защищать интересы избирателей и граждан, тем не менее мы взяли   
этот изначально скандинавский, а затем и общеевропейский институт и применили   
в Российской Федерации в худшей форме.                                          
                                                                                
Дело в том, что сегодня, чтобы включить кандидатуру в список для тайного        
голосования по выборам Уполномоченного по правам человека в Российской          
Федерации, необходимо две трети голосов депутатов нижней палаты Федерального    
Собрания, а затем уже по процедуре тайного голосования уполномоченный           
избирается простым большинством голосов. Такого политического и                 
процедурно-демократического алогизма нет ни в одной из стран, где существует    
институт уполномоченного по правам человека. Такой механизм, когда              
предварительная процедура по строгости и квалификации принятия решения          
существенно жёстче, чем итоговое принятие решения, как раз говорит о том, что   
никакой демократии в этом органе нет! И когда в Думе голосование по выбору      
одного из ключевых наших уполномоченных, главного уполномоченного -             
уполномоченного по правам человека - идёт уже три десятилетия на                
безальтернативной основе, это тоже показатель уровня и состоянии демократии     
как внутри парламента, так и в стране в целом.                                  
                                                                                
Фракция ЛДПР неоднократно обращала на это внимание, мы настаивали на            
альтернативности голосования при выборах уполномоченного по правам человека,    
но это невозможно в силу того, что во всех парламентах новой России не было у   
оппозиции квалифицированного большинства. Фактически решение принимала только   
та политическая сила, которая доминировала в парламенте, - и не всегда это      
была фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в первых созывах были блоки политических партий   
и одномандатников, - и всегда решение принималось в интересах как раз этого     
блокирующего большинства, а оппозиция, которая претендует иногда на             
назначение кандидатуры на этот ключевой пост в стране, была лишена              
возможности выдвигать альтернативную кандидатуру на должность омбудсмена в      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Нам представляется логичным и с процедурной точки зрения, и с юридической,      
что вопрос о включении кандидатуры в бюллетень для тайного голосования должен   
приниматься таким же количеством голосов, как и итоговое, самое важное,         
судьбоносное решение, итоговое кадровое решение по назначению на эту важную     
должность. В связи с этим проектом закона, внесённым фракцией ЛДПР,             
предлагается установить, что решение Думы о включении кандидатуры в бюллетень   
для тайного голосования - чтобы итоговое решение было альтернативным и чтобы    
парламент мог выбирать из нескольких кандидатур на должность уполномоченного    
по правам человека - принимается простым большинством открытым голосованием.    
Вот, собственно говоря, об этом проект закона, суть его очень простая, тем не   
менее несколько десятилетий мы топчемся на месте.                               
                                                                                
Наша фракция несколько раз эту инициативу вносила - спасибо оппозиционным       
фракциям, которых здесь на разных этапах нашей государственности было разное    
количество, в разном политическом составе они в этом зале присутствовали, тем   
не менее практически всегда мы получали поддержку оппозиции в этом вопросе,     
но думское большинство, имеющее разные названия, все эти несколько              
десятилетий инициативу отклоняло. Надеюсь, в этот раз, несмотря на              
отрицательное заключение ответственного комитета, мы сумеем решить эту          
важную, на наш взгляд, проблему, может быть, вам она таковой и не покажется     
на первый взгляд.                                                               
                                                                                
Фракция ЛДПР просит оппозиционные фракции и фракцию большинства поддержать и    
принять проект закона в первом чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Рамзила Рафаиловича Ишсарина.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИШСАРИН Р. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик уже сказал, что    
законопроектом предлагается изменить процедуру назначения Государственной       
Думой на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,   
исключив необходимость проведения голосования для включения каждой из           
выдвинутых кандидатур в список для тайного голосования.                         
                                                                                
Комитет полагает, что установление федеральным конституционным законом об       
уполномоченном требования о включении в список для тайного голосования          
кандидатур, получивших поддержку квалифицированного большинства депутатов       
Государственной Думы, обосновывается особым конституционно-правовым статусом    
должности уполномоченного и уровнем доверия к лицу, претендующему на            
замещение указанной государственной должности, и не может расцениваться как     
ограничение, поскольку на тайное голосование может быть вынесена как одна       
кандидатура, так и большое количество кандидатур. Кроме этого, в соответствии   
с положением статьи 156 Регламента Государственной Думы каждый кандидат,        
предложенный на должность уполномоченного, выступает на заседании               
Государственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности; депутаты,   
присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать     
своё мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против.               
                                                                                
На законопроект получено отрицательное заключение комитета-соисполнителя -      
Комитета по государственному строительству и законодательству.                  
                                                                                
На основании изложенного комитет не поддерживает концепцию предложенного        
законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом         
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, есть ли вопросы? Есть.                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Савицкая Светлана Евгеньевна.                                                   
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Синельщиков по карточке Савицкой. Прошу простить, что не своё место занял.      
                                                                                
Алексей Николаевич, у меня вопрос такой: как вы относитесь к официальному       
отзыву правительства на этот законопроект? Я оглашу выдержку: "...исключение    
процедуры предварительного голосования по кандидатурам на должность             
уполномоченного... может привести к ситуации, когда число кандидатов будет      
достаточно большим, что будет способствовать "распылению" голосов депутатов     
Государственной Думы при назначении уполномоченного... Это также может          
привести к ситуации, при которой ни один кандидат в течение длительного         
времени не получит большинства голосов и должность уполномоченного по правам    
человека будет оставаться вакантной". Вот мне показалось, что эти доводы        
весьма разумны.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич.                           
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Ну, сложно сказать, насколько справедливы доводы, что             
альтернативность голосования приведёт к какому-то тупику. Консенсусное          
голосование можно было бы объяснить тем, что уполномоченный по правам           
человека должен быть представителем всех политических сил, представленных в     
парламенте, в отличие от квалифицированного большинства в две трети, три        
четверти, четыре пятых, что говорит о купированности и атрофии                  
демократических процедур в сфере, где такие решения принимаются, потому что     
таких решений нет нигде - ни в корпоративных институтах, ни в                   
публично-правовых. Понимаете, что вопросы конкуренции - это вопросы учёта       
мнения меньшинства, причём меньшинства иногда абсолютного? А мы говорим о       
том, что у нас кандидатура уполномоченного по правам человека включается в      
бюллетень для тайного голосования двумя третями голосов, то есть это            
абсолютно заградительная мера, ограничительный барьер, который не позволяет     
политическим силам, представленным в парламенте, полноценно участвовать в       
конкурсе на занятие должности уполномоченного по правам человека - важнейшего   
института и инструмента парламентского контроля и защиты прав избирателей в     
Российской Федерации. Вот об этом же речь - в справочниках квалифицированное    
большинство вы найдёте только в контексте упоминания авторитарных режимов.      
Так что это заградительная мера, ограничительная мера, которая не позволяет     
развиваться конкуренции, не позволяет развиваться экономике и политической      
системе страны.                                                                 
                                                                                
Нужно максимально отходить от квалифицированного большинства в вопросах         
голосования, наоборот, давать максимальную свободу относительно простого        
большинства. Как вы знаете, все депутаты избираются простым большинством,       
мэры всех городов до недавнего времени избирались простым большинством на       
прямых выборах, а сейчас, к огромному сожалению, практически тотально в         
городских округах и в муниципальных районах депутаты избираются из состава      
кандидатур, предложенных областной администрацией. С этим явлением нужно        
бороться, тем более что бросается в глаза то, что эта мера применяется в        
отношении самого что ни на есть демократического института - института          
уполномоченного по правам человека.                                             
                                                                                
В данном контексте аргументы правительства считаю неуместными.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич.                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к представителю комитета.                             
                                                                                
Не кажется ли вам, что ситуация, когда количество депутатов, которые должны     
проголосовать за внесение кандидатуры в бюллетень для тайного голосования,      
больше, чем количество депутатов, которые должны проголосовать за того, кто     
избирается от парламента, является не просто ущемлением демократии, а           
элементарной профанацией процесса? Мы все вынуждены принимать в этом участие,   
при этом делаем серьёзный вид, якобы всё происходит в рамках демократического   
процесса с соблюдением всех необходимых процедур! Тогда, может быть, следуя     
этой логике, вообще упразднить эту процедуру, отдать это на откуп той партии,   
которая имеет две трети в парламенте, и не мучить людей, чтобы они не питали    
никаких иллюзий?                                                                
                                                                                
ИШСАРИН Р. Р. Хочу сделать экскурс в историю: когда принимался данный закон,    
данный нормативный акт, две трети голосов в парламенте никакой партии не        
принадлежало, в 97-м году ни одна партия не имела простого большинства,         
соответственно, говорить, что мы здесь нарушаем какие-то демократические        
принципы, конечно же, нельзя. Двухступенчатое голосование - это тоже            
голосование, и в данном случае каждый выдвинутый кандидат имеет право           
выступить, за каждую выдвинутую кандидатуру голосуют все депутаты               
Государственной Думы на первом этапе, на втором этапе мы голосуем за тех, кто   
уже включён в список, и в рамках Конституции принимаем решение большинством     
голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Соответственно,         
нельзя говорить, что те или иные выдвинутые кандидатуры не принимают участия    
в голосовании.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ишсарин Рамзил Рафаилович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ИШСАРИН Р. Р. Ещё раз хочу сказать, что существующий двухступенчатый порядок    
назначения на должность обусловлен высоким государственным статусом             
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный в     
своей деятельности не руководствуется интересами каких-либо политических        
партий или иных организаций, при этом при его избрании, конечно же,             
необходимо обеспечить согласование позиций депутатов Государственной Думы,      
здесь необходимо на самом деле согласование межфракционное, консенсусное        
согласование.                                                                   
                                                                                
Мы считаем, что существующий порядок демократичен, и в связи с этим фракция     
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет голосовать за принятие данного законопроекта.          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
От фракции - поставьте семь минут.                                              
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, почему долгие годы в Российской Федерации не     
решаются большие проблемы, хотя путь решения, казалось бы, элементарный?        
Потому что у нас процесс вытеснил результат. И вот сегодня мы рассматриваем     
законодательную инициативу, которой просто-напросто в закон вводится обычный    
здравый смысл. Ну вы только задумайтесь: для того чтобы попасть в бюллетень     
для тайного голосования, нужно получить две трети голосов, а чтобы по           
результатам тайного голосования победить, надо получить простое большинство,    
то есть требования для попадания в бюллетень для тайного голосования гораздо    
выше, чем для победы! Ну вы же прекрасно понимаете, что это абсолютная          
профанация процесса, и мы все, 450 уважаемых людей, половину которых избрали    
по одномандатным округам (я очень часто стал слышать в Государственной Думе,    
что всё-таки депутаты-одномандатники ближе к избирателям), в этом участвуем!    
                                                                                
А до этого, вы помните, Государственная Дума избиралась полностью по            
партийным спискам - почему в нашей стране меняются условия игры? Потому что у   
конкретной политической партии поднимается или опускается рейтинг. Я            
специально вышел на трибуну поговорить на эту тему, потому что буквально 12     
марта в Липецкой области председатель Липецкого областного Совета Путилин,      
представитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", внёс законодательную инициативу, чтобы   
теперь на должность главы администрации Липецкой области могли                  
баллотироваться в том числе и самовыдвиженцы. Прямо хочется обратиться к        
партии власти словами героя из фильма "Служебный роман": "Демократичная вы      
наша!" Вдруг решили дать возможность идти на выборы самовыдвиженцам, потому     
что, наверное, кое-кто не хочет идти на выборы от партии из-за пенсионной       
реформы - и тут же меняются условия игры! Именно поэтому сегодня, коллеги,      
норма, согласно которой, чтобы попасть в бюллетень для тайного голосования,     
надо получить две трети голосов, вас устраивает, а когда-то вас устраивала      
норма, что кандидатами в губернаторы могут быть только представители            
политических партий и для этого нужно пройти муниципальный фильтр. В Липецкой   
области это 7 процентов, теперь предлагают понизить до 6 процентов голосов      
муниципальных депутатов - для чего это делается? Для того чтобы, наверное, в    
выборах приняли участие гарантированно два кандидата: один пойдёт от партии     
власти, если он её не постесняется, а может быть, пойдёт и самовыдвиженцем, а   
второй кандидат - нужный, который не снимет свою кандидатуру и пойдёт           
самовыдвиженцем.                                                                
                                                                                
Вот представьте, вы болеете за какой-нибудь футбольный клуб, но всегда должен   
побеждать, допустим, питерский "Зенит", поэтому, если он в первом тайме         
проигрывает, во время перерыва меняют правила игры. Вы никогда на такой         
футбол ходить не будете, если в любом случае должен побеждать один и тот же     
футбольный клуб, а для этого в процессе игры будут менять условия.              
                                                                                
Уважаемые коллеги, когда вы говорите, что демократичность заключается в том,    
что в бюллетень для тайного голосования должны попасть те, за кого будет две    
трети голосов, - ну это же полная профанация!                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте будем идти по тому пути, который мы выбрали. Если    
мы идём по пути демократических преобразований, - вот, в частности, пример      
подаёт Липецкая область, где вдруг захотели дать право выдвигаться на выборах   
главы администрации самовыдвиженцам, - то почему мы в Государственной Думе не   
дадим права на выборах уполномоченного по правам человека идти в качестве       
самовыдвиженца или представителя фракции? Я думаю, это вполне логично! Зачем    
две трети голосов набирать от парламентариев?                                   
                                                                                
Вот с утра пытались, наверное, нас как-то ущипнуть, уколоть, мол, выберите      
какой-то конкретный путь отзыва законопроекта - я то же самое хочу и вам        
предложить: выберите конкретный путь. Если ваши коллеги - не без вашего         
ведома, естественно, не без согласования - вдруг проявляют чудеса               
демократических преобразований и решают на выборы губернатора выдвигать         
самовыдвиженца, так почему бы в нашем парламенте то же самое не сделать при     
выборах уполномоченного по правам человека: дать возможность попасть в          
бюллетень для тайного голосования, а дальше вы будете принимать решение?        
                                                                                
Мы, естественно, поддержим эту инициативу, потому что наша партия называется    
Либерально-демократическая партия России, мы придерживаемся всё-таки            
демократических принципов в Российской Федерации и не предлагаем вам менять     
условия в более жёсткую сторону, когда это кому-то выгодно, или в более         
мягкую сторону, когда это опять кому-то выгодно. И будьте бдительны на          
политических поворотах, потому что вдруг самовыдвиженцем на выборах             
губернатора зарегистрируется не тот кандидат, которого вы планировали, и        
потом у вас будут проблемы, ведь политическая партия может отозвать             
кандидата, а самовыдвиженца вы уже не отзовёте, имейте это в виду. Привет       
Липецкой области!                                                               
                                                                                
Дорогие друзья, спасибо за внимание.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочные представители президента и правительства? Нет.                      
                                                                                
Включите микрофон докладчику.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Николаевич Диденко.                                         
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо большое, Иван Иванович.                                   
                                                                                
На самом деле, я думаю, мало у кого есть сомнения, что квалифицированное        
большинство в две трети, а тем более в три четверти голосов никоим образом не   
может отвечать демократическим принципам, но это, совершенно очевидно,          
заградительная, запретительная или кризисная мера. Например,                    
квалифицированное большинство голосов используется, коллеги, в том числе и в    
этом зале, когда мы преодолеваем запрет Совета Федерации по принятому           
федеральному закону: Совет Федерации возвращает нам его в палату, мы            
преодолеваем двумя третями голосов вето Совета Федерации, если можно так        
выразиться, хотя этот термин некорректен. То есть во время каких-то             
критических, кризисных ситуаций, ситуаций политического кризиса, процедурного   
кризиса достижение консенсуса с помощью квалифицированного большинства          
голосов вполне позволяет решить некий подвисший вопрос или вопрос, который      
имеет ярко выраженного противника.                                              
                                                                                
Сам содокладчик по вопросу, выступавший и от фракции, Рамзил Рафаилович,        
сказал фразу, которой, я думаю, многое объясняется относительно времени,        
когда был принят этот закон, и это норма федерального конституционного          
закона, а я напомню, что такой закон тоже защищён квалифицированным             
большинством голосов. В принципе эта норма была порождена тем временем, в       
котором она возникла: тогда в парламенте не было ярко выраженной партии         
большинства, был некий разброс, разнополосица, если можно так выразиться. И     
аргументы правительства, о которых Юрий Петрович говорил, тогда, в далёком      
97-м году, возможно, и были уместны, но сегодня всё-таки уже другой век,        
совсем другое десятилетие, другие политические условия. Нынешняя политическая   
система отвечает хотя бы первичным признакам политической стабильности, и       
сегодня такого жёсткого барьера для предварительной процедуры включения в       
список для тайного голосования, наверное, не нужно.                             
                                                                                
В связи с этим авторы настаивают на своём предложении. Нас не смогли убедить    
в неактуальности предлагаемой законодательной инициативы, и мы просим           
уважаемых коллег поддержать проект закона, внесённый фракцией ЛДПР.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.                              
                                                                                
Рамзил Рафаилович, будете выступать с заключительным словом? Да.                
                                                                                
Депутату Ишсарину включите микрофон.                                            
                                                                                
ИШСАРИН Р. Р. Спасибо, Иван Иванович.                                           
                                                                                
На самом деле выскажу ещё одно мнение: нельзя каждый раз делать аудит и         
менять законодательство в зависимости от того расклада, который возникает у     
нас в Государственной Думе. Получается, каждый созыв мы иной раз должны будем   
делать общий аудит законов, принятых квалифицированным или                      
неквалифицированным большинством голосов. Существующий уклад как раз не даёт    
партии большинства злоупотреблять своими возможностями, как раз подвигает к     
тому, чтобы фракция большинства договаривалась с иными фракциями по тем или     
иным кандидатурам.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального конституционного закона "О внесении   
изменения в статью 8 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном    
по правам человека в Российской Федерации".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за               37 чел.8,2 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     37 чел.                                          
Не голосовало                 413 чел.91,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется проект закона.