Заседание № 87

22.03.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 174995-6 "О Счётной палате Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2576 по 2605 из 7926
Следующий - 12-й вопрос, в третьем чтении слушаем проект федерального закона    
"О Счётной палате Российской Федерации".                                        
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич.                                           
                                                                                
Законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, комитет предлагает        
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за отличный доклад.                               
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Прошу записаться.                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления по мотивам.                                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вы в секретариате отметьтесь.                         
                                                                                
Кто выступать будет? Бессонов Владимир Иванович и Макаров Андрей Михайлович     
выступят по мотивам.                                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5971 по 6001 из 7926
12-й вопрос, в третьем чтении голосуется проект федерального закона "О          
Счётной палате Российской Федерации".                                           
                                                                                
По мотивам выступает Максим Станиславович Рохмистров.                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снимается?                                                
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров. Снимается? Замечательно.                             
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Очень неплохой пример!                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 86

20.03.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 174995-6 "О Счётной палате Российской Федерации" (новая редакция закона; принят в первом чтении 12 декабря 2012 года с наименованием "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2550 по 2685 из 5658
Андрей Михайлович Макаров - о проекте федерального закона "О Счётной палате     
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Коллеги, буду предельно краток.                                                 
                                                                                
Второе чтение, все замечания, которые были высказаны при рассмотрении в         
первом чтении, учтены. Счётная палата - высший орган финансового контроля,      
получивший серьёзное расширение полномочий. Это наш орган - орган парламента,   
естественно, с расширенным набором компетенций и, соответственно, с новым       
порядком утверждения. Все вопросы, о которых говорила Дума при принятии         
законопроекта в первом чтении, решены.                                          
                                                                                
Законопроект прошёл все экспертизы ко второму чтению. Две таблицы поправок -    
таблица принятых поправок и таблица отклонённых поправок. Предлагается          
перейти к таблицам. Единственное, из таблицы № 1 необходимо изъять поправку     
108, поскольку вам роздана в зале поправка в новой редакции. Предлагается       
поставить на голосование таблицу принятых поправок, за исключением поправки     
108.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, поправка 108 отдельно роздана в новой редакции. Я            
предложил бы проголосовать сразу за таблицу поправок № 1, имея в виду, что      
108-я поправка - в редакции, которая роздана отдельно. Нет возражений?          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть? Отдельно? Хорошо.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 1 без поправки 108.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              291 чел.64,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    291 чел.                                          
Не голосовало                 159 чел.35,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Поправка 108. Андрей Михайлович Макаров.                                        
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, поправку 108 предлагается перенести в          
таблицу отклонённых и отклонить, а вместо неё рассмотреть поправку 43,          
которая роздана в зале.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за поправку 108? Прошу голосовать.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0 %                                     
Проголосовало против           53 чел.11,8 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     53 чел.                                          
Не голосовало                 397 чел.88,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              280 чел.62,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    280 чел.                                          
Не голосовало                 170 чел.37,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Андрей Михайлович, ваш комментарий по отдельно розданной поправке.              
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Поправка следующая. Поскольку мы принимаем новый закон "О         
Счётной палате...", естественно, Счётная палата должна быть сформирована в      
новом составе. Предлагается, учитывая переходное положение (а вступление        
закона в силу - это переходное положение), в новой редакции текста вместо       
"Счётная палата" указать "Коллегия Счётной палаты" - вот то дополнение, что     
предлагают авторы и что согласовано. Почему? Потому что Счётная палата          
включает в себя не только председателя, заместителей и аудиторов, но и          
Аппарат Счётной палаты. Вот в данном случае, чтобы не возникало никаких         
вопросов по этому поводу, добавляется слово "Коллегия", с тем чтобы снять, я    
подчёркиваю, снять все вопросы.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю поправку на голосование.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              290 чел.64,4 %                                    
Проголосовало против           51 чел.11,3 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
По ведению - Михаил Васильевич Емельянов.                                       
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, я хотел выступить по ведению до обсуждения. Дело   
в том, что сейчас "лёгким росчерком пера" - голосованием - мы практически       
расправились с очень уважаемым органом, с очень уважаемыми людьми, которые      
составляют Коллегию Счётной палаты...                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению.                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5064 по 5080 из 5658
11-й вопрос, проект федерального закона "О Счётной палате Российской            
Федерации", второе чтение.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              356 чел.79,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 65

12.12.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 174995-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации" (новая редакция закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2314 по 3257 из 5372
Уважаемые коллеги, у нас на 16 часов, на фиксированное время, поставлен         
вопрос под пунктом 16. Давайте мы прервём обсуждение 17-го вопроса и перейдём   
к 16-му.                                                                        
                                                                                
Итак, рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений и        
дополнений в Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации". С       
докладом выступит Александр Дмитриевич Жуков. И я информирую вас, что при       
рассмотрении вопроса присутствует Председатель Счётной палаты Сергей            
Вадимович Степашин.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Александр Дмитриевич.                                               
                                                                                
ЖУКОВ А. Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция      
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги-депутаты, вашему вниманию предлагается проект федерального    
закона о Счётной палате Российской Федерации. Это, по сути, новая редакция      
принятого уже довольно давно, в 1995 году, Федерального закона "О Счётной       
палате Российской Федерации". Конечно, за эти годы - уже почти восемнадцать     
лет прошло с момента его принятия - довольно серьёзно изменились и практика     
бюджетного процесса, и управление федеральной собственностью, изменилось        
также и понимание роли внешнего государственного аудита в системе               
государственного управления. Я думаю, что не случайно президент сегодня в       
своём послании упомянул, что закон "О Счётной палате..." нуждается, так         
скажем, в осовременивании, - это действительно так. Учитывая, что в течение     
этих лет в закон было внесено очень большое количество изменений, конечно,      
нам сейчас необходимо, целесообразно, с точки зрения юридической техники,       
принять именно новую редакцию закона "О Счётной палате...".                     
                                                                                
В предлагаемой вам новой редакции закона отражены, как я уже сказал,            
современные подходы к осуществлению внешнего государственного аудита            
(контроля), основанные на лучшей мировой практике и более чем                   
семнадцатилетнем опыте работы Счётной палаты. При этом место и роль Счётной     
палаты, установленные Конституцией Российской Федерации, остались               
неизменными.                                                                    
                                                                                
Среди ключевых новелл, которые потребовали отражения в новом законе, я бы       
назвал следующие. Прежде всего, это существенное повышение роли                 
парламентского и общественного контроля, инструментом которого является         
Счётная палата. (Поэтому, кстати, принятие закона "О Счётной палате..."         
синхронизировано с принятием закона о парламентском контроле и изменений в      
Бюджетный кодекс.) Согласно Конституции Российской Федерации Счётная палата     
формируется от имени граждан страны её высшим представительным органом -        
Федеральным Собранием с участием всенародно избранного президента страны, тем   
самым реализуется конституционное право всех граждан на участие в управлении    
федеральным бюджетом, на распоряжение федеральной собственностью и другими      
общенациональными ресурсами. Во всех цивилизованных странах давно уже пришли    
к пониманию, что общество через своих представителей в лице парламента может    
реально контролировать деятельность правительства, если получает доступ к       
объективной информации о том, куда и как тратятся деньги. Это, пожалуй,         
важнейшая функция парламентов во всех странах мира, да и Государственной Думы   
тоже.                                                                           
                                                                                
Более того, систематический независимый мониторинг эффективности расходования   
государственных ресурсов в сочетании с нашими законодательными возможностями    
резко усиливает роль Государственной Думы в управлении экономическим и          
общественным развитием и определении стратегии и тактики действий               
исполнительных органов власти. Для этого в новом законе предусмотрены такие     
виды аудита, как стратегический аудит, аудит эффективности, финансовый и        
другие. На самом деле все эти виды аудита уже давно и успешно применяются       
Счётной палатой в своей деятельности, но законодательного закрепления не        
имеют. Действительно, нам хочется видеть от Счётной палаты не только            
подтверждение бухгалтерских расходов правительства по бюджету, но и оценку      
эффективности тех действий, на которые выделяются средства в бюджете. Мы об     
этом каждый раз говорим при рассмотрении бюджета, поэтому логично и правильно   
было бы придать этим видам аудита соответствующий статус, прямо указав их в     
законе "О Счётной палате...".                                                   
                                                                                
Кроме того, законопроектом Счётной палате предоставляется право обращаться к    
субъектам права законодательной инициативы, в том числе и в парламент, с        
предложениями о совершенствовании бюджетного законодательства, развитии         
финансовой системы в Российской Федерации.                                      
                                                                                
Важным механизмом, который обеспечит эффективность работы Счётной палаты как    
органа, играющего одну из ключевых ролей в осуществлении парламентского         
контроля, станут нормы, обязывающие правоохранительные органы предоставлять     
Счётной палате информацию о рассмотрении переданных материалов и о принятых     
решениях. Сегодня такой нормы нет, и далеко не всегда те результаты проверок    
Счётной палаты, которые направляются, получают дальнейшее развитие и по ним     
делаются необходимые выводы - теперь, в случае принятия закона, это будет       
изменено.                                                                       
                                                                                
В законопроекте реализована идея президента об изменении процедуры              
формирования Счётной палаты таким образом, чтобы в выдвижении кандидатур для    
назначения на пост председателя Счётной палаты, заместителя председателя,       
аудиторов Счётной палаты непосредственно принимали участие все фракции          
Государственной Думы и Совет Государственной Думы. Что касается выборов         
председателя, порядок такой будет: три кандидатуры вносятся фракциями           
Государственной Думы на Совет, Совет Государственной Думы представляет их       
президенту, президент из этих трёх кандидатур выбирает одну. Ну, может,         
конечно, случиться так, что ни одна из кандидатур его не устроит, - тогда он    
внесёт какую-то другую, но в принципе из этих трёх кандидатур дальше уже на     
утверждение Государственной Думой вносится кандидатура на пост председателя     
Счётной палаты. Такая же процедура предлагается по кандидатурам на должности    
заместителя председателя и аудиторов: тоже выдвигаются фракциями - ну, это в    
Государственной Думе, а в Совете Федерации будут выдвигать комитеты.            
                                                                                
Ещё одна важная новелла: в законопроекте получили отражение изменения,          
связанные с бюджетной практикой, включая принципиальную позицию о               
разграничении государственного финансового контроля на внешний и внутренний.    
Кроме того, новая редакция закона "О Счётной палате..." учитывает лучшие        
международные стандарты и положения вступивших в силу актов международного      
права, направленных на повышение независимости и эффективности высших органов   
государственного аудита. В частности, отражены положения резолюции              
Генеральной Ассамблеи ООН от 22 декабря 2011 года, которая рекомендовала всем   
государствам - членам ООН применять положения Лимской декларации руководящих    
принципов контроля 1977 года (это своего рода конституция счётных палат мира)   
и Мексиканской декларации независимости высших органов государственного         
аудита 2007 года. В связи с этим хотел бы обратить ваше внимание на то, что в   
новой редакции закона Счётная палата именуется федеральным органом внешнего     
государственного аудита (контроля). Согласно современной концепции              
эффективная система государственного финансового контроля должна состоять из    
двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга контуров - внешнего и             
внутреннего контроля. Такой подход уже нашёл отражение и в принятой             
Правительством Российской Федерации Программе повышения эффективности           
бюджетных расходов на период до 2012 года - там уже официально разграничен      
государственный финансовый контроль на внешний и внутренний. Высшим органом в   
системе внешнего государственного финансового контроля будет являться Счётная   
палата Российской Федерации. Необходимо отметить, что законопроектом            
продолжено формирование системы внешнего государственного финансового           
контроля, основы которой были заложены в Федеральном законе "Об общих           
принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов       
Российской Федерации...".                                                       
                                                                                
Следующее. За прошедшие годы Счётная палата стала одним из ключевых звеньев     
общенациональной системы противодействия коррупции, однако на законодательном   
уровне указание на то, что Счётная палата обеспечивает эту важнейшую функцию    
- противодействие коррупции, - содержалось только в Федеральном законе "О       
противодействии коррупции". В нашем законопроекте обеспечение мер по            
противодействию коррупции является одной из основных задач Счётной палаты. Я    
думаю, в сегодняшних условиях это чрезвычайно важное положение. Также следует   
отметить, что в законопроекте более чётко прописываются ограничения,            
налагаемые на высших должностных лиц Счётной палаты, я имею в виду, что они     
находятся в полном соответствии с требованиями антикоррупционной                
направленности, предъявляемыми современным российским законодательством.        
                                                                                
В заключение хочу сказать, что реализация данного закона не потребует           
дополнительных затрат из федерального бюджета. Все согласования и заключения    
имеются, законопроект был самым подробным образом рассмотрен комитетом по       
бюджету и одобрен.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Дмитриевич.                            
                                                                                
С содокладом выступит председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей         
Михайлович Макаров.                                                             
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Спасибо, уважаемый Иван Иванович.                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, столь подробный доклад о содержании закона избавляет меня    
от необходимости повторяться и рассказывать о том, каким образом решаются те    
или иные вопросы, поэтому мне бы хотелось остановиться только на тех            
вопросах, которые были предметом обсуждения комитета с точки зрения значения    
этого закона и того, почему комитет считает необходимым поддержать данный       
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Первый вопрос. Счётная палата - высший орган, я подчёркиваю, высший орган       
внешнего контроля, но это не просто высший орган внешнего контроля, а это       
орган парламентского контроля. И мне хотелось бы в связи с этим напомнить вам   
о тех дискуссиях, которые шли в этом зале в ходе рассмотрения законов о         
бюджете, Бюджетного кодекса. Напомню: Конституция Российской Федерации          
предусматривает, что Правительство Российской Федерации разрабатывает бюджет    
и исполняет его. Но мы с вами рассматриваем, принимаем его и - функция, о       
которой мы так часто говорили и которая недооценена, - контролируем             
эффективность исполнения этого бюджета. Происходит это, когда мы с вами         
утверждаем закон об исполнении бюджета, просто у нас, к сожалению, сейчас это   
формальная процедура. Тот закон, который сегодня предлагается вашему            
вниманию, - это закон, который позволяет превратить отчёт об исполнении         
бюджета из формальности в реальный контроль парламента за тем, насколько        
эффективно расходуются средства.                                                
                                                                                
Второй вопрос. Это то, что было очень важно, и дискуссия по этому поводу шла:   
разрабатывали законопроект все вместе, но кто его будет вносить? Напомню, что   
почти год тому назад с этой трибуны прозвучало: закон об органе                 
парламентского контроля должен быть внесён парламентом. И мне кажется, что      
то, что сегодня этот законопроект вносится Председателем Государственной Думы   
и его первыми заместителями, - это важно не только символически, это важно      
сущностно.                                                                      
                                                                                
Следующий вопрос, на котором хотелось бы остановиться. Мы с вами задерживали    
специально принятие таких законов, как законы о парламентском контроле, о       
вопросах финансового контроля, то есть поправки в Бюджетный кодекс, о           
вопросах, связанных с госпрограммами, и говорили о том, что они должны быть     
синхронизированы с законом о Счётной палате. Вот только синхронизация как       
полномочий, так и вопросов, которые регулируются этими законами, позволит нам   
с вами быть не декоративным органом, когда просто нажимают на кнопки при        
принятии бюджета, а органом, который принимает решения по бюджету и в ходе      
бюджетного процесса.                                                            
                                                                                
На самом деле, наверное, многое можно сказать о значении этого закона, но я     
хотел бы остановиться ещё на вопросах, которые, может быть, предстоит решить    
в ходе второго чтения.                                                          
                                                                                
Безусловно, законопроект нуждается - нуждается, я подчёркиваю - в достаточно    
серьёзных поправках. Я повторяю, это серьёзные поправки, связанные именно с     
тем, что должны быть синхронизированы эти полномочия парламента с теми          
возможностями, которые закон предоставляет Счётной палате. С другой стороны,    
мы с вами, безусловно, должны понимать, что в законе должны быть прямо          
конкретно прописаны вопросы о достижении стратегических целей                   
социально-экономического развития страны, а не просто о выделении средств на    
те или иные направления, должны найти отражение вопросы, связанные с аудитом    
эффективности - я подчёркиваю, эффективности, - со стратегическим аудитом, и    
с аудитом тех самых государственных программ, о которых мы говорим. И я         
думаю, что здесь предстоит ещё очень серьёзная дискуссия, но совершенно         
очевидно, что этот инструмент парламент должен получить, и мы будем             
настаивать на этих изменениях.                                                  
                                                                                
И наконец, одно пожелание, которое я не могу не высказать как юрист в           
прошлом. Вы знаете, мне кажется, мы с вами все прекрасно понимаем, что речь     
идёт о новом законе о Счётной палате, - мы же по-прежнему пытаемся говорить о   
поправках в действующий закон. Давайте ко второму чтению всё-таки подумаем      
над этим. Это не поправки, и я думаю, что ко второму чтению он должен стать     
новым законом о Счётной палате, законом, который позволит парламенту получить   
самые серьёзные средства для осуществления действенного контроля за             
исполнительной властью - я подчёркиваю, контроля за исполнительной властью -    
и который по существу станет реальным выражением того, что вообще в мире        
называется системой сдержек и противовесов, или системой разделения властей.    
Разделяя власти, мы не предлагаем им разделиться, мы предлагаем вместе решать   
единые задачи, но каждая при этом должна исполнять свои полномочия.             
                                                                                
Комитет поддерживает принятие этого законопроекта в первом чтении. Я думаю,     
что все вместе мы сможем доработать его ко второму.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть предложение, прежде чем депутаты зададут вопросы,       
предоставить слово Сергею Вадимовичу Степашину. Нет возражений? Нет.            
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Вадимович. Пока пять минут. Если надо будет, мы добавим.     
                                                                                
СТЕПАШИН С. В., Председатель Счётной палаты Российской Федерации.               
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Я справлюсь за пять минут - слава богу, не      
первый раз выступаю с этой трибуны.                                             
                                                                                
Первое. Я хочу поздравить вас с Днём Конституции и напомнить, что впервые       
Счётная палата нашей страны была определена как орган федеральной власти,       
орган независимого финансового контроля именно в Конституции страны, так что    
глубоко символично, что именно сегодня наконец-то мы с вами рассматриваем,      
как правильно сказал Андрей Макаров, практически новый вариант закона о         
Счётной палате. Единственное, Андрей, бывших юристов, как и чекистов, не        
бывает, имей в виду. У меня одна просьба: внимательно проанализировать, если    
мы во втором чтении будем его рассматривать как вариант нового проекта          
закона, не будет ли возвращения его к первому чтению. Если нет, я прошу это     
протокольно зафиксировать. В этом есть одна маленькая такая зацепка, вы         
понимаете, о чём я говорю.                                                      
                                                                                
Второе, о чём хотелось бы сказать. Александр Дмитриевич - я ему признателен,    
это человек профессиональный, тем более он был одним из тех людей, которые      
двенадцать лет назад рекомендовали мне возглавить Счётную палату, если он это   
помнит, конечно, - рассказал практически обо всём, что есть в новом законе о    
Счётной палате. Я признателен ему, признателен депутатскому корпусу и           
бюджетному комитету за то, что мы сегодня рассматриваем данный законопроект.    
                                                                                
Третье. Совершенно очевидно, что принятие закона в этой редакции - я надеюсь,   
мы его не вычистим и не кастрируем, так сказать, ко второму чтению, хотя есть   
желающие поживиться в этой части, - безусловно, ответит на те вызовы, которые   
сформулированы временем, с точки зрения эффективности использования бюджетных   
средств и противодействия коррупции, это всё учтено.                            
                                                                                
Кроме того, это отвечает и вашим запросам. Я не раз слышал с этой трибуны...    
точнее говоря, в своих выступлениях представители депутатского корпуса          
говорили о том, что Счётная палата работает неплохо, материалы готовит          
хорошие, а что дальше? Ну, написали, выступили, сказали, а результатов мало.    
Хотя хочу напомнить результаты последних наших крупнейших проверок:             
"Оборонсервис", и ГЛОНАСС, и АТЭС - это всё работа, кстати, Счётной палаты.     
Ну и всё же, я думаю, анализ очень большого количества материалов, связанных    
с бюджетной политикой, с финансово-экономической политикой правительства, с     
оценкой деятельности правительства через призму бюджета, - это задачи           
парламента, а инструментом его должна быть Счётная палата. Вот для того,        
чтобы наша работа была эффективной, и разработан данный закон. Я обращаю        
внимание в этом плане Министерства финансов, присутствующего здесь              
замминистра финансов - он не зря сюда пришёл.                                   
                                                                                
Сегодня президент страны сказал о том, что Счётная палата должна работать       
эффективно. Я полагаю, и полагаю не без основания, потому что в июне этого      
года у нас с президентом был серьёзный разговор о новом варианте закона, - я    
тут секрета Полишинеля не делаю на самом деле, как раз об этом шла речь, -      
что принятие этого закона безусловно поможет нам реализовать послание главы     
государства.                                                                    
                                                                                
И последнее, о чём я хочу сказать: данный закон будет первым в Европе,          
принятым на основании всех разработанных организацией высших органов            
финансового контроля (есть такая организация - ИНТОСАИ) стандартов, их          
восемьдесят два, и мы будем первой такой европейской Счётной палатой, если,     
конечно, будет принят этот закон. И в этом плане мы можем показать всему миру   
- нас сегодня в рейтингах куда-то засовывают, прощу прощения, в том числе       
из-за некоторых наших болтунов, - что в России есть институты, создаются        
институты, которые в полной мере отвечают Конституции нашей страны и которые    
должны реализовывать права граждан.                                             
                                                                                
Ну и в заключении нашем, в котором мы также поддерживаем данный законопроект    
и просим вас принять его в первом чтении, есть два аспекта, на которые я        
хотел бы обратить внимание. Сегодня все докладчики говорили о том, что          
Счётная палата является высшим органом внешнего финансового контроля. Так они   
называются и во всех странах мира, сокращённо ВОФК - высшие органы              
финансового контроля. Но у некоторых юристов - я сам, между прочим,             
сопредседатель Ассоциации юристов России - есть сомнение, можно ли её так       
называть. Дело не в названии на самом деле, можно и без этого прожить,          
поверьте мне, но мы должны соответствовать международным стандартам. Так вот    
ссылаются на то, что мы федеративное государство и счётные палаты регионов      
нам не подчинены. Это не аргумент. Мы - высший орган финансового контроля в     
отношении к внешнему контролю. В Германии, федеративном государстве, где        
счётные палаты земель не подчинены Федеральной счётной палате, счётная палата   
именно так называется. Поэтому предлагаю во втором чтении вернуться к этой      
формулировке и оформить её в качестве поправки.                                 
                                                                                
И последнее. К сожалению, так получилось, что несколько сузили возможность      
проверки Счётной палатой госкорпораций. На сегодняшний день мы их проверяем в   
полном объёме, как, например, "Роснано", по запросу одной из крупнейший         
фракций, а если пройдёт тот вариант, который сегодня предложен, мы сможем       
проверять только те бюджетные средства, которые выделены... (Микрофон           
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте.                                          
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Заканчиваю.                                                      
                                                                                
...только те бюджетные средства, которые выделяются на госкорпорации, - тем     
самым сужается возможность и проверки, и, собственно говоря, ваших запросов.    
Я считаю, что это неправильно и по сути.                                        
                                                                                
Ещё раз благодарю за то, что практически единогласно все фракции поддержали     
данный законопроект. Прошу поддержать вас всех его в первом чтении.             
                                                                                
Ещё раз, дорогие товарищи, поздравляю вас с Днём Конституции!                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Вадимович.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте запишемся на вопросы.                                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Восемь вопросов.                                                                
                                                                                
Дегтярёв Михаил Владимирович.                                                   
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
У меня вопрос, наверное, к Андрею Михайловичу больше.                           
                                                                                
Мы говорим об эффективности аудита как о новом виде, но ведь мы прекрасно       
знаем, что особенно в регионах при проверках региональных счётных палат всё     
больше выявленных случаев смещается из нецелевого в неэффективное или           
нерезультативное освоение средств. Такого понятия, как известно, вообще в       
Бюджетном кодексе не существует, и никаких мер и перечня оснований для          
применения мер принуждения за неэффективное освоение средств нет ни в           
административном кодексе, ни в Уголовном, ни, повторяю, в Бюджетном. У меня     
вопрос: есть ли какие-то законопроекты в бюджетном комитете на эту тему?        
Каково видение этого вопроса, - может быть, Сергей Вадимович два слова          
скажет? Потому что какой смысл выявлять, когда за это никто не несёт            
ответственности? Это особенно касается целевых программ: когда, например,       
вместо 10 километров дорог строят пять - ну, неэффективно, извините!            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Макарову.                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Иван Иванович.                                 
                                                                                
Спасибо за вопрос, коллега. Я думаю, что на самом деле вы задали один из        
самых важных вопросов. Но, напомню, именно об этом мы с вами говорили, когда    
рассматривали в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс как в части           
государственных программ, так и с точки зрения финансового контроля. Именно     
это комитет и подчёркивал - нам необходима норма, которая будет                 
предусматривать эту ответственность.                                            
                                                                                
Вы правы, эта проблема очень серьёзная. Кстати, сегодня в своём послании и      
президент страны говорил о том, что, скажем, принимая закон о федеральной       
контрактной системе, мы должны в первую очередь рассматривать вопросы           
эффективности, это должно быть заложено.                                        
                                                                                
Сегодня, мне кажется, самое главное - это то, что мяч на нашей половине поля:   
эти законопроекты приняты в первом чтении, и нам с вами предстоит сделать       
так, чтобы все эти нормы нашли своё отражение как в Бюджетном кодексе, так и    
в законе о финансовом контроле. И в том проекте, который мы сегодня             
рассматриваем, мне кажется, все эти нормы должны найти своё отражение. Я не     
думаю, что здесь речь идёт о том, что нам надо ждать от кого-то проекта         
закона, - это наша с вами задача.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Вадимович, добавите?                                                     
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Андрей в принципе правильно ответил. Юридически, конечно,        
сложно ввести в Уголовный кодекс норму за неэффективное использование           
бюджетных средств, но у нас с вами есть два инструмента. Первый -               
"правительственный час": министр выступает, и выступает с содокладом аудитор,   
министр говорит одно, а аудитор, приводя факты, говорит другое - можно          
направить письмо в правительство, пусть разберутся с этим министром. Это        
мировая практика, между прочим. Некоторых министров сняли, правда, с трудом,    
но сняли, одного вы знаете.                                                     
                                                                                
Второй инструмент: правительство внесло в Регламент поправку, согласно          
которой, когда министры будут тут отчитываться об исполнении бюджета, с         
содокладом будет выступать аудитор. Это не наша инициатива, это инициатива      
правительства. И это второй инструмент рекомендательного характера.             
                                                                                
А вот что касается поправок в Уголовный кодекс, это сложная процедура. Хотя,    
конечно, это идеальный вариант на самом деле, когда за неэффективное            
использование бюджетных средств можно ещё и как следует наказать, потому что    
от дурости у нас денег пропадает больше, чем от воровства.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович.                                                
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к авторам.                                                        
                                                                                
К радости, Сергей Вадимович отметил два нюанса, на которые я обратил            
внимание, - сослался и на лимские, и на мексиканские документы, там везде       
проходит, что государство должно иметь орган высшего финансового контроля. Но   
из закона выпали не только название Счётной палаты как высшего органа           
финансового контроля, но и, собственно говоря, положения о контроле за целым    
рядом подразделений исполнительной власти, а это в том числе и госкорпорации,   
которые у нас вообще являются суррогатом правовым, ни подо что не подпадают.    
И самое главное, что проверка органов исполнительной власти в части             
исполнения бюджета и органов их внутреннего контроля будет проводиться на       
основании соглашений. Вот мне кажется, что это намеренное или ненамеренное      
сужение полномочий и понижение статуса... (Микрофон отключён.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос.                                           
                                                                                
Александру Дмитриевичу Жукову включите микрофон.                                
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Максим Станиславович, я не согласен с тем, что из закона выпали     
положения о каких-либо организациях. Когда речь идёт о контроле за расходами    
государственных бюджетных средств, Счётная палата присутствует, это касается    
и госкорпораций тоже, поэтому они никуда не выпали. Там речь может идти о       
более широком уровне контроля - не только за бюджетными средствами, но          
давайте обсудим это при подготовке ко второму чтению, возможно, полномочия в    
какой-то степени можно будет расширить, но те полномочия, которые сейчас в      
законопроекте прописаны, касаются в том числе и госкорпораций, когда речь       
идёт о бюджетных средствах.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куликов Александр Дмитриевич.                                                   
                                                                                
КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Известно, уважаемые коллеги, что достаточный объём материалов,                  
рассматриваемых Счётной палатой, щепетильные вопросы, которые вскрываются в     
ходе проверок, затрагивают очень высоких должностных лиц и вскрывают            
серьёзные для национальной безопасности проблемы. Так вот, по итогам работы     
Счётной палаты, в совокупности, известно, что многие материалы в                
правоохранительных органах длительное время не рассматриваются или              
рассматриваются с известной долей волокиты. Как новый законопроект решает эту   
проблему - позволяет ли он своевременно проводить доследственные проверки,      
возбуждать своевременно уголовные дела и доводить до конца, чтобы понесли       
ответственность те люди, которые, злоупотребляя своим положением, наносят       
ущерб России?                                                                   
                                                                                
И второе: как защищены сотрудники Счётной палаты?.. (Микрофон отключён.)        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос.                                           
                                                                                
Александру Дмитриевичу Жукову включите микрофон.                                
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Ко мне вопрос, да? Я уже сказал, что сейчас впервые вводится        
обязанность реагирования на результаты деятельности Счётной палаты и            
информирования после рассмотрения её актов.                                     
                                                                                
Что касается защиты, Сергей Вадимович, наверное, больше прояснит. В данном      
законопроекте мы никаких новелл в этой части не вводим, так как и сейчас        
существует достаточно серьёзная степень защиты аудиторов Счётной палаты, мне    
кажется, что проблем каких-то с этим не возникает.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Вадимович, добавите? Пожалуйста.                   
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Защита есть по закону. Чтобы освободить аудитора, должны быть    
очень веские основания, они прописаны в законе. Поверьте мне, это больше, чем   
физическая защита, по себе знаю. Это первое. Второе: в новом законе мы          
предусматриваем социальную защиту, социальную страховку, чего не было раньше,   
- это, собственно говоря, тоже защита, и в этом президент нас поддержал. И      
третье (я не успел сказать об этом, а Александр Дмитриевич только один          
антикоррупционный аспект назвал): мы предусматриваем серьёзную так называемую   
антикоррупционную защиту инспекторов, ревизоров, всего нашего аудиторского      
корпуса за счёт внутренней антикоррупционной экспертизы, подразделение          
которой создано у нас, так что, я думаю, мы справимся.                          
                                                                                
Сейчас в случае конкретных эпизодов я немедленно обращаюсь в ФСБ, МВД.          
Кстати, когда мы работаем на Северном Кавказе или по серьёзным объектам, -      
уж, извините за откровенность, скажу (вот Николай Ковалёв меня слышит, мой      
коллега по ФСБ в своё время) - обеспечивается оперативное сопровождение почти   
всех наших проверок, в том числе физическая защита при необходимости.           
                                                                                
А за заботу спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кашин Борис Сергеевич.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Вадимовичу.                                              
                                                                                
Уважаемый Сергей Вадимович, вот вы упомянули "Оборонсервис". За несколько       
дней до снятия министра Сердюкова состоялся его отчёт и выступал Валерий        
Николаевич Богомолов, безусловно профессионально подготовленный человек, но,    
надо сказать, особой остроты в его выступлении мы не почувствовали - это что,   
так скажем, щадящий режим по отношению к депутатам? Это первый вопрос.          
                                                                                
И второй. Мы не просто поддерживаем полномочия Счётной палаты по проверке       
госкорпораций - мы считаем, что было бы целесообразно и на крупные              
госкомпании, то есть с большим государственным участием, более 25 процентов,    
как, например, Сбербанк, распространить возможности Счётной палаты, потому      
что это непосредственно влияет на исполнение бюджета. Как вы к этому            
относитесь? Хотелось бы ваше мнение узнать.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Вадимович.                             
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Спасибо. Я, правда, такой же выступающий, как и вы, но за        
рамками Регламента я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.                    
                                                                                
Что касается "Оборонсервиса". Валерий Николаевич выступал по тем материалам,    
которыми он владел как аудитор, проверку вёл Пискунов, вот он здесь             
присутствует. Если бы он тогда присутствовал, он бы, наверное, вам рассказал.   
                                                                                
Что касается Сбербанка. Мы проверяем и Сбербанк, и ВЭБ, и все остальные         
банки, но в связи с тем, что банки - это достаточно деликатная тема, все        
проверки проходят под грифом "ДСП". Материалы все у вас есть.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Руденко Андрей Викторович.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос к Александру Дмитриевичу.                                         
                                                                                
Александр Дмитриевич, из двух частей состоит вопрос.                            
                                                                                
Первое. В соответствии со статьёй 32 будут утверждаться стандарты внешнего      
аудита и муниципального аудита, но не регламентирован срок утверждения данных   
стандартов. Я так понял, что будет разработано и принято восемьдесят два        
стандарта.                                                                      
                                                                                
Второе. Статьёй 33 предусматриваются неограниченные полномочия инспекторов      
Счётной палаты, в том числе право проверять организации независимо от их        
формы собственности, опечатывать кассы, склады и так далее. Нет ли здесь        
определённого нарушения? Неужели мы не можем по решению суда это сделать? Или   
это обязательно должен делать инспектор? Это же может парализовать работу       
предприятий.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Дмитриевичу включите микрофон.                 
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Что касается стандартов, да, наверное, это займёт некоторое         
время. Если у вас есть предложение по срокам, давайте рассмотрим его ко         
второму чтению. Можно, конечно, и в законе указать срок разработки этих         
стандартов. Я думаю, что в течение года в принципе это возможно сделать.        
                                                                                
Что касается прав, обязанностей и ответственности инспекторов, они на           
сегодняшний день такие же, мы здесь ничего нового не придумываем.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Вопрос Александру Дмитриевичу.                                   
                                                                                
Согласно действующему закону в случае отказа в предоставлении заключения по     
запросу, в том числе от депутата Госдумы, председатель Счётной палаты           
возвращает запрос с указанием причин отказа, а в соответствии с новой           
редакцией этот пункт про объяснение причин отказа опускается. Вот скажите, в    
связи с чем это было сделано?                                                   
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Какой пункт?                                                        
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Вот сейчас под руками у меня нет самого законопроекта, я его     
изучал сегодня, но...                                                           
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Знаете, я думаю, что здесь, скорее, вопрос закона о парламентском   
контроле. И я уже сказал, что мы специально, в общем-то, решили                 
синхронизировать эти два законопроекта, потому что на самом деле Счётная        
палата - это инструмент парламентского контроля, один из наиболее важных и      
сильных инструментов, а обязанности, которые возникают в связи с правами        
депутатов, - это, скорее, всё-таки, наверное, позиция закона о парламентском    
контроле. Я не исключаю, что они должны быть между собой тесно увязаны.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Носов Дмитрий Юрьевич.                                                          
                                                                                
НОСОВ Д. Ю. Александр Дмитриевич, недавно, буквально около месяца или двух      
назад, мы обсуждали такой законопроект, чтобы Счётная палата направляла         
запрос в министерство и оно бы само себя проверяло, а потом докладывало. Как    
это изменится - останется ли это в новом законопроекте?                         
                                                                                
И второй вопрос. Сейчас депутат не имеет права вмешиваться и контролировать     
средства местных бюджетов, региональных. По новому закону Счётная палата        
будет ли вправе проверять не федеральные средства, а региональные?              
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Мне кажется, об этом Сергей Вадимович в своём выступлении           
говорил. Есть система счётных палат, в том числе имеются региональные счётные   
палаты, которые проверяют формирование и исполнение региональных бюджетов, а    
этим законом, как предполагается, стандарты этих проверок и как бы              
методическое руководство будет организовывать и осуществлять Счётная палата     
Российской Федерации. Ну вот Сергей Вадимович, может быть, добавит к этому      
что-то ещё.                                                                     
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Да, я дополню.                                                   
                                                                                
Дело в том, что полтора года назад вы, дорогие товарищи, приняли единогласно    
- надеюсь, так будет и сейчас - федеральный закон № 6-ФЗ о контрольно-счётных   
органах регионов и муниципалитетов, который дал нам возможность вместе с ними   
осуществлять контроль, в том числе и за средствами региональных и               
муниципальных бюджетов. Я приведу вам один простой и конкретный пример:         
сейчас Счётная палата Российской Федерации с Санкт-Петербургской Счётной        
палатой проводит совместную проверку в связи со скандалом вокруг                
строительства стадиона на месте, где раньше был стадион имени Сергея            
Мироновича Кирова, что на Крестовском острове, - там ни одной бюджетной         
копейки нет, и если бы не было федерального закона № 6-ФЗ, мы туда де-юре не    
вошли бы. Сейчас мы работаем и в январе вас снова порадуем.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов, у вас вопрос или вы не ту кнопку нажали?                
                                                                                
Включите микрофон Олегу Анатольевичу Нилову.                                    
                                                                                
НИЛОВ О. А. У меня как раз по ведению - я хотел бы маленькую поправочку         
внести.                                                                         
                                                                                
Сергей Вадимович сказал, что депутатский запрос по проверке "Роснано" был       
представлен крупнейшей фракцией, а я вот поправляю: одной крупной фракцией, а   
второй - справедливой фракцией. Сергей Вадимович, это так, для информации.      
                                                                                
Я также не согласен с тем, что не было ни одной бюджетной копейки потрачено     
при строительстве стадиона в Петербурге. Я был депутатом Законодательного       
Собрания Петербурга в течение многих созывов и сам лично голосовал за бюджет,   
которым направлялись туда бюджетные деньги - деньги из бюджета                  
Санкт-Петербурга.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, за справку спасибо, но это всё-таки     
не по ведению.                                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Коллеги, если будет много желающих, тогда по одному от фракции, не              
возражаете? Если немного, то посмотрим.                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нет необходимости норму эту применять.                                          
                                                                                
Штогрин Сергей Иванович от фракции КПРФ, пожалуйста. Семь минут.                
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович. Вообще, как-то странно, что так мало записалось.        
                                                                                
Я хочу сразу сказать, уважаемые коллеги, что наша фракция поддерживает          
принятие проекта закона, по сути дела новой редакции закона "О Счётной          
палате...", в первом чтении и мы готовы над ним работать. Что нас волнует?      
                                                                                
Первое. Я сказал бы, что когда Счётная палата готовит свои заключения на        
проект федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и на           
плановый период или свои заключения по изменению бюджета, то это                
квалифицированные документы, которые я, например, постоянно использую, для      
того чтобы понять, что же происходит с нашим бюджетом, что будет и как будет.   
Но могут ли Счётная палата и парламент потом влиять на вот то, с чем мы         
сталкиваемся постоянно, с тем чтобы пресечь те негативные процессы, с           
которыми мы встречаемся в жизни? Например, я попросил в Казначействе России     
дать мне информацию на 1 октября о том, как направляются Министерством          
финансов субсидии субъектам Федерации на обеспечение детей-сирот жильём, и      
что вы думаете? Оказалось, из восьмидесяти трёх субъектов только в              
шестидесяти одном субъекте получили деньги. Хабаровский край, к примеру, от     
которого я избран, за это время вложил в это дело больше 100 миллионов          
рублей, а из бюджета не получил ни копейки! Вот как, Счётная палата должна      
реагировать на такие вещи или нет? И если она не может реагировать, то почему   
нас тогда об этом не информирует?                                               
                                                                                
Когда отчитывается Счётная палата о каких-то мероприятиях, особенно по          
исполнению бюджета, обычно указывается, как исполнены раздел, подраздел,        
целевая статья, - на 99 процентов, на 70 процентов, на 101 процент, но я        
думаю, что нам важнее всё-таки натуральные показатели, насколько эффективно     
на самом-то деле использованы деньги, о чём сегодня уже шла речь. Приведу       
пример: по экспертным оценкам, с 2001 года по 2011 год из госбюджета на         
развитие авиации было направлено 12 миллиардов долларов США (в эквиваленте к    
долларам США), из них 3,5 миллиарда пошли на "Суперджет-100", "Суперджет-100"   
летает, сделан задел по самолёту "МС-21", а куда остальные деньги пошли - вот   
Счётная палата может нам на этот вопрос ответить? К сожалению, пока нет.        
                                                                                
Или другой пример. Мы вот недавно вносили изменения в бюджет на 2012 год, и в   
заключении Счётной палаты я нашёл интересную строчку: правительство             
предлагает более 1 миллиарда рублей, которые были предназначены для             
организации массовых занятий спортом социально незащищённых слоёв населения и   
которые не были израсходованы за девять месяцев, направить на другие цели. А    
что, нам не нужно возрождать, как сегодня президент говорил, такие турниры,     
как "Кожаный мяч", "Золотая шайба", детский спорт?! Здесь работать надо,        
чтобы организовать массовый спорт, а миллиард не нужен! Казалось бы, Счётная    
палата - это инструмент в руках парламента, но тут возникает развилка: а        
может ли сама Счётная палата, если она видит какие-то тенденции негативные,     
принять какие-то решения, настоять на чём-то, или обязательно нам это нужно     
сказать? То есть вот комитету по спорту по итогам полугодия скажет, что, мол,   
ребята, смотрите: Минспорт деньги не тратит - или разберитесь с ним, или,       
значит, тогда примите решение перенаправить эти деньги так, чтобы люди услугу   
получили. Вот здесь нам надо подумать ко второму чтению всё-таки.               
                                                                                
Ну, какое ещё предложение есть? Надо, чтобы заключения Счётной палаты, выводы   
по отдельным вопросам рассматривались, наверное, хотя бы на коллегиях           
министерств соответствующих. Вот почему-то, выступая, Сергей Вадимович          
постоянно говорит, что нельзя стране наращивать внешний долг, а Минфин каждый   
раз как будто бы этого не слышит. Знаете, получается странная картина:          
говорим, говорим, говорим - а правительство не реализует. У нас есть и другие   
примеры: Конституционный Суд принимает определения, постановления, а законы,    
которые надо внести и принять, годами не принимаются. Вот в этом деле, я        
считаю, нам нужно подумать, каким образом поднять роль Счётной палаты, как      
органа, который напрямую искореняет и может заставить исправить недостатки,     
которые есть.                                                                   
                                                                                
С другой стороны, подумайте о том, чтобы всё-таки по предложениям Счётной       
палаты, исходя из её выводов, и комитеты работали более активно. Ну я,          
например, не помню, чтобы за последние годы комитет по бюджету вносил           
какой-то проект закона по предложению Счётной палаты и он потом был бы          
реализован. А это, наверное, один из механизмов реализации именно полномочий    
Счётной палаты - они видят, проверяют, бывает, больше знают жизнь, чем мы,      
депутаты, - чтобы это воплощалось в жизнь и потом законы действовали и          
действительно препятствовали расхищению средств.                                
                                                                                
И ещё одна вещь, которая касается Счётной палаты. Вот Сергей Вадимович уже      
говорил: "Оборонсервис", ГЛОНАСС, АТЭС... - воруют миллиарды, десятки, сотни    
миллиардов! Я себе задаю вопрос: можно украсть 2 миллиарда рублей за день, за   
два, за месяц? Как правило, это процессы, длящиеся во времени, так почему же    
Счётная палата, когда такие миллиарды воруют годами, не может выработать        
механизм, чтобы препятствовать этому, чтобы у нас не было такого масштабного    
воровства? Я думаю, что здесь Счётная палата должна совершенствовать свою       
работу.                                                                         
                                                                                
Вот в 1-й статье проекта закона записана очень, я бы сказал, благая цель,       
великая цель: обеспечить конституционные права граждан России на участие в      
управлении делами государства через Счётную палату Российской Федерации.        
Думаю, что реализовать вот этот посыл, этот тезис можно только в том случае,    
если действительно поднять на соответствующий уровень деятельность Счётной      
палаты, и для этого мы проведём соответствующую работу при подготовке           
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович.                                 
                                                                                
Михаилу Васильевичу Емельянову на рабочем месте микрофон включите.              
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит этот     
законопроект - он готовился долго, готовился основательно, собственно, он       
отвечает на те вызовы, которые стоят и перед нашей страной, и конкретно перед   
Счётной палатой, он вносит очень важные изменения. Мы хотели бы, чтобы в        
законе были отражены и сохранились те новеллы, которые есть в проекте.          
                                                                                
Ну прежде всего о формуле "высший орган финансового контроля". За последние     
двенадцать лет по своему моральному авторитету в обществе Счётная палата        
стала именно высшим органом финансового контроля, и я думаю, что вот это        
фактическое состояние должно перейти в юридическое качество, получить           
юридическое закрепление. Я не вижу никаких правовых препятствий для признания   
Счётной палаты таким органом, и мы будем отстаивать, чтобы это положение было   
в окончательном тексте закона.                                                  
                                                                                
Действительно, за эти годы Счётная палата стала реальным общественным           
институтом независимым, в том числе от органов исполнительной власти. Она не    
только стала институтом, который способен проводить конкретные проверки по      
конкретным фактам, но и стала аналитическим центром, который способен давать    
очень грамотную, квалифицированную оценку экономической и финансовой политики   
и зачастую показывать альтернативу экономического и финансового развития        
нашей страны. Вот эти качества за Счётной палатой тоже должны быть              
закреплены, и соответствующие полномочия Счётная палата должна получить.        
                                                                                
Естественно, много говорится об эффективности проверок Счётной палатой, об их   
результативности. Мы с удовлетворением отмечаем, что теперь у Счётной палаты    
появится полномочие запрашивать в Генеральной прокуратуре информацию о том,     
какие меры были приняты по материалам проверки СП, но достаточно ли этого?      
Вот Сергей Вадимович в этом зале неоднократно приводил примеры, когда в         
прокуратуру, в следственные органы направлялись материалы и был, мягко          
скажем, очень низкий процент тех, по которым возбуждались уголовные дела.       
                                                                                
Были предложения усилить юрисдикционные полномочия Счётной палаты. Опять же,    
для этого есть юридические механизмы, и их надо задействовать, для того чтобы   
не было возможности блокировать те действия, которые совершенно справедливо     
могла бы осуществлять Счётная палата по наведению порядка в нашей               
экономической и финансовой сферах.                                              
                                                                                
Ну и конечно же, болезненный вопрос, касающийся госкорпораций. Здесь уже        
упоминалось, что наша фракция вместе с фракцией Коммунистической партии         
направила запрос в отношении одной из корпораций, где совершенно очевидно       
средства расходуются ну очень неэффективно, опять же есть формальные            
основания его не рассматривать, но мы считаем, что это совершенно               
неправильно: там госимущество, а корпорации должны действовать в интересах      
общества, в интересах нашего государства и всех граждан, так почему Счётная     
палата, которая является парламентским органом по контролю, не может            
проверять и не может выносить свои решения по этим фактам? Я думаю, что право   
проверять госкорпорации, проводить проверки также должно быть закреплено за     
Счётной палатой.                                                                
                                                                                
Вот с учётом этих замечаний мы, конечно же, поддерживаем законопроект.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Станиславович, вы твёрдо уверены, что хотите выступить по ведению? По    
законопроекту, очевидно? Ну, пожалуйста. Кнопку нажимайте правильно, ладно?     
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, настоящий законопроект фракция ЛДПР        
поддерживает, потому что это действительно достаточно серьёзный шаг в части     
парламентского контроля, о котором много говорим в последнее время. Там         
действительно много сделано, чтобы улучшить работу органа финансового           
контроля высшего органа законодательной власти, но тем не менее хотелось бы     
отметить, что у высшего органа законодательной власти орган контроля тоже       
должен быть высшим, потому что иначе нет логики. Здесь много говорится о том,   
что мы существенно расширяем полномочия, - да, действительно по многим          
позициям это так, но вот какие-то постоянно выпадающие вещи приводят к тому,    
что мы не можем в полном объёме оценить, что происходит в нашей стране, а с     
учётом того, что сегодня борьба с коррупцией у нас является национальным        
приоритетом и, собственно говоря, без этого двигаться дальше мы не можем, -     
это признают уже все, в том числе и сегодня в послании президента об этом       
было сказано, - создание органа контроля именно как высшего органа              
представительной власти в стране является просто необходимым.                   
                                                                                
В законопроекте, к сожалению, не упоминаются госкорпорации, которые вообще      
существуют по отдельным законам и что это такое, никто понять не может до       
сегодняшнего дня. С одной стороны, говорят, всё это как бы государственное, а   
с другой стороны - государство не может там в полном объёме осуществлять        
контрольные функции, ну разве что по соглашению. Непонятно, почему сегодня      
при создании системы внутреннего контроля, особенно в органах исполнительной    
власти, Счётная палата не может, не спрашивая разрешения, проверять в полном    
объёме, что там происходит, в том числе и с органами внутреннего контроля, а    
может только по каким-то отдельным соглашениям. Да, соглашения будут            
заключаться, но они будут заключаться тоже в плане того, что можно и что        
нельзя.                                                                         
                                                                                
Я глубоко убеждён в том, что высший орган финансового контроля должен           
проверять все уровни государственных средств: у нас имущество и бюджеты         
делятся на муниципальные, субъектов и федеральные, но всё это вместе - ну       
извините, это государственное имущество и государственные средства, и, если     
бы мы такой законопроект имели пять-шесть лет назад, наверное, не произошло     
бы в целом ряде субъектов тех ситуаций, которые вскрываются сейчас и            
становится известно, как тратятся государственные, ещё раз подчёркиваю,         
средства.                                                                       
                                                                                
В своё время администрация Москвы обратилась к Счётной палате с просьбой        
провести проверку, и она выяснила очень много интересных фактов. Это говорит    
о том, что, если бы Счётная палата могла сама проверить эти факты лет           
пять-шесть назад, удалось бы сохранить для наших граждан большое количество     
средств и потратить их с большей для них пользой, чем строительство             
нескольких загородных замков, вместо того чтобы потом прилагать неимоверные     
усилия, чтобы вернуть эти средства. Вот по Банку Москвы посмотрите - что там    
вернули-то? Декларируется, что очень много средств украли, а что вернули?       
Крохи! То же самое с проверкой в Санкт-Петербурге - ведь этому проекту уже      
много лет, и почему было не проверить эффективность, не посмотреть это          
гораздо раньше, чем сейчас, когда администрация Санкт-Петербурга обратилась к   
Счётной палате с просьбой помочь провести эту проверку?                         
                                                                                
Очень много вопросов возникает в рамках ограничения тех функций, которые...     
Мы с вами здесь принимаем федеральные законы - может быть, мы введём режим      
ограничения действия федеральных законов и наш федеральный закон будет          
действовать на территории субъекта только в том случае, если законодательный    
орган субъекта с ним согласится, заключит с федеральным правительством          
соглашение о том, что на территории отдельно взятого субъекта с их согласия     
федеральный закон будет работать? Ведь так тоже нельзя!                         
                                                                                
Поэтому давайте приводить в соответствие: если уж у нас действует римская       
правовая система, то и нормы должны быть те, которые во всём... То есть у нас   
есть кодексы, федеральные законы, нормативные правовые акты и законы            
субъектов Федерации, и наличие органов финансового контроля подразумевает,      
что у нас есть высший орган финансового контроля, который подчинён высшему      
представительному органу государственной власти, то есть Федеральному           
Собранию, и будет проверять в полном объёме все средства. Я считаю, что надо    
не только расширить полномочия Счётной палаты в части государственных           
средств, но и включить в число полномочий право провёрки по любым договорам     
публичной оферты, потому что на сегодняшний день там тоже происходит много      
разных вещей, а это касается большого количества граждан, то есть               
неопределённого круга лиц, и мошеннические действия выливаются в то, что наши   
граждане имеют серьёзные проблемы, если происходят какие-то мошеннические       
действия - либо нецелевое использование средств, либо неправильное,             
неэффективное использование средств, не в соответствии с той самой публичной    
офертой, которая была объявлена.                                                
                                                                                
И последнее, то, что касается новеллы о формировании нашего органа              
парламентского контроля - Счётной палаты. Должен отметить, что в новом          
законопроекте, конечно, предусмотрен новый порядок формирования органа, но      
тем не менее - кстати, ссылаюсь на сегодняшнее послание президента, - фракция   
ЛДПР считает необходимым прописать, чтобы в Счётной палате были представители   
всех политических сил, которые представлены в Государственной Думе. До          
настоящего момента, к сожалению, данный принцип не соблюдался. Хотелось бы      
обратить внимание на то, что в последних двух составах Счётной палаты           
представителя ЛДПР не было, а если бы был, то, наверное, Счётная палата         
работала бы ещё лучше. Хотя надо отметить, что все те отчёты, которые           
приходят к нам, содержат именно те факты, по которым впоследствии, благодаря    
в том числе и активной позиции парламента, мы всё-таки добиваемся и будем       
добиваться впредь того, чтобы жулики и воры садились туда, где им положено      
сидеть. Воры должны сидеть в тюрьме, а государственные средства - работать на   
всех граждан нашей страны!                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Дмитриевич, пожалуйста, вам слово. Нет, извините, прежде я всё-таки   
должен спросить представителей президента и правительства... Не будут           
выступать.                                                                      
                                                                                
Александр Дмитриевич, вам слово.                                                
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Уважаемые коллеги, спасибо за поддержку нашего законопроекта и за   
то заинтересованное обсуждение, которое состоялось. Я уверен, что мы ко         
второму чтению сможем рассмотреть поправки, которые поступят, - они здесь       
прозвучали - в том числе и определённые соображения по поводу названия          
данного законопроекта, потому что действительно, по сути, это новый закон о     
Счётной палате, и ещё целый ряд других соображений. Я думаю, что ко второму     
чтению мы сможем всё это рассмотреть и учесть.                                  
                                                                                
Я хочу высказать также позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": "ЕДИНАЯ РОССИЯ"         
поддерживает данный законопроект. Просим его принять.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Вадимович, прошу вас.                                                    
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Я об одном хотел бы попросить, я сегодня не стал об этом         
говорить в выступлении. Сегодня прозвучала у президента мысль о том, что        
фракции, оппозиционные в том числе, должны предлагать кандидатов на должности   
председателя, заместителей председателя, аудиторов, это есть в законе, всё      
это правильно, но в законе есть ещё одна норма: когда ты стал аудитором,        
председателем или заместителем председателя Счётной палаты, ты должен забыть    
о своей партийной принадлежности, партия должна быть одна - законы и            
Конституция, иначе мы Счётную палату превратим в политический клуб. Прошу,      
товарищи, это иметь в виду, тем более я сам беспартийный.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3529 по 3545 из 5372
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации".                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Убедительно. Законопроект принят.