Заседание № 59

21.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 174692-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1575 по 1751 из 3984
Переходим к 12-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении            
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам     
применения информационных технологий в сфере охраны здоровья".                  
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич Морозов.                                        
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был рассмотрен   
19-го числа, широко обсуждался и был принят во втором чтении. Сейчас            
законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, прошёл все          
экспертизы, замечаний нет. Просьба поддержать.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.                             
                                                                                
Коллеги, выступить по мотивам от фракций есть желающие? Есть.                   
                                                                                
Включите режим записи на выступления по мотивам.                                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ.                        
                                                                                
Подготовиться Петрову.                                                          
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на прошедшем заседании мы обсуждали           
поправки, и одной из поправок как раз было предложено сделать одним из          
пользователей государственной информационной медицинской системы наш орган,     
то есть Государственную Думу, естественно законодательные органы субъектов и    
контрольно-счётные органы. От этой идеи, к сожалению, большинство отказалось,   
но я вам расскажу, как применяются сегодня существующие информационные          
системы и почему необходим этот контроль.                                       
                                                                                
Есть РМИС, региональные информационные системы, есть федеральная                
государственная информационная система, в которой содержится информация,        
касающаяся, например, льготников, льготного лекарственного обеспечения, и       
сейчас не составляет труда взять и сравнить те лекарства, которые реально       
через эту систему выписываются льготникам, и соответствующие стандарты либо     
соответствующие документы о лечении того или иного заболевания. Я вам скажу,    
что сегодня они не совпадут даже процентов на 50, то есть от необходимого       
количества в лучшем случае выписывается 50 процентов.                           
                                                                                
Второй момент - это обеспечение лекарственными препаратами в больницах,         
особенно на уровне районов. То же самое: есть государственная информационная    
система, где можно по каждому больному определить, что он получал за время      
нахождения в том или ином лечебном учреждении, и если мы опять же это всё       
сравним со стандартами, с рекомендациями клиническими, то окажется, что         
больные не получают того, что они должны получать. Более того, сегодня          
половина из тех, кто находится на стационарном лечении, покупают лекарства.     
                                                                                
Таким образом, есть информационные системы, они вроде бы работают, но из-за     
того, что внешнего доступа к ним нет - ни с нашей стороны, со стороны           
депутатов Госдумы, ни со стороны депутатов региональных, ни со стороны          
контролирующих органов, - министерство нам здесь рассказывает, рисует чудные    
картины, что у нас всё замечательно с лекарственным обеспечением, что у нас     
всё есть. И в расчёт не берётся то, что девять из десяти льготников сегодня     
говорят о том, что с лекарствами есть проблемы, что сегодня имеются тысячи      
обращений, сотни исков, десятки предостережений и предписаний прокуратуры в     
части обеспечения льготников лекарствами, - всё это игнорируется. Непонятно,    
что нужно ещё? Нужно, чтобы кто-то на прямой линии с президентом заявил об      
этой проблеме или чтобы активисты "ОНФ" пожаловались в очередной раз, чтобы     
дали пинка сначала председателю правительства, а он, в свою очередь, министру   
профильному, министру финансов, и необходимые средства были выделены? Но ведь   
это неправильный подход!                                                        
                                                                                
Я обращаюсь к вам: вы уезжаете сегодня в регионы - зайдите, пожалуйста, в       
аптеки, где отпускаются льготные лекарственные препараты, зайдите в районные    
больницы, посмотрите, как обстоит дело на самом деле, - этих лекарств сегодня   
нет! Сегодня больные, наши старики выбирают, что им делать - платить за еду     
либо покупать лекарства, которые им должны быть предоставлены бесплатно.        
                                                                                
И у меня большая просьба вернуться к этому вопросу по окончании, ещё раз        
говорю, нашего отпуска, потому что вопрос очень важный и нерешённый, к          
большому сожалению.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Петров Анатолий Ильич.                        
                                                                                
Подготовиться Тумусову.                                                         
                                                                                
ПЕТРОВ А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, президиум, уважаемые коллеги! Президент          
Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своём послании               
Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что необходимо продолжать   
наращивать уровень информатизации здравоохранения, чтобы сделать удобной и      
простой запись на приём к врачу и облегчить ведение документации медицинским    
работником, а также вести дальнейшую работу по доступности телемедицинских      
технологий в самых отдалённых районах России.                                   
                                                                                
Сегодня мы обсуждаем законопроект, согласно которому будет сформировано         
единое информационное пространство в сфере охраны здоровья. Основным            
элементом развития здравоохранения в ближайшей перспективе станет               
использование телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи, а     
также возможностей дистанционного наблюдения за состоянием здоровья больных.    
У лечащего врача появляется возможность не только дистанционно вести            
наблюдение за наиболее важными показателями состоянии здоровья пациента, но и   
оперативно корректировать лечение, применение информационных технологий будет   
ему в помощь. Этому также содействует активно развивающееся направление         
применения портативных медицинских приборов для удалённой диагностики           
показателей здоровья пациента.                                                  
                                                                                
Мы рассматриваем крайне важный законопроект и, уверен, примем первые нормы      
правового регулирования в сфере информационного здравоохранения. В XXI веке     
просто невозможно представить себе какую-либо сферу деятельности человека без   
применения информационно-телекоммуникационных технологий, вместе с тем мы       
должны понимать, что сфера охраны здоровья не может полностью перейти на        
автоматизированный принцип по одной простой причине: только лечащий врач        
может назначить лечение и его корректировать. И в данном законопроекте это      
всё прописано.                                                                  
                                                                                
Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает          
концепцию рассматриваемого законопроекта и будет голосовать за данный           
законопроект. Также обращаюсь и к другим фракциям с просьбой поддержать         
проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в    
сфере охраны здоровья".                                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович.                      
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! То,     
что мы с вами сегодня, перед каникулами, принимаем закон о телемедицине -       
закон, который призван коренным образом улучшить ситуацию с доступностью        
медицинской помощи нашему населению, - очень примечательно. Этот закон          
особенно ждут в северных, дальневосточных малонаселённых регионах, в            
отдалённых населённых пунктах, потому что в результате проведённой так          
называемой оптимизации там уже нет койко-мест, там зачастую нет врачей, не      
говоря уже об оборудовании, не говоря уже о широкополосном доступе в            
Интернет.                                                                       
                                                                                
На самом деле когда президент страны Путин Владимир Владимирович давал          
поручение правительству о начале реализации проекта по телемедицине, он         
конкретно сказал, что в течение двух лет нужно обеспечить в каждом              
медицинском учреждении широкополосный доступ в Интернет. Технически и           
технологически это сегодня вполне можно сделать, даже через спутниковый         
Интернет, так называемый "К-2". На самом деле правительство поручило            
регионам, субъектам Федерации решать эти технические и технологические          
вопросы, но мы с вами прекрасно знаем: "Денег нет, но вы там держитесь".        
                                                                                
При рассмотрении во втором чтении я вносил предложение о развитии мобильной     
медицины, потому что без мобильной медицины, только через телекоммуникацию      
нельзя оказывать медицинскую помощь населению в малонаселённых отдалённых       
пунктах, да и вообще. Это звено обязательно должно появиться, и не просто как   
разовое мероприятие, а как целая отрасль медицины - мобильная медицина,         
технически и технологически это тоже возможно.                                  
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", несмотря на имеющиеся замечания, поддерживает    
и будет голосовать за данный законопроект, это всё-таки шаг вперёд, и мы        
голосуем за это.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального      
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерация по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны       
здоровья", вопрос 12 нашей повестки.                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              419 чел.93,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    419 чел.                                          
Не голосовало                  31 чел.6,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги!                      
                                                                                

Заседание № 57

19.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 174692-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" (принят в первом чтении 15 июня 2017 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 9689 по 10243 из 12371
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению               
законопроектов во втором чтении. 78-й вопрос поставлен на фиксированное         
время. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные             
законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения                
информационных технологий в сфере охраны здоровья". Доклад Дмитрия              
Анатольевича Морозова.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич.                                                
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это очень важный              
законопроект, он был принят в первом чтении 15 июня 2017 года. Напомню,         
основная его цель - закрепить в законодательстве нормы, которые обеспечивают    
внедрение телемедицины, телемедицинских технологий, а также создание в нашей    
стране единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.   
                                                                                
Уважаемые коллеги, для подготовки проекта закона ко второму чтению была         
создана рабочая группа в составе депутатов Государственной Думы,                
представителей администрации президента, Министерства здравоохранения,          
научных организаций, IT-сообщества и многих других. Также комитетом были        
проведены парламентские слушания, и текст законопроекта, который мы обсуждали   
15 июня, был существенно доработан с учётом всех замечаний. Я не буду           
останавливаться детально на всём - мы это широко обсуждали, - скажу только о    
трёх принципиальных моментах, которые, на мой взгляд, требуют переосмысления.   
                                                                                
Первый момент. Красной нитью прошла тема защиты прав пациента - сохранение      
врачебной тайны, сохранение персонализированных данных о медицинских            
работниках и о пациентах.                                                       
                                                                                
Второй. Детально расписаны работа единой государственной информационной         
системы в сфере здравоохранения и её взаимодействие с иными государственными    
информационными системами, с медицинскими информационными системами             
организаций, а также с иными информационными системами, имею в виду частные     
агрегаторы.                                                                     
                                                                                
И наконец, третий момент. Детально прописано, где и когда можно осуществлять    
телемедицинские технологии: в том числе при общении пациента с врачом, врача    
с врачом, при дистанционных консультациях, при сборе анамнеза, жалоб, а также   
при корректировке лечения лечащим врачом, но только при условии очного          
первичного приёма.                                                              
                                                                                
В комитет поступило шестьдесят шесть поправок, комитет их рассмотрел 17 июля    
2017 года. Двадцать поправок включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных   
к принятию, сорок шесть поправок рекомендованы к отклонению. Заключение         
Правового управления Аппарата Государственной Думы получено, замечаний нет.     
Есть замечания Управления президента по применению информационных технологий    
и развитию электронной демократии, которые учтены.                              
                                                                                
Комитет предлагает рассмотреть таблицы поправок и принять законопроект во       
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Благодарю вас.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.    
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным        
комитетом к принятию.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 30 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.20,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По таблице поправок № 2 есть вопросы? Есть.                                     
                                                                                
Включите режим записи на вопросы по таблице поправок № 2.                       
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Просьба вынести на отдельное голосование поправки 5, 11 и 16.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 5, 11, 16. Хорошо.                               
                                                                                
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 4, 28, 37 и 41.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица        
поправок № 2, предложенных ответственным комитетом к отклонению, кроме          
поправок 5, 11, 16, 4, 28, 37 и 41.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 32 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Поправка 5.                                                                     
                                                                                
Федот Семёнович, у вас будут выступления по каждой поправке или по блоку        
поправок?                                                                       
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. По каждой.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, пожалуйста.                                       
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. После того как президент страны Владимир Владимирович Путин в     
прошлогоднем ежегодном послании Федеральному Собранию сказал о необходимости    
реализации проекта, связанного с телемедициной, обнаружилось два                
концептуально разных подхода к реализации такого проекта: рассмотрение          
телемедицины как отдельного вида медицинских услуг и просто технический         
подход к телемедицине как к использованию телекоммуникационных технологий в     
сфере охраны здоровья.                                                          
                                                                                
В этой поправке предлагаются определения терминов "телемедицина",               
"телемедицинские услуги", "телемедицинская консультация", "совместимая          
национальная телемедицинская система", "поставщики телемедицинских услуг",      
"потребители телемедицинских услуг", "провайдеры телемедицинских услуг",        
"телекоммуникационные операторы" и "электронное сообщение". Без определения     
этих основных терминов в области телемедицины будет сложно реализовать данный   
проект, поскольку возникают вопросы финансирования, вопросы оказания услуг,     
множество других вопросов, это просто будет подвергаться сомнению, и есть       
опасение, что вообще закон может полностью не сработать.                        
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                 
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Федот Семёнович, мы с вами обсуждали это в комитете.    
Это действительно две разные концепции, я здесь с вами соглашусь, однако        
обращу ваше внимание, что в законопроекте предусмотрено изменение в 323-й       
закон, которым в понятийный аппарат предлагается ввести определение             
телемедицинских технологий. Позволю себе даже зачитать: "информационные         
технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских             
работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями,      
идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых      
ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного           
медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента". Мы считаем такую      
формулировку исчерпывающей и точной.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, голосуем по поправке 5 из таблицы поправок №     
2, предложенных комитетом к отклонению. Комитет против.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 35 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за               50 чел.11,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     52 чел.                                          
Не голосовало                 398 чел.88,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 5.                                                         
                                                                                
Поправка 11 - пожалуйста, Федот Семёнович.                                      
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые коллеги, одной из главных проблем реализации проекта    
о телемедицине наряду с обеспечением безопасности персональных данных,          
сохранением врачебной тайны является проблема идентификации и пациента, и       
врача при телекоммуникационных связях. На мой взгляд, в предлагаемом            
законопроекте, в первоначальном тексте, слишком усложнённая система             
идентификации, которая будет способствовать бюрократизации этого процесса. В    
связи с этим я предложил поправкой предусмотреть возможность идентификации      
пациента при оказании медицинской помощи дистанционно с применением единой      
системы идентификации и аутентификации или простой электронной подписи, это     
упростит процесс идентификации пациента.                                        
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                 
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Федот Семёнович, на самом деле использование простой    
электронной подписи, равно как и усиленной электронной подписи врача,           
предусмотрено в законодательстве. Кроме того, обращаю ваше внимание на пункт    
6 новой статьи 36-2 "Особенности оказания медицинской помощи с применением      
телемедицинских технологий": "В целях идентификации и аутентификации            
участников дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с      
применением телемедицинских технологий используется единая система              
идентификации и аутентификации" - ровно как вы предложили.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 11    
из таблицы поправок № 2, предложенных комитетом к отклонению.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 37 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               52 чел.11,6 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     54 чел.                                          
Не голосовало                 396 чел.88,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Поправка 16 - пожалуйста, Федот Семёнович.                                      
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые коллеги, реализации проекта о телемедицине особенно     
ждут в отдалённых малонаселённых пунктах, особенно в северных регионах. В       
результате так называемой оптимизации в этих малонаселённых отдалённых          
пунктах не осталось больничных койко-мест, нет врачей, нет специалистов,        
просто невозможно говорить о доступности медицинских услуг для жителей таких    
населённых пунктов. Мы понимаем, что никогда не откроем по медицинскому         
центру в каждой маленькой деревне, но сейчас возникает опасность, что в этих    
отдалённых населённых пунктах людей будут лечить и давать им консультации       
только дистанционно, посредством телекоммуникации. Понятно, что это опасно,     
поэтому эта система обязательно должна быть дополнена мобильной медициной. Я    
давно настаиваю на том, что мобильную медицину нужно рассматривать как          
отдельный вид медицинских услуг, технологически и технически это возможно.      
То, что сейчас делается, - это разовые мероприятия, а здесь должен быть свой    
источник финансирования, свои организационные структуры и прочее. В связи с     
этим предлагается поправка, которая дополняет пункт 2: речь идёт о том, что     
оказание первичной медико-санитарной помощи гражданам осуществляется также с    
помощью мобильных телемедицинских комплексов.                                   
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета.                                          
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Федот Семёнович, мы, естественно, разделяем вашу        
обеспокоенность относительно доступности и качества оказания помощи в           
удалённых районах, в том числе в удалённых районах Севера, но то, о чём вы      
говорите, согласитесь, не является предметом обсуждаемого проекта закона,       
имеются в виду мобильные комплексы, с помощью которых можно оказывать помощь.   
Вы знаете, что мы обсуждали этот вопрос, и Министерство здравоохранения         
заверило нас, что он найдёт отражение в подзаконных актах, в другом             
законодательном поле. Тем не менее подчеркну: диагностика, консультация,        
отслеживание состояния здоровья должны будут находиться в правовом поле и       
будут осуществляться только после очного первичного приёма.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 16 из таблицы поправок   
№ 2.                                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 40 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               17 чел.3,8 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     17 чел.                                          
Не голосовало                 433 чел.96,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Довожу до вашего сведения, что наши коллеги из Кнессета Израиля рассмотрели     
обращение, которое мы с вами договаривались рассмотреть вместе с ними,          
синхронно, в рамках нашего заседания. Давайте, наверное, закончим               
рассмотрение таблицы поправок № 2 и, если вы не будете возражать, вынесем на    
рассмотрение проект постановления Государственной Думы "Об обращении            
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К              
парламентам стран Европы, Парламентской ассамблее Организации по безопасности   
и сотрудничеству в Европе, Парламентской ассамблее Совета Европы,               
Европарламенту в связи с оскорблением памяти воинов, погибших при               
освобождении Европы от нацизма, жертв Холокоста и других преступлений против    
человечности, совершённых гитлеровцами и их пособниками в годы Второй мировой   
войны".                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. После ваших поправок мы начнём       
рассматривать проект постановления.                                             
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Поправкой 4 предлагается уточнить понятийный аппарат основного   
закона в части определения "лечащий врач", предлагается дополнить               
определение: это "врач, на которого постоянно или временно возложены функции    
по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи", то    
есть сегодня лечащий врач - это врач, на которого возложены функции по          
организации и оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения и        
лечения, предлагается же включить слова "постоянно или временно".               
                                                                                
Поясню, почему важно именно такое определение. Зачастую бывает, что лечащего    
врача назначают в дневное время, а в ночное время... Например, в той            
больнице, где я дежурил, три хирургических отделения, дежурное - одно.          
Дежурный врач, приходящий к постели пациента, назначающий ему лечение, что-то   
отменяющий или заменяющий, оперирующий, фактически попадает в правовую          
коллизию: то ли он не лечащий врач и должен согласовывать все свои действия с   
коллегой, который находится дома, то ли он лечащий врач, но на короткое         
время, необходимое, например, для постановки диагноза, изменения тактики        
лечения, коррекции фармакотерапии или проведения операции. Предлагаемое         
определение позволит в том числе и приказом главного врача закрепить            
функциональные обязанности. То же самое - в телемедицине. Врач, который         
занимается больным, который хоть немного изменяет лечение или диагноз, уже      
является лечащим, даже если он оказывает помощь временно, в период дежурства,   
в несколько часов наблюдения.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                 
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Алексей Владимирович, проблема очень большая. Я с       
вами полностью согласен в том, что понятие "лечащий врач" является ключевым     
для всего здравоохранения, в том числе для судебной практики, но не могу        
согласиться с вами в отношении коллизии, которую вы описали на примере своей    
больницы. Мы все хорошо знаем, что первый хирург дежурной бригады в ночное      
время и во время дежурства является руководителем хирургического отделения      
или клиники, принимает все решения, они полностью в его компетенции, и после    
этого делает доклад на утренней конференции. Это первое.                        
                                                                                
Второе. Что касается телемедицины, вы прекрасно знаете и обратили внимание,     
что во всех лечебно-диагностических мероприятиях, которые описаны в законе,     
лечащий врач является ключевой фигурой. Мы усилили конструкцию тем, что для     
диагностики и коррекции лечения обязательно необходим первичный очный приём.    
Тот доктор, который проводит очный приём, и является лечащим, другому не        
позволено проводить коррекцию лечения.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 4     
из таблицы № 2, таблицы отклонённых поправок.                                   
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 44 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за               65 чел.14,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     66 чел.                                          
Не голосовало                 384 чел.85,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, 28-я поправка.                                                      
                                                                                
Алексею Владимировичу включите микрофон.                                        
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Я могу поспорить в отношении определения в предыдущей            
поправке, но по ней уже проголосовали.                                          
                                                                                
Следующая поправка предлагает изложить в иной редакции, чем предложено          
комитетом, статью 36-1. Первая её часть, на наш взгляд, необоснованно сужает    
варианты оказания помощи с применением телемедицинских технологий: она          
допускает оказание помощи в форме консультации, в форме консилиума и в форме    
динамического наблюдения. Такая формулировка сужает возможности применения      
телемедицинских технологий. Я напомню, что сегодня можно проводить операции     
таким образом, что фактически хирург находится в одном городе, а выполняет      
операцию в другом городе, понятно, что под контролем и при возможности          
замены. Этот вариант в существующей формулировке не предполагается, поэтому     
предлагается расширить её, предусмотрев, что телемедицинские технологии могут   
применяться в иных формах, установленных уполномоченным федеральным органом в   
сфере здравоохранения, в данном случае Министерством здравоохранения. Это       
позволит более чётко и оперативно реагировать на новые технологии, на новые     
решения, которые появляются в телемедицине, и не ограничиваться тремя           
вариантами.                                                                     
                                                                                
Ну и второй момент. Изменения вносятся в часть третью статьи 36-1: такие        
действия, как установление диагноза и назначение лечения при оказании           
медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, могут              
совершаться исключительно с согласия лечащего врача. Речь идёт не только об     
очной консультации, как предполагается, это только один из частных случаев      
последующего динамического наблюдения. Все действия по принятым дистанционно,   
на консилиуме или при консультации, решениям должны предприниматься только с    
согласия лечащего врача - того человека, который присутствует рядом, видит      
пациента и в итоге будет отвечать за всё, что происходит. Если согласия         
лечащего врача нет, соответственно оказание помощи с применением                
телемедицинских технологий недопустимо, во всяком случае на нынешнем этапе.     
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Алексей Владимирович, отвечу на первую часть вашего     
обоснования. Та аргументация, которую вы приводили, касалась части 2 статьи,    
а именно консультаций пациента. Действительно, мы определили нормы прямого      
действия, указали, что консультации проводятся для профилактики, сбора,         
анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности                  
лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения. Пример, который   
вы привели в отношении дистанционных хирургических вмешательств, относится к    
части 1 статьи, где указано, что медицинская помощь с применением               
телемедицинских технологий организуется в соответствии с порядком,              
установленным уполномоченным органом федеральной власти. Я не вижу здесь        
противоречий.                                                                   
                                                                                
Теперь что касается согласия лечащего врача. Я позволю себе вернуться к тому,   
что мы не входим в противоречие с существующей нормой права, определяющей       
лечащего врача как ключевую фигуру. Полностью с вами согласен: окончательное    
решение принимает лечащий врач, а не консультант и консилиум. Такая норма уже   
есть в 323-м законе и она распространяется на оказание помощи с применением     
телемедицинских технологий.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нам точно нужно будет продлить сегодня работу,   
Алексей Владимирович у нас задаёт график.                                       
                                                                                
Ставится на голосование поправка 28 из таблицы поправок № 2.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 47 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за               37 чел.8,2 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     37 чел.                                          
Не голосовало                 413 чел.91,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
37-я поправка - пожалуйста, Алексей Владимирович.                               
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. 37-я поправка определяет пользователей информации единой         
информационной системы. К сожалению, согласно законопроекту среди               
пользователей системы не оказалось Федерального Собрания Российской Федерации   
- предлагается дополнить список пользователей также Счётной палатой             
Российской Федерации, законодательными органами субъектов и                     
контрольно-счётными органами субъектов Российской Федерации. Почему им          
необходим доступ? Потому что в информационных системах сконцентрирована вся     
аналитическая информация, касающаяся показателей, связанных с лекарственным     
обеспечением, обеспечением больниц всем необходимым, то есть для принятия       
решений будет нужна эта информация.                                             
                                                                                
Со стороны Минздрава в ходе обсуждения поправок сказали, что они будут по       
запросу предоставлять информацию Государственной Думе или Совету Федерации,     
но, на мой взгляд, в этой системе могут напрямую работать с информацией в том   
числе и эксперты Государственной Думы, и депутаты Государственной Думы, ну и    
Счётная палата, естественно, тоже, потому что ряд полномочий, связанных с       
ведением регистра, с лекарственным обеспечением, с экономическими вопросами,    
входит в сферу интересов и контроля Счётной палаты, и они должны иметь          
возможность напрямую пользоваться этой системой, а не запрашивать информацию    
у Минздрава или у других органов. Доступ есть у всех, включая муниципальные     
органы управления здравоохранением, у всех фондов, а вот для этих четырёх       
субъектов, которые я перечислил, прямого доступа к системе в качестве           
пользователей законопроект не предусматривает.                                  
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Алексей Владимирович, вы помните, мы обсуждали это      
неоднократно вместе с Министерством здравоохранения, администрацией             
президента, различными управлениями и сошлись во мнении, что перечисленные      
вами субъекты имеют своё законодательное поле, своё право, получают             
информацию без каких-либо ограничений, поэтому они действительно не вошли в     
состав поставщиков и пользователей информации, которую представляет единая      
государственная информационная система, но она для них будет полностью          
открыта.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 37 из таблицы   
поправок № 2.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 50 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за               32 чел.7,1 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     32 чел.                                          
Не голосовало                 418 чел.92,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
41-я поправка - пожалуйста, Алексей Владимирович Куринный.                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. 41-й поправкой предлагается дополнить перечень сведений о        
лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, отдельным    
пунктом. Здесь речь идёт о лицах, которые осуществляют педагогическую и (или)   
медицинскую деятельность в организациях, реализующих профессиональные           
образовательные программы.                                                      
                                                                                
Я напомню, что у нас ряд медицинских образовательных учреждений не имеет        
собственных клинических баз, соответственно, не имеет лицензии на оказание      
медицинской помощи, и те ассистенты, которые работают непосредственно с         
больными на чужих клинических базах, которые осуществляют оперативное           
вмешательство, ведут больных, по большому счёту, числятся педагогическими       
работниками. Введение данного пункта позволит в данном случае включить в        
реестр медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь, в том числе и    
таких лиц. Я понимаю, что это не все и даже не большинство медицинских          
образовательных организаций, но они есть, есть организации, которые не имеют    
клинических баз, их сотрудники работают на других базах и числятся              
исключительно педагогами в учреждениях высшего профессионального образования.   
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Алексей Владимирович, вы знаете, что здесь мы           
являемся с вами единомышленниками, и такой пункт был в первоначальной версии    
законопроекта, но впоследствии после консультаций, после обсуждения с           
Государственно-правовым управлением президента мы этот пункт убрали. По какой   
причине? Сведения об образовательных организациях будут находиться в            
отдельной системе, если вы обратили внимание, будет налажено взаимодействие     
между медицинскими информационными системами, системами фонда обязательного     
медицинского страхования, Минобрнауки, Пенсионного фонда и так далее, то есть   
эта информация будет.                                                           
                                                                                
Ещё обращу ваше внимание на то, что у нас есть пункты о сведениях об            
образовании докторов, об аккредитации специалистов, о постдипломном             
образовании и - что очень важно - о членстве в профессиональных                 
некоммерческих организациях.                                                    
                                                                                
Полагаю, что правоприменительная практика позволит нам оценить ситуацию, и      
если будут выявлены какие-то недостатки, связанные с получением информации о    
медиках-педагогах, о хирургах-педагогах, то мы можем с вами потом это           
доработать. На сегодняшний день принято такое решение.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 41 из таблицы   
поправок № 2.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 52 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за               29 чел.6,4 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     29 чел.                                          
Не голосовало                 421 чел.93,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
Спасибо, Дмитрий Анатольевич.                                                   
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона    
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации     
по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья",      
вопрос 78.                                                                      
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 53 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! От имени        
комитета я хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в подготовке             
законопроекта ко второму чтению, и попросить поставить его в проект порядка     
работы Государственной Думы для рассмотрения в третьем чтении на 21-е число.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.                             
                                                                                
Коллеги, на 21-е, не возражаете? Принимается.