Заседание № 87
15.04.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 174619-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о судоходстве по Куршскому заливу и водным путям в Калининградской области Российской Федерации и в Литовской Республике".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6321 по 6590 из 8555
Пункт 17. Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о судоходстве по Куршскому заливу и водным путям в Калининградской области Российской Федерации и в Литовской Республике". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Аристова Сергея Алексеевича. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! На ратификацию представлено соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о судоходстве по Куршскому заливу. Соглашение создаёт правовую основу для плавания судов обоих договаривающихся государств по Куршскому заливу и внутренним водным путям в Калининградской области Российской Федерации и в Литовской Республике в межгосударственном сообщении. Данное соглашение отвечает интересам Российской Федерации исходя прежде всего из географических особенностей данного региона. Куршский залив отделён от Балтийского моря узкой Куршской косой. Российско-литовская граница - северная граница Калининградской области - в этом месте проходит по реке Неман и делит Куршский залив практически пополам с востока на запад. При этом выход из Куршского залива в Балтийское море для российских судов проходит по литовской территории возле города Клайпеды. Ратификация соглашения предоставит российским судам возможность плавания через литовскую часть Куршского залива в Балтийское море и обратно. При этом также будут урегулированы вопросы судоходства по пограничной реке Неман. Соглашение содержит положения иные, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации, в частности норму о заходе во внутренние воды Российской Федерации судов под литовским флагом, поэтому подлежит ратификации в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Хочу проинформировать, что Министерство иностранных дел Литовской Республики нотой от 23 сентября 2008 года уведомило российскую сторону о выполнении литовской стороной внутригосударственных процедур, необходимых для вступления соглашения в силу. Дополнительных затрат из федерального бюджета ратификация данного соглашения не потребует. Прошу вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Присаживайтесь. От комитета содоклад сделает Шишкарёв Сергей Николаевич, председатель Комитета по транспорту. ШИШКАРЁВ С. Н. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемый заместитель министра! Существо вопроса, связанного с ратификацией Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о судоходстве по Куршскому заливу и водным путям в Калининградской области Российской Федерации и в Литовской Республике, Сергеем Алексеевичем, на мой взгляд, обстоятельно доложено. Учитывая совпадение позиций по рассматриваемому вопросу, полагаю, что повторяться просто нет смысла. Могу добавить, что сегодня мы уже обсуждали как раз заход во внутренние водные пути. В рамках двустороннего соглашения мы впервые предусматриваем совместную зону ответственности при использовании Куршского залива. Хочу добавить, что на законопроект получены положительное заключение комитета-соисполнителя - Комитета по международным делам и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, в целом поддержавшего принятие законопроекта. С учётом изложенного Комитет по транспорту рассмотрел данный законопроект о ратификации на заседании комитета 8 апреля и рекомендует ратифицировать соглашение. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Есть ли вопросы у наших коллег? Есть. Два вопроса, три, четыре. Сейчас запишу тогда: Жириновский, Локоть, Резник и Романов Валентин Степанович. Владимир Вольфович Жириновский, ваш вопрос. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к представителю МИДа. После провозглашения независимости Литва восстановила действие конституции 38-го года, в которой были обозначены определённые границы литовского государства. Почему МИД не реагирует на это? Сегодня у Литвы другие границы. Если бы она не восстанавливала конституцию 38-го года, тогда можно было исходить из границ, которые ей перешли от советского периода, но они же восстановили действие конституции именно 38-го года, по которой столица - город Каунас, и в эту небольшую литовскую республику входили Шяуляй, Паневежис, и всё. Сегодня у неё территория в несколько раз больше. Почему мы здесь никак... Это как-то учитывает МИД в отношениях с Литвой, действие литовской конституции 38-го года? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. Включите микрофон. АРИСТОВ С. А. Любовь Константиновна, это вопрос к МИДу, а не к Минтрансу, поэтому я затрудняюсь, не знаю, могу ли я отвечать на него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Владимир Вольфович, тогда МИДу зададите отдельно вопрос. Депутат Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Сергей Алексеевич, я задам вопрос, который касается сугубо Минтранса, хотя у нас действительно накопилось много вопросов к этой маленькой, гордой, независимой стране. У нас, насколько я помню, были очень серьёзные проблемы с транзитом грузов железнодорожным путём и автотранспортом через территорию Литвы. И каждый год там скапливаются колонны на приграничных пунктах. Почему мы не увязываем решение подобных вопросов с решением вопроса транзита? У нас анклав, у нас очень серьёзная проблема с Калининградской областью. Давайте Литву поставим... возложим на неё ответственность, она в конечном итоге гораздо больше зависит от этих портов, от этого морского пространства, чем мы. У нас больше в этом смысле козырей и аргументов, чтобы на неё надавить. Спасибо. АРИСТОВ С. А. Проблема, касающаяся транзитов, в том числе в Калининградской области, существует, и это отдельная тема. Я хотел бы просто повторить то, что, возможно, не очень чётко прозвучало с трибуны, хотя я пытался это до вас довести. Уважаемые депутаты, если вы посмотрите на географическое положение Куршского залива, то поймёте, что это соглашение нужно нам, а не литовцам, в силу того что мы заходим с Балтики через водную акваторию Литвы. Надавить, конечно, мы можем, но тогда заходить мы будем со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это соглашение касается обеспечения нашего судоходства в Калининградской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Резник Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Сергей Алексеевич, у меня более прозаичный вопрос. В законопроекте используется термин "ущерб", в законодательстве Российской Федерации такой дефиниции нет, есть понятия реального ущерба или убытков. Реальный ущерб от просто ущерба, вы понимаете, отличается тем, что по реальному ущербу можно получать упущенную выгоду. В этой связи я хотел бы уточнить, поскольку это нужно нашей стране в первую очередь, как вы сейчас сказали, будут ли нам при возникновении таких ситуаций возмещать упущенную выгоду? АРИСТОВ С. А. Бесспорно. Вы лучше меня знаете о том, что термин "ущерб" в гражданском, уголовном, арбитражном законодательстве присутствует. Но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что международное морское право очень связано с конвенциями и другими актами, к которым присоединилась Российской Федерация. Так вот, применение термина "ущерб" в указанном соглашении обусловлено участием российской стороны в Конвенции об унификации некоторых правил относительно ответственности, вытекающей из столкновения судов внутреннего плавания. В названной конвенции как раз регулируются эти вопросы и применяется термин "ущерб". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Алексеевич, хотя вы и сказали, что вопросы надо задавать МИДу, вы в данном случае представитель Правительства Российской Федерации, поэтому не обессудьте. Я возвращаюсь не к профессионально-транспортным проблемам - в этой сфере наверняка меньше проблем, - а к тому, что я вижу большие проблемы в том, насколько российское руководство, предлагая ратифицировать те или иные соглашения, учитывает меняющуюся довольно жёстко для России геополитическую картину. Недавно шли обвинения Румынии в том, что произошло в Молдавии. Румыния - член НАТО. Литва, Латвия, Эстония, бывшие братские республики, теперь тоже члены НАТО. В августе НАТО преподнесло нам войну на Кавказе. На фоне всего этого и продолжающего пока нажима в сторону России, приближения к её границам я хотел бы уточнить, всё ли... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А. Уважаемый Валентин Степанович, безусловно, мы учитываем любые позиции, связанные с политическим влиянием той или иной ситуации. В первую очередь учитывается мнение МИДа - ратифицировать или не ратифицировать то или иное соглашение. Повторяю, видимо уже в третий раз: в данном случае соглашение в первую очередь учитывает российские интересы, в силу того что это мы с Балтики заходим через водную акваторию Литвы. Если бы было наоборот, наверное, был бы другой подход. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть желающие выступить. Так, Жириновский Владимир Вольфович. Владимир Вольфович, я тоже прошу до пяти минут, потому что у нас осталось ещё очень много вопросов. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я согласился бы с вами, но тогда давайте Регламент изменим, чтобы не было дискриминации. Как доходит до партийных вопросов, политических, международных, так сокращаем время, а деньгами занимаемся до упора, без ограничений, при этом денег нет всё равно. Это надо иметь в виду. Сократить можно, Любовь Константиновна, только все вопросы решаются как раз в международном праве. Это наши границы, а мы будем сидеть и сокращать. Тогда у нас никогда не будет денег. Я почему сказал про конституцию 38-го года? Литва нам дала подарок, мы и должны были признать Литовскую Республику в границах, установленных её собственной конституцией. Почему же МИД не проработал этот вопрос и признал Литву в границах Советского Союза, которые она имела? Они ведь сами отказались от советской Конституции. И мы, игнорируя литовскую конституцию, добавляем территории Литве. Вильнюсский край Сталин подарил Литве, чтобы они быстрее соглашались, чтобы там был добровольный переход к советской власти. Вильнюсский край никогда Литве не принадлежал! Клайпеда никогда Литве не принадлежала, мы получили немецкий порт Клайпеда в результате Победы над фашистской Германией, а сегодня он в руках Литвы. Куршская коса - лучшие куски советская власть отдала литовцам, нам оставила немножко. В соглашении указывается, что не только мы получаем право прохода через литовские водные пространства, но и литовские суда получают право прохода по водному пространству Калининградской области. Поэтому представитель министерства не должен нас вводить в заблуждение, говоря о преимуществе только для российской стороны, это и для литовской стороны важно. Опять же мы вспоминаем про тот шантаж, который нам устраивают при прохождении поездов по сухопутной границе. Это член Евросоюза нам такое устраивает - российские поезда не могут останавливаться на территории Литвы или все граждане Калининградской области, имея российское гражданство, не могут ехать в Россию, не получив визы Литвы! Кто нам мешал создать какой-то коридор между Белоруссией и Калининградской областью? Всего-то там 100 километров, шириной, не знаю, 10 метров, по лесу проходит территория. Надо было добиваться этого, и не было бы проблемы с нашим сообщением с Калининградской областью. И надо помнить о том, что на этой территории существовало русско-литовское княжество, и документы Гедимина - основателя русско-литовского княжества были написаны на русском языке, литовского языка тогда не было. А во времена Грозного эта территория дополнительно была просто куплена Россией за 600 тысяч золотых ефимков. Вот это всё надо учитывать, историю, а то, что советская власть или Сталин пораздавали наши территории... Мы это всё как бы проглатываем, не замечаем и сегодня спокойненько хотим ратифицировать. Вроде бы правильный момент, но ваше же министерство почему-то... Теперь мы будем от ОАО "РЖД" требовать, чтобы они договаривались с ними. Везде должен участвовать МИД, потому что это отношения с другим государством, а вы берёте чисто технический вопрос. Хорошо, сегодня ратифицируем, суда будут беспрепятственно пересекать и литовские, и российские водные пространства Калининградской области и Литвы, но главный-то вопрос не решён: нам в этом зале обещали представители одной партии, что никаких виз не надо будет, что будет какой-то проездной документ, по которому граждане России будут пересекать территорию Литвы. Ну и где этот документ? Берут обычные визы, летом в очереди стоят тысячи калининградцев, чтобы в унизительной процедуре получить литовскую визу. Обещали им дешёвый самолёт, чтобы он летал там, билет 500 рублей, чтобы каждый час было воздушное сообщение. Это уже тоже ваше министерство, вы же воздушным транспортом ведаете! Поэтому это маленький вопрос, но он важный, нужный - водное пространство. Геополитические, стратегические вопросы плохо решаем с вами, слишком раздариваем русские земли, и в этом смысле наносим ущерб нашей стране. Создали ситуацию, когда Калининградская область полностью оторвана от Российской Федерации и жителям легче побывать в Польше, в Литве и вообще в Евросоюзе, чем посмотреть, что такое Москва и вообще Россия. Это всё наши с вами проблемы, здесь не должны хозяйственные министерства решать вопросы. Мы в 17-м не так их решали, в 91-м не так решали, сейчас вот ратифицируем. Надо историю правильно, хорошо знать, чтобы нас никто ни в чём не упрекал, а то уже насчитали там какой-то экологический ущерб. Давайте мы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Больше желающих выступить не было. Есть ли желание высказаться у содокладчика и докладчика с заключительным словом? Нет. У представителя президента? Нет. Спасибо. Выносим тоже на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7478 по 7495 из 8555
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о судоходстве по Куршскому заливу и водным путям в Калининградской области Российской Федерации и в Литовской Республике". Кто за принятие данного законопроекта? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 45 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принято.