Заседание № 138
О проекте федерального закона № 17453-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (о внесении работодателями в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты; принят в первом чтении 16 мая 2001 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пожалуйста, Валерий Владимирович, доложите пункт 13 повестки. РЯЗАНСКИЙ В. В. Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" мы с вами приняли в первом чтении 16 мая этого года. Он предусматривает изменение порядка внесения работодателями обязательной платы за инвалидов, которые не трудоустроены в пределах установленной квоты. Ныне действующий закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает внесение указанной обязательной платы в Государственный фонд занятости населения с последующим целевым направлением этих средств на создание рабочих мест для инвалидов. С 1 января этого года средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации включены в федеральный бюджет. Законопроектом предлагается оставлять указанные средства в бюджетах субъектов Российской Федерации. К законопроекту поступило 19 поправок, из них 15 поправок рекомендуется к принятию, четыре - к отклонению. При доработке законопроекта сохранено положение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", касающееся установления квоты для организаций с численностью работников более 30 человек. Первоначальная редакция предусматривала квоту для организации, где 15 человек. Размер квоты должен определяться в пределах не менее 2 и не более 4 процентов численности работников. Я несколько позднее остановлюсь на этой формулировке отдельно. Законопроект передает на уровень субъектов Российской Федерации решение вопросов, связанных с механизмом квотирования, определением размера и порядка внесения работодателями обязательной платы за нетрудоустроенных инвалидов в пределах установленной квоты. Поэтому были отклонены поправки, которыми предлагалось более детальное регулирование данных вопросов на федеральном уровне. Президентом Российской Федерации поправки к законопроекту не представлены, Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет замечаний по законопроекту. Учитывая изложенное, Комитет по труду и социальной политике предлагает утвердить таблицы 1 и 2 поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у фракций и депутатских групп есть ли вопросы по таблицам? Нет. У депутатов? Тогда возьмите таблицу 1. Ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в части принятия поправок. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 48 сек.) Проголосовало за 317 чел. 70,4% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел. Результат: принято Принимается. Возьмите, пожалуйста, таблицу, которую комитет рекомендует к отклонению. Ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в части отклонения поправок. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 24 сек.) Проголосовало за 320 чел. 71,1% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел. Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 53 сек.) Проголосовало за 315 чел. 70,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел. Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Валерий Владимирович. РЯЗАНСКИЙ В. В. Уважаемые коллеги, правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены. Комитет просит включить законопроект в "час голосования" и принять его в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, постановление есть. РЯЗАНСКИЙ В. В. Постановление есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Ставлю на голосование: принять закон в целом. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 36 сек.) Проголосовало за 329 чел. 73,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 93
О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (изменение редакции статей 12, 21, 22, 24 - о внесении работодателями в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 35: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Докладчик - также Владимир Александрович Торлопов. ТОРЛОПОВ В. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мне надо было, наверное, попросить вас позволить доложить сразу и по этому законопроекту, потому что он, собственно говоря, перекликается с предыдущим, только здесь речь о дополнении в Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Поэтому аргументы, которые я вам уже излагал, здесь те же самые. Я еще раз прошу поддержать данные изменения теперь уже в Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов...". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. ИЗ ЗАЛА. Голосовать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, подождите голосовать. Валерий Владимирович Рязанский, содокладчик, пожалуйста. РЯЗАНСКИЙ В. В., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! В базовом законе "О социальной защите инвалидов..." почти восемь статей посвящены проблеме трудоустройства инвалидов. Закон специально направляет усилия государственных органов на то, чтобы они занимались проблемами трудовой реабилитации, и это действительно правильно, потому что на сегодняшний день почти 50 процентов трудоспособных инвалидов не могут найти себе работу. В частности, Налоговым кодексом предусмотрены определенные исключения из норм предоставления льгот для предприятий, использующих труд инвалидов, вектор усилий кодекса направлен в основном в социальную систему реабилитации, в социальные льготы, в благотворительность. Рассматриваемый сейчас законопроект, наоборот, предлагает нам направить вектор наших усилий в область именно трудоустройства инвалидов, которые способны работать, и самое главное, большинство из них сами желают вернуться к трудовой деятельности. На данный законопроект поступило 33 отзыва. Я бы сказал, что только один из отзывов является отрицательным - Тамбовская областная Дума не поддержала законопроект, остальные поддержали. Концепцию законопроекта поддержало Правительство, но внесло достаточно серьезные изменения в цифровые параметры, и это явится предметом работы ко второму чтению, на наш взгляд. Учитывая вышеизложенное, Комитет по труду и социальной политике поддерживает данный законопроект и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оставайтесь на трибуне пока, Валерий Владимирович. Уважаемые коллеги, есть ли у вас вопросы к докладчикам? Нет вопросов. Присаживайтесь, Владимир Владимирович. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. От Правительства? Осадчих Анатолий Иванович, замминистра труда. Пожалуйста. ОСАДЧИХ А. И., заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что если Правительство действительно в принципе поддерживает концепцию квотирования рабочих мест (и здесь у нас разногласий с Государственной Думой нет), то предлагаемый механизм исполнения этой квоты на самом деле оборачивается против самой квоты, и вот в каком смысле. Если вы предлагаете, чтобы предприниматель или работодатель могли заплатить штраф за то, что не создали рабочее место или не трудоустроили инвалида, то тем самым работодателю предоставляется свобода выбора, и эти штрафные санкции в тех размерах, в которых они предусматриваются, конечно, для него более привлекательны, чем создание самого рабочего места. Хочу вам напомнить, что стоимость одного специализированного рабочего места в зависимости от тех или иных особенностей инвалида колеблется в пределах от 50 тысяч до полумиллиона рублей. А те размеры штрафов, которые на сегодняшний день уже существуют и апробированы, далеки от этих параметров. С другой стороны, органам исполнительной власти, которые будут аккумулировать эти средства, конечно, тоже выгодно аккумулировать эти средства и использовать их на проведение определенных мероприятий, создающих видимость организации рабочих мест. Я сошлюсь на опыт двух из многих зарубежных стран, которые таким образом пытались решить эту проблему. В Австрии и Германии за несоздание одного рабочего места предусмотрен штраф в пределах от 150 до 300 марок за одно рабочее место. К вашему сведению, уровень трудовой занятости среди инвалидов этих стран в 15 процентов считается очень большим достижением. Напоминаю, что на сегодняшний день в Российской Федерации удельный вес занятых инвалидов колеблется в пределах от 12 до 17 процентов в зависимости от региона. Таким образом, предлагая такой механизм, мы тем самым толкаем на неисполнение этой квоты. Вот если бы закон говорил о том, как создать рабочее место, а не откупиться за несоздание рабочего места, тогда, я полагаю, это было бы действенно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше желающих выступить нет. Докладчики не хотели бы заключительное слово взять? Владимир Александрович, пожалуйста, расскажите, как будут откупаться. ТОРЛОПОВ В. А. Я долго занимать ваше внимание не буду, уважаемые депутаты и уважаемый Геннадий Николаевич, я просто хочу сказать, что ту информацию, которую мы сейчас с вами услышали от представителя Правительства, можно будет просто учесть во время второго чтения. То есть это технически решаемые вопросы. Это первое. И второе. Если говорить о социальной защищенности, то, конечно, примеры, которые были приведены по тем странам... Там уровень социальной защищенности совсем другой и, наверное, не совсем верно приводить такие примеры. Поэтому я думаю, что надо поддержать законопроект, а вопросы, я имею в виду предложение Правительства, нужно будет учесть при втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 43 сек.) Проголосовало за 265 чел. 58,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 265 чел. Не голосовало 185 чел. Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.
Заседание № 89
О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (изменение редакции статей 12, 21, 22, 24 - о внесении работодателями в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательной платы за нетрудоустроенных инвалидов в пределах установленной квоты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
фиксированное время, а именно на 16.30. 29-й и 30-й вопросы, поставленные на 16.30, по просьбе Совета Федерации, инициаторов этих законопроектов будут переноситься на май. Прошу поддержать.
ШОХИН А. Н. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я просил поставить на фиксированное время несколько законов по той причине, что пункты 29 и 30 снимаются из-за отсутствия докладчика из Совета Федерации. Владимир Александрович Торлопов в Петербурге в командировке. Валерий Тимофеевич Сайкин может подтвердить, что эти вопросы по просьбе Совета Федерации переносятся на май.
Заседание № 85
О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части изменения редакции статей 12, 21, 22, 24 - о внесении работодателями в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательной платы за нетрудоустроенных инвалидов в пределах установленной квоты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
САЙКИН В. Т., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо большое. У нас пункты 24, 25, 26 и 27 на фиксированное время поставлены. Просьба такая, Геннадий Николаевич: начать с пунктов 25, 26 и 27. Это связано с выступлением докладчика Торлопова из Совета Федерации, иначе у нас... Мы уже три раза срываем это заслушивание. А пункт 24 перенести в конец в связи с тем, что здесь задействованы два наших депутата.
Заседание № 82
О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части изменения редакции статей 12, 21, 22, 24 - о внесении работодателями в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательной платы за нетрудоустроенных инвалидов в пределах установленной квоты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПАШУТО В. Р., Агропромышленная депутатская группа. По карточке Дайхеса - депутат Пашуто. Я прошу сегодня исключить из повестки дня вопросы 15, 16, 17 по просьбе члена Совета Федерации Торлопова, поскольку он не может присутствовать из-за заседания, проходящего в Коми, и перенести на 11 апреля эти вопросы на фиксированное время, 16.00. Документ имеется. И вопрос 18 просим тоже снять с сегодняшнего рассмотрения по просьбе члена Совета Федерации Вячеслава Евгеньевича Позгалёва. Он тоже не может сегодня присутствовать. Попросил перенести на апрель и тоже предварительно, он говорил, на 11-е число. Я благодарю вас.
Так, коллеги, мы с вами должны будем исключить из повестки дня пункты 15, 16, 17 по просьбе докладчика Торлопова и перенести их на 11 апреля. Член Совета Федерации Торлопов должен быть докладчиком, но его не будет сегодня. Так, и пункт 18. Член Совета Федерации Позгалёв тоже не может присутствовать. Поэтому вот эти вопросы - 15-й, 16-й, 17-й, 18-й - из повестки дня исключаются.