Заседание № 98
О проекте федерального закона № 174296-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ". Докладывает Сергей Вячеславович Калашников. Пожалуйста. КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! 19 апреля мы с вами приняли во втором чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ". Я напомню: это вопрос о тестировании школьников на наркотики. Рассматриваемый законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к принятию в третьем чтении. Просим поддержать рассматриваемый законопроект и принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли желающие по мотивам выступить? Включите режим записи на выступления по мотивам. Прошу записаться. Покажите список. Четыре человека записались. Выносится на "час голосования".
Переходим к голосованию по 4-му вопросу. Выступления по мотивам. Коломейцев Николай Васильевич, прошу. Включите микрофон депутату Коломейцеву на рабочем месте. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый председатель! Безусловно, этот закон надо поддержать, но, с нашей точки зрения, он вряд ли решит ужасающую проблему, которая у нас есть сейчас. Я вам просто напомню, что в России около 100 тысяч молодых людей гибнут от наркотического отравления. Здесь, конечно, посмотрите, расписана в общих чертах методология профилактики, но дело в чём? Вот в Ростовской области потратили 13 миллионов бюджетных рублей, обследовали 20 тысяч школьников и аж двоих поставили на учёт, хотя в любой городской школе вам, наверное, ученики 4-го класса уже покажут, где, в какой аптеке продаётся "крокодил" и его составляющие, к какой тёте надо подойти, кто продаёт... То есть здесь вопрос в чём? Раньше оборот наркотических средств был жёстко регламентирован, была одна аптека на крупный район, где вы имели возможность приобрести наркосодержащие, подчеркиваю, лекарства, а наркотики, которые тоже как лекарство можно использовать, вообще были под сверхжёстким контролем; сегодня нет таких жёстких ограничений - в результате аптекари получают сверхдоходы. Я утверждаю, что в крупных городах значительная часть аптек, особенно в вечернее время, целенаправленно занимается продажей медикаментов, о которых в принципе в Интернете любой желающий может найти информацию, в комбинации с какими лекарствами они дают наркотический эффект. С моей точки зрения, должна проводиться государственная политика, заключающаяся в следующем. Во-первых, необходимо опять все наркосодержащие лекарства продавать только в казённых аптеках и только по рецептам врачей, а лучше всего в принципе эти лекарства использовать только в операционных целях и продавать их или выдавать только в аптеках при больницах, где делают операции. Во-вторых, должна проводиться профилактика, должно быть антинаркотическое образование в школе, чтобы не было того, что сегодня происходит. Вот я в одном из городов видел изображение листочка конопли на троллейбусе - меня это шокировало, стал выяснять - оказалось, что это экологическая реклама. Слушайте, они или не знают, что такое конопля, или у них просто там наркобарон живёт?! С нашей точки зрения, принятие общих законов без установления жёстких мер к наркоторговцам... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Беляков Антон Владимирович записался. Нет его? Герасименко Николай Фёдорович? Нет. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Почему нет? Есть! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу. На рабочем месте включите микрофон депутату Герасименко. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Включён уже, спасибо. Сейчас Николай Васильевич говорил - яркая речь, но она касается не этого законопроекта, а закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", данный же законопроект направлен конкретно только на одну процедуру - на раннее выявление и профилактику наркомании среди молодёжи. Это очень серьёзная проблема: наркомания в России молодеет, всё больше и больше вовлекается в этот процесс детей, поэтому предложено для раннего выявления наркомании тестировать учащихся с письменного согласия их самих или их родителей, на добровольном основании - это мера разумная, важная. Потом, когда выявляется и доказывается, что ребёнок потребляет наркотики, им уже начинают заниматься специализированные учреждения. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта, и считаю, что это важный, правильный шаг для раннего выявления наркомании среди детей и студентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении пункт 4, проект федерального закона № 174296-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 46 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 93
О проекте федерального закона № 174296-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" (принят в первом чтении 18 января 2013 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ". Доклад председателя Комитета по охране здоровья Сергея Вячеславовича Калашникова. Пожалуйста. КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Когда мы готовили этот достаточно резонансный закон, мы отмечали, что он очень важен и нужен, его нужно принимать, но в то же время он содержит достаточно много общих норм, и, самое главное, есть определённая опасность, связанная с тем, что школьников, уличённых в употреблении наркотиков, будут тут же отсылать в наркодиспансер, где стоят на учёте взрослые наркоманы. Кроме того, у нас нет порядка, предусматривающего, что с этими детьми дальше делать. Мы говорили о том, что для подготовки этого проекта закона должна быть создана рабочая группа, и такая рабочая группа комитетом была создана. Сразу хочу отметить: активность министерств, особенно Министерства здравоохранения, в работе этой группы была очень и очень низкой. Мы предложили две содержательные поправки. Первая поправка говорит о том, что правительство должно осуществлять раздельно учёт взрослых людей и этих школьников. Вторая поправка связана с необходимостью разработки порядка, предусматривающего дальнейшие действия в отношении этих детей: вот мы их выявили - ну а что дальше делать? Всего в рабочую группу, в комитет поступило пятнадцать поправок, из этих пятнадцати поправок мы предлагаем семь отклонить, а восемь принять. Из восьми поправок, которые мы предлагаем к принятию, шесть являются техническими, по сути дела, уточняющими терминологию, а две - содержательными, они касаются поручений правительству определить порядок, что дальше с этими детьми делать, а также порядок осуществления раздельного учёта. Вашему вниманию представляется таблица из восьми поправок, рекомендуемых к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1, рекомендуемых к принятию? Пожалуйста, представитель правительства. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Александр Дмитриевич, правительство просит вынести на отдельное голосование поправки 3 и 4 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ещё вопросы? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправок 3 и 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 43 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается. Поправка 3. Включите в правительственной ложе микрофон, пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, поправка 3 предполагает наделение Правительства Российской Федерации дополнительными полномочиями в части установления порядка работы с лицами при выявлении незаконного потребления ими наркотических средств и психотропных веществ. Мы полагаем, что данная поправка, во-первых, избыточна, во-вторых, не согласуется с предметом регулирования как данной статьи, так и всего законопроекта в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите на центральной трибуне. КАЛАШНИКОВ С. В. Коллеги, я, честно говоря, аргументов не понял. Да, действительно, мы предлагаем правительству определять порядок: вот мы проводим тестирование, а что делать дальше? И я не понял второй части: что с чем мы должны были согласовать? На заседании комитета решение было принято в присутствии представителя правительства - почему что-то и что конкретно нужно согласовывать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 3 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Правительство выступает против принятия данной поправки. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 16 сек.) Проголосовало за 128 чел.28,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 128 чел. Не голосовало 322 чел.71,6 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 4. В правительственной ложе, пожалуйста, включите микрофон. СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, 4-я поправка также предполагает наделение Правительства Российской Федерации дополнительными полномочиями в части создания системы мер по обеспечению особого порядка учёта и оказания наркологической помощи несовершеннолетним. На наш взгляд, данная поправка содержит предложения, направленные как на регулирование вопросов оказания наркологической и иной помощи, так и вопросов учёта, что в данном случае также не соответствует, на наш взгляд, как предмету регулирования данной статьи, так и всего законопроекта в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на центральной трибуне, пожалуйста, включите. КАЛАШНИКОВ С. В. Коллеги, если мы не примем норму об особом учёте - я хочу, чтобы особенно депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" это поняли, - если мы не примем норму о раздельном учёте школьников, если такие обнаружены, и взрослых наркоманов, то этот закон станет сверхвредным, он нанесёт урон огромному количеству людей, он дискредитирует саму идею тестирования. Ну а что касается того, что это не согласуется с чем-то, - ну, это на совести представителя правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 4 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Правительство против. Включите режим голосования, пожалуйста. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 56 сек.) Проголосовало за 177 чел.39,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 177 чел. Не голосовало 273 чел.60,7 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 31 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Таблица принимается. Законопроект выносится на "час голосования".
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ". Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 18 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 72
О проекте федерального закона № 174296-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 9 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ". Доклад представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра образования и науки Александра Алексеевича Климова. Пожалуйста. КЛИМОВ А. А., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ" разработан Минобрнауки России во исполнение поручения президента по итогам заседания президиума Государственного совета от 28 апреля 2011 года. В настоящее время наркомания выходит на одно из первых мест в спектре проблем, стоящих перед российским обществом. По данным социологических опросов, в возрастной группе от одиннадцати до двадцати четырёх лет доля лиц, потреблявших когда-либо наркотики, угрожающе высока - 25 процентов, средний возраст начала употребления наркотиков составляет пятнадцать - шестнадцать лет. Зарубежный опыт показывает, что проведение тестирования детей и молодёжи на предмет незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ является эффективным инструментом по сокращению масштабов наркомании. Начиная с 2004 года такая работа организована и в ряде субъектов Российской Федерации. При этом основная проблема, с которой сталкиваются субъекты Российской Федерации при самостоятельной организации тестирования обучающихся, - это отсутствие единой федеральной нормативно-правовой базы, регламентирующей основания и порядок проведения тестирования. Законопроектом определяются полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании. Одновременно с этим законопроектом устанавливаются основания и порядок осуществления мероприятий по раннему выявлению лиц из числа обучающихся, допускающих незаконное (немедицинское) потребление наркотических средств и психотропных веществ. Согласно законопроекту раннее выявление незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя: первое - социально-психологическое тестирование обучающихся образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, проводимое в порядке, устанавливаемом Минобрнауки России; второе - профилактические медицинские осмотры указанных обучающихся, проводимые в порядке, устанавливаемом Минздравом России. Законопроектом также устанавливается компетенция образовательных учреждений по обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся путём проведения их социально-психологического тестирования. Раннее выявление незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ будет проводиться при наличии письменного информированного согласия обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, или родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших указанного возраста. В случае выявления (подозрения на выявление) незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающийся будет направляться в специализированную медицинскую организацию (подразделение медицинской организации), оказывающую медицинскую помощь по профилю "наркология" также только при наличии письменного информированного согласия. Принятие закона позволит создать механизм превентивных мер, направленных на снижение потребления наркотических средств и психотропных веществ. Финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по профилактике незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на здравоохранение и образование, дополнительных расходов не потребуется. Прошу поддержать предложение правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по охране здоровья Сергея Вячеславовича Калашникова. Пожалуйста. КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленный законопроект является весьма и весьма противоречивым. Прежде всего сама задача закона - профилактика наркомании - и вообще борьба с наркоманией являются на сегодняшний день сверхактуальными задачами всего российского общества. С другой стороны, встаёт вопрос: в полной ли мере выполнено поручение президента по подготовке соответствующего нормативного акта? В нормативном акте акцентируются следующие четыре цели: вопросы профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств, введение системы раннего выявления, закрепление соответствующих компетенций за органами власти и наделение соответствующими полномочиями органов власти субъектов Российской Федерации. Однако по каждому из этих направлений есть целый ряд вопросов. Что касается вопросов профилактики, которые являются главными и первыми в этом законе, кроме декларации о том, что профилактикой надо заниматься, никаких конкретных направлений - я не говорю мер, но хотя бы направлений и принципов - в законопроекте нет, они не нашли соответствующего отражения. Особого внимания требует реализация положения о введении системы раннего обнаружения. Такая система нужна, во многих регионах она существует, однако последствия, которые должны следовать за ранним обнаружением, к сожалению, в законопроекте не нашли отражения или, что ещё хуже, создают определённые проблемы, которые законопроектом не решаются. Я остановлюсь только на некоторых, на наш взгляд, на взгляд комитета, принципиальных позициях, связанных с принятием этого закона. Во-первых, вопрос информированного согласия. Коллеги, в законе, наверное, необходимо прописать, что информированное согласие предполагает предоставление родителям и ученику определённой информации о последствиях, которые будут в случае, если обнаружат, что ученик, студент потребляет наркотики. Ну, например, необходимо, наверное, знать о видах юридической ответственности, которые могут последовать в случае фиксации употребления учеником соответствующих наркотиков. Наверное, нужно информировать о характере медицинских воздействий, в том числе и тех психотропных веществах, которые будут применены к данному школьнику, и что это может повлечь за собой. Я приведу только некоторые примеры, чтобы не отнимать ваше внимание. В соответствии со статьями 6.8, 6.9, 6.16 КоАП обучающиеся, достигшие возраста шестнадцати лет, могут быть привлечены к административной ответственности за приобретение и употребление наркотиков, а если им восемнадцать лет - вплоть до ареста на пятнадцать суток. Об этом надо говорить! Но если родителям сказать, что есть такая опасность, наверное, многие тогда не захотят тестироваться, ведь и родители могут быть привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей - статья 5.35 КоАП и статья 69 Семейного кодекса. Вторая проблема, которая также актуальна, - это проблема постановки на учёт в наркодиспансере. Ведь не надо закрывать глаза: специализированные медицинские учреждения - это наркодиспансеры и наркоучёт. Школьник ставится на учёт как употребляющий наркотики - что это влечёт? А это влечёт следующее: например, в соответствии со статьёй 4, пункт 1, подпункт 5, Закона "О статусе судей" он не может быть судьёй, заседателем, не может работать в Следственном комитете, в прокуратуре (я не буду называть статьи других законов). Причём, коллеги, системы снятия с учёта в наркодиспансере на сегодняшний день нет, то есть, грубо говоря, четырнадцатилетний школьник фиксируется - и всё, на всю жизнь ему "хороший" штамп во все документы, закрывающий на всю жизнь всё: от водительских прав до приобретения оружия. Коллеги, должны быть в законе - это нельзя пустить на самотёк - жёстко прописаны последствия обнаружения. Уж в любом случае должна быть другая система, чем она принята для взрослых наркоманов, которые регулярно употребляют наркотики. В законе нужно прописать, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. КАЛАШНИКОВ С. В. Коллеги, я не буду дальше занимать ваше внимание, хотя можно было бы сказать ещё очень много, я скажу только одно: законопроект в первом чтении надо принимать, он крайне актуален, но над ним надо работать, и не просто работать на уровне поправок - к сожалению, на уровне поправок этот законопроект не может быть доведён до нормального состояния, - я предложил бы от имени Комитета по охране здоровья создать вместе с Минздравом и с Минобрнауки рабочую группу по доработке этого важнейшего законопроекта. Комитет предлагает принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Алексеевич, кроме наркотиков и психотропных веществ в последнее время разные галлюциногенные средства стали использоваться школьниками, в том числе это и разные веселящие газы. В Интернете появляется всё больше информации и инструкций, как правильно употреблять газ из зажигалок или из баллонов для заправки зажигалок, и многие уже даже на это подсели и не могут остановиться. Может быть, имеет смысл в законе и это учесть? И вообще, в курсе ли такой актуальной сегодня проблемы министерство? А фракция ЛДПР подготовила проект протокольного поручения - и мы надеемся, что депутаты его поддержат, - чтобы запросили информацию о мерах профилактики, которые предпринимаются нашими компетентными органами. КЛИМОВ А. А. Большое спасибо за вопрос, Ярослав Евгеньевич. Есть список веществ, которые входят в категорию подпадающих под действие этого закона, и те вещества, о которых вы говорите, они входят в этот список. Ну, мы готовы дополнительно проработать эти вопросы вместе с депутатами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Родин Владимир Романович. РОДИН В. Р., фракция КПРФ. У меня вопрос к коллеге, к Сергею Вячеславовичу. Было произнесено, что на уровне поправок практически нельзя доработать этот законопроект, что означает фактически концептуальные изменения предлагаемого законопроекта в последующем, и в то же время вдруг в последней фразе я услышал, что всё-таки предлагается за этот законопроект проголосовать. Вот хотелось бы уточнения подетальнее, я не очень понял. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КАЛАШНИКОВ С. В. Я хочу пояснить, почему комитет считает, что на уровне поправок законопроект трудно будет доработать. Дело в том, что в этом законопроекте нужно прописать целые разделы дополнительные, разъясняющие те основополагающие положения, которые уже есть в тексте законопроекта, вынесенного на первое чтение. То есть концепция закона крайне актуальна и одобряется, но для того чтобы прописать систему действий, следующих после обнаружения, уже нужны не поправки в соответствующие статьи, а целый комплекс поправок, которые создают, по сути дела, новый раздел, вот что я имел в виду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бычкова Евдокия Ивановна. БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Действительно, законопроект, рассматриваемый сегодня, архиважный, но много вопросов. Александр Алексеевич, у меня вопрос к вам, он касается тестирования в школах. Как известно, в сельских школах не только социального педагога или психолога нет, там очень часто просто учителей-предметников нет. Сельские школы удалены от федерального центра, где есть такие службы. Скажите, пожалуйста, каким образом там будет решаться вопрос с этой категорией учащихся? Это первое. И второе. Не потребуется ли новый штат медицинских работников для проведения медицинских осмотров в целях раннего выявления в городских школах? КЛИМОВ А. А. По сельским школам: предполагается, что специалисты из центра будут выезжать в соответствующие школы и на месте проводить обследование. По городским школам: у нас свыше сорока трёх тысяч штатных социальных психологов в школах, и такой проблемы мы не предполагаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. У меня вопрос к заместителю министра, представителю правительства. Вопрос из двух частей. Какова позиция Министерства внутренних дел и уполномоченного по правам ребёнка по этому законопроекту, есть их мнение по этому законопроекту? Это первое. И второе. Не считаете ли вы необходимым с учётом серьёзных пробелов, которые есть в законопроекте, доработать его самим и внести в Государственную Думу для представления в первом чтении? И сколько вам на это потребуется времени? КЛИМОВ А. А. Ответ на первый вопрос: официально поддержали. На второй вопрос: мы считаем, что возможна доработка законопроекта ко второму чтению в случае принятия его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Хотя мой вопрос уже прозвучал и ясно, что закон очень важен, что надо двигаться вперёд, чтобы противостоять распространению наркомании в школе, - наркомания молодеет, и это надо иметь в виду, - всё-таки у меня вопрос к Сергею Вячеславовичу. Сергей Вячеславович, не убедил меня ваш ответ на вопрос, что, мол, нужны новые разделы и ещё что-то, поэтому мы принимаем законопроект в первом чтении, а потом будем создавать комиссию специальную из представителей Минздрава и других и будем дорабатывать этот законопроект. Может быть, отклонить и сразу сделать настоящий, хороший законопроект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Калашникову микрофон включите. КАЛАШНИКОВ С. В. Нет, я считаю, что ни в коем случае его отклонять нельзя, мы и так потеряли почти что два года после соответствующего распоряжения президента. С другой стороны, сами принципиальные положения законопроекта вполне приемлемы, важны и нужны. Понятно, что доработка будет идти в рамках Регламента Государственной Думы - будет внесение поправок, но сами поправки требуют определённого, комплексного подхода, почему я и говорю, что необходимо участие и Минздрава, и Минобразования: есть целый ряд позиций, которые повлекут за собой изменение системы в целом, например, это касается наркодиспансеров. Понятно, что не в наркодиспансер нужно направлять школьников, но у нас на сегодняшний день других учреждений нет, значит, нужно вместе с Минздравом найти форму таких медицинских учреждений, которые бы занимались именно школьниками и студентами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. У меня, конечно, вопрос к Александру Алексеевичу. Очень большое внимание привлекает к себе норма о социально-психологическом тестировании обучающихся. Евдокия Ивановна уже задавала примерно такой же вопрос, и я тоже просил бы более доходчиво и подробно прояснить ситуацию: каким образом это будет проводиться? То ли врачи-наркологи, психологи будут приезжать в школу и беседовать со всеми школьниками, то ли они будут брать какие-то лабораторные анализы у всех обучающихся? То есть каким образом вообще Минздрав планирует такую работу проводить с обучающимися? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КЛИМОВ А. А. Социально-психологическое тестирование будет проходить в формате беседы, тестов, а дальше со всеми, кто даст письменное согласие на прохождение соответствующей процедуры, - если старше пятнадцати лет, то сам школьник либо учащийся вуза или учреждения СПО, если младше, то родители либо их представители - медики будут проводить тестирование с использованием современных техник. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Александру Алексеевичу вопрос. Александр Алексеевич, к сожалению, многие грандиозные задумки и благие намерения у нас разрушались или оставались на начальной стадии по той причине, что, как и в отношении этого законопроекта, мы включали положение о том, что не предполагается дополнительного финансирования. Вот это самое страшное, и этим, мне кажется, мы подвергаем риску и это благое начинание. Не считаете ли вы, что всё-таки многомиллионное тестирование, дополнительные места, может быть, даже специальные детские диспансеры потребуют отдельного федерального финансирования? КЛИМОВ А. А. Мы провели соответствующую финансовую оценку, и она показала, что тех средств, которые имеются в настоящее время, достаточно, для того чтобы проводить такие процедуры. Больше того, шестьдесят два субъекта Российской Федерации ответили на наши письма, только из двух субъектов Российской Федерации мы не получили положительного заключения, но шестьдесят из них подтвердили, что имеющихся средств достаточно, из чего мы делаем вывод, что тех средств, которые в настоящее время выделяются, достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шайденко Надежда Анатольевна. ШАЙДЕНКО Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Алексеевич, вопросов, конечно, очень много, но вот вопрос, который сегодня волнует меня больше других: как закон предполагает обеспечить анонимность результатов? Мы понимаем, что если эта информация разойдётся, то мы просто увеличим количество случаев суицида среди наших подростков. КЛИМОВ А. А. В проекте закона предусмотрено сохранение медицинской тайны и итогов такого тестирования, и это будет жёстко контролироваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шудегов Виктор Евграфович. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, ещё задолго до распоряжения правительства появилась идея о необходимости введения обязательного всеобщего тестирования школьников на предмет употребления наркотиков, но тогда эта идея шла от лоббистов - разработчиков наркотестов. И вот сейчас в продолжение вопроса Олега Анатольевича хочу спросить: а не стоят ли за этим те структуры, для которых важнее не здоровье школьников, а продажа тестов учреждениям Минздрава и Министерства образования и науки? КЛИМОВ А. А. Нет, для нас самое главное - профилактика и борьба с таким явлением, как раннее употребление наркотиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо, мой вопрос задали, но я хотела бы и выступить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые коллеги, есть ли ещё желающие выступить? Я так понимаю, есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, достаточно будет по одному выступлению от фракции, да? Прежде чем перейдём к выступлениям, по ведению - Вяткин Дмитрий Фёдорович. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как докладчик и представитель комитета, я прошу 11-й вопрос поставить на фиксированное время, на 16 часов, потому что, к сожалению, нет возможности присутствовать в зале заседаний до двух часов, так сложились обстоятельства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, не будет возражений, если 11-й вопрос мы на фиксированное время, на 16 часов, поставим? Примерно так оно и будет, наверное. Нет возражений? Нет. Хорошо. От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - Емельянов Михаил Васильевич. Пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы обсуждаем чрезвычайно важный законопроект. Вот в зале прозвучала мысль, что это своевременный законопроект, а я бы сказал, что не своевременный - он запоздавший, потому что разгул наркомании и полная бездеятельность власти приводят к тому, что ежегодно у нас умирают несколько десятков тысяч человек от употребления, от передозировки наркотиков, а сколько людей умирают от ослабления иммунитета, от сердечнососудистых заболеваний и других в результате употребления наркотиков - это просто не поддаётся счёту! Мы будем голосовать за этот законопроект, но что настораживает? Уже сейчас видно давление наркотического лобби. Что это такое - два года правительство не могло выполнить поручение не кого бы то ни было, а президента! И в том виде, в котором поступил законопроект, он тоже вызывает определённые вопросы, потому что любую хорошую идею можно легко нейтрализовать и выхолостить при помощи механизма её реализации. Уже настораживают заявления о том, что нужно доработать законопроект, детально прописать определённые механизмы, но они могут быть таковы, что раннее тестирование на употребление наркотиков просто не будет работать. Поэтому нам бы хотелось: первое - чтобы при доработке законопроекта идея не была выхолощена с помощью механизмов; второе - внести поправки, и я проинформирую, какие именно. Формула согласия. Законопроект требует согласия родителей школьника в возрасте до пятнадцати лет и согласия самого школьника старше пятнадцати лет, но далеко не всегда согласие родителей можно получить. Ведь мы же понимаем, что обычно наркотики употребляют дети из так называемых неблагополучных семей, зачастую там родители лыка не вяжут от пьянки, от них двух слов не добьёшься, не то что письменного согласия. И что, значит, эти дети не будут проходить тестирование? Поэтому, может быть, перейти к другой формуле - отсутствие возражения родителей против проведения такого анализа? Тогда это позволит охватить большее количество школьников и избегнуть ситуации, когда родители не то что сознательно не дают согласия, а просто не могут его дать. Второй момент - согласие самого школьника в пятнадцать лет. Ну, пятнадцать лет - ещё не тот возраст, когда человек адекватно может оценивать свои действия в этой части. Кроме того, если он уже начал употреблять наркотики, а мы при этом хотим, чтобы он согласился на эту проверку, - ну тоже какая-то абсурдная ситуация! Может быть, такую формулу прописать для пятнадцатилетних: при отсутствии возражения со стороны самого учащегося и (или) его родителей? Ведь родители несут ответственность за человека до достижения возраста восемнадцати лет, и хотя бы до восемнадцати лет с согласия или при отсутствии возражения со стороны родителей тестирование могло бы быть проведено. Ну и последний момент. Конечно же, нас беспокоит вопрос сохранения тайны в случае тестирования и в случае прохождения лечения, потому что абсолютно недопустимо, чтобы на человеке оставалось это клеймо на всю жизнь - вот он в пятнадцать лет попробовал лёгкий наркотик, а потом всю жизнь на нём это клеймо, он будет поражён в каких-то трудовых правах своих, в личных и так далее. Над этим разделом законопроекта мы тоже готовы поработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, традиционно хочу заметить, что в любом случае законопроект будет принят, сами знаете, но несколько замечаний представителю Правительства Российской Федерации. Александр Алексеевич, вы, может быть, всё понимаете, но ничего сделать не можете, а может быть, и нет, поэтому, уж извините, но от фракции мы несколько замечаний сделаем. Неужели вы думаете, что кто-то в нашей современной школе не знает, что тот или иной ученик употребляет наркотики? Все прекрасно знают, и знают, где продаются, у кого, как, что, поэтому говорить о том, что врачебная тайна, что вдруг там в результате тестов будет выявлено, что кто-то скрытый наркоман... Я ещё раз говорю, все прекрасно всё знают. Это первое. Второе. Ну, Михаил Васильевич правильно сказал, что законопроект построен таким образом, типа я сам с собой в прятки играю: я даю согласие на ваши тесты, вы меня тестируете время от времени, вдруг я не попадусь, то есть курил или кололся когда-то, а вот уже выветрилось из крови или из мочи, и теперь невозможно определить. Это же глупость абсолютная! Поэтому хоть принимайте, хоть не принимайте - работать не будет. Коллеги, мы все должны понимать одну простую вещь - и, кстати, советский опыт, как бы там его ни хаяли, здесь можно применить, - распространение наркотиков имеет две стороны: один продаёт наркотики, второй их употребляет. И вот раньше у нас и те, и другие несли уголовную ответственность, а теперь уголовную ответственность несёт только тот, кто продаёт наркотики. Понимаете, можно, конечно, сделать, как в Голландии, там лёгкие наркотики легализованы - употребляй на здоровье, но это, я думаю, не наш метод. Если мы хотим действительно избавиться от того, чтобы наши дети в раннем возрасте превращались в наркоманов, нужно всё-таки вводить драконовские меры. Но здесь, как говорится, палка о двух концах, лес рубят - щепки летят. У нас вполне возможно, что ребёнка, который не угоден кому-то по каким-то причинам, под это могут подставить. Такие случаи у нас бывали и в советское время, к сожалению. Вот этот момент надо прорабатывать, и вот тогда, я вас уверяю, никто не станет рисковать. Вот в Японии есть такие рестораны, где рыбу какую-то ядовитую готовят. Приходишь - подписку даёшь, что ешь на свой страх и риск: если повар её хорошо приготовил - значит, останусь живой, если не очень - на тот свет отправлюсь. Вот в этом отношении с наркотой та же самая ситуация: никто не станет добровольно себя загонять этими смертельными наркотиками на тот свет, но мы должны таким макаром сделать, чтобы он понимал, что если его поймают, то ему придётся провести три года где-нибудь в местах не столь отдалённых, и удовольствие пятиминутное, которое он получает от использования этой наркоты, вряд ли стоит трёх лет, проведённых далеко от родного дома. По-другому мы с вами ничего сделать не сможем, абсолютно ничего - как употребляли, так и будут употреблять. Я уже не говорю о том, и многие наркологи вам это скажут, что естественные наркотики привыкания не вызывают, например, та же самая анаша, но все химически переработанные - там уже возникает стойкое привыкание к употреблению. У нас и табак - наркотик, и алкоголь - наркотик, но они не вызывают тех последствий, которые вызывает употребление наркотических средств, то есть стойкой зависимости, которая очень трудно поддаётся лечению, и если мы этих людей будем, как вот вы говорите, на профилактику там, на учёт, на излечение... коэффициент излечившихся очень и очень низкий, это очень сложно. Главная задача в борьбе с наркотической зависимостью - не допустить, чтобы наши детишки пробовали наркотики. Вот этот страх употребления первый раз должен у них быть таким сильным, чтобы на всю жизнь остался. А вот эти все меры, которые, ещё раз говорю, здесь перечислены... Можно принять закон, но он всё равно работать не будет, ну абсолютно не будет работать: задача-то не решается. Поэтому, вы уж извините, но с такими инициативами можно было бы и не выходить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна от фракции КПРФ. ПЛЕТНЁВА Т. В. Вы знаете, сегодня мы обсуждаем очень важный закон. Кто-то из депутатов уже говорил, что, наверное, его надо было вносить раньше гораздо, но у нас всегда так: коль президент поставил задачу, обозначил - значит, нужно что-то сделать. Вот сегодня мы пытаемся это что-то сделать. Мы все прекрасно понимаем, что этот законопроект для того выносится, чтобы показать правительству, президенту, что мы сделали своё дело - мы приняли закон. На самом деле, безусловно, работать он не будет совершенно, и мы так очень часто делаем - принимаем, рукоплещем, а потом видим, что идут поправки, их тысячи, и не решается вопрос, так же как вот сегодня не решается, кстати, вопрос с запретом продажи пива, табака и прочее. Очень сложно с этим законопроектом: если не голосовать - скажут, что мы вообще не хотим ничего делать, проголосовать - мы же понимаем, что это просто будет как бы отписка. Скажите, пожалуйста, какой вор скажет: да, я вор, я украл? Да никто не скажет, ну, в крайнем случае, если его поймают и деться ему уже некуда. И когда нам говорят, что вот это добровольно дети должны сами написать... Может, и напишут те, кто никогда не употреблял, и это покажут всем, а вот кто употреблял, он никогда не напишет, и не только потому, что в этом законе прописывается наказание родителям, а просто потому, что ему уже это нравится, он это будет скрывать. Поэтому здесь нужно формулу другую найти, мы должны заставить их, заставить проходить тестирование. А почему же тогда в законе этого нет? Почему власть не хочет этот пункт закрепить таким образом? У нас уже вот кто-то из учителей здесь говорил, что будут суициды, если узнают, и так далее. А среди наркоманов разве меньше суицидов, когда человек уже доходит до черты, и всё?! Здесь нужно принимать какие-то решительные меры, для того чтобы дети это тестирование прошли. Но мне кажется, что не то что не продумали эту меру у нас в правительстве, а просто она очень-очень затратная будет. Вот я вам приведу пример. В Ростовской области провели тестирование, двести сорок тысяч обследовали, 20 миллионов затратили денег, и только сто тридцать человек обнаружили. И что с ними сделали? Ну, поставили двоих там на учёт, одного на лечение отправили - всё, больше ничего. Так что затратный очень и очень этот закон. Для его реализации необходимо иметь что? Диспансеры специальные, специалистов, очень много лекарств нужно, причём дорогостоящих. Это всё нужно делать. Кроме того, никто ничего сегодня не сказал о том, что у нас, в общем-то, не только в школах... Я сельский, по сути дела, житель, и у нас сегодня дело дошло до того, что в сёлах и рабочих посёлках между домами, где угодно валяются вот эти шприцы. Наркомания зашла так далеко, что уже до села дошла, понимаете? Это же страшно! Мы теряем своих детей, теряем их, поэтому последствия вот этого нашего тестирования для будущего тоже очень важны. Чтобы права человека, так сказать, не ущемляли, о чём кто-то уже говорил, - что, тогда ему волчий билет? - нужна тайна, а раз тайна нужна, значит нужно всех обследовать и сказать, что всё нормально, а этого ребёнка - особенно я волнуюсь-то о детях, которые в школе, - как-то потихоньку потом лечить, обязательно лечить. Так что вопросы очень сложные. Ничего нет в законопроекте о других наркотических средствах, о чём тоже уже сказали сегодня. Вот, например, этот так называемый весёлый газ - посмотрите, что творится вообще: они сегодня уже весёлым, увеселительным называют газ и употребляют его открыто в клубах и так далее. Никто ничего не сказал о том, что для взрослых нужно ещё больше ужесточить наказание, особенно за распространение наркотиков, ведь некоторых детей просто силой уколят раз, а потом вовлекают и на деньги сажают и так далее. Так что тут вопросов... но закон очень важный. Границы наши - тоже нужно смотреть: мы видим, сколько этих наркотиков к нам течёт каждый день. Я считаю, что в стране также не хватает психологов, наркологов - тоже задавали уже вопрос: а кто же будет проводить это тестирование, как оно будет проводиться? Кто-то говорит, что разработчики тестов лоббируют это, - так можно договориться до того, что вообще ничего не надо делать, вот как всё идёт, так пусть и будет. Безусловно, этот законопроект требует огромной доработки, и мы поступили бы очень умно сегодня, если бы взяли и отправили его на доработку. Выступавший сегодня замминистра вот меня, например, ну совершенно ни в чём не убедил, кроме того, что что-то надо сделать. Поэтому давайте мы с вами сегодня наберёмся мужества и скажем: "Уважаемое наше правительство, коль вы в своих законах прописываете, что механизм реализации будет осуществлять Министерство образования и науки, будет осуществлять Министерство здравоохранения, будьте тогда, пожалуйста, добры, покажите этот механизм и нам". Мы ведь последнее время принимаем законы - вы посмотрите, там строчки две-три, а дальше: всё поручается правительству, всё! Тогда зачем мы вообще нужны, зачем мы тут сидим?! Мне, например, интересно - и, думаю, каждому из вас, - как он будет исполняться, этот закон. Вот то, что мы сейчас примем, не будет никак работать, поверьте, абсолютно никак, это просто такая же отписка, как та, что мы приняли... Найдите вот многотомный труд о молодёжной политике - ничего в этой молодёжной политике мы не решили, так вот и сегодня мы пытаемся что-то решить, с тем чтобы все наши дети были нормальные, здоровые и чтобы никто, не дай бог, не употреблял наркотики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "ЕДИНОЙ РОССИИ" - Мурзабаева Салия Шарифьяновна, пожалуйста. МУРЗАБАЕВА С. Ш., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемые представители правительства! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, данный законопроект поддержит с учётом ситуации и масштабности процесса, который сейчас в Российской Федерации, к сожалению, наблюдается в связи с этой проблемой. Это первое. Второе. Мы не подходим к проблеме спонтанно, мы, во-первых, учитываем международную практику, во-вторых, понимаем, что эта мера входит в комплекс мер, принимаемых на уровне нашей страны для профилактики наркомании в целом, не только среди детского населения. И третье. Мы имеем опыт многих субъектов Российской Федерации, где уже проводились тестирования как пилотные проекты с 2004 года, и, судя по результатам проведённого тестирования, масштаб распространённости употребления наркотиков среди данного контингента составляет от 0,1 до 2 процентов в разных регионах, в зависимости от расположения образовательного учреждения - это нас настораживает, пугает. Мы считаем, что в данном законопроекте предусмотрено два этапа тестирования: не только проведение биохимического или химического анализа после информированного согласия, но и социально-психологическое тестирование - это первый этап, когда уже можно заподозрить факт употребления наркотика подростками, в основном подростками и детьми, и второй этап - это тестирование уже с использованием лабораторных методов исследования при информированном согласии, при добровольном согласии или родителей, или опекуна, или самого ребёнка, если он старше пятнадцати лет. Учитывая, ещё раз повторяю, международную практику и результаты работы субъектов Российской Федерации, считаем данный законопроект актуальным. Субъекты Российской Федерации должны пользоваться унифицированной методикой исследования, унифицированными нормативными актами, которые упорядочили бы этот процесс в целом в Российской Федерации. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, и мы ещё раз подчёркиваем, что это только одна из мер, направленных на предупреждение, профилактику распространения и употребления наркотиков в нашей стране, превентивная мера для выявления группы риска и оказания адресной помощи конкретным лицам, которых мы выявим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителей президента, правительства? У представителя профильного комитета? Нет. Законопроект выносится на "час голосования". По ведению - депутат Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я прошу вас предоставить мне три минуты для выступления, потому что, хотя Михаил Васильевич выступил от фракции, он выступал всего четыре минуты. И я возражаю против сокращения количества выступающих по такому, ну, важнейшему вопросу: это вопрос безопасности, вопрос уничтожения сотен, тысяч наших людей, тем более детей. Дайте, пожалуйста, три минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, ну мы же договорились: по одному выступающему от фракции. Что касается времени, надо было раньше об этом сказать, после того как уже все выступили, мы не можем возвращаться, к сожалению, к этому вопросу. Уважаемые коллеги, вопрос выносится на "час голосования".
Пункт 9, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 25 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.