Заседание № 128
О проекте федерального закона № 173503-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение норм авиационной безопасности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Предусмотренные данным законопроектом меры административного правового воздействия в целях обеспечения необходимого уровня безопасности полётов направлены в том числе и на совершенствование государственного контроля за осуществлением деятельности в сфере гражданской авиации. Материалы данного законопроекта полностью подготовлены к рассмотрению в третьем чтении и своевременно размещены в системе обеспечения законодательной деятельности. Правовая и лингвистическая экспертизы проведены, замечаний нет. И Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложения? Есть. Иванов от фракции ЛДПР. По данному вопросу есть ещё желающие выступить по мотивам от фракции? Нет.
Переходим к пункту 5. Иванов Сергей Владимирович - по мотивам от фракции ЛДПР. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, ну, ясно, что законопроект будет принят, потому что даже представители комитета благополучно удалились. Это ещё раз говорит о том, что законы, которые принимает Государственная Дума... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик в зале. ИВАНОВ С. В. А, здесь, прошу прощения, прошу прощения тогда. Тем не менее Александр Петрович ещё раз подтверждает свою мысль о том, что принимаются в Госдуме только те законы, на которые получено положительное заключение. Однако, коллеги, подумайте, что мы делаем? Увеличиваем административную ответственность за нарушение правил управления воздушными судами. Вот представьте себе: какой-нибудь забулдыга сядет за руль в пьяном виде, без прав - его могут арестовать, и это в принципе правильно, потому что он подвергает опасности и свою жизнь, и жизни людей, в которых может въехать. А тут, извините меня, огромный борт, триста - триста пятьдесят пассажиров, и человек в пьяном виде его ведёт, а мы его за это лишаем права управления. Или он передоверил сынульке своему: поиграть, покрутить штурвальчик - тоже лишение права управления. Это что такое? За эти вещи должна быть уголовная ответственность, а не административная, иначе так и будут у нас падать самолёты. Или другой пункт посмотрите внимательно: взлёт самолёта с разрешёнными неисправностями. Я опять, к сожалению, должен вспомнить катастрофу под Пермью, в которой погиб один известный военачальник, вы наверняка помните. Так вот, когда туда приходили представители профильного министерства, я с ними разговаривал. Оказывается, неисправный реверс - это неисправность, с которой можно выполнять полёт. Как вам это нравится? Вот такие вещи, а мы за них просто административную ответственность устанавливаем. Я уж не говорю о том, что люди, которые покупают этот хлам за рубежом, тратя большие деньги, и не развивают собственную промышленность, благополучно её угробили, разумеется, пойдут на эти штрафы - они для них не очень высокие и получаемая прибыль гораздо больше. Они с удовольствием заплатят, и по той же самой схеме всё будет: заплатил штраф - самолёт взлетел, а потом мы объявляем здесь минуту молчания в память погибших. Так, конечно, дело не пойдёт, поэтому мы в отношении данного законопроекта, так скажем, воздержимся от голосования. И ещё, Олег Викторович, уважаемый, кроме статьи 50 и права Владимира Михайловича толковать её (я не знаю, как можно спутать порядок работы пленарного заседания и календарь рассмотрения вопросов, но пусть это останется на его совести), есть ещё статья 51, часть вторая. В статье 51, часть первая, пункты "а", "б", "в" и до "и", перечислено, какие вопросы можно рассматривать во внеочередном порядке, а вот часть вторая гласит: "иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты", а это, согласитесь, Олег Викторович, предполагает, что как минимум такие вопросы должны быть поставлены на голосование. Поэтому, коллеги, если уж отклоняете наши инициативы, отклоняйте их красиво и грамотно, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно проведённое время в парламенте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона из пункта 5 (третье чтение). Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 45 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принято.
НОВИКОВА К. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Для протокола и стенограммы: по пункту 5 - о проекте федерального закона № 173503-5 - Новикова, Салихов, Черкесова, Яковлева голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению.
Заседание № 126
О проекте федерального закона № 173503-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение норм авиационной безопасности).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 7 - проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях". Докладывает Александр Петрович Москалец - первый заместитель председателя... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ах, да, извините, но сейчас я всё-таки договорю. ...Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Я прошу прощения у Александра Петровича, но давно нажата кнопка "по ведению" у Драганова. Пожалуйста, Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, извините. Для протокола: по пункту 5 повестки дня депутаты Яровая, Косачёв, Карелин и Драганов голосовали за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению. Пожалуйста, депутат Антонов, по ведению. АНТОНОВ Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Викторович, для протокола: по пункту 5 повестки дня депутаты Антонов, Залиханов, Зеленский, Хинштейн голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению. Пожалуйста, Александр Петрович. Извините ещё раз. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемым законопроектом предлагается решить вопросы ответственности за правонарушения на воздушном транспорте. Предусматриваемые меры воздействия в виде административного штрафа, конфискации, административного приостановления деятельности, лишения права управления воздушным судном и административного ареста, полагаем, будут более адекватны той степени общественной опасности нарушений на воздушном транспорте, которые, в общем-то, мы отмечаем в своей жизни. Предусматривается усиление ответственности за действия, угрожающие безопасности полётов, за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов, в том числе за управление воздушным судном лицом, не имеющим права на управление им, за управление воздушным судном, не прошедшим государственную регистрацию либо не поставленным на государственный учёт, за управление воздушным судном, имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки, а также за управление лицами, находящимися в состоянии опьянения, либо за уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Также устанавливается ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства. Предлагается установить административную ответственность и за умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента, сведений о них, за искажение информации, а также за повреждение или уничтожение связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов. Не остались без внимания и факты невыполнения лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна. В результате реализации предлагаемых мер, полагаем, будет более эффективным и государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации. К законопроекту поступили двадцать три поправки, шестнадцать из которых рекомендованы комитетом к принятию и семь - к отклонению. Кроме того, по истечении срока внесения поправок депутатом Гавриловым Сергеем Анатольевичем была внесена одна поправка, которую комитет не рассматривал, но в рабочем порядке мы её с Сергеем Анатольевичем обсудили. Поправка действительно носит объективный характер, однако в тексте проекта закона, подготовленном ко второму чтению и вам розданном, она, по сути, учтена и в статье 11.3, и в статье 11.3-1, с чем согласен и автор поправки, поэтому в вынесении на отдельное обсуждение палаты она не нуждается. При этом для протокола прошу это обстоятельство отметить. Просим утвердить подготовленные комитетом таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, две таблицы. В таблице 1 - шестнадцать поправок, рекомендованных к принятию. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 45 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Принимается. В таблице 2 - семь поправок, рекомендованных к отклонению. Нет замечаний. Ставится на голосование вторая таблица. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 16 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование законопроект из пункта 7 во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 47 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 99
О проекте федерального закона № 173503-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение норм авиационной безопасности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к пункту 12. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Алексеевич Аристов. Мне доложили, что он уже в Думе. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 12. Я объявил. Мы идём по порядку, только с 8-м у нас сбился порядок, всё остальное было по порядку, Николай Васильевич. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемые депутаты, вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Проект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Рост количества правонарушений на воздушном транспорте, необходимость снижения числа авиационных происшествий потребовали принятия дополнительных мер, направленных на повышение ответственности за действия, угрожающие безопасности полётов. К сожалению, участились случаи нарушения правил перевозки пассажиров и грузов, превышения ограничения максимальной взлётной массы или нарушения центровки, случаи полётов на незарегистрированных воздушных судах без необходимых судовых документов, выявлены факты управления воздушным судном в нетрезвом состоянии. Увеличение количества хулиганских действий на борту воздушного судна, создающих угрозу безопасности полёта, вынудило авиакомпании обратиться в министерство с просьбой ужесточения ответственности за указанные действия. Представленным законопроектом предусматривается повышение мер ответственности за действия, угрожающие безопасности полёта, за нарушение норм авиационной безопасности, за невыполнение лицом, находящимся на воздушном судне, законных требований его командира, за распитие крепких алкогольных напитков на транспорте, за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации. Конкретизирована мера ответственности за нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушных судов, в частности за нарушение правил, устанавливающих порядок допуска к полётам, правил лётной эксплуатации; технического обслуживания воздушного судна; за вылет на воздушном судне с неисправностями, с которыми запрещена его эксплуатация, либо с нарушением норм пассажировместимости; за управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им; за управление незарегистрированным воздушным судном без опознавательных знаков либо с заведомо подложными опознавательными знаками; за управление воздушным судном, на котором отсутствуют необходимые документы; за управление воздушным судном в состоянии опьянения либо передачу управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения; за допуск к полёту воздушного судна экипажа, не отвечающего установленным требованиям; за выполнение полётов воздушным судном, на борту которого отсутствуют предусмотренные поисковые и аварийно-спасательные средства. Введена также административная ответственность за умышленные сокрытие авиационного происшествия или инцидента и искажение или уничтожение информации о них. Административная ответственность, применявшаяся ранее за действия, угрожающие безопасности полётов, за нарушение мер по обеспечению авиационной безопасности, допускаемые в районе или на территории только аэропорта, данным законопроектом распространяется и на аналогичные действия, допускаемые в районе вертодрома и посадочной площадки, поскольку эти определения введены в Воздушный кодекс недавно. Принятие закона создаст действенные рычаги в работе по предотвращению авиационных происшествий, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич, присаживайтесь. Александр Петрович Москалец сделает содоклад от комитета. Он несёт очень большое количество какой-то литературы. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Полагаю, каждый из вас, предварительно изучив рассматриваемую сейчас тему, отметил, что организованность, дисциплина и стабильность - вещи общего порядка, это великие блага, но создаются они, к сожалению, не всеми. Уже жизнью доказано, что чрезвычайная ситуация не имеет верхнего предела разрушительности, может привести к полному уничтожению не только человека, но и человечества, ведь человек уже развернул такую деятельность, что и сам стал угрозой для природы, и это при том, что природа имеет собственную логику развития, а значит, человек должен действовать в определённых рамках, и чем дальше, тем больше должна быть урегулирована деятельность человека. Ну взять хотя бы то обстоятельство, что земной шар-то ведь ограничен, а вместе с ним и атмосфера, и вода, и минеральные ресурсы, и способность природы к самовосстановлению, поэтому, безусловно, должна регулироваться и деятельность человека, а это значит, что система управления и уровень управляемости должны постоянно получать развитие. И вот теперь, исходя из изложенного, мы отмечаем, что тема усиления административной ответственности за нарушение норм авиационной безопасности не только своевременна, но и уместна в текущем состоянии событий. В отличие от действующих норм, касающихся правил, стоящих на страже безопасности полётов, внесённый законопроект охватывает и сферу использования воздушного пространства, безопасности эксплуатации воздушных судов, поведения лиц, находящихся на воздушном судне, и другие правила и нормы авиационной безопасности. У нас не вызывает сомнений концептуальная направленность проекта закона на совершенствование государственного контроля за осуществлением деятельности в гражданской авиации в целях обеспечения должного уровня как безопасности полётов, так и авиационной безопасности. Мы даже не предполагаем, что кто-то сегодня может отрицать необходимость обеспечения гарантий эффективного исполнения требований законодательства Российской Федерации в данной области правоотношений, так как в условиях развития гражданского общества, повышения роли отдельной личности, защищённости жизни и здоровья граждан, а также необходимого перехода на новые, значительно более высокие уровни взаимной требовательности между гражданами и государством, между работником и работодателем и между пассажиром и перевозчиком принятие новых дополнительных мер, направленных на совершенствование контроля в области авиации, совершенно необходимо. И в этом плане рассматриваемый законопроект, дающий хотя бы возможность обсуждения данной темы, стоит только приветствовать. Однако, несмотря на всю востребованность решения данных вопросов и предварительную подготовку законопроекта на уровне федеральных органов исполнительной власти, его юридико-техническая сторона даже удовлетворительной оценки, к сожалению, заслужить не может. Полагаю, нет смысла анализировать каждую из предложенных правовых норм, а, обобщая недостатки, следует отметить, что законопроект в большей степени соотносится с воздушным законодательством, чем с административным. К тому же не в полной мере обеспечено и взаимодействие отдельных частей даже одной, отдельно взятой статьи, а некоторые диспозиции построены по логике вещей, неясной для обыденного понимания. К примеру, ставится вопрос об ответственности за действия, совершённые без надлежащего разрешения. А что же - вы можете вполне обоснованно спросить - следует понимать, вообще, под "разрешением" и почему ответственность наступает только за отступление от "надлежащего разрешения"? Неясен и целый ряд предлагаемых санкций, так как нигде нет даже намёка, на какой из субъектов они налагаются: или на граждан, или на должностных лиц, или на персонал аэродрома, или на лиц, дающих как раз вот это "ненадлежащее разрешение". Не буду далее придираться к конкретному тексту, ибо мы рассмотрели законопроект в том числе и с его разработчиками, и то, что требуется делать нам всем далее, в одинаковой мере понятно всем, да и останавливать процесс регулирования вопросов авиационной безопасности было бы неразумно, ибо обстановка, уважаемые коллеги, сегодня такова, что неблагополучия в этой сфере просто очевидны. Так, число нарушений по использованию воздушного пространства без заявки увеличилось в два с половиной раза, да и при наличии заявки несоблюдение условий использования воздушного пространства увеличилось с двадцати до сорока девяти случаев. Не к чести авиационных специалистов в два с лишним раза увеличилось и число случаев несоблюдения правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования. При этом даже срабатывание бортовых и автоматических систем предотвращения столкновений в воздухе в большинстве случаев происходило из-за невыполнения экипажами рекомендаций по выдерживанию вертикальных скоростей набора высоты или снижения. Совершенно неприличным стало поведение в отношении воздушного пространства запретной зоны: с семи случаев в 2007 году до тринадцати случаев в 2008 году возросло их число. Особо массовыми стали нарушения использования воздушного пространства владельцами или эксплуатантами так называемой авиации общего назначения: это самолёты "Ан-2", вертолёты "Ми-2", а также сверхлёгкие воздушные суда. Глупость при использовании воздушного пространства доходит до того, что, вот к примеру, 25 сентября прошлого года только благодаря экипажу вертолёта "К-32", заходящего на посадку на аэродроме Сочи, удалось избежать столкновения с парашютистом, которого буксировал катер вдоль береговой черты на высоте 70 метров с пересечением посадочного курса. К сожалению, мне немало пришлось заниматься расследованием авиационных катастроф: это и "Ту-154" на острове Шпицберген, и "Як-40" в Эвенкии, и "Ан-124" в Иркутске, и "Ми-8" в Красноярском крае, в которой погиб губернатор Красноярского края, и "Ту-154" в Чёрном море и многих других. И при этом только одна катастрофа - катастрофа "Ту-154" в Чёрном море - произошла без всякой вины экипажа и другого авиационного персонала. В этом случае украинские ПВО, проводя учебные пуски ракет комплекса С-200, вывели ракету на реальный самолёт и сбили его. А вот во всех других случаях мы всегда отмечаем факты от серьёзных до самых грубых нарушений и норм, и правил, и наставления по производству полётов, и руководства полётной эксплуатации, и других. Да и в целом должен отметить, что человеческий фактор далеко не так пресловут, как иногда о нём говорят. Так, вот это соотношение между ролью человеческого фактора и нормированием по результатам анализа катастроф в атомной энергетике - 55 на 45 процентов, а в авиации 80-85 процентов - это человеческий фактор и только остальное нормирование и техника. И вот рассматриваемый законопроект самым серьёзным образом воздействует как раз и на этот фактор. Поэтому, уважаемые коллеги, мы просим поддержать позицию Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству о принятии законопроекта в первом чтении, а мы, в свою очередь, с учётом ваших поправок приложим усилия для представления ко второму чтению отвечающего требованиям и сегодняшнему обсуждению законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, комитет высказал свою позицию. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Депутат Коломейцев, депутат Гудков. Больше никого я не забыл? Два вопроса. Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Алексеевич, считаете ли вы достаточным административное взыскание для действий, которые могут привести к гибели сотен людей? Это первое. Второе. Подпадает ли под действие вашего закона торговля алкогольными напитками на бору лайнера, которая производится фактически везде? И третье. Скажите, пожалуйста, каким образом привлечь владельцев частных самолётов, руководителей органов управления частных компаний, которые нарушают график движения и задерживают самолёты на полтора-два часа? Скажем, в аэропорту "Внуково" я лично сидел много раз в самолёте, когда садился частный самолёт, и не один, вне графика. Спасибо. АРИСТОВ С. А. Первый вопрос, что касается того, достаточно ли мер административного воздействия, в случае, когда гибнут люди. Конечно, нет, для этого есть уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации. Второй вопрос, о продаже алкогольных напитков на борту воздушного судна. В предлагаемом законопроекте говорится об употреблении спиртных напитков, кроме разрешённых случаев. В данном случае этот вопрос разрешён. По вопросу частных самолётов. Я думаю, что в каждом таком случае необходимо разбираться в ситуации, которая была, поскольку формат аэронавигационного обеспечения не предусматривает для частных самолётов, за исключением отдельного авиаотряда, каких-либо дополнительных льгот в ущерб другим, особенно регулярным перевозкам. Поэтому надо рассматривать каждый конкретный случай и принимать меры в отношении лиц, неправильно установивших порядок прохождения воздушного пространства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что-то хочет добавить Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Николай Васильевич, в соответствии с Воздушным кодексом, который мы с вами приняли, у нас в Российской Федерации установлены государственные приоритеты в использовании воздушного пространства и предусмотрена очередность, то есть, скажем, отражение воздушного нападения, реагирование на чрезвычайные ситуации и так далее... И здесь претензий к авиации быть не может, претензии только к вам и к нам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гудков. ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия". Спасибо. У меня вопросы к Сергею Алексеевичу. Сергей Алексеевич, вот пресса писала, что в целях экономии с наших самолётов сняты приборы, отвечающие за предупреждение сближения воздушных судов, которое может привести к аварии. Так ли это? Это первый вопрос. Второй вопрос. Существует ли, может быть, даже не административная, а дисциплинарная ответственность экипажа? У нас на самом деле самое плохое информирование пассажиров о манёврах самолёта. Я вот совсем недавно был свидетелем ситуации, когда самолёты во время грозы летали над Москвой примерно час и пассажиров никто не информировал, а там были женщины и дети, они, естественно, испугались после этого крушения "Аэробуса-330". У нас никто, к сожалению... Это вот отличает в худшую сторону, так сказать, наши компании от западных. И третий вопрос. Я согласен с Александром Петровичем, у законопроекта есть серьёзные недостатки. Готово ли правительство, вот вы, как авторы, к серьёзным поправкам во втором чтении? АРИСТОВ С. А. Первый вопрос, по публикациям в прессе о снятии в целях экономии приборов, предупреждающих о сближении с землёй, сближении с воздушным судном и так далее. Я думаю, что в данном случае это очередное желание журналистов как-то попиарить себя, поскольку есть приказ министра об оборудовании на воздушных судах и никто его не отменял. Вопрос второй, об информировании пассажиров о манёврах воздушного судна. Я согласен только с тем, что в определённых ситуациях, при определённых манёврах бортовой экипаж - в данном случае проводники - обязан обеспечить, скажем так, внимательное отношение к пассажирам, но не более того. Представим себе, что было бы, если бы всё, что происходит в кабине воздушного судна, в том числе переговоры с диспетчером об экстренном манёвре или о чём-то ином, немедленно транслировалось в салон. Что такое центровка в воздушном судне, я думаю, все понимают. Пилот уже справился с неожиданной ситуацией, а в это время пассажиры переместились в другую часть салона - у самолёта нарушается центровка. Я думаю, это не совсем правильно. И третье, что касается поправок. Безусловно, мы знакомы с теми замечаниями, которые есть у Правового управления Аппарата Государственной Думы. Мы внимательно обсуждали этот вопрос в комитете. Наши специалисты уже провели, как сказал Александр Петрович, часть консультаций. Конечно, мы готовы все поправки внимательно рассмотреть. Цель и у нас, и у депутатского корпуса одна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Коломейцев, одно выступление, подводим черту. Пожалуйста, с места. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы поддержим этот законопроект, но для Александра Петровича я хочу привести слова классика, который говорил о том, что жёсткость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Вот вы мне показываете Воздушный кодекс, но я задавал вам совершенно другой вопрос. Вопрос сегодня в том, что у нас есть общая разбалансировка ответственности, а такие отрасли, как авиационная, перевозка пассажиров, они, вообще-то, ну, как мы все понимаем, связаны с риском для жизни значительного числа людей. Я думаю, что и вы, как участник расследования многих авиакатастроф, и Сергей Алексеевич, знакомый, наверное, с результатами расследования причин большинства происходивших в последнее время авиакатастроф, знаете о том, что, к сожалению, принятие нового Трудового кодекса и коммерциализация авиации и пассажироперевозок привели к тому, что владельцы авиакомпаний резко увеличили нагрузку на пилотов, резко ухудшилось состояние защиты пилотов. В связи с чем? Ну, вы посмотрите, скажем, в Перми и в ряде других случаев были ситуации, когдак пилотированию допускались люди, мягко говоря, недостаточно квалифицированные, не освоившие технику должным образом и путавшие команды не по своей вине, а просто из-за отсутствия навыков. С моей точки зрения, в этом законопроекте есть противоречия. Вот тот вопрос, на который ответил уважаемый Сергей Алексеевич, - о чём он говорит? Компания сама предлагает распитие спиртных напитков и в то же время предлагает законодательно штрафовать напоенных ею пассажиров. Ну, наверное, это совершенно неправильно, если уж запрещать, то запрещать надо всем и даже в особых случаях. С нашей точки зрения, необходимо ввести не административное, а уголовное наказание для руководства и владельцев компаний, которые умышленно в целях экономии допускают завышение, или расширение, полномочий и увеличивают нагрузку на пилотов, что является в принципе провоцирующим фактором, когда возможны многочисленные жертвы, и чем, кстати, вызваны многие катастрофы, произошедшие в последнее время. Поэтому мы, поддерживая законопроект, вместе с тем предлагаем и правительству, и комитету всё-таки рассмотреть возможность ужесточения именно тех моментов, о которых я сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я обращаюсь к представителям президента и правительства: настаиваете ли вы на участии в дискуссии? Нет. Заключительного слова не просят ни докладчик, ни содокладчик. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 41 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принято.