Заседание № 254
17.09.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 173367-3 "О взаимном страховании" (внесен депутатами Государственной Думы И. Ю. Артемьевым, Н. Ю. Брусникиным, М. В. Емельяновым, М. М. Задорновым, С. В. Ивановым, В. С. Плескачевским).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5591 по 6124 из 6150
27-й. Сейчас переходим к рассмотрению пункта 20.1, о проекте федерального закона "О взаимном страховании". Доклад сделает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Дудкин Сергей Николаевич. Пожалуйста, Сергей Николаевич. ДУДКИН С. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Спасибо, Любовь Константиновна. Добрый вечер, уважаемые депутаты! Действительно, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О взаимном страховании". Он призван решить достаточно серьезную проблему, которой всё больше и больше времени уделяют и правительство, и депутаты Государственной Думы, - создать действительные механизмы поддержки прежде всего малого предпринимательства. На сегодняшний день... И вы часто упрекаете правительство, уважаемые депутаты, в том, что, разрабатывая тот или иной комплекс мер и конкретные мероприятия по поддержке малого бизнеса, правительство, как вы иногда говорите, ставит перед собой прежде всего фискальные цели. Но этот законопроект как раз относится к числу тех, которые выгодно отличаются от иных законодательных инициатив. Дело в том, что мы действительно старались - и нам кажется, что это получилось достаточно правильно и грамотно, - во-первых, избежать излишней заурегулированности того рынка, который на сегодняшний день создан. В то же время мы старались, чтобы общества взаимного страхования, несомненно, имеющие право на то, чтобы занять свою нишу на страховом рынке, все-таки получили реальную возможность развиваться, для этого надо создать должные правовые и экономические гарантии для развития взаимного страхования. В частности, мы предусмотрели этим законопроектом возможность создания обществ взаимного страхования физическими лицами (до трех человек) и юридическими лицами. В то же время предусмотрена и возможность создания обществ взаимного страхования со смешанным составом участников. В качестве дополнительной гарантии предусмотрена возможность создания обществ взаимного страхования и решения с их помощью проблем, возникающих именно у малых предприятий, которые порой лишены возможности обращаться к крупным и серьезным страховым компаниям за страхованием рисков и имущественных интересов, осуществления возможности страхования своих интересов путем объединения своего имущества. Кроме того, предусмотрена возможность сокращенного количества органов управления обществ взаимного страхования. В случае, если количество членов общества взаимного страхования не превышает тридцати, предусмотрена возможность не образования таких органов, как правление, а осуществления его функций, например, общим собранием членов общества. Какие еще задачи ставились этим законопроектом, которые, как нам кажется, решены? Возможность осуществления перестрахования. Этот вопрос решен в данном законопроекте путем отрицательного ответа: мы считаем, что эти общества не могут заниматься перестраховочной деятельностью. В то же время никто не мешает им обращаться к профессиональным страховщикам, на профессиональной основе занимающимся этим видом деятельности, и осуществлять подобного рода страхование. Кроме того, этот законопроект создает достаточно веские и серьезные гарантии недопустимости мошенничества в этой сфере. Потому что опять-таки в условиях правового вакуума в урегулировании деятельности обществ взаимного страхования мы с вами имели возможность в течение последних лет наблюдать случаи, когда организации, созданные под вывеской обществ взаимного страхования, по сути дела иногда мошенничали и ставили в весьма невыгодное положение своих клиентов. Мы старались соблюсти баланс интересов потребителей услуг этого общества, государства и в целом предпринимательского сообщества. И наконец, несомненным, как нам кажется, плюсом этого законопроекта является то, что он полностью сопряжен и с нормами Гражданского кодекса - не потребуется внесения изменений в эту экономическую конституцию, действующую на протяжении последних лет в Российской Федерации, то есть не потребуется подвергать сомнению базовые нормы гражданского законодательства, - и, несомненно, была учтена необходимость сопряжения этого закона с Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации". В целом же правительство считает, что принятие данного законопроекта в первом чтении и, несомненно, дальнейшая работа с депутатами, с вами, уважаемые коллеги, над этим законопроектом, - которая, вероятно, позволит его улучшить, приблизить к нуждам конкретных граждан, потребителей услуг, - будут способствовать заполнению этой ниши, созданию должного правового регулирования, но в то же время обеспечат отсутствие излишней заурегулированности этого нового, но, несомненно, интересного сегмента страхового рынка. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Присаживайтесь. У нас есть альтернативный законопроект, с докладом о котором выступит Игорь Юрьевич Артемьев. Пожалуйста. АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемые коллеги, мы девять лет ждали закона по взаимному страхованию, который должно было внести правительство, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации прямо предписывал принятие и разработку отдельного такого закона. Поэтому первое, что хочется сегодня сказать, по прошествии этих девяти лет: лучше поздно, чем никогда. Семь лет назад, когда мы впервые стали заниматься этой темой, нам казалось, что эта тема в том развивающемся законодательстве, которое было на тот период, вряд ли могла найти себе достойное место по целому ряду причин, на которых я останавливаться не буду. А два года назад мы написали наш законопроект, потому что, во-первых, считали, что это важнейшая тема для развития малого бизнеса, я об этом еще несколько позже скажу. Во-вторых, когда в системе законодательства отсутствует даже один фундаментальный камешек или кирпичик, сама система работать не может. Так у нас и происходит с малым бизнесом, которого в нашей России до сих пор, наверное, и нет, если говорить по большому счету. Через шесть месяцев после того, как мы внесли наш законопроект "О взаимном страховании" в Государственную Думу, как это часто бывает, мы получили законопроект от правительства и тут же получили отрицательное заключение на наш законопроект, я тоже об этом чуть позже скажу. Но повторяю: лучше поздно, чем никогда. Мы полагаем, что правительственный законопроект при той массе недостатков, которыми он обладает, решает сегодня задачи первого чтения, потому что мы продвигаемся к той цели, чтобы взаимное страхование в России развивалось. Наш же законопроект гораздо более детальный на самом деле. Это не случайно, наш закон не просто толще, он описывает то, в чем часто сидит дьявол, - он описывает процедуры работы обществ взаимного страхования, взаимную ответственность. И в этом смысле, конечно, когда пишешь более детальные процедуры, можно сделать много ошибок. Но закон правительства имеет очень большой недостаток, который заключается в том, что он не описывает этих процедур. Значит, нам опять нужно будет ждать годами решений правительства на эту тему или каких-то еще новых, дополнительных законов. И очень важно, чтобы в этом смысле правительство учло те наработки, которые представило "ЯБЛОКО". Кому нужен этот закон? Он нужен прежде всего, с нашей точки зрения, фермерам, владельцам кафе, людям, которые заняты в розничной торговле, то есть тому самому малому бизнесу, который в свою очередь является основой среднего класса. Больше не буду об этом говорить, понятно, что это очень важная тема. Законопроект же правительства имеет ряд недостатков, отмечу лишь самый главный. Мы считаем, что наш законопроект лишен этого недостатка. Вот представьте себе требования, которые предъявляются к коммерческому страхованию: устойчивость, надежность, капитал, - то есть нужно очень много сил и средств потратить, для того чтобы создать мощную страховую компанию. И если мы будем предъявлять такие же требования к обществам взаимного страхования, то есть к тем маленьким организациям, которые должны страховать свои риски, там, на розничном рынке, и будем говорить: вот давайте по размерам капитала собственного, значит, такие-то нормы вам введем жесткие, чтобы, упаси бог, ничего не случилось, - у нас просто обществ взаимного страхования не будет, хотя они были в России конца ХIХ - начала ХХ века. И взаимное страхование в мире, кстати, развито даже больше, чем коммерческое страхование по своим оборотам. У нас ничего этого не осталось, у нас ничего этого нет. Поэтому первое, на что я хотел бы обратить внимание: наш законопроект решает эту проблему. Это две разновидности, очень разные целевые задачи решаются при этом: коммерческое страхование - большое страхование, и малое страхование - страхование, стоящее рядом с малым бизнесом. И критериальная база должна быть совершенно различной. В этом смысле базовый Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" нуждается в серьезных изменениях. И в этом смысле правительственный законопроект тоже нужно менять, чтобы ничего не произошло плохого. Далее. Правительственный законопроект в отличие от нашего законопроекта определяет объекты страхования, которое разрешено проводить обществам взаимного страхования, предельно узко, даже в меньшем объеме, чем это предусмотрено Гражданским кодексом, требующим принятия, как я уже сказал, отдельного федерального закона. Всё это сводится только к страхованию имущества, ответственности за возмещение вреда и предпринимательского риска, в стороне неправомерно оставлены права обществ взаимного страхования осуществлять страхование ответственности по договору, а также личное страхование. Еще более гибкая система: заключили договор на страхование по той ситуации, которую мы еще не можем сегодня предвидеть здесь как законодатели, и уже это страхование работает. Нельзя предвидеть все ситуации, возможные в жизни, нужно оставить люфт, для того чтобы самоорганизующиеся системы, например малый бизнес, могли эту работу проводить. Правительственный законопроект практически не регулирует реорганизацию, преобразование, ликвидацию и другие нормы о преобразовании обществ взаимного страхования. Правительство говорит: есть Гражданский кодекс, он всё расписывает. Но там же есть особенности. Как, например, выделить свой имущественный пай или денежный пай из реорганизуемого либо ликвидированного общества? Мы с вами сталкивались с этим, когда рассматривали здесь такую же проблему, например по закону "Об акционерных обществах". Там попытались ее решить, а здесь про нее опять почему-то забыли и про многие другие вопросы, связанные с этим. Как говорится, в процедурах часто сидит дьявол. Дальше. Правительственный законопроект не предусматривает создания обществами взаимного страхования специализированных органов управления. Наш предусматривает, мы расписываем, каким образом работает управление, какие органы создаются и так далее, и тому подобное. Это тоже важно. И смотрите, ведь практика законодательства, будь то опять же закон "Об акционерных обществах" или аналогичные законы, развивается, закон дополняется этими процедурами, четко прописывается компетенция органов, как голосуют. По-разному это можно решать. Здесь опять это не решаем, то есть отбрасываем законодательство в 1995 год, то есть на десять лет назад. Почему этого не делаем, не вполне понятно, хотя практика такая есть. Ну и совсем уж замечательный факт: когда мы прочитали отрицательное заключение правительства на наш законопроект, то увидели, что его еще в большей мере можно применить к законопроекту, который вносит само правительство. Давайте я приведу вам несколько примеров. В отрицательном заключении на наш законопроект, который я сейчас докладываю, говорилось о следующем. Я утверждаю, что в отношении правительственного это еще более актуально. Так, там говорится о том, что требования к видам обществ взаимного страхования и к численности их членов противоречат сложившейся мировой и отечественной практике и будут являться препятствием к развитию взаимного страхования. Но у нас-то есть привязка, мы-то просто привязались к тем нормам, взяв за ориентир законодательство штата Нью-Йорк, а здесь вообще новация совершенно противоположная. Или, например, говорится о том, что на основании положений законопроекта порядок субсидиарной ответственности членов общества может быть предусмотрен уставом общества, однако указанные отношения регулируются положениями статьи 399 ГК, но то же самое - в правительственном варианте. Также говорится, что в законопроекте не предусмотрено, что произойдет с обществами взаимного страхования в случае уменьшения числа членов общества меньше допустимого. То же самое в правительственном варианте, эта же критика. Мне вполне понятно, когда правительство левой рукой подписывает отрицательное заключение нам, указывая на содержание таких же норм, которые на самом деле противоречат и тому закону, который вносит правительство другой рукой. Это вполне понятно с точки зрения взаимоотношений правительства и Государственной Думы, но по сути непонятно. Мы полагаем и понимаем, что, наверное, сегодня будет принят не наш закон, потому что законы, вносимые правительством, принимаются Государственной Думой практически на сто процентов. Мы полагаем, что наш вариант лучше, значительно лучше, лучше юридически проработан, однако, если будет принят правительственный вариант, для того чтобы решить задачу в целом, мы готовы во втором чтении работать вместе с правительством (о чем мы уже договорились), для того чтобы сделать сбалансированный, согласованный вариант, и, конечно, он должен быть законом прямого действия, чтобы решал проблему, а не имитировал ее решение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Юрьевич. Коллеги, содоклад по данным законопроектам сделает член Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Коваль Александр Павлович. Пожалуйста. КОВАЛЬ А. П., фракция "Единство - Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Принятие закона "О взаимном страховании" предусмотрено и оговорено статьей 968 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, безусловно, он необходим в первую очередь для малого предпринимательства. Закон позволит заполнить правовой вакуум, существующий в данной сфере, регламентировать права граждан в целях оказания взаимной финансовой помощи в форме взаимного страхования. Это специфическая форма проведения страховых операций, при которой страхователь одновременно является страховщиком и совладельцем общества взаимного страхования, и это создает экономическую предпосылку обеспечения реальной страховой защиты по минимальным ценам. Некоммерческая направленность взаимного страхования исключает прибыль из цены страхования, а возможное превышение страховых взносов над страховыми выплатами и инвестиционный доход общества взаимного страхования обеспечивает снижение цены страхования. Таким образом, материальная основа обществ взаимного страхования - финансово-экономическая, то есть предоставление страховых услуг на более привлекательных ценовых условиях, чем в коммерческом страховании. Более того, можно сказать, что есть такие риски, которые коммерческие страховщики с большой неохотой принимают на страхование, а общества взаимного страхования с большим удовольствием принимают эти риски и в результате могут удовлетворить весь спрос страхователя на страховые услуги. Эта услуга именно сейчас становится более воспринимаемой и более востребованной, как недостающее звено в цепочке субъектов страхового рынка. Всё это позволяет судить нам о том, что существует настоятельная необходимость принятия федерального закона "О взаимном страховании". И на ваш суд, на суд пленарного заседания, выносятся два альтернативных законопроекта - Правительства Российской Федерации и группы депутатов. О преимуществах и недостатках говорилось предыдущими докладчиками, я постараюсь донести до вас точку зрения комитета. На наш взгляд, в правительственный законопроект необходимо ввести статьи, раскрывающие цели и задачи взаимного страхования и субъектов взаимного страхования. Необходимо дать более точное указание объектов страхования, так как некоторые из них упущены в правительственном варианте. В статье "Принципы взаимного страхования" отсутствует один из самых важных принципов взаимного страхования - принцип солидарной ответственности. В статье 5 законопроекта общество взаимного страхования, работающее на основании договора, определяется как страховая организация. Данное утверждение неверно. На наш взгляд, в соответствии с Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" здесь более подходит термин "страховщик". Необходимо, на наш взгляд, ввести в законопроект статью "Условия обеспечения финансовой устойчивости общества взаимного страхования", в которой дифференцировать требования к финансовой устойчивости в зависимости от количества членов общества и объемов принимаемых на себя финансовых обязательств. Статья 27 правительственного законопроекта наделяет федеральный орган страхового надзора правом давать обществу взаимного страхования предписания и обращаться в суд с требованием о приостановлении деятельности общества взаимного страхования, но в законопроекте отсутствуют нормы, регламентирующие требования федерального органа страхового надзора к деятельности общества. Необходимо данное положение уточнить и дать исчерпывающий перечень этих положений. Конечно, эти замечания могут быть доработаны в ходе подготовки ко второму чтению, и Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. Законопроекту, внесенному депутатами Государственной Думы, нашими коллегами, также присущ ряд существенных недостатков. Необходимо отметить, что в законопроекте практически нет норм, устанавливающих новые правоотношения, связанные с осуществлением взаимного страхования, и нечетко определены принципы осуществления этого взаимного страхования. Большое количество статей - с 20-й по 282-ю включительно - это положения и нормы, которые регламентируют процедуры создания, слияния, реорганизации, ликвидации, функционирования общества взаимного страхования в организационно-правовой форме некоммерческих организаций. Коллега Артемьев говорил, что это достоинство закона. На наш взгляд, это недостаток, тем более что все эти процедуры достаточно полно прописаны в Федеральном законе "О некоммерческих организациях", поэтому указанные статьи являются излишними и требуют исключения из представленного законопроекта. Положение главы III законопроекта об исчислении взаимного страхования по модели простого товарищества, то есть без образования юридического лица, не соответствует статье 968 Гражданского кодекса, которая предусматривает две формы взаимного страхования - в силу членства в обществе взаимного страхования и в силу договора страхования. И в обоих случаях сторонами выступают общества взаимного страхования и его члены. Таким образом, осуществление взаимного страхования без создания общества взаимного страхования в качестве юридического лица не допускается Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с главой V депутатского законопроекта общество взаимного страхования подлежит аккредитации в федеральном органе страхового надзора в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Но следует отметить, что в проекте изменений в Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации", который в плане работы Думы стоит на пятницу 19 сентября, предусмотрено, что общество взаимного страхования относится к страховщикам и подлежит лицензированию в Департаменте страхового надзора, то есть должно не аккредитоваться, а получать лицензию в установленном порядке. Согласно статье 80 законопроекта за деятельностью участников взаимного страхования устанавливается государственный надзор и контроль, но, на наш взгляд, полномочия органа контроля не в полной мере прописаны. Необходимо помимо установления полномочий федерального органа по надзору за страховой деятельностью предусмотреть в законопроекте требование к применению обязательных форм отчетности общества взаимного страхования. В этой связи представляется необходимым пересмотреть положения статьи 56 законопроекта о том, что общество не обязано публиковать сведения о своей деятельности. Вызывает у нас сомнение и пункт 2 статьи 31, устанавливающий, что вступительным взносом могут быть не только денежные средства, но и иные ценные бумаги, вещи или имущественные права. Это требует согласования со статьей 67 этого же законопроекта, согласно которой участники вносят свои вклады в денежной форме. Вместе с тем, рассмотрев данный законопроект, Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам считает, что с учетом замечаний и предложений он может быть рекомендован к принятию в первом чтении. Должен заметить, что (и коллега Артемьев об этом говорил) правительство дало отрицательное заключение на проект, внесенный группой депутатов Думы, и считает, что этот законопроект содержит неточности и разночтения в статьях и главах, которые требуют существенной правовой и юридико-технической проработки. И как уже было сказано, правительство не поддерживает проект, внесенный депутатами Государственной Думы. Считаю необходимым подчеркнуть, что внесение (об этом и коллега Артемьев говорил) депутатского законопроекта в значительной мере подвигло правительство к внесению своего варианта. Благодаря инициативе депутатов мы сегодня рассматриваем эти два законопроекта. Если бы этого не случилось, то мы не дошли бы до рассмотрения их на пленарном заседании. Безусловно, оба законопроекта не лишены недостатков. В обоих законопроектах есть свои преимущества. И в этой связи комитет на своем заседании не принял однозначного решения в пользу того или другого законопроекта. Это предстоит сделать на пленарном заседании, проголосовав за один из законопроектов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. Присаживайтесь. Коллеги, у кого есть вопросы по доложенным законопроектам? Пока один Адриан Георгиевич Пузановский... Пожалуйста. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Уважаемый Александр Павлович, вы ставите нас в трудное положение. Комитет должен был сыграть роль арбитра и дать нам готовое решение, а вы оставляете нам право решать, какой из вариантов лучше. Скажите, Александр Павлович, если правительственный вариант будет принят в результате рейтингового голосования за основу, то поправками мы сможем лучшее из второго варианта, депутатского, внести туда? КОВАЛЬ А. П. Безусловно. Я свою точку зрения изложил, дав такую короткую оценку законопроектам. На мой взгляд, в двух законопроектах есть упущения, и они оба описывают деятельность обществ взаимного страхования, но не описывают процедуру взаимного страхования, что для нас гораздо более важно. И законопроект называется "О взаимном страховании", а не "Об обществах взаимного страхования". На мой взгляд, законопроект, внесенный нашими коллегами, очень детализирован. Мне кажется, что не стоит писать о том, что общее собрание начинается, как написано в законопроекте, в указанное время. Не стоит писать о том, что перед собранием проводится регистрация. Это совершенно очевидные вещи, которые, по моему мнению, могут быть отражены в уставе. С другой стороны, и в правительственном законопроекте не называется в числе объектов страхования страхование жизни, хотя в мире среди десяти крупнейших обществ по страхованию жизни шесть - это общества взаимного страхования. В правительственном варианте это исключено. И вот как раз, по моему мнению, если исходить из того, что правительственный вариант более короткий, более лаконичный, его проще доработать. Безусловно, масса полезных новаций есть и в депутатском варианте, но, опять же по моему мнению, следует сосредоточиться и продолжить работу с правительственным вариантом с учетом всех тех достоинств и преимуществ, которые есть в законопроекте, внесенном коллегами-депутатами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Есть ли желающие выступить, уважаемые коллеги? Есть. Валерий Михайлович Зубов хочет выступить. Пожалуйста. ЗУБОВ В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, депутатская группа "Народный депутат". Я считаю необходимым уточнить ту формулу, которую предлагает комитет для принятия здесь. С точки зрения комитета, оба законопроекта равноценны и по своим достоинствам, и по своим недостаткам. Мы всё равно должны будем из этих двух законопроектов сделать один между первым и вторым чтениями. И насколько я понял, правительство с этим тоже согласно. Поэтому не имеет большого, принципиального значения, какой сегодня законопроект будет принят. Мы всё равно из того, который не будет принят, возьмем все положительное в законопроект, который будет поддержан. Но выскажу свою точку зрения. Предпочтение следовало бы отдать законопроекту, который докладывал Артемьев, хотя бы по моральным соображениям. Действительно, если бы эта работа не была проделана группой депутатов, которую Артемьев возглавил, мы бы не имели проект закона, который, с точки зрения правительства, лучше. На наш взгляд, они равноценны, как я уже сказал, по своим плюсам и минусам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли еще желающие выступить? Нет. Заключительное слово, Сергей Николаевич Дудкин, требуется? Пожалуйста. ДУДКИН С. Н. Уважаемые коллеги, уважаемые депутаты! Действительно, мы старались... Почему мы, собственно говоря, так долго работали над этим законопроектом со всеми участниками такого на сегодняшний день небольшого рынка взаимного страхования - и с крупными компаниями, и с небольшими компаниями, и с Конфедерацией общества потребителей? Для того, чтобы действительно на сегодняшний день не создавать условия для зарегулированности рынка, который только начинает развиваться. В то же время принципиальным для нас моментом (мы это сделали абсолютно сознательно, это не упущение, как было отмечено некоторыми выступавшими) является то, что мы сознательно исключили такой наиболее болезненный для людей вид страхования, как страхование жизни. Именно с этим видом страхования в последнее время связано наибольшее количество достаточно сложных дел по случаям мошенничества в этой сфере. Поэтому это сознательная позиция правительства. Кроме того, уважаемые коллеги, хотел бы обратить внимание: опять-таки принципиальным для нас было соображение, чтобы не пришлось менять Гражданский кодекс Российской Федерации, который четко отвечает на эти вопросы и не закрепляет возможность осуществления страхования жизни, так сказать, Гражданским кодексом. Для нас это принципиальный момент. Кроме того, наш, правительственный, законопроект действительно, на наш взгляд, является законом как раз прямого действия, он не потребует принятия целой вереницы законодательных или подзаконных актов, а может применяться уже напрямую согласно тем процедурам, которые предусмотрены на сегодняшний день действующим законодательством, то есть с момента его официального опубликования, и это позволит рынку развиваться в тех рамках, которые предусмотрены на сегодняшний день законом. В целом же, конечно, я считаю, что предложения интересные есть не только у фракции "ЯБЛОКО" по поводу организации рынка взаимного страхования, но и у других фракций. Мы, естественно, этот вопрос предварительно уже прорабатывали здесь, в Государственной Думе, и открыты к диалогу, к дискуссии абсолютно со всеми, если будут действительно интересные предложения, не нарушающие концепцию законопроекта. Спасибо. Рассчитываем на поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Юрьевич Артемьев, желаете высказаться? АРТЕМЬЕВ И. Ю. Первое, что я хочу сказать, я хочу выразить искреннюю благодарность Комитету по кредитным организациям и финансовым рынкам за эту позицию, поскольку наш проект поддержан комитетом наряду с правительством. У нас вообще не очень часто так бывает, что при наличии правительственного альтернативного предложения комитет еще что-то может поддержать. Поэтому я просто благодарен за эту позицию. Еще раз хочу подчеркнуть, что у нас, особенно учитывая выступление сейчас Сергея Николаевича Дудкина, есть высокая степень взаимодействия, и я надеюсь, что мы справимся с теми проблемами, которые возникнут между первым и вторым чтениями. Основное направление, коллеги, которое я вас попрошу запомнить, если возможно, сейчас: важно, чтобы общества взаимного страхования не подлежали лицензированию и излишней зарегулированности. Их просто не будет в этом случае, и тогда этот закон останется простой бумагой. Вот при втором чтении нам нужно будет обратить внимание в первую очередь на эту проблему. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Павлович, желаете высказаться? Нет. Представитель правительства высказался. Александр Алексеевич Котенков, желаете что-то сказать? Нет, не желает. Коллеги, ставлю на голосование, на рейтинговое голосование, проект федерального закона под номером 20.1 "О взаимном страховании". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Это правительственный вариант. Включите режим голосования. (Идет голосование.) Коллеги, на рейтинговое голосование ставится законопроект под номером 20.2 "О взаимном страховании", автором которого является группа депутатов и который докладывал депутат Артемьев Игорь Юрьевич. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Пожалуйста, проголосуйте. (Идет голосование.) Прошу показать результаты первого голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 55 сек.) Проголосовало за 329 чел. 73,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел. 26,9% Результаты голосования по второму законопроекту. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 03 мин. 35 сек.) Проголосовало за 143 чел. 31,8% Проголосовало против 16 чел. 3,6% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 159 чел. Не голосовало 291 чел. 64,7% Спасибо. Проходит пункт 20.1.