Заседание № 88

21.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 173246-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования вопросов, связанных с развитием искусственного интеллекта и информационных технологий посредством заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2515 по 2543 из 8401
22-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Денис Борисович         
Кравченко.                                                                      
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект я докладывал во        
втором чтении вчера. Все юридико-технические и правовые экспертизы              
законопроект прошёл, поэтому прошу поддержать его принятие в третьем чтении.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                           
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0 %                                    
Проголосовало против           56 чел.12,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 87

20.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 173246-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования вопросов, связанных с развитием искусственного интеллекта и информационных технологий посредством заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и Федеральный закон "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 8617 по 8686 из 10778
55-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Денис Борисович         
Кравченко.                                                                      
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по     
экономической политике рассмотрел проект федерального закона № 173246-8 "О      
внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и          
Федеральный закон "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном   
партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные             
законодательные акты..." и отмечает следующее. Законопроектом предлагается      
предусмотреть возможность заключения соглашений о ГЧП в сфере IT, соглашений    
на муниципальном уровне. Сейчас уже можно использовать разработки бизнеса при   
модификации государственного объекта IT, и законопроектом в первую очередь      
дорабатываются те механизмы, которые уже существуют.                            
                                                                                
К законопроекту поступило четыре поправки, все они комитетом предлагаются к     
принятию. В рамках поправок к законопроекту были учтены все нарекания,          
замечания правительства и Государственно-правового управления. Собственно,      
законопроект прошёл соответствующие проверки на соответствие действующему       
законодательству.                                                               
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по экономической политике просит поддержать,       
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1 %                                    
Проголосовало против           56 чел.12,4 %                                    
Воздержалось                   11 чел.2,4 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              331 чел.73,6 %                                    
Проголосовало против           54 чел.12,0 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо за поддержку.                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, просьба поставить законопроект для рассмотрения в      
третьем чтении в повестку на завтра.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.                

Заседание № 69

19.10.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 173246-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и Федеральный закон "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования вопросов, связанных с развитием искусственного интеллекта и информационных технологий посредством заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6818 по 7270 из 7674
35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О концессионных соглашениях" и Федеральный закон "О                      
государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в          
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации". Докладывает сенатор Российской Федерации Константин      
Константинович Долгов.                                                          
                                                                                
ДОЛГОВ К. К., сенатор Российской Федерации.                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Президентом Российской Федерации    
поставлена задача до 2030 года достичь цифровой зрелости ключевых отраслей      
экономики, социальной сферы, увеличить долю массовых социально значимых услуг   
в электронном виде до 95 процентов и кратно увеличить вложения в                
отечественные решения в сфере IT. Эти задачи исключительно важны. Россия -      
одна из самых передовых стран мира в области развития информационных            
технологий и цифровых сервисов. Объём рынка информационных технологий в         
России за 2021 год, напомню, составил около 2 триллионов рублей. Понятно, что   
это хороший результат, но простор для манёвра и пространство для                
совершенствования очень серьёзные.                                              
                                                                                
Законопроект, который разработан нами с коллегами - сенаторами и депутатами     
Государственной Думы в рамках Совета по развитию цифровой экономики при         
Совете Федерации под руководством Андрея Анатольевича Турчака, является         
продолжением политики системной поддержки информационной отрасли, отрасли IT,   
которую проводят президент, парламент, Федеральное Собрание и правительство.    
                                                                                
В 2018 году уже были приняты положения о концессиях и государственно-частном    
партнёрстве в сфере IT. Такие проекты могут быть реализованы в разных сферах.   
Это, к примеру, вай-фай в парках, музеях, библиотеках, "умные" остановки        
транспорта, цифровизация сферы ЖКХ, городские системы безопасности и            
многое-многое другое, то есть информационными технологиями может быть           
обеспечено почти любое публичное полномочие.                                    
                                                                                
В нашем законопроекте не устанавливается новых механизмов, но                   
конкретизируется и совершенствуется то, что уже работает. Например,             
существует запрет на реализацию муниципальных проектов в рамках партнёрства с   
бизнесом в сфере IT, хотя, по статистике минэка, именно на муниципальном        
уровне такие инициативы будут самыми востребованными. Об этом, кстати,          
уважаемые коллеги, нам говорят представители многих регионов. Мы специально     
провели большую работу в Совете Федерации с регионами, опросили большую         
часть регионов, и интерес и востребованность полностью подтвердились. Мы        
снимаем такой запрет в предлагаемом законопроекте. Законодательство позволяет   
самостоятельно местным властям вести свои сайты и другие системы. Теперь у      
муниципалитетов появится право реализовать IT-проекты вместе с бизнесом, то     
есть привлекать столь необходимые для этого средства. Подчеркну, право, а не    
обязанность. Это поможет сократить разрыв в развитии технологий между           
большими городами и малыми населёнными пунктами - такая задача тоже, как вы     
знаете, весьма актуальна в нашей стране.                                        
                                                                                
Конечно, после снятия этого запрета нужно разъяснять муниципалитетам, как       
такие проекты правильно реализовывать, чтобы быть в едином информационном       
поле с регионом и с Федерацией в рамках единой системы публичной власти,        
которая у нас в свете поправок к Конституции теперь функционирует, в том        
числе с точки зрения информационной безопасности. Мы такие рекомендации         
попросим правительство сформировать после принятия законопроекта, надеемся,     
что он будет поддержан, принят, и проконтролируем, чтобы они поступили в        
муниципалитеты.                                                                 
                                                                                
Другие нормы законопроекта также дорабатывают уже действующие положения.        
Сейчас можно использовать разработки бизнеса при модификации государственного   
объекта IT, при разработке новой системы использовать такие разработки уже, к   
сожалению, нельзя. Такое различие в подходах мешает бизнесу в сфере IT          
внедрять свои успешные разработки в разных проектах.                            
                                                                                
Позитивный опыт одного региона сейчас исключительно сложно, коллеги,            
тиражировать в других субъектах. При этом закон разработку нового и             
переработку старого считает идентичными процессами, и требования безопасности   
должны соблюдаться и при модификации, и при разработке новой системы. Мы это    
противоречие устраняем, этот пробел, назовём это так, мы восполняем.            
                                                                                
Информационные системы по разрешению уже можно использовать для                 
предпринимательских целей, а их составные части, например программное           
обеспечение, нельзя - ещё одно противоречие. Также нельзя использовать и        
техническую инфраструктуру, которая вместе с такими системами работает в        
единой связке. Мы эти ограничения снимаем в предлагаемом законопроекте, чтобы   
концессии для бизнеса были более экономически привлекательными. Коллеги, если   
не будет экономики вопроса, концессии не будут работать, административно        
заставить невозможно.                                                           
                                                                                
Ещё один пример. Предприниматель-концессионер должен ставить объект IT к себе   
на баланс, но это невозможно с точки зрения налогового законодательства и       
бухгалтерского учёта. Здесь действуют отдельные правила, так как права на       
объект у государства. Мы урегулируем, устанавливаем, что такой учёт должен      
вестись в соответствии с налоговым и бухгалтерским законодательством,           
подчёркиваю, не нарушая его, в соответствии. Это также даёт дополнительные      
возможности, облегчает работу бизнеса и привлечение внебюджетных средств в      
эту очень важную сферу на муниципальном уровне.                                 
                                                                                
Мы также чётко прописываем, указываем единый высший орган, куда                 
IT-предприниматель может направить предложения о реализации проекта. Органов    
власти у нас, как известно, немало, поэтому возникают сложности с тем, куда     
обратиться. Данный вопрос также в законопроекте урегулируется. У бизнеса        
появятся новые стимулы для развития и возможность участия в муниципальных       
проектах, у государства и муниципалитетов - возможность эффективнее             
цифровизироваться, у граждан будут дополнительные преимущества, жизнь станет    
удобнее и проще.                                                                
                                                                                
Законопроект концептуально поддержан правительством, соответствующими           
комитетами Государственной Думы. Правовое управление Аппарата Государственной   
Думы юридических замечаний не имеет.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, готовы, разумеется, ответить на любые возможные вопросы.     
Но с учётом важности данного законопроекта... Работа над ним, честно скажу,     
заняла длительное время, мы учли массу и предложений, и замечаний, и, самое     
главное, учли мнения и пожелания муниципалитетов и регионов. С учётом           
изложенного прошу поддержать.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Дениса Борисовича Кравченко.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с вами в соответствии с Регламентом должны                
дорассмотреть 35-й вопрос, прерывать рассмотрение не имеем возможности. Но,     
учитывая, что у нас Николай Александрович Панков прибыл для обсуждения          
вопроса под пунктом 20 и темы, которую вы попросили, чтобы мы обсудили в        
закрытом режиме, тем более у нас вот сейчас только была возможность             
обменяться, ответы на вопросы есть, просьба фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..."    
найти Делягина - он ярко выступил, будет правильно, чтобы мы ответ ему смогли   
дать, тем более у Николая Александровича Панкова есть что сказать.              
                                                                                
Нина Александровна, подождите, и ваше время наступит, возможность высказаться   
будет.                                                                          
                                                                                
Просто я смотрю, что Делягина нет...                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы звучали, ярко, пламенно все выступали,   
просили, чтобы статс-секретарь - заместитель министра ответил на вопросы.       
Заместитель министра обороны будет выступать, а депутатов нет. Будет отвечать   
на вопросы, а те, кто их задавал, отсутствуют - как так? Вот давайте            
мобилизуйте в зал.                                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В КПРФ - да, а в "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ..." - нет. А        
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" вся на местах и на трибуне.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Денис Борисович.                                                    
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!..                             
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, с учётом особенности момента я сокращу своё      
выступление предельно.                                                          
                                                                                
Комитет Государственной Думы по экономической политике рассмотрел проект        
федерального закона № 173246-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О     
концессионных соглашениях" и Федеральный закон "О государственно-частном        
партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и          
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
Предложенные законопроектом изменения будут способствовать, на наш взгляд,      
развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры в муниципальных          
образованиях, привлечению внебюджетных средств в проекты в сфере                
искусственного интеллекта и других информационных технологий, а также           
повышению уровня цифровизации городских хозяйств и позволят сократить разрыв    
между малыми городами и крупными.                                               
                                                                                
У комитета есть ряд замечаний, но я, с вашего позволения, не буду на них        
останавливаться, Вячеслав Викторович, с учётом особенности момента - мы их      
отразили в решении комитета. С учётом тех замечаний, которые, мы считаем, мы    
точно сможем поправить - с авторами мы об этом договорились, со всем            
авторским коллективом, - ко второму чтению, Комитет по экономической политике   
рекомендует принять указанный проект федерального закона в первом чтении.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вопросы докладчику, содокладчику? Есть вопросы.                        
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Коллеги, вы исходите из того, что право депутату дано Конституцией, граждане    
вам делегировали права, поэтому посягать не можем на это право, лишь взывать    
к сознательности.                                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос Константину Константиновичу.                                             
                                                                                
Вот скажите, пожалуйста, IT-технологии в муниципальных образованиях не так уж   
сильно у нас и развиты - какая необходимость передавать вот этот вопрос в       
концессию? Неужели те же муниципальные образования или государственные          
учреждения не могут работать по договору, по контракту? В чём проблема и        
зачем передавать в концессию, ну, вот этот довольно рискованный инструмент?     
                                                                                
ДОЛГОВ К. К. Спасибо большое за вопрос. Я позволю себе всё-таки не              
согласиться с тем, что у нас в муниципалитетах IT-решения не развиты. Ну,       
процесс цифровизации идёт, идёт довольно интенсивно даже. По региону, который   
я представляю в Совете Федерации (Мурманская область), я знаю, что это так:     
от уборки снега до контроля за движением техники, общественного транспорта и    
так далее - все эти процессы и в рамках "Безопасного региона", и в рамках       
"Умного города" на самом деле, извините за такое, может быть, не самое          
отечественное слово, декомпозируются, спускаются на муниципальный уровень,      
поэтому, конечно, муниципалитеты напрямую с этим имеют дело в повседневной      
жизни, а уж граждане точно.                                                     
                                                                                
Значит, что касается передачи, мы ничего никому не передаём, речь идёт о        
восполнении вот этого пробела, о снятии запрета на привлечение внебюджетных     
средств, корпоративных средств, средств бизнеса в эту важную сферу. Это         
возможность, это не обязанность ни в коем случае, это дополнительный канал      
финансирования решений этих вопросов.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович.                     
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
И вот, Константин Константинович, в связи с вашим ответом как раз следующий     
вопрос. Всё-таки, как один из авторов законопроекта (может быть, вы все         
вместе авторы), как вы видите порядок финансирования, софинансирования: какой   
тут механизм будет действовать в отношении соответствующих проектов?            
                                                                                
ДОЛГОВ К. К. Механизм будет действовать ровно тот, который предусмотрен двумя   
федеральными законами - о государственно-частном партнёрстве и о концессиях,    
там ничего нового нет. В механизме, как я уже сказал при представлении этого    
законопроекта, учтены были пожелания Министерства финансов, учтены были они в   
отношении бухгалтерского, налогового законодательства, учёта. Мы очень долго    
эти вопросы обсуждали, пришли в целом к единому пониманию. Абсолютно прав       
коллега, Денис Борисович: там есть некоторые замечания, они несколько другого   
порядка, они будут нами учтены, в случае принятия будут учтены, несомненно,     
ко второму чтению. Порядок финансирования определён. Ещё раз, мы не отменяем    
законы о ГЧП и о концессиях, это дополнительная возможность.                    
                                                                                
Что касается сочетания этого законопроекта с правами муниципалитетов и с        
соответствующим федеральным законом, это будет сделано, это как раз одна из     
тех поправок (уже готовых), которую мы учтём ко второму чтению.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мархаев Вячеслав Михайлович.                  
                                                                                
Подготовиться Коломейцеву.                                                      
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Константин Константинович, какая ответственность        
предусмотрена в рамках концессии за незаконное распространение персональной,    
коммерческой или государственной информации, которая ему становится доступна    
в рамках концессии? Каким образом будет обеспечиваться и гарантироваться        
информационная безопасность от киберпреступлений? Каков уровень такого          
обеспечения и каковы гарантии? И ещё: предусмотрен ли запрет на участие в       
таких концессионных соглашениях организаций с участием в них участников или     
конечных бенефициаров - нерезидентов Российской Федерации?                      
                                                                                
ДОЛГОВ К. К. Спасибо. Вопросы информационной безопасности, разумеется, в        
полной мере учитываются, продолжают действовать все соответствующие нормы       
федеральных законов. Акцентирую просто внимание на том, что существует          
обширное техническое регулирование в области создания информационных систем     
по их защите, в частности сошлюсь на постановление правительства № 676,         
приказ ФСТЭК № 117. Все эти нормативные акты продолжают действовать, никоим     
образом здесь нарушений не будет, мы опять-таки это обсуждали. И разумеется,    
в соответствующих соглашениях о концессиях, о государственно-частном            
партнёрстве соответствующие аспекты в соответствии с установленной практикой    
фиксируются, прописываются в той мере, в какой это необходимо. Эта              
возможность, которая создаётся законопроектом для подписания соглашений о       
концессии, о концессиях и о ГЧП, разумеется, не отменяет ни единой нормы,       
связанной с защитой персональной информации или с информационной                
безопасностью. Точно так же действуют указ президента, все соответствующие      
нормы об обеспечении критической информационной инфраструктуры и об             
использовании отечественного программного обеспечения с 2023 года, как вы       
знаете, в основном, с 2025 года - полностью.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Константин Константинович, вы, вероятно, при подготовке проекта       
закона знакомились с опытом концессий в других отраслях Российской Федерации    
и, наверное, можете назвать хотя бы один положительный. Напомню, что министр    
электронного правительства находится в местах не столь отдалённых,              
замминистра энергетики, который в концессию взял водоканал Ростова-на-Дону,     
отсидел восемь лет, ну, могу продолжать. В то же время сейчас вам внесли        
новый бюджет, в котором резко уменьшаются бюджетные вливания в IT-технологии.   
Вы действительно верите в то, что вы уменьшите количество сити-менеджеров и     
глав муниципальных образований, которые сегодня привлекаются за нецелевое       
использование средств, давая им дополнительные искушения?                       
                                                                                
ДОЛГОВ К. К. Ну, вы знаете, я могу, наверное, в порядке, так сказать, просто    
общего замечания сказать (я понимаю, что вы имеете в виду, конечно, в полной    
мере), ну, в порядке общего замечания: если бояться, что закон будет            
нарушаться, не надо вообще никакой закон принимать. Понятно, что попытки        
нарушения закона могут быть, поэтому для пресечения таких попыток и их          
недопущения у нас есть соответствующие органы и структуры, действуют            
соответствующие нормы.                                                          
                                                                                
Значит, что касается искушений, то искушения, честно говоря... Единственное     
искушение, которое сейчас есть у многих глав муниципалитетов, - это то, что     
задачи есть, а средств не хватает, поэтому, если будет возможность привлекать   
средства в соответствии с новым законом, в соответствии с законодательством,    
я думаю, большинство из них будет счастливо. Если кто-то ступит вот на ту       
скользкую дорожку, о которой вы говорите, - будут нести соответствующую         
ответственность. Это наша принципиальная позиция, и мы даже, честно говоря,     
здесь не занимались специально, скажем так, вопросами правоохранительными или   
вопросами правоприменения. Почему? Потому, что, очевидно, так сказать, нормы    
закона должны быть детально проработаны, это так. Они проработаны, будут        
внесены поправки, как я сказал, определённые, а дальше, так сказать, это        
обычная практика правоприменительная. Поэтому, думаю, искушения не будет,       
особенно в сегодняшних условиях, когда нужны дополнительные средства. Да,       
государство действительно финансирует, но средств часто не хватает. Вы сами     
об этом сказали, что есть определённые сокращения, мы все прекрасно понимаем,   
почему и как, все с пониманием к этому относимся, поэтому в этих условиях       
привлечение средств через ГЧП и концессии только повышает актуальность этого,   
на наш взгляд, во всяком случае на взгляд соавторов.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Денис Борисович. Вы хотели сказать?           
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б. Да, спасибо, Вячеслав Викторович.                               
                                                                                
Я хотел Николаю Васильевичу заметить, что этот законопроект как раз позволяет   
дополнительные средства привлекать на нужды муниципалитета и опережающими       
темпами заниматься цифровизацией на уровне муниципалитетов. Примеры появятся    
после того, как будет принят соответствующий закон, - надеюсь, при вашей        
поддержке, Николай Васильевич. Мы замещаем государственные средства в их        
отсутствие частными.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Денис Борисович и Константин Константинович! Почему на    
самом-то деле многие молчат, а другие задают вопросы? Доверие к концессиям      
низкое. Почему? Потому, что концессия в вопросах теплоснабжения,                
водоснабжения к этому привела, а в ряде регионов от неё отказались, причём со   
скандалами, с конфликтами. И что касается тарифов, обещали, что они расти не    
будут, а теплоснабжающие и водоснабжающие системы будут ремонтироваться, - в    
итоге их ремонтируют за счёт тарифа, за счёт граждан, а сейчас ещё и            
используют Фонд национального благосостояния через 20-летний инвестиционный     
кредит под льготную ставку 3 процента.                                          
                                                                                
Что касается концессии на транспорте - вот мы недавно обсуждали этот вопрос,    
- знаете, каково её соотношение? 7,5 процента, а всё остальное - это            
федеральный бюджет, региональные бюджеты. Доходность при этом в соглашении      
записывается - не менее 12 процентов. Об этом речь!                             
                                                                                
Поэтому здесь вот всё хорошо, вот давайте мы привлечём инвестиции... Где они?   
Давайте сначала проанализируем, здесь правильно говорят. И покажите пример, и   
покажите соотношение. А сфера сейчас очень интересная, доходная, но только,     
как вы понимаете, если мы примем решение о концессии, тут должно быть всё       
прозрачно. А вот есть эта прозрачность или нет? Вы, как первый заместитель      
председателя комитета, обеспечьте! Кроме того, обязательно, чтобы при           
концессии была возможность у муниципалитета решать эти задачи самостоятельно,   
у региона - решать задачи самостоятельно. Почему? Концессия, допустим, в        
тепловодоснабжении в своё время таким образом развивалась, что тот регион,      
кто не участвовал в ней, не получал средства по льготному кредитованию,         
получали только концессионеры. Поэтому не надо загонять туда, надо давать       
возможность выбора. Есть эффективный глава, реализует он свои полномочия,       
решает эти задачи - пускай делает это, давайте ему право такое дадим. Тот,      
кто хочет с себя это снять и идёт по пути концессии, должен понимать риски      
того, что он теряет рычаги управления, возможно, в том числе это соглашение     
заставит его принимать другие решения. Но у региона и муниципалитета должно     
быть право решать эти вопросы в рамках своих полномочий. Важно, чтобы это в     
законе было. У нас, допустим, по тому же горэлектротранспорту, где 11           
регионов будут участвовать в концессии, первоначально такого права не было. И   
либо ты иди к концессионеру - тогда инвестиции пойдут... Но инвестиции опять    
же какие? Федеральный бюджет, ВЭБ как институт финансирует под льготный         
процент, но только концессионера. Понимаете, о чём речь идёт? Мы должны все     
эти вопросы здесь учесть. Причём при обсуждении этой темы правительство         
согласилось с аргументами, что должен быть выбор. И сейчас вот по               
горэлектротранспорту из 11 регионов такие регионы, как Нижегородская область,   
Саратовская область, Волгоградская область, не пошли по пути концессий с        
привлечением коммерческих структур, они за собой оставили право создания        
своего регионального государственного предприятия и участия в процессе через    
свою ответственность, и решать они будут те же задачи. У кого лучше получится   
- посмотрим.                                                                    
                                                                                
Там есть свои нюансы, связанные с чем? Либо концессионер получает тот тариф     
(в данном случае стоимость билета), который ему обеспечивает доходность, либо   
регион должен заплатить вот эту разницу, которой не хватает концессионеру. А    
как следует из анализа по той же Волгоградской области, это в год должно было   
составлять 1,8 миллиарда. Ну за эти деньги регион обновит и троллейбус, и       
трамвай самостоятельно, если не будет концессионеру доплачивать. Тем более      
там написано, что концессионер на себя берёт только обновление транспорта, а    
всё остальное - государство.                                                    
                                                                                
Почему об этом говорю? Посмотрите нормы этого законопроекта. Желание бизнеса    
побороться понятно, но только, опять-таки исходя из анализа предыдущих          
подходов, 7,5 процента - это доля. При этом дальше она сопровождается           
льготными кредитами и теми же финансами ВЭБа и так далее, и получается, что     
туда деньги придут... Вот Отари Ионович улыбается, потому что он в своё время   
был одним из тех, кто создавал крупный бизнес, он понимает, о чём речь идёт.    
Давайте просто вещи называть своими именами. А если Константин Константинович   
хочет содержательного спора, думаю, мы не дойдём до принятия этого              
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Долгову включите микрофон.                                                      
                                                                                
ДОЛГОВ К. К. Извините, пожалуйста. Я полностью, Вячеслав Викторович,            
поддерживаю ваши замечания. Разумеется, концессионные, да и о ГЧП соглашения    
должны очень детально прорабатываться, вы абсолютно правильно говорите.         
Всё-таки я ещё раз позволю себе сказать, что это дополнительная возможность,    
никто не будет принуждать глав муниципалитетов сохранять полномочия, они        
будут действовать самостоятельно, если у них есть желание, есть                 
соответствующие средства, разумеется. Это дополнительная возможность, просто    
мы снимаем тот барьер, который был, но задача детальной проработки              
соответствующих концессионных соглашений не отменяется. Полностью с вами        
согласен, это очень важная задача. Я не думаю, что у нас есть противоречия      
здесь.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Самое главное, чтобы мы не загоняли муниципалитеты, не    
было обязаловки, не создавалось условие "не пойдёшь в концессию - тебе не       
дадут инвесткредит". Должен быть выбор осознанный, с участием региональных и    
муниципальных депутатов, если они идут на эти шаги. Тогда будет другой          
разговор.                                                                       
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот Николай Александрович, заместитель министра обороны,     
сегодня пришёл, мы многие вопросы уже обсудили, у него есть что сказать,        
поэтому призываю к вашей сознательности. В первом чтении законопроект           
поддержим, ко второму надо вносить поправки и его шлифовать. Если есть другая   
точка зрения, давайте выскажем её, но если есть поддержка, а комитет            
поддерживает, коллеги, давайте время, может быть, не будем тратить, исходя из   
того, что уже было сказано? Настаиваете на выступлениях, коллеги? Нет? Не       
настаиваете.                                                                    
                                                                                
Полномочные представители президента, правительства? Нет.                       
                                                                                
Заключительное слово? Константин Константинович, вы же уже высказались.         
                                                                                
ДОЛГОВ К. К. Нечего добавить. Спасибо большое за такое решение, за такое        
руководство.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Но это товарищеское предложение. Вы сенаторы,    
а мы депутаты. Депутатов избирает народ. А вот Коломейцев почему так            
выступает? Я вот тоже на это обратил внимание. У него классовая ненависть к     
вам, он говорит, что сената нет.                                                
                                                                                
Николай Васильевич, я вас утром не расстраивал, а сейчас скажу. Ровно           
сегодня... У нас сегодня 19-е? 19 октября 1917 года была распущена Четвёртая    
Государственная Дума Российской империи. Поэтому прекратите свои разговоры о    
классовой ненависти. Видите, кто вам хлопает? Один человек - Делягин, он тоже   
идёт по этому скользкому пути.                                                  
                                                                                
Заканчиваем дискуссию. Долгову скажем спасибо, это наш коллега, товарищ.        
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 35-й вопрос нашей повестки.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              329 чел.73,1 %                                    
Проголосовало против           56 чел.12,4 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.