Заседание № 111
08.07.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 173231-4 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1579 по 1846 из 7074
Пункт 11, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации главнокомандующего Военно-воздушными силами генерала армии Владимира Сергеевича Михайлова. Пожалуйста. МИХАЙЛОВ В. С., официальный представитель Президента Российской Федерации, главнокомандующий Военно-воздушными силами. Добрый день, уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В настоящее время значение Центрально-Азиатского региона для развития внешнеполитической обстановки в мире неуклонно возрастает. В данном регионе пересекаются интересы ведущих мировых держав, связанные прежде всего с борьбой за неограниченный доступ к сырьевым ресурсам. События последних лет свидетельствуют об активизации деятельности ряда стран мира, прежде всего Соединённых Штатов Америки, направленной на длительное закрепление своего экономического, политического и военного присутствия с одновременными попытками снизить роль и значение Российской Федерации как одной из ведущих мировых держав и регионального лидера. Всё это требует принятия адекватных мер как политического и экономического характера, так и в области обеспечения военной безопасности России. В целях отстаивания интересов Российской Федерации, укрепления ее влияния на дальнейшее развитие ситуации в регионе роль и значение авиационной базы в Канте, по нашему мнению, трудно переоценить. Географическое расположение авиационной базы, почти в центре региона, позволяет нам в полной мере оперативно и эффективно использовать потенциал состоящих на вооружении авиационных комплексов для решения задач как в составе авиационного компонента коллективных сил быстрого реагирования Центрально-Азиатского региона, коллективной безопасности, так и при решении Военно-воздушными силами самостоятельных задач. Запланированные мероприятия по дальнейшему развитию и реконструкции авиационной базы в Канте, ремонт и удлинение ВПП позволят значительно увеличить радиус действия боевой авиации Военно-воздушных сил, вплоть до Индийского океана. Кроме того, помимо решения чисто военных задач нами предполагается использование сил и средств базы для активного противодействия угрозам международного терроризма во всех формах его проявления, что в данном регионе чрезвычайно актуально. Всё это и послужило основой для принятия решения о создании данной авиационной базы в сентябре 2003 года. Вы знаете, что соглашение киргизской стороной было ратифицировано в мае 2004 года. Данное соглашение соответствует Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, законодательству, договорной практике Российской Федерации, в полной мере отвечает долгосрочным стратегическим интересам Российской Федерации в регионе и экономически выгодно, им также определены и правовые основы ее функционирования. С момента подписания соглашения Минобороны проведена, можно сказать без преувеличения, достаточно большая работа по обустройству авиационной базы, выполнен значительный объем работ по восстановлению всех объектов на аэродроме, перебазирована авиационная техника, завершен первый этап создания авиационной базы, и она укомплектована личным составом. На это нам пришлось потратить более 200 миллионов рублей. Предполагается, что дальнейшее содержание базы будет обходиться почти в 130 миллионов рублей. Помимо этого российская сторона освобождается от платы за использование каналов связи в пределах территории Киргизской Республики, за электроэнергию, воду и другие виды коммунально-бытовых услуг. Уважаемые депутаты, в заключение кратко проинформирую вас о том, что авиационная база уже практически существует, первый этап ее создания выполнен в полном объеме. Вторым этапом развития авиационной базы предполагается увеличение в количественном отношении авиационной техники и личного состава до шестисот человек. И такими же этапами предусматривается и реконструкция летных полей, совершенствование радиотехнического и радиолокационного обеспечения полетов, а также системы связи и всестороннего тылового обеспечения. Но главное - это все-таки люди, и поэтому спланирована и проводится большая работа по дальнейшему обустройству личного состава. Мы твердо убеждены, что существование авиационной базы в Канте отвечает национальным интересам России и соответствует экономическим возможностям нашего государства. Уважаемые депутаты, с учетом геополитических интересов России в Центрально-Азиатском регионе, а также ее военно-политической значимости необходимо соглашение, я прошу вас положительно рассмотреть и принять Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики", которое было подписано, я повторяю, 22 сентября 2003 года. Вся необходимая документация по этому вопросу разработана, рассмотрена на всех уровнях и инстанциях. Теперь слово за вами. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич, присаживайтесь. Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Андрею Афанасьевичу Кокошину. КОКОШИН А. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками детально рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики". Могу отметить, что группой депутатов - членов комитета была осуществлена поездка на данную базу и непосредственно на месте были рассмотрены многие аспекты ее деятельности. Проблемы, связанные с ее жизнедеятельностью, с ее ролью в этом регионе, обсуждались с руководством Киргизской Республики, после этой поездки - с руководством Министерства обороны. Мы предлагаем ратифицировать данное Соглашение. При этом - мы уже обращались к Председателю Правительства Российской Федерации - нужно принять все необходимые меры по обеспечению жизнедеятельности российской авиационной базы на территории Киргизии, поскольку далеко не все вопросы могут быть решены непосредственно Министерством обороны и конкретно главкоматом ВВС. Нельзя не отметить, что командование базы, командование соответствующего объединения ВВС и главкомат ВВС действительно сделали очень многое для того, чтобы данная база была боеспособной и могла решать те задачи, о которых сейчас говорил главком ВВС. Но еще целый ряд вопросов материального свойства и вопросов обеспечения личного состава, укомплектованности и прочего предстоит решить. Поэтому ратификация в этом отношении крайне важна, необходима, она дает дорогу для решения целого ряда тех вопросов, которые пока не решены. Хотелось бы обратить также внимание правительства на необходимость материального обеспечения, комплексного обеспечения безопасности данной базы, поскольку это все-таки район определенной нестабильности, и там забота об обеспечении безопасности наших граждан, наших военнослужащих и их семей должна быть первостепенной задачей. Прошу поддержать решение комитета и официального представителя Президента Российской Федерации по ратификации данного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Афанасьевич, присаживайтесь. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть, вижу. Пожалуйста, Митрофанову Алексею Валентиновичу включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, мы рассматриваем вопрос о ратификации соглашения о статусе и условиях пребывания российской авиабазы на территории Киргизии. Сразу скажу, что мы будем голосовать за, но у нас очень много вопросов по ситуации, которая складывается в этом регионе. Во-первых, нам непонятно, почему так долго решали по поводу этой базы. Ведь киргизы давно ратифицировали соответствующее соглашение. А что мы решали? Кто и почему так долго этот вопрос решал? Я думаю, что в заключительном слове представители правительства объяснят нам, какие стратегические вещи обсуждались, когда мы так долго принимали это решение. Дальше. Расскажите нам, почему были отданы стратегические базы в Средней Азии, в том числе в Оше. И почему туда пришли потом американцы? Вот это очень интересный вопрос. Он нас давно беспокоит, и мы будем его постоянно задавать. Если надо, десять лет, двадцать. Мы помним эту ситуацию, когда сверхсекретные советские базы в итоге за неделю оказались в американских руках, причем бесплатно, под видом борьбы с терроризмом, с тем, с другим. Нам непонятно, когда этот вопрос решался, в том числе и о перемещении американцев в Узбекистан и Киргизию. Почему не был задействован механизм Шанхайского соглашения? Почему мы не собрали "шанхайскую пятерку" и не посоветовались, в том числе с китайскими товарищами, как быть в этой ситуации. Они обиделись, и правильно! Я думаю, что они помнят эту обиду - как мы в одно касание пустили американцев туда. А уходить они почему-то не собираются. Почему они не собираются уходить оттуда? Недавно было заявление "шанхайской пятерки" о том, что ставится вопрос о времени пребывания американцев, но очень мягко ставится. Когда они уйдут оттуда, каковы сроки и цели операции в Афганистане? Мы не понимаем! Мы знаем одно: контрабанда наркотиков из Афганистана увеличилась в десять раз по сравнению с ситуацией во время пребывания у власти талибов. Значит, талибы были лучше! Значит, талибы, повторяю, были лучше! И мы говорили об этом здесь много раз: талибская власть хоть и жестокая, но с ней можно было общаться и разговаривать. А сейчас с кем разговаривать? С бандами, которые бегают из кишлака в кишлак? Или с американцами, которые контролируют только резиденцию главы государства и свои наркотические интересы, больше ничего? Я помню, когда секретарь Совета Безопасности Игорь Иванов сказал, что 60 процентов наркотиков из Афганистана идут наземным путем, я ему задал вопрос: "А остальные как идут?". Он говорит: "Наземным путем, остальные - иными путями". Я говорю: "Значит, авиационным путем? Так скажите, что авиационным путем". У кого есть авиация? У талибов? Талибы летают или бен Ладен летает на самолетах? Летают американцы и возят наркотики напрямую из Афганистана авиационным путем на свои базы в Европе. Вот об этом надо говорить здесь! И мы должны твердо знать, кто занимается этим всем. И надо четко поставить вопрос о базах по производству наркотиков, фактически уничтожающих Россию. Фактически осуществляется наркоагрессия против России. А если американцы не поймут, то надо бить по этим базам с наших авиабаз, как было заявлено, кстати, однажды. Для чего мы строим в Канте авиабазу? Чтобы тратить бюджетные деньги там, обустраивать это, да? В Оше мы отдали базу, в Канте мы оставим. Почему в Оше мы отдали базу? Что, в Оше плохо, что ли, было? Кто просил это делать? И что мы будем делать в Канте? Опять потратим бюджетные деньги, а потом будет принято решение уйти оттуда? Обустроим, и опять придут американцы, то есть сделаем для них ремонт. Нет, так не должно быть. Мы должны твердо знать, для чего эта база - для того, чтобы в случае необходимости наносить удары по центрам производства наркотиков в Афганистане. Если американцы не справляются с этим, не знают, как это сделать, если в десять раз при них поток наркотиков увеличился, значит, мы должны знать и наносить удары по этим точкам, как это обещалось неоднократно. Надо вместе с Китаем четко поставить вопрос американцам: сколько вы там будете и в чем задача вашей операции? Нет - уходите оттуда, уходите, вы здесь не нужны, вы только мутите воду в Средней Азии, эти все события в Андижане не без вашего участия, не без вашего присутствия. Эти все вопросы надо ставить. Если мы получим на них ответы: да, база в Канте не для того, чтобы тратить на это бюджетные деньги и делать ремонт взлетно-посадочной полосы, а для того, чтобы выполнять стратегические задачи, и американцы будут там ограниченное время, мы объединимся с китайцами и будем их, американцев, душить там... А у нас есть такой инструмент: шанхайское соглашение - это серьезнейший, рассчитанный на перспективу инструмент, который мы можем использовать вместе с китайской стороной. Вместе с Китаем мы всем голову свернем: у нас есть природные ресурсы, у них есть людские ресурсы, у них есть колоссальная вертикаль, у них есть желание заниматься военными вопросами, у нас нет желания, но есть технологии, остались еще с советского времени, этого им не хватает, поэтому вместе мы можем представлять собой серьезную силу. Если мы готовы это делать, тогда это интересно. А если мы просто перемещаем военнослужащих из одного места в другое и они не понимают, зачем они там находятся... Ваши военнослужащие, те, кто будет в Канте, понимают, какую задачу вы им ставите? Что и от кого они должны охранять? Если они этого не понимают, будут там чай под навесом пить, тогда ничего не надо. Зачем? Они должны твердо знать, какие боевые задачи они будут решать, что они будут делать: будут ли они наносить бомбовые удары туда, куда им скажут, будут ли они идти к Индийскому океану, или нет? Они должны всё это знать. (Впервые, кстати, в вашем докладе прозвучало географическое понятие "Индийский океан". Это правильно, давно пора уже говорить об этом.) Нам нужны ответы на эти вопросы. И надеемся, что такого долгого, мучительного раздумья, которое было у нас перед ратификацией, когда киргизы нас толкали: ну вы будете делать базу, будете делать базу, будете делать базу? - а мы говорили: ну мы думаем, мы пока не знаем... Ну наконец-то созрели для одной базы, но даже когда созрели, надо точно давать себе ответ на вопрос: что мы собираемся там делать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Варенников Валентин Иванович. ВАРЕННИКОВ В. И., фракция "Родина". Фракция "Родина" целиком и полностью поддерживает проект закона о создании нашей авиационной базы на территории Киргизии по ее просьбе. В то же время я лично по многим позициям разделяю ту обеспокоенность, которую сейчас высказал коллега-депутат Митрофанов. Действительно, мы недостаточно оперативно решаем задачи в интересах нашего Отечества, имея в виду, что наши соседи должны быть, конечно, максимально приближены к России и мы должны решать задачи совместно. Мы одновременно обращаемся к Правительству Российской Федерации с просьбой максимально обеспечить базу всем необходимым, для того чтобы она могла решать боевые задачи в интересах мирной политики России и Киргизии, в интересах поддержания мира в этом районе. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выступили Митрофанов и Варенников. От депутатских объединений все представители выступили. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Есть ли необходимость выступить докладчику с заключительным словом? Пожалуйста, Владимир Сергеевич. МИХАЙЛОВ В. С. Вопросов практически не последовало. Я только понял озабоченность депутатов: действительно, надо создавать базу. А те задачи, о которых говорили депутат Митрофанов и генерал Варенников в своих выступлениях, в общем-то, подразумеваются, раз необходимо существование этой базы. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Принимаем решение о вынесении этого законопроекта на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2036 по 2055 из 7074
Коллеги, в рамках "часа голосования" ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерации и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики". Кто за принятие данного закона? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 02 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6% Результат: принято Принято.