Заседание № 67

04.10.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 173061-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" (в части осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в целях проведения эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 729 по 1381 из 5276
Коллеги, переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона   
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных           
средств".                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Александр Петрович Петров.                                          
                                                                                
ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы с вами в сентябре          
рассмотрели данный законопроект в первом чтении, он касается эксперимента по    
дистанционной доставке рецептурных лекарственных препаратов. Дистанционная      
торговля безрецептурными лекарственными препаратами в период эпидемии           
показала себя очень хорошо, нам поступили положительные отзывы от населения.    
                                                                                
В эксперименте будут участвовать три субъекта Российской Федерации. Мы много    
обсуждали в рабочих группах эти вопросы и пришли к мнению, что всё-таки будем   
эксперимент запускать, а не обсуждать дальше, и сегодня вам предлагается        
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Всего к законопроекту поступило 17 поправок: 5 поправок юридико-технического    
характера включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных комитетом к          
принятию, и 12 поправок включены в таблицу поправок № 2, рекомендованных к      
отклонению. Это не значит, что мы их отклонили навсегда. Мы договорились, что   
будет создана рабочая группа в комитете и мы будем над ними работать. Там       
есть разумные мысли, но пока мы всё ещё не пришли к консенсусу - нам нужно      
будет ещё поработать. Правительство с нами согласилось, продолжим работу над    
этим законопроектом по включению новых субъектов, которые будут готовы к        
эксперименту, по расширению перечня, по льготникам. Там есть вопросы, на        
которые нужно будет дать ответы.                                                
                                                                                
А сегодня мы предлагаем вот эту таблицу из пяти юридико-технических поправок,   
то есть, по сути дела, законопроект первого чтения - надо начинать работу.      
Комитет просит вас поддержать нас в этой работе и проголосовать за таблицы      
поправок № 1 и № 2.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть           
замечания? Нет.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 11 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
По таблице поправок № 2 есть замечания, коллеги? Есть.                          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич.                                                       
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, просьба рассмотреть отдельно поправки 5, 7, 11 и 12.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы автор этих поправок?                                   
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Да.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наумов Станислав Александрович.               
                                                                                
НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, просьба отдельно рассмотреть поправки 6, 8, 9    
и 10. Мы авторы.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица        
поправок № 2, кроме поправок 5, 7, 11, 12, 6, 8, 9, 10. Правильно?              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 13 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.65,8 %                                    
Проголосовало против           11 чел.2,4 %                                     
Воздержалось                   20 чел.4,4 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается, за исключением поправок 5, 7, 11, 12, 6, 8, 9, 10.                 
                                                                                
Пожалуйста, по поправкам 5, 7, 11, 12, коллега Леонов. Вы будете по всем        
докладывать или по очереди? Все сразу. Хорошо.                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Мы работали с    
экспертным сообществом, поэтому хотим, чтобы всё-таки в том числе их позиция    
была сегодня высказана на заседании Государственной Думы.                       
                                                                                
Поправка 5 касается расширения перечня субъектов Российской Федерации,          
которые могут участвовать в эксперименте: многие субъекты Российской            
Федерации напрямую обращались по поводу того, что они тоже хотят участвовать    
в этом эксперименте. И мы считаем, что в законе необходимо прописать            
возможность, для того чтобы правительство принимало решение о расширении        
перечня субъектов Российской Федерации, которые могут быть участниками          
данного эксперимента.                                                           
                                                                                
Поправкой 7 предлагается добавить в часть 3 статьи 55-1 абзац и,                
соответственно, включить в состав участников эксперимента не только             
государственные органы власти и аптечные сети, но и цифровые агрегаторы. Мы     
считаем, что это будут очень активные, так скажем, участники процесса, они в    
законопроекте никак не обозначены, и поэтому, конечно, их необходимо            
включить, чтобы они были полноправными участниками данного эксперимента.        
                                                                                
Что касается поправки 11 - это поправка, в которой предлагается сократить       
время проведения эксперимента с трёх лет до одного года. Всё-таки Москва,       
Московская область, Белгородская область достаточно активно внедряют вот эти    
цифровые сервисы, цифровые рецепты, и в целом они были участниками в том        
числе разработки данного законопроекта. Поэтому зачем растягивать эксперимент   
на три года, когда можно его провести в принципе и за год? Уверен, что они      
тоже готовы, поэтому мы предлагаем такую поправку.                              
                                                                                
И поправка 12 касается регламентации, так скажем, оформления подзаконных        
актов к данному закону, к данному законопроекту. Мы считаем, что нужно          
поставить сроки до 1 января 2023 года.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Уважаемые коллеги, по поправке 5, о расширении круга регионов.     
Ну, во-первых, нам ни одной заявки не поступило по расширению, есть просто      
устные заявления. Второе, у нас абсолютно чёткие критерии доступности этого     
эксперимента для регионов и правительство провело экспертную работу по          
вопросу, какие субъекты готовы. Если мы хотя бы кого-то не сможем               
обеспечить... Этого допускать нельзя. Мы исходили из того, что эксперимент      
нужен для отлаживания большой машины цифрового здравоохранения в части          
дистанционной торговли лекарственными препаратами.                              
                                                                                
Нужно ли расширять круг регионов - это дискуссионный вопрос на сегодня. Ещё     
раз хочу сказать: заявок не поступало. Устная была от Хабаровского края, но я   
себе слабо представляю, учитывая расстояния в тысячи километров, как будет      
осуществляться дистанционная торговля. Мне кажется, нужно ещё подготовиться.    
Этот вопрос очень критичен. Мы предлагаем согласиться с мнением                 
правительства. Есть параметры эксперимента. Три региона достигли лучших         
результатов в предыдущей работе, они подготовились к эксперименту, выставили    
цифровые системы, там электронные рецепты... Помните, мы с вами принимали       
закон об электронных рецептах? Это для того, чтобы субъекты Российской          
Федерации могли перейти. Они начали переходить, но только три субъекта          
сегодня в полной мере могут работать с федеральными органами власти и делать    
выгрузку, решать другие специфические вопросы.                                  
                                                                                
По поправке 7, об определении участников, как добавлять. Ну, прежде всего,      
сегодня технологические инструменты и сервисы есть в трёх субъектах -           
говорить о том, что нужно добавлять... Ну давайте будем спрашивать, закон       
вступит в действие, а работать с ним не начнут. Зачем их добавлять? Пусть       
регионы готовятся. Мы здесь не догму принимаем, будут решения регионов,         
заявки, докажут они правительству, что готовы, - примем мы с вами закон, я в    
этом уверен. Сегодня нужно работать в рамках определённого закона. За этим      
ведь следуют ещё и деньги, которые должны быть направлены на помощь нашим       
гражданам. И участники эксперимента - медицинские организации, а не             
агрегаторы. У нас твёрдо, чётко в законе прописано, что должна быть настоящая   
аптечная организация - не фейковая, не в облаке, а настоящая, с материальной    
базой, со складами, с живыми аптекарями, которые могут человеку всё             
разъяснить и показать. Агрегаторы будут заниматься доставкой: аптеки заключат   
с ними договор, и пусть они доставку осуществляют, это отдельный вопрос.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 5 из таблицы поправок №     
2. Комитет против её принятия.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 19 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              105 чел.23,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    105 чел.                                          
Не голосовало                 345 чел.76,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование поправка 7 из таблицы № 2. Комитет против принятия.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 20 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               33 чел.7,3 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                     49 чел.                                          
Не голосовало                 401 чел.89,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 7.                                                         
                                                                                
Поправки 5 и 7 отклонены.                                                       
                                                                                
Ставится на голосование поправка 11 из таблицы поправок № 2. Комитет против.    
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 20 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              108 чел.24,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    108 чел.                                          
Не голосовало                 342 чел.76,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 11.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование поправка 12 из таблицы поправок № 2. Комитет против     
принятия.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 21 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за               33 чел.7,3 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                     49 чел.                                          
Не голосовало                 401 чел.89,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 12.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, коллега Наумов по поправкам 6, 8, 9, 10. Также по всем доложите?    
                                                                                
НАУМОВ С. А. Да.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот Сергей Дмитриевич очень эффективно это сделал.     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НАУМОВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы               
действительно согласны с комитетом в том, что поправки либо носят               
перспективный характер, либо могут быть реализованы уже сейчас на уровне        
правительства. И хочу обратить внимание, что предложенные нами поправки,        
первое, упрощают работу с гражданами, потому что дают возможность в каждом      
субъекте Федерации дополнительно к системе цифровой платформы госуслуг          
использовать те цифровые системы, которые есть в системе здравоохранения. Мы    
предлагали просто расширить возможности для граждан обращаться с рецептами и    
получать лекарства.                                                             
                                                                                
Второе. Мы считаем, что нужно подчеркнуть добровольный характер участия в       
этом эксперименте, поскольку есть отдельные предприятия, аптеки, которые,       
может быть, пока к этому не готовы. Но правительство нам поясняет, что          
формулировка это подразумевает.                                                 
                                                                                
И третий важный момент. Мы за то, чтобы всё-таки было меньше бумажной           
волокиты, мы опасаемся того, что вот этот забюрократизированный порядок -       
обязательно должно быть десять документов, подтверждающих личность              
гражданина, личность продавца, личность курьера, - избыточен. И я уверен, что   
правительство само от этого откажется, и не в 2026 году, а в конце 2023-го.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета выскажите.                    
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Уважаемые коллеги, по 6-й поправке. Мы даём возможность регионам   
сегодня работать и с бумажным рецептом, и это правильно. Даже в этих трёх       
регионах не везде и не всегда есть возможность выписать электронный рецепт.     
Любой сбой может привести к тому, что пациент останется без лекарств, а этого   
допускать нельзя. Но этот бумажный рецепт будет вноситься в единую              
информационную государственную систему в сфере здравоохранения, и это           
правильно - таким образом мы проконтролируем его натуральность, то, что он      
действительно выписан, что он не фальшивый. Сегодня в Интернете, наши коллеги   
правы, можно за 100 рублей выписать любой рецепт, но внести его в               
государственную систему, конечно, будет нельзя, и всё будет видно. Так что      
эту поправку мы предлагаем сохранить... вернее, текст сохранить - и             
электронный, и бумажный рецепты.                                                
                                                                                
В 8-й поправке на период проведения эксперимента Минздраву даётся               
дополнительное полномочие. Но полномочий у Минздрава хватает. Мы проверили      
ещё раз: порядок отпуска утверждён приказом Минздрава.                          
                                                                                
По 10-й поправке, касающейся обязанностей лица, осуществляющего доставку. А     
если он привёз не тому? Рецепт у одного человека, а получит совершенно другой   
человек. А это лекарство, и оно может серьёзно влиять на здоровье. Должен       
быть обязательно предъявлен документ, удостоверяющий личность, по которому он   
заполнит одну бумажку - не десять. Но он точно передаст лекарство тому, кому    
его положено получить. Мы считаем, это очень важно с точки зрения               
безопасности наших пациентов.                                                   
                                                                                
И по следующей поправке. Там о принятии нормативных актов по поручению          
правительства. Ну, можно говорить о том, что там тоже формулировка              
некорректна: у нас даты 1 марта и 1 сентября установлены во всех актах.         
                                                                                
Мы просим отклонить эти поправки сегодня. Мы готовы с депутатами из ЛДПР        
работать дальше в рабочей группе. Я уверен, мы придём к консенсусу.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Ставится на голосование поправка 6 из таблицы № 2. Комитет против её            
принятия.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Раиса Васильевна, соберитесь.                                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 25 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за               49 чел.10,9 %                                    
Проголосовало против           22 чел.4,9 %                                     
Воздержалось                   23 чел.5,1 %                                     
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 6 из таблицы № 2.                                          
                                                                                
Ставится на голосование поправка 8. Комитет против принятия.                    
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Вот видите, Раиса Васильевна всех в тонусе держит.                              
                                                                                
Вам не холодно там, Раиса Васильевна? Нет?                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тому, кто работает, никогда не холодно.                   
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 26 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за               22 чел.4,9 %                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   19 чел.4,2 %                                     
Голосовало                     42 чел.                                          
Не голосовало                 408 чел.90,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 8.                                                         
                                                                                
Ставится на голосование поправка 9. Комитет против принятия.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, если вы в данном вопросе ставите на   
вид Раисе Васильевне, то вам это можно делать в течение всего заседания.        
Каждый начинает с себя, а потом уже делает замечания другим.                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 27 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за               22 чел.4,9 %                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                   19 чел.4,2 %                                     
Голосовало                     43 чел.                                          
Не голосовало                 407 чел.90,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 9.                                                         
                                                                                
Ставится на голосование 10-я поправка. Комитет против.                          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё держится на женщинах! Если хочешь добиться            
успеха...                                                                       
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за               25 чел.5,6 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                     41 чел.                                          
Не голосовало                 409 чел.90,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки,       
второе чтение.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно: 401 - за, против нет,         
воздержавшихся нет.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, многоуважаемые коллеги!      
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, прошёл общественное             
обсуждение. Огромное спасибо депутатам, которые работали над этим               
законопроектом, была большая группа. Он вызвал живой интерес, это отстаивание   
интересов наших избирателей. Данный законопроект готов к рассмотрению в         
третьем чтении, и мы очень просим вас попробовать рассмотреть его сегодня в     
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Предлагается рассмотреть законопроект в процедуре третьего чтения. Уважаемые    
коллеги, нет возражений? Нет.                                                   
                                                                                
Начинаем рассмотрение в процедуре третьего чтения. Кто хотел бы выступить по    
мотивам от фракций? Есть желающие.                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления.                               
                                                                                
Александр Петрович, спасибо. Вы тоже от фракции? Хорошо. Сейчас учтём ваши      
предложения. Вы присаживайтесь.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может быть, ответит на вопросы, если они прозвучат в      
ходе выступлений по мотивам. Николай Васильевич, ну, об этом речь.              
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Коллеги, по мотивам выступают по одному от фракции в соответствии с             
Регламентом. Кто будет выступать от ЛДПР: Наумов или Леонов? Леонов. Тумусов    
Федот Семёнович - "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", затем Петров - "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и    
Осадчий - КПРФ.                                                                 
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста, Леонову.                                         
                                                                                
Вы с места будете выступать, Сергей Дмитриевич? Можете с трибуны, лучше с       
трибуны. Убеждайте!                                                             
                                                                                
Коллеги, исходите из того, что, если мнение отличается, убеждайте. Можно        
делать это со спины, но лучше - глядя в глаза.                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну мы обречены на то, что не увидим в данном случае, но   
зато вас всех видим.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                                                  
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР     
поддержит данный законопроект в третьем чтении, мы считаем его социально        
значимым. Конечно, доступность лекарственных препаратов в этом случае будет     
увеличиваться, улучшаться, особенно для маломобильных граждан, особенно для     
людей пожилого возраста. Это очень хороший, большой шаг вперёд - к удобному     
обеспечению лекарствами населения нашей страны.                                 
                                                                                
Ну и в связи с этим, конечно же, и граждане Российской Федерации, и те          
фармацевтические компании, которые занимаются торговлей безрецептурными и       
рецептурными препаратами, ожидают скорейшего завершения эксперимента, хотя он   
ещё не начался. Поэтому есть мнение о том, что эксперимент всё-таки должен      
проходить не три года, а один год. В целом всё можно решить, и наши граждане    
не только в Москве, Московской области и Белгородской области смогут            
пользоваться таким удобным сервисом и получать рецептурные препараты,           
заказывать их онлайн, но и в других регионах Российской Федерации. Надеюсь,     
что правительство всё-таки прислушается в том числе к позиции фракции ЛДПР и    
сократит сроки данного эксперимента.                                            
                                                                                
Также это, конечно, касается и расширения перечня субъектов Российской          
Федерации, потому что, насколько нам известно, нет реальных чётких критериев    
участия того или иного субъекта Российской Федерации в данном эксперименте. В   
целом Министерство здравоохранения, понятно, оценило возможности различных      
субъектов Российской Федерации, и те, которые наиболее подготовлены, будут      
принимать участие в этом эксперименте. Тем не менее в какой-то степени,         
например, Татарстан постоянно говорит о том, что он хочет участвовать. Может    
быть, каких-то письменных заявок в правительство и не было, но можно было бы    
принять нашу поправку, с тем чтобы в законе была по крайней мере возможность    
расширить количество субъектов Российской Федерации, которые могут              
участвовать в эксперименте.                                                     
                                                                                
К сожалению, сегодня коллег из других фракций, которые вносили поправки, -      
видимо, по болезни - нет, а там была очень существенная поправка, она           
касалась рецептурных препаратов, которые...                                     
                                                                                
Добавьте, пожалуйста, немножко времени, я выступаю от фракции.                  
                                                                                
Поправка касалась рецептурных препаратов, которые наши граждане получают за     
государственный счёт - ну, в народе это называется "бесплатные препараты", -    
в основном это, конечно, пенсионеры, инвалиды. И в данном случае вот эта        
категория граждан не подпадает, так скажем, под действие данного закона, что    
является, конечно, несправедливостью.                                           
                                                                                
И в целом, мне кажется, правительству, Министерству здравоохранения             
необходимо подумать над тем, чтобы в том числе сделать удобный сервис...        
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, на выступление по мотивам при рассмотрении в     
третьем чтении - три минуты, а если бы мы с вами обсуждали в первом - от        
фракции семь минут. Ну это регламентная норма, поэтому извините.                
                                                                                
Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...".          
                                                                                
Подготовиться Петрову.                                                          
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Можно с места?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Микрофон вам включили уже.                    
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." поддержит данный         
законопроект.                                                                   
                                                                                
Во-первых, я хотел бы выразить благодарность своему коллеге Александру          
Петровичу Петрову за очень профессиональный и внимательный подход к каждой      
поправке, которую вносили коллеги.                                              
                                                                                
И тем не менее мы хотели бы высказать пожелание, чтобы эксперимент прошёл,      
конечно, успешно и очень быстро и сроки были сокращены, чтобы мы действие вот   
этого закона начали распространять по всей стране. И очень важно это сделать,   
например, на северных территориях, на территории Дальневосточного               
федерального округа, там этот вопрос очень актуальный, поскольку у нас          
малонаселённых пунктов и отдалённых населённых пунктов очень много и доставка   
рецептурных лекарств - это очень актуальный вопрос.                             
                                                                                
Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", поддержим данный законопроект, но с       
учётом тех пожеланий, которые были высказаны при рассмотрении поправок.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Петров, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".              
                                                                                
Подготовиться Осадчему Николаю Ивановичу.                                       
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Фракция          
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит проект федерального закона.              
                                                                                
Прежде всего, мы должны понимать, что мы с вами должны последовательно, шаг     
за шагом уничтожать серый рынок доставки лекарственных препаратов. Он           
существует, огромное количество наших граждан пользуется, и они становятся      
потенциальными нарушителями закона. Поэтому мы обязаны там, где мы можем,       
реализовать конституционное право граждан на доступность лекарственных          
препаратов для медицинского применения, и это главное. Безусловно, мы должны    
ещё и соблюдать равноправие, поэтому по каждому региону, который сможет         
подготовиться к эксперименту, депутатам от региона нужно подавать               
законопроект, что, дескать, мы готовы. Есть заявка от региона - правительство   
выдаст своё заключение. Я уверен, что мы сможем в период проведения этого       
эксперимента говорить о подключении к нему новых регионов, может быть, к        
окончанию эксперимента все регионы заявятся и нам просто не нужно будет         
принимать ещё один какой-то новый закон.                                        
                                                                                
Законопроект был разработан в соответствии с поручением Президента Российской   
Федерации, он поддерживает это предложение. И я вас прошу поддержать данный     
законопроект в третьем чтении, потому что нужно начинать эту работу.            
                                                                                
Спасибо вам большое.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович.                     
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция Коммунистической партии Российской Федерации         
убеждена в том, что лекарственное обеспечение граждан, гарантированное и        
надёжное, - это одно из важнейших направлений стратегии развития системы        
здравоохранения в нашей стране, наряду с двумя такими же важнейшими             
вопросами, как повышение централизации в управлении, что обеспечит качество и   
доступность, и стопроцентное государственное бюджетное финансирование, за       
исключением, понятно, сохранения добровольного медицинского страхования. Это    
стратегические направления.                                                     
                                                                                
Данный законопроект, касающийся системы лекарственного обеспечения, мы          
поддержали в первом чтении, мы поддержали его во втором чтении и, значит,       
будем поддерживать сейчас в третьем чтении.                                     
                                                                                
Почему я попросил слова для выступления? Потому что мы вносили поправки, о      
которых по техническим причинам сегодня не смогли сказать, отчасти они          
совпали с поправками коллег из другой фракции, которые мы частично              
поддержали, но я должен изложить, что вносила наша фракция. На наш взгляд,      
чтобы этот законопроект был более эффективным и справедливым, необходимо        
учесть три вещи.                                                                
                                                                                
Во-первых, расширить число субъектов Федерации по мере их готовности и          
выполнения условий, устанавливаемых правительством. Об этом говорилось          
сегодня, эта тема ставилась на голосование и на заседании комитета активно      
обсуждалась. Ну что же, большинство считает, что нет необходимости в            
положении о расширении числа субъектов, мы всё-таки считаем, что это было бы    
правильно.                                                                      
                                                                                
Во-вторых, необходимо сократить срок проведения эксперимента, вместо трёх лет   
установить один год, что тоже повысило бы эффективность применяемой меры с      
дистанционной торговлей и доставкой лекарственных препаратов, на которые        
имеется рецепт.                                                                 
                                                                                
И в-третьих (не менее важно, особо важно), вносилась поправка об изменении      
следующего положения, я зачитаю, чтобы было понятно. В проекте закона текст:    
"Положения настоящей статьи не распространяются на лекарственные препараты,     
отпускаемые бесплатно или со скидкой гражданам, имеющим право на обеспечение    
лекарственными препаратами за счёт средств бюджетных ассигнований               
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации". Мы здесь       
вносили поправку: вместо "не распространяются", наоборот, записать              
"распространяются". Потому что нам нужно поддержать те категории граждан,       
которые особо нуждаются в доставке таких лекарственных средств. Здесь           
назывались эти категории - это граждане, которых можно отнести к льготникам,    
граждане, которые являются пенсионерами, инвалидами и так далее, и так далее.   
Считаем, что они должны быть включены в число тех граждан, которые имеют        
возможность получить лекарственные средства дистанционным способом.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, учитывая, что все фракции высказали    
поддержку принимаемому закону, давайте мы с вами, исходя из прозвучавших        
предложений, примем решение, поручим профильному комитету, причём не одному,    
не только по охране здоровья, но и комитетам по социальной защите, по           
экономической политике: учитывая, что норма закона предполагает не только       
эксперимент, но и временной промежуток, в течение которого этот эксперимент     
длится, давайте вернёмся к этому вопросу через полгода, проанализируем, если    
будут обращения от регионов, изучим, насколько они готовы, с тем чтобы потом    
можно было взять и принять поправки. Но так как мы с вами впервые будем         
решать вопрос о дистанционном отпуске лекарственных препаратов, давайте         
изучим вот этот период, минимум полгода, а потом уже определимся. Нет           
возражений?                                                                     
                                                                                
Если возражений нет, ставится на голосование в третьем чтении законопроект      
под пунктом 3.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
                                                                                
За - 399, против - нет, воздержавшихся нет.                                     

Заседание № 61

14.09.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 173061-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в целях проведения эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1555 по 2213 из 4655
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об обращении лекарственных средств" в целях проведения эксперимента по   
осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского    
применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным    
способом". Докладывает официальный представитель правительства заместитель      
министра здравоохранения Сергей Владимирович Глаголев.                          
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра здравоохранения Российской Федерации.                      
                                                                                
Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые депутаты! Представляется       
проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об         
обращении лекарственных средств" в целях проведения эксперимента по             
дистанционной торговле рецептурными лекарственными препаратами. Законопроект    
разработан по поручению Президента Российской Федерации после его встречи с     
Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия". Он направлен на      
отработку механизмов розничной торговли рецептурными лекарственными             
препаратами с использованием дистанционных технологий.                          
                                                                                
Для достижения обозначенной цели предполагается дополнить 61-й закон "Об        
обращении лекарственных средств" особой статьёй, регулирующей порядок           
проведения эксперимента по розничной торговле лекарственными препаратами,       
отпускаемыми по рецепту. Законопроектом установлен перечень из трёх субъектов   
Российской Федерации, имеющих значимый опыт внедрения механизма электронных     
рецептов и обеспечения цифрового взаимодействия медицинских организаций,        
розничных аптечных организаций в рамках лекарственного обеспечения.             
                                                                                
Законопроект наделяет Минздрав России правом установления критериев для         
препаратов, которые подлежат такому отпуску в рамках эксперимента, и, кроме     
того, ограничивает возможность реализации дистанционным способом рецептурных    
лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, их прекурсоры,     
радиофармацевтических препаратов, иммунобиологических препаратов, а также       
препаратов, чувствительных к условиям хранения. Правом устанавливать порядок    
проведения эксперимента предполагается наделить Правительство Российской        
Федерации, которое, в свою очередь, определит требования к аптечным и           
медицинским организациям, участвующим в нём, порядок выдачи разрешения,         
порядок реализации лекарственных препаратов и порядок идентификации             
потребителей, которым выписаны рецепты.                                         
                                                                                
Законопроект направлен на отработку и на повышение эффективности механизмов     
лекарственного обеспечения. Просим поддержать.                                  
                                                                                
Спасибо за ваше внимание.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Присаживайтесь.             
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Анатольевич Хубезов, председатель Комитета по    
охране здоровья.                                                                
                                                                                
ХУБЕЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Дополню то, что сказал Сергей       
Владимирович. Это второй шаг. Первый шаг мы сделали в 2020 году, когда          
приняли законопроект о дистанционной торговле нерецептурными лекарственными     
средствами, который имел положительный отклик, во многом помог тогда сдержать   
пандемию. Максимально выиграют здесь маломобильные граждане, которые смогут     
получать рецептурные препараты, не заходя в аптеку.                             
                                                                                
Почему конкретно эти три региона? Потому что там максимальная степень           
готовности к реализации данного проекта, эксперименту, прежде всего высокий     
уровень развития цифровизации.                                                  
                                                                                
Данный законопроект рассмотрен вчера на заседании комитета. Принципиальных      
замечаний со стороны Правового управления Аппарата Государственной Думы нет.    
Комитет рекомендует поддержать концепцию законопроекта в первом чтении.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Аксёненко Александр Сергеевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Добрый день! Хотел поднять вопрос о труднодоступных территориях. Как            
законопроект решает этот вопрос? Мы все работаем на сельских территориях, мы    
знаем, что для удалённых деревень и сельских населённых пунктов вопрос          
доставки медикаментов очень важный. Люди ждут, что мы сделаем передвижные       
аптечные пункты, а не доставку, потому что убеждены, что доставка выйдет        
золотой. Это первый вопрос.                                                     
                                                                                
И второй. Вы владеете информацией, сколько людей за прошедший год пострадало    
от дистанционной продажи в принципе и кто в ситуации, ну, с неправильными,      
нехорошими лекарствами будет нести ответственность? Минздрав или кто-то         
другой?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович.                          
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Александр Сергеевич, спасибо большое за вопросы.                 
                                                                                
Ну, прежде всего законопроект направлен на отработку механизмов дистанционной   
торговли, он разработан в контексте комплексных мер, направленных на            
обеспечение доступности, включающих также лицензирование                        
фельдшерско-акушерских пунктов, завершившееся сейчас, в том числе на            
труднодоступных территориях, направленных на отпуск и реализацию                
лекарственных препаратов.                                                       
                                                                                
Что касается дистанционной торговли, мы видим положительные результаты          
практики применения дистанционной торговли безрецептурными лекарственными       
средствами. Она в том числе значительно улучшила ситуацию в рамках терапии      
ковида, обеспечив самостоятельный выбор потенциально безопасных лекарственных   
препаратов. И наряду с этим хотел бы отметить крайне интенсивную работу         
Росздравнадзора по пресечению работы контрафактных веб-сайтов. Было             
заблокировано за прошедший год более 25 тысяч веб-сайтов, предлагавших          
фальсифицированные, недоброкачественные препараты, препараты с других рынков.   
За соответствующие правонарушения, за предложения их к продаже в Уголовном      
кодексе Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, и         
механизмы пресечения активно реализуются Министерством внутренних дел и         
Росздравнадзором.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, дистанционная торговля лекарственными            
препаратами предусматривает наличие цифровых программных продуктов,             
обеспечивающих регистрацию и хранение персональных данных конечных              
потребителей - граждан нашей России. В рамках цифровой трансформации данная     
услуга, скорее всего, будет полезна, в связи с этим у меня вопросы. Готово ли   
к этому население пенсионного возраста, не имеющее должного опыта и навыков     
пользования мобильными электронными устройствами? На кого возлагаются функции   
и ответственность за разработку, сопровождение программных продуктов и защиту   
персональных данных? Будут ли такие услуги оказываться через федеральный        
портал оказания услуг, например, через государственные услуги?                  
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Вячеслав Михайлович, спасибо большое. Ну, я разложу, если        
возможно, на несколько сегментов вопрос.                                        
                                                                                
Прежде всего, по доступности. Действительно, в рамках реализации федерального   
проекта "Создание единого цифрового контура..." к концу этого года каждый       
субъект Российской Федерации обязан внедрить у себя на практике работу с        
электронными рецептами. Реализация данной работы лежит в контексте              
ведомственных правовых актов Минздрава России и Минцифры, которые               
обеспечивают защиту персональных данных. Естественно, реализация этих           
механизмов не ограничивает никоим образом возможность обычного отоваривания     
рецепта - как бумажного, так и электронного - в натуральной форме, и мы не      
ожидаем, что развитие дистанционных технологий как-то ограничит этот процесс.   
                                                                                
Второй момент. Значимым направлением работы Минздрава России является           
совершенствование федерального регистра граждан, имеющих право на               
лекарственное обеспечение, в который поднимаются назначения и сведения о        
выписанных рецептах. Предполагается, что данные выписанные рецепты будут        
видны также зарегистрированным пользователям в системе "Единый портал           
государственных и муниципальных услуг (функций)".                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, безусловно, законопроект поддерживаю. Он         
своевременный, важный и нужный, его поддерживают и граждане, и                  
фарморганизации, но у меня также был вопрос про такую чувствительную сферу,     
как персональные данные, потому что это медицина, здоровье и информация о       
препаратах, а мы недавно слышали о скандале с системой "Яндекс Еда". Скажите,   
пожалуйста, считаете ли вы целесообразным установить на федеральном уровне      
повышенные требования к обеспечению информационной безопасности и защите        
персональных данных для медицинских и аптечных организаций, которые участвуют   
в эксперименте по интернет-торговле? Или безопасность здесь уже организована?   
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Спасибо большое за вопрос. С учётом чувствительности зоны        
хотел бы отметить, что реализация цифрового сегмента этого эксперимента         
базируется на ГИС субъекта, на медицинских информационных системах субъектов    
Российской Федерации, которые работают в рамках жёстких требований к            
безопасности персональных данных. В связи с этим считаем, что приоритетное      
внимание должно быть уделено как раз реализации существующих нормативных        
требований к охране персональных данных пациентов в этих системах.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста.                                     
                                                                                
ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства.                                    
                                                                                
Мы про позитив говорим, и это всё очень интересно, важно, хорошо, но на месте   
топтаться не надо. У меня вопрос по препаратам. Вы говорите по                  
предметно-количественному учёту наркотиков, которые есть, - мы их как бы не     
продаём, да? Но у меня вопрос: если вы вспомните такие препараты, как лирика,   
тропикамид, прегабалин, мы четыре года от министерства добивались, чтобы их в   
предметно-количественный учёт внесли, министерство сопротивлялось, а при этом   
люди умирали - это наркотики, мы это прекрасно понимаем. У вас в проекте        
закона написано "прекурсор", а понятие "предпрекурсор" не включено, например.   
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. А каков рукав будет, если мы выявили наркотик, который идёт просто по   
рецептуре, значит, а это ведь наркотик? И это реальность, аптечная наркомания   
есть, вы это прекрасно понимаете. А при этом какой рукав будет его вывода из    
оборота, чтобы он из онлайн-продажи ушёл? И вы ответственность перекладываете   
на аптеки: аптеки должны определиться, кому они это продают, то есть они        
должны где-то как-то нам гарантировать, что в итоге этот препарат дойдёт до     
покупателя. Каков механизм? Нигде не... (Микрофон отключён.)                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович.                          
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемый Бийсултан Султанбиевич, прежде всего, отмечу, что      
лекарственный препарат прегабалин включён Минздравом в                          
предметно-количественный учёт.                                                  
                                                                                
Следующий момент. Законодательство не содержит сейчас требований к понятию      
"предпрекурсор". Тем не менее данный законопроект наделяет Минздрав России      
правом установить критерии, и мы, естественно, в рамках эксперимента            
ограничим риски дистанционной реализации препаратов с потенциальной             
перспективой, скажем так, злонамеренного использования пациентами               
самостоятельно. В связи с этим реализация эксперимента будет идти в рамках      
строго определённого перечня, и вопросы субъективного применения аптеками       
круга лекарственных препаратов, подлежащих реализации, будут ограничены.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, согласно внесённому законопроекту полномочием    
по определению требований и критериев к медицинским и аптечным организациям     
наделяется Правительство Российской Федерации. Вот в связи с этим велика        
опасность, что в крупных мегаполисах такие полномочия будут только у крупных    
аптечных сетей, и мы тогда не сможем в шаговой доступности приобрести           
лекарства, в том числе и вот таким дистанционным способом, а ведь только в      
Москве сегодня такого рода организаций почти 1700, в области - 1300, а в ещё    
одном участнике эксперимента - в Белгородской области - около 300.              
                                                                                
Скажите, пожалуйста, как правительство учитывает интересы тех, для кого очень   
важно иметь вот эти аптечные организации в пределах шаговой доступности?        
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемая Нина Александровна, критерии, которые будут            
установлены постановлением правительства, будут охватывать все субъекты,        
включённые в эксперимент, без изъятия. И критериям, как мы видим по положению   
о выдаче разрешений на дистанционную торговлю безрецептуркой, удовлетворяют     
как крупные, так и мелкие аптечные организации, критерии охватывают их.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, да?                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, вопрос вам. Будут ли установлены какие-либо      
требования к курьеру, так как он будет перевозить рецептурные препараты?        
                                                                                
И ещё один вопрос. Не могли бы вы уточнить, чем был обусловлен выбор регионов   
проведения эксперимента и почему не включены другие, так как дистанционно       
сегодня налажена продажа лекарств во многих регионах?                           
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемый Михаил Сергеевич, прежде всего опыт взаимодействия с   
курьерами - а мы говорим о препаратах, которые сейчас не требуют                
чувствительных условий хранения, - показывает, что схема доставки               
безрецептурных препаратов успешно реализуется посредством привлечения как       
персонала аптечных организаций, так и курьерских служб.                         
                                                                                
Касаемо отбора субъектов. Мы исходили из развитости систем электронного         
рецепта, из развитости медицинских информационных систем, а также отлаживания   
взаимодействия всех участников выписки электронного рецепта на лекарственный    
препарат, прежде всего медорганизаций и розничных аптечных структур.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Яровая Ирина Анатольевна.                                                       
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, вы знаете, очень много работаю с министерством   
по вопросу Дальнего Востока. А почему Дальний Восток не попадает в число        
пилотных, хотя для нас тема обеспечения лекарственными препаратами в            
труднодоступных районах очень важна? Это первый вопрос.                         
                                                                                
И второе. Вы опять забываете онкобольных, понимаете? Вообще, для онкобольных    
людей нужно вводить проактивный формат обеспечения и рецептами, и               
лекарствами. Когда человек получает официально страшный диагноз, четвёртую      
стадию, вы ему предлагаете найти кого-то, кто пойдёт и за рецептом, и за        
инвалидностью, и за медицинской помощью. Я просто настаиваю на том, чтобы мы    
не откладывали решение этих вопросов. Понимаете, это жизненно важные вопросы!   
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Уважаемая Ирина Анатольевна, ну, прежде всего отбор шёл в том    
числе по цифровым сегментам. Но я считаю, что перспектива участия и критерии    
могут быть отработаны между первым и вторым чтениями.                           
                                                                                
Хотел бы отметить, что законопроект не ограничивает применение этой схемы в     
отношении онкологических лекарственных препаратов, но ограничивает в            
отношении наркотических. Тем не менее Минздравом России в настоящее время       
оптимизирован порядок как отпуска, так и получения рецептов на лекарственные    
препараты, применяемые в рамках паллиативной помощи.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Не так давно я помогал двум жителям, двум очень пожилым женщинам в получении    
бесплатных рецептурных препаратов и доставке им домой. Это были два разных      
района. В одном случае у меня это заняло три часа, в другом - два. Скажу        
честно, это очень тяжело, тем более для пожилых больных людей.                  
                                                                                
Вопрос. Сергей Владимирович, почему из законопроекта исключены бесплатные       
препараты, те самые рецептурные бесплатные препараты, которые получают          
пожилые люди?                                                                   
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Ну, здесь, если позволите, мы отрабатываем именно сейчас в       
рамках эксперимента систему доставки. Вопрос распространения этого механизма,   
уже валидированного, на льготное лекарственное обеспечение требует также        
решения вопросов с бюджетным финансированием с учётом того, что лекарственная   
помощь в рамках программ льготного лекарственного обеспечения, включая          
предоставление препаратов, оказывается бесплатно.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Сергей Владимирович, всё-таки в продолжение этого же вопроса, я его задавал в   
комитете, про льготное лекарственное обеспечение.                               
                                                                                
Мы же сегодня говорим про то, что человек может воспользоваться, может не       
воспользоваться. И если он хочет сам, за свой счёт получить этот рецептурный    
препарат домой, то почему мы ему мешаем, именно тем больным, которые            
действительно нуждаются? Онкологические больные - больше чем на 90 процентов    
это льготники как раз, которые получают лекарства бесплатно, - фактически       
сегодня вычеркнуты вот этим законопроектом, который сейчас внесён, из числа     
тех, кто может получить эти лекарственные препараты. Труднодоступные места, о   
которых тоже говорили, там же целая схема, как получить бесплатный рецепт,      
куда ехать, и гораздо проще было бы сделать дистанционный вариант доставки      
этого лекарственного препарата.                                                 
                                                                                
Я думаю, в рамках выступления можно будет эту тему развить, почему именно       
категории, которым положены льготные препараты, бесплатные препараты,           
препараты, которые поставляются со скидкой, а это порядка 10-12 миллионов       
человек, вычеркнуты сегодня из числа возможных получателей.                     
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Ну, уважаемый Алексей Владимирович, здесь, наверное, надо        
обратиться ещё раз к целям закона, потому что мы видим также усилия субъектов   
Российской Федерации, и это их право принимать решения по оптимизации           
доступности лекарственных препаратов, включая доставку, в том числе             
маломобильным гражданам, через систему социальных работников в рамках           
оказания медицинской помощи.                                                    
                                                                                
Соответственно, сейчас мы полагаем, что этот вопрос лежит не в плоскости        
данного законопроекта и требует дополнительной проработки.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Дмитрий Анатольевич, спасибо. У вас заключительное слово будет.                 
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста.                                     
                                                                                
ХАМЗАЕВ Б. С. Спасибо.                                                          
                                                                                
Ну, вы меня чуть не услышали, это я обращаюсь к представителю правительства.    
Сергей Владимирович, я не знаю, где вы были лет пять назад, но вот я был        
членом Общественной палаты России, и тогда мы не смогли достучаться до          
руководства Минздрава и объяснить им, что так называемый препарат лирика (это   
прегабалин, тропикамид) - это наркотик. Нам тогда ваш министр на тот день       
сказал: ну да, ну, как бы будем, он у нас входит в список жизненно              
необходимых... А мы задали вопрос: а как попал туда этот препарат, который      
рассчитан только на эпилептиков? Чтобы вы понимали, с учётом количества         
эпилептиков 97 процентов продаж составляли продажи препарата не по назначению   
в России, и на сегодняшний день он продаётся.                                   
                                                                                
И мы на пальцах уже доказали и силовым нашим сотрудникам, и администрации,      
что лирика - это препарат корпорации "Пфайзер", у которой уже за семь лет до    
этого в Соединённых Штатах Америки прокурором США было арестовано 1,5           
миллиарда долларов, и большое количество врачей были выгнаны с работы и         
арестованы, потому что это было лицемерие и обман, это был легальный рынок      
поставки наркотиков, и аптеки использовали препарат лирика, это наркотик,       
если вы не в курсе. И мы добились через президента, президент нас услышал       
тогда, поставил задачу ФСКН и Минздраву, чтобы этот препарат вывели в           
предметно-количественный учёт.                                                  
                                                                                
Вот я и говорю, у нас наркоманы сегодня на месте ровно не сидят, вы это         
должны прекрасно понимать, и оборот аптечных наркотиков, к сожалению, только    
растёт. Мы на офлайн-рынке порядок не навели, а сейчас говорим про онлайн. Я    
на самом деле от вас сейчас ответа не жду, я жду, чтобы вы понимали, что вы     
несёте такую же ответственность, как и мы, которые этот закон принимать         
будем, потому что это ваша инициатива. А вы должны проработать механизм,        
чтобы эти наркотики... чтобы потом мы не к вам бегали четыре - восемь лет и     
доказывали, что это наркотик, его надо моментально выводить в другую            
составляющую, как это было с синтетическими наркотиками, были прекурсоры,       
предпрекурсоры или ещё что. Сегодня решение этого вопроса занимает в целом от   
трёх до четырёх лет, и вы это прекрасно понимаете, я имею в виду вывод из       
рецептурного в предметно-количественный учёт. И я говорю о том, что, если вы    
предлагаете нам такое новшество, давайте возьмите на себя обязательство и       
проработайте механизм, чтобы в вашем ведомстве, когда к вам приходит сигнал,    
вы моментально выводили бы наркотики из оборота. Вот о чём было моё в целом     
выступление и просьба - именно на этом конкретно сфокусироваться.               
Исторические ликбезы тоже интересны.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Соломатина Татьяна Васильевна.                                                  
                                                                                
СОЛОМАТИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы видите важность рассматриваемого законопроекта,           
особенно по количеству вопросов, которые сегодня поступили. Хотела бы вам       
напомнить, что представленный законопроект разработан как раз в соответствии    
с поручением Президента Российской Федерации и с целью совершенствования        
системы продажи лекарственных препаратов дистанционным способом, а также для    
поддержки субъектов малого предпринимательства, которые работают в аптечной     
сети.                                                                           
                                                                                
Мои коллеги очень подробно объяснили значимость данного законопроекта. И мы     
точно знаем, что принятый нами в 2020 году закон, который уже вступил в силу,   
о дистанционной продаже лекарственных препаратов, очень хорошо сработал,        
особенно в период пандемии, это улучшило доступность лекарственного             
обеспечения, особенно немобильных людей, живущих в труднодоступных местах.      
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект в первом         
чтении, и я убедительно прошу всех, призываю поддержать и отработать его, и     
по всем замечаниям, которые сегодня здесь прозвучали, ко второму чтению будем   
ждать поправки.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..."       
поддерживает данный законопроект, и тем не менее у нас есть несколько           
вопросов, которые надо будет рассмотреть в ходе второго чтения.                 
                                                                                
Доставка продуктов питания, различных товаров уже стала привычной для           
населения, особенно в крупных городах, в крупных населённых пунктах, и вот      
настала очередь рецептурных лекарств. И это мы тоже поддерживаем. Но мы         
должны понимать, что лекарство - это особый продукт и маленькая ошибка может    
обернуться трагедией. И вот в законопроекте есть такое понятие, как доставщик   
лекарственных средств. Так вот будут ли какие-то требования к этим              
доставщикам? Потому что это может быть обычный гастарбайтер, а вдруг он ещё и   
недобросовестный, что тогда может случиться? То есть это очень серьёзный        
вопрос. Когда правительство будет прорабатывать, принимать нормативные          
правовые акты, надо, чтобы этот вопрос был серьёзно проработан.                 
                                                                                
Много вопросов вчера на заседании комитета касалось того, почему только три     
субъекта, при этом три года проводится эксперимент. И прозвучало предложение:   
а можно ли разработать какие-то критерии, по которым можно было бы потом в      
ходе проведения эксперимента допускать другие субъекты? Тем более сейчас        
многие коллеги говорили о том, что вот есть труднодоступные места. Тогда        
почему нет Дальнего Востока, почему нет Арктики? Там надо отработать, там       
надо провести этот эксперимент и посмотреть. И обязательно, когда через три     
года мы будем принимать закон о продолжении, о распространении всего этого      
регулирования по данному законопроекту на всю страну, надо, чтобы мы учли все   
особенности нашей огромной страны.                                              
                                                                                
И почему всё-таки три года, почему так долго? Мы же помним, о маркировке        
несколько раз шла речь и были короткие сроки, хотя это технически очень         
сложный вопрос был. Поэтому мы считаем, что надо посмотреть и, может быть,      
сократить срок три года, потому что вопрос очень актуальный и, мне кажется,     
что не такой уж сложный в техническом плане. Таким образом, можно было бы       
рассмотреть вопрос о сокращении срока проведения данного эксперимента, потому   
что люди ждут и это очень нужная услуга, она очень нужна нашим гражданам.       
Прошу поддержать. Спасибо за внимание.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР тоже всецело поддерживает данную                
законодательную инициативу. Мы считаем, что это действительно улучшит           
лекарственное обеспечение, особенно маломобильных граждан, больных с            
хроническими заболеваниями. Поэтому, конечно, нужно законопроект принимать.     
Тот закон, который мы приняли, об онлайн-торговле безрецептурными               
препаратами, он работает, работает хорошо, и в целом граждане Российской        
Федерации приветствуют такие нововведения.                                      
                                                                                
Здесь коллеги немного путают, наверное, по поводу труднодоступных территорий,   
сельской местности. Тут коммерческая история: вряд ли аптеки, аптечный бизнес   
- крупный, коммерческий - пойдёт в сельскую местность, потому что эта           
доставка будет просто нерентабельна. И в отношении труднодоступных регионов     
это тоже будет нерентабельно, и они просто не будут туда возить. И в этом       
плане, может быть, ко второму чтению или в регламентах, которые будут           
готовить правительство и Министерство здравоохранения, предусмотреть некое      
обременение: чтобы те, кто на этот рынок пришёл, в том числе брали              
определённые территории и были бы обязаны по этим территориям доставлять        
лекарства. Потому что, конечно, в сельской местности лекарство очень трудно     
купить, это большая проблема, и об этом постоянно говорят жители, которые       
проживают в сельской местности.                                                 
                                                                                
Ну, у фракции ЛДПР есть ряд предложений, поправок к законопроекту. Мы с         
коллегой Станиславом Наумовым эти поправки уже внесли. Безусловно, нужно        
сокращать срок эксперимента, тем более что в тех регионах, которые включены в   
этот эксперимент, прекрасная цифровизация, они готовы на 100 процентов, и       
зачем три года этим заниматься, если можно эксперимент завершить за один год.   
                                                                                
Согласен полностью - и мы во фракции ЛДПР поддерживаем, - что, конечно,         
ограничиваться тремя регионами не стоит, необходимо расширить географию,        
потому что всё-таки Дальний Восток, Сибирь - там особенности есть, необходимо   
включать в том числе и эти регионы. И Татарстан, например, готов, и             
Смоленская область, я думаю, тоже готова к проведению эксперимента на своей     
территории. Также предусмотреть возможность для расширения перечня лиц,         
которые смогут участвовать в эксперименте, добавить, например, сервисы          
доставки - а тут у нас прописаны только уполномоченные органы власти, аптеки    
и медицинские организации. Также зафиксировать в законопроекте возможность      
формирования электронного рецепта не только на портале госуслуг, но и на иных   
проверенных цифровых платформах.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Важно также детально проработать процедуру доставки                
лекарственных средств и исключить нелегальный оборот лекарственных              
препаратов, потому что это действительно может иметь место. Ни один курьер не   
будет фактически проверять паспорт: он доставил на адрес, и всё. Человек,       
который заказал, получил - это не обязательно тот человек, который рецепт       
имеет. Эти вопросы необходимо качественно проработать, может быть,              
определённую рабочую группу создать на базе Комитета по охране здоровья.        
                                                                                
Но в целом законопроект готов к принятию в первом чтении. Мы будем голосовать   
за.                                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект действительно вовремя     
принимается, рассматривается. Закон позволит повысить конкуренцию,              
безусловно, снизить цену и повысить доступность для наших граждан вот как раз   
рецептурных лекарственных препаратов. Но какие подводные течения, какие         
замечания, в том числе выраженные в поправках, будут нами представлены?         
                                                                                
Ну, первое. По срокам уже говорилось неоднократно. На наш взгляд, одного года   
вполне достаточно для того, чтобы понять, как работает этот механизм и стоит    
ли его распространять на всю страну.                                            
                                                                                
Второй момент касается единых для всей страны критериев вхождения в             
эксперимент. Чтобы не только умозрительно Белгородская область лучше всех по    
цифровизации была, а чтобы те регионы, которые реально удовлетворяют            
определённым требованиям технической оснащённости, программного обеспечения,    
могли входить в эту систему, могли входить в этот эксперимент на протяжении     
действия этого закона.                                                          
                                                                                
Ну и наконец, самое главное, исключение из действия этого закона - пока, но я   
надеюсь, мы поправкой этой устраним, - как раз льготных категорий, то есть      
тех граждан, которые получают лекарственные препараты. Нам говорят: это         
отдельная история, не надо, оставьте их в покое - но я вам для понимания        
скажу. Человек приходит к врачу, обычный человек, ему выписывают рецепт, он     
идёт в аптеку и покупает лекарство, которое ему нужно. Как поступает            
льготник? Ну, первое, проживает он, например, в каком-то дальнем селе, где,     
естественно, нет врача, поэтому он едет сначала в центральную районную          
больницу, врач ему выписывает соответствующий бесплатный рецепт, он идёт в      
бесплатную аптеку, где ему говорят: вашего препарата нет, приходите дня через   
три. Поставят на отсроченное обслуживание, не поставят - другой вопрос. Он      
может приехать через три дня - этого лекарственного препарата опять нет, или    
он может позвонить - этого препарата нет. И естественно, что его затраты на     
поездки туда-сюда - к врачу, потом в попытках получить лекарство - окажутся     
гораздо больше, чем та сумма, которую он может, ещё раз говорю, при его         
желании доплатить для того, чтобы лекарственный препарат доставили ему          
непосредственно в тот посёлок, в ту деревню, где он проживает. Тем более, что   
таких льготников может быть несколько, они могут организовать                   
централизованную доставку.                                                      
                                                                                
Повторяю, это никак не связано с бюджетным процессом, это никак не ложится на   
плечи федерального бюджета или региональных бюджетов, потому что это желание,   
это возможность для этих льготников получить лекарства, а именно среди них, я   
напомню, инвалиды, ветераны, ещё ряд категорий страдающих хроническими          
заболеваниями - и для них вопрос регулярного и удобного получения               
лекарственных препаратов стоит наиболее остро.                                  
                                                                                
Поэтому те поправки, о которых я говорил, мы, безусловно, внесём, точно так     
же просим правительство всё-таки проработать вопрос чёткой идентификации        
получателя, особенно по бумажным рецептам. Пока этот механизм выглядит          
достаточно уязвимым, повторяю, в части того, кто получает, как получает, как    
контролируется, как бумажный рецепт дополнительно защитить, потому что, как     
предполагается, он будет передаваться средствами связи в ту или иную аптеку и   
аптека уже будет принимать решение: отпускать лекарственный препарат или не     
отпускать, - эта защита должна быть надёжной.                                   
                                                                                
А так, мы поддерживаем в первом чтении, и, повторю, поправки, о которых я       
говорил, мы внесём.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Яровая Ирина Анатольевна. Пожалуйста.                              
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот справка. Я сейчас оперативно связалась с руководителем   
"Почты России" Акимовым. По поручению президента, я прекрасно помню и           
выяснила, это действительно реализуется, безрецептурные препараты сегодня в     
самые далёкие посёлки благодаря "Почте России" доставляются. Предлагаю ко       
второму чтению институционально тогда закрепить и дать возможность в целом      
войти в эту процедуру, потому что нам нужно уже завтра и послезавтра            
обеспечивать во всех труднодоступных районах, во всех посёлках людей в том      
числе рецептурными препаратами. Механизм уже отработан. Это было поручение      
президента, по безрецептурным препаратам, оно себя оправдало, апробировано в    
полной мере. Я считаю, не нужно ничего откладывать, это в данном случае уже     
может быть не экспериментом, а реальной дорогой жизни, когда люди будут         
обеспечены лекарствами, понимаете? Поэтому я предлагаю ко второму чтению эту    
поправку внести.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово. Сергей Владимирович, будете выступать?                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГЛАГОЛЕВ С. В. Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги!        
Спасибо за детальное обсуждение, за предложения, в том числе по повышению       
доступности в труднодоступных местностях, для пациентов с уязвимой              
мобильностью. Я уверен... обязуюсь отработать всё до второго чтения. Спасибо.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон Дмитрию Анатольевичу Хубезову, содокладчику.                  
                                                                                
ХУБЕЗОВ Д. А. Уважаемые коллеги, принимая данный законопроект, мы идём          
пошагово: в 2020 году сделан первый шаг, сейчас второй шаг, идём аккуратно.     
Мы понимаем, что сначала нужно подготовить инфраструктуру, потом уже вводить    
новые регионы в этот проект. И вне всякого сомнения, мы понимаем важность       
лекарственной доступности в труднодоступных регионах, для онкологических        
пациентов и для ряда других тяжёлых пациентов.                                  
                                                                                
Всем большое спасибо за обсуждение. Безусловно, большую часть замечаний мы      
учтём ко второму чтению, ну и, возможно, вместе с Минздравом какие-то вещи      
будут уже реализованы в виде отдельных законопроектов. Спасибо всем.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.