Заседание № 123
О проекте федерального закона № 172989-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования налогообложения финансовых инструментов срочных сделок).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Бурыкина Наталья Викторовна от комитета докладывает. БУРЫКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения. Замечаний юридико-технического и лингвистического характера не имеется. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания по докладу комитета? Нет. Выносим на "час голосования".
Переходим к следующему вопросу, к 5-му. Депутат Иванов по мотивам голосования от фракции. ИВАНОВ С. В. Большое спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, не задерживая вас, хочу сказать, что ЛДПР воздержится от принятия законопроекта при голосовании по 5-му вопросу. Но хочу заметить, уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, что, когда выступала оппозиция, она не говорила, что кто-то лжёт, кто-то клевещет и так далее, в наших выступлениях таких вещей не было. Когда кто-то выступает таким образом... На коллегу Макарова, конечно, в суд подавать бессмысленно, не стоит этого делать, никому не рекомендую. Но всё-таки хотел бы, коллеги, обратить ваше внимание на то, что уважать надо любое мнение. Мы - парламентарии, мы имеем право высказывать свою точку зрения. Если кому-то не нравится - подавайте в комиссию по этике, и мы там будем разбираться. Поэтому призываю всех соблюдать нормальную парламентскую этику: выступили, выслушали - всё замечательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 12 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 36 чел.8,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 121
О проекте федерального закона № 172989-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования налогообложения финансовых инструментов срочных сделок; принят в первом чтении 22 мая 2009 года с наименованием "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". У нас здесь докладчиком будет Макаров Андрей Михайлович. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович. Я хотел бы сказать, что рассматриваемый сегодня во втором чтении законопроект посвящён одному из наиболее сложных вопросов налогового законодательства. Сразу хотел бы сказать, что очень много сил к тому, чтобы этот законопроект был подготовлен, приложила Наталья Викторовна Бурыкина, председатель налогового подкомитета (к сожалению, она больна и не может доложить об этом законопроекте), я просто хотел бы отметить, что действительно очень много сделано именно ею по этому законопроекту. Теперь несколько слов о самом законопроекте. На самом деле данный законопроект является неотъемлемой частью того комплекса мер, которые, мы считаем, необходимо осуществить, чтобы в России сформировался региональный финансовый центр. Мы очень много говорим о необходимости создания регионального финансового центра - вот без этого законопроекта это невозможно. А региональный финансовый центр нельзя сформировать в том случае, если остаются неясности с налогообложением финансовых инструментов срочных сделок, это то, чему посвящён данный законопроект. Сразу скажу, что к законопроекту поступило пятьдесят девять поправок. Чтобы никто не думал о том, что пятьдесят девять поправок - это не так много, я покажу: вот, это поправки к этому законопроекту, просто я показываю, чтобы это было видно. Из этих пятидесяти девяти поправок комитет рекомендует принять пятьдесят три и отклонить только шесть поправок, причём на самом деле они практически все частично учтены. Это, в общем-то, плод действительно очень серьёзной совместной работы всех. И поэтому мне сейчас хотелось бы, перед тем как перейти к самим таблицам поправок, сказать буквально несколько слов о том, что предлагает комитет сделать и что было сделано ко второму чтению, поскольку эти задачи были поставлены при принятии законопроекта в первом чтении. И эти задачи, строго говоря, были решены. Первое, что было сделано, - уточнён действующий порядок налогообложения сделок купли-продажи с ценными бумагами. Он не менялся уже много лет и в значительной степени устарел - сегодня он приведён в соответствие с реалиями. Установлен детальный порядок налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок, введён новый порядок налогообложения операций займа с ценными бумагами. Установлен порядок налогообложения клиринговых организаций - а вот без этого вообще создание финансового центра невозможно. Одновременно решены вопросы, связанные с налогообложением физических лиц. Мы всё время говорим, что нам нужно, чтобы на самом деле как можно больше людей покупали ценные бумаги, а без регулирования этих вопросов именно в плане налогообложения это решить невозможно. И наконец, внесены очень серьёзные изменения в отраслевые законы, поскольку очень важен понятийный аппарат, категории. Мы уточнили весь этот понятийный аппарат, он полностью согласован, приведён сейчас в соответствие с различными отраслями права. Сразу хочу сказать, забегая вперёд, что законопроект не о льготах, не о послаблениях, там этого нет, это законопроект, который расписывает порядок, порядок налогообложения, скучные процедуры. Льгот там не найти. После этого мне хотелось бы предложить просто перейти к таблицам поправок, их две - таблица поправок, рекомендованных к принятию, и таблица поправок, рекомендованных к отклонению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Первая таблица содержит пятьдесят три поправки. Есть ли необходимость какую-либо из них обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 23 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 9 чел.2,0% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8% Результат: принято Принято. Вторая таблица содержит шесть поправок. Нужно ли их обсуждать отдельно? Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Прошу поправку 5 вынести на отдельное обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Других предложений нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, без поправки 5. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 16 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9% Результат: принято Принято. По поправке 5 - Кашин Борис Сергеевич. Пожалуйста, включите микрофон. КАШИН Б. С. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Ход рассмотрения проблемы, которую предполагает урегулировать эта поправка, выявил яркий пример того, как через исполнительную власть очевидные действия антикризисного характера блокируются незаинтересованными в этих действиях коммерческими структурами. Поправкой предлагается исключить из закона "О бухгалтерском учёте" пункт, дающий право организациям не применять правила бухгалтерского учёта в случаях, если, по их мнению, эти правила не позволяют достоверно отразить имущественное состояние организации. Предложение это носит не абстрактный характер, оно возникло в связи с действиями Министерства финансов и Центрального банка, которые в конце прошлого года, испугавшись развития кризиса, соответствующими документами, по существу, заявили о готовности закрыть глаза на то, что годовые балансы многих финансовых организаций перестали отражать их реальное состояние и, соответственно, легко могли ввести в заблуждение клиентов. Речь идёт о том, что большие убытки, полученные от переоценки резко подешевевших портфелей ценных бумаг, оказались скрыты в бухгалтерских балансах, где ценные бумаги учитывались по ценам на 30 июня 2008 года, то есть до кризиса. О нетерпимости такого положения, которое противоречит в том числе международной практике бухгалтерского учёта, фракция КПРФ заявляла ещё год назад. Разумных аргументов против этой позиции быть не может. И ещё в феврале текущего года директор соответствующего департамента Минфина Леонид Шнейдман обещал Комитету Государственной Думы по финансовому рынку внести законопроект, устраняющий эту лазейку. Подчеркну, что речь идёт о серьёзной проблеме, когда многие страховые компании и банки фактически скрывают от клиентов и других заинтересованных лиц своё истинное финансовое положение. Так как из правительства никакого законопроекта не поступило, то по рекомендации Комитета по финансовому рынку законопроект был внесён мною в порядке законодательной инициативы. Отзыв правительства на этот законопроект весьма любопытен. В нём указано, что основная идея законопроекта заслуживает в целом поддержки, что анализ практического применения нормы, которую законопроект предлагает отменить, показывает, что она используется чаще всего необоснованно и позволяет искажать результаты финансового состояния организации. Однако, начав за здравие, заканчивают за упокой. Отзыв правительства заканчивается информацией о том, что в правительстве разработан свой законопроект, новая редакция закона "О бухгалтерском учёте", в котором отсутствует норма, предлагаемая к отмене, и, учитывая изложенное, правительство не поддерживает проект федерального закона. При обсуждении указанного отзыва правительства в подкомитете по налоговому законодательству, естественно, возникли вопросы, и прежде всего потому, что в плане правительства нет такого законопроекта. И подкомитет поддержал мою идею и предложил внести соответствующую поправку. Однако дальше вступили в действие всем нам известные механизмы, и она оказалась в таблице отклонённых... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я хочу предоставить слово Владимиру Дмитриевичу Миловидову. Пожалуйста. МИЛОВИДОВ В. Д., руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам. Добрый день, уважаемые коллеги! Проблема, которую Борис Сергеевич поднял, могу подтвердить, действительно существует. Единственно, мы предлагаем всё-таки решить её не путём конкретной поправки к закону, мы предлагаем рассмотреть её более внимательно и решить комплексно именно в том законопроекте, о котором как раз говорилось в отзыве Правительства Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное. Я всё-таки попробую по существу, хотя уважаемый коллега Кашин сказал, что разумных возражений быть не может. Ну, после того, как уже сказано, что разумных возражений быть не может, выступать очень сложно, поэтому я прошу просто понять. Итак, в чём вопрос? Посмотрите, как сформулировано: не применять бухучёт, если, по их мнению, не отражается состояние предприятия, организации. Чувствуете, насколько это субъективно? Проблема, которую обозначает коллега Кашин, действительно существует, она реально есть, но, к сожалению, просто исключив норму, мы не решаем этой проблемы, её решать надо комплексно, внося целый пакет мер в закон "О бухгалтерском учёте". Сразу хочу сказать, что закон "О бухгалтерском учёте" в новой редакции в плане правительства есть, проект его подготовлен, он будет внесён, мы будем его рассматривать. Кстати, я должен сказать, что эта норма отсутствует в этом проекте, и подтвердить слова правительства в его отзыве. Это первое. Второе. Если вы хотите решить проблему, давайте решать её, не выдёргивая только какую-то одну норму, что неминуемо за собой влечёт последствия с точки зрения применения других норм, надо решать проблему целиком. А поскольку комплексного решения не предложено и эта норма напрямую к предмету данного законопроекта не имеет отношения, комитет и рекомендовал эту поправку отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 5 из таблицы 2. Кто за то, чтобы принять поправку 5 из таблицы 2? Прошу голосовать. Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 27 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% Результат: не принято Не принято. Уважаемые коллеги, мы обсудили поправки. Я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 14 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 34 чел.7,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2% Результат: принято Принято.
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый, Олег Викторович, для протокола: по вопросу 8, по таблице принятых поправок, Онищенко голосовала за; по вопросу 9, по таблице принятых поправок, Голушко голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Для протокола принимается.
Заседание № 96
О проекте федерального закона № 172989-5 "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования налогообложения финансовых инструментов срочных сделок).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению пункта 33 порядка работы Государственной Думы. У нас на фиксированное время, на 16.30, поставлен проект федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Правительства Российской Федерации руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Владимира Дмитриевича Миловидова. Пожалуйста, Владимир Дмитриевич. МИЛОВИДОВ В. Д., представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам. Добрый день, уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования налогообложения финансовых инструментов срочных сделок). Хотел бы напомнить, что примерно год назад, 11 июля 2008 года, на совещании в Архангельской области Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин дал поручение, направленное на совершенствование и развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, а также на совершенствование и развитие института производных инструментов, прежде всего поставочных контрактов, которые обеспечивали бы прозрачное ценообразование на российском рынке на данную продукцию. В соответствии с этим поручением Федеральной службой по финансовым рынкам был разработан представляемый вашему вниманию законопроект, предусматривающий создание условий, при которых инструменты срочных сделок не облагаются налогом на добавленную стоимость в случае их обращения. Кроме того, в рамках этого законопроекта решается вопрос налогообложения так называемых клиринговых организаций, которые обеспечивают расчёты на финансовом рынке. Данный законопроект был внесён Правительством Российской Федерации. По нашему мнению, он создаёт качественно новую правовую основу для совершенствования биржевой торговли в Российской Федерации и формирования цен на российские приоритетные стратегические товары непосредственно на российских товарных площадках, биржевых площадках. Я бы просил депутатов Государственной Думы поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Викторовны Бурыкиной. Пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, коллега Миловидов достаточно подробно рассказал о содержании представленного правительством законопроекта, поэтому я не буду ещё раз пересказывать его доклад. Хочу сказать, что данный законопроект был внимательно рассмотрен нашим комитетом. В заключении отмечено, что нужно доработать его ко второму чтению. В частности, предлагается ещё уточнить вопросы формирования и переноса убытков, и не только для организаций, но и для физических лиц. Также хотелось бы уточнить операции РЕПО не только для организаций, которые у нас сегодня облагаются налогом по операциям РЕПО, но также и для физических лиц. Это мы всё отметили в своём заключении. Есть там отдельные, по нашему мнению, недоработки технического характера, которые тоже необходимо исправить ко второму чтению. А в целом концепция законопроекта поддерживается, и, скажем так, развитие налогообложения и более детальное его прописывание в Налоговом кодексе поддерживается комитетом тоже. Поэтому комитет просит поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Викторовна. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос. Пожалуйста, депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос. Посчитано ли, что недополучит бюджет, какие объёмы налоговых сборов в связи с принятием этого законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это к Владимиру Дмитриевичу вопрос? РОХМИСТРОВ М. С. Наверное, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Дмитриевич. МИЛОВИДОВ В. Д. Спасибо за вопрос. Должен сказать, что рынок производных поставочных контрактов сегодня только развивается, и, собственно говоря, одним из тормозов его развития является отсутствие нормального налогового регулирования. Поэтому на сегодняшний день можно сказать, что никаких специальных выпадающих доходов бюджета не предвидится в силу того, что эти сделки минимальны. Мы рассчитываем, что они будут расти именно в результате принятия этого законопроекта и на данный момент выпадающих доходов не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Один желающий - депутат Багаряков. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Багарякову. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, на наш взгляд, концептуально закон вполне можно поддержать. Проект закона содержит вполне разумные предложения по совершенствованию механизма налогообложения финансовых инструментов срочных сделок. В развитых странах доля финансового оборота, приходящегося на подобные инструменты, весьма велика. В России же ввиду несовершенства законов развитие финансового сектора сильно сдерживается. Одним из основных ограничений является суровость нашего налогового законодательства по отношению к операциям с подобными инструментами. В настоящих условиях сектор финансовых инструментов России скорее мёртв, чем жив. Принимая во внимание, что экономический кризис ограничил возможности привлечения капитала практически для всех экономических агентов, принятие этого закона, даже с учётом более благоприятного налогового режима, возможно, приведёт к некоторому падению налоговых поступлений, но всё же представляется целесообразным, поскольку на первом месте всё-таки стоит задача оживления экономической активности. Дальнейшее ужесточение налогового режима в сегодняшних условиях способно лишь усугубить экономический спад. В то же время имеются замечания по тексту законопроекта, которые следует учесть при подготовке ко второму чтению. В целом считаем возможным поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полномочные представители президента и правительства желают выступить по данному законопроекту? Нет. Есть необходимость выступить с заключительным словом докладчику и содокладчику? Также нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу проголосовать. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 08 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2% Проголосовало против 33 чел.7,3% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0% Результат: принято Принято.
ЧУХРАЁВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, для протокола: по пункту 33 Денисов, Клюкин, Медведев, Пекпеев и Чухраёв голосовали за.