Заседание № 83
О проекте федерального закона № 172877-8 "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части сохранения за ФСИН России функций и полномочий учредителя школ воспитательных колоний).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Ирины Валентиновны Ивенских. ИВЕНСКИХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Правовое управление Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера не имеет. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам кто-то хочет выступить, коллеги? Нет. Ставится на голосование законопроект, 6-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 25 мин. 04 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 82
О проекте федерального закона № 172877-8 "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части сохранения за ФСИН России функций и полномочий учредителя школ воспитательных колоний).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 11-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Пожалуйста, Ирина Валентиновна Ивенских. ИВЕНСКИХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! 4 октября текущего года законопроект был принят в первом чтении, после чего в Комитет Государственной Думы по просвещению поступила одна техническая поправка. Поправка рассмотрена Комитетом по просвещению и рекомендована к принятию. Прошу поддержать решение комитета, а также принять проект федерального закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1, в ней одна поправка, есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 23 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается единогласно. Ставится на голосование законопроект, 11-й вопрос, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 56 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ИВЕНСКИХ И. В. Законопроект прошёл все необходимые юридические процедуры, поэтому комитет просит рассмотреть его в третьем чтении завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет. Принимается ваше предложение.
Заседание № 67
О проекте федерального закона № 172877-8 "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части сохранения за ФСИН России функций и полномочий учредителя школ воспитательных колоний).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По действующему с 2013 года Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" для несовершеннолетних осуждённых, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, условия для получения общего образования должны обеспечиваться путём создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации общеобразовательных организаций. При этом на сегодняшний день в структуре уголовно-исполнительной системы продолжают функционировать 13 школ, которые ранее были созданы при воспитательных колониях. Учредителем данных школ является ФСИН России, и по состоянию на сентябрь 2022 года в них обучалось 709 осуждённых. Педагоги школ при воспитательных колониях являются работниками уголовно-исполнительной системы, которыми накоплен большой опыт методик по взаимодействию с трудными подростками. Передача таких школ в ведение регионов может повлечь ухудшение не только результатов воспитательной и образовательной работы с несовершеннолетними осуждёнными, но и социально-психологической обстановки в среде воспитанников. Законопроектом предлагается сохранить функции и полномочия учредителя школ воспитательных колоний за ФСИН России. Принятие законопроекта позволит ведомственным педагогам продолжить учебно-воспитательную работу с осуждёнными подростками, направленную на формирование у них законопослушного поведения и уважения к обществу. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Ирина Валентиновна Ивенских, заместитель председателя Комитета по просвещению. ИВЕНСКИХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Андрей Викторович сейчас обстоятельно доложил по данному вопросу, но мне хотелось бы от лица Комитета по просвещению и фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" добавить, что это тот самый случай, когда хорошо отлаженное старое нужно действительно сохранить, а значит, поддержать законопроект. Важно отметить, что традиционно выстроенная система работы в этих учреждениях, совершенно уникальный кадровый состав, грамотно организованная образовательная среда - эти факторы всё это время демонстрируют нужные нам результаты, а значит, решают не только исправительные задачи, но и вдохновляющие, что очень важно для этой возрастной группы. Комитет и наша фракция, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поддерживают в первом чтении данный законопроект и предлагают поддержать всем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Валентиновна. Коллеги, есть ли вопросы? Вижу - Олег Николаевич. Может быть, ещё кто-то хочет задать вопрос? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Андрею Викторовичу вопрос. Речь идёт... предлагается очное или дистанционное обучение? Это первый момент. И каким образом вообще обеспечивается безопасность привлечённых данных преподавателей? ЛОГИНОВ А. В. Вячеслав Михайлович, ну, безусловно, речь идёт об очном образовании, и надо сказать, что... Кстати, отвечу сразу на второй вопрос: безопасность преподавателей, которые уже являются сотрудниками ФСИН, собственно, обеспечивается в общем порядке, точно так же, как безопасность любого другого работника системы исполнения наказаний. И почему очный характер тут как бы единственно возможный? Потому, что эти трудные подростки, дети, честно скажем, с девиантным поведением требуют постоянного контроля и внимания. И речь идёт не только о стандартных занятиях - географией, литературой, математикой, речь идёт ещё об огромном круге другой полезной деятельности - творческой деятельности, спортивной деятельности, - в которую также вовлечены эти педагоги. Вот почему мы не хотим действительно разрушать сложившиеся алгоритмы и просим сохранить право продолжать деятельность этих образовательных учреждений именно в качестве учреждений федеральной системы исполнения наказаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Викторович, ну, вы уже сказали в докладе, что это 13 школ, 709 осуждённых. Скажите, пожалуйста, уточните, какой объём финансирования требуется на содержание этих школ? И второй вопрос: есть ли проблема с нехваткой педагогов в данных школах? ЛОГИНОВ А. В. Я сразу признаюсь, что не готов вам ответить об объёме финансирования. Дело в том, что в данном случае финансирование осуществляется в рамках общего финансирования системы исполнения наказаний. Просто, чтобы, может быть, у вас сложилось правильное представление о мотивации правительства при внесении этого законопроекта, я хочу сказать, что с тех пор, как принимали закон "Об образовании..." (он вступил в силу с 1 сентября 2013 года), количество несовершеннолетних осуждённых, которые отбывают наказание в воспитательных колониях, снизилось в 4,5 раза. Это очень положительные и показательные цифры: в 4,5 раза менее чем за десять лет сократилось количество вот этих несовершеннолетних заключённых, скажем так, осуждённых ребят. Соответственно, количество школ с 62 сократилось до 14, и сегодня мы, собственно говоря, при лимите наполнения на 3234 места, вот что поддерживается с учётом как бы запросов, имеем реальное наполнение 840... ну вот 709 человек, как я сказал, было на сентябрь. Вот почему финансовый вопрос здесь, безусловно, отступает на второй план. Экономия абсолютно очевидна, но не за счёт того, что мы не тратим деньги и падает качество вот этой воспитательной и образовательной работы, а именно за счёт сокращения количества вот этих несовершеннолетних преступников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Андрей Викторович, занимаюсь этой проблемой, как правозащитница, ещё с 2013 года и не сомневаюсь в актуальности данного законопроекта, однако есть два вопроса. Ну, в пояснительной записке написано, что осталось 18 воспитательных колоний, на сайте ФСИН - 22, в СМИ пишут, что 16, вы сказали - 13. Всё-таки количество 13, правильно? Это первый вопрос. И второй. Вы говорите, что уровень преступности упал в 4,5 раза - это действительно замечательно - и количество колоний сократилось до 13. При этом мы видим проблему деструктивных явлений в молодёжной среде. Скажите, готова ли будет ФСИН, в случае если, не дай бог, уровень преступности изменится, оперативно организовать новые места и дать необходимое среднее общее образование? ЛОГИНОВ А. В. 14 - это последние данные. На этапе, когда мы вносили законопроект и писали пояснительную записку, было 18. 14 учреждений, лимит наполнения которых на 1 сентября 2022 года, как я сказал, составил 3234 места при фактическом наполнении - 842, но 709 учащихся. Вы же понимаете, это воспитательные колонии, то есть это не значит, что ровно столько-то, кто-то не может, видимо, по каким-то обстоятельствам получать образование - это моё предположение. Может быть, здесь действительно просто нестыковка по цифрам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Викторович, как человек, который бывал в такой школе, я считаю, что законопроект нужно поддержать, но не вполне разделяю оптимизм. У нас действительно сократилось количество правонарушений среди несовершеннолетних, но мы наблюдали и другую картину: школы для детей с девиантным поведением расформировывали и часть таких детей помещали, например, с инвалидами, и это называлось у нас инклюзией, а на самом деле, конечно, это профанация. А вопрос мой вот какой. Распространяется ли на таких детей закон Российской Федерации в части обязательного среднего (полного) общего образования? И распространяются ли на педагогов дополнительные социальные гарантии, которые установлены для работников ФСИН? ЛОГИНОВ А. В. Да, дополнительные гарантии распространяются, безусловно, на педагогов, как и на других работников ФСИН. На детей также то, о чём вы сказали, распространяется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Валентиновна, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Альшевских Андрей Геннадьевич. Ещё есть желающие? Нет. Депутату Альшевских включите микрофон. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Андрей Викторович, у меня не выступление, я хотел бы, чтобы вы в заключительном слове ответили на вторую часть моего вопроса: есть ли проблема с нехваткой педагогов в данных учреждениях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Извините, действительно, ответ не прозвучал. Проблем с нехваткой нет. Наоборот, мы считаем, что это будет гораздо эффективнее, ну, как вы понимаете, чем если бы в воспитательной колонии создавался филиал общеобразовательной школы субъектовой и туда время от времени приезжали бы то два, то три преподавателя и там проводили бы какие-то отведённые им часы. Ну, очевидно, что для них это не было бы, возможно, приоритетом. Вот почему как раз нехватка такая... Безусловно, в какой-то момент в какой-то воспитательной колонии исходя из каких-то естественных процессов движения населения может образоваться такая нехватка, но служба исполнения наказаний уделяет этому вопросу крайне пристальное внимание, поскольку такого рода педагоги ценятся, подобного рода работа имеет огромное значение, причём она анализируется и в практической плоскости, она анализируется учёными, психологами и так далее. Ведь почему этот вопрос, казалось бы, ну, достаточно формальный с точки зрения самого законопроекта и постановки вопроса, вызвал, совершенно правильно, такое обсуждение в Государственной Думе? Мы прекрасно понимаем, какие вызовы стоят перед подрастающим поколением, прекрасно понимаем, что их ещё не окрепшая психика сегодня поддаётся воздействию самому разному, воздействию различного рода, ну, так скажем, возбудителей, и эти возбудители информационные, эти возбудители, я бы даже сказал, иного порядка и плана могут приводить, ну, к серьёзной дестабилизации. Эта личность, подросток - это завтрашний взрослый, так какими будут эти взрослые? Вот почему даже работа в этих колониях, даже опыт, который накапливают эти несколько десятков, ну, может быть, сотни полторы-две учителей, имеет огромное общественное и социальное значение в целом, безусловно, опыт осмысленный и как бы перенесённый на задачи сегодняшнего дня. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 56 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.