Заседание № 87
О проекте федерального закона № 172842-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования межбюджетных отношений на федеральном уровне при предоставлении и распределении отдельных видов субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 30, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Галина Иннокентьевна Данчикова. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был рассмотрен в первом чтении 14 сентября текущего года. В рамках подготовки ко второму чтению поступило 17 поправок, из них четыре поправки сняли сами авторы поправок, 13 поправок включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию. Прошу поддержать таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 12 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 36 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ДАНЧИКОВА Г. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо за поддержку законопроекта. Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, прошу его рассмотреть сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 19 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 61
О проекте федерального закона № 172842-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования межбюджетных отношений на федеральном уровне при предоставлении и распределении отдельных видов субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства первый заместитель министра финансов Леонид Владимирович Горнин. ГОРНИН Л. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект затрагивает межбюджетные отношения с субъектами Российской Федерации и предусматривает основные пять новаций, которые, безусловно, повысят уровень межбюджетных отношений и расширят, подчёркиваю, правоспособность субъектов Российской Федерации принимать решения в рамках своего межбюджетного регулирования. Первая новация - это введение исключений в отношении отдельных субсидий, в основном это субсидии конкурсного характера, субсидии, обусловленные доходами Российской Федерации, и субсидии за счёт остатков дорожного фонда: отмена требований о распределении законом о бюджете и заключении соглашений до 1 января очередного финансового года, а также предоставление возможности применять иные уровни софинансирования относительно передаваемых трансфертов, относится это к конкурсным и связанным с доходами субсидиям. Вторая новация - это введение нового случая предоставления иных межбюджетных трансфертов: в части расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Третья новация - это введение исключений из статьи 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части запрета превышения привлечённых заимствований региона над объёмами дефицита бюджета и объёмами остатка инфраструктурного бюджетного кредита. Вы хорошо знаете, этот инструмент широко применяется с 2022 года, объём ресурсного обеспечения составит более 250 миллиардов рублей только по 2022 году и триллион рублей на предстоящие четыре финансовых периода. Кроме того, в части межбюджетных трансфертов исключения касаются дотаций на сбалансированность, а также объёма поступлений доходов после последнего рабочего дня, это так называемый заключительный оборот. То есть мы даём возможность субъектам Российской Федерации в рамках этих исключений не нарушать Бюджетный кодекс, поскольку технически это происходило. Данная поправка, безусловно, востребована всеми субъектами Российской Федерации. Следующее - это меры, направленные на стимулирование развития городских агломераций. Законопроектом предлагается установить возможность заключения соглашения о межрегиональном и муниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры и финансовые стимулы: дать право регионам устанавливать дифференцированные нормативы отчислений для муниципальных образований, заключивших соответствующее соглашение. И эта новация, безусловно, расширит, как я сказал вначале, существенно расширит правоспособность субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетных отношений, межбюджетной регуляторики внутри каждого субъекта Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Галина Иннокентьевна Данчикова. ДАНЧИКОВА Г. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик подробно изложил суть и концепцию предлагаемого правительством законопроекта. Законопроект практически можно разделить на три части: речь идёт о совершенствовании межбюджетных отношений, речь идёт о совершенствовании законодательства в части долговой нагрузки, и самое интересное, что сегодня есть в предлагаемом законопроекте, - это, конечно, повышение роли городских агломераций в качестве территорий опережающего развития и точек экономического роста. Если говорить о совершенствовании межбюджетных отношений, по большому счёту, здесь речь идёт о дополнительных основаниях, связанных с мероприятиями по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, о введении исключений в части распределения средств законом о федеральном бюджете, сроков соглашений и применения предельного уровня софинансирования, это касается тех субсидий, которые носят компенсационный характер, и тех субсидий, которые носят поощрительный характер. В части обеспечения бюджетной устойчивости вносятся изменения, касающиеся долговой нагрузки субъектов и муниципальных образований. Что касается инструментов для повышения роли городских агломераций, здесь речь идёт о том, что... Вы помните, наверное, что мы принимали так называемые горизонтальные субсидии, и уже сегодня этот механизм реализуется, в основном он направлен на создание инфраструктуры - инфраструктуры социальной, инфраструктуры дорожной, инфраструктуры коммунальной. Данный закон на самом деле будет работать на улучшение экономики субъектов Российской Федерации, совершенствование межбюджетных отношений. Комитет по бюджету и налогам просит поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к представителю Минфина. Уважаемый Леонид Владимирович, что касается субсидий, я понимаю, что здесь речь идёт о стимулирующих субсидиях, но всё-таки есть ли возможность ускорить их поступление в регионы? Потому что есть такая субсидия на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (это список 2). Вот сначала нужно принять бюджет. Потом правительство должно распределить соответствующие лимиты. После этого должно быть заключено соглашение. В результате сами лимиты до медицинской организации доходят в марте-апреле, то есть уже надо оперировать, уже надо делать операции, а первый квартал практически выпадает. Есть ли возможность в рамках этого законопроекта или, может быть, другого эту ситуацию всё-таки взять под контроль, чтобы расторговываться можно было уже, там, в январе или хотя бы в начале февраля? ГОРНИН Л. В. Спасибо за вопрос. Ну, данный законопроект, безусловно, распространяется только на довольно узкий спектр субсидий, как я сказал, это субсидии, которые носят компенсационный характер, поощрительный характер, ну, или, допустим, субсидии, связанные с предоставлением ресурсов при чрезвычайной ситуации. Если необходимо донастроить механизмы, я лично готов, потому что отвечаю за межбюджетные отношения. Но на сегодняшний день мы вместе с вами сделали максимально возможное: мы до начала финансового года законом о федеральном бюджете распределяем практически 96 процентов всего спектра межбюджетных отношений. Эта традиция у нас поддерживается уже на протяжении последних трёх лет. Но если необходимо что-то ещё сделать, то мы, безусловно, готовы выслушать ваши предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Леонид Владимирович, на финансовом форуме вы заявили, что у нас большое достижение: долг консолидированных бюджетов составляет 22 процента, в том числе 7 процентов - коммерческие долги. Я вам уже задавал вопрос, вы мне на него не ответили. 184-м законом Минфин породил эти долги, когда 200 полномочий передал субъектам, субъекты - муниципалитетам, а денег не дали. Скажите, пожалуйста, вы вот здесь заявляли с трибуны, что в вопросах бюджетной обеспеченности в принципе будете стремиться к выравниванию в течение года. Год прошёл, а выравнивания не произошло. У нас же большая часть муниципалитетов в принципе на смете находится. Нельзя ли этим законом всё-таки долги старые отдать, которые вы породили? ГОРНИН Л. В. Совершенно верно, решением, которое, в общем-то, было поддержано в этом зале, мы буквально в начале этого года предоставили 750 миллиардов рублей субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления - эти предложения звучали, безусловно, от Государственной Думы, - это средства на замещение рыночных обязательств. И на сегодняшний день у нас действительно очень хороший показатель, такого показателя не было никогда за последнюю, так сказать, историю: всего 7 процентов составляет рыночный государственный долг субъектов Российской Федерации. Практически в полном объёме 750 миллиардов рублей ушли всем муниципалитетам и всем субъектам Российской Федерации. Поэтому, действительно, это факт, и мы можем вместе гордиться тем, что государственный долг - 7 процентов. Дальнейшую историю реструктуризации или замещения рыночных обязательств, наверное, можно рассматривать, но, на мой взгляд, на сегодняшний день у нас все субъекты Российской Федерации в части государственного долга перед кредитными организациями, в ценных бумагах... Он находится на минимальном, безопасном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Леонид Владимирович, содержательно к тем положениям, которые вы внесли в законопроект, вопросов нет, там всё нормально, по крайней мере по первому впечатлению, но считаете ли вы нормальной практику объединения в одном законопроекте совершенно разнородных вопросов, что, в общем-то, у нас уже стало нормой, стало обыденностью, мы перестали замечать? Объединение разнородных вопросов в одном законопроекте считаете ли вы, так сказать, нормальным и будете ли вы сохранять эту практику? Мне она кажется противоестественной. ГОРНИН Л. В. Готовы ко второму чтению учесть все замечания, в том числе юридико-технического характера. Если необходимо, можем разделить, для того чтобы не продолжать, как вы сказали, вот эту не очень хорошую практику. Но по сути ещё раз хочу сказать, что все предложения данного законопроекта отработаны, в том числе с субъектами Российской Федерации, и в основном исходят от субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Галина Иннокентьевна. Коллеги, есть ли желающие выступить? Не вижу. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 23 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.