Заседание № 128

15.11.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 172496-6 "О внесении изменения в статью 66 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в части обеспечения сбалансированного представительства мужчин и женщин в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6180 по 6791 из 7198
35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 66       
Федерального закона "Об акционерных обществах" (в части обеспечения             
сбалансированного представительства мужчин и женщин в советах директоров        
(наблюдательных советах) акционерных обществ"). Докладывает Николай             
Владимирович Левичев.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Николай Владимирович.                                               
                                                                                
ЛЕВИЧЕВ Н. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция           
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Современное социальное          
государство должно не только провозглашать, но и реально гарантировать          
равноправие между мужчинами и женщинами. К сожалению, в последние годы          
тематика, связанная с гендерным равенством, приобрела налёт конъюнктурности и   
маргинальности, говорить об этом стало в лучшем случае как-то несерьёзно, а в   
худшем - не вполне прилично. Между тем эффективность управления как в           
государственной, так и в частной сфере в современном обществе во многом         
связана с индексом гендерного равенства. Чем шире возможности женщин наравне    
с мужчинами реализовывать себя в профессиональной сфере, двигаться по           
карьерной лестнице, занимать ответственные должности на государственной         
службе и в бизнесе, тем результативнее модели управления. Так, аналитики        
Всемирного экономического форума в Давосе доказывают, что глубокие гендерные    
разрывы провоцируют кризисы развития, связанные с неэффективностью              
управления. С 2005 года ежегодно публикуются доклады по теме "Глобальный        
гендерный разрыв", в которых рассчитывается рейтинг ситуации с разрывом         
жизненных шансов у мужчин и женщин в 134 странах. Там значатся в том числе      
такие показатели: равенство экономических возможностей, доступ к образованию    
и здравоохранению, участие женщин в политике, общественной и государственной    
деятельности, продолжительность жизни и пропорциональное соотношение полов      
среди населения той или иной страны. (Шум в зале.) Отмечу...                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Владимирович, одну секунду.                       
                                                                                
Коллеги, я попрошу успокоиться. Отари Ионович, вы вокруг себя собрание          
устроили.                                                                       
                                                                                
ЛЕВИЧЕВ Н. В. Слишком мало женщин в зале, Сергей Евгеньевич.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А Николай Васильевич даже спиной к докладчику стоит, а    
ведь Николай Владимирович об очень интересных вещах говорит. Присаживайтесь.    
                                                                                
ЛЕВИЧЕВ Н. В. Так вот, коллеги, можете записать для памяти, что в 2009 году     
Россия была на 51-м месте по этому показателю, а в 2012 году уже на 59-м -      
скатываемся вниз.                                                               
                                                                                
Законопроект, который мы с вами сегодня рассматриваем, призван сбалансировать   
представительство мужчин и женщин в руководящих органах крупных акционерных     
обществ и акционерных обществ с государственным и муниципальным участием.       
Законопроект устанавливает, что лица каждого пола должны составлять не менее    
40 процентов в совете директоров или наблюдательном совете ряда акционерных     
обществ. Это касается, во-первых, обществ с числом акционеров - владельцев      
голосующих акций общества более 1 тысячи и, во-вторых, акционерных обществ, в   
которых более 25 процентов голосующих акций принадлежит государству или         
муниципальному образованию, а также их дочерних и внучатых акционерных          
обществ. То есть речь идёт о государственных и крупнейших частных компаниях,    
которые, по сути, формируют модели поведения в бизнес-среде, выступают          
образцами для средних и малых компаний. Таким образом, мы сможем постепенно     
менять климат и отношение всего бизнес-сообщества к участию женщин в работе     
органов управления, в процессе принятия управленческих решений.                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, в последнее время, напомню, мы приняли ряд кадровых          
решений с правильным гендерным вектором - это и назначение главы Центробанка,   
и назначение главы Счётной палаты, - к сожалению, для корпоративного сектора    
характерны совершенно иные закономерности. Для примера посмотрим крупнейшие     
российские компании: "ЛУКОЙЛ" - в совете директоров 11 человек, все мужчины,    
"Роснефть" - из 9 членов совета директоров все мужчины, "Газпром" - среди 11    
членов совета директоров только одна женщина, "Норильский никель" - совет       
директоров состоит из 13 человек, среди них одна женщина, "МегаФон" - в         
совете директоров 7 человек, все мужчины. Ну, не буду этот список дальше        
продолжать.                                                                     
                                                                                
Итак, очевидно: доля женщин в управлении крупнейшими отечественными             
компаниями близка к нулю. Эта очевидная экономическая дискриминация в           
отношении женщин несовместима с демократией, чревата серьёзными потерями        
экономических выгод, потерями от отсутствия разнообразия. Талант,               
образовательные способности, потенциал женщин фактически не используются в      
важных управленческих позициях, а экономика России теряет гибкость и            
конкурентоспособность.                                                          
                                                                                
Уверен, только при условии сочетания преимуществ женского (в кавычках) и так    
называемого мужского стиля управления, - а к элементам стиля управления         
относятся толерантность к риску, умение работать в команде, чувствительность    
к этическим вопросам ведения бизнеса, - получится выстроить эффективный         
отечественный бизнес, отвечающий потребностям и ожиданиям и нашего, и           
мирового рынков.                                                                
                                                                                
Практика, опыт тех стран, которые уже ввели аналогичные квоты, показал, что     
нет никаких проблем с поиском компетентных женщин. Во Франции, например, 70     
процентов женщин, которые вошли в советы директоров в 2009-2011 годах, имели    
опыт работы на руководящих должностях или ведения собственного бизнеса.         
Главная проблема, на мой взгляд, в стереотипах, в патриархальной                
корпоративной культуре. Эти стереотипы становятся аргументами в пользу          
привлечения к участию в управлении порой не совсем компетентных и слабых        
менеджеров-мужчин. Отсутствие в настоящее время квоты не препятствует           
назначению в органы управления некомпетентных людей.                            
                                                                                
Конечно, это болезнь не только России, доля женщин на руководящих должностях    
в Европе на данный момент в среднем составляет 14 процентов, в Соединённых      
Штатах Америки - 16 процентов, в странах Юго-Восточной Азии - 7 процентов, на   
Ближнем Востоке и в Африке - 4,6 процента. Но европейские страны по крайней     
мере осознают проблему и предпринимают соразмерные законодательные шаги,        
чтобы ликвидировать гендерные диспропорции на уровне управления компаниями и,   
соответственно, экономики в целом. Норвегия стала первой страной в мире,        
которая ещё в 2003 году ввела 40-процентные квоты для женщин в советах          
директоров частных компаний, котирующихся на фондовой бирже. Следуя её          
примеру, квоту ввела Испания (в 2007-м), Исландия (в 2010-м), Франция (в        
2010-м), Бельгия (в 2011-м), Малайзия (в 2011-м), Италия (в 2011 году), и уже   
можно говорить о том, что квоты стали эффективным механизмом для снижения       
неравенства женщин и мужчин в управлении. Так, за пять лет доля женщин в        
советах директоров компаний во Франции выросла на 6,5 процента - до 23,5        
процента, а в Испании вдвое - до 12 процентов.                                  
                                                                                
Год назад, как раз в ноябре прошлого года Европейская комиссия приняла          
директивы о квотах для крупных компаний, направленные на достижение уровня      
как раз 40 процентов количества женщин, - ну, или мужчин, если они вдруг        
окажутся в меньшинстве, - до 2020 года (для публичных компаний - до 2018        
года).                                                                          
                                                                                
Ну и ещё. Звучат мнения, что подобная проблема, дескать, находится скорее в     
плоскости морально-этического регулирования, добровольных обязательств, так     
называемых мягких правил, что это не вопрос права, - я категорически с этим     
не согласен. В Норвегии, где вопросы гендерного равенства изначально имеют      
достаточно высокое общественное признание, надеялись на добровольное            
регулирование, и в итоге за два года этого "добровольного периода" только 68    
публичных компаний из 519 перешли к новым стандартам, а вот принятие            
законодательных мер, в свою очередь, повысило долю женщин в советах             
директоров с 16 процентов в 2005 году до 40 процентов в 2010 году.              
                                                                                
Так что, уважаемые коллеги, принятие закона будет способствовать выстраиванию   
гендерного баланса в экономической жизни страны, в работе крупнейших            
компаний, поможет преодолеть сложившиеся стереотипы, позволит расширить         
возможности женщин как равных партнёров с мужчинами в управленческой и          
предпринимательской сферах деятельности, будет способствовать повышению         
эффективности и конкурентоспособности российской экономики.                     
                                                                                
В завершение хочу напомнить тем, кто ещё присутствует в этом зале, что 3        
апреля 2012 года тогда ещё премьер-министр Владимир Путин в обращении к         
членам Координационного совета Общероссийского народного фронта призвал         
добиваться социального и политического равенства между мужчинами и женщинами    
в России, я процитирую: "Нужно добиваться, чтобы равенство было во всём".       
Тогда Владимир Владимирович отметил, что предложения по исправлению ситуации    
в этой сфере можно провести через Государственную Думу, опираясь на             
присутствующих там представителей "Народного фронта", не говоря уже о фракции   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я надеюсь, что он не ошибся в своих депутатах. Ну и хотелось   
бы верить, что по крайней мере неформальное межфракционное женское              
депутатское объединение поддержит этот законопроект.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Олег Леонидович Михеев.                                            
                                                                                
МИХЕЕВ О. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, по 28-му вопросу Петров, Швецов и                  
Ломакин-Румянцев голосовали за.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             
                                                                                
Содоклад Владимира Игорьевича Афонского.                                        
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Идея обеспечения равных         
возможностей для мужчин и женщин участвовать в коллегиальных органах            
управления юридических лиц не вызывает возражений и заслуживает, уверен,        
всестороннего обсуждения, цель законопроекта исключительно благая, и мы её      
поддерживаем, однако у нас есть по нему серьёзные замечания, которые ставят     
под сомнение возможность поддержки законопроекта в представленном виде.         
                                                                                
Прежде всего следует отметить, что для акционерного общества как участника      
гражданского оборота, его акционеров, как и инвесторов, гендерный состав        
совета директоров сам по себе не имеет решающего значения, главную роль для     
успеха в предпринимательской деятельности играет наличие у членов совета        
директоров определённых деловых и профессиональных качеств, знаний, опыта, а    
также разумность и добросовестность действий при осуществлении ими своих        
функций. Такие качества могут быть присущи как мужчинам, так и женщинам.        
Именно эти личные качества, на наш взгляд, обычно принимаются во внимание       
акционерами при выдвижении кандидатов в члены совета директоров акционерного    
общества и при избрании персонального состава совета директоров. Введение       
механизма гендерного квотирования, предложенное в законопроект, может, на наш   
взгляд, негативно повлиять на деятельность совета директоров. Также, по         
мнению комитета, предложенный в законопроекте принцип категорий акционерных     
обществ, на которые будет распространяться квотирование мест в совете           
директоров, является неправильным и никак не обоснован.                         
                                                                                
Мы считаем, что в отношении акционерных обществ с государственным или           
муниципальным участием вопросы расширения представительства женщин в совете     
директоров в значительной степени могут быть решены без внесения изменений в    
Федеральный закон "Об акционерных обществах" - путём проведения                 
соответствующей политики при выдвижении кандидатов и голосовании при выборах    
состава совета директоров.                                                      
                                                                                
Далее. Законопроектом не предусмотрены правовые последствия избрания состава    
совета директоров акционерного общества, не отвечающего предлагаемым            
законопроектом требованиям. При этом законопроект не содержит каких-либо        
предложений по изменению существующей процедуры выдвижения кандидатов в члены   
совета директоров и их избрания, которые обеспечили бы формирование             
предлагаемого законопроектом гендерного состава совета директоров               
акционерного общества. Тем самым законопроект создаёт серьёзный риск            
неизбрания нового состава совета директоров для значительного числа             
акционерных обществ со всеми вытекающими негативными последствиями. Кроме       
того, законопроект не регулирует ситуацию, когда из избранного совета           
директоров выходит один или несколько членов, в результате чего нарушается      
предусмотренный законопроектом гендерный баланс. Отсутствие законодательного    
регулирования разрешения такого рода ситуаций неизбежно приведёт к так          
называемому корпоративному шантажу и увеличению числа корпоративных             
конфликтов.                                                                     
                                                                                
В этих условиях комитет считает преждевременным установление жёстких,           
императивных ограничений на представительство лиц каждого пола в советах        
директоров и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валентин Степанович Романов, пожалуйста.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Николай Владимирович, когда-то Энгельс сказал, что      
отношение к женщине есть критерий цивилизованности общества. Тема-то            
серьёзная, но вы сразу берёте быка за рога - советы директоров. Нет ли у вас    
статистики, социологических данных в части того, как вообще выглядит            
структура "мужчины - женщины - просто акционеры"? Проходят ли они реальную      
школу в условиях капитализма, когда за собственность по-волчьи сцепились в      
основном мужики на первом этапе? У меня иллюзий больших нет, уверен, что,       
конечно, закон будет провален, но, если можно, скажите, социологические         
данные что говорят?                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Владимирович Левичев.                             
                                                                                
ЛЕВИЧЕВ Н. В. Валентин Степанович, спасибо за вопрос.                           
                                                                                
Ну, я сейчас не готов именно по акционерным обществам дать статистику, но, на   
мой взгляд, общая статистика занятости женщин в производственной сфере          
говорит сама за себя. Так, средняя зарплата женщин - 61 процент от средней      
заработной платы мужчин; зарплата ниже прожиточного минимума: мужчины - 28,5    
процента, женщины - 71,5 процента; зарплата выше 25 тысяч рублей: женщины -     
25,5 процента, мужчины - 75 процентов. Между тем 52,3 процента женщин имеют     
высшее образование, и только 27 процентов - руководители. По акционерным        
обществам информации отдельной нет, но по руководителям - 27 процентов. А вот   
среди официально зарегистрированных безработных женщины составляют 60-65        
процентов. Я думаю, вы лучше меня понимаете, что у женщин меньше шансов         
получить дополнительное образование, что у них трудности с карьерным ростом.    
                                                                                
И я уже ссылался на опыт других стран, который показывает, что ждать, пока      
это всё естественным путём будет меняться, достаточно наивно и что              
законодательные меры стимулируют разрушение патриархальных стереотипов.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Андреевич Шингаркин.                                                     
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                     
                                                                                
У меня вопросы к Николаю Владимировичу.                                         
                                                                                
Ну, мы, думаю, сейчас не будем обсуждать, как сработало в Министерстве          
обороны особое отношение к гендерному балансу, которое было там последние три   
года. А вопросы у меня такие: почему партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не            
продемонстрирует нам блестящее исполнение гендерного баланса в части            
самоорганизации общественной политической организации в общероссийском          
масштабе и почему вы ставите вопрос исключительно об акционерных обществах, а   
не об общественных организациях? И если вы поставите такой вопрос, что мы       
будем делать с иерархией в Русской православной церкви?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Владимирович Левичев.                             
                                                                                
ЛЕВИЧЕВ Н. В. Спасибо, Максим Андреевич.                                        
                                                                                
Ну, я сразу скажу, что за Русскую православную церковь я не берусь говорить.    
Что касается вашего предложения подумать о гендерном балансе в общественных     
организациях и в высшей форме общественной организации - политической партии,   
ну, тут для законодательных инициатив есть широкое поле, но нельзя же всё       
включить в один закон, да? Я внёс поправку конкретно в закон "Об акционерных    
обществах". Давайте проведём парламентские слушания о роли женщины в            
современном российском обществе, я готов выступить инициатором.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Владимир Игорьевич, как вы знаете, в    
продвинутых, высокоразвитых странах, например скандинавских, очень высока       
роль женщин, в том числе в управлении, там самые высокие стандарты, и многие    
жители Европы хотят там жить, а экономика этих стран является примером для      
остальных.                                                                      
                                                                                
Здорово, что комитет по собственности подчеркнул, что сама идея обеспечения     
равенства не вызывает возражений и заслуживает всестороннего обсуждения. Вот    
я, поскольку не участвовал в работе этого комитета, хотел бы понять: в вашем    
выступлении сейчас речь шла о каких-то инициативных действиях инвесторов по     
выдвижению женщин в совет директоров, а на заседании комитета обсуждались ли    
какие-то иные законодательные предложения об увеличении количества женщин во    
власти, я имею в виду корпоративную власть?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Игорьевич Афонский.                              
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Спасибо большое за вопрос.                                       
                                                                                
На наш взгляд, действительно заслуживает внимания...                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Игорьевич, в микрофон, пожалуйста.               
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Да, спасибо, Сергей Евгеньевич.                                  
                                                                                
На наш взгляд, заслуживает действительно внимания и уважения проблема           
гендерного состава совета директоров. И если такая проблема существует,         
возможно, необходимо провести некие слушания, "круглый стол", создать,          
например, как в некоторых странах, специализированную программу по подготовке   
женщин к работе в совете директоров. Но данный законопроект не может быть       
поддержан, и комитет рекомендует Государственной Думе отклонить его в связи с   
тем, что я уже обозначил.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Валентинович Свиридов.                                                 
                                                                                
СВИРИДОВ В. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Вопрос Николаю Владимировичу.                                                   
                                                                                
Любое дело, как здесь уже отмечалось, нужно начинать с себя. Давайте, может     
быть, мы спросим наших женщин-депутатов, оскорбляет ли их неравенство в том,    
что они имеют персональные закреплённые автомобили, в то время как              
большинство депутатов, не являющихся там председателями комитетов, пользуются   
так называемыми разгонными машинами?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос риторический, да?                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить, коллеги? Прошу записаться.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Илья Владимирович Пономарёв.                                                    
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Прошу прощения, Драпеко по карточке Пономарёва.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Григорьевна.                            
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемые коллеги, как вы понимаете, наша фракция поддерживает    
идеологию этого закона. На сегодняшний день мужчины с удовольствием открывают   
нам двери, целуют ручки и даже машины нам дали в Государственной Думе, но       
когда дело касается политики или бизнеса, здесь мы воюем на равных.             
                                                                                
Как правильно сказал Николай Владимирович в своём выступлении по поводу         
законопроекта, сегодня во всём мире очень активно идут гендерные процессы, и    
даже в Чёрной Африке женщины занимают достойное место и в бизнесе, и в          
политике. Мы с вами сталкиваемся с тем, что традиционные мусульманские страны   
Востока тоже сегодня допускают женщин и к управлению, и к бизнесу. В связи с    
этим, конечно, хотелось бы, чтобы Российская Федерация, которая позиционирует   
себя как демократическая страна, как евразийская держава, даже европейская,     
тоже соответствовала по этим параметрам, так сказать, тенденциям мировой        
практики.                                                                       
                                                                                
Николай Владимирович уже говорил о том, что практика показывает, что когда      
женщин достаточное количество, то принимаемые решения, как правило, более       
толерантны по отношению к конкурентам, что женщины более законопослушны,        
женщины никогда не идут на прямые конфликты. И войны, которые сегодня идут в    
информационном пространстве между бизнес-структурами, и даже, как мы знаем,     
история массовых рейдерских захватов говорят о том, что присутствие женщин, с   
их женской психологией, в нашем таком силовом, доставшемся нам от 90-х годов    
бизнесе, наверное, сыграло бы положительную роль в регулировании очень многих   
процессов и нам меньше приходилось бы принимать законов, усиливающих            
уголовную и административную ответственность за всякого рода нарушения,         
связанные с управлением в бизнес-структурах.                                    
                                                                                
Мы просили бы вас, уважаемые коллеги, подумать на эту тему, посоветоваться с    
психологами, с учёными и поддержать нашу позицию по продвижению женщин не       
только в политике, но и в бизнесе.                                              
                                                                                
А для наших коллег из ЛДПР, у которых всего, по-моему, две женщины во           
фракции, я хочу сказать, что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не только в числе членов     
партии, но и в числе членов фракции в Государственной Думе имеет самый          
большой процент женщин.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна. Заодно вы нам напомнили,      
что мы давно не видели в зале Илью Владимировича Пономарёва. Вы как-то          
попытались эту пустоту заполнить, выступая от его микрофона.                    
                                                                                
Валентин Валентинович Свиридов.                                                 
                                                                                
СВИРИДОВ В. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Во фракции ЛДПР три женщины, мы ими гордимся.                                   
                                                                                
Мне кажется, что всё искусственное, что пытаются закрепить, а особенно когда    
пытаются закрепить законодательно, не совсем органично именно в плане           
естественного развития жизни. Вы понимаете, опыт европейских стран, маленькие   
штанишки тех государств, которые имеют иной уклад жизни, иную историю, иное     
развитие, трудно натянуть на наше огромное государство. Например, Норвегия      
имеет такую же площадь, как Амурская область, а численность населения           
Норвегии - как в одном Санкт-Петербурге, поэтому здесь сравнение не совсем      
уместно. К тому же, повторяю, у них другая история, у них другое развитие, у    
них другой менталитет, у них другие отношения.                                  
                                                                                
Как верно отметил содокладчик, вы говорите: давайте не будем принимать во       
внимание деловые качества человека, его личные качества, его способность        
решать какие-то вопросы, давайте будем искусственно определять, что должно      
быть 40 процентов, и всё. Мне кажется, это не даст результата, потому что       
сейчас, в настоящий момент дискриминации-то нет никакой, - пожалуйста,          
развивайтесь, продвигайтесь, будьте депутатами, будьте главами, входите в       
советы директоров, активно работайте. У нас достаточно примеров (я сейчас не    
буду их называть, чтобы кого-то не обидеть, забыв упомянуть), у нас             
достаточно женщин, которые достигли высот на государственной службе, и, я       
думаю, на коммерческой службе тоже их хватает. Здесь в первую очередь, я ещё    
раз подчеркну, только личные качества, деловые качества должны служить          
ориентиром. А если следовать этой логике, то потом мы придём к тому, что        
нужно будет, чтобы в советах директоров у нас религиозные какие-то паритеты     
соблюдались, потом национальные - да бог знает чем можно здесь                  
руководствоваться, для того чтобы решать какие-то свои проблемы!                
                                                                                
Женщинам никто и нигде не запрещает доказывать своё право занимать высокие      
посты, и поэтому, я считаю, этот законопроект абсолютно не нужен. И более       
того, на мой взгляд, он женщин оскорбляет, потому что предполагает создание     
каких-то особенных условий для них.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, время - 17.56. С учётом пятницы мы, наверное, не будем       
существенно продлевать заседание, но мы должны завершить обсуждение этого       
вопроса, и я бы попросил по сокращённой процедуре рассмотреть несколько         
законопроектов, мы это сделаем довольно быстро. А коллеги, которые сейчас       
будут выступать, обязуются выступать очень и очень лаконично.                   
                                                                                
Максим Андреевич Шингаркин, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Елена Григорьевна, я специально вышел на трибуну, чтобы         
посмотреть на вас и признаться в глубоко сокровенном: когда мне было десять     
лет, отец подарил мне первое в жизни портмоне - вот на обложке этого портмоне   
была ваша фотография, и я долго хранил её практически у сердца.                 
                                                                                
Здесь ни в коем случае не идёт речь о каком-то умалении достоинства женщин в    
нашей стране, но я хотел бы сказать, что действительно, если говорить только    
о моментах, касающихся полового самоопределения, нужно отметить, что в Европе   
приняты размытые критерии. Сергей Евгеньевич столкнулся с этим                  
обстоятельством, так сказать, на высшей парламентской площадке Европы. Не       
исключено, что, если мы примем логику данного законопроекта, через некоторое    
время нам придётся вводить в наших акционерных обществах квоту для лиц с не     
определённым до сегодняшнего дня в Российской Федерации статусом, что,          
безусловно, явится предметом насмешек со стороны наших избирателей в            
подавляющем большинстве своём. Кроме того, говоря о равенстве граждан           
Российской Федерации, мы должны понимать, что равенство полов у нас             
закреплено.                                                                     
                                                                                
Далее. Безусловно, невозможно делить членов акционерных обществ на тех, кто     
придерживается православной веры или же какой-то иной веры, в противном         
случае, к сожалению, у нас возникнет ситуация, когда невозможно будет           
собраться ни в субботу, ни в воскресенье, ни в пятницу, а есть и такие          
верования, которые вообще исключают работу как таковую, но при этом не          
запрещают иметь собственность. В этом случае у нас возникнет необходимость и    
таким образом делить руководителей акционерных обществ.                         
                                                                                
Ну и кроме того, если говорить о сквозном правоприменении, то надо сказать,     
что, безусловно, избиратель потребует от нас, чтобы мы не только в отношении    
акционерных обществ применяли эту норму, но и в отношении государственных       
органов. И тогда у нас с вами возникнет уникальная коллизия: Президент          
Российской Федерации является единственным лицом, и допустить тут какую-то,     
так сказать, отдельную сорокапроцентность представляется невозможным, и что     
же, мы столкнёмся с ситуацией, когда после каждого третьего                     
президента-мужчины нам четвёртым президентом придётся избирать женщину?! Ну,    
я специально пропорции тут смягчил, потому что у нас намечаются нормальные,     
конкретные президентские циклы.                                                 
                                                                                
Я думаю, именно в силу абсурдности расширения такого правоприменения и          
практической нереализуемости на территории Российской Федерации данный          
законопроект не может быть принят.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Андреевич сказал, что я с этой проблемой столкнулся в Страсбурге, но я   
хочу уточнить: в политико-правовом смысле. (Оживление в зале, смех.)            
                                                                                
Антон Викторович Жарков, пожалуйста.                                            
                                                                                
ЖАРКОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Ну, согласен со всеми выступавшими, что эта идея требует широкого обсуждения,   
но хотел бы обратить ваше внимание, коллеги, на то, что для акционерных         
обществ, особенно для их акционеров, не имеет значения половая принадлежность   
члена совета директоров. Здесь уже говорилось о том, что главное значение       
имеют деловые качества - именно на основании деловых качеств выдвигаются и      
назначаются члены совета директоров. Введение механизма гендерного              
квотирования может также негативно повлиять на деятельность советов             
директоров, так как избрание их членов будет осуществляться, как я уже          
сказал, не на основе профессиональных качеств, а по принципу половой            
принадлежности.                                                                 
                                                                                
В данном законопроекте также никак не обоснован выбор категорий акционерных     
обществ, на которые будет распространяться действие его норм.                   
                                                                                
Николай Владимирович подчеркнул, что наша страна находится на 59-м месте в      
рейтинге, но, как показывает анализ, мы находимся на среднеевропейском          
уровне. И опять же, коллеги, с точки зрения сегодняшней экономической           
ситуации этот вопрос никак не является первостепенным, данная проблема вообще   
не является острой и не требует немедленного, неотложного решения.              
                                                                                
С учётом сказанного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный              
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Владимирович, будете выступать с заключительным словом?                 
                                                                                
Николай Владимирович Левичев, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЛЕВИЧЕВ Н. В. Я всё-таки воспользуюсь правом на заключительное слово именно     
потому, что мне очень хочется, чтобы в анналах истории было зафиксировано,      
что Государственная Дума в 2013 году по крайней мере уже рассматривала такой    
вопрос. Я не сомневаюсь, что когда-нибудь мы эту тему обязательно поднимем и    
будем рассматривать более конкретно.                                            
                                                                                
Мне кажется, что большинство из выступавших депутатов - чтобы никого не         
обижать, не буду называть фамилии - продемонстрировали тот самый                
патриархальный стереотип, о котором я говорил в выступлении, а кроме того,      
использовали такой риторический приём - высказать абсурдное суждение, которое   
не имеет отношения к законопроекту, и потом его в пух и прах раздолбать, что    
называется. Ну, например, я категорически не согласен с утверждением, что       
достаточно в России женщин, которые добились высот, я считаю, что               
недостаточно.                                                                   
                                                                                
Но есть две проблемы, которые я хотел бы для стенограммы зафиксировать в        
ответ на заключение профильного комитета.                                       
                                                                                
Первая - это проблема выхода из совета директоров одного или нескольких         
членов. Это более общая проблема законодательства, член совета директоров       
приобретает полномочия в силу своего избрания в этот орган, при этом порядок    
прекращения данных полномочий по инициативе самого члена совета директоров не   
урегулирован вовсе. Но согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 48 закона "Об       
акционерных обществах" к компетенции общего собрания акционеров относится       
определение количественного состава совета директоров общества, избрание его    
членов и досрочное прекращение их полномочий. Из этого суды делают вывод, что   
член совета директоров признаётся выбывшим из состава совета директоров,        
досрочно прекратившим свои полномочия только после того, как соответствующее    
решение примет общее собрание акционеров, у меня была ссылка на постановления   
судов. Проще говоря, все живые члены совета директоров, по которым общее        
собрание акционеров не принимало такого решения, считаются членами совета       
директоров и обязаны участвовать в его работе до тех пор, пока общее собрание   
акционеров их не освободит. И в конце концов, член совета директоров может      
быть привлечён к материальной ответственности за действия (бездействие),        
которые нанесли ущерб акционерному обществу. Таким образом, решение о           
прекращении полномочий принимает общее собрание акционеров, которое и           
формирует новый состав директоров с учётом требований сбалансированного         
гендерного представительства.                                                   
                                                                                
Вторая проблема, которую пытались представить как нерешаемую, - это             
последствия неисполнения предлагаемых императивных норм. Тут я выделил бы два   
аспекта.                                                                        
                                                                                
Первый. Вопрос о правомочности совета директоров - это вопрос частного права,   
он решается в зависимости от признания действительным или недействительным      
решения общего собрания акционеров, согласно пункту 7 статьи 49 закона "Об      
акционерных обществах" в судебном порядке оспорить решение общего собрания      
акционеров могут акционеры этого общества.                                      
                                                                                
Второй. Вопрос государственных санкций за нарушение требований гендерного       
представительства - это вопрос права уже публичного, и, соответственно,         
предложенным законопроектом он не регулируется. В принципе он не должен         
регулироваться законодательством об акционерных обществах, тут можно подумать   
о внесении изменений в другие нормативные акты, например, запретить             
компаниям-нарушителям участвовать в государственных контрактах и так далее.     
Публично-правовые санкции вообще можно было бы позднее и постепенно ввести в    
законодательство, в случае если бы мы столкнулись с игнорированием              
акционерными обществами требования сбалансированного гендерного                 
представительства.                                                              
                                                                                
Я считаю, что законопроект не так уже бессмыслен и плох, как это могло          
кому-то показаться, и хотелось бы, чтобы можно было внимательно ознакомиться    
с конкретикой данного законопроекта.                                            
                                                                                
Спасибо всем.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              148 чел.32,9 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    151 чел.                                          
Не голосовало                 299 чел.66,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.