Заседание № 99

17.05.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 172420-6 "О внесении изменений в часть первую статьи 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества общественным объединениям инвалидов без проведения аукциона или конкурса).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4038 по 4285 из 6073
12-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
часть первую статьи 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции". С          
докладом выступает Дмитрий Алексеевич Литвинцев.                                
                                                                                
ЛИТВИНЦЕВ Д. А., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект подготовлен по поручению организаций,    
которые используют в своей хозяйственной деятельности труд инвалидов, а также   
тех организаций, которые учреждены обществами инвалидов. На сегодняшний день    
сложилась, на мой взгляд, достаточно тревожная ситуация, это связано не         
только с общим сектором экономики, где у нас огромные провалы, здесь речь       
идёт о том, что сегодня занятость инвалидов - это проблема номер один. И        
несмотря на то что мы, как государство, должны поддерживать такие               
объединения, организации, к сожалению, поддержка на сегодняшний день либо       
неэффективна, либо сведена к самому минимуму.                                   
                                                                                
В целях государственной поддержки организаций, созданных общероссийскими        
общественными объединениями инвалидов, уставный капитал которых полностью       
состоит из вкладов указанных общественных организаций, в 2012 году был принят   
федеральный закон № 110-ФЗ, которым были внесены изменения в статью 33          
Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите        
инвалидов в Российской Федерации" в части наделения органов местного            
самоуправления правом оказывать поддержку указанным организациям путём          
предоставления в безвозмездное пользование объектов муниципального имущества.   
Начинание благое, но что на самом деле происходит? Эти общественные             
организации инвалидов вынуждены в общем порядке участвовать в процедуре         
проведения торгов на право аренды этого муниципального либо государственного    
имущества. Фактически получается так: те организации, которые мы теоретически   
должны поддерживать, мы ставим в те же самые рамки, те же условия, что и        
коммерческие структуры, которые выходят на торги. Естественно, ни о какой       
конкуренции в данном случае говорить не приходится. Почему? Потому что          
изначально эти организации не могут по своей сути и по своему содержанию        
конкурировать с обыкновенной коммерческой структурой. В связи с этим            
появилась инициатива, предлагающая всё-таки дать право таким муниципальным и    
государственным структурам получать такие помещения муниципальной или           
государственной формы собственности без процедуры торгов. Таким образом, для    
реализации государственной поддержки организаций, созданных общероссийскими     
общественными объединениями инвалидов, в той мере, в какой она определена       
законодательно, и, следовательно, для достижения цели всесторонней поддержки    
указанных организаций необходимо наделить их правом получения в пользование     
муниципального или государственного имущества без проведения публичных          
процедур.                                                                       
                                                                                
Мне бы хотелось отметить, что первым, кто откликнулся на это, было              
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, они поддержали     
данную инициативу, и мне очень хотелось бы, чтобы депутаты всех фракций         
обратили на эту законодательную инициативу самое серьёзное внимание и здесь     
поддержали бы её.                                                               
                                                                                
На заседании комитета была дискуссия по этому вопросу. Понятно, что есть        
сомнения в части того, что могут быть какие-то злоупотребления при              
предоставлении таких помещений, но на самом деле сегодня любая организация,     
которая привлекает на работу инвалидов и даёт им возможность не только          
зарабатывать деньги, но и быть социально активными, я считаю, может иметь       
такое право. Это не такая большая поддержка, тем более не потребуется никаких   
дополнительных источников финансирования.                                       
                                                                                
Прошу внимательно отнестись к данному законопроекту и поддержать его.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Алексеевич, присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Елена Владимировна Панина, член Комитета по              
экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.          
                                                                                
ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что предложенная в законопроекте             
формулировка предполагает распространение права внеконкурсной передачи          
государственного и муниципального имущества не на общественные объединения      
инвалидов, а на коммерческие организации, использующие труд инвалидов.          
                                                                                
Первое. Это противоречит концепции закона "О защите конкуренции", поскольку     
заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества    
должно осуществляться только на конкурсной основе. Исключение из этого          
правила применяется в случаях выполнения государственных и муниципальных        
функций, не связанных с предпринимательством, для некоммерческих организаций    
и в рамках реализации государственных (муниципальных) преференций.              
                                                                                
Второе. В действующей редакции закона "О защите конкуренции" предусмотрена      
возможность бесконкурсной передачи имущества для социально ориентированных      
некоммерческих организаций, поэтому если авторы законопроекта намерены          
поддержать общественные некоммерческие организации инвалидов, внесение          
изменений в закон "О защите конкуренции" не требуется.                          
                                                                                
Третье. Вместе с тем на заседании комитета обсуждалась, и комитет понимает      
это, важность поддержки данной категории граждан и предоставления им            
возможности полноценно работать, но для таких исключительных случаев в          
законодательстве как раз предусмотрен механизм предоставления целевых           
преференций. Основанием для их применения является правовой акт федерального    
или регионального органа исполнительной власти, органа местного                 
самоуправления и согласие антимонопольного органа. Порядок предоставления       
преференций установлен главой 5 закона "О защите конкуренции", и для его        
использования также не требуется внесение изменений в этот закон. Кроме того,   
в недавно принятом законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров,       
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"              
предусмотрена обязанность предоставлять преимущества организациям инвалидов     
при выборе поставщиков.                                                         
                                                                                
Таким образом, учитывая, что все инструменты поддержки как некоммерческих,      
так и коммерческих организаций инвалидов в законодательстве предусмотрены,      
комитет не поддерживает указанный законопроект в данной редакции и предлагает   
Государственной Думе его отклонить. По-видимому, надо искать решение не         
только в законодательной сфере, но и в сфере нормативных документов             
исполнительной власти, в том числе на муниципальном уровне.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Владимировна.                              
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Елена Владимировна, мы внимательно вас слушали, к сожалению,    
вы смешали общественные и коммерческие организации. Я думаю, что если бы вы     
внимательно прочитали текст закона, то поняли бы, что речь идёт как раз о       
коммерческих организациях - в отношении некоммерческих организаций инвалидов    
мы можем применять закон о конкуренции. Вы говорите, что в рамках этого же      
закона можно воспользоваться государственными и муниципальными преференциями,   
- вы на самом деле так считаете или оговорились, что это не требует внесения    
изменений сегодня в федеральное законодательство и такие преференции могут      
быть получены и для коммерческих организаций инвалидов?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон по карточке Баталовой, пожалуйста.      
                                                                                
ПАНИНА Е. В. Совершенно верно, я сказала, что главой 5 закона "О защите         
конкуренции" предусмотрено предоставление преференций и внесения изменений в    
закон "О защите конкуренции" не требуется, так как там есть механизм            
предоставления целевых преференций. Основанием для их получения является        
правовой акт федерального или регионального органа исполнительной власти,       
органа местного самоуправления - это предусмотрено, и механизм прописан в       
самом законе "О защите конкуренции", глава 5.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемая Елена Владимировна, я просил бы вас ещё раз           
внимательно ознакомиться с текстом документа, который внесён сегодня в          
Государственную Думу. Речь идёт о статье 17, мы предлагаем, ну, не дать         
определённые преференции, а внести изменения в закон о конкуренции, чтобы       
коммерческие организации инвалидов, соответствующие определённым условиям:      
количество инвалидов должно быть не менее 50 процентов списочного состава, а    
их доля заработной платы - не менее 25 процентов, - могли получить вне          
конкурса муниципальное или государственное помещение.                           
                                                                                
Я посмотрел статью, на которую вы ссылаетесь, - это статья 19, где определены   
государственные преференции. В заключении комитета именно так и говорится: мы   
предлагаем вам, уважаемый субъект права законодательной инициативы,             
воспользоваться другой статьёй, а именно государственными и муниципальными      
преференциями. Так вот я вам хочу сказать, если мы с вами посмотрим статью 19   
"Государственные или муниципальные преференции", то список здесь закрытый -     
он закрытый! Прочитайте 14-й пункт, в нём есть формулировка "определяемых       
другими федеральными законами", то есть если мы с вами хотим эту льготу         
предоставлять организациям инвалидов, то нам всё-таки необходимо вносить        
изменения. Если бы ваш комитет кроме этого написал, что в случае, если мы       
даём преференции, необходимо внести изменения, вставить сюда вот эти            
коммерческие организации, тогда это было бы логично и понятно, а сегодня, к     
сожалению, мы не можем, не изменив федеральный закон, дать преференции. Я вам   
это говорю не как теоретик - я не юрист, я просто читаю документ, - а как       
практик. Если мы придём в муниципальное образование, ни один глава не           
подпишет никакой документ о льготе, не согласовав его с ФАС, потому что это     
запрещено федеральным законом.                                                  
                                                                                
Так что тема эта актуальная. Я считаю, что, как и в случае с предыдущим         
законом, надо было просто подсказать вашему комитету, что необходимо внести     
изменения в статью 19 "Государственные или муниципальные преференции", и        
тогда то, что вы говорите, и то, что мы сегодня, предлагая этот закон,          
говорим, как раз в ёлочку сложится.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Дмитрий Алексеевич, будете с заключительным словом выступать? Пожалуйста.       
                                                                                
ЛИТВИНЦЕВ Д. А. Не буду вас слишком сильно загружать, скажу только одно: к      
великому сожалению, сегодня, когда речь идёт об инвалидах, мне кажется, надо    
к этому относиться с большим чувством и более ответственно. Можно, конечно,     
ссылаться на различные нормы законов, можно искать причины, почему и как        
отказать, потому что законодательная инициатива не той фракции, может быть,     
не того депутата, но проблема-то от этого не перестаёт быть актуальной, вот в   
чём дело.                                                                       
                                                                                
Сегодня, к сожалению, в регионах мы видим катастрофическую ситуацию - работы    
просто нет, и когда мы говорим, что есть люди, готовые создавать рабочие        
места для инвалидов, то, мне кажется, нет смысла это даже обсуждать, надо       
просто работать, и помогать, и делать так, чтобы все законы для этого были у    
нас приняты, и как можно быстрее и оперативнее. И не надо ссылаться на          
какие-то проблемы, которые, на мой взгляд, сегодня находятся исключительно в    
политической плоскости; если бы было желание и воля всё доводить до             
логического завершения, можно было бы принять законопроект в первом чтении и,   
пожалуйста, потом дорабатывать. Нельзя быть такими чёрствыми! Мы должны         
начать действительно с самих себя: приезжая в регионы, мы не должны             
заниматься пустой болтовнёй о том, что помогаем инвалидам, спортсменам и        
всем, всем, всем, и здесь мы не должны превращать место, где надо работать, в   
поле бесполезной болтовни, вот и всё!                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я всё-таки прошу вас внимательно отнестись к этой            
проблеме, учесть то, что сегодня в регионах достаточно сложная экономическая,   
социальная ситуация, и то, что организации берут на себя груз                   
ответственности, занимаясь устройством инвалидов на работу. Я считаю, что к     
этому надо относиться очень ответственно и предметно, и если есть возможность   
их поддержать, то надо поддерживать. Эта законодательная инициатива родилась    
в моей голове не просто так, было обращение тех организаций, тех людей,         
которые сегодня достаточно активно помогают инвалидам трудоустроиться и найти   
себя в этом сложном мире.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово Елены Владимировны Паниной.                                
                                                                                
По карточке Баталовой включите микрофон.                                        
                                                                                
ПАНИНА Е. В. Уважаемые коллеги, ну, всё-таки вот такая патетика о защите        
наших социально незащищённых слоёв граждан, к которым мы причисляем людей с     
ограниченными физическими возможностями, никак не вписывается в тот             
законопроект, который представлен сегодня авторами.                             
                                                                                
Дело в том, что в той же статье 17-1 закона "О защите конкуренции" чётко        
прописано, что предусмотрена возможность внеконкурсной передачи                 
государственного и муниципального имущества социально ориентированным           
некоммерческим организациям, под определение которых подпадают и общественные   
некоммерческие организации инвалидов. Здесь же речь идёт о лоббировании         
интересов коммерческих структур, где будет занято не менее 20 процентов         
инвалидов. К сожалению, мы имеем достаточно негативный опыт, когда вот такие    
преференции использовались недобросовестными предпринимателями.                 
                                                                                
Кроме того, законом "О социальной защите инвалидов..." преимущества при         
получении в пользование государственного и муниципального имущества             
предоставляются организациям инвалидов в трёх случаях: если это имущество уже   
используется организациями на законных основаниях, если организации являются    
некоммерческими и если организации относятся к субъектам малого и среднего      
предпринимательства, то есть даже на коммерческие организации, относящиеся к    
субъектам МСП, можно распространить это правило. Поэтому я считаю, данный       
законопроект не поддерживается не по сути, а просто потому, что он не           
соответствует той цели, которая была заявлена сегодня авторами.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4872 по 4888 из 6073
12-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
часть первую статьи 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции".            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              201 чел.44,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    201 чел.                                          
Не голосовало                 249 чел.55,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.