Заседание № 85
О проекте федерального закона № 17179-7 "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к 4-му вопросу повестки дня. Проект федерального закона "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Виталия Борисовича Ефимова. Пожалуйста, Виталий Борисович. ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по транспорту и строительству представляет для рассмотрения в третьем чтении законопроект о внеуличном транспорте. Замечаний по законопроекту не имеется, поэтому комитет предлагает его принять в третьем чтении. Единственно, в заключение могу сказать, что сегодня у нас в транспортном сообществе знаковый день, поскольку с принятием этого закона завершится формирование правового поля по видам транспорта, то есть мы охватим все виды транспорта, - вот чего мы достигли за 27 лет существования новой России. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам кто хотел бы выступить от фракции? Нет желающих. Ставится на голосование проект федерального закона "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 4-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 25 мин. 52 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 82
О проекте федерального закона № 17179-7 "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Виталий Борисович Ефимов. ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по транспорту и строительству представляет подготовленный ко второму чтению законопроект о внеуличном транспорте. Этим законопроектом мы заканчиваем формирование законодательного поля по видам транспорта в транспортном комплексе Российской Федерации, и, может быть, в будущем потребуется ещё один закон, о космическом транспорте. К законопроекту поступило 34 поправки: 23 поправки рекомендуются к принятию (таблица № 1), 11 поправок - к отклонению (таблица № 2), половина этих поправок связана с желанием внести в законопроект понятия "лёгкое метро" и "внеуличный транспорт", что не соответствует концепции. Законопроект согласован с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 24 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 50 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 13 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается.
Заседание № 80
О проекте федерального закона № 17179-7 "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу перенести рассмотрение вопроса 6 на 6 декабря.
Предложение Москвичёва - вопрос 6 перенести на 6 декабря. Нет возражений? Принимается.
Заседание № 25
О проекте федерального закона № 17179-7 "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Сергея Алексеевича Аристова. Сергей Алексеевич, пожалуйста. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется законопроект "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". По определению, данному в законопроекте, внеуличный транспорт - это технологический комплекс, включающий подвижной состав внеуличного транспорта и объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, обеспечивающий перевозку пассажиров, провоз ручной клади по договорам перевозки - и здесь акцентирую внимание - по путям, не имеющим пересечений на одном уровне с автомобильными дорогами, с железнодорожными путями общего и необщего пользования, с трамвайными путями, велосипедными, велопешеходными и пешеходными дорожками. При формировании федерального законодательства в сфере городского пассажирского транспорта внеуличный транспорт, и в первую очередь метрополитен (а этим законопроектом это будет регулироваться), не получил правового закрепления. Ранее метрополитен регулировался законодательством о железнодорожном транспорте, однако после выделения его из ведения Министерства путей сообщения в начале 90-х годов и передачи в ведение субъектов Российской Федерации возникли проблемы с регулированием. Функционирование уличного транспорта имеет целый ряд особенностей, в том числе технологического и организационного характера. Фактически сегодня механизма организации транспортного обслуживания населения метрополитеном и другими видами внеуличного транспорта нет, и осуществляется оно по сложившейся практике в соответствующих регионах, и это приводит не только к утрате единства регулирования, но и к нарушению права граждан на одинаковые права при перемещении, поэтому в соответствии с поручением президента разрабатывался и сейчас представлен вашему вниманию данный законопроект. Цель его - обеспечить эффективное и безопасное функционирование внеуличного транспорта, в том числе метрополитена, его комплексное развитие, повышение доступности услуг по перевозке внеуличным транспортом для населения, а также совершенствование государственного и муниципального управления в области внеуличного транспорта. Согласно законопроекту к внеуличному транспорту относятся: метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесная канатная дорога транспортная, фуникулёр транспортный (наземная канатная дорога транспортная). Проектом закона предлагается установить правовые условия функционирования внеуличного транспорта, основы организации транспортного обслуживания этим видом транспорта в Российской Федерации. Предмет правового регулирования проекта федерального закона составляют преимущественно гражданско-правовые отношения, возникающие, с одной стороны, между пассажирами и перевозчиками внеуличного транспорта при оказании услуг при перевозке, а с другой - между заказчиком и исполнителем транспортного обслуживания. Проектом устанавливаются понятийный аппарат, основные цели и способы государственного регулирования деятельности внеуличного транспорта, особенности регулирования труда отдельных категорий работников на этом виде транспорта. Также предполагается установить полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере функционирования и развития метрополитенов и других видов внеуличного транспорта. Положениями проекта федерального закона вводится требование о разработке на федеральном уровне типовых правил технической эксплуатации для каждого вида внеуличного транспорта (за исключением подвесных канатных дорог и фуникулёров) и типовых правил пользования для каждого вида внеуличного транспорта. Также предусмотрена разработка на уровне субъектов подзаконных актов - правил технического регулирования, правил пользования внеуличным транспортом, - которые сегодня фактически везде издаются, но издаются регионами без должной правовой основы. В целях безусловного исполнения названного мной указания президента предлагается установить следующий механизм осуществления государственного контроля и надзора в области эксплуатации внеуличного транспорта: первое, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает типовые правила технической эксплуатации и типовые правила пользования внеуличным транспортом; второе, органы государственной власти субъектов с целью учёта региональных технических и эксплуатационных характеристик объектов внеуличного транспорта утверждают правила технической эксплуатации и правила пользования внеуличным транспортом на основе соответствующих типовых правил; третье, Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов полномочия по осуществлению государственного контроля в части технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти субъектов нормативных правовых актов, принимаемых соответственно на уровне субъектов Федерации по вопросам переданных полномочий, а также надзор за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и привлечения к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в случае же неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий готовит и вносит в Правительство Российской Федерации для принятия решения предложение о досрочном изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Структурно проект федерального закона, который вам представлен, состоит из шести глав, отражающих его основные содержательные и смысловые блоки: общие положения, полномочия в сфере внеуличного транспорта федеральных органов, региональных органов власти, органов местного самоуправления, эксплуатация внеуличного транспорта, перевозка пассажиров и ручной клади, особенности регулирования труда отдельных категорий работников внеуличного транспорта и заключительные и переходные периоды. По нашему мнению, принятие закона в последующем позволит: повысить конкурентоспособность внеуличного транспорта с учётом скорости перемещения, комфорта, доступности; улучшить экологическую ситуацию - внеуличный транспорт, как правило, используется на электротяге; повысить транспортную доступность населения за счёт охвата тех районов, где недостаточно развиты иные формы транспортного обеспечения. Следует отметить, что при подготовке законопроекта изучалась как международная, так и национальная практика, брали всё самое лучшее и необходимое. Соответственно, со всеми регионами, где работают те или иные виды транспорта, в первую очередь метрополитен, мы, естественно, обсуждали положения данного законопроекта. Для правильного соотношения новых форм, которые предлагаются в законопроекте, внесены изменения соответственно в семь федеральных законов, все они представлены в данном проекте. Дополнительные полномочия Ространснадзора будут определяться в рамках программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)"; сегодня у субъектов Российской Федерации есть полномочия в этой части и закладывались определённые бюджеты. Естественно, предварительно нужно будет, поскольку законопроект... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Содоклад председателя Комитета по транспорту и строительству Евгения Сергеевича Москвичёва. Пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по транспорту и строительству поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Мы считаем, что этот законопроект очень важен, та отрасль, которая сегодня перевозит более пятнадцати миллионов пассажиров ежедневно, нуждается в таком законе. Мы считаем, что работа над этим законопроектом позволит нам прописать в законодательстве и те понятия, которых ещё нет, - монорельс, скоростной трамвай. Мы считаем, что с принятием данного закона и с учётом принятого в 2015 году 220-го федерального закона в городах-миллионниках или там, где проживает почти миллион человек, в городах, которые не имеют больших денег, будут строить скоростные трамваи, обособленное полотно, что позволит перевозить пассажиров со скоростью 60-80 километров в час и даст возможность в регионах создавать комплексную транспортную систему обслуживания населения. В этот законопроект, в случае принятия его в первом чтении, при подготовке ко второму чтению надо внести поправки, чтобы уточнить всё, что касается и пассажиров, и всех пересадочных узлов. Комитет по транспорту и строительству просит поддержать законопроект и принять в первом чтении. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Сергей Алексеевич, в законопроекте двадцать восемь статей, действительно говорится о многом подробно, но вот о главном - где деньги брать, особенно на метро, - ни слова. Можно прокомментировать этот важнейший вопрос - финансирование строительства, содержания? АРИСТОВ С. А. Прокомментировать, конечно, можно. Было бы очень привлекательно в части развития того же метро, если бы строительство происходило за счёт одного бюджета, содержание - за счёт другого, но в нынешней ситуации это пока невозможно. Поскольку все виды внеуличного транспорта являются транспортом субъектовым, то и развиваться это должно на нынешнем этапе за счёт средств субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Алексеевич, хотелось бы, чтобы в вашем законопроекте были отражены вопросы безопасности. К сожалению, сейчас существует молодёжная мода на проезд снаружи поездов, и так называемые зацеперы, а это дети, молодые люди, подростки, очень часто гибнут. Хотелось бы, чтобы именно вопросы безопасности, вопросы недопущения подобных случаев были тоже урегулированы в вашем законе, - что вы на сей счёт думаете? АРИСТОВ С. А. Проблема зацеперов, зацепинга стоит остро не только для предлагаемого нового вида транспорта, она актуальна и для других видов, в частности на железнодорожных трассах сегодня тоже гибнут. Я хорошо знаю, что эта проблема обсуждается и на площадке Государственной Думы, она требует отдельного законодательного регулирования, не в рамках конкретного вида транспорта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Алексеевич, статья 5 данного законопроекта, вы сейчас об этом говорили, определяет виды внеуличного транспорта, а статьёй 3 действующего федерального закона от 2012 года к видам внеуличного транспорта отнесены лёгкое метро и внеуличный трамвай, коим является волгоградский метрополитен. Я не буду говорить об уникальности этого транспорта, я обращаю ваше внимание на то, что нормой статьи 5 вы исключаете как раз этот вид транспорта. И глава города, и сити-менеджер озабочены тем, что это приведёт к пробелу правового регулирования в отношении этих видов транспорта, я не говорю уже о том, что Волгоград - это город-миллионник, единственный город-миллионник, 102 километра вдоль Волги, у которого нет объездной дороги. Я обратилась к министру, внесла предложение, и наш Комитет по федеративному устройству и местному самоуправлению в предложениях к данному законопроекту просил вас обратить на это внимание. АРИСТОВ С. А. Ирина Михайловна, мы с вами эту тему уже обсуждали. Конечно, Волгоградский скоростной трамвай - уникальная транспортная система: семнадцать с лишним километров пути, из них почти 40 процентов - это подземка, остальная часть пути не подпадает под данный норматив, потому что относится к обычному трамваю, если быть точным. Но вот это сочленение метро и трамвайной линии, когда с одной стороны заходят через турникет, а с другой стороны просто садятся как в трамвай, наверное, требует определённого регулирования. Я знаю о вашей встрече с министром - мы обсуждали этот вопрос и будем дальше его обсуждать. А вот понятие лёгкого метро принципиально исключено нашими метростроевцами - есть заключение "Метрогипротранса", где чётко определено, что это обычное метро... трамвайные линии, которые никак не отличаются от трамвая, различие только по длине состава и по характеристике его вагонов. Это позиция самих метрополитеновцев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапко Игорь Вячеславович. САПКО И. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Алексеевич, согласно статье 7 законопроекта общий объём субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации планируется рассчитывать "исходя из годовых объёмов перевозки пассажиров внеуличным транспортом, а также эксплуатационной длины линий внеуличного транспорта в однопутном исчислении". Я хотел бы уточнить, а почему не учитываются параметры энергетической нагрузки на субъекты Российской Федерации, на действующие электросети, соответственно, расходы на электричество? Предусматриваются ли субвенции муниципалитетам? АРИСТОВ С. А. Субвенций муниципалитетам, естественно, нет, потому что это уже задача субъектов, мы субъектам передаём деньги. Что касается критериев, они рассчитаны полностью в соответствии с действующим законодательством в отношении городского электрического транспорта - те же самые подходы используются и на этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Сергей Алексеевич, честно говоря, это совсем не моя тема, но я заинтересовалась, прочитав фразу "внеуличный транспорт", - думаю: что же это такое? И добросовестно прочитала этот огромный законопроект (это впервые такой у нас законопроект появился) и знаете, на что обратила внимание? Конечно, на социальные вопросы. Там написано, что медицинское освидетельствование водителей данного вида транспорта происходит по требованию работодателя. Почему? Ведь в метро миллионы людей ездят! В любом транспортном парке каждый день проверяют, а здесь почему так? И ещё на что обратила внимание: инвалидам, если их невозможно обслужить, вернут деньги за билеты. Это что это такое? Надо в законе прописать, что необходимо обязательно создать все условия, чтобы инвалид мог пользоваться этим транспортом, а также пассажиры с детьми и так далее. А так, вообще, законопроект нормальный. АРИСТОВ С. А. Термин действительно новый, де-юре такого вида транспорта пока не существует, но фактически он есть. Что касается первого вопроса, освидетельствования по требованию работодателя. Эта норма действует в отношении всех видов транспорта, при приёме на работу, при заключении контракта работодатель ставит условие, что будет проводиться освидетельствование до и после поездки. Это общая для всех норма. Что касается инвалидов, здесь, заметьте, переходная форма прописана. Требования в отношении инвалидов должны выполняться, ведь всё-таки мы подписали международную конвенцию - я имею в виду, что в нашем блоке это транспортное перемещение, - и на всех транспортных площадках, и в аэропортах, и на железнодорожных вокзалах, - везде сейчас проводится реконструкция. Но надо учитывать сегодняшние реалии, ведь тот же самый метрополитен строился в соответствии с другими технологическими требованиями, и мы не всегда можем переместить пассажира, не останавливая для этого движение. Если же мы не можем перевезти пассажира, значит, обязаны компенсировать ему невозможность удовлетворить те потребности, которые у него есть, то есть вернуть деньги, заплаченные за перевозку. Но в соответствии с международными нормами, обязательствами наша деятельность направлена на то, чтобы на всех видах транспорта через определённое время фактически создать доступную среду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Сергей Алексеевич, вы отчасти ответили на мой вопрос, тем не менее я хотел бы, чтобы вы уточнили. Я уверен, что вопросы безопасности будут обеспечены на должном уровне, но если в проекте закона вы прописываете полномочия как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти, а тем более муниципальных, то скажите, как вы считаете, может быть, есть смысл ко второму чтению всё-таки прописать в нём в числе этих полномочий и ответственность за безопасность? АРИСТОВ С. А. Я, наверное, повторюсь, сказав, что это требует принятия отдельного закона, поскольку это единая проблема для всех видов транспорта, и в первую очередь для железнодорожного и автомобильного. Это должны быть отдельные нормы, нужно внести изменения в законодательство с возложением обязанности на те или иные органы следить за порядком на железной дороге, в метро и, скажем так, на других видах внеуличного транспорта. Если же мы здесь это отдельно пропишем, то должны чётко определить, кто и как этим будет заниматься, но почему мы будем это делать только для внеуличного транспорта, если это проблема общая? Надо предложить отдельную законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сураев Максим Викторович. СУРАЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Алексеевич, у меня такой вопрос. Я представляю Московскую область, и в принципе один из больных вопросов, который всегда ставят избиратели, связан с развитием метро в Московской области. Я думаю, это касается как Москвы и Московской области, так и Санкт-Петербурга и соответственно Ленинградской области. Вы рассматривали взаимоотношения между субъектами? Приведу пример из жизни: по Мытищам в своё время была договорённость, даже привезли проходческий щит, отвели землю, чтобы построить станцию метро, но власть в Москве изменилась, и на этом всё закончилось. Сейчас метро в Москве, которое строилось всей страной в своё время, является унитарным предприятием города. Вот как взаимоотношения именно между регионами будут складываться, например между Москвой и Московской областью? У людей есть огромное желание, чтобы развивалось... (Микрофон отключён.) АРИСТОВ С. А. Мы же с вами понимаем, что развитие внеуличного транспорта законодательно определено как развитие транспорта субъектового, и вряд ли на федеральном уровне можно приказать субъектам Российской Федерации делать так или иначе. У нас есть, например, тот же 220-й федеральный закон, регулирующий межсубъектовые автомобильные перевозки, где прописывается, что это полномочия двух субъектов, - видимо, и в данном случае нужно рассматривать вопрос о том, как два субъекта думают о людях, которые живут в одном месте, а работают в другом. На федеральном уровне, наверное, было бы неправильно командовать субъектами в этой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Хорошее было обсуждение. Пожалуйста, позиция представителя президента? Нет. Представителя правительства? Нет. Заключительное слово докладчика? Нет. Содокладчик, Евгений Сергеевич? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 16 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 47 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.