Заседание № 261
О проекте федерального закона № 171568-3 "О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьи 2, 11 и 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (о предоставлении гражданам из числа малочисленных народов Севера права на социальную пенсию на пять лет ранее установленного пенсионного возраста; принят в первом чтении 23 мая 2002 года с названием "О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьи 11 и 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, пункт 13: о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьи 2, 11 и 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валерия Петровича Маркова. Второе чтение. Потом мы объявим "час голосования" и третье чтение. Пожалуйста. МАРКОВ В. П., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Этот законопроект при предыдущем обсуждении вызывал достаточно бурные дискуссии, я надеюсь, что все вопросы, которые до этого обсуждались, еще свежи в памяти депутатов, поэтому перейдем непосредственно к проблеме второго чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьи 2, 11 и 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" внесен Советом Федерации и предусматривает снижение возраста для назначения социальной пенсии лицам из числа коренных малочисленных народов Севера на пять лет. Кроме того, законопроектом нормы статьи 27 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" приводятся в соответствие с нормами статей 2, 11 и 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В ходе подготовки проекта федерального закона ко второму чтению было внесено шесть поправок, из которых пять рекомендуются комитетом к принятию. Поправки, рекомендуемые комитетом к принятию, носят в основном редакционный и юридико-технический характер. В связи с тем что с принятием закона потребуются дополнительные расходы, ориентировочно 1,3 миллиона рублей в год, предлагается срок введения его в действие установить с 1 января 2004 года, а также конкретизировать источник финансирования дополнительных расходов в средствах федерального бюджета, что соответствует статье 6 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". После принятия и подписания закона в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации будет внесен законопроект о внесении изменений в закон "О федеральном бюджете на 2004 год". Поправка, внесенная Законодательным Собранием Иркутской области, рекомендуется комитетом к отклонению - по своей сути она повторяет рекомендуемую к принятию поправку 2, но в иной редакции. Текст законопроекта согласован с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, и все замечания правового и лингвистического характера учтены. Комитет просит принять законопроект с учетом внесенных поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Петрович. У вас таблица 1 поправок есть? Уважаемые коллеги, по таблице 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию, есть замечания? Нет. Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данную таблицу, рекомендованную комитетом к принятию? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 19 сек.) Проголосовало за 284 чел. 63,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 284 чел. Не голосовало 166 чел. 36,9% Результат: принято Принимается. Есть одна поправка, рекомендованная комитетом к отклонению, таблица 2. Нет замечаний? Кто за то, чтобы принять данную таблицу, рекомендованную комитетом к отклонению? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 57 сек.) Проголосовало за 297 чел. 66,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел. 33,8% Результат: принято Спасибо. Представитель правительства есть? Галина Васильевна, пожалуйста. ПАРШЕНЦЕВА Г. В., заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемые коллеги, перед тем как голосовать, я бы еще раз хотела обратить ваше внимание на отзыв правительства. Правительство не поддерживает данный законопроект по следующим основаниям. Я вам напомню один момент. Вы знаете, что социальная пенсия назначается у нас по общим основаниям в 60 лет женщинам и в 65 лет мужчинам. В 1993 году вот та проблема, которую вы сегодня ставите на пленарном заседании, была решена: снижен возраст выхода на социальную пенсию представителям народностей, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на десять лет, то есть до 50 и 55 лет. Так что эта проблема, мне кажется, уже решена. Сегодня разработчик, в общем-то, не представил нам даже объяснения, почему еще надо снижать на десять лет, чтобы предоставить пенсию социальную (я еще раз вам напомню: социальную), снизив возраст до 45 и 50 лет соответственно. Я полагаю, вы сегодня слышали, что это незначительная сумма - 1,5 миллиарда ежегодно будет уходить средств из федерального бюджета. Но этот источник, напомню вам, не найден разработчиками. Поэтому я полагаю, что вы со мной согласитесь: правительство сегодня право, предлагая не поддерживать данный законопроект. Субъекты Российской Федерации, которые сегодня работают над этой проблемой, я полагаю, сами найдут выход из ситуации, и там, где условия жизни сегодня действительно диктуют необходимость снижения возраста для назначения социальной пенсии, они отыщут средства, чтобы поддержать таких пенсионеров. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемая Галина Васильевна, я думаю, 1,5 миллиарда - это не совсем... После представителя президента я дам слово Валерию Петровичу. Нет? Валерий Петрович, вам заключительное слово. Объясните, откуда 1,5 миллиарда и почему все-таки мы хотим снизить. МАРКОВ В. П. Уважаемые депутаты, это законопроект второго чтения. Я не стал останавливаться на обосновании необходимости этого закона, поскольку это является предметом первого чтения. Там это всё достаточно хорошо было изложено. Это во-первых. Во-вторых, речь не идет о 1,5 миллиарда рублей, речь идет об 1 миллионе 320 тысячах в год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рублей, конечно? МАРКОВ В. П. Рублей. Не 1,5 миллиарда. Поэтому прошу уважаемое правительство всё же быть поточнее в своих оценках и комментариях по закону. Теперь следующее, последнее, что я хотел бы сказать. Есть утвержденная Правительством Российской Федерации не в 1993 году, а 7 марта 2000 года Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера. Подписана эта концепция премьер-министром Владимиром Владимировичем Путиным. Там в разделе 3 напрямую записано (я зачитываю для депутатов): снизить возраст выхода на социальную пенсию для представителей коренных малочисленных народов на пять лет. Это раздел концепции. В развитие, для реализации этой концепции и возник такой законопроект, подготовленный членами Совета Федерации, который был поддержан Комитетом по проблемам Севера и Дальнего Востока и предлагается вашему вниманию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Петрович. Не доживут они даже до этого возраста. МАРКОВ В. П. Да. И для справки: средняя продолжительность жизни представителей коренных малочисленных народов Севера, по данным многих регионов, - 48 лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сколько? МАРКОВ В. П. 48 лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. По ведению - Коломейцев, потом Гончар. Я вижу, Николай Николаевич. По ведению. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Артур Николаевич, наверное, представитель правительства Галина Васильевна оговорилась, что-то я не помню, чтобы в законе мы подняли пенсионный возраст женщин до 60, а мужчин до 65 лет. Это мысли, наверное, ваши. ПАРШЕНЦЕВА Г. В. Я еще раз говорю: социальная пенсия, читайте закон, социальная пенсия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Галина Васильевна, дорогая, спасибо. Спасибо, дорогая. Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, докладчик назвал сумму. Реализация этого закона потребует 1 миллион рублей в год? Я прошу повторить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, да, повторяет он. ГОНЧАР Н. Н. 1 миллион рублей в год? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, да, поднимает руку он. Всё, спасибо. Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? За меня проголосуйте там, пожалуйста. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 27 сек.) Проголосовало за 153 чел. 34,0% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 155 чел. Не голосовало 295 чел. 65,6% Результат: не принято Да, Галина Васильевна, придется с вами слетать на Крайний Север. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я знаю. Я не хочу, я не имею права комментировать, но это отдельный разговор.
Тамара Васильевна, сейчас я предоставлю слово по следующему законопроекту. Вы по ведению хотите?.. Плетнёвой микрофон включите по ведению, пожалуйста. Подготовиться Резнику. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Только что мы отклонили закон из пункта 13, где говорится о пенсиях, о сокращении срока для работающих на Севере. Я просила бы вернуться к голосованию. Ну как нам вообще не стыдно будет ехать к людям?! Один миллион в год - это просто копейки! И потом, это же будет справедливо: лето-то все любим, наверное, а зиму нет, а люди постоянно в таких условиях работают, живут. Нам абсолютно всё равно в этой Думе. Прошу вернуться к голосованию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Я с вами согласен. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию по законопроекту из пункта 13? Кто за то, чтобы вернуться? За меня проголосуйте там, пожалуйста. Я за то, чтобы вернуться. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 27 сек.) Проголосовало за 143 чел. 100,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 143 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Вернулись. Уважаемые коллеги, я понимаю, что, может быть, вам надо посовещаться, чтобы принять решение. Нет необходимости? Кто за то, чтобы принять законопроект по пенсиям для жителей Крайнего Севера, пункт 13? Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 14 сек.) Проголосовало за 177 чел. 39,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 178 чел. Не голосовало 272 чел. 60,4% Результат: не принято
Уважаемые коллеги, я хочу посоветоваться с вами по законопроекту под номером 13. Значит, мы можем перевести решением большинства депутатов Государственной Думы этот законопроект в первое чтение и дальше работать по законопроекту, который... вы знаете, о чем я говорю. Поэтому я сам вношу предложение перевести законопроект под номером 13, касающийся пенсий... ((Выкрики из зала.) Нет, вот я читаю еще раз Регламент. Написано, что решением Государственной Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения. Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы законопроект под пунктом 13, касающийся пенсий для коренных малочисленных народов, перевести в первое чтение? (Выкрики из зала.) Хорошо, ладно. Остановите голосование, пожалуйста. По ведению - Сергей Николаевич. Пожалуйста, Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Артур Николаевич, уважаемый, нам не надо голосовать для перевода. У нас в Регламенте записано: если первый раз не проходит второе чтение, возвращается в комитет, и комитет готовит повторно ко второму чтению; если второй раз не проходит, тогда мы можем принять такое решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот он два раза и не проходил. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да нет, мы один раз... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Два, два. Пожалуйста, Олегу Ивановичу Ковалёву включите микрофон. КОВАЛЁВ О. И. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Мы рассматриваем уже второй раз этот законопроект. Статья 123, часть 11, и здесь записано: "После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения". Дальше: "Решением Государственной Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот, я правильно сказал. Поэтому давайте так: мне ясен результат, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы вернуть этот законопроект в первое чтение? Прошу включить режим голосования. За меня проголосуйте там, пожалуйста. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 51 сек.) Проголосовало за 167 чел. 37,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 168 чел. Не голосовало 282 чел. 62,7% Результат: не принято Ясно.
Заседание № 239
О проекте федерального закона № 171568-3 "О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьи 2, 11 и 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (о предоставлении гражданам из числа малочисленных народов Севера права на социальную пенсию на пять лет ранее установленного пенсионного возраста; принят в первом чтении 23 мая 2002 года с названием "О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьи 11 и 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 14 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьи 2, 11 и 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Доклад опять же члена Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Маркова Валерия Петровича. Пожалуйста, Валерий Петрович. МАРКОВ В. П. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьи 11 и 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" был внесен Советом Федерации и предусматривает снижение возраста для назначения социальной пенсии лицам из числа малочисленных народов Севера, коренных малочисленных народов Севера, на пять лет. Кроме того, законопроектом приводятся нормы статьи 27 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в соответствие с нормами статей 11 и 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части размера социальной пенсии. В ходе подготовки проекта федерального закона ко второму чтению было внесено шесть поправок, из которых пять рекомендуются комитетом к принятию и одна - к отклонению. Поправки, рекомендуемые комитетом к принятию, носят в основном редакционный и юридико-технический характер. В связи с тем что в случае принятия закона потребуются расходы из федерального бюджета ориентировочно, как говорилось во время принятия в первом чтении, 1,3 миллиона рублей в год, предлагается установить срок введения закона в действие 1 января 2004 года. Текст законопроекта согласован с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, и замечаний правового и лингвистического характера не имеется. Правительство Российской Федерации подтвердило свою позицию - нецелесообразность принятия указанного законопроекта. Комитет просит принять законопроект с учетом внесенных поправок. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. Здесь две таблицы: таблица поправок, рекомендованных к принятию, и таблица поправок, рекомендованных к отклонению, в которой всего одна поправка. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных... (Выкрики из зала.) У вас возражения? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных к принятию. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок? Включите режим голосования, пожалуйста. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 54 сек.) Проголосовало за 375 чел. 83,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел. 16,4% Результат: принято Принимается. Есть вопросы по таблице 2 поправок?.. Нет вопросов ни у кого. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части отклонения поправки? Она одна-единственная в таблице 2. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Здесь надо голосовать обязательно. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 36 сек.) Проголосовало за 334 чел. 72,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел. 25,6% Результат: принято Принимается. Ставится на голосование: принять данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотели бы выступить по мотивам? Остановите голосование. По мотивам по данному вопросу - слово Правительству. Имеет право выступить перед голосованием. Пожалуйста. ПАРШЕНЦЕВА Г. В., статс-секретарь - заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемые коллеги, я бы все-таки хотела обратить ваше внимание на то, что снижение пенсионного возраста по виду социальной пенсии уже имеется в законе, поэтому для принятия вот этого законопроекта сегодня не имеется как бы возможности в жизни и, по мнению Правительства, он является социально неоправданным. Тем более мы сегодня говорили о том, что надо практически 1,5 миллиона рублей из бюджета, а источников в настоящее время все-таки для этого законопроекта не предусматривается. Прошу не поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Регионов России..." - Буткеев. По мотивам. Пожалуйста. БУТКЕЕВ В. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Спасибо, Георгий Валентинович. Ну, вообще, конечно, удивительно, неожиданно для всех нас это выступление представителя Правительства. Даже не знаю, как его комментировать. Ну, не буду комментировать, скажу по-другому. Осталось совсем немного чукчей и коренных малочисленных народов. У них средний возраст, допустим по Магаданской области, - 40-45 лет. Пенсионный возраст сегодня - 50-55. Они даже не доживают до пенсионного возраста. Мы им снижаем возраст для выхода на пенсию всего лишь на пять лет. Они и до этого-то возраста не доживут, большинство из них! Стыдно просто! Какие 1,5 миллиона?! Больше 100 миллиардов остаток свободных средств во Внешэкономбанке у Пенсионного фонда. Вы даже не заикайтесь об этом! Мы должны больше выделять средств и больше о людях заботиться! Америка... Гораздо лучше живут алеуты и коренное население Севера, и то государство о них заботится в сотни, в тысячи раз лучше, чем мы о своем коренном малочисленном населении. Поэтому голосовать, и даже не стесняясь... Это вообще мало - то, что мы можем сделать, надо делать гораздо больше, чем мы сегодня делаем для этих народов. Мы отняли у них уклад, отняли быт, отняли у них территорию! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово комитета. Пожалуйста. МАРКОВ В. П. Уважаемые коллеги, я понимаю, что Правительство имеет право высказывать точку зрения и иметь любую точку зрения на законопроект, который обсуждается в Государственной Думе, однако я хотел бы здесь напомнить еще об одном документе, который был принят не так давно, - это постановление Правительства, принятое в развитие Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, которая была утверждена постановлением Правительства № 198 от 7 марта 2000 года. В этом постановлении Правительства, в разделе 3, есть следующая запись: в краткосрочный период на федеральном уровне будет реализован комплекс мер по социальной поддержке, направленный на достижение необходимого уровня жизнеобеспечения в местах компактного проживания коренного населения, будет оказываться материальная помощь малообеспеченным семьям, представителям коренных малочисленных народов Севера будет снижен пенсионный возраст для выплаты социальных пенсий. Это принято Правительством меньше трех лет назад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование: принять данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования, пожалуйста. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 42 сек.) Проголосовало за 186 чел. 41,3% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 189 чел. Не голосовало 261 чел. 58,0% Результат: не принято Не принимается законопроект. (Шум в зале.) Успокойтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги. По ведению - депутат Буткеев. Пожалуйста. БУТКЕЕВ В. А. Я просил бы вернуться к данному голосованию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо просить, всего 186 голосов. БУТКЕЕВ В. А. Не имеет значения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не тот результат, где есть возможность... БУТКЕЕВ В. А. Георгий Валентинович, не имеет значения. По Регламенту мы имеем право хотя бы один раз, но поставить вопрос на переголосование. И во-вторых, я зачитал это предложение как представитель комитета, это решение Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока. Мы что, не доверяем вообще комитету, мнению комитета, в который входят все фракции? В-третьих, было зачитано, что это позиция Правительства. В-четвертых... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это уже не по ведению, Владимир Анатольевич. По ведению - вы просите вернуться к голосованию. БУТКЕЕВ В. А. К голосованию, совершенно верно. Ну что это такое? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вас прошу: 186 голосов - ясно, что не пройдет законопроект. Не заставляйте своих товарищей всё время... Ну не вызывайте у своих товарищей... (Выкрики из зала.) Хорошо. Если есть такое предложение, я обязан поставить на голосование. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию по данному вопросу? Вопрос процедурный. Включите режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 25 сек.) Проголосовало за 184 чел. 93,4% Проголосовало против 13 чел. 6,6% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 197 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Ставлю еще раз на голосование: принять данный законопроект. (Выкрики из зала.) Вам я уже давал по мотивам, Владимир Анатольевич. По мотивам от фракции КПРФ - Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Ну давайте не будем позориться, 1,5 миллиона рублей давайте соберем в зале, отдадим Пенсионному фонду. Я считаю, что это вообще позор и пренебрежение к малочисленным народам. Я предлагаю поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование: принять данный законопроект во втором чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 35 сек.) Проголосовало за 206 чел. 45,8% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 215 чел. Не голосовало 235 чел. 52,2% Результат: не принято Не принимается законопроект. Законопроект возвращается в комитет повторно на доработку.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 171568-3 "О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьи 11 и 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (о предоставлении гражданам из числа малочисленных народов Севера права на социальную пенсию на пять лет ранее установленного пенсионного возраста).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 7: о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьи 11 и 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Доклад представителя Совета Федерации члена Совета Федерации Анисимова Николая Анисимовича. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Анисимович. АНИСИМОВ Н. А., представитель Совета Федерации член Совета Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представляемый проект федерального закона направлен на приведение правоотношений в области назначения социальных пенсий лицам из числа коренных малочисленных народов Севера в соответствие с реалиями сегодняшней жизни этих народов. В настоящее время для получения социальной пенсии законодательством для этой категории граждан установлен возраст 55 лет - для мужчин и 50 лет - для женщин. Между тем средняя продолжительность жизни коренных малочисленных народов Севера составляет около 45 лет - у мужчин и 55 лет - у женщин. И если до возраста, дающего право на получение трудовой пенсии, доживает только 7 процентов представителей коренных малочисленных народов Севера, то до возраста, необходимого для получения социальной пенсии, доживает менее 400 человек, то есть всего 0,2 процента представителей этих народов. Таким образом, в настоящее время норма законодательства о назначении социальных пенсий для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера фактически не действует, поскольку эти лица просто не доживают до возраста, дающего право на получение социальной пенсии. Предлагаемый проект федерального закона позволяет решить данную проблему. В нем предусмотрено с учетом невысокой продолжительности жизни снижение возраста для получения социальной пенсии лицам из числа малочисленных народов Севера до 50 лет - для мужчин и 45 лет - для женщин. По законопроекту было получено более 70 заключений из субъектов Федерации, в абсолютном большинстве которых законопроект поддерживается. Правительство, к сожалению, не поддержало законопроект, и его возражения, на наш взгляд, выглядят не совсем убедительными. Так, Правительство считает, что расширение пенсионных льгот для коренных малочисленных народов Севера является социально неоправданным, так как имеющиеся проблемы их социальной адаптации к современным условиям жизни не могут решаться за счет пенсионной реформы. Оставляя без внимания допущенную небольшую неточность, что расходы на выплату социальных пенсий финансируются из средств Пенсионного фонда, считаем необходимым отметить, что законопроект направлен не на решение проблем социальной адаптации малочисленных народов Севера, а на обеспечение просто их выживания, что, как свидетельствует приведенная статистика, сейчас более чем актуально. Правительство также считает, что с 1993 года, когда был установлен ныне действующий возраст получения социальной пенсии для малочисленных народов Севера, не появились объективные причины, требующие дальнейшего снижения пенсионного возраста этой категории. Однако вряд ли можно найти более объективную причину для снижения пенсионного возраста для малочисленных народов Севера, чем наличие того удручающего факта, что до возраста получения социальной пенсии из них практически никто не доживает. Сейчас соответствующая норма пенсионного закона является просто демагогической декларацией, а не нормой права, основанной на реальных общественных отношениях. Указанное возражение Правительства выглядит двусмысленно, если сопоставить его с заявлениями о необходимости снижения пенсионного возраста для выплаты социальных пенсий лицам из числа малочисленных народов Севера, которые были сделаны Правительством Российской Федерации в постановлении № 1664 "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера" от 31 декабря 1997 года и в Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 198 от 7 марта 2000 года. Делая подобные заявления, Правительство обосновывало их тяжелым социально-экономическим положением малочисленных народов Севера. Сейчас Правительство, по-видимому, считает, что положение этих народов изменилось к лучшему, однако это не подтверждается имеющимися фактическими данными. Юридически необоснованным, на наш взгляд, является и заявление Правительства о том, что законопроект не содержит ссылки на источник финансирования дополнительных расходов, что нарушает требование статьи 83 Бюджетного кодекса, в котором говорится, что предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов закон должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов. Однако законопроектом не предусматривается введение новых видов расходов в федеральный бюджет в текущем финансовом году, поскольку он вступает в силу с 1 января 2003 года. В соответствии с пунктом 3 статьи 83 Бюджетного кодекса финансирование новых видов расходов бюджетов может осуществляться с начала очередного финансового года при условии включения в соответствующий бюджет. Таким образом, с нашей точки зрения, заключение Правительства Российской Федерации представляется недостаточно обоснованным. Учитывая, что затраты федерального бюджета на реализацию данного закона незначительны (они составляют всего-навсего 1 миллион 320 тысяч рублей на 2003 год), а его принятие имеет особую политическую значимость в свете проходящего Десятилетия коренных малочисленных народов мира, объявленного Организацией Объединенных Наций, а также учитывая, что принятие предлагаемого законопроекта явится реальной мерой в области социальной защиты одной из обездоленных групп российских граждан, прошу вас, уважаемые депутаты Государственной Думы, поддержать внесенный Советом Федерации законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Анисимович. Присаживайтесь, пожалуйста. Содокладчиком по закону будет Чернышенко Игорь Константинович, заместитель председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока. Пожалуйста, Игорь Константинович. ЧЕРНЫШЕНКО И. К., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, не многие депутаты, находящиеся в настоящее время в зале, имеют представление о так называемых коренных малочисленных народах Севера, о которых идет речь в рассматриваемом законопроекте. По замечательным книгам русских ученых и исследователей "Земля Санникова" Обручева, "Дерсу Узала" Арсеньева, "На краю Ойкумены" Ефремова мы помним о существовании таких народностей, как эскимосы, эвены, коряки, манси, нанайцы, ханты, долганы, селькупы, из народного фольклора знаем и о некоторых других малых народностях. В то же время смею предположить, что не многие депутаты имеют представление о порядке цифр, характеризующих численность этих народов. Назову лишь некоторые из них. По последним официальным данным, в Российской Федерации проживает эскимосов (вслушайтесь, пожалуйста, в цифры!): 1700 человек, юкагиров - 1100 человек, тофаларов - 720 человек, орочей - 880 человек, алеутов - 640 человек, негидальцев - 587 человек. А о таких народностях, как энцы, чуванцы, ороки, и вообще нет данных. В целом на территории Российской Федерации к малочисленным народам Севера относятся 26 народностей, семь из них титульные. Их общая численность составляет около 180 тысяч человек, немногим более 0,15 процента от населения Российской Федерации. В силу ряда причин (я о них не буду говорить) - экономических, социальных и других - основные показатели уровня жизни, состояния здоровья малочисленных народностей можно охарактеризовать как неудовлетворительные, а тенденции изменения этих показателей - угрожающие. Статданные свидетельствуют не просто об ухудшающемся здоровье представителей этих народностей, а о пороге, за которым наступает вымирание населения. Буквально две цифры. Уровень материнской смертности в три раза выше российского, заболеваемость туберкулезом - от трех до восьми раз выше. Продолжительность жизни этой категории населения россиян, наших соотечественников, составляет у мужчин 45 лет, у женщин немногим более - 52-53 лет. Смысл предлагаемого законопроекта заключается в том, чтобы привести в соответствие с удручающими жизненными реалиями законодательство о пенсионном обеспечении этой небольшой части населения Российской Федерации в плане возможности реализовать право на получение социальной пенсии. Действительно, как указывается в заключении Правительства, право на льготный по срокам выход на пенсию по социальным показаниям для большинства этих народов в законодательстве реализовано, но необходимость внесения изменений вызвана тем, что это право не может быть реализовано на практике. В нашем пенсионном законодательстве есть достаточно циничный термин - "период дожития". Так вот, в ситуации с этим законопроектом речь надо вести о малых народностях, и для них, наверное, более правомерен другой термин - "возраст недожития". Он составляет для мужчин от восьми до десяти лет, для женщин - немногим менее. В докладе представителя Совета Федерации, который был сдела по этому законопроекту, приведены основные финансово-экономические показатели. Я еще раз прошу представителей всех фракций вспомнить порядок цифр. Речь идет о том, что при снижении возраста выхода на социальную пенсию на пять лет под действие этого закона, по данным статистики, подпадает немногим более 300 представителей малых народностей и цена этой поправки в законы порядка 1 миллиона 300 тысяч рублей. Речь идет о бюджете следующего года, и говорить о том, как это указано в заключении Правительства, что не указан источник финансирования, откуда должны быть взяты средства в бюджете... По этому году речь вообще не идет. Мне бы хотелось обратить ваше внимание еще на одну позицию. Мы с вами сегодня говорим о том, что право на социальную пенсию имеют те люди, которые по ряду причин не смогли заработать право на трудовую пенсию. Сегодня возможность заработать трудовую пенсию в регионах компактного проживания малочисленных народностей Севера на порядок, на несколько порядков ниже, чем на другой территории России. Здесь нет серьезных бюджетных организаций, очень мало хозяйствующих субъектов, а количество малых предприятий, которые мы сейчас усиленно обсуждаем, эту проблематику, и которые пытаемся поддержать, по данным статистики, на территории вот этих отдаленных районов Севера в восемь-десять раз меньше, чем в среднем по России, то есть возможности получить право на трудовую пенсию у абсолютного большинства проживающих в местах компактного сосредоточения этих национальностей просто не имеется. Я не хотел бы говорить о том, что позиция Правительства, представленная в заключении, очень жесткая. Мы сейчас ведем переговоры с Правительством о том, чтобы они изменили свое заключение в силу разных причин. Я, единственное, обращаю внимание всех на то, что мы попали в такой сложный период проведения согласований с Правительством потому, что министр по делам национальностей Зорин сегодня находится за пределами Российской Федерации, и по процедурным позициям нам, нашему комитету, не удалось эти согласования провести до сегодняшнего заседания. Сейчас вот буквально за стенкой, в Малом зале, проходят парламентские слушания по проблемам государственной политики в районах Крайнего Севера, и большинство выступающих, особенно представители малых народностей, говорили об этом законе как о важном политическом шаге, который несет очень небольшую финансовую нагрузку, очень небольшую социальную нагрузку, но имеет очень важное значение в преддверии того возможного заседания Госсовета, президиума Госсовета, при Президенте Российской Федерации, на котором предполагается рассмотреть новую государственную политику в отношении северных территорий. И я передаю просьбу участников парламентских слушаний к вам поддержать этот законопроект, несмотря на то что официальная позиция Правительства на сегодняшний день не изменена. Но есть все предпосылки, что это произойдет, по моему мнению, в ближайшее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Константинович. Не уходите с трибуны. Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчикам? Пожалуйста, депутат Гайнуллина Фарида Исмагиловна. Говорите, кому вопрос. Потом - Грачёв Иван Дмитриевич. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Отечество - Вся Россия". У меня вопрос к комитету. В соответствии с новым пенсионным законодательством у нас не столь жестки требования к возрасту: уже пять лет стаж работы дает основания для назначения социальной пенсии. Скажите мне, пожалуйста: у нас есть исключения для этой категории людей? То есть как это связано с уже принятым пенсионным законодательством? ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Фарида Исмагиловна, в ряде нормативных документов, в том числе в законе по проблемам Севера и в новом пенсионном законодательстве, уже прописана льгота, то есть государство признает право этой категории людей на досрочный выход на пенсию. Мы настаиваем на том, чтобы... Вы прослушали, к сожалению, что сегодня возраст (я снова этот термин использую) недожития мужчины - представителя малой народности составляет от восьми до десяти лет. Есть официальные данные, что даже до этого льготного выхода на социальную пенсию мужчина не доживает в среднем семь лет. То есть смертность... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Фарида Исмагиловна, возраст выхода на пенсию, не стаж для выхода на пенсию, а возраст. ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Возраст выхода на пенсию. Еще раз напоминаю: по пенсионному законодательству есть несколько норм, которые регулируют право получения пенсии, и социальную пенсию человек имеет право получить при достижении определенного возраста. В среднем по России - один возраст, в районах Севера он на пять лет... Я еще раз вам говорю, что если эвенк, нанаец не достиг возраста 55 лет, то он не может получать социальную пенсию, и в новом пенсионном законодательстве это тоже прописано - право досрочного выхода на пенсию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грачёв Иван Дмитриевич, пожалуйста. Потом - Конев Юрий Михайлович. Грачёв Иван Дмитриевич, карточка на месте? ГРАЧЁВ И. Д., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. На месте, на месте. Спасибо. Уважаемый докладчик, в целом соглашаясь с сутью существо этого закона, я все-таки хотел бы узнать, как идентифицировать этих людей, которые имеют право на льготы, с учетом того что по нашей Конституции каждый человек по паспорту может стать селькупом? ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Ну, этот вопрос немножко из другого правового поля, но тем не менее места компактного проживания малых народностей... Все-таки есть основные данные, есть свидетельство о рождении, которое сегодня не отменено и где прописано и место рождения, и паспорт еще... Ну действительно, вопрос вы задаете заковыристый, но тем не менее практика применения этого закона относительно малых народностей, я думаю, может быть урегулирована и должна быть урегулирована какими-то нормативными документами. Да, появление нового паспорта не означает, что мы должны сегодня отказаться от некоторых социальных гарантий, которые прописаны в том числе и в концепции государственной поддержки малочисленных народов Севера, хотя проблема такая есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конев Юрий Михайлович. КОНЕВ Ю. М. Спасибо, Геннадий Николаевич. Я бы хотел задать вопрос Николаю Анисимовичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Николай Анисимович, вы по чьей карточке будете отвечать? По карточке Немцова. Не уходите, Игорь Константинович, оставайтесь, он по карточке Немцова ответит. Конев Юрий Михайлович, задайте вопрос. КОНЕВ Ю. М. Николай Анисимович, я хочу задать следующий вопрос. Чтобы вы имели представление... Я принадлежу к старожильческому населению Ханты-Мансийского автономного округа, там все мои родственники, там жили мои родители, пока были живы, многие там родились и там умерли. Они живут вместе с малочисленными народами Севера в тех же условиях абсолютно, и как им тогда объяснить, вот с появлением этого закона, почему рядом живущий человек, принадлежащий к малочисленным народом Севера, на пять лет получит социальную пенсию раньше, нежели тот, который всю жизнь здесь живет вместе с ним? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Анисимович Анисимов ответит. По карточке Немцова. Включите, пожалуйста, микрофон. АНИСИМОВ Н. А. Вопрос-то, знаете, в чем заключается? Если посмотреть статистику, касающуюся среднего возраста населения, проживающего в районах Крайнего Севера, у мужчин получается где-то 58 лет, у женщин - 64 года. Это статистика. Среди коренных малочисленных народностей Севера, коренных малочисленных... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фарида Исмагиловна, вы сможете выступить. АНИСИМОВ Н. А. Статистические данные по малочисленным народам: средний возраст мужчин - около 45 лет, женщин - 53-55 лет. Эти данные приводит Российская академия наук. Почему сегодня говорим... Например, проблемы того же старожильческого - русского и иного - населения и коренного населения, которое там проживает, я бы не считал такими равнозначными. Почему сегодня, например, особенный упор делаем на проблемах коренных малочисленных народностей? Их осталось-то всего-навсего сегодня 155 тысяч человек по всей Российской Федерации. Было их в конце 80-х годов где-то 210 тысяч человек, сегодня фактически, вот смотрите, есть народы, около десяти народов, которые полностью исчезают. Как на парламентских слушаниях в Малом зале говорили, у нас сегодня с территорий русские, украинцы, белорусы, которые населяли, работали в районах Крайнего Севера, фактически выехали, коренные малочисленные народности, которые там остались, сегодня вымирают. Фактически, как один товарищ сказал, северные территории начинают занимать товарищи из Китая, которые приезжают, и иные народности, которые сегодня фактически, как говорят, без нужды, может быть, туда и заезжают. А если, например, сравнивать малочисленные народности с теми народами, которые там проживают постоянно, по назначению социальной пенсии, тут тоже есть аргументы. Вот посмотрите, я живу в Эвенкии, прожил не один десяток лет, знаю ситуацию прекрасно, очень хорошо и все проблемы знаю, это один из проблемных регионов. Сегодня у коренных малочисленных народов, которые ведут кочевой образ жизни, нет ни колхоза, ни совхоза, ничего, ни колзверопромхоза, как раньше было, в годы советской власти. Женщины особенно - рожают рано, в 16-17 лет, ведут кочевой образ жизни вместе с мужьями, ни на одном предприятии фактически не числятся, трудовой книжки у них нет, они уже к 40-45 годам фактически старухи, как 80-летние, так сказать, выглядят. У них нет в сегодняшних условиях ни источника существования, ничего. Вот из чего мы исходим. Некоторые товарищи говорят: что, нельзя пять лет трудового стажа заработать? Да, нынешние молодые пять лет трудового стажа, может, и найдут, если будут там предприятия. Но предприятий-то уже фактически нет, и негде молодым этим ребятам записи в трудовой книжке делать, стаж трудовой набирать. Вы же сами, наверное, понимаете, что ни один хант или манси, долганин или эвенк, или коряк, например... единицы - может быть, но в большинстве своем они к буровому станку не встанут и так далее, они ведут традиционный образ жизни. Если это было бы организованное предприятие, то эти моменты... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Анисимович. АНИСИМОВ Н. А. Извините, я об одном моменте только скажу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас второй доклад получается. АНИСИМОВ Н. А. Очень большой получился, но еще один момент. Товарищи, вы посмотрите, пожалуйста, цифры, расчеты: там всего-навсего добавляется 170 человек на 2003 год. Это в основном та категория женщин и мужчин, которые приблизились к возрасту 45-55 лет, мы остальных уже тут не считаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, депутат Багишаев, ваш вопрос. Последний вопрос, после этого - выступления. БАГИШАЕВ З. А. Уважаемые коллеги, вы знаете, вот мне кажется... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос. БАГИШАЕВ З. А. Да-да. Мне кажется, что концептуально комитет и авторы законопроекта кое в чем не разобрались. Вот мне изначально понятно: чтобы получить социальную пенсию, надо иметь пять лет стажа работы, как минимум, для мужчины, а женщина может иметь, по-моему, с учетом там ухода за ребенком и того меньше. Но меня здесь несколько смущает другой вопрос. Вот говорят, что люди не доживают. Мы знаем, по некоторым биологическим данным, да и, как говорится, учитывая места проживания, такое имеет место. Но скажите: вот если мы сейчас сделаем, примем закон, неужели мы решим вот этот вопрос? Что, люди станут дольше жить? Мне кажется, что мы и авторы законопроекта... ну не с этого они взялись, не с того конца взялись. Надо вести речь, наверное, об условиях проживания, о каких-то биологических, о каких-то социальных решениях, об увеличении заработной платы. Ну скажите, уважаемые авторы законопроекта: если мы это сделаем, что, мы решим этот вопрос? Не с того вопроса мы взялись... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Пожалуйста, Игорь Константинович. ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Я думаю, вы правильно ставите вопрос, и за стенкой, на парламентских слушаниях, как раз и говорилось о том, что это гораздо более широкая, государственная проблема - решение жизнеобеспечения этой категории, в том числе этой категории. Это гораздо более тяжелые вопросы и в финансовом, и в правовом, и в организационном планах. Мы говорим об одной частной проблеме, и причем я хочу и Фариде Исмагиловне ответить, и многим скептикам в зале. Я цитирую строчку из концепции государственной поддержки малых народностей 2000 года. Тут записано прямо, что представителям коренных малочисленных народов Севера будет снижен пенсионный возраст для выплаты социальных пенсий. Это слова из концепции, утвержденной Правительством. Понимают, что это нужно делать по ряду обстоятельств. Это при том, что уже была в стадии активной подготовки и пенсионная реформа, и всё остальное. Вот ответ на тот вопрос, который вы задаете: в чем смысл? Смысл в том, что все - и ученые, и представители исполнительной власти - понимают, что это небольшая часть проблемы, но она должна быть решена, в том числе и таким путем. И цена вопроса - 200 человек максимально получат право на снижение пенсионного возраста всего-навсего. Это маленькая толика того, что можно сделать сегодня. А завтра надо делать, а может быть, уже сегодня вечером, гораздо больше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Константинович, присаживайтесь. Запишитесь на выступления, уважаемые коллеги. Покажите список. Пожалуйста, Пашуто Владимир Ростиславович. ПАШУТО В. Р. Я буду достаточно короток. Действительно, эта проблема находится в совокупной системе тех проблем, о которых говорили сейчас наши коллеги. Решая таким образом, мы просто увеличим материальное обеспечение тем коренным жителям Севера, которым это действительно необходимо. О том, что мы как бы уходим за пределы понимания этого вопроса, не приходится говорить, поскольку действительно сегодня не просто средняя продолжительность жизни - 46-47 лет... Но, с другой стороны, мы ведь говорим о том, что человек получает защиту от государства. Для районов Крайнего Севера в условиях сегодняшнего экономического спада это очень и очень важно. Поэтому я просто хотел бы поддержать в данном случае этот законопроект, надо решать вопрос как раз в соответствии с теми нормативными документами, которые были приняты в государстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Пивненко Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые коллеги, вот только что Игорь Константинович ссылался на парламентские слушания, которые проводят Государственная Дума вместе с Советом Федерации. Там в своем выступлении представитель Правительства господин Циканов еще раз подтвердил, что Правительство действительно видит поддержку коренных малочисленных народов Севера как приоритетную задачу среди ряда других. Все проблемы этим предложением не решишь. Но необходимость снижения пенсионного возраста на пять лет для представителей коренных малочисленных народов Севера, а их всего лишь (число назвали) 155 тысяч, связана с тем, что только 2 процента представителей этих народностей доживают до пенсии. Вслушайтесь, пожалуйста. И цена вопроса - 1,3 миллиона рублей. Было бы совершенно правильным, справедливым ввести эту норму для того, чтобы хотя бы еще какому-то проценту вымирающего населения коренных малочисленных народов, аборигенов, дать возможность дожить до получения пенсии. Не финансовая проблема - проблема понимания, что это действительно кризисная ситуация, к которой за последние десять лет приведена была не только вся Россия, но и коренные малочисленные народы. Поэтому я очень прошу вас поддержать эту поправку. Она не является финансово трудной, это действительно политическое отношение к тем малым народам, которые сегодня еще живут. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Сокола - депутат Лигачёв Егор Кузьмич. Пожалуйста. ЛИГАЧЁВ Е. К., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо сердечное, Геннадий Николаевич. Уважаемые депутаты, я думаю, что если поставить вопрос: что в наибольшей степени представляет для нынешней России опасность? - так, по-моему, это вымирание народа, которое началось, по утверждению Правительства и по всем данным, с 1993 года, уменьшение населения на 700-900 тысяч человек в год и обезлюдение Севера и Сибири. 500 лет тому назад началось заселение, освоение Сибири, и в отличие от американской колонизации нам удалось сохранить малочисленные народы. Там же остались скальпы и резервации. Мне думается, что мы должны поддерживать любой шаг, направленный на сохранение малочисленных народов. Я как раз являюсь депутатом от Томской области, где, кстати говоря, две трети районов приравнены к Крайнему Северу и где проживают эти народы, и знаю, что дело дошло уже до того, не удивляйтесь, что отдельные представители этих народов уезжают из своих родных мест туда, где можно получить работу и многое другое. Поэтому я думаю, что мы должны поддержать любой, пусть даже малый, шаг в том направлении, чтобы как-то облегчить жизнь этих людей. Это имеет и политическое, и экономическое, и социальное значение. Я прошу вас поддержать предложение наших товарищей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, два депутата не успели записаться - Комарова и Решульский. Давайте дадим им тоже возможность выступить. Пожалуйста, Наталья Владимировна Комарова. КОМАРОВА Н. В., фракция "Единство". Уважаемые коллеги, я хотела бы тоже призвать вас голосовать за данный законопроект, исходя из следующего. Дело в том, что авторы законопроекта вынуждены обращаться в Государственную Думу, с тем чтобы сделать вот этот маленький шажок в отношении коренных малочисленных народов Севера. У нас, к сожалению, нет комплексного подхода к решению этой проблемы, и государство в целом не озабочено этим. Поэтому это как возможность привлечь внимание, как камень в фундамент построения государственной политики в отношении не только коренных народов Севера, но и вообще Севера нашей страны. Мы с вами должны определиться в главном перед тем, как решать эти вопросы, если наша страна в соответствии с нашей политикой имеет желание и возможность обеспечить такую достаточно важную историческую миссию, как сохранение на земле этноса, который представляют коренные народы Севера. Это на самом деле очень серьезная задача. И история человечества знает гибель огромного количества наций и народностей. Нам остается только решить, будем ли мы не замечать условия, мешающие сохранению народов, или все-таки окажем содействие в том, чтобы народ этот сохранить. Вот сейчас мы с коллегой обсуждали этот вопрос. Мы с вами знаем об опыте создания различных красных книг, которые защищают отдельные виды животных, птиц и растений, чтобы они не исчезли с лица земли. Давайте создадим государственную красную книгу в отношении коренных малочисленных народов Севера. Пусть этот маленький законопроект будет нашим шагом доброй воли и миссией огромного исторического значения - сохранить народности на земле. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только определение давайте придумаем другое, а то мы обидим людей. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, после столь аргументированных выступлений моих коллег-депутатов трудно что-то добавить, хотя, конечно, каждый из нас может выступить и внести еще свою лепту, чтобы призвать коллег, сомневающихся в необходимости этого закона, голосовать за. Поэтому я просто кратко коснусь финансово-экономического обоснования этого законопроекта и прошу тех, кто сейчас хочет, может быть, из лучших побуждений проявить свою принципиальность и не голосовать за этот закон, обратить внимание на цифры. Что такое 1 миллион 300 тысяч рублей? Это 40-42 тысячи долларов в год. Мы всю страну сегодня посадили на доллары и привыкли только так считать. Ну давайте согласимся, что мы можем принять это решение. Правительство российское ну раз в год на один автомобиль какой-то, "ауди" или "мерседес", меньше купит, но зато мы поддержим все малочисленные народы Севера в том, чтобы они действительно жили и имели возможность хотя бы в пенсионном возрасте иметь средства к существованию. Я еще раз говорю: разве эти 40 тысяч долларов делают погоду для всего нашего бюджета или для всего нашего Правительства? Наша фракция обязательно будет голосовать за этот законопроект, и мы обращаемся ко всем с просьбой поддержать его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Представитель Правительства хотел бы высказаться? Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Докладчик по законопроекту обратил внимание на то, что позиция Правительства Российской Федерации еще не выражена окончательно, то есть авторы законопроекта ведут переговоры с Правительством о том, чтобы изменить нашу позицию. Наша позиция по данному законопроекту отрицательная. Чем это вызвано? Во-первых, конечно же, переводить пенсию, пенсионное обеспечение коренных малочисленных народов Крайнего Севера в число машин, я считаю экономически неоправданным и финансово неоправданным. На самом деле ситуация гораздо сложнее. Она заключается в том, что в 1993 году депутаты Государственной Думы уже принимали решение по данному вопросу. В среднем срок выхода на пенсию для представителей этих народов уже был снижен на 10 лет по действовавшему законодательству. Сейчас, как ставится здесь вопрос, действительно по достижении пятилетнего стажа, получении пятилетнего стажа получают право выхода на пенсию. Нас упрекают в том, что средняя продолжительность жизни у представителей этих народов крайне мала. Я должен сказать, что данные, на которые ссылаются авторы финансово-экономического обоснования, - это данные 1988 года. Вот смотрите, в 1988 году, когда действительно принимались в Верховном Совете России достаточно популистские социально ориентированные законы, по расчетным данным, было принято решение снизить возраст до 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин. Сегодня никаких объективных причин для дальнейшего снижения не появилось, ничего в ситуации там кардинально не изменилось. Более того, я полностью согласен с прозвучавшим здесь утверждением, что вопросы выживания и вопросы сохранения малочисленных народов Севера - это вопросы их социальной адаптации к достаточно сложным социально-экономическим условиям и реалиям. Так вот эти вопросы - социально-экономической адаптации - никогда не решаются за счет пенсионной-то системы. Совсем в другом месте лежит ключ к решению этих проблем. Можно, конечно, проголосовать за этот законопроект, показать себя защитниками интересов этих народов. Но при этом мы понимаем, что на самом деле (надо отдавать себе отчет) мы ни на сантиметр к этому не подвинемся, даже если мы все машины из Аппарата Правительства отдадим в пользование вот этих народов. И еще одно предложение. Вопрос обсуждался с министром национальностей Зориным. Есть предложение о том, чтобы он переговорил на эту тему с Валентиной Ивановной Матвиенко, чтобы изменили позицию Правительства. Мы же, и я, как представитель Правительства, полностью этот процесс поддерживаем. Давайте не будем сегодня голосовать, давайте отложим обсуждение, а авторов законопроекта попросим провести вот эту согласительную процедуру. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, представитель Президента желал бы выступить? Нет. Тогда, пожалуйста, Николай Анисимович, на трибуну для заключительного слова. АНИСИМОВ Н. А. Уважаемые коллеги, огромное вам спасибо за заинтересованное участие в обсуждении данного законопроекта. Я с вами полностью согласен, что сегодня проблемы коренных малочисленных народов Севера не решить лишь одним законопроектом, который внес на рассмотрение Государственной Думы Совет Федерации. Надо к этому вопросу подходить комплексно. Комплексность заключается в том, что сегодня должна быть со стороны государства поддержка в развитии традиционных промыслов, в обеспечении рабочими местами коренных малочисленных народов Севера. И одно из направлений я бы всё же поддержал. Скажу, что это и вопрос назначения социальных пенсий, изменения порядка их назначения. Это и вопрос, так сказать, ограничения безграничной, без какого-либо регулирования, реализации алкогольной продукции на Крайнем Севере, приводящей, по сути, к уничтожению коренных малочисленных народов Севера, и так далее, и так далее. Много тут вопросов. Но всё же я бы не согласился с некоторыми товарищами в том, что сегодня нет необходимости в снижении для коренных малочисленных народов Севера возраста назначения социальной пенсии. Как показывает сегодня статистика, разница между средним российским показателем продолжительности жизни и этим показателем у коренных малочисленных народностей Севера составляет 18 лет. Вот почему эти цифры - 45 и 50 лет - мы и предлагаем принять в законопроекте. В принципе я, как представитель Совета Федерации, согласен с внесенным представителем Правительства Российской Федерации предложением продолжить дальнейшее согласование вопросов по данному законопроекту, вопрос с повестки не снимать и продолжить его рассмотрение в дальнейшем. Спасибо. (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, подождите. Потише, потише! Вы предлагаете что? Повторите, пожалуйста. АНИСИМОВ Н. А. Я согласен с предложением представителя Правительства Российской Федерации продолжить работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отзываете? АНИСИМОВ Н. А. Нет, не отзываем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенести, да? АНИСИМОВ Н. А. Да, перенести на более поздний срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чернышенко Игорь Константинович, ваше... (Шум в зале.) Подождите, подождите! Авторы имеют право. Игорь Константинович, вы по своей карточке или Пивненко? А-а, Войтенко. Пожалуйста. ВОЙТЕНКО В. П., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые коллеги, мы понимаем позицию авторов законопроекта, которые согласились с предложением Правительства о том, что этот законопроект сегодня, может быть, правильнее было бы снять, но, ориентируясь по настроению зала, мы, комитет по проблемам Севера, надеемся, что все-таки большинство проголосует за эту небольшую поддержку представителей коренных народов Севера, и очень хотелось бы на это надеяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, автор мог снять вначале, пока мы его не обсуждали. Мы прошли всю процедуру. Просто, наверное, Николай Анисимович не знает, что если мы будем придерживаться позиции Правительства, то в скором времени у нас не только малочисленных народов, но и вообще населения в стране не останется. Поэтому я прошу вас не снимать закон. Давайте голосовать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, дело в том, что это не частный закон, это закон, внесенный Советом Федерации. Без решения Совета Федерации депутат, представляющий закон, снять его не имеет права. Да, необходимо решение Совета Федерации. (Выкрики из зала.) Еще раз давайте попросим Анисимова Николая Анисимовича его позицию изложить. Сейчас они посоветуются с Назаровым, подождите. Оба члены Совета Федерации, да? Они не снимать будут, как я понял, а будут переносить. Пожалуйста. АНИСИМОВ Н. А. Уважаемые коллеги, работу по данному законопроекту мы проводим уже давно. Совет Федерации с данной законодательной инициативой вышел еще в январе 2002 года. Я лично проводил встречи, беседы, разъяснения с руководителями всех фракций Государственной Думы. По крайней мере, при личных встречах со мной почти все, почти я говорю, не буду называть кто, почти все обещали поддержку данному законопроекту. Понимая ваше сегодняшнее настроение, так сказать, в принципе понимая вашу озабоченность проблемами коренных малочисленных народов Севера, я всё же, товарищи, убедительно прошу... Хоть какая-то мизерная государственная поддержка будет малочисленным народам Севера, которых немного, чуть-чуть осталось. Это уникальнейшие народы. Кто жил на Севере, представляет, наверное. Поэтому, товарищи, прошу: поддержите, пожалуйста, данный законопроект в первом чтении, а то, что касается вопросов несогласованности с Правительством, ко второму чтению мы устраним. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Обсуждение состоялось. Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 33 сек.) Проголосовало за 244 чел. 54,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 244 чел. Не голосовало 206 чел. Результат: принято Принимается. Перед вторым чтением надо утрясти все вопросы, о которых сегодня говорили.