Заседание № 90
24.04.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 171532-5 "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1319 по 1640 из 6997
Пункт 3. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации первого заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Андрея Ивановича Денисова. Пожалуйста. ДЕНИСОВ А. И., официальный представитель Президента Российской Федерации, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Соглашение о правовом статусе ОДКБ было подписано в октябре 2002 года, а протокол к нему о внесении изменений и дополнений, который сейчас представляется вашему вниманию, был подписан в октябре 2007 года в Душанбе на Совете коллективной безопасности ОДКБ главами государств - членов ОДКБ. Необходимость принятия такого корректирующего документа - протокола вызвана неурегулированностью вопроса о статусе полномочных представителей государств - членов ОДКБ. Из-за отсутствия чёткого определения их статуса при осуществлении деятельности возникали сложности с реализацией на территории Российской Федерации полномочными представителями стран их привилегий и иммунитетов, которые были им предоставлены в рамках соглашения. Ну, например, выдаваемые им карточки сотрудников международных организаций дают так называемый функциональный, то есть несколько суженный, усечённый иммунитет, а не дипломатический, как это положено. Протокол же на территории Российской Федерации уравнивает в правах полномочных представителей государств - членов ОДКБ и членов их семей с представителями дипломатического корпуса, тем самым фиксируя статус ОДКБ как солидной, полноформатной и полноправной международной организации. Кроме того, этот протокол способствует решению вопросов, касающихся статуса и гарантий деятельности должностных лиц органов ОДКБ, то есть секретариата ОДКБ, и предусматривает наделение функциональным иммунитетом, как это положено в практике международных организаций (повторяю: функциональным иммунитетом), военнослужащих и гражданского персонала Объединённого штаба ОДКБ при исполнении ими их служебных обязанностей. Протокол не содержит правил иных, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации. Его реализация дополнительных расходов из федерального бюджета не повлечёт. Все необходимые согласования - а круг согласований в соответствии с рекомендациями Государственно-правового управления президента был расширен - проведены. Поэтому предлагаю, прошу позитивно рассмотреть этот вопрос и одобрить федеральный закон о ратификации указанного протокола. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые члены президиума, коллеги! Перед тем как начать своё выступление, я хотел бы вернуться к предыдущему вопросу и к обращению заместителя Председателя Государственной Думы Владимира Вольфовича Жириновского ко мне относительно уклонения от ответа на вопрос. Владимир Вольфович, я крайне внимательно слушаю всё, что вы говорите, и с удовольствием ответил бы на поставленный вопрос, если бы он был задан, но вы лишь рекомендовали мне обратить внимание МИДа на необходимость правильного использования русского языка. А теперь в дополнение к тому, что сказал основной докладчик, хотел бы отметить следующее. Настоящему протоколу предшествовал ряд документов, которые были ратифицированы Российской Федерацией. В 2003 году Государственная Дума ратифицировала Устав ОДКБ и Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности, а в марте текущего года - Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Договора о коллективной безопасности об условиях пребывания Объединённого штаба Организации Договора о коллективной безопасности на территории Российской Федерации. Отмеченные мной международные документы подписаны в разное время, но заключены по одному и тому же вопросу - вопросу формирования международного статуса организации и её органов. По этой причине и согласно международному праву основополагающее для ОДКБ Соглашение о правовом статусе ОДКБ от 7 октября 2002 года подлежало корректировке, что и послужило побудительным мотивом для подписания настоящего протокола. Настоящим протоколом уточняются некоторые положения соглашения о статусе организации относительно деятельности представительств государств - членов ОДКБ и распространяется действие соглашения на Объединённый штаб ОДКБ как орган военного управления. Протоколом создаются надлежащие международные правовые условия для эффективной работы представительств государств - членов ОДКБ и персонала этих представительств. Это особенно важно для проведения согласованной политики, координации внешнеполитической деятельности государств - членов организации и укрепления её военной составляющей, а с практической точки зрения, - для обеспечения региональной безопасности в зоне ответственности ОДКБ. Настоящий протокол можно отнести к числу международных договоров, направленных на укрепление организации и адаптацию к новым реалиям, вызовам и угрозам. Комитет рекомендует Государственной Думе принять федеральный закон. Наши соисполнители - Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитет по обороне также поддерживают данную ратификацию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Багдасаров Семён Аркадьевич, пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А. У меня вопрос к Андрею Ивановичу. Уважаемый Андрей Иванович, принятие вот этих изменений, касающихся правового статуса, по сути, создание режима наибольшего благоприятствования пребывания сотрудников Организации Договора о коллективной безопасности создаёт особые условия для их работы. Скажите, пожалуйста, как это может повлиять на эффективность работы этого договора и можем ли мы в ближайшей перспективе увидеть результаты реальной деятельности этого договора, в том числе в интересах Российской Федерации? Спасибо. ОСТРОВСКИЙ А. В. Благодарю за вопрос. Собственно говоря, никаких особых условий этот документ для военных и гражданских дипломатов иностранных государств, работающих в структурах ОДКБ либо представляющих страны - члены ОДКБ на территории Российской Федерации, не создаёт. Это общепринятая мировая практика. Я в своём выступлении отметил, что тем самым мы фиксируем статус ОДКБ как солидной, полноценной, полноформатной и полноправной международной организации, и не более того. Это первое. Теперь второе, что касается деятельности ОДКБ и эффективности этой деятельности. ОДКБ - растущая организация. И кстати сказать, обсуждение целого пакета документов, связанных с деятельностью ОДКБ, сегодня на заседании Государственной Думы как раз отражает динамику этого развития. В настоящее время в соответствии с решениями внеочередного саммита ОДКБ (они называются советами коллективной безопасности), внеочередного заседания Совета коллективной безопасности глав государств - членов ОДКБ, в Москве в начале этого года создаётся принципиально новая структура - коллективные силы оперативного реагирования. Разрабатывается и будет представлен к принятию государствами - членами ОДКБ пакет документов, связанных с созданием этой структуры. Всё это будет рассматриваться на планируемом саммите государств - членов ОДКБ в Москве в середине июня. По результатам этой достаточно многогранной и, прямо скажем, непростой деятельности, видимо, и можно будет судить о результатах работы ОДКБ. Принятием же этого закона, если Государственная Дума согласится с предложением о его ратификации, мы как бы создаём условия для того, чтобы организация полноценно работала. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов. Присаживайтесь, Алексей Владимирович. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Багдасаров Семён Аркадьевич. БАГДАСАРОВ С. А. Я не просто задал вопрос о том, возрастёт ли эффективность работы ОДКБ. К сожалению, чтобы говорить о перспективах ОДКБ, мы должны реально оценивать ситуацию. Посмотрите, кто у нас союзники, реальные союзники, оперевшись на которых мы можем решать задачи. Что такое Организация Договора о коллективной безопасности? Это военно-политический блок, который должен защищать интересы государств, входящих в него, в том числе в случае необходимости противостоять НАТО, но изначально в этом договоре... Мы сегодня этим соглашением ратифицируем особые льготы лицам и как бы надеемся, что этот штаб будет работать и что вообще структура будет работать. Так вот, изначально были заложены мины замедленного действия, которые сейчас взрываются то в одном, то в другом месте. В своё время, в 95-м году, была подписана Декларация государств - участников Договора о коллективной безопасности, где в пункт 8 (ничего умнее не придумали!) включили: "Государства - участники рассматривают выдвинутую НАТО программу "Партнёрство во имя мира" в качестве реальной альтернативы механическому расширению НАТО". Вот в этой фразе и заложена мина, которая сейчас срабатывает. Сейчас, когда мы спрашиваем: "А почему в учениях в Грузии принимает участие член ОДКБ Армения?" - нам отвечают: "Слушайте, ну есть же "Партнёрство во имя мира", вот мы в рамках этого и участвуем. Что вы от нас хотите? Это нормально, ведь и Россия тоже участвует в этом". И вроде бы аргументов нет, хотя на самом деле они, конечно, имеются, есть что сказать. Получается более чем странная ситуация: мы сейчас осуждаем эти учения, но давайте вещи своими именами называть. За неделю до агрессии Грузии против Южной Осетии очень похожие учения, в том числе с участием Армении и Азербайджана, были в Грузии, в Азиане, командно-штабные учения, сейчас то же самое проходит. Всё нормально?! Представляете, если бы вдруг Франция вместе с Россией приняла участие в учениях военно-воздушных сил или военно-морских сил у берегов США, как бы это было? Это был бы мировой кризис, и вообще это странно. У нас же говорят: "Ну что, вот участвуют, это плохо". Это не плохо, это предательство своих союзников, угроза национальной безопасности, тем более когда по географии проводимых командно-штабных учений там не может быть никакого другого противника, кроме России, Южной Осетии и Абхазии. То есть это против нас! Я с вами согласен, товарищ Денисов, когда вы говорите: вот мы сейчас одно соглашение, второе... Я обратил внимание, что одно за другим идут соглашения. С точки зрения теории, с точки зрения юридического основания это правильный подход. Потому что я чувствую, что кто-то хочет склеить в единое целое все эти соглашения, чтобы было что-то похожее на некий военно-политический блок. И вот его клеят, но его клеят в отрыве от существующей реальности. Вот, смотрите, недавнее заявление белорусского лидера по поводу сотрудничества с нами в ряде областей, в том числе в военно-технической. Он говорит: "Установки "Искандер"? Да мы сами их сделаем, а ракеты купим". А что? Купит. Мы вот сейчас будем ратифицировать соглашение. Об Армении я уж не говорю. В Таджикистане, который мы ещё в момент подписания всех этих соглашений считали дружественной страной, на сегодняшний день дело обстоит более чем плачевно. И кстати, меня удивляет позиция Министерства иностранных дел. Когда президент Таджикистана Рахмон, по сути, оскорбил наше высшее руководство, не прибыв на встречу 2 февраля, - вы понимаете, о чём я говорю, - я у дипломатов спрашиваю: это как называется? Они говорят: слушай, такого вообще никогда не было. Ну, бывает, что президент не может приехать, но об этом заранее ставят в известность, есть соответствующий механизм и так далее, а тут просто не прибыл. Но потом, правда, поехал в Брюссель и страны Прибалтики почему-то. Помните заявление МИДа Таджикистана по поводу визита нашего президента в Узбекистан, когда он разумные вещи говорил об использовании?.. Молчим. Тогда, правда, посла, кажется, вызвали, да? Ну, а сейчас происходят вообще фантастические вещи. Изгнав наших пограничников с границы, сейчас наших советников по погранвойскам, которые там есть, по сути, зачастую не допускают до выполнения обязанностей в полном объёме, что, по всей вероятности, тоже приведёт к их уходу оттуда. А взамен там усиливается позиция Соединённых Штатов Америки, причём очень серьёзно усиливается. Если учесть, что они контролируют и Афганистан, а у нас границы все открытые, создаётся благоприятнейшая ситуация для Соединённых Штатов - в любой момент создать угрозу безопасности Российской Федерации. И мы на это тоже только смотрим. Мало того, сейчас пресса таджикская, которая полностью контролируется администрацией президента Рахмона (там нет неконтролируемой прессы, неконтролируемая вся убежала или сюда, или ещё куда-то), пишет, что в гражданской войне в Таджикистане, где погибли сто пятьдесят - сто семьдесят тысяч человек, виновата Россия и что это геноцид, который надо осудить на международном уровне. Слушайте, о чём мы говорим? Это союзник?! Это союзник крайне опасный, который прямо говорит о приоритете для них США, Запада, а иногда говорит о паритетности с Ираном. Мало того, это союзник по ОДКБ, который должен был предоставить нам аэропорт. Не ушёл товарищ генерал-полковник? Он скажет, где находится сейчас авиационная группа, не знаю, вернулась она в Таджикистан или нет. Она перелетела в другую страну - в Киргизию, потому что ей не дают возможности... Когда здесь на встрече нашего президента с Рахмоном был поднят вопрос, они сказали: да нет вопросов - постройте нам гидроэлектростанцию стоимостью 800 миллионов долларов. Это издевательство! И я удивляюсь нашему МИДу: как-то спокойно мы на это смотрим, как будто так и должно быть. Я что хочу сказать? Да, надо строить, выстраивать отношения, но при этом кардинально пересмотреть нашу военную политику. Это же очень опасное явление! Пусть нашими союзниками будет меньшее количество стран, пусть это будут Абхазия, Южная Осетия, пусть это будет Узбекистан (который сейчас, правда, не послал в Ереван на саммит министров стран ОДКБ своего министра, но с ними можно говорить), пусть это будут Казахстан и Киргизия. Нам не нужны псевдосоюзники, это же троянский конь внутри ОДКБ. Вы посмотрите, что происходит сейчас, Владимир Вольфович тут об этом говорил. По сути, это начало вытеснения России с Южного Кавказа и из Армении. Не надо витать в облаках: вечный союзник! Вечных союзников не бывает. Вот смотрите: что такое "дорожная карта" сближения с Турцией? Во-первых, деталей никто не знает. Никто не знает, а на самом деле ситуация простая. Эта "дорожная карта" родилась в Вашингтоне, была проделана колоссальная работа со стороны администрации США, они хотят видеть Турцию в качестве своего агента в исламском мире по вытеснению России с Южного Кавказа. Недаром господин Эрдоган говорит, что надо возродить османский дух, Османскую империю. А нам что, Российскую Империю, её дух не надо возрождать? Нам не надо возрождать наше влияние на этом пространстве, мы будем так бездарно всё сдавать? И президент Армении приехал - я что-то не слышал, чтобы они отменили учения. Так вот, это сближение, которое оскорбительно, кстати, и для Армении, и для армянского народа. Договор был подписан позавчера, в канун годовщины геноцида армян в Османской империи! Что? Почему? Владимир Вольфович, вы кое-что не знаете очень интересное. Всё очень просто. Сегодня в Соединённых Штатах должен был выступить Обама перед армянской общественностью США - ежегодно все президенты выступают, - и он впервые должен был признать геноцид. И всячески торопили: давайте срочно подпишите, снимите вопрос о геноциде - Турция хорошая. Она проникает в Евросоюз и на Южный Кавказ, то есть нас вытесняют, выбрасывают, и через два-три года ситуация будет такая же, как в Таджикистане. Два-три года назад мы тоже думали, что таджики - это наши союзники, а сейчас они нам говорят: вы развязали геноцид. А ведь у нас там люди гибли, у нас была вырезана полностью 12-я застава, большинство, только несколько человек живыми остались. Вы забыли эти отрезанные головы?! Зато я знаю, как гибли кроме 12-й заставы наши российские ребята, которых бросили в Узбекистане. Это так называемая 15-я бригада специального назначения в Джелалабаде, потом их перебрасывали под видом бригады Вооружённых Сил в Таджикистан, и тоже они гибли. А сейчас нам говорят: вы геноцид развязали, вы виноваты в том, в сём. Подождите, мы услышим это и от других союзников. Что делать? Первое. Нам нужен чёткий, ясный, реальный, а не пирамидально-вертикальный анализ военно-политической ситуации. Это должно быть основным направлением работы и МИДа, и Министерства обороны. Вы почитайте последнее выступление министра обороны США Гейтца. Читаешь и завидуешь: они реально оценивают ситуацию в мире и исходя из этого делают реальные выводы о реорганизации вооружённых сил, о ведении особых боевых действий, и в том числе о военно-политическом устройстве на постсоветском пространстве. А у нас что? Ничего этого нет. Мы вот как-то реформируем армию, как-то из демографии исходим, ещё из чего-то исходим, а МИД у нас: как течёт, так и пусть течёт. Это первое. Второе. Нам нужно подумать очень серьёзно о наших союзниках. Получается парадоксальнейшая ситуация: от России берут всё, что можно брать. У нас миллионы мигрантов, миллиарды долларов выкачиваются отсюда, и это считается само собой разумеющимся, нормальным: ну и что, Россия большая, мы же такие простые, будем... Но когда встаёт вопрос об интересах России, нам говорят: а "Партнёрство ради мира"? И сегодня я недаром говорил, что надо дать протокольное поручение: хватит нам просто говорить - пора действовать. Постулат НАТО о том, что они борются с наркотрафиком и с терроризмом, в том числе на постсоветском пространстве и в Афганистане, полностью провалился, этого нет. Они, наоборот, создают условия для включения в любой момент механизма уничтожения России, поэтому надо политику пересмотреть и серьёзно к этому относиться, а не просто: пришли там... Конечно, мы будем голосовать за. Но я ещё раз говорю, что когда-нибудь нам надо развернуть хоть одно соглашение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы обсудили 3-й вопрос, выносим его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1658 по 1674 из 6997
Ставится на голосование проект федерального закона, под пунктом 3 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 12 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Принято.