Заседание № 147
О проекте федерального закона № 171021-5 "О внесении изменений в статьи 5 и 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (об установлении контрольных полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; принят в первом чтении 23 декабря 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", второе чтение. Докладывает Галина Сергеевна Изотова, первый заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике. Пожалуйста. ИЗОТОВА Г. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен законопроект о внесении изменений в статьи 5 и 18, как сказал уже Олег Викторович. Данный законопроект внесён Законодательным Собранием Оренбургской области, принят в первом чтении 23 декабря 2009 года. В процессе доработки к законопроекту, принятому в первом чтении, было предложено семь поправок, пять из них комитетом предлагается сегодня принять, две предлагаются комитетом к отклонению. Поправки, предлагаемые к принятию, в основном учитывают те замечания и предложения, которые высказаны были, уважаемые депутаты, вами при рассмотрении в первом чтении. И основная поправка, которую хотелось бы очень коротко прокомментировать, - это введение нормы об отчёте высшего должностного лица субъекта перед представительным органом, о ежегодном отчёте. Также предлагаются вашему вниманию поправки технического порядка, и я считаю, что сегодня данный законопроект готов к принятию во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пять поправок поддержаны комитетом. Замечаний нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 42 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0% Результат: принято Принято. Таблица 2. Две поправки отклонённых. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Поправку 2 прошу вынести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправку 2 депутат Иванов предлагает рассмотреть отдельно. Ставится на голосование таблица 2 без 2-й поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 31 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принимается таблица. Включите микрофон Иванову Сергею Владимировичу. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, 2-я поправка просто излагает в более полном, так сказать, в расширенном варианте сам текст. То есть здесь предлагается: глава исполнительной власти отчитывается ежегодно, в том числе и по вопросам, которые перед ним ставит представительный орган. Раз уж мы, так скажем, сверху спускаем им эту демократическую норму, сами они не в состоянии подобные вещи принять, то почему бы не прописать в этой норме, что отчитывается глава исполнительной власти не только о том, о чём хочет рассказать, но и включить именно те вопросы, которые перед ним будут поставлены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет, ваша точка зрения. ИЗОТОВА Г. С. Нет, разрешите с этим не согласиться, потому что сама поправка предлагает опять же норму - заслушивать ежегодные отчёты высшего исполнительного органа, а не высшего должностного лица. Сама концепция абсолютно иная - это во-первых. Во-вторых, уважаемые коллеги, это будет некое противоречие. И тогда в этом случае придётся возвращаться опять к таблице поправок 1, если вообще рассматривать данную поправку отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2, которую депутат Иванов предлагает поддержать. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 22 сек.) Проголосовало за 14 чел.3,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 15 чел. Не голосовало 435 чел.96,7% Результат: не принято Отклоняется. У меня высветилось: "по ведению" - Решульский. Именно по ведению или вы хотите выступить, Сергей Николаевич? По ведению. Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я по ведению почему попросил перед голосованием? Чтобы Иванову Сергею Владимировичу сказать: то, что он предлагает... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть в законе. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ...уже принято первыми поправками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, да, совершенно верно. То есть имеется в виду, что при отчёте высшее должностное лицо субъекта Федерации выступает в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом власти. Коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста. А, не надо, пока не присаживайтесь. Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 29 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Галина Сергеевна. ИЗОТОВА Г. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, и Комитет по делам Федерации и региональной политике просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто-то на выступлении по мотивам? Да, настаивают: Решульский и Иванов. Присаживайтесь, Галина Сергеевна. Пожалуйста, депутат Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович. Я просто взял эти три минуты, чтобы акцентировать внимание всех присутствующих в зале, да и тех, кто будет исполнять этот закон, на следующем моменте. Приняв такую поправку, что выступает с ежегодным отчётом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, мы, однозначно, закрепляем теперь положение о том, что перед законодательным собранием субъекта Российской Федерации с отчётом об итогах работы за прошедший год выступает либо президент субъекта Российской Федерации, либо губернатор. У нас, знаете, две такие... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глава региона, Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Глава региона, да, глава субъекта Российской Федерации. Я это специально говорю, чтобы в дальнейшем не было каких-то разночтений. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты прошло, да? Наверное, ошиблись, режим не тот установили. Ну, я думаю, тут нет никакого умысла. Сергей Николаевич, заканчивайте выступление, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я тоже думаю, что здесь умысла никакого нет, но на это нам надо особо обратить внимание, потому что уже пошли вопросы. Я, как член комитета, об этом говорю ответственно. Уже задают из регионов вопросы: так кто же будет отчитываться - вот у нас есть президент, вот у нас есть председатель правительства, как вот президент будет отчитываться за председателя правительства или за правительство? Я думаю, принятием этого закона мы, с одной стороны, повышаем полномочия президента, ну, глав регионов, будем называть так, и в то же время повышаем ответственность. И другой немаловажный момент, по которому многие задают вопросы: а каким же итоговым документом будет заканчиваться это обсуждение, это заслушивание отчёта? Ну, наверное, практика должна быть подобна той, что сложилась в стенах Государственной Думы: своим Регламентом или своим законом субъекты Российской Федерации, законодательные собрания устанавливают этот порядок - что по итогам этого обсуждения принимается постановление. Ну, уж если кто-то рискнёт там, в субъектах Российской Федерации, принимать с оценкой или без оценки эффективности работы высшего исполнительного органа власти субъекта Федерации, то это, наверное, будет на усмотрение субъекта Российской Федерации. Поэтому, заканчивая, я ещё раз подчёркиваю, уважаемые коллеги: этим законом мы обязываем глав регионов отчитываться перед законодательным собранием, независимо от того, как называется эта должность - губернатор ли, президент ли, глава исполнительной власти ли, - но именно они будут отчитываться перед законодательным собранием. Надо это поддержать в третьем чтении обязательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. Включите микрофон на центральной трибуне. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, как тут не вспомнить замечательные стихи: "Царь велел, - говорит урядник, - чтоб народ выбирал господ, и я всех запру в курятник, кто указ не признаёт". Вот данный законопроект в принципе то же самое - мы играем в видимость демократии, спускаем сверху вниз демократическую процедуру. Ну, хорошо, примут они, по федеральному закону будут обязаны принять, а дальше что? Что, спрашивается, дальше? Если во всех законодательных собраниях абсолютное большинство у нашей уважаемой партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", то, что бы им ни говорил губернатор, хоть то, что солнце на западе встаёт, они всё будут на ура принимать и аплодировать. Как сегодня, когда Хинштейн бездоказательно выступал... Ну и что дальше? Все похлопали. Он хоть бы одну статью привёл, по которой уголовное прошлое этот человек имеет. Ничего же не было сделано! Абсолютно то же самое будет в регионах. То есть мы продекларировали: да, теперь вроде как глава исполнительной власти будет приходить и перед собранием отчитываться. Они и так часто приходят докладывать. Кто работает в регионах, знает, что практически на все заседания областных Дум, ну, почти на все, приезжает губернатор, если он не совсем ещё зазнался и ни в грош не ставит законодательное собрание или оно там абсолютно ручное. Приезжает, докладывает, отстаивает свою точку зрения - вот вам и отчёт тот же самый. То же самое у нас на уровне Государственной Думы происходит. Вот когда здесь Иванов выступал... Кстати, удивительно, я почему-то не видел в прессе отражения, упоминания даже об этом выступлении. Как он сказал? Вывески. Вот всё превращается в вывеску, как и Государственная Дума превратилась в вывеску. И это то же самое - вывеска будет самая что ни на есть... Мы поддержим данный законопроект. Но когда всё это сверху спускается, то это не нежизнеспособно и работает. Ни ответственности, ни механизмов - ничего такого он не даёт. Хорошо, если пришёл, а если не пришёл, тогда что? Депутаты его лишат должности, отрешат от занимаемой должности? Нет, такого же не прописано, он может и не приходить совершенно спокойно. Поэтому ничего этот закон не изменит. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для справки: дважды депутат Иванов, который сейчас выступал, сказал, что данный законопроект спущен сверху. Я для сведения напоминаю, что данная законодательная инициатива принадлежит оренбургскому Законодательному Собранию. Сейчас мы рассматриваем в третьем чтении эту инициативу. Представитель президента хотел бы выступить? Нет. Представитель правительства? Также нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В рамках "часа голосования" мы это делаем. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 27 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принимается закон.
Заседание № 132
О проекте федерального закона № 171021-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (об установлении контрольных полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, вот у нас есть письменное обращение депутата Когана, который просит рассмотреть вопрос без своего участия, а депутат Усачёв готов в данном случае представить позицию докладчика и содокладчика. Есть необходимость голосовать по поводу этого предложения? Тогда на трибуне депутат Усачёв. Виктор Васильевич будет выступать и как докладчик, и как содокладчик. Пункт 34. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Пожалуйста, Виктор Васильевич. УСАЧЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Указанный законопроект рассмотрен на заседании Комитета по делам Федерации и региональной политике. Поскольку я совмещаю функции и докладчика, и содокладчика от комитета, коротко скажу о сути предлагаемого законопроекта. Данный законопроект устанавливает полномочие законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заслушивать ежегодные отчёты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным региональным парламентом, а также полномочие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представлять законодательному органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанные отчёты. Как известно, аналогичный принцип представления отчётов Правительством Российской Федерации Государственной Думе уже реализован на федеральном уровне. Хочу сказать, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих решениях отмечал, что конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты Российской Федерации исходили из федеральной схемы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти, и организация власти на уровне субъектов Российской Федерации должна соответствовать организации власти на уровне Российской Федерации. Таким образом, предложенные в указанном законопроекте полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации соответствуют Конституции Российской Федерации, действующим нормам федерального законодательства и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации. Кроме того, в комитете имеется статистика: актуальность этого законопроекта бесспорна, так как в двенадцати субъектах такие законы уже приняты и действуют. Я ещё хочу отметить, что предложенный законопроект направлен на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября текущего года. С учётом изложенного Комитет по делам Федерации и региональной политике просит Государственную Думу принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, пожалуйста, вопросы. Да, есть вопросы, я вижу: депутат Иванов, депутат Локоть. И депутат Емельянов, да? Нет? А мне показалось, что вы руку держите. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Виктор Васильевич, скажите, пожалуйста, какой позиции придерживается правительство? Если есть возражения, то с чем они связаны? УСАЧЁВ В. В. На данный момент позиция правительства - принять, рекомендовать к принятию. Я согласен, что до этого была другая позиция, но на сегодня позиция правительства - рекомендовать принять данный законопроект, правительство поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Виктор Васильевич, может быть, не совсем правильно адресую вопрос вам, тем не менее. Из послания президента и из самой логики, вообще говоря, следует, что отчётность глав администраций как уровня государственной власти, так и уровня местного самоуправления должна ежегодно быть. Каково отношение к тому, чтобы данную норму распространить и на местное самоуправление? УСАЧЁВ В. В. Есть два варианта. Скорее всего, надо будет вместе с регионами обсудить эту проблему. Возможно, при рассмотрении во втором чтении мы сможем дать такие полномочия регионам. Это как один из вариантов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов больше нет. Присаживайтесь, Виктор Васильевич. Есть ли желающие выступить? Есть, Иванов, Федоткин. Всё, да? Пожалуйста, Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, у меня не столько выступление, сколько будет просто вот такая реплика. Сам по себе данный законопроект ничего не даст. Мы с вами слышали столько раз вот эти отчёты, которые губернаторы делают (я уже не раз слышал по Рязанской области) и руководители муниципальных образований. И всегда они идут по одному и тому же сценарию: идёт доклад примерно час, час двадцать - только хорошее и (по договорённости никаких вопросов не задавать) никаких выступлений. Вот сколько я слышал отчётов, все идут по этому сценарию, и законом мы не заставим никого сделать так, чтобы обсуждение проходило действительно заинтересованно, действительно демократично, чтобы были выслушаны разные стороны, разные точки зрения. А без этого ни оценить правильно ситуацию прошедшую, ни выработать какую-то линию на будущее невозможно. Не дают выступать никому, не дают обсуждать никому. Формально отчёт есть - по сути его нет. И вот попомните, именно так это и будет. Как это сломать, чтобы было обсуждение, учитывались мнения разных фракций, разные взгляды, разные точки зрения, я не знаю, но данный закон ни на шаг не продвинет вперёд обсуждение состояния региональных, муниципальных дел за прошедший год. Хотя по закону всё будет нормально, ситуация ухудшаться будет по-прежнему. Ещё раз подчёркиваю: потому что никаких разных точек зрения, никакой демократичности при обсуждении на местах никто - это коллеги-"единороссы" - не допускает. И в этом самая страшная беда. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста, ваше выступление. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, ну, в принципе действительно это было отражено в послании. У нас в Госдуме практика эта уже прошла апробацию, первый раз... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. С участием первого лица - один раз, да, а потом уже пошло немножко по-другому. Есть такое право у органов местного самоуправления. Но проблема немножко в другом. Первое заключение правительства было отрицательным, поскольку они посчитали, что данной нормой мы как бы вмешиваемся в компетенцию органов местного самоуправления, вернее, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Отчасти, может быть, они даже и правы. Вы знаете, что мы не всегда поддерживаем правительство, как правило, мы его не поддерживаем, но здесь готовы согласиться, что отдельные элементы, так скажем, законодательного насилия в этом случае есть, и непонятно, почему не работает, например, ваш хороший механизм партийной инициативы. Насколько я знаю, у нас недавно в Курской области были приняты изменения в избирательный кодекс, они были приняты потому, что рекомендовал генсовет партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Довольно неплохие изменения, за исключением системы подсчёта голосов по методу Империали, который никому ничего не гарантирует и никакой пропорциональности не соблюдает, но в целом нормальный. И депутаты приняли. То есть инициатива должна идти с мест. Если так дальше будут спускать, что, мол, да, пусть отчитаются, к чему это всё приведёт и что это даст? По-моему, ничего не даст. А вот если на уровне местного самоуправления депутаты действительно проявляют принципиальность и заинтересованность, то главы администраций к ним приходят на отчёт, те им высказывают всё, что о них думают, и в принципе здоровая конкуренция присутствует. Вот напрасно мы от этого отошли. То есть мы сейчас вроде как говорим, что у нас конструктивное сотрудничество с исполнительной властью. Конструктивное сотрудничество должно быть, но должны быть ещё и конкуренция, и состязательность. Не зря в советское время МВД конкурировало с КГБ, не зря Ельцин тоже создавал систему сдержек и противовесов, потому что без этих вещей доминант какой-то одной силы приводит к застою и загниванию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Не настаивают на дискуссии. Докладчик? Тоже нет. Ставится на голосование законопроект, пункт 34, в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 10 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.