Заседание № 116
21.09.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 170836-4 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О политических партиях" (в части проведения контрольной выборки списка членов регионального отделения политической партии).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5019 по 5218 из 6196
Пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О политических партиях". Доклад депутата Государственной Думы Виктора Аркадьевича Тюлькина. Пожалуйста, Виктор Аркадьевич. ТЮЛЬКИН В. А. Уважаемые коллеги, а также коллеги по несчастью! По форме предлагается проект о внесении изменения в закон "О политических партиях", по сути, как я понимаю, это больше будет позиция коммунистов, поэтому подчеркиваю, что выступаю я по поручению Центрального комитета Российской коммунистической рабочей партии, а также наших союзников из КПРФ. Речь идет о том, что изменениями, которые мы внесли в закон "О политических партиях", установлены новые критерии по численности: общей - не менее пятидесяти тысяч и в региональных отделениях - не менее пятисот человек, а также введен механизм предъявления поголовного списка членов партии в регистрирующие органы. На вопрос, для чего это делается, регистрирующие органы заявляют: "Для проверки". В данном случае хочу подчеркнуть, что против процедуры проверки, раз уж закон принят, мы не возражаем. Предлагается только вот этот механизм, который вольно или невольно вводит процедуру поголовного контроля за политическими убеждениями, за политической принадлежностью всех наших граждан, изменить, не допустить, а именно численность проверять через списки, которые находятся в политических партиях. Они предъявляются при регистрации, но не сдаются в регистрирующий орган. Вот это главная суть закона. А механизм может быть выбран любой - то ли проведение выборки контрольной, и далее следующие выборки или отказы, то ли приход представителей, уполномоченных партией, в назначенный день со списками и проведение соответствующих процедур, проверок совместно, то ли приход представителя регистрирующих органов в партийные организации и проведение работы там и так далее, и тому подобное, это уже вопрос второй. Однако на предварительном этапе и регистрирующие органы, и профильный комитет на этом рубеже уперлись и принимать такой порядок категорически не согласны. Хотел бы прокомментировать несколько доводов, которые приводятся коллегами-депутатами. Первое: предлагаемый нами путь невозможен. Спрашивается - почему? Интересно отметить, что мы даже не предлагаем ничего нового, такой порядок существует сегодня. До сих пор все партии регистрировались именно так: приходили, докладывали свою численность, показывали списки и договаривались, каким образом будет осуществляться процедура контроля. И об этом даже были специальные устные договоренности с Минюстом, который до сих пор занимался контролем всех этих дел. Второе, на что хочу обратить внимание. Наша партия имеет контакт с семьюдесятью пятью коммунистическими, рабочими, социалистическими партиями разных стран на всех континентах. Ни в одной стране данного порядка не существует, не наблюдается, даже в странах с самыми одиозными режимами, я не беру те, которые запрещают вообще их деятельность. Перед заседанием я специально обзвонил наиболее крупные европейские левые партии - французов, итальянцев, греков, немцев, болгар - тех, кто имеет парламентское представительство, все удивлены действиями нашей "Единой России" и говорят: интересные у вас демократы появились. Следующий момент, на который также хочу обратить внимание. Один из доводов, с которым будет выступать, наверное, товарищ из профильного комитета, заключается вот в чем: "Слушай, а чего бояться? Вроде у нас свобода, у нас свобода слова и так далее, и тому подобное. Тем более, что в законе вроде бы есть сноска, что данная информация конфиденциальна и за разглашение могут последовать определенные санкции или что-то такое". Во-первых, насчет закрытости информации позвольте заметить, что это мы уже проходили, и большинство знают, какие базы данных гуляют в каких местах, на каких рынках, сколько они стоят. Тем более, наверное, нет препятствий, когда речь идет о властных каких-то структурах. Во-вторых, сегодня уже имеются факты, и мы это знаем, давления со стороны властных органов на тех же кандидатов в депутаты с предложением не выставляться или сойти с дистанции и так далее. Совсем недавно мы такой пример разбирали, слышали заявление коллег из ЛДПР. Ну и, наконец, из теории известно, что по своей природе так называемые режимы буржуазной демократии в периоды кризиса способны вызывать для спасения режимы фашистского толка. Более того, в сегодняшней Европе мы знаем примеры, когда поднимают головы неофашисты, когда пытаются ввести законы о люстрации или другие запреты, связанные с политическими убеждениями. Мы знаем примеры, когда запрещается символика, когда ведется борьба, так сказать, с датами, с историей и так далее, и тому подобное. Совсем недавно политкомиссия ПАСЕ пыталась внести на обсуждение закон о запрете якобы преступлений коммунистических режимов. Пока эта попытка получила дружный отпор со стороны прогрессивной и просто демократической, разумной общественности, но это не значит, что эти попытки не будут повторяться вновь, вновь и вновь. В данном случае еще раз обращаю внимание, что предлагается путь, ни в коей мере не уводящий в сторону от механизма контроля численности, предлагается единственное: не дать возможности сползти сегодняшней нашей системе власти в сторону полицейщины. Обращаю внимание, что данная норма закона еще не действует, вступает она в силу только с 1 января 2006 года, поэтому, пока не поздно, мы можем без больших усилий данную промашку подправить и сохранить демократическое лицо нынешней российской власти, и в том числе парламента. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Сергея Владимировича Житинкина. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ЖИТИНКИН С. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Виктор Аркадьевич очень ярко тут обрисовал проблему, а я, как представитель комитета, хотел бы все-таки остановиться на законопроекте конкретно. Итак, представленный законопроект "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О политических партиях", внесенный депутатами Тюлькиным, Локотем, Плетнёвой и Решульским, достаточно подробно обсуждался на заседании комитета, как уже говорил Виктор Аркадьевич. На заседание комитета были приглашены представители Минюста, Правового управления, Центральной избирательной комиссии, а также авторы законодательной инициативы. Я не буду подробно останавливаться на всех замечаниях по законопроекту - они были высказаны в ходе дискуссии на заседании комитета Виктору Аркадьевичу Тюлькину, - а остановлюсь лишь на основных моментах. Итак, о тексте. В нем так изложено: территориальный орган в присутствии уполномоченного лица может произвести проверку. То есть может произвести проверку, а может и не произвести. Этой записью мы абсолютно ничего не решаем, нет императива, что он должен проводить проверку. Данную норму мы не сможем изменить и ко второму чтению, это концептуальная вещь. Второй момент. Указан процент. Логика, которая здесь используется, взята из избирательного законодательства, из проверки подписных листов, она основана на случайной выборке и так или иначе будет требовать изменения величины процента. Единый процент для всех региональных отделений записать невозможно. Одно дело - крупное региональное отделение в шестьдесят тысяч человек, где 5 процентов - это три тысячи человек, это солидный массив, на базе которого можно выявить достоверность, другое - региональное отделение с минимальной численностью, двести пятьдесят человек. Здесь достаточно пяти-шести человек, чтобы региональное отделение сняли с дистанции. И если бы только региональное отделение! Запись во второй части, втором абзаце законопроекта ухудшает, и капитально ухудшает сегодняшнее положение абсолютно для всех партий. Обратите внимание, здесь записано, что результат проверки одного регионального отделения распространяется на весь список членов партии. Значит, если в каком-либо регионе забраковали, к примеру, КПРФ, с дистанции сходит вся партия. С этим никак нельзя согласиться. Это принципиальное положение. Далее. Необходимость соблюдения определенной нормы численности членов регионального отделения - не единственное требование закона, предъявляемое к политическим партиям, есть и другие требования. Членами политической партии могут быть только граждане Российской Федерации, только те, которые достигли восемнадцати лет. Член партии может состоять только в одном региональном отделении и только в одной политической партии. Как проверить эти данные в отношении всего списка при контрольной выборке? Этого сделать просто невозможно. Помимо всего прочего, законопроект не содержит никаких требований к самой процедуре проведения контрольной выборки, не определяется срок, в течение которого она должна проводиться, не устанавливается, как будут оформляться результаты проверки и так далее. Виктор Аркадьевич, мы, безусловно, понимаем и разделяем опасение, что сведения о членах партии могут попасть в недобросовестные руки, использоваться в неблаговидных целях и может также оказываться давление на этих людей. Однако это не является предметом рассмотрения данного закона, скорее, надо вносить поправки об усилении ответственности в административный кодекс. На представленный законопроект комитетом получен отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации и Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. Предложение нашего комитета - отклонить представленный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Иванов Сергей Владимирович желает выступить. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Краткая ремарка. Уважаемые коллеги, действительно очень важная тема. Я являюсь координатором Курского регионального отделения ЛДПР. Там числятся около тысячи человек, если быть точным - почти тысяча, не существуют, а именно числятся. Это нормальные, реальные, живые люди. Я вот не понимаю, почему я должен отдать все эти списки человеку из Министерства юстиции, из отделения. Пожалуйста, пусть он приходит, сядет, посмотрит, проверит, есть ли на самом деле человек или нет. А вот когда, извините, наш губернатор Курской области еще не перешел в "Единую Россию", а был членом Коммунистической партии и оголтело записывали, извините, в "Единую Россию" людей, додумались до того, что записали его родную сестру, забыв, что брат не относится к этой партии. То есть такие нюансы существуют. И проверить, кто в какой организации состоит, по нескольку раз записан, - это, конечно, вопрос, действительно требующий внимания. Но отдавать списки всех членов вашей партии, я считаю, некорректно, потому что человек имеет право сообщать либо не сообщать о принадлежности к тому или иному политическому объединению. И я считаю, что нужно этот вопрос обязательно проработать ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 35 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3% Результат: не принято Не принято.